• Конспект проведения прогулки в старшей группе зимой. Конспект проведения прогулки в старшей группе «Умники»

    Конспект проведения прогулки в старшей группе «Карлсон». «Мы мороза не боимся».

    Воспитатель Шоломицкая Е.П.

    Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
    Задачи:

    Образовательная : закреплять знания детей о признаках зимы, учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщать, делать выводы. Обогащать словарь детей прилагательными, умение вести наблюдение за окружающим миром, умение играть в командные игры.

    Развивающая: развивать познавательные способности, логическое мышление.

    Воспитательная: воспитывать желание заботится о своем здоровье, приобщение детей к трудовой деятельности.

    Методы:

    Практический (проведение опыта, игровая деятельность);

    Словесный (беседы, рассказ воспитателя).

    Приёмы: объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, показ опыта

    Предварительная работа:

    Дидактические игры «Опеши зиму, какая она…», «Что сначала, что потом», «Времена года».

    Чтение сказки: « Двенадцать месяцев».

    Разучивание физкультминутки «Мы мороза не боимся»

    Оборудование и материалы:

    Инвентарь для опыта: (емкость с водой - блюдце, платок носовой). Спортивный инвентарь обручи, мешочки с песком. Выносной материал для игр лопатки, санки, ледянки.
    Ход прогулки:
    1.
    Организационный момент. Активизация внимания.
    Выйдя на прогулку с детьми, на своем участке построить детей полукругом и провести с детьми беседу на тему: «Правила поведения зимой на прогулке» В : Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.
    Д : Смотрят на воспитателя.
    В : Собираются ребята
    Вместе весело играть
    И конечно не забудут
    Правил несколько назвать. «Как мы зимой гуляем на прогулке?»
    Д : На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища с горки, уметь делиться лопатками, ледянками, не кидать друг друга льдинками.

    В : Молодцы! 2 .Расширение знаний детей об окружающем мире.
    Воспитатель – Ребята, а какое сейчас время года?

    Д: (ответы детей).

    В: Правильно зима.

    В: ребята посмотрите вокруг и назовите все признаки зимы. (ответы детей). Молодцы, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме, я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них. Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три : декабрь, январь, февраль . Первый месяц зимы - декабрь. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

    Второй месяц зимы январь. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? (ответы детей).Но мы с вами мороза не боимся- да?! Физминутка.

    Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
    С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
    Подойдет ко мне мороз, (присели)
    Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
    Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
    Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

    В: Молодцы и вспомни последний месяц зимы - февраль. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. В народе говорят: «В феврале два друга - мороз да вьюга». Ребята, а давайте мы с вами проверим – есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замерзнуть? Дети: Оделись потеплее.

    Исследовательская деятельность.

    В: У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его на веревку и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (воспитатель выполняет действия). А пока платок у нас будет висеть, я предлагаю мальчикам потрудиться.

    Трудовая деятельность : расчисти дорожку.

    Индивидуальная работа с подгруппой детей:

    Пока мальчики трудятся проводится индивидуальную работу по ОВД с группой девочек. Упражнение на метание. Девочки делятся на две команды, на дорожке отмечены линии. На одной стороне стоят команды, на другой лежат обручи. Задание: у каждого по два (мешочка)снежка, поочередно метать снежки – левой и правой рукой, стараться по пасть в обруч. Если другие дети изъявят желание поиграть, то индивидуальную работу провожу и с ними.

    Через не большое количества времени подзываются дети.

    В: Давайте вспомним, какие игры вы знаете.

    Д ети называют игры.

    Воспитатель: молодцы, предлагаю вам поиграть в игру: «Мороз-Красный нос».

    Подвижная игра «Мороз-Красный нос»

    Дети по считалке выбирают водящего. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий - « Мороз-Красный нос» становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

    «Я-Мороз-Красный нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься? »

    Играющие хором отвечают:

    «Не боимся мы угроз,

    И не страшен нам мороз».

    После произнесения слово «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой - «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят на месте. Стоп игра. «Мороз» подсчитывает количество «замороженных». Выбирают нового водящего «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий - « Мороз» - заморозил больше играющих. Играем 2 раза.

    В: давайте с вами поиграем в новую игру «Пингвины и медведь».

    Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.

    Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят:

    «Шли пингвины по тропинке,

    По прозрачной тонкой льдинке

    Шли вразвалку,

    Шли вприсядку.

    А за ними - белый мишка»

    «Не успели рассмотреть, вдруг бежит (Имя ребенка) медведь!

    Ведущий (воспитатель или ребенок).

    Ведущий называет имя любого из игроков, тот внезапно для себя, и для

    играющих становится «медведем». Пингвины убегают от него. Кого «медведь» запятнал, выходит из игры. Стоп игра. Играем 2-3 раза.

    Воспитатель: поиграли молодцы, не замерзли вы ребята? (ответы детей). А теперь давайте проверим есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите он у нас стал каким? (ответы детей). Твердым, по трогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно. Вывод по эксперименту. Платочек замерз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает превращается в лед и наш платок был мокрым и он у нас замерз, заледенел.

    Самостоятельная деятельность: катание на ледянках с горки, катание на санках.

    В конце прогулки собирают игрушки и строятся парами.

    Вместе с воспитателем отправляются в группу.

    Релаксация в группе: обсуждение прогулки. Что понравилось? Что запомнили?

    Зимняя прогулка в старшей группе детского сада по теме: «Снег - снежок»


    Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, воспитателям групп продленного дня и родителям.
    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно - исследовательской деятельности «Снег - снежок».
    Задачи:
    1. создать условия для выражения детьми своего мнения;
    2. обеспечить условия для побуждения детей к двигательной активности;
    3. обеспечить условия для развития самостоятельности;
    4. создать условия для побуждения детей к речевой активности;
    5. создать условия для развития творчества, воображения;
    6. обеспечить эмоциональное благополучие детей.
    Организация детских видов деятельности: коммуникативная деятельность (общение ребенка с взрослым, сверстниками), познавательно – исследовательская, игровая.
    Материала и оборудования: перчаточная кукла медведь, стаканчики с водой, ледянки.
    Ход прогулки:
    Организационный момент:
    Воспитатель: Ребята, напомните, пожалуйста, стихотворение которое мы с вами выучили про снег.
    Дети вспоминают стихотворение.


    Как на горке снег, снег,
    И под горкой снег, снег.
    И на елке снег, снег,
    И под елкой снег, снег.
    А под снегом спит медведь.
    Тише, тише… не шуметь!


    Воспитатель достает куклу – перчатку медведя и разыгрывает диалог.
    Медведь: Действительно, все мои родственники спят, а я сказочный медведь. Пожалуйста, расскажите мне про зиму, про снег.
    Воспитатель: Миша, а ты погуляй с нами, и сам все про снег узнаешь. А про зиму ребята тебе сейчас все расскажут.
    Ответы детей.
    Основная часть:
    Воспитатель:
    Покружилась звёздочка
    В воздухе немножко,
    Села и растаяла
    На моей ладошке. (Снежинка)


    А что же такое Снежинка? Какие снежинки по форме? Как она попадает на землю? Где быстрее тает снег – на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега?
    Проведения опыта со снегом.
    Воспитатель: Ребята на столе стоит вода. Опустите в воду снег. Что вы видите?
    Ответы детей. Он не тонет.
    Вывод: снег легче воды.


    Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы маленькие снежинки и полетаем немножко. Маленькая Снежинка летела, покачиваясь высоко над землей. Ветер шаловливо подталкивал ее в разные стороны, то подгонял, то замирал, давая возможность насладиться высотой. Снежинка танцевала в полете и любовалась хитросплетением своих красивых лучиков. Казалось, бесконечным было это путешествие, но, она опустилась на мягкий снег из сотни тысяч таких, же, как она снежинок и замерла.
    Какие замечательные и разные получились снежинки. Снежинки летели-летели и опустились на землю. Как белое пуховое одеяло укрыло землю, деревья, дома, все вокруг стало белым-белым.


    Загадка:
    Не вымыт, а блестит,
    Не поджарен, а хрустит. (Снег.)


    Предложить детям походить по снегу и послушать, как он хрустит.
    Воспитатель: Падают белые снежинки, ложатся на землю и крыши домов. Они похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но пробовать нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую белую пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снегом называют бесчисленное множество снежинок.


    Какого цвета снежинки? На что они похожи? Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? Отчего получается снежная пыль? Где, как и почему образуются снежинки? Почему хрустит снег? Какой он на ощупь? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег?
    (Дети отвечают)
    Воспитатель:
    Все бегут вперегонки,
    Все хотят играть в снежки.
    Снежный ком – на снежный ком.
    Все украсили снежком. (Игра в снежки)


    - Загадки:
    1. Пушистый ковёр
    Не руками ткан,
    Не шелками шит,
    При солнце, при месяце
    Серебром блестит (Снег)


    2. С морозами, пургой и снегом,
    Зима-Волшебница придет.
    И все речушки и озёра
    Покроет скользкий толстый … (Лед)


    3. Зацепилась за карниз,
    Головой свисает вниз.
    Акробатка-крохотулька,
    Зимний леденец – ... (Сосулька)


    4. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. (Зима)


    5. Меня сделали горбатой,
    Меня били, колотили,
    Ледяной водой облили.
    И скатились все потом
    С моего горба гуртом.(Ледяная горка)


    Самостоятельная игровая деятельность. Катание с горки на санках-ледянках.


    Воспитатель:
    На пеньке у старой ели
    Зайки белые сидели.
    - Чем бы нам таким заняться?
    - Рассуждали грустно братцы.
    - И в снежки мы поигрались,
    И на горке покатались!
    А давайте, может быть,
    Бабу снежную лепить!
    Точно! Принялись за дело,
    И работа закипела! Дети лепят снеговиков.


    Воспитатель: Какие чудесные снеговики! Все сегодня хорошо потрудились, а теперь пора возвращаться в группу.


    Снежинки летают, кружатся
    И тихо на землю ложатся.
    Упав, они засыпают,
    И землю собой закрывают.

    Цели:

    — учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

    — закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

    Ход наблюдения

    Удивительный художник у окошка побывал,

    Удивительный художник нам окно разрисовал:

    Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

    Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

    На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

    Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

    Замечательный художник у окошка побывал.

    Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

    За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

    Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

    Трудовая деятельность

    Заливка цветной водой постройки на участке.

    Цель : формировать навыки работы в коллективе.

    Подвижные игры

    «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

    Цель : продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

    Индивидуальная работа

    Ходьба на лыжах.

    Цель : учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

    Цели:

    — формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

    — учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

    Ход наблюдения

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    Вот о чем всю ночь свистел

    За моим окошком ветер!

    Он про снег сказать хотел

    И про то, что зиму встретил.

    Нарядилась и рябинка

    В белый праздничный наряд,

    Только гроздья на вершине

    Ярче прежнего горят.

    Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

    ♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

    ♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

    ♦ Декабрь год кончает — зиму начинает.

    ♦ Теплая зима к холодному лету.

    ♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

    Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

    ♦ За каким месяцем идет декабрь?

    ♦ К какому времени года относится ноябрь?

    ♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

    ♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

    ♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

    Трудовая деятельность

    Засыпка корней деревьев снегом.

    Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

    Подвижные игры

    «Попади в обруч», «Парный бег».

    Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

    Индивидуальная работа

    Упражнения на скольжение.

    Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

    Прогулка №2 «Наблюдение за птицами зимой»

    Цель:

    — формировать представление о жизни птиц зимой;

    — воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

    Ход наблюдения

    Не видно в лесу тропинок,

    В тулупах кусты стоят.

    Уснувших жуков и личинок

    Укрыл под корой снегопад.

    Лети же, пичуга, к людям

    И прячься скорей за окном,

    А мы кормить тебя будем

    Крошками хлеба, пшеном.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

    ♦ Почему они прилетают к жилью человека?

    ♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

    ♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?

    ♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

    ♦ Какой корм они охотнее поедают?

    ♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

    ♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?

    Трудовая деятельность

    Очистка участка младших дошкольников от снега.

    Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

    Подвижные игры

    «Ловкая пара».

    Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

    «Попади в цель».

    Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

    Индивидуальная работа

    Метание снежков вдаль и в цель.

    Цель:

    Прогулка №3 «Наблюдение за состоянием природы»

    Цели:

    — учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

    — закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

    Ход наблюдения

    Удивительный художник у окошка побывал,

    Удивительный художник нам окно разрисовал:

    Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

    Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

    На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

    Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

    Замечательный художник у окошка побывал.

    Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

    За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

    Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

    Трудовая деятельность

    Заливка цветной водой постройки на участке.

    Цель : формировать навыки работы в коллективе.

    Подвижные игры

    «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

    Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

    Индивидуальная работа

    Ходьба на лыжах.

    Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    Прогулка №4 «Наблюдение за синицей»

    Цели:

    — продолжать вызывать интерес к пернатым;

    — знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

    Угадай, какая птица,

    Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

    Звонко тенькает: «Тень-тень!

    Как хорош весенний день!» (Синица.)

    Синица расписная свистит, не уставая.

    За окном повешу ей

    Я кусочек сала,

    Чтоб теплей и веселей

    Бедной птахе стало.

    ♦ Что это за птица?

    ♦ Как она выглядит и какого она цвета?

    ♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

    ♦ Чем питаются синицы?

    ♦ Как люди заботятся о них?

    ♦ Какую пользу синицы приносят?

    ♦ Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

    Трудовая деятельность

    Очистка дорожек от льда и снега.

    Цели:

    — закреплять навыки работы с лопатой;

    — воспитывать настойчивость, самостоятельность.

    Подвижные игры

    «Ловишки с мячом».

    Цель : передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

    «Кати в цель».

    Цель: развивать координацию движений.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 — 3 м.

    Прогулка №5 «Наблюдение за домашними животными зимой»

    Цели:

    — закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

    — формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

    Ход наблюдения

    Домашних животных я очень люблю:

    Кормлю, берегу и ласкаю.

    Собаку и кошку, козу и свинью

    Друзьями своими считаю.

    Помощники наши — корова, баран

    И конь вороной темногривый

    Живут с нами рядом, привязаны к нам,

    Доверчивы, миролюбивы.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких домашних животных вы знаете?

    ♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

    ♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?

    ♦ Как люди ухаживают за домашними животными?

    ♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

    ♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

    ♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

    ♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки к кормушке.

    Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

    Подвижные игры

    «Медведи и пчелы».

    Цель : учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

    «Совушка».

    Цель: учить выполнять движения по сигналу.

    Индивидуальная работа

    Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

    Цель : развивать координацию движений.

    Прогулка №6 «Наблюдение за снегопадом»

    Цели:

    — формировать представление о свойствах снега;

    — закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

    Ход наблюдения

    Снег из тучи прилетел,

    Лечь на землю захотел.

    Ищет места — не найдет,

    Задержался у ворот.

    Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Почему скрипит снег?

    ♦ Где образуются снежинки? Почему?

    ♦ Какой на ощупь снег?

    ♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

    ♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

    ♦ Что такое снег?

    Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

    ♦ На что похожи снежинки?

    ♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

    Трудовая деятельность

    Уборка участка от снега.

    Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

    Подвижные игры

    «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

    Цели:

    — продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

    — закреплять умение прыгать.

    Индивидуальная работа

    «Хоккей».

    Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

    Прогулка №7 «Наблюдение за елью на участке»

    Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Почему ель относят к хвойным деревьям?

    ♦ Что является основным признаком хвойных деревьев?

    ♦ Сравните деревья, в чем их различия?

    ♦ Какое дерево искусственное?

    ♦ Как вы узнали, какое дерево живое?

    Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

    Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

    Новогодние деньки,

    Снег морозный, колкий.

    Загорелись огоньки

    На пушистой елке.

    Шар качнулся расписной,

    Бусы зазвенели.

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

    Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    Подвижные игры

    «Лиса в курятнике», «Самолеты».

    Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

    Индивидуальная работа

    «Донеси мешочек».

    Цель: упражнять в равновесии.

    Прогулка №8 «Наблюдение за зимующими птицами»

    Цели:

    — закреплять знания о зимующих птицах;

    — формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

    — воспитывать желание заботиться о них и охранять.

    Ход наблюдения

    Вновь разгулялась вьюга,

    Срывает снежные шапки.

    Совсем замерзла пичуга,

    Сидит, поджимая лапки.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких птиц называют зимующими?

    ♦ Чем они питаются?

    ♦ Каких зимующих птиц вы знаете?

    ♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

    ♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

    Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

    Трудовая деятельность

    Сбор снега для постройки зимнего городка.

    Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

    Подвижные игры

    «Кто быстрей по дорожке?».

    Цель : учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

    «Прыгуны».

    Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.

    Индивидуальная работа

    Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

    Цель: вырабатывать координацию движений.

    Прогулки зимой в старшей группе ДОУ

    Прогулка №1 «Наблюдение за сезонными изменениями»

    Цели:

    Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

    Учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

    Ход наблюдения

    Что такое за окном?

    Сразу в доме посветлело!

    Это снег лежит ковром,

    Самый первый, самый белый!

    Вот о чем всю ночь свистел

    За моим окошком ветер!

    Он про снег сказать хотел

    И про то, что зиму встретил.

    Нарядилась и рябинка

    В белый праздничный наряд,

    Только гроздья на вершине

    Ярче прежнего горят.

    Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

    ♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

    ♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

    ♦ Декабрь год кончает - зиму начинает.

    ♦ Теплая зима к холодному лету.

    ♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

    Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

    ♦ За каким месяцем идет декабрь?

    ♦ К какому времени года относится ноябрь?

    ♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

    ♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

    ♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

    Трудовая деятельность

    Засыпка корней деревьев снегом.

    Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

    Подвижные игры

    «Попади в обруч», «Парный бег».

    Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

    Индивидуальная работа

    Упражнения на скольжение.

    Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

    Прогулка №2 «Наблюдение за птицами зимой»

    Цель:

    Формировать представление о жизни птиц зимой;

    Воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

    Ход наблюдения

    Не видно в лесу тропинок,

    В тулупах кусты стоят.

    Уснувших жуков и личинок

    Укрыл под корой снегопад.

    Лети же, пичуга, к людям

    И прячься скорей за окном,

    А мы кормить тебя будем

    Крошками хлеба, пшеном.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

    ♦ Почему они прилетают к жилью человека?

    ♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

    ♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?

    ♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

    ♦ Какой корм они охотнее поедают?

    ♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

    ♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?

    Трудовая деятельность

    Очистка участка младших дошкольников от снега.

    Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

    Подвижные игры

    «Ловкая пара».

    Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

    «Попади в цель».

    Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

    Индивидуальная работа

    Метание снежков вдаль и в цель.

    Цель:

    Прогулка №3 «Наблюдение за состоянием природы»

    Цели:

    Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

    Закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

    Ход наблюдения

    Удивительный художник у окошка побывал,

    Удивительный художник нам окно разрисовал:

    Пальмы, папоротники, клены - на окошке лес густой.

    Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

    На стекле цветы и листья - все искрится, все бело.

    Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

    Замечательный художник у окошка побывал.

    Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

    За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

    Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

    Трудовая деятельность

    Заливка цветной водой постройки на участке.

    Цель : формировать навыки работы в коллективе.

    Подвижные игры

    «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

    Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

    Индивидуальная работа

    Ходьба на лыжах.

    Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    Прогулка №4 «Наблюдение за синицей»

    Цели:

    Продолжать вызывать интерес к пернатым;

    Знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

    Ход наблюдения

    Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

    Угадай, какая птица,

    Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

    Звонко тенькает: «Тень-тень!

    Как хорош весенний день!» (Синица.)

    Синица расписная свистит, не уставая.

    За окном повешу ей

    Я кусочек сала,

    Чтоб теплей и веселей

    Бедной птахе стало.

    ♦ Что это за птица?

    ♦ Как она выглядит и какого она цвета?

    ♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

    ♦ Чем питаются синицы?

    ♦ Как люди заботятся о них?

    ♦ Какую пользу синицы приносят?

    ♦ Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

    Трудовая деятельность

    Очистка дорожек от льда и снега.

    Цели:

    Закреплять навыки работы с лопатой;

    Воспитывать настойчивость, самостоятельность.

    Подвижные игры

    «Ловишки с мячом».

    Цель : передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

    «Кати в цель».

    Цель: развивать координацию движений.

    Индивидуальная работа

    Развитие движений.

    Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 - 3 м.

    гулка №5 «Наблюдение за домашними животными зимой»

    Цели:

    Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

    Формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

    Ход наблюдения

    Домашних животных я очень люблю:

    Кормлю, берегу и ласкаю.

    Собаку и кошку, козу и свинью

    Друзьями своими считаю.

    Помощники наши - корова, баран

    И конь вороной темногривый

    Живут с нами рядом, привязаны к нам,

    Доверчивы, миролюбивы.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких домашних животных вы знаете?

    ♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

    ♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?

    ♦ Как люди ухаживают за домашними животными?

    ♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

    ♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

    ♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

    ♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожки к кормушке.

    Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

    Подвижные игры

    «Медведи и пчелы».

    Цель : учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

    «Совушка».

    Цель: учить выполнять движения по сигналу.

    Индивидуальная работа

    Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

    Цель : развивать координацию движений.

    Прогулка №6 «Наблюдение за снегопадом»

    Цели:

    Формировать представление о свойствах снега;

    Закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде.

    Ход наблюдения

    Снег из тучи прилетел,

    Лечь на землю захотел.

    Ищет места - не найдет,

    Задержался у ворот.

    Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег - это очень много снежинок.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Почему скрипит снег?

    ♦ Где образуются снежинки? Почему?

    ♦ Какой на ощупь снег?

    ♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

    ♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

    ♦ Что такое снег?

    Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

    ♦ На что похожи снежинки?

    ♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

    Трудовая деятельность

    Уборка участка от снега.

    Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

    Подвижные игры

    «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».

    Цели:

    Продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

    Закреплять умение прыгать.

    Индивидуальная работа

    «Хоккей».

    Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

    Прогулка №7 «Наблюдение за елью на участке»

    Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

    Ход наблюдения

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Почему ель относят к хвойным деревьям?

    ♦ Что является основным признаком хвойных деревьев?

    ♦ Сравните деревья, в чем их различия?

    ♦ Какое дерево искусственное?

    ♦ Как вы узнали, какое дерево живое?

    Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

    Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

    Новогодние деньки,

    Снег морозный, колкий.

    Загорелись огоньки

    На пушистой елке.

    Шар качнулся расписной,

    Бусы зазвенели.

    Трудовая деятельность

    Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

    Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

    Подвижные игры

    «Лиса в курятнике», «Самолеты».

    Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

    Индивидуальная работа

    «Донеси мешочек».

    Цель: упражнять в равновесии.

    Прогулка №8 «Наблюдение за зимующими птицами»

    Цели:

    Закреплять знания о зимующих птицах;

    Формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

    Воспитывать желание заботиться о них и охранять.

    Ход наблюдения

    Вновь разгулялась вьюга,

    Срывает снежные шапки.

    Совсем замерзла пичуга,

    Сидит, поджимая лапки.

    Воспитатель задает детям вопросы.

    ♦ Каких птиц называют зимующими?

    ♦ Чем они питаются?

    ♦ Каких зимующих птиц вы знаете?

    ♦ Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

    ♦ Как человек может помочь зимующим птицам?

    Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам - синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

    Трудовая деятельность

    Сбор снега для постройки зимнего городка.

    Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

    Подвижные игры

    «Кто быстрей по дорожке?».

    Цель : учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

    «Прыгуны».

    Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3 м.

    Индивидуальная работа

    Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

    Цель: вырабатывать координацию движений.