• Конспект логопедическое занятие с использованием лего технологии. Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

    Тема: « Знакомство со звуком и буквой К-К с использованием ЛЕГО – элементов»

    Цель . Развивать координацию движений и ловкость, мелкую моторику, зрительную память. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки устной речи, фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове.

    Материал и оборудование . LEGO-конструктор, Карточки со словами «кот», «кит», буквами К-К(синий и зеленый цвет), гласные буквы, умные кубики.

    Литература: Т.В Лусс . «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с конструктором ЛЕГО» Пособие для педагогов-дефектологов. Москва «Владос»2003

    Ход занятия.

    1. Сюрпризный момент.

    Ребята, вчера, когда все уже ушли, я услышала шум в коробке. Когда я ее открыла, знаете, что я там увидела? Кирпичики ЛЕГО соединились и получился ЛЕГО-человечек. Это наш с вами ЛЕГО-друг. Он сегодня пришел к вам посмотреть, с какой буквой и с каким звуком вы познакомитесь и поиграть с вами в составление слогов и слов на этот звук. Покажем ему, как мы умеем играть.

    2. Знакомства со звуком К.

    Сегодня мы с вами познакомимся со звуком К. Послушайте стишок про этот звук.

    Одною лапкой машет,
    Другою лапкой пляшет,
    И при этом буква К,
    Так похожа на жука.

    Логопед просит несколько человек повторить стихотворение.

    Давайте произнесем этот звук. Как вы думаете, это согласный или гласный звук? Как вы догадались, что это согласный?

    Есть преграда воздушной струе.

    Мы уже знаем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

    Какой звук обозначает синий человечек из конструктора ЛЕГО? (согласный твердый)

    Какой звук обозначает зеленый человечек? (согласный мягкий)

    3. Загадки на звук К.

    А сейчас я вам загадаю загадки, а вы поднимите кирпичик того цвета, какой звук будет в начале отгадки.

    Что за скрип, что за хруст?
    Это что еще за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если я…..(Капуста)

    Какой первый звук в слове? (К-согласный или гласный, твердый или мягкий)

    Дети показывают синий кирпичик.

    Мама с сумкой скок да скок,
    В сумке маленький сынок. (Кенгуру)

    Какой первый звук в слове? (Мягкий согласный)

    Дети показывают зеленый кирпичик.

    По реке плывет бревно, ой и злющее оно,
    Тем, кто в речку угодил, нос откусит …..(Крокодил)

    Кругла, рассыпчата, бела,
    На стол она с полей пришла.
    Ты посоли ее немножко.
    Ведь правда вкусная…..(Картошка)

    Какой первый звук в слове? (Согласный твердый)

    4. Придумайте свои слова на звук К .

    5. Чтение слогов . А сейчас давайте почитаем слоги: Вводим человечков (красный, синий, зеленый) Человечки бегут навстречу друг к другу, они встретились и получился слог:

    АК КУ
    ОК КА
    УК КИ

    Звук А пришел в гости к звуку К. Они встали рядом и получился слог АК.

    Сколько всего звуков дружат? (два)

    Назови первый звук? (А)

    Назови второй звук? (К)

    На каком месте стоит гласный звук? (На первом)

    Поставили красный кирпичик.

    На каком месте стоит согласный звук? (На втором)

    Поставили синий кирпичик. У вас получилась башня.

    6. Картинки на звук . Логопед показывает картинки и вводит желтый кирпичик, обозначающий слово. Дети определяют, положение звука в слове и делают это на своих кирпичиках ЛЕГО.

    7. Физминутка. (Дети держат кирпичики ЛЕГО синего цвета)

    Мы слепили снежный ком,

    Твердый, гладкий, только он не сладкий.

    Раз – подбросим,

    Два – поймаем,

    Три – уроним и сломаем.

    Опустись, снежинка,
    На мою ладошку:
    Кружишься давно ты,
    Отдохни немножко!
    – Ишь, какая хитрая!
    Думаешь, не знаю:
    На ладошке теплой
    Сразу я растаю!

    8. Составление слов. Вводим желтый кирпичик, обозначающий слово. Логопед просит собрать слова: КОТ, КИТ, КОМ по звукам из ЛЕГО. Звуко-буквенный анализ слов: Красный кирпичик – гласный, зеленый кирпичик – согласный мягкий, синий кирпичик – согласный синий.

    9. Составление слов, используя тренажер « Умные кубики».

    Итак, какой вы звук сегодня узнали? (К).

    Нашему Роботу-ЛЕГО понравилось, как вы играли. А сейчас выйдет из-за стола тот, кто придумает слово на звук К.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки.

    Конспект занятия по развитию звукопроизношения с элементами обучения грамоте через использование логосказки. Тема занятия: «Звук [Ш] и буква «Ш». Путешествие на большом воздушном шаре». Коррекционно-о...

    Применение игр по обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.

    Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребёнка, помогает педагогу отслеживать процесс усвоения материала. Опыт показывает, что дети проявляют интерес к та...

    Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"

    Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....

    Консультация знакомит воспитателей с вариантами использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте....

    «Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.

    «Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми подготовительной группы....

    Рабочая программа по подготовке дошкольников 5-6-го возраста к школе " Развитиее речи, логического мышления и позновательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

    Предлагаемый курс начальной математики, развития речи и обучения грамоте дает возможность интенсивно развивать позновательные способности детей, интеллект, творческое начало, развивать все виды речево...

    Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.


    Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми

    с общим недоразвитием речи

    , учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»

    Проблема развития диалога в речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь возникает и развивается именно в процессе общения.

    С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая и специальная (коррекционная) педагогики постоянно совершенствуют методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создаются эффективные программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

    В нашем центре, работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопедам и дефектологам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной работе использовать наборы конструктора «ЛЕГО».

    Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками .

    Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО»-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе.


    Конструктор «ЛЕГО» помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

    Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться играя и обучаться в игре.

    История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы ЛЕГО во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Слово «ЛЕГО», которое в переводе с латинс­кого означает «я учился», «я собирал», официально было зареги­стрировано в Дании только 1 мая 1954 г. В дальнейшем компания наладила производство темати­ческих наборов: «Ферма», «Дом», «Города», «Замки» и др.

    Конструктивно-игровую деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекцию нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

    Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

    Основными компонентами работы с применением «ЛЕГО» - технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

    Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

    Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста .)

    При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

    При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Например, при игре на тему «Наш город» дети не только выстраивают пространственную организацию самого города и положения предметов в этом городе, но и закрепляют знания правил дорожного движения.


    Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и с логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом и спонтанного, или наоборот.

    С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

    Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

    Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями. Здесь также для наглядности можно применять элементы конструктора, выкладывая «Лего» – коврики, тем самым контролируя увеличение лексической наполняемости предложений.

    Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

    · развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

    · формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);

    · формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

    · постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

    · формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.

    · овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

    · формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

    · развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

    · тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

    Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

    Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

    Список литературы:

    1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.

    2. Комарова из LEGO / . – М., 2001.

    3. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.

    4. Лусс навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / . – М., 2003.

    5. , LEGO: среда, игрушка, инструмент / , // Информатика и образование. – 1996.

    6. , Якушкин LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / , //Информатика и образование. – 1996.

    7. Парамонова и методика творческого конструирования в детском саду / . – М., 1999.

    Пушкина Елена
    Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши»

    Тема :

    Цель : Уточнить и расширить представления детей о мебели .

    Задачи :

    Коррекционно – образовательные :

    Учить детей дифференцировать мебель по назначению .

    Совершенствовать лексико – грамматический строй речи : активизировать словарь по теме, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, подбирать прилагательные к существительным, употребление уменьшительно-ласкательного суффикса

    Коррекционно – развивающие :

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей.

    Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, память,

    Коррекционно – воспитательные :

    Воспитывать самостоятельность, активность на занятии, навык обращения с раздаточным материалом.

    Образовательные области : социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, безопасность.

    Оборудование : разрезные картинки по теме, картинка – схема комнат, предметные картинки по теме «Мебель » , ЛЕГО-дом

    Орг момент. -,

    Логопед подводит детей к построенному ранее дому из конструктора , читает стихотворение :

    «Вот построен новый дом!

    Тили – бом! Тили – бом!

    Кто же будет жить в нем?»

    «Тили – бом! Тили – бом!

    Вот построили мне дом!»

    Логопед достает лего-человечка .

    Ребята, это-человечек Кирюша . А это - его новый дом. Но сможет ли Кирюша в нем жить , посмотрите внимательно? (нет, в нем нет мебели )

    Правильно, и мы с вами сегодня поможем Кирюше выбрать мебель для его дома .

    Предлагаю детям сесть на стульчики.

    Пальчиковая гимнастика

    Раз, два, три, четыре, (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

    Много мебели в квартире .

    В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с больших,

    А в буфет поставим чашку на каждое название мебели )

    Чтобы ножки отдохнули,

    Посидим чуть-чуть на стуле.

    А когда мы крепко спали.

    На кровати мы лежали.

    А потом мы с котом

    Посидели за столом.

    Чай с вареньем дружно пили (Ритмично попеременно хлопают

    Много мебели в квартире в ладоши и стучат кулачками)

    Расскажите, какая мебель должна быть в квартире?

    Ответы детей. (логопед выкладывает картинку с изображением предмета мебели .

    Для чего нужен стул?

    Для чего нужен стол?

    Для чего нужна кровать?

    Для чего нужен шкаф, диван, кресло?

    Правильно, но разве вся мебель стоит в одной комнате? -Нет

    Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире (прихожая, гостиная, спальня, детская, кухня)

    Какая мебель стоит у вас в гостиной?

    В детской?

    В прихожей?

    На кухне?

    Ребята, а сейчас давайте поиграем. Мы будем называть мебель ласково .

    Игра «Назови ласково»

    У нас диван, а у Кирюши- … .диванчик

    У нас кресло, а у Кирюши –… креслице

    У нас шкаф, а у Кирюши –…шкафчик

    У нас стул, а у Кирюши –… . стульчик

    У нас кровать, а у Кирюши – … .кроватка (стол, полка)

    А сейчас я называю предмет мебели , когда он один, а вы- когда много

    Игра «Один - много»

    Стол - столы,

    диван - диваны, кресло - кресла,

    стул - стулья, кровать – кровати.

    комод-комоды тумбочка -тумбочки

    Игра «Подбери признак»

    Стол у Кирюши – (какой) - письменный, новый большой

    диван - – (какой) мягкий, удобный.,

    кресло -(какое) большое широкое, удобное,

    кровать -детская, игрушечная, мягкая,

    -Мебель – изготавливают из различных материалов.

    Игра «Что из чего»

    Стол из стекла – стеклянный

    Кровать из железа –железная

    Кресло обтянуто кожей-

    Кресло обтянуто плюшем-

    Правильно. Скажите,:

    Мебель для кукол . Какая мебель ?

    Мебель для кухни . Какая мебель ?

    Мебель для детей . Какая мебель ?

    Про какую мебель можно сказать : деревянная? Деревянное? Деревянные?

    Вы отлично справились с заданием. Вставайте, поиграем.

    Физкультминутка :

    «Кирюшкина кроватка »

    Вот Кирюшкина кроватка , развести руки в стороны

    Чтобы спал Кирюшка сладко , присесть, ладошки под щечку

    Чтоб во сне он подрастал, медленно подниматься

    Чтоб скорей большим он стал. Встать на носочки, тянуть руки вверх

    Задание на внимание : делаем то, что я скажу.

    У меня есть для вас еще игра. Я приготовила вам картинки, но они с секретом. Что нарисовано на картинке, вы узнаете, если правильно ее соберете. (раздает картинки – паззлы) . На доске выставляются картинки-подсказки.

    Ребята, какая мебель у вас получилась ? Куда ее можно поставить?

    Молодцы, отлично справились.

    Давайте расскажем Кирюше , из чего сделана мебель .

    Игра «Что из чего»

    Стол из стекла – стеклянный

    Стул из пластмассы – пластмассовый

    Кровать из железа –железная

    Кресло обтянуто кожей-

    Кресло обтянуто плюшем-

    А теперь давайте поможем Кирюше выбрать мебель . («подходим» к дому, предлагаю детям брать предмет мебели и располагать его в комнате). Дети проговаривают свои действия.

    11. Итог занятия.

    О чем мы говорили сегодня?

    Что мы делали на занятии?

    Что особенно вам понравилось?

    Молодцы, все хорошо работали.

    Используемая литература

    1. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Детство –пресс, СПБ. 2008

    2. Г. Н. Соломатина О. Е. Громова А. Ю. Кабушко Конспекты занятий по развитию речи 4-5 лет. Т. Ц. Сфера, М. 2008

    3. Н. Э. Терешкова Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Гном М. 2007

    Публикации по теме:

    «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (из опыта работы) Наше учреждение в декабре 2014 года было передано из государственной в муниципальную собственность. Будучи государственным коррекционным.

    Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

    Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР Лексическая тема "ЛЕС" Образовательные: закрепление произношения звука Л; закрепление артикуляционных укладов. Коррекционные: активизация.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Головные уборы» с использованием элементов технологии ТРИЗ Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ для педагогов ДОУ Тема: «Головные уборы».

    Конспект образовательной деятельности по лего-конструированию «Знакомство с конструктором Лего Duplo» Цель: Познакомить с Лего конструктором Задачи: 1. Познакомить с историей появления конструктора лего. 2. Рассмотреть основные виды деталей.

    Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закреплять.

    Конспект проведения совместной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы «Наша улица» Цель: коррекция нарушений развития речи детей при ознакомлении с правилами дорожного движения. Задачи: образовательная область «Речевое.

    Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда» Дмитриева М. Е., учитель-логопед.

    Конспект составлен с учетом речевого диагноза (ОНР I – II уровня) детей, их произносительных способностей и учитывает специфику работы с такими детьми – многократное повторение речевого материала для его усвоения. В ходе занятия используется конструктор LEGO (набор «Семья»).

    Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) c использованием конструктора LEGO.

    Тема «Мебель»

    Программное содержание:

    • Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит.
    • Совершенствование грамматического строя речи: образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
    • Активизация самостоятельной речи детей, формирование речевой мотивации и инициативы.
    • Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

    Оборудование :

    • кукольная семья (мама, папа, ребенок),
    • кукольная мебель (набор Лего).

    Ход НОД

    1. Оргмомент.

    Назвать предметы круглой/квадратной формы

    2. Основная часть.

    Ребята, к нам из другого города приехала семья кукол: папа Витя, мама Лена, дочки Катя. Привезли с собой свою мебель, но по дороге она поломалась. Просили нас починить.

    Логопед достает из коробки части 3х столов.

    – Посмотрите, что это? Это ножка от стола и столешница. Коля и Петя и Маша, сможете починить? (дети собирают стол).

    Коля, что ты собрал?

    Петя, что ты собрал? (стол).

    Маша, что собрала ты? У тебя не большой стол, а маленький… (столик)

    Вы собрали …(столы).

    Какого цвета твой стол, Коля? (Стол желтый).

    Какого цвета твой стол, Петя? (желтый).

    Столы какие? (желтые)

    А у тетя столик какого цвета? (красный)

    Для кого эти большие столы? (для папы и мамы).

    А меленький столик для кого? (для дочки Кати)

    Еще у нашей семьи есть вот такой предмет мебели. – Логопед достает детали шкафов. Кто поможет собрать шкаф? (дети собирают шкафы)

    Логопед, обращаясь к каждому ребенку:

    Что ты собрал? (шкаф)

    А что ты собрал? (шкаф)

    А ты что собрала? (шкафчик)

    Что вы собрали? (шкафы)

    Какого цвета твой шкаф (красный)

    Какого цвета твой шкаф (синий)

    Какого цвета твой шкаф (желтый)

    Для кого эти большие шкафы? (для папы и мамы).

    А для кого маленький шкафчик? (для дочки Кати)

    Аналогично отрабатываются другие предметы мебели: стул, кровать.

    3. Динамическая пауза.

    4. Игра «Расставим мебель».

    Вот мы и разобрали с вами всю мебель, которую привезли наши гости. Но теперь ее надо правильно расставить в квартире.

    Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением комнат.

    Какие комнаты в квартире наших друзей, давайте посмотрим. Это гостиная здесь встречают гостей. Это спальня, в ней … (дети договаривают: спят) Кто в ней спит? (мама и папа). Это кухня, в ней готовят и … (едят). Это детская, комната для … (детей). У вас на столах картинки с изображением предметов мебели. Расставьте мебель по комнатам, где она должна стоять. У меня стул, я поставлю его в кухню. А что у вас?

    Дети выходят по одному и располагают свой предмет мебели рядом с соответствующей картинкой комнаты.

    Вопросы логопеда:

    Что у тебя?

    Куда поставишь …(называется предмет мебели)?

    Если ребенок в состоянии произнести названия мебели и комнат, следим за правильным произнесением. Если нет – логопед
    проговаривает названия сам:

    Это шкаф. Он стоит в спальне.

    5. Итог. Оценка деятельности детей.

    Троян Н.А.,
    учитель-логопед

    С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача - создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

    Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

    Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании () с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС .

    В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

    Лего-технология - пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

    • - ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
    • Развитие речевых и коммуникационных навыков - ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
    • Коррекционная работа - оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
    • Воспитательная работа - совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

    Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

    Задачи Лего-методики

    Младший дошкольный возраст (2–4 года):

    • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
    • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
    • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
    • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
    • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

    С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

    Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

    • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
    • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
    • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

    В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

    Старшая и подготовительная группы:

    • стимулировать детское техническое творчество;
    • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
    • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
    • познакомить с основами компьютерного моделирования.

    В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

    Базовые идеи Лего-технологии:

    • от простого к сложному;
    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
    • созидательность и результативность;
    • развитие творческих способностей;
    • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

    Особенности практического использования с учётом возраста детей:

    • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
    • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
    • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

    Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

    Формы реализации Лего-методики в детском саду:

    • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
    • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
      • подготовка ребёнка к конкурсу;
      • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться:
      • воспитатель;
      • дети и родители.
    • Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время.
    • Фестивали, конкурсы, викторины.
    • Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольного учреждения.

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом - нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

      Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    • Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии:
      • «Найди деталь, как у меня»;
      • «Построй с закрытыми глазами»;
      • «Найди такую же постройку, как на карточке»;
      • «Разложи по цвету»;
      • «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей).
    • Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога. Пример: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит лягушка, сконструированная из деталей набора Лего. Давайте внимательно рассмотрим и разберём, как она сделана. Глазки сделаны из зелёных кубиков, ротик - это красный кирпичик, лапки из зелёных кирпичиков.
    • Конструирование с использованием технологических карт и инструкций. Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что сегодня им предстоит стать кораблестроителями. Конструкторы кораблестроительного завода прислали чертежи корабля, детям нужно по этим схемам построить модели кораблей. Чтобы попасть в конструкторское бюро, необходимо преодолеть небольшое испытание: найти в мешочке на ощупь деталь и сказать, как она называется.

    Работу по схемам можно предложить дошкольникам в игровой форме

    • Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели. Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.

    Видео: Лего-технологии в работе с дошкольниками

    Способы конструирования, актуальные для дошколят

    Способы обучения дошкольников конструированию:

    • по образцу;
    • по модели;
    • по условиям;
    • по карточкам-схемам;
    • по свободному замыслу;
    • тематическое конструирование.

    Фотогалерея: примеры карточек-схем, инструкций и моделей для Лего-конструирования

    Схема столбика и заборчика Варианты схем конструирования фигурок Схемы столбиков Инструкция конструирования Лего-цветка Модели Лего-животных Модели корабликов Модели человечков Модели служебного транспорта Инструкция по сборке транспортёра Пример нарисованной схемы Модели Лего-конструкций Инструкция конструирования вертолёта Простейшие схемы Лего-поделок

    Какие бывают занятия по Лего-конструированию

    • Ознакомительное - педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах - набор «Дупло», со старшего дошкольного возраста - набор «Дакта»).
    • Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели.
    • Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.
    • Тематическое - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «Лего-мозаика».
    • Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проекта. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители. Пример тем для творческих проектов: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород». В старшей группе можно провести комплексный проект на тему «Терентий-тетерев»:
    • Контрольное - позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи.
    • Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого входят воспитатель, логопед, психолог, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д.
    • Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир», «Городской транспорт».
    • Итоговое - обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ.

    Конкурсное занятие - это соревнование, которое проводится в игровой форме

    Таблица: картотека тем занятий по Лего-конструированию

    Тема занятия Вид занятия Программные задачи
    «Детский сад детям рад» Занятие по замыслу в средней группе
    • активизировать продуктивное воображение детей;
    • стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;
    • закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.
    «Мои любимые игрушки»
    • закрепить знания, полученные в старшей группе;
    • учить называть тему и давать общее описание.
    «Осенний лес» Ознакомительное занятие в младшей группе
    • формирование понятия о структуре дерева (ствол, крона, листья, плоды);
    • учить отличать деревья друг от друга;
    • закреплять названия деталей и цвет.
    «Фрукты»
    • продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т. д.);
    • формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;
    • развивать умения анализировать образец - выделять в нём функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.
    «Грузовой фургон»
    • познакомить детей с назначением грузовых машин - фургонов;
    • определить конструктивные особенности машин - фургонов;
    • обучить выделению внутреннего пространства;
    • развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;
    • развивать воображение и творческие способности.
    «Строим дом» Ознакомительное занятие в старшей группе
    • формировать умение строить объёмные конструкции, используя новые строительные элементы (крыши, окна);
    • формировать умение сочинять загадки.
    «Цветущие растения» Комплексное занятие в средней группе
    • повторить названия комнатных цветущих растений;
    • вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;
    • повторить строение цветка;
    • учить подбирать детали по цвету, соответствующему определенному цветку.
    «Кормушка для птиц» Занятие по схеме в средней группе
    • закреплять навыки строить по схемам;
    • учить строить кормушку из Лего-конструктора;
    • распределять детали Лего-конструктора правильно.
    «Лесные обитатели» Комплексное занятие в подготовительной группе
    • обогатить знания детей о животных родного региона;
    • актуализировать знания о строении животных и переменах в жизни в осенний период;
    • учить строить по выбранным фотообразцам, используя Лего - картотеку;
    • продолжать развивать речевое творчество, составляя описательные загадки.
    «Жил на свете один человечек» Тематическое занятие в средней группе Это уникальный список
    • развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка;
    • развить творческие и коммуникативные способности.
    «Лего-спорт» Проект в старшей и подготовительной группах
    • продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего;
    • развивать коммуникативные умения, познавательный интерес;
    • воспитывать интерес к моделированию фигуры человека-спортсмена.
    «Моя улица» Проект в средней группе
    • дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;
    • развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора;
    • закрепить навык скрепления деталей.
    «Я всегда буду внимательным» Комплексное занятие в средней группе
    • повторить правила дорожного движения;
    • закрепить умение строить разные виды городского транспорта;
    • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;
    • развивать творческую инициативу и самостоятельность.
    «Транспорт» Тематическое занятие в старшей группе
    • учить строить конструкции по замыслу;
    • закрепить знания о видах транспорта;
    • продолжать учить сочинять загадки.
    «Подъёмный мост» Тематическое занятие в средней группе
    • воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы.
    «Космический корабль» Занятие по схеме в подготовительной группе
    • закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем;
    • активизировать внимание, мышление;
    • воспитывать интерес к сооружению построек;
    • формировать навыки коллективной работы.
    «Дом для собачки» Ознакомительное занятие в средней группе
    • формирование умения следовать предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей;
    • передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
    • закрепить представление о строительных деталях, их свойствах;
    • определять назначение частей предметов, их пространственное расположение;
    • выбирать правильную последовательность действий.
    «Домашние животные»
    • закрепить знания о домашних животных;
    • закрепить умение анализировать образец, выделять основные части животных;
    • продолжать развивать воображение детей;
    • сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности;
    • желание экспериментировать, творить, изобретать.
    «Новогодняя открытка» Тематическое занятие в подготовительной группе
    • учить строить объёмные плоскостные изображения;
    • воплощать свой замысел, опираясь на образец;
    • продолжать учить сочинять загадки про Новый год;
    • продолжать объединять детали в различные композиции;
    • учить работать в коллективе.
    «Животные на ферме» Комплексное занятие в средней группе
    • закреплять знания о домашних животных;
    • учить анализировать образец, выделять основные части животных;
    • развивать конструктивное воображение детей.
    «Космос» Комплексное занятие в старшей группе
    • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки;
    • развивать творческую инициативу, самостоятельность;
    • развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов;
    • формирование понятия о структуре летательных аппаратов.
    «Солнечный город» Комплексное занятие в старшей группе
    • расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
    • способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
    • совершенствовать умение работать по предложенному алгоритму;
    • закреплять умение понимать и следовать словесной инструкции взрослого;
    • упражнять детей в сооружении различных зданий из конструктора «Лего»;
    • учить конструированию по фотографии.
    «Военная техника» Комплексное занятие по схеме в подготовительной группе
    • вспомнить понятия об армии, военной техники;
    • закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
    Квест «Вместе с папой» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
    • дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой;
    • закреплять умение строить самолёт по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.
    «Любимые сказочные персонажи» Комплексное занятие в средней группе
    • развивать фантазию и воображение;
    • развивать умение планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев;
    • передавать характерные черты.
    Проект «Цветик - семицветик» Участники: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители
    • повторить строение птицы;
    • продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;
    • учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей.
    «Мы приглашаем вас в музей» Итоговое занятие в форме выставки работ для родителей и педагогов
    • развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мышление, воображение, творческие способности;
    • овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
    • учится общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

    Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе на тему «Космическое путешествие»

    Фотогалерея: примеры выполненных поделок-конструкций

    Поделки по теме «Морское путешествие» Поделки по теме «Путешествие в Африку» Цветок в технике мозаики Вертолёт в технике мозаики Крокодил в технике мозаики Коллективный проект «Город будущего» Выставка творческих работ Коллективный проект «Волшебная сказка» Коллективный проект «Гуси-лебеди» Коллективный проект «Детская площадка» Коллективный проект «Детский сад будущего» Декорации к ролевой игре «Колобок» Коллективный проект «Летние олимпийские игры»

    Организация и проведение занятия с Лего в детском саду

    Занятие в детском саду имеет свою логическую структуру:

    1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
    2. Основной этап (от 10 минут в младшей группе до 25 минут в подготовительной) - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности:
      • показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
      • самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
      • физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию.
    3. Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев:
      • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
      • технические умения и навыки;
      • степень самостоятельности проделанной работы;
      • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом.

    С чего начать

    Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Яркое, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания дошкольников воспитатель во вводной части занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

    • момент неожиданности - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
    • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
    • стихотворения и загадки;
    • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
    • дидактические и подвижные игры;
    • познавательная беседа и обсуждение вопросов;
    • проблемная ситуация;
    • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

    Организационную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески

    Таблица: примеры проведения мотивационной части занятия

    Тема занятия Описание мотивирующей части
    «Путешествие в Лего-страну» (проблемная ситуация) Видеообращение жителей Лего-страны:
    «Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем Лего-человечкам».
    «Цирк» (проблемная ситуация) Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали Лего-детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, воспитатель в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»
    Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с Лего-деталями (дидактические игры).
    Дидактическая сказка на тему «Светофор» Такое занятие поможет не только освоить азы конструирования, но и познакомиться с правилами поведения на дороге.
    Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра). Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» - машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный - можно смело переходить дорогу.
    «Строим ворота» (обсуждение вопросов в младшей группе) Давайте посмотрим, какие строительные детали привезли наши грузовые машины.
    Что это? (кирпичики)
    Что можно построить с помощью кирпичиков? (ворота, ступеньки, домики)
    Какие у нас ворота? Они прочные, удобные и красивые? (показ картинки)
    Для чего нужны ворота? (чтобы машины могли въезжать и выезжать)
    Какие ворота нужно построить, чтобы смогли проехать большие машины? (широкие и высокие)
    А вы хотите построить ворота? Подумайте, для каких машин будут ваши ворота.
    «В гости к нам пришёл Незнайка» (момент неожиданности) В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается, открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка. Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые модели, а потом рассказать о них Незнайке.

    Увлекательные дидактические игры создадут благоприятный эмоциональный настрой

    Таблица: игры для занятий по Лего-методике

    Название игры Описание
    «Волшебный диктант» Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия пространственного восприятия: вверху - внизу, справа - слева. По словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на пластине.
    «Собери цепочку» Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
    Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
    Составление разнообразных симметрических узоров.
    «Таинственный гость» Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме диктанта.
    «Волшебная дорожка» При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета или размера.
    «Собери детали» (подвижная игра) Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь определённого цвета, например: два на два синего цвета и два на четыре красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую, побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
    «Лего-человечки» Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих - согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы слов и предложений.
    Ролевая игра «Космическое путешествие» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
    Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную связь.
    «Равновесие» (подвижная игра) Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь, значит, он одержал победу и удостаивается приза.
    «Допрыгай до игрушки» Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты, башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок, который первым достиг цели.
    «Продолжи рассказ» Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и окончание фразы.
    «Комната для игрушки» Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели, последовательность действий.
    «Кто что умеет делать» Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия, например, мышка - бегает, прыгает, грызёт; котёнок - мурлычет, кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок - лает, играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
    «Найди игрушку» Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая игрушка слева? А что ниже? А что правее?
    «Один-много» Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов, машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
    Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки, цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное количество фигурок.
    «Теремок» (режиссёрская игра) Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт наводящие вопросы.
    «Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок») Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и придумывают свой сказочный сюжет.

    Видео: Лего-сказка «Теремок»

    Фотогалерея: примеры Лего-игр

    Игра «Нарисуй деталь» развивает сенсорику и логическое мышление Игра «Волшебные узоры» направлена на составление разнообразных симметрических узоров Конструирование по схеме развивает цветовосприятие и пространственное мышление Игра «Разноцветные столбики» закрепляет знание цветов Складывание цифр развивает пространственное мышление и навыки счёта При строительстве дорожек нужно соблюдать условия на карточке При заполнении квадратиков нужно соблюдать правила Конструирование по условиям, изображённым на таблице, развивает логическое мышление Решение математических примеров закрепляет навыки счёта «Логическая цепочка» развивает мышление «Собери по рисунку» учит мыслить пространственно «Собери числовую горку» развивает навыки счёта

    Видео: мультфильм про Лего-машинки

    Стихотворения про Лего

    • «Лего» – умная игра,
      Завлекательна, хитра.
      Интересно здесь играть,
      Строить, составлять, искать!
      Приглашаю всех друзей
      «Лего» собирать скорей.
      Там и взрослым интересно:
      В «Лего» поиграть полезно!
    • Раз, два, три - сложи детали,
      Чтоб они машиной стали.
      Собери гараж. Потом
      Не забудь построить дом.
      Можно к самому порогу
      Проложить ещё дорогу,
      Выбрать место для моста -
      То-то будет красота!
      Из конструктора такого
      Что ни сделай - все толково!
    • Машины, роботы, зверюшки,
      Твои друзья, твои подружки.
      Пираты, замки и шахтёры,
      И поезда, и целый город!
      Твои любимые герои –
      На суше, в воздухе, на море.
      Ты с ними целый мир откроешь –
      Поедешь, полетишь, построишь…
      И в этот мир - весёлый, яркий,
      Где есть волшебные подарки
      Ты окунись, как в море с брега:
      Добро пожаловать в мир «LEGO»!
    • Лего - это мир фантазий!
      Мир идей, разнообразий.
      Изучая схемы в нём,
      Может получиться дом.
      Или мы построим замок,
      Где живёт большой дракон.
      Он принцессу сторожит
      И огнём на всех рычит.
      Лего руки развивает
      И мечтать нам не мешает.
      И скажу про Лего я
      Это лучшая игра!
    • Запчастей тут миллионы!
      Мы по Лего чемпионы!
      Хочешь настроение поднять?
      В Лего начинай играть.
      Из Лего можно все собрать,
      Главное - фантазию включать.
      У нас конструктор Лего,
      С ним можно не скучать,
      Строим мы машины и дома
      И всем советуем играть.
      Лего - это красота!
      Строим мы из кубиков разные дома
      И машину, и гараж,
      Дом, корабль, даже школу.
      Лего просто «супер» класс!
      Мы теперь совсем не бегаем,
      Нам не хочется совсем,
      Потому что в «супер» Лего
      Мы играем группой всей!
    • Мальчишка был, ох, озорной!
      А теперь совсем другой.
      Когда купили ему Лего,
      Не узнать теперь Олега.
      На себя он не похож,
      Едва взглянет на чертёж,
      И уже шагает робот,
      Вместо носа длинный хобот,
      На рукавах цветной узор.
      Наш конструктор - фантазёр,
      Играет целыми часами,
      Как спокойно стало маме.
      Она рада за Олега!
      Покупайте детям Лего!

    Таблица: пример конспекта занятия-проекта по Лего-конструированию в подготовительной группе «Построим парк развлечений»

    Автор Р.Р. Боданова
    Цель Создать детский парк, используя конструктор LEGO-DUPLO.
    Задачи
    • узнать, что такое парк, детский парк;
    • обсудить и утвердить объекты парка;
    • создать план - схему детского парка;
    • расположить объекты согласно плану;
    • представить проект для защиты.
    Подготовительный этап Предварительная работа (мотивация к сбору информации).
    На прошлой неделе мы вспоминали о том, как провели лето. Многие ребята побывали в разных детских парках развлечений. Поделитесь впечатлениями.
    - В каждом городе есть парки. Там гуляют люди, растут деревья, цветы, находятся фонтаны. Летом вместе с семьёй я была в Луна-парке. Это детский парк развлечений. Там были американские горки, детская железная дорога, колесо обозрения, аттракционы. В кафе, на территории парка, мы ели мороженое и пили колу. Кто-то из вас был ещё в детском парке?
    - Я была в детском парке «Сказочный остров». Там тоже было колесо обозрения, карусели различные, можно покататься на японском велосипеде, на квадроциклах, самокате. Ещё там был пруд, в котором плавали лебеди. Мы их кормили. В кафе мы тоже ели мороженое.
    Воспитатель
    - Детские парки посещают все дети с большим удовольствием и эта тема нам очень интересна. Каждый парк города имеет своё название, свою историю создания, например: одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» г. Москвы является ландшафтный архитектор В.И. Иванов (Объясняет значение слова ландшафт). А что такое парк? Почему детские парки называют детскими? (задание на дом).
    Организационная часть Правила работы
    1.Во время работы не кричать, не мешать и не толкать друг друга;
    2.Вносить изменения в постройки по договору с архитектором.
    Воспитатель
    - При создании модели супер-маркета из конструктора LEGO, мы познакомились с такими профессиями, как архитектор, инженер. Для того чтобы начать строительство, необходимо, как и прежде, распределить роли в нашем проекте.
    Решили выбрать главного архитектора, а затем инженеров, ответственных за каждый объект парка.
    Главный архитектор
    - Давайте обсудим, что будет в нашем парке. Я предлагаю создать в Детском парке площадку с каруселями, качелями.
    Виталий: Надо сделать американские горки.
    Светлана: Пусть в нашем парке будет зоопарк. Это так интересно!
    Виктор: Ещё давайте сделаем пруд. Я видел, как это красиво. В нём будут лебеди и мостик.
    Алена: Надо сделать кафе «Мороженое» и магазинчики игрушек.
    Степан: Автопарк тоже надо создать.
    Людмила: И украсить наш парк цветами, клумбами, красивыми деревьями.
    Иванна: Давайте сделаем сцену со скамейками.
    Главный архитектор
    - Подведём итоги: площадка с каруселями и качелями; песочница с горками зоопарк; пруд кафе «Мороженое»; автопарк; магазин игрушек, озеленяем, ставим скамейки.
    Главный архитектор
    - Прежде чем приступить к строительству парка, нужен план-схема. Пусть вся территория парка - это вот этот лист бумаги (ватман, А1). Давайте договоримся, каким цветом обозначим наши постройки.
    Обговаривают, какая постройка - какого цвета и наносят на план (прикрепляют). Розовый - качели; жёлтый - горка; синий - аттракционы; голубой - мостик над прудом; серый - клетки зоопарка; красный - кафе; бежевый - скамейки; коричневый - магазинчики игрушек. Получился макет Детского парка.
    Главный архитектор
    - Теперь определим на схеме, где будут расположены деревья, цветы. За озеленение нашего парка ответственен ландшафтный дизайнер. Дети обсуждают.
    - Каждый выскажет предложение, где на плане-схеме будет расположен его объект. Обыгрывают с использованием условных обозначений. Главный архитектор сравнивает с планом, утверждает.
    Выполнение построек. Обсуждение внутри групп. Архитектор следит за выполнением правил.
    Основная часть Самостоятельная работа детей.
    Итоговая часть Главный архитектор
    - Все ребята закончили строительство и расставили согласно плану. К работе приступают ландшафтные архитекторы. Представляем проект жюри.
    Могут распределить части выступления между инженерами, может все главный архитектор представлять.
    - Для того чтобы ответить на вопрос, что такое парк, мы с родителями посмотрели детскую энциклопедию, книгу «Почемучки», в группе посмотрели фильмы об автопарке, технопарке, о парке Диснейленд. Мы узнали, что парки бывают разными, но важно для кого они. Если для машин - это автопарк, если машины приезжают на некоторое время - это парковка; могут быть технопарки, и это значит, что парке находится различная техника.
    Детский парк называется детским потому, что здесь много развлечений для детей. В таких парках обязательно есть карусели, автопарки, колесо обозрения, т. е. аттракционы. Представляем вашему вниманию проект детского парка нашей группы. В парке есть магазинчики игрушек, кафе, карусели, пруд с мостиком, автопарк. Кто хочет, может пойти полюбоваться на лебедей в парке, кто-то покачается на качелях.
    Таким образом, мы ответили на главный вопрос: детский парк называется детским, потому что во всех парках есть развлечения для детей, туда приходят дети повеселиться. Там можно прыгать, бегать, стрелять, кататься, есть мороженое. Свой парк мы тоже построили для детей. В нём находятся следующие объекты (перечисляют). Таким образом, мы считаем, что цель достигнута. При строительстве парка все предложения могут быть учтены.
    Спасибо за внимание!
    Жюри задают не более двух уточняющих вопросов.
    В состав жюри входят воспитанники подготовительной группы №2.
    Председатель жюри - воспитатель.

    Лего - это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей. Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому малышу развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством. Созидательная игра поможет глубже понять ребёнка, следовательно, выработать эффективное средство для решения проблем как ребёнка, так и педагога.

    Поделитесь с друзьями!