• Во сколько лет дети начинают говорить и как разговорить молчуна. Во сколько ребенок начинает говорить Во сколько начинают говорить предложениями

    Способность размышлять и выражать свои мысли словами, характерна только для человека, это и отличает его от других живых существ, как существо разумное. Когда ребенок начинает говорить, подражая взрослым – он выражает свои желания, при развитии мышления, речь малыша развивается синхронно, пополняется словарный запас, появляется интонация.

    Но для того чтобы речь у ребенка формировалась правильно, необходимо наличие нескольких факторов, а именно:

    • Физиологические – слух, голосовые связки
    • Умственные – развитие интеллекта ребенка согласно нормам
    • Социальные – присутствие носителей речи.

    Когда ребенок начинает говорить первые слова, они обычно имеют несколько смысловых значений. Так, слово «мама» может произноситься, в случае если малыш голоден, ему скучно, у него что-то болит , таким образом, он привлекает внимание к себе, человека, без которого не представляет своего существования. Скорость развития речи и пополнения словарного запаса напрямую зависят от того, во сколько ребенок начинает говорить.

    Развитие речи у детей до 6 месяцев

    Многие родители ждут с нетерпением первых слов своего малыша и часто задаются вопросом — во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Но ответить на этот вопрос однозначно, очень сложно, поскольку развитие ребенка индивидуально и то, что малыш начинает говорить позднее сверстников, не свидетельствует о задержке его интеллектуального развития. Но все – же условные критерии развития речевых навыков по возрастным категориям существуют и основаны они не на том, что ребенок должен уметь в конкретном возрасте, а что должно насторожить родителей при отсутствии каких либо сопутствующих факторов.

    С какого возраста ребенок начинает говорить? Возраст до шести месяцев считается предречевым, поскольку в этот период идет закладка двух основных критериев речи – восприятие и понимание речи взрослого, и вокализация отдельных звуков. Малыши в этот период произносят отдельные протяжные гласные отличающиеся артикуляцией, тембром и произношением. К 5 месяцам речевой аппарат малыша настраивается, и отдельные звуки перерастают в повторяющиеся слоги, в которых уже встречаются согласные. К полугоду ребенок осознанно может произносить слова «ма – ма», «ба – ба», немного труднее получаются слова «па – па», «на», «дай». Когда ребенок говорит мама, он делает это не осознанно, просто вместо плача, посредством которого он до этого выражал свои желания, теперь появилось слово, легкое в произношение и такое же глубокое по смыслу, как и плачь. Слово мама – несущее в себе значение нежности и боли, грусти и радости.

    В этот период идет активное развитие социальных навыков общения, и от того сколько родители уделяют вниманию общению с младенцем будет зависеть во сколько дети начинают говорить. В первую очередь отсутствие общения влияет на психологическое восприятие картины мира малышом. У детей, родители которых игнорируют, их плачь в младенчестве, считая, что не следует часто брать младенцев на руки, иначе они привыкнут, со временем развивается синдром разочарования. Картина приблизительно такая – малыш плачет, привлекая к себе внимание и через продолжительный период времени замолкает, устремив взгляд в потолок. Такое состояние очень опасно для душевного состояния ребенка, поскольку в этот период малыш не может находиться сам, он ощущает себя в безопасности, только имея визуальный, тактильный или голосовой контакт с родителем. Отсутствие носителей речи влияет на то, во сколько лет ребенок начинает говорить. Примером дети, воспитанные с младенчества в интернатах, где не достаточно педагогов, что бы уделить должное внимание всем малышам, начинают разговаривать только к 3-4 годам.

    Вторая опасность отсутствия общения – скудный пассивный словарный запас ребенка, для того чтобы ребенок осознанно произносил слова, ему необходимо вначале понимать человеческую речь, чего невозможно при дефиците общения.

    Задолго до того, когда дети начинают говорить первые слова, их способ общения выражается в оживлении при виде взрослого, произношении отдельных звуков, гулении, попытке назвать предмет или выразить свое желание. Поводом для беспокойства в этот период может стать:

    • Отсутствие перемены настроения ребенка, при появлении взрослого – аутизм.
    • Отсутствие реакции на речь взрослого, громкие звуки – глухота.
    • Отсутствие подражания взрослым в произношении слов, потеря интереса к окружающему миру – социальная запущенность, проблемы в воспитании, которые могут привести к остановке интеллектуального развития.

    В каком возрасте ребенок начинает говорить – в 9 месяцев или в два года совершенно не важно, при отсутствии вышеперечисленных проблем.

    Развитие речи у детей одного года

    В период развития речи от 6 месяцев и до года, когда дети начинают говорить мама, пополняется пассивный словарь ребенка (малыш понимает не только интонацию и простые выражения, обращенные к нему), а и улавливает смысл сказанного, когда взрослые общаются между собой. Именно стремление слушать речь и вникать в смысл сказанного развивает фонематический слух ребенка позволяющий отделять из речевого потока отдельные слова . Именно в этот период, когда дети начинают говорить простые слова или пытаются повторять за взрослыми названия предметов, идет закладка активного словарного запаса.

    Очень важно в общении с малышом не коверкать слова, проговаривая их уменьшительную или ласкательную версию, а четко произносить слово, указывая при этом на предмет, который оно означает. В семьях, где родители имеют дефекты речи или произносят слова нечетко и очень быстро, дети обычно начинают говорить позже сверстников, и речь их нечетка, доступна пониманию только близким.

    Между 7 и 9 месяцами на смену лепета приходит четкое произношение отдельных слов и слогов имеющих несколько значений. Например «кака» может означать и отрицание – когда малыш выражает протест, и то, что его пугает, не нравиться по вкусу, одежда, которая доставляет неудобство, так же именуется «кака». Таким образом, даже имея небольшой словарный запас, когда ребенок начинает говорить, мама обычно понимает его с полуслова, это благоприятно для общения, но тормозит развитие речи и пополнение активного словарного запаса малыша. Напротив, попав в незнакомую среду общения, малыш вынужден, объяснятся не жестами, а пытаться выговорить слова.

    Когда ребенок должен начать говорить? Это риторический вопрос и ответ на него будет зависеть от многих факторов, касающихся одного конкретного ребенка. На развитие речи влияет так же наследственность, характер малыша, его коммуникабельность, физическое здоровье. По наблюдениям Гленна Домана – детского нейрохирурга и физиотерапевта, много лет изучавшего проблемы заболевания мозга у детей, малыши которые не развиваются физически, отстают и в своем интеллектуальном развитии. Вынужденное ограничение передвижение малыша манежем или люлькой переноской, приводит к тому, что когда ребенок должен говорить, ему не позволяет это сделать речевой аппарат, развитие которого напрямую связано с мелкой моторикой.

    Особенности развития речи младшего дошкольного возраста

    Что должен говорить ребенок в год и когда стоит переживать по поводу отсутствия речи у малыша? Отсутствие речи ребенка в год не является серьезным отклонением, если малыш понимает смысл сказанного родителями, выполняет их просьбы, откликается на свое имя, при этом период «гуления» немного затянулся. Однако в его словарном запасе все же должно быть минимальных 2 – 4 слова и несколько слогов, которые он повторяет на все лады, имитируя интонацией разговор взрослого. Как правило, дети с запоздалым развитием речи находят для себя любимый слог или букву, которые и произносят на протяжении дня, склоняя и переставляя, например – га, гу, го, ги.

    От того, в каком возрасте дети начинают говорить, совершенно не зависит их интеллект и успешность в учебе, если только задержка не вызвана проблемой воспитания или умственных задержек развития. Бывают случаи, когда ребенок начинает говорить предложениями, хотя до этого в его словарном запасе едва насчитывалось пара, тройка слов. Такое явление называется «лингвистический взрыв», но чаще процесс построения слов в предложения и пополнения активного словарного запаса происходит постепенно, с явным прогрессом к полутора годам у девочек и к двум годам у мальчиков.

    Когда ребенок начинает говорить первые фразы можно отметить что себя он называет по имени, не применяя местоимения «Я», иногда глаголы ставятся в будущем времени, например «Ваня кушать кашу», «Аля идти играть». Часто дети путают значения слов «дай» и «на», но это проблема скорее восприятия речи, нежели лингвистическая. Коверкание слов и неправильное их произношение в младшем дошкольном возрасте говорит о том, что у ребенка плохо развит фонематический слух, и он произносит слова такими, как слышит. Чтобы исправить такие дефекты с ребенком нужно заниматься упражнениями на развитие слуха. Например, исполнять различные звуки, шуршание бумаги, звук льющейся воды, а малыш, отвернувшись к стене, должен называть правильно источник звука.

    Во сколько ребенок должен начать говорить? До трех лет отсутствие речи у детей при сохранении интеллектуальных и физических способностей не считается отклонением. Если же и после трехлетнего возраста активный словарный запас малыша ограничивается несколькими словами, можно говорить о нарушениях мозговой деятельности и как результат – алалия.

    Сегодня никто не сомневается в том, что чтение, пение колыбельных во время беременности прекрасно развивают слух плода, а также, налаживает эмоциональную связь с мамой. Эмоции и врожденный музыкальный слух — важные составляющие речи. Задолго до того, как ребенок произносит первые слова, он внимательно изучает феномен общения взрослых — мимику лица во время разговора и жесты. Когда же кроха готов к произношению слов? Отчего это зависит?

    Развитие речи начинается сразу после рождения — новорожденный плачет пытаясь сообщить миру о своих потребностях. Стандартно, первые слова появляются около 18 месяцев, а предложения в конце второго года жизни. Отклонения от нормы возможны до шести месяцев, например, некоторые дети начинают говорить первые слова в два года.

    Ребенок начинает говорить… если растет в атмосфере общения

    Невозможно научиться говорить, когда рядом нет соответствующего стимула. Опыт общения начинается с момента появления на свет и продолжает формироваться, если рядом находятся любящие родители. Эмоциональная близость, спокойный разговор, легкий массаж, кормление грудью — все это дает отличный старт, чтобы ребенок быстрее начал говорить. Рассказывайте ему все, что происходит вокруг используя короткие, простые предложения. Говорите о себе в первом лице — «я одеваю шапку», вместо «мама одевает шапку», а также, в единственном числе «ты ложишься спать», вместо «мы ложимся спать».

    Таким образом, у подросшего малыша не возникнет путаницы в понимании того, о чем говорят взрослые и сверстники. Кроме того, не пропускайте регулярные посещения педиатра и других специалистов, они вовремя выявят проблемы, которые в будущем, могут вызвать проблемы с произношением. Малышу год? Пришло время для логопедических игр, благодаря которым ребенок начинает говорить более четко:

    • стройте смешные рожицы перед зеркалом
    • коснитесь носа и подбородка языком
    • проверьте, кто из вас плотнее надувает щеки
    • кто сильнее вытянет язычок
    • надувайте мыльные пузыри, дуйте на перья или вату.

    Во время освоения слов, не заставляйте ребенка повторять их правильно или каждый раз исправлять ошибки. Достаточно будет того, что вы повторите сказанное слово или слог обращенный к предмету верно. Не забывайте хвалить кроху за предпринятые усилия.

    Интересной игрой для развития общей моторики влияющей на речь, будет знакомство с цифрами изображенными на монетах. Предварительно промыв мелочь, покажите малышу, по каким признакам их можно раскладывать — номиналу, рисунку, размеру. Ваше присутствие во время игры обязательно, поскольку ребенок может случайно или специально проглотить монету.

    Когда ребенок начинает говорить? Нормы

    Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:

    • от рождения до трех месяцев — плач, стоны, гримасы
    • 4 — 6 месяцев — лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые «мама, баба, папа», делает эксперименты с голосом — кричит, издает разнообразные звуки
    • 7 — 12 месяцев — слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
    • от года до полутора — появляются короткие слова с эмоциональным ударением
    • полтора — два года — ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
    • три года — все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.

    Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.

    Во сколько дети начинают говорить — если первые слова задерживаются

    Разница со сверстниками до полугода считается вариантом нормы, поскольку это может быть связано со многими факторами. Стало известно, что у 30% детей задержка речи имеет генетический характер — у одного или обоих родителей прогресс шел с такой же скоростью. Также это результат сложных или преждевременных родов, но при условии, что моторное развитие не нарушено. Если вы видите, что малыш в год понимает речь взрослых и выполняет простые просьбы, волновать не о чем. Когда обращаться к врачу? Если наблюдаются проблемы со слухом — плохая реакция на обращения или ее отсутствие. Отставание в развитии физических и моторных навыков, пассивное поведение.

    Все возникшие вопросы и решение проблем следует решать как можно быстрее, так как они часто перерастают в более серьезные нарушения, которые впоследствии мешают нормальному функционированию в обществе.

    Видео

    Все мамы очень ждут, когда их малыш произнесет первые слова. И пусть это будет не «мама», а «дай» или «папа», радости от этого не меньше. Но сидя на детской площадке, волей-неволей сравниваешь ребятню: у кого малыш «молчун», а кто уже вовсю щебечет.

    Чтобы не ощущать чувства неполноценности, вопросом, в каком возрасте ребенок начинает говорить, я озадачилась еще до года. Наш педиатр дал нам задание: к году кроха должен говорить 10–12 слов. Несложных, таких как «мама», «баба», «би-би», «гав», «тик-так». Как мальчику, нам немного снизили планку до 9–10 слов. Но для этого с крохой нужно много разговаривать, читать книги, играть в ролевые игры.

    Каких-то точных сроков того, когда малыш заговорит, нет, все индивидуально. Но родители должны знать, в каком возрасте ребенок начинает говорить, чтобы вовремя заметить, если что-то пойдет не так.

    Нормы

    Сразу оговоримся, что не все нижеперечисленные нормы следует воспринимать буквально. Ведь дети разные. Полностью оценить речь малыша врачи берутся только после 5 лет. Поэтому часто родители волнуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, боясь задержки речевого развития, но тревогу стоит бить только после консультации педиатра и логопеда.

    1. Самые первые осознанные звуки, которые издает кроха, называются гуление. Первое «агу» можно услышать в период 1–2 месяцев. Все остальное время недовольство по-прежнему выражается криком.

    3. С 5–6 месяцев речь младенцев называется лепетом. Они создают свой детский язык, пытаются подражать взрослой речи изменением интонации. Выговорив новый звук, ребенок пробует его на вкус и запоминает, многократно повторяя.

    4. Первые осознанные слова появляются в период с 8 до 14 месяцев. Обычно так дети зовут близких людей или называют понравившиеся им предметы.

    5. В 2 года дети уже способны говорить простые предложения и обладают большим пассивным словарным запасом (понимают, но не называют).

    6. До 3,5 лет формируется понимание законов родного языка. Существительные склоняются по роду, числу и падежу, а в речи слышны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок активно использует речь в игре, разговаривает с куклами.

    На что еще обратить внимание?

    1. Все мамы, которые интересуются, в каком возрасте ребенок начинает говорить, должны делать скидку на пол. Мальчики, более сдержанные от природы, поэтому они долго наблюдают и запоминают, и только потом начинают говорить. При этом в основе их интересов лежат слова, связанные с действием (упал, пошли), они долгое время пользуются придуманными словами. Девочки, напротив, весьма способны к речи. Они любят называть окружающие их предметы, людей, новые слова запоминаются легко.

    2. Более темпераментные дети начинают говорить раньше. Они весьма любопытны, поэтому готовы взаимодействовать с окружающими на их языке.

    3. Младшие дети в семье окружены всеобщим вниманием, к тому же у них перед глазами пример старшего ребенка, они также начинают говорить рано. Однако случается и обратное, весьма болтливые родители или старшие дети могут «не давать вставить и слова». Поэтому выслушивать нужно всех членов семьи.

    4. В наше время без гаджетов жизнь невозможна. Но ученые заметили, что погружение в виртуальный мир задерживает развитие речи, а также мешает социализации малыша.

    Когда нужно насторожиться?

    1. Если в 3 месяца ребенок не отзывается на свое имя поворотом головы в сторону зовущего.

    2. В полгода не реагирует на «добрую» и «сердитую» интонацию взрослых, не ищет источник звуков.

    3. После года не понимает просьбу показать предметы в книге.

    4. С 2 до 3 лет не составляет простых предложений, путает «верх» и «низ».

    5. С 3 до 4 лет использует в речи простые предложения, неправильно произносит звуки.

    Если малышу исполнилось 2 года, а он до сих пор молчит, то необходимо показать его логопеду, детскому психологу или психиатру.

    Как развивать речь?

    Если мама беспокоится, в каком возрасте ребенок начинает говорить и как это происходит, то ее непременно заинтересуют способы развития речи. Лучше всего пассивный словарный запас формируется при чтении и разговоре с малышом. Даже если ему только месяц, он уже будет реагировать на интонацию родителей. Самый простой способ для развития речи это проговаривание всех действий, которые мама производит с малышом: купает, кормит, делает массаж, меняет подгузники.

    Первый год маленького ребенка - один из самых важных периодов в жизни. Первая улыбка, первые шаги, первые слова... Умение говорить значительно упрощает процесс общения с маленьким ребенком. Родителям становится понятно, чем вызвано недовольство малыша и чего он на самом деле хочет. Именно поэтому всех новоиспеченных родителей волнует вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок, когда должны появиться первые слова и что делать, если чадо длительное время не предпринимает попыток заговорить с окружающими. Каждому родителю очень важно знать ответы на поставленные вопросы. Каждые мама и папа должны четко знать, во сколько ребенок должен начать говорить, чтобы в случае наличия каких-либо отклонений своевременно обратиться к специалисту для решения проблем.

    Особенности развития речи малыша

    Говоря о развитии речи маленького ребенка, необходимо упомянуть о возникновении процесса общения как такового. Сразу после рождения и по истечении нескольких дней малыши крайне слабо реагируют на аудиальные раздражители. Молодые мамы еще в стенах роддома пытаются установить с крохой контакт посредством колыбельных и ласковых слов.

    Научно доказано, что уже будучи в утробе матери, ребенок способен распознавать эмоциональную окраску звуков, различать голоса своих родителей. К слову сказать, именно поэтому многие врачи настоятельно рекомендуют во время беременности заниматься прослушиванием спокойной музыки, которая будет благоприятно влиять на центральную нервную систему малыша.

    Только что появившийся на свет новорожденный ребенок отлично слышит и распознает звуки окружающего мира, однако ответную реакцию произвести не может.

    Так во сколько дети начинают говорить слова и связные предложения? При нормальном развитии малыша становление речи происходит постепенно. К четырем годам ребенок обладает развитой, эмоционально насыщенной речью, в которой преобладают сложные предложения и длинные фразы.

    Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Достижения малыша до 6 месяцев

    Самой первой реакцией малыша на окружающие раздражители является крик. Стадия крика длится с момента рождения младенца до 6-8 недель жизни новорожденного. В полтора месяца ребенок начинает произносить свои первые звуки, агукать и гулить. Малыш произносит негромкие, певучие звуки и слоги. Наиболее часто встречаются гу, агу, ва. Стадия гуления считается важнейшим этапом, так как является началом становления коммуникации.

    В возрасте 5-6 месяцев появляется такое явление, как детский лепет. "Словарный запас" малыша пополняется новыми слогами ба, па, ма, дя и т. д. Кроха неосознанно начинает соединять их в слова. Как правило, в это время лепет младенца сопровождается определенными интонациями. Помимо этого малыш во время своеобразного разговора с окружающими может улыбаться, смеяться и выражать другие эмоции посредством мимики.

    Развитие речи в период от 6 до 12 месяцев

    В период с 6 месяцев до одного года речь малыша претерпевает значительные изменения. С 6 до 10 месяцев ребенок начинает довольно четко повторять слоги по несколько раз. К запасу младенца добавляются новые звуки: к, и, э. Артикуляционный аппарат становится более совершенным.

    За полтора-два месяца до наступления долгожданного "годовасия" малыш начинает совершенно осознанно произносить простейшие слова: мама, папа, баба, на, дай и т. д. К концу первого года жизни в запасе младенца имеется около двадцати слов. Все они состоят из одинаковых слогов. В этот период малыш начинает соотносить лепетные комплексы с существующими на самом деле словами.

    Маленький ребенок понимает обращенные к нему слова. Он поддерживает эмоциональный контакт со взрослыми людьми через предметно-действенные средства. В этот период происходит активное пополнение пассивного словаря малыша. Стоит отметить, что если родители активно общаются с ребенком, малыш к концу первого года жизни приобретает навык произношения простейших фраз: "Мама, дай", "Папа, дай", "Баба, на" и т. д.

    Развитие речи от года до двух

    Дать точный ответ на вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, нельзя. Все индивидуально. Но существуют среднестатистические показатели. В период от одного до двух лет происходит активное пополнение словарного запаса малыша. На данном этапе очень важно уделять младенцу достаточно времени, чтобы способствовать лучшему развитию коммуникативных способностей крохи.

    Педагоги и специалисты в области раннего развития настоятельно рекомендуют в это время проводить с ребенком различные игры на развитие интонации, читать книги с крупными яркими картинками, проговаривать вслух название тех предметов и явлений, которые изображены. Детские книжки не только помогают значительно расширить словарный запас ребенка, но и обогатить эмоциональное восприятие младенца.

    Очень важно во время чтения литературы, предназначенной для маленьких ребятишек, менять интонации в зависимости от сюжетных ситуаций, изображать животных, принимающих участие в развитии сказки, а также пробовать изменять голоса.

    В период от одного года до полутора лет ребенок начинает произносить простые предложения, в состав которых входят существительное, глагол или прилагательное. Младенец начинает использовать различные предлоги. С полутора до двух лет кроха учится сам задавать вопросы и самостоятельно формулировать ответы на заданные ему вопросы.

    Как развивается речь малыша после двух лет

    После двух лет задача родителей заключается в регулярном проведении развивающих занятий с малышом, которые будут способствовать обогащению словарного запаса маленького ребенка. К этому возрасту лексикон крохи включает в себя порядка 200-300 слов.

    Период от двух до трех лет крайне важен для любого малыша, поскольку именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Способность разговаривать значительно упрощает процесс коммуникации между ребенком и другими малышами, помогает установить контакт в кратчайшие сроки.

    Игры для развития речи малыша

    Новоиспеченных маму и папу волнует не только, во сколько лет дети начинают говорить, но и как способствовать развитию речевых способностей маленького ребенка. Процесс речевого развития будет происходить эффективнее, если он будет протекать в игровой форме. Специалисты рекомендуют использовать также детские песенки, потешки, считалочки. Очень важно вовлекать в процесс упражнения на развитие мелкой моторики.

    На развитие детской речи положительно влияет подражание голосам животных, которое делает занятия с малышом интересными и увлекательными, а также благотворно влияет на усовершенствование артикуляционного аппарата маленького ребенка.

    Как помочь ребенку

    Главной задачей молодых родителей является создание благоприятного эмоционального фона для развития речи малыша. Помимо этого мама и папа, а также другие родственники должны регулярно общаться с маленьким ребенком, проводить ознакомление с окружающими явлениями посредством рассказов, песен, стихотворений.

    Лучшему развитию речи крохи будут способствовать развивающие занятия. Однако стоит учитывать, что они должны носить регулярный характер.

    Как правило, у большинства маленьких детей первым словом становится мама. Именно поэтому многих молодых мамочек интересует, во сколько дети начинают говорить мама. Первые попытки назвать самого дорого человека младенец предпринимает примерно в 7 месяцев. Однако это происходит неосознанно. Это слово является звукоподражанием. Если малыш начинает произносить слова мама и папа в контексте, это означает, что младенец овладел осознанной речью.

    Чтобы ребенок быстрее начал называть маму осознанно, нужно разыгрывать различные ситуации. Например, прятать свое лицо за ладонями и спросить у крохи: "Где мама?" Затем нужно открыть лицо и сказать: "Вот мама!"

    Нужно проговаривать свои действия:

    • "Мама готовит кушать".
    • "Мама варит суп".
    • "Мама одевает доченьку (сыночка)".
    • "Мама чистит носик".
    • "Мама гладит животик и т. д.".

    Таким образом можно научить произносить слово мама, а затем и другие наименования предметов и явлений.

    Причины задержки речевого развития

    Бывают случаи, когда маленький ребенок ко второму году жизни не овладевает речью на достаточном уровне или и вовсе молчит. Причины задержки речевого развития малыша могут быть биологического и социального характера. Медицинские проблемы могут заключаться в наличии аномалий внутриутробного развития. Кроме того, причинами ЗРР могут стать родовые травмы, генетические отклонения, а также проблемы со слуховым анализатором и артикуляционным аппаратом.

    Причины могут иметь и психологический аспект. Задержка в развитии речи может стать следствием двуязычия или недостатка свежих впечатлений и общения и эмоционального контакта со взрослыми, в особенности с родителями.

    Стоит учитывать, что на развитие речи и скорость появления новых слов могут повлиять индивидуальные особенности характера малыша, а также его темперамент. Известно, что дети-флегматики начинают разговаривать несколько позже, чем детки такого же возраста, относящиеся холерикам или сангвиникам. В этом случае стоит внимательно понаблюдать за поведение малыша.

    Если ребенок молчит

    Если ребенок достиг двухлетнего возраста, а его словарный запас гораздо меньше двухсот слов или же малыш и вовсе не разговаривает с окружающими, необходимо обратиться к специалистам, неврологу и педиатру. Они проведут тщательный осмотр и назначат дополнительные исследования для выявления причины задержки речевого развития. Бить тревогу можно начинать и раньше, если ребенок своевременно не начал агукать, гулить или у него не появился лепет, а затем и первые слоги и слова. Стоит учитывать, что развитие каждого малыша сугубо индивидуально и отклонение в большую или меньшую сторону от среднестатистических показателей не является патологией и не требует медицинского вмешательства (при отсутствии заболеваний).

    Вместо заключения

    Теперь вы знаете, во сколько дети начинают говорить первые слова. Развитие речи малыша является важным этапом в жизни крохи. Способность говорить значительно упрощает процесс коммуникации взрослого и младенца, помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка. Именно поэтому новоиспеченных маму и папу очень волнует вопрос о том, во сколько дети начинают говорить первые слова и как происходит развитие речи у маленького ребенка.

    Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок. Малыш произнесет первое слово только тогда, когда развитие его головного мозга достигнет достаточного уровня. По мнению специалистов, это происходит на 10-12-м месяце жизни малыша. Стоит отметить, что родителям нужно не только активно общаться со своим ребенком, но и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития крохи. Изучение родителями вопросов о развитии речи малыша и понимание того, во сколько ребенок должен начать говорить, крайне важно.

    Вокруг первых слов ребенка родительской суеты не меньше, чем вокруг первых шагов, ведь это два основных навыка, которыми малыш должен овладеть примерно до полуторагодовалого возраста. Какие они, эти первые слова? Во сколько дети начинают их говорить и как им в этом помочь?

    Возрастные этапы

    Большинство из нас уверены, что первые слова малыш обязательно скажет еще до года. Особенно ждем слова «мама», как «истинно первого», сказанного ребенком. Во сколько он его скажет? Ребенок начинает говорить не одномоментно, его речь проходит несколько последовательных этапов от месяца к месяцу, а затем – от года к году, все более совершенствуясь от простого «уа» в возрасте 1 месяца до развернутых предложений или вполне связных рассказов в 2,5–3 года.

    1. Агукание. Ребенок должен начать агукать примерно до 8 недель. Такая «речь» состоит из простых «тягучих» гласных (иногда к ним присоединяются звуки [г], [к], [кх]).
    2. Гуление. Между 2 и 4 месяцами дети начинают пробовать разные звуковые комбинации, осваивая первые согласные.
    3. Лепет. Примерно в 6–7 месяцев «речь» малыша состоит из длинных цепочек слогов, которые все более усложняются.
    4. Первые слова и автономная речь (в районе 10 месяцев – 1 года). В словаре малыша может быть около 10 слов.
    5. С полутора лет слова употребляются в значении предложений , появляются фразы из 2 слов (предмет плюс действие). В активном арсенале может быть примерно 30 слов, в их числе – звукоподражания или искажения.
    6. 2 года – период настоящего «словарного бума». Автономная речь уступает место общепонятным словам. В речи появляются также прилагательные, местоимения, союзы, предлоги. Предложения в этом возрасте могут быть уже из 4 слов, с признаками грамматических изменений, с активным использованием эмоций, интонаций. Наступает возраст активных «почемучек». Нормой пока считается плохое произношение звуков.

    Что такое первое слово?

    Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?

    Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.

    Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.

    Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.

    Помогаем заговорить

    Обычно считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, они более эмоциональны и непосредственны. Хотя и с этим можно поспорить: каждый малыш развивается индивидуально. Есть замкнутые девочки и активные мальчики, и предсказать, кто из них начнет говорить предложениями первый, нельзя. И дело не только в природных задатках, а еще и в том, чем, как и сколько занимаются с ребенком родители, чтобы стимулировать развитие его речевых навыков.

    Что значит стимулировать? «Подталкивать» речевой аппарат, совершенствовать движения малыша и делать все, чтобы он был готов к говорению как можно раньше. Как этого достичь? Комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, отвечающие за развитие мелкой и крупной моторики, мышления, чувства равновесия, которые связаны с центром речи; развивать артикуляционный и понятийный аппарат. Приведенные ниже упражнения и занятия помогут в этом.

    • Примерно с 4 месяцев малыша нужно учить трогать и ощупывать, а затем хватать самые разные предметы (отличающиеся по размерам, материалам, текстуре, свойствам), развивая его тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют растирающий массаж и пальчиковые игры. Став старше, малыш сможет манипулировать мелкими предметами: крутить, стучать, раскладывать, нанизывать, завинчивать и т. д.
    • Полезно менять положение ребенка в пространстве: наклонять поднимать, кружить, переворачивать, раскачивать. Впоследствии вестибулярный аппарат тренируют детские велосипеды, качели, игры с мячами, ходьба по бревну.
    • Развивать артикуляционный аппарат ребенка нужно обязательно. Для этого хорошо играть в подражание разным звукам (ветер, дождь, шум пылесоса, гул самолета или машины) или в зоопарк, имитируя голоса самых разных животных. При этом мама должна четко и медленно показывать малышу, как она получает звук. Еще лучше – делать это у зеркала, так кроха учится сравнивать свои действия и мамины. Такой простейшей артикуляционной гимнастики на первых порах вполне достаточно. Более сложные упражнения для деток постарше можно найти .
    • Чтение книжек, стишков, детских потешек помогает ребенку научиться ритму речи, интонации, обогатить пассивный словарный запас.
    • Активное речевое окружение – непременное условие для того, чтобы ребенок своевременно заговорил: сначала простыми словами, а затем и фразами. С малышом нужно постоянно говорить обо всем: что происходит, что для чего нужно, как называется, куда пойдем, зачем и т. д. Даже если ребенок пока еще не в состоянии повторить это все, он накапливает пассивный словарь, обогащает кругозор и постоянно имеет перед собой пример того, что речевое общение необходимо.
    • Пение также способствует речевому развитию. Когда поет мама, ребенок развивает слух, память, чувство ритма. Когда поет он сам – раскрепощаются мышцы артикуляционного аппарата, что облегчает освоение звукопроизношения.
    • После года полезно иногда включать «маму-непонимаку». В этот период детки обычно активно пользуются мимикой или жестами (особенно указательным). Поэтому если все время потакать малышу, подавая или разрешая все, что он выражает жестами, у него просто не будет необходимости в использовании речи. А если мама упорно не понимает малыша – придется потрудиться, чтобы как-то выразить свои желания с помощью слов.

    Для правильного речевого развития важно развивать и дыхание. Слабое дыхание может привести к тому, что ребенок начнет говорить слишком тихо. Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб.

    Постановке дыхания способствуют несложные игры, в которые малыш будет играть с удовольствием:

    • можно задувать свечки;
    • дудеть (дудочка, свисток, рожок – любой детский музыкальный инструмент подойдет);
    • пускать пузырьки в стакане воды (дуя в него через трубочку);
    • пускать мыльные пузыри;
    • дуть на одуванчики или на бумажную бабочку, привязанную к веревочке;
    • сдувать бумажные или ватные кусочки со стола или тарелки;
    • дуть на игрушки в ванной во время купания.

    Чтобы ваш карапуз начал говорить своевременно и правильно, всегда подавайте ребенку пример правильной речи. Постоянные сюсюкания и искажения слов по примеру малыша, на его речевом уровне, приведут к тому, что он усвоит это как норму. Пусть он говорит «мявка», а вы отвечайте: «Да, это кошечка». А то, чего он еще не понимает, объясняйте при помощи понятий, которые ему уже известны.

    Полезные игры

    Стимулировать развитие речи можно, осваивая с ребенком простые жесты, которыми он будет сопровождать речь:

    • «Сколько тебе годиков?» — ребенок показывает 1 или 2;
    • можно погрозить пальчиком («ну-ну», «ай-ай-ай»);
    • на вопрос «как дела?» можно показывать большой палец – отлично!
    • «да» или «нет» ребенок может показать кивком головы;
    • можно звать с помощью жестов, здороваться и прощаться.

    Но по мере овладения речью жесты должны отходить на второй план, чтобы не стать «заменителями».

    Весьма полезно для развития речевых навыков играть в простые сюжетно-ролевые игры. Ребенку придется как-то называть персонажей, их действия, выражать свои эмоции. Вначале показывать игру придется маме, но постепенно малыш научится подключаться и будет принимать участие в действе.

    На начальном этапе просто показывают малышу: так мишка топает, так кукла кушает, плачет. Постепенно разыгрываемые сюжеты будут усложняться, становиться все разнообразнее:

    • куколка шла, упала и ударилась – она плачет, ее нужно успокоить, пожалеть;
    • слоник поехал кататься на машинке, потом пригласил зайку покататься с ним;
    • кукла танцевала, потом устала и захотела спать, ее нужно уложить в кроватку;
    • кукла с зайкой пьют чай;
    • мишка собирается на прогулку, он одевается, садится в машинку;
    • бегемотик заболел, другие игрушки пришли к нему в гости;
    • у зайки день рождения, к нему пришли игрушки, чтобы поздравить и вручить подарки;
    • кукла Маша гуляла без шарфика и заболела, ее нужно полечить.

    Простые сюжеты можно показывать малышу во время прогулки. Не просто «это мальчик», а «мальчик катается на велосипеде, ему весело»; не просто «птички», а «птички прыгают по асфальту и собирают крошки». По мере взросления сюжетные разговоры должны усложняться, дополняться вопросами о том, что малыш думает по этому поводу, как бы он поступил, как он к этому относится.

    Речь – основной навык, который необходим человеку для постоянного общения с окружающими. Чтобы он появился и развивался своевременно, важна ежедневная целенаправленная работа. В игровой форме, но все же – работа. Правильно построенная и сопровождаемая благоприятной эмоциональной атмосферой.