• Образ психолога в массовом сознании. Психология имиджа Значение имиджа для психолога консультанта

    Как отмечалось во второй главе, психологическое консультирование - один из основных видов практической психологии, который широко применяется в разных сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в образовании, в решении проблем здоровья и личной жизни, промышленном производстве, бизнесе и т.д. Цель психологического консультирования - помочь людям в достижении чувства благополучия, облегчить переживание стресса, разрешить жизненные кризисы, повысить их способность находить выход из сложных ситуаций и самим принимать решения.

    Работа консультирующего психолога предполагает постоянное общение с самыми разными людьми, группами людей, у которых складывается определенное отношение либо к конкретному психологу, либо к психологам вообще как представителям данной профессиональной деятельности.

    Анализ литературы показывает, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. В тоже время, люди, нуждавшиеся в психологической помощи и побывавшие на консультации у психолога, а также те, кого можно рассматривать как потенциальных клиентов психолога, считают, что им небезразлично, к кому обращаться за консультацией.

    Проведенное нами совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.

    Мы не встретили в литературе каких-либо основательных попыток рассмотреть вопрос о слагаемых имиджа психолога-консультанта. Однако у нас не вызывает сомнения, что данная проблема в последнее время приобретает все большую практическую и теоретическую значимость в связи с тем, что деятельность психолога-консультанта становится все более распространенной и востребованной и к ней предъявляются особые требования. Кроме того, как мы уже отмечали, в нашем обществе не сложилось достаточно четкого представления о профессии психолога. Одна из причин - неверное, зачастую искаженное мнение о его профессиональной деятельности, что отрицательно влияет на имидж психолога-консультанта.

    Мы исходили из того, что реципиентом имиджа психолога-консультанта, его аудиторией, выступают его клиенты, как реальные, так и потенциальные. Следовательно, для выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта, с одной стороны требуется учесть желания и представления об имидже психолога его аудитории, с другой - требования, предъявляемые профессией к психологу-консультанту.

    Анализ научной литературы и практики психологического консультирования позволил нам выявить проблему, обусловленную противоречием между необходимостью формирования имиджа психолога-консультанта с одной стороны, и отсутствием представлений о слагаемых этого имиджа, с другой.

    Цель предпринятого нами исследования состояла в выявлении слагаемых имиджа психолога-консультанта. В качестве объекта исследования выступил образ психолога-консультанта как основа его имиджа. Предмет исследования: слагаемые имиджа психолога-консультанта.

    Мы предположили, что важнейшими слагаемыми имиджа психолога-консультанта в представлениях психологов и их клиентов выступают профессионально-значимые качества личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческие характеристики.

    Методологическую основу исследования составили личностно-деятельностный и профессионально-деятельностный подходы.

    Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование, в котором приняли участие 210 человек. Среди них - сотрудники Челябинского областного центра психологической защиты «Семья», Муниципального учреждения «Психологический центр города Копейска» Челябинской области, ОАО «Челябинвестбанк», ООО «Факториал-интернет», преподаватели Института психологии и педагогики Челябинского государственного университета и кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета, студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «Психология» в Челябинском государственном университете. Среди участников исследования - 135 женщин и 75 мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, большинство из которых имеют высшее профессиональное образование.

    Всех испытуемых мы разбили на две категории. Преподавателей психологических дисциплин и психологов, работающих в названных выше организациях, то есть специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов-психологов выпускного курса мы отнесли к категории «психологи». Всех остальных испытуемых мы отнесли к категории, условно названной нами «не психологи».

    Следует отметить, что при подготовке и организации исследования мы столкнулись, во-первых, с проблемой отсутствия адекватных методов в психологии, которые позволили бы выявить искомые нами слагаемые имиджа психолога-консультанта.

    Во-вторых, исследование проводилось на стыке психологии и имиджелогии, а поскольку речь идет о выявлении слагаемых имиджа того или иного субъекта, то целесообразным явилось бы применение методов, имеющихся на «вооружении» у имиджелогии. Однако, как было показано выше, имиджеология, как наука пока не сформировалась, в силу отсутствия собственной методологии.

    В эмпирическом исследовании мы использовали методы беседы, наблюдения, анкетирования, статистической обработки количественных и интерпретации качественных результатов исследования.

    С целью выявления слагаемых имиджа психолога-консультанта нами была разработана специальная анкета в двух вариантах - для психологов и для «не психологов».

    Как отмечалось ранее, в структуру имиджа психолога-консультанта мы включили индивидуальные характеристики, профессионально-значимые качества личности, коммуникативные особенности, деятельностные и внешнеповеденческие характеристики. Мы также отмечали, что дифференциация этих характеристик условна, поскольку они взаимодополняют, взаимообусловливают и даже взаимозаменяют друг друга. Поэтому, формулируя вопрос о решающей роли этих слагаемых для имиджа психолога-консультанта, мы ограничились лишь его профессиональными качествами и внешнеповеденческими характеристиками. Одновременно мы предположили, что среди наших респондентов, могут оказаться люди с разным уровнем образования, которым трудно будет определить свои позиции по другим характеристикам имиджа. Анализ проведенного нами исследования подтвердил наши предположения, что позволяет говорить о правомерности избранного нами подхода.

    Как уже отмечалось ранее, в нашем исследовании приняли участие 210 респондентов. Из них - 50 психологов и 160 человек, не имеющих отношения к профессиональной психологической деятельности, но которых мы рассматривали и как возможных клиентов психолога-консультанта. При этом мы, конечно, не исключали и того, что и психолог вполне может выступать в роли клиента, нуждающегося в психологической помощи.

    Как видно из таблицы 3, среди испытуемых мужчины составили 36 процентов и женщины - 64 процента. По возрасту: 30 процентов - в возрасте от 20 до 30 лет; 39 процентов - от 31 года до 40 лет; 31 процент - в возрасте старше 40 лет.

    Как уже отмечалось, к психологам мы отнесли специалистов, имеющих высшее психологическое образование, а также студентов выпускного курса университета, обучающихся по специальности «Психология». Поэтому среди них оказались испытуемые с высшим и незаконченным высшим психологическим образованием. Среди испытуемых «не психологов» 66 процентов - с высшим и незаконченным высшим образованием, 26 процентов - со средним профессиональным образованием и 8 процентов со средним общим полным и неполным образованием (см. таблицу 3).

    Большинство опрошенных психологов (64 процента) имеют опыт психологического консультирования и немногим более одной трети - такого опыта не имеют. Данные, приведенные на рисунке 2, показывают, что около половины респондентов (48 процентов) обладают опытом психологического консультирования от одного года до пяти лет, причем 16 процентов данной категории опрошенных имеют более чем пятилетний опыт практической работы в сфере психологического консультирования. Для нас это важно, поскольку позволяет утверждать, что полученные нами данные отражают мнение компетентных специалистов.

    Таблица 3

    Данные об испытуемых (в процентах)

    Образование

    Старше 40 лет

    Высшее психологическое

    Высшее и незаконченное высшее (непсихологическое)

    Среднее профессиональное

    Среднее общее и неполное среднее

    Психологи

    Не психологи

    Рис. 2. Опыт психологического консультирования у испытуемых (в процентах)

    Особенно важным нам представлялось выяснить, сколько из опрошенных нами лиц обращались за консультацией к психологу (см. рис. 3). Таких оказалось примерно половина. Выяснилось, что такие были и среди самих психологов. Причем каждый третий из них обращался за консультацией более одного раза и почти половина - один раз. Обращает на себя внимание, что за консультацией обращалось психологов вдвое больше, чем не психологов (соответственно 82 процента и 39 процентов).

    Мы не ставили своей целью выяснение причин такой значительной разницы, для нас важно было обнаружить опыт общения с психологом-консультантом как основание для выявления слагаемых его имиджа.

    Этот вывод подтверждается реакцией опрошенных на вопрос о важности таких характеристик внешнего вида психолога как одежда, обувь, прическа, макияж, украшения и т.п. Ровно половина респондентов заявили, что для них этот момент важен при обращении к психологу. Лишь для 27 процентов это обстоятельство не имеет значения, а 21 процент опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Причем характерно то, что не смогли ответить на этот вопрос, прежде всего те, кто рассматривался нами как потенциальный клиент консультанта. Для самих психологов это положение оказалось более значимым (18 процентов против 4).

    .

    Рис. 3. Опыт обращения к психологу за консультацией (в процентах)

    .

    Рис. 4. Возможное поведение при встрече с психологом, внешность которого клиенту не понравилась

    Данные, приведенные на рисунке 4, показывают, что более 40 процентов опрошенных в качестве клиента отказались бы от общения с консультантом, если бы им не понравилась его внешность. Одна треть опрошенных остались бы на консультацию и 26 процентов не смогли ответить на этот вопрос.

    По данным, приведенным на рисунке 5 можно судить о факторе выбора клиентом психолога-консультанта в зависимости от его внешне привлекательных характеристик или уровня профессионализма и опыта консультативной работы. При этом мы исходили из понимания квалифицированности, уровня профессионализма психолога с точки зрения обладания им профессионально-значимыми личностными качествами. С этой целью испытуемым был задан вопрос, кому они отдадут предпочтение, если им порекомендуют высококвалифицированного специалиста с большим опытом работы, но не отличающегося располагающими к себе личностными качествами, или привлекательному, располагающему к себе человеку, но с относительно небольшим опытом профессиональной консультативной деятельности. Оказалось, что из всех опрошенных респондентов (как возможных клиентов психолога) 52 процента отдали бы предпочтение высококвалифицированному специалисту. В то же время 43 процента опрошенных выбрали бы в качестве своего психолога-консультанта человека, прежде всего привлекательного, располагающего к себе, хотя и с небольшим опытом работы. И только каждый десятый заявил, что этот вопрос для него не имеет принципиального значения.

    .

    Рис. 5. Предпочтения клиентов при выборе психолога-консультанта

    В то же время обращает на себя внимание, что мнения психологов (как возможных клиентов) и не психологов по этому вопросу существенно разделились. Как показано на рисунке 5, для 60 процентов психологов (как возможных клиентов) большее значение имеет привлекательность консультанта, как располагающего к себе человека по его личностным характеристикам. И ни кого из этой категории опрошенных этот вопрос не оставил равнодушным - никто не ответил, что ему все равно. Что же касается не психологов, то здесь картина иная. Для 55 процентов важнее всего профессионализм и опыт психолога-консультанта, 39 процентов обратились бы, прежде всего к человеку внешне привлекательному и только 6 процентов заявили, что для них это не имеет значения.

    Важно отметить, что, несмотря на разницу во взглядах наших испытуемых, их объединяет общее мнение о значимости таких важнейших составляющих имиджа психолога-консультанта как его внешнеповеденческие, личностно привлекательные характеристики и уровень профессионализма, опыт работы психолога-консультанта. Из числа всех 210 опрошенных респондентов только 5 процентов указали на то, что для них не принципиальна ни та, ни другая характеристика консультанта.

    В соответствии с выдвинутой гипотезой, мы предложили испытуемым высказать свое мнение по вопросу о том, что имеет наибольшее значение для имиджа психолога-консультанта. Обе категории опрошенных нами респондентов показали, что, по их мнению, главная роль принадлежит профессиональным качествам (65 процентов) и внешнеповеденческим характеристикам (35 процентов).

    Одновременно мы попросили испытуемых проранжировать профессионально-значимые качества личности психолога-консультанта и его внешнеповеденческие характеристики как объекта восприятия клиентом - как прообраза имиджа. Полученные данные приведены в таблицах 4 и 5.

    Приведенные в таблице 4 данные, показывают, что в числе первых профессионально-значимых качеств респонденты назвали те, которые проявляются главным образом в направленности вовне - непосредственно на клиента - доброжелательность, профессиональные компетенции, наблюдательность, аттракция, эмпатийность. В числе последних оказались качества внешне менее заметные для клиента - трудолюбие, деловитость, креативность. В этом смысле мы обращаем внимание на важность для наших испытуемых тех характеристик, которые в основном и составляют имидж воспринимаемого клиентом образа психолога-консультанта.

    Таблица 4

    Значение профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

    Профессионально-значимые качества

    Доброжелательность

    Профессиональные компетенции

    Наблюдательность

    Ответственность

    Аттракция

    Эмпатийность

    Добросовестность

    Тактичность

    Решительность

    Деликатность

    Гибкость мышления

    Коммуникабельность

    Терпеливость

    Самонаблюдение

    Эрудиция

    Стрессоустойчивость

    Трудолюбие

    Деловитость

    Креативность

    Данные, приведенные в таблице 5, показывают, что к числу важнейших внешнеповеденческих характеристик психолога испытуемые отнесли речевую культуру, чувствительность к индивидуальным особенностям клиента и паралигвистические характеристики (мимику, жесты, телодвижения), то есть те качества, которые существенно влияют на имидж психолога-консультанта.

    Таблица 5

    Значение внешнеповеденческих характеристик психолога-консультанта как объекта восприятия клиентом

    Внешнеповеденческие характеристики

    Речевая культура

    Чувствительность к индивидуальным особенностям клиента

    Паралингвистические характеристики

    Настроение

    Социальное оформление внешности

    Экстралингвистические особенности

    Функциональные особенности

    Проксемические особенности

    Из приведенного явствует, что и профессионально-значимые качества, и внешнеповеденческие характеристики составляют важнейшие слагаемые имиджа психолога-консультанта.

    В ходе нашего исследования мы попытались выяснить мнение респондентов относительно того, какой вид коммуникативных особенностей является наиболее важным в процессе психологического консультирования. Оказалось:

    57 процентов испытуемых отметили важность речевых особенностей (грамотной, правильной речи, без дефектов);

    32 процента зафиксировали значение паралингвистических характеристик (мимики, жестов, телодвижений);

    11 процентов - не смоги отдать предпочтение тому или другому качеству, указав на их равное значение для коммуникативных особенностей психолога-консультанта.

    Поскольку к важнейшей внешнеповеденческой составляющей имиджа мы отнесли одежду, испытуемым было предложено отметить, какой стиль одежды целесообразно выбирать для работы психологу-консультанту.

    Большая часть респондентов (40 процентов) предпочитают видеть психолога-консультанта, одевающегося в классическом стиле. Почти 25 процентов опрошенных видят психолога в свободном стиле (casual), около 5 процентов респондентов не против экстравагантного стиля одежды для психолога консультанта, 15 процентов респондентов выразили желание видеть психолога-консультанта, одетого модно. Для такого же количества респондентов стиль одежды специалиста не имеет значения.

    Однако следует отметить, что мнения психологов и «не психологов» относительно стиля одежды разделились. Как видно на рисунке 10, среди психологов 62 процента склонны придерживаться классического стиля, в то время как среди «не психологов» таких оказалась одна треть. Мы связываем это с тем, что психологи, зная специфику своей профессиональной деятельности и особенности психологии делового и консультативного общения, а также придерживаясь этики профессионального общения, соответственно этому и выбирают стиль одежды для своей работы. Несмотря на то, что большая часть опрошенных нами психологов в возрасте от 31 года до 40 лет, тем не менее, как отмечено выше, более 60 процентов данной категории предпочитают стиль не модный или свободный, а классический. Что же касается «не психологов», большая часть которых ни разу не обращалась к психологу, и возраст которых в большинстве своем также составляет от 31 года до 40 лет, то и здесь большая часть (33 процента) отдали предпочтение классическому стилю (см. рис. 6).

    Полученные нами данные могут свидетельствовать о том, что предпочтение и видение стилей очень индивидуально. Однако профессии, где предполагается деловое общение, как правило, требуют определенного дресс-кода, который чаще всего реализуется классическим стилем одежды. К тому же классический стиль в отличие от свободного, экстравагантного, модного не отвлекает внимания от личности психолога и от содержания разговора в ходе консультации.

    .

    Рис. 6. Мнение испытуемых о целесообразном стиле одежды для работы психолога-консультанта

    Приведенные выше данные показывают, что все испытуемые отмечают важность внешнего облика для имиджа психолога-консультанта. В связи с этим обратимся к мнению респондентов о том, какие элементы внешнего облика являются неотъемлемыми составляющими имиджа психолога. Практически равное число опрошенных нами респондентов к важнейшим составляющим внешнего облика отнесли, прежде всего, прическу и макияж (соответственно 35 и 34 процента). 22 процента отвели главную роль аксессуарам. Однако на этот счет среди психологов и не психологов мнения несколько различны (см. рис. 7).

    Например, важность макияжа отметили почти половина психологов и одна треть «не психологов». Значимость прически отметили каждый четвертый психолог и почти 40 процентов «не психологов». Не будем забывать, что среди респондентов - 64 процента женщин, в частности среди психологов - 76 процентов и среди не психологов - 61 процент. Кроме того, в свободных ответах были отмечены и такие важные на их взгляд детали внешнего облика как ухоженные руки, ухоженное лицо, общая опрятность, аккуратность, приятный запах, естественность.

    В ходе исследования выяснилось, что подавляющее большинство респондентов (почти 70 процентов) считают, что работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа психологу-консультанту крайне необходимо. Лишь одна треть опрошенных считает, что настоящему профессионалу нет необходимости задумываться о своем имидже (см. таблицу 6, где данные представлены в процентах от числа ответивших при N=210).

    .

    Рис. 7. Мнение испытуемых об элементах внешнего облика, являющихся неотъемлемыми составляющими имиджа психолога-консультанта

    Таблица 6

    Мнение респондентов о необходимости создавать свой имидж

    Необходимо ли работать над созданием (или преобразованием) своего имиджа

    % всех опрошенных

    Такой показатель характерен как для одной, так и другой категории испытуемых. В то же время, меньшая часть опрошенных психологов (44 процента) озабочена тем, как они выглядят в глазах клиента, тем, что клиент подумает об их внешности. Только каждый третий психолог считает необходимым работать над имиджем, предназначенным для клиентов. Остальные указывают на необходимость имиджа для коллег, представителей своего профессионального сообщества (28 процентов), а также на имидж для себя, рассчитанный на самоощущение.

    При том, что для психологов, как свидетельствует вышеизложенное, внешность (одежда, прическа, обувь, макияж и пр.) играет немаловажную роль, тем не менее, взявшись за преобразование собственного имиджа, только одна треть начали бы с работы над своей внешностью, а две трети - со своих профессионально-значимых качеств. Поэтому не случайно, что с работой над своим имиджем 62 процента консультантов справились бы самостоятельно, а остальным (38 процентов) понадобилась бы помощь опытного имиджмейкера.

    Приведенные выше данные в некоторой мере объясняют, почему большинство опрошенных психологов (62 процента) предпочитают большую часть времени тратить на общение с коллегами по профессиональному сообществу, а остальные - на уход за собственной внешностью.

    На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.

    Все испытуемые, как психологи, так и «не психологи» отметили важность имиджа для психолога-консультанта.

    Для нас важным представляется то обстоятельство, что образ психолога-консультанта, его имидж сформировался в сознании испытуемых, значительная часть которых имеет опыт непосредственного общения с психологом в процессе консультирования. Это дает основание утверждать, что полученные нами данные являются не только результатом интуиции, воображения, гипотетичности рассуждений, а имеющегося опыта, то есть реально отражают тот имидж, который сложился в психике реальных и потенциальных клиентов.

    Испытуемые, как правило, не равнодушны к внешности психолога - стилю одежды, обуви, прическе, макияжу, украшениям и другим имиджформирующим характеристикам, от которых может даже зависеть выбор того или иного консультанта. Иногда внешнеповеденческие характеристики превалируют над профессионально-значимыми качествами личности специалиста. Наши респонденты, хотя и не без труда, попытались проранжировать эти важнейшие качества. Особую роль в имидже психолога-консультанта испытуемые отвели таким его внешнеповеденческим характеристикам, как коммуникативные особенности.

    Подавляющее большинство опрошенных считают необходимым работать над созданием и совершенствованием собственного имиджа, рассчитанного как для клиентов, так и для коллег по профессиональному сообществу. Почти две трети психологов заявили, что справились бы с этой работой вполне самостоятельно.

    Практическая значимость данного исследования, на наш взгляд, заключается в том, что его результаты помогут в процессе профессиональной подготовки сформировать более привлекательный и адекватный имидж психолога в нашем обществе, направить учебный процесс на более конкретное формирование профессионально-значимых качеств личности консультирующего психолога и его внешнеповеденческих характеристик. Кроме того, как мы полагаем, полученные нами результаты, дадут возможность профессиональным психологам-консультантам определить задачи, выработать меры и выбрать средства по формированию и/или преобразованию своего собственного имиджа.

    Предисловие. 3

    Глава 1. Введение в психологию имиджа. 5

    Что такое «имидж»?. 5

    Имидж как социальный стереотип. 10

    Виды имиджа. 17

    Анатомия личного имиджа. 20

    Психодинамика имиджа. 26

    Управление впечатлениями. 38

    Проблема эффективности имиджа. 42

    Глава 2. Самоопределение в личном имидже. 45

    Принцип обратной связи. 45

    Самотестирование. 49

    Самомониторинг. 49

    Коммуникативные качества личности. 52

    Мотивация одобрения. 62

    Индивидуальный стиль взаимоотношений с окружающими 65

    Лидерские качества. 82

    Доминирующие ценности. 100

    Способность к саморазвитию.. 103

    Глава 3. Технологии управления личным имиджем.. 105

    Стратегии управления личным имиджем.. 105

    Построение эффективного имиджа. 114

    Техники создания яркого и узнаваемого образа. 116

    Выбор имени. 116

    Типизация. 119

    Индивидуальный стиль. 121

    Нужно ли быть модным?. 131

    Личная символика. 135

    Язык телодвижений. 146

    Мифологизация имиджа. 151

    Слухи как разновидность личных мифов. 156

    Методы формирования позитивного отношения. 163

    Техники возвышения личного имиджа. 170

    Способы продвижения личного имиджа. 182

    Эффективная самопрезентация. 185

    Типичные ошибки при конструировании и реализации личного имиджа 195

    Предисловие

    Каждый из нас имеет свой неповторимый публичный образ , обобщающий то, что думают, что говорят и пишут про нас другие люди. В определенный момент жизни мы делаем важное «открытие» - окружающие воспринимают нас не тем, чем мы являемся на самом деле, и не так, как нам бы хотелось. Мы понимаем, что «собственное Я» человека и его «социальное лицо» - не совсем одно и то же, и убеждаемся на практике, что игнорировать такой феномен как собственный имидж неразумно.

    Имидж может довольно точно отражать психическую реальность и в этом случае общественное мнение совпадает с объективными качествами человека. Однако, зачастую публичный образ существенно отклоняется от своего прототипа, приобретая фантастическую форму социального мифа.

    Имидж влияет на нашу жизнь независимо от того, как мы к нему относимся, - признаем важность, ругаем субъективность или самонадеянно отрицаем его существование. Позитивный образ помогает в общении и достижении социального успеха. Негативный - создает разнообразные барьеры в общении. В жизни работает правило - если мы не управляем имиджем, то он управляет нами и совсем не обязательно с пользой для нас.

    Для людей публичных профессий имидж приобретает первостепенное значение. Среди них: политики, «шоу-мены», актеры, журналисты и телеведущие. Это также лидеры и руководители, ежедневно оказывающие влияние на огромное количество людей. И, наконец, все те, для кого общение как таковое, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности - преподаватели, психологи, менеджеры, педагоги, юристы...



    Собственным имиджем можно и нужно руководить. Это не означает принятия чуждой для себя роли в угоду другим людям. Ничто так сильно не вредит репутации человека как фальшь и неискренность. Искусство управления имиджем заключается в обретении индивидуального стиля, созданного на основе личной уникальности с учетом требований значимой социальной среды.

    Эта книга для тех, кто интересуется собственным имиджем. Она построена по принципу «от теории - к практике». В первой главе раскрываются основные понятия и формулируются теоретические положения имиджелогии. Вторая глава посвящена самоопределению в индивидуальном имидже. В третьей главе анализируются современные технологии управления личным имиджем.

    В данной книге можно найти ответы на следующие вопросы:

    · Что такое имидж, и каким он бывает?

    · Из чего складывается имидж?

    · По каким законам формируется публичный образ человека?

    · Как определить свой собственный имидж?

    · Что такое эффективный имидж и каковы его главные характеристики?

    · Как спроектировать желаемый имидж с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных задач?

    · Как сделать имидж ярким и узнаваемым?

    · Какими средствами можно усилить позитивность имиджа и личную привлекательность?

    · Как сформировать положительную репутацию и усилить личный авторитет?

    · Как сделать собственное публичное выступление убедительным и незабываемым?

    Книга представляет собой практическое руководство по развитию такого важного личного ресурса как имидж. С ее помощью можно стать имиджмейкером для самого себя. Позитивные результаты данной работы не заставят себя долго ждать. Сначала мы работаем на имидж, тратя на него время и силы, а затем, он работает на нас, создавая благоприятные условия для построения взаимоотношений с людьми и достижения социального успеха.

    Глава 1. Введение в психологию имиджа

    Что такое «имидж»?

    Отсутствие имиджа - тоже имидж.

    Игорь Викентьев

    При упоминании слова «имидж» у каждого из нас невольно возникает цепочка ассоциаций: «образ - впечатление - молва - репутация - слава - престиж - общественное мнение ». Позитивный имидж, помогающий людям получать популярность, власть и деньги, рассматривается важным условием личного и профессионального успеха. Управляемый имидж стал одним из ведущих внеценовых рычагов конкурентной борьбы в различных сферах социальной жизни: политике, шоу-бизнесе, торговле и производстве. Для того, чтобы в океане однотипных предложений успешно реализовать свой «товар» (услугу, кандидатуру), необходимо вызывать особые положительные чувства людей, то есть создавать соответствующий имидж. По мере повышения значимости имиджа как общественного феномена, появилось новое направление в общественной жизни - имиджмейкерство или индустрия имиджа. Секретами этого мастерства владеют «пиарщики», полит-технологи, маркетологи, имиджмейкеры, психологии.

    Социальная ценность того, что называется «имидж» растет буквально на наших глазах. Зачастую имидж отрывается от своего прототипа и начинает самостоятельную жизнь. Например, брэнды1 наиболее известных компаний, пользующихся устойчивой репутацией на мировом рынке, могут иметь цену, превышающую балансовую стоимость самой компании. Согласно экспертной оценке в число наиболее дорогих торговых марок входят: «Coca-Cola» (65 миллиардов долларов); «Microsoft» (35 миллиардов); «Sonу» (13 миллиардов). Такова стоимость имиджа мировых лидеров.

    Почему «имидж» так популярен сегодня? Мнение окружающих всегда было ценно для человека, стремящегося к социальному признанию и успеху. На наш взгляд, существует две главные причины повышения внимания к имиджу в современном западном мире. Это: усиление нарциссических тенденций и развитие технических средств коммуникации. Мы живем в эпоху, когда индивидуальное самовыражение провозглашается одной из ведущих ценностей личности, а личный успех - ее первостепенной задачей. Наряду с этим, непосредственное взаимодействие людей все больше вытесняется «медиа»-коммуникациями - общением через сеть технических средств и информационных технологий (таких, как телефон, Интернет, СМИ и др.). Живое человеческое общение заменяется общением символическим - обменом информацией, обобщенными образами и условными обозначениями, то есть символами в широком смысле этого слова.

    История свидетельствует, что в Древнем мире человек, претендующий на политическое лидерство, должен был доказать свою исключительность в открытых сражениях или публичных выступлениях перед многочисленной публикой. Нынешние государственные мужи практически освобождены от прямого общения с народом, взаимодействие с которым осуществляется через промежуточный канал различных информационно-символических систем. Это - рекламная продукция, телевизионные выступления, газетные интервью, PR-акции. Таким образом, имиджи деятельность, с ним связанная, представляют собой специально организованную коммуникативную систему, с помощью которой отдельная личность или группа людей презентуют себя в символической форме.

    С другой стороны, имидж - это то, что среди прочих равных условий позволяет людям сделать бессознательный выбор в пользу его носителя.Это нечто, работающее тайно, но верно. Например, харизматический имидж обладает притягательностью неких «волшебных свойств», усиливающих влияние его обладателя на окружающих людей.

    Можно ли управлять имиджем?Ответ на данный вопрос неожиданно для себя мы находим в одной из наиболее любимых детских сказок - истории о Золушке. В центре волшебного сказания ни что иное, как таинство «имиджмейкерства». Благодаря мастерству крестной-феи и юного пажа происходит чудесное превращение доброй, но неприметной падчерицы в очаровательную принцессу. Современная интерпретация старой сказки может быть представлена следующим образом - внутренняя сущность человека нуждается в достойном внешнем обрамлении. Это в свою очередь, означает, что мы не только можем управлять впечатлениями людей, но и должны это делать ради общего благополучия.

    Что же такое имидж? Первой задачей, встающей перед исследователями имиджа, является определение самого понятия.

    В переводе с английского языка слово «image» означает «образ, облик». В повседневном обиходе данный термин чаще употребляется в значении «публичный образ кого-либо/чего-либо ».В научной литературе используются более сложные, а подчас и неожиданные дефиниции.

    Понятие имиджа многогранно. Это обстоятельство отчетливо проявляется в ходе групповой работы. Далее приводятся наиболее интересные определения, предложенные участниками наших тренингов по имиджу.

    Имидж - это:

    q личное послание миру;

    q способ выразить свое уважение и любовь к людям;

    q мост между «Я» и «Они»;

    q образ человека, глазами других людей;

    q картинка личности и ее привлекательность для других людей;

    q то, как большинство людей воспринимают нас обычно;

    q мнение группы о нас;

    q репутация;

    q стиль жизни;

    q совокупность стереотипов, которые закрепились за нами в сознании людей;

    q групповая фантазия по поводу конкретного человека;

    q управляемое впечатление;

    q продукт особой деятельности имиджмейкеров;

    q наша публичная маска, постоянная роль, которую мы сознательно или бессознательно играем в обществе;

    q наше представление о себе, которое передается окружающим;

    q наше самоощущение;

    q наше Я, обращенное вовне.

    Мы видим, что все перечисленные варианты имеют право на существование. Они не исключают, а гармонично дополняют друг друга. Каждый из нас может выбрать то значение, которое наиболее соответствует его личному видению.

    Обобщая различные взгляды, мы приходим к следующему определению: имидж - это эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо/чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа.

    Носитель имиджа называется его субъектом, прототипом или прообразом. Потребитель имиджа - объектом или имиджевой аудиторией.

    Как социально-психологический феномен имидж имеет ряд особенностей. Имидж:

    · формируется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия людей;

    · одновременно зависит и от качеств своего прототипа, и от особенностей окружающих людей;

    · выступает в форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму социального стереотипа;

    · имеет символическую форму;

    · требует специальных усилий со стороны носителя.

    На построение и изменение имиджа требуется длительное время, нередко измеряемое годами.

    Введение

    1. Понятие «имидж», его виды

    1.1. Понятие «имидж», его содержание

    1.2. Виды имиджа

    2. Понятие «имиджформирующая информация», формирование имиджа человека

    2.1 Виды имиджформирующей информации

    2.2 Каналы имиджформирующей информации, стратегии формирования имиджа

    2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджа человека

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

    Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал одной из основных психологических категорий паблик рилейшенз - связей с общественностью, прочно вошел с общественную и политическую жизнь.

    Раскрытие психологических закономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формирования феномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностного и межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов, процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения к проблематике имиджа.

    Целью моей курсовой работы является изучение имиджа как социально-психологического феномена.

    В первой главе я ставлю своей задачей изучить само понятие «имидж» и его виды. Разбирая во второй главе такое понятие как «имиджформирующая информация», я рассмотрела ее виды, каналы, а также принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека.

    1. Понятие «имидж», его виды

    1.1 Понятие «имидж», его содержание

    Дословный перевод слова «имидж» - «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация. Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемой проблеме.

    Так, справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ» (Современный словарь иностранных слов, 1997, с. 229); как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологический словарь, 1990, с. 134); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» (Benton R. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56); как «мысленное представление чего-то ранее видимого… конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» (The Randon. House Dictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711). При этом первое определение ограничивает определение имиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе - приписывает его массовому сознанию, третье - связывает лишь с человеком, четвертое - подчеркивает содержательно-изобразительный характер.

    Различные исследователи имиджа дают также достаточно различные его определения.

    Известный исследователь имиджа Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у других людей .

    Другой исследователь понятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, включенность в менталитет .

    Имидж - категория, универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имидж выпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.

    Нефедова И., Власова Е. дают следующее определение имиджа - «это проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» . Имидж должен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться на основе эмоциональных ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль человек играет или собирается играть в данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к понятию «стратегическая модель поведения», которое используется в психологии делового общения (Г. В. Бороздина). Под стратегической моделью поведения понимается «способ поведения человека в данной ситуации с целью достижения чего-либо» . Использование стратегических моделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективность процесса общения зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей, черт характера, установок человека и т. п.

    Орлова Е. А. утверждает, что «имидж - это социальный образ, стремящийся к идеалу» . Он отражается в общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействия личности (группы или общности) с данным социальным объектом. Кроме того, автор уточняет, что имидж - сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение может становиться все более адекватным отраженному объекту. Психологически этот процесс сходен с построением образа. Формирование имиджа происходит на нескольких уровнях:

    Сенсорно-перцептивном - базовом (стереотипно-физиологический);

    Представлений образного отражения;

    Вербально-логического мышления - понятийном (рациональное познание).

    Апраксина М. В. характеризует имидж как «непосредственное или преднамеренное создание визуально-аудиального впечатления о личности или социальной структуре» . Имидж посредством впечатления позволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываются через визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Таким образом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознания в процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж чаще всего заканчивается на такой первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, что он располагается в низших этажах человеческой психики - в подсознании или в обыденном сознании. Этим объясняется необычайная доступность имиджа для восприятия.

    Другой исследователь Маркина В. М. подчеркивает, что стержневым в имидже является возможность передать через определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.

    Нами были перечислены определения имиджа, данные разными исследователями этого феномена. Их можно условно разделить на две группы, в зависимости от того, какой подход к трактовке имиджа принят учеными.

    Первый подход связан с рассмотрением имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности». С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все времена. Так, имидж отражался в прозвищах, например, Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и пр.

    Сторонники второго подхода утверждают, что «имидж» как термин возник в начале XX века в связи с развитием средств массовой информации, в частности телевидения, поскольку оно потребовало сознательного конструирования того, что нужно публике. За многими «громкими именами» стоят вполне конкретные «создатели». Они создают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуют его лексикон и пр.

    Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

    1. Не существует единого мнения во взглядах на сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностью и целостностью.

    Можно выделить ряд характеристик имиджа:

    Имидж не бывает изолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющий реализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджей зависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации), пола (у женщин имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения, связанный с мировоззрением и мощностью потребности в личностной самореализации, которая лишь отчасти удовлетворяется имиджами;

    Классификация и отбор реальных имиджей идет по следующим,как минимум, критериям: самоощущения; соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижения субъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;

    Имидж имеет инерцию «старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживается усилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;

    Метасистема имиджей равноправна и относительно автономна вжизни группы, одновременно выражая стороны межличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;

    Формирование имиджа возможно лишь при условии бессознательной готовности к общению. Частными процессами, показывающими вызревание такой готовности, являются: ментальные ориентации подсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества, меняющийся по сложным законам; развитие миметических начал сознания;

    Непосредственной предпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт, но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход к творчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже, таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;

    Конкретными психическими механизмами начала строительстваимиджа является воля и переход от восприятия к воле. Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомая неточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуаций допускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем, как механизмами копирования более удачных выборов в группе.

    Имидж, таким образом, выражает фундаментальный принцип «экономии духовных психических сил» через попытку распространения стереотипов выбора варианта поведения на возможно большее число ситуаций.

    Остановимся на характеристике основных функций имиджа.

    Исследователи феномена имиджа выделяют следующие его функции:

    Психологической защиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть свои недостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться, хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимировать свои психические комплексы в систему социально оправданных действий;

    Социального тренинга. В одном из своих измерений имиджпредставляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий, блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причем она возникает из интуитивных или осознанных представлений людей о неизбежности и желательности выполнения ролей в конкретных группах;

    Социально-символьного опознавания (идентификации). Имиджвсегда содержит сложные и трудно выполнимые символы готовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности, но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание, брезгливость, отторжение;

    Иллюзорно-компенсаторная. По известной мысли Л. Фестингера,один из законов психики - постоянно воспроизводящийся дисбаланс разных подсистем и блоков. Такой дисбаланс провоцирует негации, дистрессы, и один из методов борьбы с ними - выработка иллюзий, тщательно скрываемых, часто поразительно наивных, идеальных картин .

    В целом отметим, что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировка характеристик и функций этого феномена.

    1.2 Виды имиджа

    В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

    Функциональный;

    Контекстный;

    Сопоставительный.

    При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

    Зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

    Текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

    Желаемый (то, к чему мы стремимся);

    Корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

    Множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используя собственную символику, униформу и т. д.);

    Отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

    При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности - имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

    При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.

    Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи .

    Идеальный имидж - это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

    Первичный имидж - это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

    Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

    При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

    Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

    Внешняя (поведенческая) направленность личности;

    Внутренняя ориентация личности;

    Иерархия временных «Я» личности.

    Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

    Внутренняя ориентация личности - это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие - эмоциональным, третьи - волевым качествам.

    Иерархия временных «Я» личности - это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

    А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж - это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой - человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.

    Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует внутреннему миру индивида.

    В зависимости от факторов, образующих имидж, выделяют габитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж .

    Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено прежде всего различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

    2. Понятие «имиджформирующая информация»

    2.1 Виды имиджформирующей информа ции

    Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении).

    По характеру получения другими людьми выделяют такие виды имиджформирующей информации: косвенная и прямая .

    Косвенная имиджформирующая информация - это та информация о вас, которую человек получает, что называется, через третьи руки, т. е. когда человек создает о вас мнение на основе высказываний о вас других людей.

    Прямая имиджформирующая информация - это та, которую человек получает при непосредственном контакте с вами. Как правило, это информация:

    а)об особенностях вашей психики (например, о Вашем характере, темпераменте, интеллекте, а также о Ваших установках, мировоззренческих и иных позициях и т. п.);

    б)о вашей внешности - макияже, прическе, одежде и т. п.

    2.2 Каналы имиджформирующей информации, стратегия формирования имиджа

    Имидж создается на основе исходящей от человека имиджформирующей информации.

    Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами:

    а)вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

    б)непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно.

    Имиджформирующая информация, исходящая от человека, воспринимается другими людьми тоже двумя способами:

    а) вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;

    б) помимо своей воли, непроизвольно, подсознательно.

    В процессе формирования вашего имиджа у людей, с которыми вы общаетесь, они могут знать, почему формируется именно такой ваш имидж (т.е. они воспринимают Вашу имиджформирующую информацию осознанно), а могут и не знать (т.е. они воспринимают вашу имиджформирующую информацию неосознанно). В последнем случае они либо говорят, что не знают, почему у вас такой имидж («чем-то он мне нравится, а чем - не знаю»), либо ссылаются на свою интуицию, либо просто придумывают, почему вы им нравитесь или не нравитесь.

    Возможны четыре варианта передвижения имиджформирующей информации от вас к другим людям, или четыре канала ее перемещения:

    из вашего сознания - в их сознание;

    из вашего сознания - в их подсознание;

    из вашего подсознания - в их сознание;

    из вашего подсознания - в их подсознание .

    Первый канал (сознание - сознание) будет иметь место, когда вы абсолютно осознанно направляете человеку информацию о себе («Знайте, я хороший человек, а другой человек в это же время вполне осознанно воспринимает («Так, он говорит, что он хороший человек. Посмотрим»). Иначе говоря, оба человека думают об этой информации.

    Второй канал (сознание - подсознание) - это когда вы вполне осознанно посылаете человеку о себе информацию, а он, что называется, «пропускает ее мимо ушей», не обращает на нее внимания, и тогда эта информация уходит в его подсознание.

    Третий канал (подсознание - сознание) - это когда от вас исходит имиджформирующая информация помимо вашей воли (вы, не задумываясь, надели на эту встречу такой-то костюм, или вы, не задумываясь, жестикулируете руками, разговаривая с собеседником), а ваш собеседник не просто воспринимает эту информацию своими органами чувств (зрением, слухом), но и осознает ее, т. е. думает над ней («надо же, какой у него костюм-то!» или: «Интересно, а что это он все время руками теребит?»).

    Четвертый канал (подсознание - подсознание) - это когда от вас исходит имиджформирующая информация помимо вашей воли, а ваш собеседник хотя своими органами чувств и воспринимает ее, но не обращает на нее внимания, не думает о ней, не осознает ее; и тогда эта информация, минуя его сознание, оказывается в его подсознании.

    Исходя из вышеизложенного, удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения Вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям.

    А чтобы сделать правильный выбор, надо прежде всего ответить на вопрос: какой информации люди доверяют больше - той, которую человек посылает им преднамеренно, или той, что исходит от него помимо его воли?

    Исследования, проведенные в этой области, показали, что большинство людей выбирают следующий ответ: если от решения зависит их собственное благополучие, большинство все-таки больше доверяют своей интуиции, т. е. своему подсознанию.

    Это вполне оправданно, поскольку подсознание «улавливает» значительно больше информации, чем сознание. Аргумент: в подсознание поступает информация не только из внешнего мира, но и та, что уже находилась в сознании данного человека.

    Если вернуться к каналам перемещения имиджформирующей информации, то окажется, что наиболее удачным будет четвертый канал перемещения имиджформирующей информации, так как при движении по этому каналу она воспринимается только подсознанием, и мнение формируется на основе «интуиции», т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многие люди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скорее сформируется на основе подсознательно воспринятой информации, чем той, которая уже в сознании.

    В ходе многочисленных исследований было установлено, что подсознание управляет поведением человека чаще, чем сознание. Такой вывод был сделан на основании того факта, что в обычной жизни больше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, в связи с чем поведение человека - это в большей мере реализация «алгоритмов», «навыков», «шаблонов», т. е. подсознательных программ. В своем поведении мы переходим на «ручное управление» (сознательные программы) только тогда, когда возникают нестандартные ситуации. Отсюда следует еще один вывод: воздействуя на людей с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.

    2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджей человека

    На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотрим психологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.

    В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующие принципы:

    – принцип повторения;

    – принцип непрерывного усиления воздействия;

    – принцип «двойного вызова» .

    Использование принципа повторения - это учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому.

    Использование принципа непрерывного усиления воздействия - это наращивание аргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все -для вас!» и т. п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное, так как сенсорный аппарат противится всплескам информации.

    Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.

    Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам, ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный, то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.

    Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром, во-первых, предъявляет нечто своему сознанию. Этот процесс называется репрезентацией. Во-вторых, человек предъявляет собственные мысли другим людям. Этот процесс называется презентацией. Но прежде чем предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно, репрезентация предшествует презентации.

    Существует несколько каналов презентации - репрезентативные системы. Получая какую-либо информацию, человек формирует ее образ. При этом он использует сходные образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек использует наиболее развитую у него систему анализаторов. У одного это зрительная система, у другого - слуховая, у третьего - обонятельная, у четвертого - вкусовая, у пятого - тактильная.

    После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти, возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, по которому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание, называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основная характеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам - словам, несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим (ударением, паузами, повторениями).

    Оценивание образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляется в том канале информации, который содержит больше образов личностно значимых ценностей. Поскольку же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальности можно судить по неосознаваемым действиям наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию, изменению позы и т. п.).

    Восприятие имиджа может быть представлено как сочетание деятельности ведущей предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знание стратегий восприятия позволяет применять специальные приемы управляющего воздействия на процесс анализа информации при предъявлении имиджа.

    Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждется человеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, которое вместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровень развития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания, а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознание приобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоции и чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятия чьего-либо имиджа.

    Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается: им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний.

    Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже. Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный, слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.

    Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так как состоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную память окружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себе представление.

    Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуального имиджа в соответствии с конкретными задачами, которые необходимо решать.

    В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:

    1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;

    2. «строительство внешности»;

    3. «коммуникативная механика»;

    4. «флюидное излучение»;

    5. отработка риторических приемов;

    6. сведение всех мини-технологий в одно целое .

    Л. Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшего влияния СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:

    1. внешний вид;

    3. публичные выступления;

    4. поведение перед камерой;

    5. поддержание формы .

    И. Крикунова предлагает формировать имидж в пять этапов.

    Первый этап - изучение себя: прежде чем создавать тот или иной имидж, надо объективно оценить свои внешние данные.

    Второй этап - определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышной для внешности.

    Третий этап - выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнем облике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерами имидж, будет совершенно различным).

    Четвертый этап - приведение имиджа в соответствие той социальной роли, которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма», и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете свою главную роль.

    Пятый этап - выбор прически и макияжа .

    Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формирования личностного имиджа включает в себя три этапа:

    I этап формирования должен быть связан с повышением самооценки;

    II этап - с изменением внешнего облика (габитарный имидж);

    III - с изменением личностных характеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа .

    Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентации в качестве основного условия формировании имиджа . Формирование имиджа в процессе межличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемого в процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация - это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессе социальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущего человеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызывая ответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.

    а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободного времени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедрения ее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством .

    Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендации и личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:

    определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности (человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, что необходимо для создания имиджа);

    «строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработка жестов, походки, мимики);

    освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений, ведения переговоров и бесед, умения слушать);

    освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);

    овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);

    самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).

    Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточно слабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.

    Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашей стране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободный выбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне, на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собой представляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию, т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствует профессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.

    1. Имидж строится в соответствии с ожиданиями, потребностями,интересами людей, которые вас окружают.

    2. При формировании своего образа следует учитывать особенности социальной психологии и психологии личности, обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов. Может случиться так, что самый прекрасный образ вызовет негативные эмоции.

    3. Образ должен быть привлекательным, чтобы вызывать положительные эмоции и быстро приобретать популярность.

    4. Хорошо, если образ обладает индивидуальностью, которая является важным помощником в вашей деятельности и общении. Уникальность может быть подчеркнута внешностью, одеждой, голосом, особенностями характера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п.

    5. Поскольку речь идет о профессиональном имидже, то важно, чтобы образ как-то связан был с родом деятельности и производимой продукцией.

    Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессионального имиджа .

    1. Анализ всех составляющих имиджа по принципу: что хорошо, а что плохо. Это будет лишь приблизительное описание, поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную схему. Кроме того, к подобному анализу необходимо подходить диалектически: с одной стороны, такое качество, как скрытность нежелательно, но, с другой стороны, в иных обстоятельствах оно может быть позитивным.

    При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержание большое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья, образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хобби и т. п.

    По возможности необходимо составить еще несколько схем и попросить близких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными: они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.

    2. Каждая личность - клубок противоречий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушают целостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательность первичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность) может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту.

    3. Обобщение полученных данных и описание имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей деятельности и способствует ли успеху?

    Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависит от профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), от культуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал за границей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее при создании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны, которые сформировались в результате исторической практики человека.

    Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) - очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж - это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

    Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделить многие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют (или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде, налаживанию контактов с другими людьми.

    Таблица 1. - Личностные качества

    Позитивные

    Негативные

    сдержанность

    скованность

    терпеливость

    недовольство

    уверенность

    суетливость

    доброжелательность

    неуверенность

    собранность

    пессимизм

    взвешенность

    беспристрастность

    инертность

    оптимизм

    вспыльчивость

    дружелюбие

    застенчивость

    внимательность

    упрямство

    заботливость

    агрессивность

    энергичность

    непоследовательность

    спокойствие

    грубость

    жизнерадостность

    подозрительность

    беспечность

    Профессиональные качества

    Позитивные

    Негативные

    трудолюбие

    нерадивость

    компетентность

    пассивность и медлительность

    активность, инициатива

    Незнание своего дела

    рассудительность

    отсутствие интереса к работе

    творческий подход к делу

    быстрая утомляемость

    Позитивные

    Негативные

    аналитический, острый, реалистический ум

    отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей

    оперативное мышление

    неорганизованность

    усердие и методичность

    несобранность

    целеустремленность

    рассеянность

    организованность и умение ценить время

    непоследовательность

    дисциплинированность

    недисциплинированность

    решительность и способность к риску

    халатность

    практичность

    поверхностный, примитивный ум

    хорошая память

    отсутствие здравого смысла

    способность осваивать новое

    шаблонность мышления и догматизм

    исполнительность

    самонадеянность

    умение общаться с людьми

    неспособность преодолевать неудачи

    уважение к клиентам и забота о них

    робость и скованность

    умение работать в команде

    отсутствие познавательного интереса

    энтузиазм

    конфликтность

    выносливость

    некоммуникабельность

    самостоятельность

    трудности в переключении с одного дела на другое

    проницательность и интуиция

    аккуратность

    Таблица 3 - Нравственные качества

    Позитивные

    Негативные

    честность

    лживость

    ответственность

    несправедливость

    справедливость

    безответственность

    чувство профессионального долга

    отсутствие чувства профессионального долга

    доверительность

    разумное сочетание общественного и личного интересов

    подозрительность

    бережливость

    мстительность

    искренность

    завистливость

    уважение к личности

    алчность, меркантильность

    доброжелательность

    коварство

    совестливость

    злорадство

    расточительность

    льстивость

    угодливость

    Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные. Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьма абстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципах морали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы. Сложившаяся ситуация закономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальные учебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образование и воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливо говорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.

    В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктует быть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человек не будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы морали и заповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе и его. Поэтому для цивилизованного развития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью.

    Говоря о перечисленных выше желательных профессиональных и нравственных качествах, следует отметить, что в большей мере они присущи капиталистическому типу личности. Рынок - это прежде всего частная собственность и инициатива, конкуренция, свободный труд и свободное предпринимательство, а следовательно, он требует и другого мировоззрения, установок и ориентации. Чтобы выжить и преуспеть в новых условиях, необходимо развивать такие ценности, как высокая оценка труда и профессии, активность и инициатива, личная ответственность и честность, аккуратность и бережливость, умение ценить время, методичность, уважение к частной собственности и личности и т. п.

    Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствует характеру, требованиям выполняемой работы, образу организации. Он не должен вызывать сомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствовать ожиданиям партнеров, клиентов.

    Обретение удачного имиджа позволит достичь больших успехов в профессиональной деятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенности в себе.

    Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, а не быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способен оправдать ожидания партнеров, клиентов, его имидж рухнет, как карточный домик.

    Заключение

    Современные политические, социально-экономические условия в России заставляют по-иному взглянуть на процесс формирования своего собственного образа в глазах других. А следовательно, актуализируют проблему формирования собственного позитивного имиджа.

    Различные исследователи имиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы: рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» и появление имиджа в связи с развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный.

    Имидж человека формируется на основе имиджформирующей информации. По характеру получения другими людьми выделяют такие ее виды как косвенная и прямая. Возможны четыре канала перемещения имиджформирующей информации: из вашего сознания - в их сознание; из вашего сознания - в их подсознание; из вашего подсознания - в их сознание; из вашего подсознания - в их подсознание. Удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям.

    На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкой принципов и технологий формирования индивидуального и профессионального имиджей человека. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены принципы повторения, непрерывного усиления воздействия, «двойного вызова».

    Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного. Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) - очень значим, именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должного профессионального имиджа.

    Отсюда следует, что имидж - это целостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

    Список использованной литературы

    1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: Учебное пособие. - Новосибирск, 1999.

    2. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 1996.

    3. Апраксина М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. - М., 2000.

    4. Богданов Е. Н., Зазыкин В.Г. Психологически основы «Паблик рилейшнз». - М., 2003.

    5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002.

    6. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - Спб.: Питер, 2000.

    7. Дэвис Ф. Создай себе имидж. - Минск, 1998.

    8. Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. - М., 1994.

    9. Маркина В. М. «Я» как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. - М., 1996.

    10. Орлова Е. А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект). - М., 1997.

    11. Панасюк А. Ю. Наука «имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. - М.: РИЦ «Альфа», 2003.

    12. Панасюк А. Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов сформировать ваш профессиональный имидж. - М., 2003.

    13. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. - Пермь, 2001.

    14. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002.

    15. Петрова Е. А. Имиджелогия: современное и состояние и перспективы развития. - М.: РИЦ «Альфа», 2003.

    16. Поченцов Г. П. Имиджелогия. - М., 2000.

    17. Рабинович Л. А. Имидж человека и организации. - Иркутск, 2001.

    18. Спиллейн М. Создай свой имидж. - М., 1996.

    19. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения человека - Рязань: Новое время, 1997.

    20. Хачанян Е. Ваш имидж. - М.: АСТ, 2001.

    21. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 1994.