• История комиксов. Виды комиксов Когда вышел первый комикс

    Вообще–то комиксы не едят. Обычно их «глотают», если этот продукт – результат хорошего вкуса художника. Если же комикс «не вкусен», то полученный результат оправдывает всю критику, на него обрушившуюся. К сожалению, «не вкусные» встречаются гораздо чаще, но это обычное явление в любом виде искусства. «Стоп, а при чём здесь искусство?» – спросите вы. Что ж, для начала определимся, что же это за зверь такой.

    Слово «комикс» образовалось в результате слияния двух английских слов: comic (комический, смешной) и strip (полоса, картинка). В собственном смысле слова comics появился только лишь в результате конкурентной борьбы между крупными нью-йоркскими газетами, в которых он печатался в 90-х годах XX века.

    Вы хотели узнать о комиксах больше, но не знали, где искать достойную информацию? Теперь у вас есть уникальная возможность стать настоящим экспертом в этой области искусства! В творческом альманахе Artifex появилась новая колонка. Её ведущий - Олег Семенюк , автор первого в стране фундаментального научного исследования в области «смешных картинок», а кроме того, нескольких статей по истории российского комикса в различных зарубежных изданиях, включая «Американскую энциклопедию комиксов».
    Автор долгое время работал главным редактором журналов банковской тематики, а сейчас занимается издательским бизнесом. Также наш эксперт увлекается яхтингом, хоккеем и имеет красный пояс айкидо!


    Поэтому видеть комиксы в гобеленах некоторых европейских монархов, церковных приделах, изображениях этапов крестного пути, лубочных картинках и даже египетских барельефах – то есть во всем том, что настойчиво стараются представить в качестве предков комикса − значит, заблуждаться всерьёз и надолго. Потому как комикс представляет собой современную форму повествования в картинках с вписанным текстом или без него; одна из главных примет комикса – пузырь, основной элемент языка комикса.

    Именно пузыри предшествовали появлению комиксов. Пузыри можно обнаружить еще в записках самого Леонардо да Винчи! Это были осторожные попытки использования нового языка, который бы сохранил и нормативные элементы написанного слова и дополнил бы его визуально – картинкой.

    Соединить текст и образ удалось гениальному английскому художнику и иллюстратору : в его творении A Harlot"s Progress (1734) («Карьера проститутки») им были заложены определенные характеристики комиксов: он восстановил последовательную природу визуального повествования и в то же время изображал действия, как на сцене, придавая им драматический оттенок. Его изобретение явно отличалось от традиционной того времени и необходимо было его как-то назвать. Драматический оттенок требовал постоянного использования так называемого «пузыря» или «облака» (формы, существующей в течение долгого времени).

    В ХIХ веке наблюдался расцвет рассказов в картинках, подталкиваемый такими техническими новшествами, как цинкография и позднее – фототипия. Но в этих рассказах текст и картинки были все еще отделены друг от друга. С художественной точки зрения рассказы-картинки достигли своего апогея при швейцарце Родольфе Тёпфере (Rodolphe Töpffer).

    Работами этого художника-карикатуриста и писателя восхищался не кто-нибудь, а великий Гёте! Сегодня Тёпфера часто называют одним из основоположников современной карикатуры и иллюстрированной , отцом получивших широкое распространение рисованных комических серий (комиксов) и заслуженно ставят в один ряд с такими знаменитыми художниками-стариками, как Уильям Хогарт, Оноре Домье, Вильгельм Буш.

    Немец Вильгельм Буш (Wilhelm Busch) был более существенной фигурой в истории комиксов. Его «Макс и Моритц» (Max und Moritz), опубликованные в Германии в 1865 году, отличала невиданная ранее особенность: рисунки неразрывно срослись с текстом, что даёт серьёзный повод считать Макса и Моритца предвестником комикса. Причём в жанре чёрного юмора: история Макса и Морица заканчиваются печально: озорники попадают под жернова мельницы и идут на корм уткам.

    Француз Жорж Коломб ввел новые приемы: изображение действий с непривычной точки зрения и сжатая форма повествования, что явилось предвестником новых технических приемов в комиксах. Будучи заместителем директора ботанической лаборатории Сорбонны, он под псевдонимом Кристоф (фр. Christophe, от французского имени Христофора Колумба – Christophe Colomb) создавал комиксы, которые были популярны среди французской интеллигенции, но печатались в детской газете Le Petit Français illustré. Среди его комиксов – L’idée fixe du savant Cosinus (1893-1899), La Famille Fenouillard (1889); Le Sapeur Camember (1890-1896); Les Malices de Plick et Plock (1893-1904) и Le Baron de Cramoisy (1899).



    Получается, что к концу XIX века была подготовлена и обильно «сдобрена» европейским «черноземом» благодатная почва для появления нового жанра комикса. Предприимчивым янки оставалось лишь ее «вспахать» и «засеять». Но на тот момент американские художники были далеко позади своих европейских коллег. И, в сущности, первоначальный импульс к созданию комиксов исходил не от их авторов, а от издателей, которые в воскресных приложениях создавали наиболее подходящие способы для выражения идей художников.

    ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ВОСЬМЁРКА

    Джозеф Пулитцер первым воспользовался воскресным приложением как витриной для своей газеты World. Именно на её страницах в 1894 году появился «прадедушка» всех нынешних комиксов. Эта забавная история с шутливо-серьезным названием «Рождение новых видов, или объяснение эволюции крокодила» с элементами «черного» юмора считается родоначальником не только комиксов, но и немых комических кинолент, а еще – знаменитой диснеевской мультипликации. А нарисовал его известный американский художник-карикатурист, один из классиков жанра комикса – Ричард Фелтон Аутколт (Richard Felton Outcault).

    Чтобы ещё больше привлечь внимание читателей, Пулитцер увеличил количество разноцветных полос и иллюстраций, включая и комиксы. Связь между этими нововведениями привела к историческому появлению произведения Ричарда Аутколта «Желтый ребенок» (Yellow Kid) 16 февраля 1896 года. «Желтый ребенок» не был комиксом в современном понимании этого слова, но его появление стало этаким «свидетельством о рождении» для нового жанра. На страницах World были предоставлены все основные элементы внешнего вида комиксов: последовательное повествование, одинаковые персонажи, диалоги в рамках рисунка.

    Вскоре на страницах New York Herald появился еще один персонаж комиксов, созданный Аутколтом, – Buster Brown (1902). Мало кому известно, что именно Бастер Браун послужил прототипом всех современных «суперчеловеков» – атлетических гигантов с крупными затылками и крепкими волевыми челюстями. И даже самого Супермена!

    Уильям Рэндольф Херст, молодой конкурент Джозефа Пулитцера, основал в 1887 году новое красочное приложение American Humorist, для которого он, кстати, нанял весь персонал World. Под неусыпным взором Херста на страницах этого издания художники постепенно неосознанно создали особый язык, который вместе с кинофильмами стал причиной нового взгляда на существующую действительность. Херст по праву заслужил называться «крестным отцом» новоиспеченной формы повествования (только много позже ее будут называть «комиксом»). Из группы художников, которых он собрал для своего American Humorist, трое стали известными: Ричард Аутколт, Джеймс Свиннертон (James Guilford Swinnerton) и Рудольф Диркс (Rudolph Dirks), соответственно авторы «Желтого ребенка», «Журнальных тигров» и «Беспокойных малышей» (последний, возможно, был единственным самым значительным творением за всю историю комических лент).

    Художники комиксов придумывали темы и создавали условности с огромной скоростью. Утонченность линий, искусность дизайна были подчинены возможности выразить себя совершенно новым языком. Их творения были наполнены всеобъемлющим чувством открытий, отчаянной импульсивностью, казалось бы, бесконечных возможностей жанра.

    Фредерик Бурр Оппер (Frederick Burr Opper) стал тем первопроходцем, который навел порядок в хаотичном мире комиксов: он направил все стремительные, дерзкие и часто противоречивые эксперименты в одно русло, в то же время проводя их по четкой схеме и в определенном направлении. Его «Хэппи Хулиган» стал прообразом бродяги Чарли Чаплина, а Глуми Гас уже носил маску Бастера Китона! Его особая манера черного юмора и фарса позже нашли свое воплощение в комедиях Мака Сеннета. Даже его технику повествования можно было найти в кино.



    Вот такой была первая четверка художников, на которых лежит самая большая ответственность за искусство комиксов. К началу ХХ века приблизительные очертания нового жанра были уже очевидны. Жизненные убеждения и словарный состав комиксов: речевые «пузыри», ономатопея, линии движения, картинки в рамках уже использовались в качестве принятой нормы и постепенно входили в сознание читателей. Это объясняет более чем случайное сходство между ними.

    Около 1905 года наблюдаются первые осознанные стремления создать независимую и оригинальную форму искусства. Таким новатором стал художник Уинзор Маккей (Winsor McCay). Его целеустремленное и выдающееся исследование новых семантических структур и тематических вариаций, начиная с «Маленький Сэмми чихает» и углубляясь в «Сон знатока сырых гренок», нашло свое полное и ослепительное воплощение в «Маленьком Нэмо в Сламберленде», где Маккей достиг единства между содержанием и темой.

    Однако ни один человек не внес такой огромный вклад в основной вид комиксов, как это сделал Джордж Макманус (George McManus), молодой художник-карикатурист, который демонстрировал свое почти внушающее страх мастерство линий, редкое чувство ситуации, безошибочный навык в диалогах в таких творениях, как «Попрошайка Пит» и «Молодожены».

    Особняком от других стоит Чарльз Уильям Кейльс, который был влюблен в жанр как таковой и был настолько увлечен его многовариантными возможностями, что не мог связать себя с каким-то одним направлением.

    Каждый из этих художников внес свой уникальный вклад в развитие жанра, сделав его более изящным и придумав много повествовательных и визуальных приемов, которые сейчас являются частью языка комиксов. Все они работали в разных стилях, но сообща подняли комиксы до той высоты, на которой их уже можно узнать как строгую и оригинальную форму искусства.

    Главный человек в истории Marvel логичным образом старше своих героев — сама компания появится, когда ему будет уже 16, и работать он в ней начнет почти что со дня основания. Сперва — ассистентом, заполняющим чернильницы и покупающим кофе; через несколько лет — одним из авторов. А в начале 1960-х Ли вместе с соавторами придумает почти всех главных героев Marvel, которые принесут издательству успех: от Человека-паука до Людей Икс.

    1939. Основание Timely Comics

    В конце 1930-х комиксы про супергероев только-только начали появляться — и издатель Мартин Гудмен, выпускавший бульварное чтиво и детективные и приключенческие журналы, решил заодно освоить и эту нишу. Все его разные комиксы и журналы делала одна команда авторов, но в рамках неоднозначной бизнес-модели Гудмена выпускались они под брендами вымышленных издательств. Одним из них и было Marvel Comics — через 22 года, когда Гудмен окончантельно решит переключиться на комиксы про супергероев, этот вымысел станет реальностью — и станет новым названием компании.

    Март 1941. Капитан Америка: первый Мститель

    В 1941-м Timely Comics создали Капитана Америка, супергероя-патриота, переродившегося из хлюпика в секретное живое оружие в борьбе с фашизмом. Во Вторую мировую таких героев в комиксах было много, и читали про них даже солдаты на фронте, — впрочем, Капитан Америка оказался успешнее прочих. После войны популярность Капитана упадет, и вернется он в пантеон Marvel только в 1964-м: члены новообразованной группировки «Мстители» найдут его замерзшее тело в Атлантическом океане и фактически воскресят.

    1961. Создание вселенной Marvel


    К началу 1960-х некоторые супергерои уже были знакомы друг с другом — правда, принадлежали они не Marvel: Бэтмен и Супермен регулярно встречались друг с другом на страницах DC Comics. Стэн Ли, взявшийся за первый номер «Фантастической четверки», решил развить и усугубить эту идею: с того момента все герои Marvel жили в одной вселенной, вместе влияли на судьбу своего мира — и вместе определили дальнейшую судьбу компании. «Фантастическая четверка» стала небольшой революцией в жанре еще и по другой причине: Ли впервые стал показывать супергероев как личности. Четверка была не просто командой, а семьей: они жили в одном доме, решали личные проблемы, мирились, ссорились — все как у людей.

    1962. Халк и Тор


    Тот год вообще был крайне плодотворным для Marvel — именно тогда на страницах комиксов появились будущие хедлайнеры издательского канона Доктор Дум и Человек-паук. Тогда же Стэн Ли придумал радиоактивного монстра Халка, самого физически сильного персонажа вселенной Marvel. Тремя месяцами позже силу Халка понадобилось уравновесить, и Ли выпустил в мир Marvel скандинавского полубога Тора. Впрочем, Халк так и остался чемпионом: считается, что сила его неисчерпаема; чем больше Халк злится, тем сильнее становится, а злиться он может до бесконечности. Кроме прочего, Халк и Тор обозначили расширение жанровых горизонтов Marvel — первый явно был инспирирован научной фантастикой, второй же пришел прямо из «Старшей Эдды».

    Март 1963. Железный человек


    Один из самых харизматичных персонажей Marvel и самый молодой участник нынешней команды «Мстителей»: наследник гениального изобретателя, хозяин капиталистической индустриальной империи, бонвиван, циник, эгоист, практически готовый персонаж Айн Рэнд. Стэн Ли придумывал Тони Старка, под влиянием обстоятельств облачившегося в дающий сверхспособности механический костюм, как героя, который противостоял бы новому гуманизму и политкорректности начала 1960-х, — соответственно, история духовного перерождения Старка может в своем роде служить параллелью тому, что в тот момент происходило с державой (с поправкой на то, что гуманитарные ценности Железный человек насаждал с помощью огнестрельного оружия). Под псевдонимом Tony Stark не раз записывался рэпер Гостфейс Килла.

    1963. Дебют «Мстителей»


    Герои-одиночки, существующие в одной вселенной, через пару лет логичным образом собрались в одну команду — и имя ей было «Мстители». Marvel и здесь поймали тренд — примерно тогда же DC Comics придумали Лигу справедливости, однако от конкурентов «Мстители» отличались тем, что состояли в них не звезды, но сравнительно новые персонажи: Железный человек, Тор, Халк, Человек-муравей и Оса. Впрочем, за сорок лет мстителями успели побывать практически все основные герои: членство в команде — высшее признание во вселенной Marvel.

    1965. Организация «Щ.И.Т»

    S.H.I.E.L.D. («Щ.И.Т.») — одна из главных правительственных организаций вселенной Marvel, что-то вроде смеси ФБР и ЦРУ. Появились они в середине 1960-х в комиксах про Ника Фьюри и поначалу были шпионской организацей с туманными функциями, а сам Фьюри играл роль условного Джеймса Бонда. За пятьдесят лет «Щ.И.Т.» разрослись до полноценной политической силы, порой встающей выше американского правительства: например, именно они были главными сторонниками Акта регистрации супергероев и крупными игроками гражданской войны (см. ниже). В фильмах «Щ.И.Т.» меньше лезут в политику и скорее занимаются тем, что стараются держать под контролем супергероев и прочие аномалии.

    1966. Первый чернокожий супергерой


    Организация «Черные пантеры» и герой Marvel Черная пантера появились почти одновременно, но создатели комикса не имели в виду повестку дня — просто совпало. Цвет кожи тут сам по себе был революционным (другие темнокожие супергерои появились только через пять лет), а кроме того — Marvel сделали его еще и интеллектуалом: Черная пантера имел докторскую степень в физике, а Ваканда, — вымышленная африканская страна, которой он правил, — была очень технологически развитой державой.

    1973. Первая смерть персонажа


    Зеленый Гоблин похищает девушку Человека-паука, блондинку Гвен Стейси, и бросает ее с моста; Паук ловит любимую паутиной, но слишком резко — и ломает ей шею. Публика в шоке — до сих пор на страницах комиксов если кто и погибал, то только злодеи и персонажи второго плана. Этот выпуск «Человека-паука» стал финалом романтического и наивного Серебряного века комиксов: с того момента злодеи стали страшнее, проблемы — реальнее, а родственники и знакомые супергероев (особенно женского пола) превратились в пушечное мясо.

    1986. «Говард-утка»: первый полнометражный фильм по комиксам Marvel


    Первая марвеловская экранизация, как ни странно, была основана не на флагманской серии, а на постмодернистском комиксе про человекоподобную утку из космоса по имени Говард. В книгах про Говарда было много сатиры и комментариев на злобу дня, с фильмом вышло наоборот — спродюсировавшему его Джорджу Лукасу интереснее всего были спецэффекты. В итоге «Говард-утка» собрал в прокате всего на миллион больше, чем было потрачено на его создание, и Marvel до конца 1990-х в кино не возвращались.

    1992. Первый супергерой-гомосексуалист


    Тема борьбы за права меньшинств для комиксов про Людей Икс всегда была определяющей: тут и очевидные параллели между Профессором Икс и Мартином Лютером Кингом, и антиантисемитизм Магнито, и большое количество неамериканцев среди самых популярных персонажей франшизы (Росомаха — канадец, Шторм — африканка, Колосс — русский и так далее). В 1990-х Marvel решили нарушить и сексуальные табу: мутант второго плана Полярная Звезда открыто заявил на страницах комикса о том, что он гей. С тех пор гомосексуалистами оказались десятки персонажей и у Marvel, и у их конкурентов, а Полярная Звезда вот-вот сыграет первую супергеройскую однополую свадьбу.

    1992. Раскол в Marvel и основание Image

    Сценаристы и художники довольно долго были в индустрии комиксов существами фактически бесправными — вне всякой зависимости от их таланта и популярности. Все изменилось, когда восемь звезд Marvel начала 1990-х ушли из компании и основали свой луна-парк — издательство Image. Новая компания не отнимала у авторов их права и не лезла к ним с советами, куда больше дозволяла на страницах своих изданий и в итоге стала главным независимым производителем комиксов, уступающим только «Большой двойке» — Marvel и DC.

    1994. Мультсериал «Человек-паук»


    К тому времени мультсериалы по мотивам комиксов Marvel уже существовали, но — именно что по мотивам. «Человек-паук» и «Люди Икс» на канале Fox задали новый стандарт: авторы сериалов исправно перевели в телевизионный формат все ключевые сюжеты первоисточников, в том числе и самые мрачные, например смерть Джин Грей в «Людях Икс». И не зря: мультфильмы пользовались большой популярностью и фактически стали поводом к тому, чтобы Marvel всерьез занялись новыми форматами — играми и кино.

    1998. «Блэйд»


    С экранизацией комиксов большую часть 1990-х дело обстояло туго: несмотря на успех бертоновских фильмов про Бэтмена, его сменщик Джоэл Шумахер снова, как 30 лет назад, свел поджанр к необязательным фетишистским хиханькам. Большая часть всех прочих фильмов по комиксам относилась максимум к категории «Б» — а про дикие и мало кем виденные экранизации «Капитана Америка» и «Фантастической четверки» нельзя сказать и этого. Чтобы вернуть Marvel на киноэкраны в приличном виде, потребовалось сильно обновить имевшегося второстепенного персонажа-борца с вампирами: из героя блэксплуатейшн-хоррора он превратился в мастера боевых искусств, стал гораздо быстрее стареть и одеваться в черную кожу с ног до головы.

    1999. Первый альбом МФ Дума


    Алкоголик-интеллектуал и по совместительству крайне влиятельный хип-хоп-деятель рубежа тысячелетий, Даниэль Дюмиле был одним одним из первых среди плеяды рэперов, не стесняющихся своих гиковских корней (см. также: Фаррелл Уилльямс и его лейбл «Звездный путь»). Железная маска, которую Дюмиле не снимает почти никогда, и псевдоним МФ Дум отсылают к гениальному марвеловскому ученому Виктору фон Думу — диктатору центральноевропейской страны Латверии и главному врагу Фантастической четверки. Дюмиле не одинок в таком подходе: актер Николас Коппола задолго до него взял себе псевдоним в честь марвеловского «героя по найму», Люка Кейджа.

    2000. Джо Кесада становится главным редактором Marvel


    Пухлый улыбчивый художник и сценарист получил сполна за то, что не отвернулся от Marvel в трудную минуту (в конце 1990-х компания обанкротилась, когда рынок комиксов практически рухнул). За десяток лет его правления издательство не просто возродилось, но даже укрепило свои позиции. Кесада привел в компанию своих приятелей из стана «независимых» и сделал упор на переиздания уже вышедших сюжетов в книжной форме, чем расстроил маленькие магазины комиксов, но порадовал тех, кто не хотел туда ходить каждую неделю.

    2000. «Люди Икс»


    Изначально затея с приглашением Брайана Сингера, режиссера камерных драм и триллеров, на блокбастер про летающих, кусающихся и исторгающих молнии людей с бюджетом в 75 миллионов выглядела, мягко говоря, неочевидной. Результат, однако, превзошел все ожидания: обычно именно этот фильм считается причиной голливудского комикс-бума последнего десятилетия. Тонкий сценарий Дэвида Хейтера, британские театральные ветераны в главных ролях, Хью Джекман с когтями, Анна Пэкуин с поцелуем смерти — так рождалась новая эпоха.

    2000. Запуск Ultimate Marvel


    Одна из главных претензий к мейнстримовым комиксам как к виду искусства состоит в том, что все детали биографии персонажей (Капитану Америка, напомним, уже исполнилось семьдесят) могут держать в памяти только очень специальные люди. Линейка Ultimate Marvel была создана с целью побороть эти представления: самые популярные герои компании (Люди Икс, Человек-паук, Фантастическая четверка) тут начинают с чистого листа. Здешняя версия Мстителей, «Ultimates» — апофеоз очистительного подхода: главных героев могут запросто убить, лидерство в команде принадлежит примерно тем, кто обычно заваривает Тору кофе, мир рушится — и не восстанавливается.

    2007. Смерть Капитана Америка

    Титаническая по своему объему и охватывающая абсолютно всех героев вселенной Marvel «Гражданская война» — вероятно, лучший кроссовер в комиксах за последний десяток лет и одна из самых лобовых метафор идеологического противостояния в политической системе США (государственники против идеалистов). Идеолог серии Марк Миллар, автор постмодернистского «Особо опасен», явно вдохновлялся «Хранителями» — но то, что у Алана Мура было замкнутой на себе историей, здесь изменило всю огромную вселенную. Символической вишенкой на торте стала смерть Стива Роджерса, первого и главного Капитана Америка: его застрелили на ступенях суда, не дав выслушать обвинение в противодействии Акту регистрации супергероев. Конечно, он не умер окончательно, — но на какое-то время мир Marvel погрузился в полный мрак.

    2008. «Железный человек» в кино


    Идеальные пиджаки, самоирония, отсылки к фильмам про войны на Ближнем Востоке, критика военно-промышленного комплекса США и рассуждения о террористическом подполье, разговоры о ядерной физике, лысый бородатый Джефф Бриджес — первый же фильм, снятый только-только созданным киноподразделением Marvel, будто бы намеренно тестировал интеллектуальный уровень среднего зрителя. И это сработало: критики были в восторге, у Дауни-младшего резко перезапустилась карьера, а Железный человек, ранее известный массам разве что как символ борьбы с алкоголизмом, занял место в пантеоне главных супергероев мира.

    2009. Disney покупает Marvel

    2011. Мюзикл про Человека-паука


    Про главного персонажа Marvel уже выпущено три фильма, восемь мультсериалов и великое множество игр — не охвачен был только Бродвей. «Spider-Man: Turn Off the Dark» стал самым дорогим и, возможно, самым скандальным мюзиклом в истории. Актеры и каскадеры травмировались на репетициях и прогонах, режиссер Джули Теймор уволилась еще до премьеры, единственными, кто легко отделался, были композиторы — Боно и Эдж из U2. Впрочем, первые сборы показывают, что все было не зря.

    2011. Новый Человек-паук - афро-латиноамериканец


    Популярнейший ремейк комиксов о Человеке-пауке, «Ultimate Spider-Man», неожиданно заканчивается трагически: Питер Паркер гибнет, защищая свою тетю. Пока Нью-Йорк прощается с героем, на улицах появляется новый Человек-паук, Майлс Моралес, сын афроамериканца и пуэрториканки. Событие оказалось настолько существенным, что USA Today сообщили об этом еще до того, как комикс поступил в продажу; Marvel обвиняли в предательстве традиций, благодарили за справедливость и подозревали в попытке заработать на обамамании.

    2012. Премьера «Мстителей»


    Начатый в 2008 году, с выходом «Железного человека», труд по превращению вселенной комиксов во вселенную кинематографическую Marvel завершен: пять фильмов про супергероев, связанных единым сюжетом, венчаются эпической картиной, в которой сойдутся вместе Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка и «Щ.И.Т.» (или, если зайти с другого угла, Дауни-младший, Марк Руффало и Скарлетт Йоханссон). Режиссером назначен кумир гиков Джосс Уидон, никогда прежде не получавший в свои руки подобный бюджет, зато сочинявший для Marvel комиксы; при этом ожидается, что картина не повторит судьбу прочих творений Уидона, никому, кроме гиков, не известных. Впрочем, еще лет десять назад никто, кроме них, не знал, что такое «Мстители» и кто такой Железный человек, — так что расчет понятен.

    Появлению современных комиксов предшествовали политические карикатуры XVIII века Уильяма Хогарта . Они представляли собой серию рисунков, объединенных общей мыслью.

    Следующим важным этапом развития искусства создания комиксов стала деятельность Родольфа Тепффера и Вильгельма Буша . Первый прославился « Историей господина Вйо-Буа », мировую славу другому принесла популярная стихотворная серия «Макс и Мориц », повествующая о двух сорванцах.

    «Медвежонок и тигр » - так назывался первый американский комикс, который был издан в 1892 году . Не менее популярной стала история «Yellow Kid » про маленького мальчика из Китая , который в поисках приключений прибыл в Америку ..

    Известным создателем комиксов является Рудольф Деркс . Именно он придумал «пузырьки », рамочки, в которых размещают речь персонажей.

    Создаются целые издательскии компании, специализирующиеся на издании комиксов: «Marvel», «DC», «Dark Horse» и «Image Comics» . Одной из крупнейших является компания «Marvel». Ею было выпущено такие шедевры, как «Фантастическая четверка», «Невероятный Халк», «Люди-Х», «Железный человек», «Человек-паук» .

    А теперь немного безумных цифр:

    Первый номер комикса про Супермена был приобретен в этом году за 1 миллион долларов , в далеком 1938 году его можно было приобрести за 10 центов .

    За 100 тысяч евро приобрели оригинал титульной картинки комикса «».

    Первое издание комиксов про Человека-паука обошлось в 40 тысяч долларов , в 1963 году его стоимость была 12 центов .

    Определяет комиксы, как «рассказы в картинках» .

    В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, «Арзак » Жана Жиро). Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

    Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса - приключения и карикатура . Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.

    Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем .

    По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.

    Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией . Как отмечает всё тот же МакКлауд, «Фильм на плёнке - это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма» . В английском языке слово «cartoon» - «карикатура » может обозначать и комикс, и мультфильм . Очень многие японские мультфильмы «аниме » являются экранизацией японских же комиксов «манга».

    Стандартный состав комикса

    • Обложка - передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников . Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
    • Фронтиспис - рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
    • Титульный лист - на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов , художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями .
    • Основная часть - страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
    • Pin-up page - дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.

    История возникновения

    Рассказы в картинках

    Рисунки Родольфа Тепфера

    Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку , когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр , отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «(исп. aucas )» (от исп. jeu de l"oie ) .

    «Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии , Франции и Германии .

    После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет «Поливальщика » из таких альбомов с картинками .

    Комиксы приходят в США

    Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner » (редактор Уильям Рендолф Херст) . Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера .

    Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уинзор Маккей , который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм «Динозавр Герти ».

    Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть «желтой прессой ».

    Золотой век

    В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения : боевики , детективы , ужасы , фантастика , истории о супергероях .

    В 60-х на мировую арену также выходит компания «Марвел ». Небезызвестные Стэн Ли , Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка , Человек-Паук , Халк , Тор , Люди Икс , Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остается США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel , , Dark Horse и Image Comics .

    Бронзовый век

    Бронзовый век комиксов (англ. Bronze Age of Comic Books ) - название периода в истории американских комиксов, и хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в 1973 и закончился в 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков , алкоголизм и загрязнение окружающей среды .

    Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси , возлюбленной Человека-паука в The Amazing Spider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году .

    Современный век

    Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с 1986 года по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком , не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.

    В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва . Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).

    В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд , Тодд Макфарлейн , Сэм Кит , Паоло Ривера , Грег Капулло , Умберто Рамос , Джузеппе Камунколи , Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.

    Развитие индустрии комиксов в США

    • Март 1897 г. В газете «Нью-Йорк Америкен» было первое упоминание о комиксе. Это был художник Ричард Аутколт.
    • 1922 г. Журнал «Comic Monthly » начинает регулярно выделять колонку специально для комиксов.
    • C 1929 по 1933 гг. Джордж Делакот напечатал 36 выпусков комикса под названием «The Funnies» - это было первым цветным отдельным изданием комикса.
    • 1933 г. Эту идею подхватили работники нью-йоркской фирмы Eastern Colour Printing Company. Они напечатали тридцатидвухстраничный комикс «Funnies On Parade» тиражом 10 тысяч экземпляров, который вскоре вырос до четверти миллиона. Комиксы начали раскупать в считанные дни.
    • С 1933 по 1940 гг. Комиксы начали печататься регулярно в разных газетах и издаваться отдельными книжками. Начал выходить ежемесячный журнал «Famous Funnies», тираж которого был уже изначально большим (400 тысяч экземпляров).
    • 1938 г. Начало «Золотого века ». Появился ещё один журнал - «Action Comics » - основным героем которого был Супермен , а чуть позже появился мрачный герой - Бэтмен .
    • С 1944 по 1952 гг. обрушивается целый шквал новых суперкомиксов, таких как «Капитан Америка », «Удивительная женщина», сериал «Военных комиксов», «Полицейских комиксов» и целый набор героев мультфильмов: «Кролик Багз Банни», «Утенок Дональд», «Микки Маус», «Свинка Порки» и пр. Серии патриотических, антивоенных, антифашистских комиксов, первые появления комикс-ужастиков со злодеем Франкенштейном и многое другое.
    • 1953-1959 гг. Небольшой спад в продаже комиксов из-за относительно низкого их качества.
    • 1956 г. Конец «Золотого века», начало «Серебряного века ».
    • 1960-1970 гг. Снова подъём, и самым большим событием стало появление в августе 1962 года комикса с Человеком-пауком , его придумал писатель Стэн Ли , а нарисовал художник Стив Дитко .
    • 1970 г. Конец «Серебряного века», начало «Бронзового века ». Новый бум произвел комикс «Конан-варвар» по роману Роберта Говарда.
    • 1970-1980 гг. Начинается бешеная конкуренция в комикс-бизнесе между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвел» и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х - 50-х годов, а «Marvel Comics » отвечает на это серией оригинальных и занимательных приключений Человека-Паука.
    • 1977 г. За три месяца до выхода фильма «Звёздные войны » компания «Марвел Комикс» приступила к изданию серии комиксов по сценариям этого фильма. «Звёздные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агентство Warner Communications привлекало читателей персонажами Халк , Доктора Стренджа , Дика Трейси и Флеша Гордона . Впоследствии и по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы. Журнал «Heavy Metal » выпустил авангардную комикс-книгу лучших европейских художников.
    • 1980 - 1990 гг. Индустрия комиксов в полном расцвете.
    • 1984 г. Настоящую сенсацию произвели «Черепашки-ниндзя », которых выпустила в свет Mirage Studious , авторы сценария Кевин Истман и Питер Лэрд. Выпускается сериал комиксов, выходят одноимённые мультсериал (1987) и художественный фильм (1991).
    • 1985 г. Конец «Бронзового века», начало «Современного века ».
    • 1988 г. Компания Mirage Studious продаёт часть прав на Черепашек-ниндзя «Archie Comics ». Комиксы под её эгидой назывались «TMNT Adventures». Собственно с этой серии началось распространение комиксов о TMNT по другим странам. В Британии эти комиксы выпускала марка «Fleetway Publications». В России их издавало издательство «Махаон ».
    • 1989 год стал пятидесятой годовщиной Бэтмена. К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм «Бэтмен », фильм стал самым кассовым в списке американского проката за всю историю кино в текущем году.
    • 1990 г. Выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя «Моби Дик », «Ворон », поэмы Эдгара По , «Большие надежды » Диккенса , «Алиса в Зазеркалье » Льюиса Кэррола .
    • 1993 г. Мэтт Грейнинг (автор комикса «Жизнь в Аду ») вместе с коллегами создаёт «Bongo Comics Group». Они выпускают множество комиксов на основе мультсериала «Симпсоны ».
    • 1997 г. Появились первые веб-комиксы , например, «Sluggy Freelance ».
    • 2000 г. Marvel Comics перезапускает самые популярные классические комиксы для современного поколения под общим названием Ultimate Marvel . Компания "Dark Horse " начинает печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как «Чужой », «Хищник », «Терминатор ». В то время, когда комикс-компании соперничают между собой, «Walt Disney Company » занимается выпуском детских историй с Микки Маусом , Гуфи , Дональдом Даком , Плуто и другими своими персонажами.

    Виды комиксов

    Комиксы на основе исторических событий

    Канадские мультипликаторы, номинанты на Оскар-2007, Мацек Щербовски и Крис Лавис вели в первом международном бесплатном молодёжном лайфстайл-журнале Vice Magazine популярный комикс «The Untold Tales of Yuri Gagarin» на протяжении 10 лет. Главным героем комикса был Юрий Гагарин .

    Фантастические комиксы

    Разновидность комиксов, основанных на фантастической тематике. Дмитрий Злотницкий в своей статье «Фантастические комиксы» в журнале «Мир фантастики » выделяет 5 направлений фантастических комиксов: комиксы по мотивам знаменитых сериалов, комиксы по мотивам литературных произведений, комиксы по мотивам игровых вселенных, комиксы по мотивам потерявших популярность сериалов (комиксы по мотивам приключений Индианы Джонса , комиксовая серия Зена, королева воинов , комиксы по мотивам Рыжей Сони , мини-серии по мотивам Конана , серия комиксов про Горца компании Dynamite Entertainment, комиксы по мотивам Robotech фирмы Wildstorm 2003 года, многочисленные комиксы по мотивам трансформеров компаний Marvel , DreamWave и IDW Publishing) и авторские оригинальные комиксы без связи с уже существующими фантастическими произведениями (Ричард и Венди Пини ElfQuest - «Сага о Лесных всадниках» 1978 года, мир Warlands компаний DreamWave и Image Comics , серия Sojourn компании Crossgen Comics, мир Soulfire, V for Vendetta и серия о городе меж миров GrimJack) .

    Веб-комиксы

    Комиксы в Империи, Союзе ССР и России

    Плакат «Окон РОСТа», созданный Владимиром Маяковским в технике комикса

    В советское время широкого распространения комикс не получил . Однако отдельные примеры всё же существовали.

    Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА . В 1930-е годы в журнале «Ёж» регулярно печатались истории в картинках, такие как цикл «Умная Маша» (1934−1937). В 1937 году вышла детская книга-альбом «Рассказы в картинках » художника Николая Радлова .

    В 1991-1994 годы выходил журнал «Муха ». Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» в 1990-1998 годы издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи , были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне . С 1999 по 2003 выпускался журнал «Великолепные приключения ». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.

    В середине 2010-х Россия впервые в своей истории пережила бум комиксов . Рисованные истории начало издавать более десятка издательств, среди них - «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», «Азбука ». На русском языке вышли самые известные зарубежные графические романы, возникли специализированные магазины комиксов. С 2002 года ежегодно проводится фестиваль комиксов «КомМиссия », а с 2014 года в рамках выставки «Игромир » проводится фестиваль Comic-Con Russia , где широко представлены в том числе комиксы. По мнению ряда издателей, этот бум связан с успехом экранизаций комиксов (таких как киновселенная Marvel) и появлением комикс-фэндома .

    Кроме того, в 2010-е существенно увеличилось число изданий российских комиксов. Так, в 2012 году издательство Bubble Comics начало издавать четыре серии своих комиксов: «Майор Гром », «Бесобой», «Красная фурия» и «Инок»; спустя два года вышли две новые серии - «Экслибриум » и «Метеора». Также в 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России » .

    Пару недель назад мы опубликовали в рубрике #Shelfporn обзор , и получили неожиданную обратную связь от наших читателей: мол, объясните для новичков, что такое «омнибус», «стрип» и т.д. А то не все в ваших статьях понятно. Эта мысль показалась нам весьма здравой: многие опытные читатели комиксов используют в своей речи специфический сленг, не всегда понятный новичкам. Поэтому мы составили краткий словарь основных терминов, встречающихся в наших текстах. Хотите дополнить? Остались вопросы? Пишите в комментариях!

    Абсолют (он же Absolute ) — формат, называемый так в честь одноименной линейки изданий комиксов от DC. Главные отличительные черты — большие размеры книги (больше хардкавера и оверсайза ), наличие дополнительных бонусных материалов и специальный картонный бокс для хранения (т.н. слипкейс , slipcase ). Именно DC Comics в начале 2000-х начали массовый выпуск комиксов именно в этом формате под брендом Absolute: первыми релизами в этой серии стали Absolute Authority (2002 год), The League of Extraordinary Gentlemen (2003) и Absolute Danger Girl (тоже 2003).

    Другие издательства также выпускают комиксы в таком формате, но называют его иначе: например, у Image это может быть и Smorgasbord Edition (в случае с серией Chew), и даже Omnibus (в случае с The Walking Dead).

    Artist’s Edition (она же, с некоторыми говорками, Artifact Edition и Gallery Edition) — линейка больших и дорогих (от $100) коллекционных изданий от IDW, в которых печатается исключительно оригинальный (черно-белый) арт известных художников, отсканированный с листов, отправленных когда-то автором в издательство. Под лейблом Artist’s Edition обычно выпускаются законченные истории (сюжетные арки), а вот Artifact Edition собирает под твердой обложкой все, что удалось найти. См. в качестве примера наш обзор . Ну а Gallery Editions — это аналогичные книги от других издательств (Graphitti Designs и Dark Horse).

    Большая двойка — лидеры американского комикс-рынка, издательства DC и Marvel Comics.

    CGC (он же Comics Guaranty LLC ) — компания, которая занимается оценкой и ранжированием комиксов. Происходит это так: специалисты получают от владельца сингл, который проверяют на наличие всевозможных дефектов (рваные страницы, грязь, и т.п.), упаковывают в герметичную упаковку и присваивают ему номер по шкале от 0,5 до 10. Чем выше рейтинг — тем выше стоимость комикса на всевозможных аукционах.

    Кастом-байнд (он же custom bind ) — сшитый или сделанный на заказ или своими руками хардкавер. Мы уже рассказывали об этом явлении подробно .

    Оверсайз (он же Oversized Hardcover , OHC ) — это хардкавер увеличенного размера, как правило, 28.2х19 см (против 26.5х17.5 см). Многими издательствами называется также делюксом .

    Омнибас (он же омнибус , «омник» , Omnibus ) — общее название для всех этих увесистых томиков в твердой обложке, украшающих собой любые книжные полки. Зачастую содержит либо весь ран какого-то автора, либо (в случае невозможности уместить все выпуски на 1000 страницах) его часть. Иначе говоря, это очень толстые и дорогие оверсайзы . Как правило, объем такого тома составляет до 1000 страниц, стоимость — 75-100 долларов, хотя все зависит от наглости издателя.

    Некоторые издательства называют словом Omnibus издания других форматов — например, см. The Walking Dead Omnibus, по размеру полностью совпадающие с абсолютами .

    Для примера:

    Hellboy Artist’s Edition от IDW
    Абсолют Crisis on Infinite Earths
    Омнибас Wonder Woman
    Хардкавер Lumberjanes
    Трейд Hellblazer

    Стрип (он же comic strip , комикстрип ) — некоторая последовательность изображений с текстовыми подписями, связанных между собой сюжетом. Говоря по-простому — короткий комикс газетного формата. То есть, в это определение с легкостью вписывается и «Снупи» с «Кальвином и Хоббсом», и даже гигантские 1-страничные приключения малыша Немо от Винзора Маккея.

    Трейд (он же Trade Paperback , TPB ) — собственно, сборник в мягкой обложке. Самый дешевый способ собрать под одной обложкой несколько (от 3-4 до 10) выпусков какой-нибудь серии. Он же и самый простой способ обзавестись домашней коллекцией: дешево и сердито. Правда, очень часто в таких изданиях используется не очень качественная бумага (см. многие трейды Vertigo). По размеру же сборник в мягкой обложке полностью совпадает с размерами сингла.

    Хардкавер (он же hardcover, HC, «хард») — базовая единица измерения комиксов с твердой обложкой. По сути, это все тот же трейд , только с твердой обложкой вместо мягкой. И (иногда) самую малость больше.