• Исследовательская деятельность детей в 2 младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада

    Описание проекта:

    Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

    Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.

    В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

    • игровая
    • познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
    • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

    учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .

    Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

    Актуальность проекта:

    Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

    Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

    • особый интерес к исследованию природы
    • развивает мыслительные операции
    • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
    • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
    • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

    Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.

    В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

    • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
    • сотрудничество Организации с семьей
    • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

    Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

    Цель проекта:

    Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

    Задачи проекта:

    Для педагога:

    • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
    • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
    • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
    • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
    • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
    • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
    • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
    • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".

    Для детей:

    • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

    сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;

    • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
    • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
    • изготовить фото-коллажи:
    • «Наши опыты с водой!»
    • «Наши опыты с воздухом!»
    • «Наши опыты с песком!» .
    • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

    Участники проекта и их роль в реализации проекта:

    Участники Функции

    Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект

    Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

    Ведут наблюдения за детьми

    Проводят мониторинг

    Воспитанники Творчески развиваются

    Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

    Активно участвуют в проекте

    Родители Получают информацию

    Взаимодействуют с педагогами

    Участвуют совместно с детьми в проекте

    Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

    Подготовительный этап:

    • постановка цели;
    • определение актуальности и значимости проекта;
    • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
    • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

    Основной этап:

    • Практическая часть:
    • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
    • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
    • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
    • Работа с родителями:
    • разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
    • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
    • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
    • совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
    • Создание продукта

    Заключительный этап:

    • Презентация проекта.
    • Анализ

    Предполагаемые результаты проекта:

    Реализация представленного проекта поможет педагогам:

    • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
    • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
    • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
    • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
    • повыситься уровень речевой активности
    • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
    • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
    • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

    Предполагаемый продукт проекта:

    1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
    2. Выставка фото-коллажей:
    • «Наши опыты с воздухом!» ;
    • «Наши опыты с водой» ;
    • «Наши опыты с песком!» ;
    • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .

    Список литературы и интернет источников:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
    2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.

    Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.

    Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет

    Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:

    • Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
    • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.
    • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
    • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
    • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.
    • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.

    Младшие дошкольники с удовольствием включаются в проведение экспериментов

    Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

    Выготский Л. С.

    «Воображение и творчество в детском возрасте»

    Цель и задачи

    В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.

    Дошкольников привлекает всё необычное, например, как вода меняет цвет при добавлении краски

    Задачи познавательно-исследовательской деятельности:

    • развитие интереса к окружающему миру;
    • формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
    • развитие речевых навыков (построение устной речи - ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;
    • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
    • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
    • формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

    Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов:

    • по ознакомлению с окружающим миром (исследование различных предметов, явлений природы, веществ);
    • на музыкальных занятиях (знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, возможностями голоса);
    • на физкультуре (изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы, дерева - мячи, обручи, кегли, скакалки и др.);
    • во время самостоятельной игровой деятельности (экспериментальная деятельность с различными по форме и строению игрушками);
    • на прогулках (проведение наблюдений за погодой, природными явлениями, растениями и животными на территории детского сада).

    Исследовательская деятельность по изучению свойств растений может проходить во время прогулки

    Приёмы

    Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:

    • Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.

      В уголке природы ребята учатся заботиться о растениях

    • Решение проблемных ситуаций. Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.

      Вариантом проблемной ситуации может стать задание: каким ведром быстрее наполнить ёмкость

    • Беседы. Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых - изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой - резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).

      В ходе беседы ребята могут рассматривать иллюстрации по теме

    • Опыты и эксперименты. Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удо

    Цели: Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

    Оборудование : чудо - дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

    Логика образовательной деятельности

    1. Игровая ситуация:

    Посмотрите, что необычного у нас появилось в группе(до начало занятия в экспериментальный уголок ставится чудо - дерево)

    Вот так «Чудо-дерево» выросло у нас в группе, посмотрите, что растет на нашем дереве?

    Интересно, а это что? (показ листка бумаги) Откуда он здесь взялся?

    Я вам расскажу что дерево наш помощник во всем, оно не только дает плоды. И еще самое важное из дерева делают бумагу.

    Хотите узнать как из дерева получаются листы бумаги?

    Про это мы узнаем когда пойдем в старшую группу.

    А сейчас давайте с вами поэкспериментируем с бумагой превратиться в маленьких ученых и зайдем в нашу маленькую лабораторию.

    2.Обследование бумаги(заносить результаты исследований на мольберт используя условные обозначения)

    Работа у первого стола. Оборудование: наборы разной бумаги альбомный лист, салфетка, тетрадный лист, кусочки обоев, бархатная бумага т.д.

    Посмотрите как много на столе разной бумаги, давайте ее потрогаем и рассмотрим

    Зеленый листок бумаги какой на ощупь… .(гладкий)

    Красный листок бумаги какой на ощупь… .(шероховатый)

    Синий листок бумаги какой на ощупь… .(толстый)

    Оранжевый листок бумаги какой на ощупь… (тонкий, мягкий).

    Делает вместе с детьми вывод:

    Бумага разная на ощупь: гладкая, мягкая, шероховатая, бугристая и т. д.

    Посмотрите, какая бумага по цвету?(разноцветная.) Сейчас мы поиграем Д/игра «Покажи правильно» поднимите бумагу красного цвета, синего ит.д.

    Можно через бумагу что-нибудь увидеть?

    Посмотрите.

    Делает вместе с детьми вывод: через бумагу ничего не видно.

    Работа у второго стола. Оборудование: листы альбомной бумаги, фломастеры, краски, карандаши, ватные палочки и т.д.

    Ребята на бумаге можно рисовать?

    Проверим. Предлагаются детям альбомные листы бумаги, фломастеры, краски, ватные палочки, цветные карандаши.

    Самостоятельная - творческая работа детей.

    Вывод: на плотной бумаге можно рисовать

    Опыт 3. «Мнем и разглаживаем»

    А еще бумагу можно мять, сомните ее, у нас получился колобок,а теперь разгладьте

    Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.

    Работа у третьего стола. Оборудование: емкость с водой, бумага.

    Предлагаю поместить бумагу в емкость с водой. Что происходит?

    Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?

    Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.

    Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или салфетка? Посмотрите,сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете, они нам нужны? Что с ними можно сделать? (склеить)

    Опыт 6 «Склеивание бумаги»

    Для данной работы нам понадобиться: кусочки бумаги, клей. Посмотрите, у меня для вас есть контуры реки, снежных сугробов, горы. Сначала нанесите клей на весь контур, затем раскладывайте кусочки бумаги. Посмотрите,какие получились у вас картины.

    Вывод: бумагу можно склеивать, и получилась красивая картина

    Как вы думаете может ли бумага летать?.У нас остались кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки, пройдите на коврик. Подуйте на ладошки, что происходит? На что похожи кусочки бумаги?(осенние листочки)

    Вывод: Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь они разлетаются.

    Ребята вам было интересно?

    Давайте вспомним. что мы узнали про бумагу?(Дети подходят к мольберту по условным обозначениям проговаривают, что узнали про бумагу.)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района

    структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

    Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»

    Подготовила:Садыкова М.А.,

    воспитатель второй

    младшей группы «Теремок»

    Исследовательская деятельность детей.

    Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

    Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умений анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Основные составляющие процесса исследования:выявления проблемы, формирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

    Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

    Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются

    две противоположные ситуации.

    1.Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию.

    2.если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы. Если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей –неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы.

    При решении проблемных ситуаций рекомендуют воспитателям использовать следующие методические приемы:

    1.подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;

    2.изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную:3.предложить рассмотреть явления с позиции людей разных профессий

    4.поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;

    5. Поставить проблемные задачи;

    Сентябрь
    1. «Узнаем, какая вода»
    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

    2. «Игры с веерами и султанчиками»
    Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);

    3. «Поиграем с солнышком»
    Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

    4. «Свойства песка»
    Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

    Октябрь
    1. «Чудесный мешочек»
    Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

    2. «Поиграем с ветерком»
    Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

    3. «Что в коробке»
    Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

    4. «Почему осенью бывает грязно»
    Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

    Ноябрь
    1. «Волшебные дощечки»
    Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

    2 . «Легкий - тяжелый»
    Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

    3. «Найди по звуку»
    Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

    4. «Глина, ее качества и свойства»
    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

    Декабрь
    1. «Горячо-холодно»
    Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

    2. «Чудесный мешочек»
    Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

    3. «Окрашивание воды»
    Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

    4. «Снег, какой он?»
    Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).


    Январь
    1. « Игры с соломинкой»
    Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

    2. «Снег. Какой он?»
    Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

    3. «Как из снега получить воду»
    Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

    4. «Как воду превратить в лед»
    Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

    Февраль
    1. «Изготовление цветных льдинок»
    Цель: познакомить с одним из свойств воды.

    2. «Мороз и снег»
    Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

    3. «Свойства льда»
    Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

    4. «Ветер по морю гуляет»
    Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

    Март
    1. «Плавает-тонет»
    Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

    2. «Бумага, ее качества и свойства»
    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

    3. «Посадка лука»
    Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

    4. «Поплывет - не поплывет»
    Цель: развивать представление о весе предметов.


    Апрель
    1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
    Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

    2. «Веточка березы»
    Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

    3. «Древесина, ее качества и свойства»
    Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

    4. «Что в пакете»
    Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

    Май
    1. «Спрячь пуговку»
    Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

    2. «Пирожки для Мишки»
    Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

    3. «Сравнение песка, почвы и глины»
    Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

    4. «Ткань, ее качества и свойства»
    Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

    Список использованной литературы
    1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
    2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
    3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
    4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

    Организуя исследовательскую деятельность воспитатель должен знать: --1.Критика –враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей,

    2.Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

    3.Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех.

    4.Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.

    5.Подводить итоги исследования.