• Яблочный спас как был одет герой произведения. Детям о празднике яблочный спас

    Пришел Спас – яблочко припас .

    Яблоки румяные с яблоньки сорви

    И с корзинкой яблок церковь посети,

    Там освятишь яблоки, испечешь пирог.

    Будем мы со Спасом лето провожать,

    Яблочками сочными деток угощать.

    Все семейство в сборе, празднует поет,

    Светлый Спас к нам в гости осень приведет.

    19 августа один из самых значимых православных праздников – Преображение Господня, к которому приурочены многочисленные народные традиции. В народе этот праздник зовется Яблочным Спасом, его еще называют «первыми осенинами» или встречей осени.

    В этот день угощали яблоками всех родных и близких, сирот и неимущих, поминали яблоками ушедших предков. Хозяйки пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье. В поле, с песнями провожали закат солнца, а с ним и лето.

    По древнему церковному обычаю, созревшие яблоки, виноград, репу и прочие плоды приносили для освящения в церковь в знак благодарности Богу за полученные дары.

    С Яблочным Спасом в народе связано множество традиций, примет и суеверий, благодаря которым наши предки решали бытовые вопросы и старались избежать неприятностей.

    По народным приметам, Яблочный Спас предсказывал на то, какой будет погода в январе. Если день дождливый – то и зимой следует ждать осадков.

    Люди верили, что если в Яблочный Спас на человека садится муха, то быть ему богатым.

    Приметы на Яблочный Спас .

    На Руси существовало поверье, что если в день Яблочного Спаса посидеть под раскидистым ветками цветущего яблоневого дерева, то к человеку обязательно вернется чувство спокойствия, умиротворения и здоровья.

    До Второго Спаса яблок есть было нельзя. Поэтому, согласно народной примете, когда срываешь первое яблочко и надкусываешь его, то следует загадать заветное желание, и оно обязательно сбудется.

    Яблочный Спас – народные поговорки:

      Кто на Спас нищего угостит урожаем, у того следующий год будет богатым.

      Кто до Второго Спаса ест яблоки, тому на том свете не дадут яблочка из райского сада.

      Кто не убрал хлеб до Спаса, у того не будет урожая.

      Яблочный Спас – бери рукавицы про запас.

    Урожай приносит сад:

    Яблоко и виноград.

    Освящают их кропленьем

    В чудный день Преображенья.

    Угощаются плодами,

    Веселясь, и млад, и стар.

    В воздухе в саду и в храме

    Яблочный разлит нектар.

    День Спаса – не простой день. Сегодня каждый человек может загадать о своей судьбе желание, и оно исполнится, если съесть освященное яблоко.

    По народным приметам Спас означает наступление осени. К этому дню обычно заканчивается жатва. «Пришел Спас – проходит лето мимо нас! Пришел Спас – готовь рукавички про запас!»

    19 августа православные отмечают Яблочный Спас.

    Август. Время урожая,
    И осень радует дарами нас,
    И христианский праздник отмечая,
    Про яблочный, Господь напомнил спас.

    Он возник в 4 веке
    И, под яблок вкусных хруст,
    Нам о Боге-Человеке
    Слово молвил Златоуст.

    И сказал он, что Спаситель,
    Чтобы сбросить со всех тень,
    Ученикам открыл:
    Страдать Ему, и быть убитым,
    Потом воскреснуть в третий день.

    И трёх апостолов возвёл
    На склон горы святой Фавор
    Пред ними лик Его преобразился,
    Как-будто солнцем осветился.

    И стали белыми одежды,
    И, оставляя всем надежды,
    Он в светло облако взошёл
    И в не земной мир отошёл,

    И тут услышали пророки,
    Как раздался Божий глас,
    Чтобы люди в эти сроки
    Чтили яблочный все Спас,

    Ну, а добрые пророки,
    Долго помнили уроки,
    И Илья и Моисей...
    Просвещали чтоб людей.
    Яблочный Спас (Преображение христ.) - народный праздник у восточных славян, известный с древнерусских времен.

    Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

    Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
    Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.
    По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.
    Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

    Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

    Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.
    До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
    В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.
    Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Яблочного Спаса.

    с праздником Вас!

    Невзлюбили Зосиму в деревне. Приехал невесть откуда, досмотрел последний месяц мамашу, схоронил, да так и остался. Родители его парой почти до смерти прожили, мать через три месяца за отцом ушла. А и стариков в Пустеевке не любили, пришлые они были из каких-то зауральских краёв. Приехали с тремя детьми: двое мальчишек погодок да девчонка маленечкая совсем, в пелёнках ещё. Новосёлы хату поставили новую, пока строились, на квартире у Семёновны жили, бывшей учительнице на пенсии. Дети хоть и малые у этих Кержаковых, а сами они немолодые, и дядька Антон с бородою. «Видать, вера у них своя какая-то. Не советский вид, как из старины явилися. И детей поназывали не по-современному: Фаддей старшенький, Зосима и Пелагея. Правда, таких работящих людей в деревне не было. Тут прямо скажешь: работают от зари до зари, не покладая рук, в поте лица своего… В колхозе как положено, а потом дома, на своей землице, со своей скотинкой. Ни на лавке возле магазина не посидят, ни в компании какой, всё домой торопятся. Опять же, ни с кем никогда не полаились, никому плохого слова не сказали. Но людям не нравилось, что обособленно живут, что ничего про них неизвестно, что не выпивают со всеми… А ещё сразу по приезде удивило и раздражило, что на земле своей дядька Антон чуть не половину занял под сад. Сроду в Пустеевке садов не сажали, потому, видать, и название такое получила деревня. Выйдешь на серёдку, крайние хаты видать. А тут прутками позасажена земелька добрая. Ну, добрая, это как сказать… Чернозёмов нету, а корми да корми её матушку, навозь, удобривай каменными горохами, что в колхоз привозят мешками. Не один мешок хмурым вечером уполз в сараюшки колхозников. Да… Так вот Кержаковы не воровали, ни былинки колхозной в дом не принесли за все годы. И это тоже злило: праведники нашлись, христосики. У них почтальонша иконы видала – вся стенка в иконах в дальней горнице, а селяне дальше кухни не проходили, незачем было. Только та почтальонша сказала, что им какое-то письмо было государственное, с печатью под роспись, заказное то есть. Учительшу Семёновну распытывали, та намекнула, что сидели обое и Антон, и тётка Дуня, потом в поселении жили, потому и сошлись поздно, и детки малые. Ну, что тут сделаешь, всякие люди бывают, но чтобы не картошкой да свеклой, а деревцами долголетними землю засаживать при троих детях-то, это баловство никто понять не мог. Первые годы меж яблонь картошку сажал Антон, вообще-то долго сажал, пока детки не выросли. А потом сад разросся. Яблони, в основном, груш две штуки – ранняя да поздняя, слив троечка да пара вишенок. А яблонь двенадцать корней. Каких сортов только нету! А и пёс у Кержака злой, что бешеный, |по проволоке, через весь сад протянутой, на кольце железном/ на длиннющей цепи по всему саду носится. Тётка Дуня корзины за калитку выносит, всем яблоки раздаёт, угощает людей. Берут, хвалят, благодарят в глаза, а за глаза зло поносят, куркулями да «благородными» обзывают.
    Теперь вот этот Зосима приехал. Сказал, что на пенсию вышел, что его дети выросли, уже внучок есть, а жена померла два года назад. Он тут и обосновался. Мужики его, понятно, не полюбили. За что любить-то? Не пьющий, не гулящий, как монах живёт один, на земле своей работает, по вечерам книжки читает. А смешней всего, какую-то треногу раскорячит, приделает на ней обтянутую рамку и кисточками мажет. Никому не показывает, говорит, потом выставлю сразу много… Чудной этот Зосима, и имя у него чудное: за какой такой Симой, за какую Симу – смех и только.
    В этот год яблоки уродились. Они, вообще-то, через год урожай дают. Да как-то в последние годы дед Антон не больно ухаживать уже мог, не обрезал давно деревья, не белил, так что мало давал сад и всё корявки да мелочь. А Зосима зимой обрезку сделал, весной почистил стволы, побелил, внёс подкормку, так сад яблоками обсыпанный стоял. Разноцветные, крупные, приманные свежестью и запахом посреди голой деревни отовсюду видны были зреющие плоды, как украшения на новогодней ёлке. Понятно, не одна рука протянулась через наскоро подправленный хозяином забор, все ветки у забора быстро опустели, но в середине яблок была прорва, а давно почившего злого Жулика сменил молоденький овчарёнок Барс.
    Летом в деревне детвора появлялась: внуки к бабкам наезжали из городков и областного центра. Ватагами носились по улочкам, на речке купались и загорали, в дальний лес по ягоды и грибы ходили… Этому народу особенно было интересно яблочное царство Зосимы. Ходили кругами, но боялись и пса, и хозяина.
    Август кончался. Вечер выдался хмурый, дождливый. Правда, дождик словно ленился изливаться – посеется, посеется и перестанет, а черед полчаса – опять. Бабки загоревали: завтра праздник великий, Спас яблочный, а тут непогода, яблочков хороших нету, кто с города привёз, а кто и нет. Ладно, хоть водичку посвятим, рассуждали. Говорили-то меж собой, а детвора слушала. Тут заводила Сашка Цыбин додумался собрать ватагу и сделать налёт на Зосимов сад. «Что, ему одному яблоки есть? Куда ему столько? Подавится! Идём, братва, бабкам подмогнём, а этого крутого проучим!» Сказано - сделано. План разработан хитрый: половина ребят (четверо, что поменьше да послабее) собаку отвлекают в ближнем углу сада, пробуют подкормить, приманить, хорошо бы петлю на шею накинуть, удержать. А трое, с Сашкой во главе, лезут в сад, побыстрее влезают на деревья и рвут яблоки. Деревья наметили, где самые красные яблоки, точно договорились, кому какое обработать.
    Всё шло по плану. Барс по неопытности купился на кусок колбасы и чуть не задохнулся в петле, наброшенной на шею, спасибо, верёвка вырвалась из слабой детской руки, вялой с перепугу. Но этих минут хватило, чтобы тройка воришек прорвалась в сад и успела влезть на деревья. В пылу азарта мальчишки начали рвать яблоки и запихивать в карманы, за пазуху, в сумку через плечо. Потом, нарвав, сколько влезло, призадумались, как же уйти-то? Барс, крепко наученный за свою доверчивость, лаял от удушья хрипло под яблоней, обработанной Сашкой, но когда его сосед Вовка попытался слезть, бросился к нему. Хитрый Генка в это время рванул к забору и успел удрать. Пёс погнался за ним, а ребята спрыгнули с дерева и тоже помчались наутёк. Но Барс успел перерезать дорогу Сашке, зато Володька убежал. Сашок еле спасся от собачьих зубов, повиснув на груше. Ребята за забором пытались дозваться пса, приманить колбасой, но овчарочья кровь уже кипела, и пёс, раздражённый собственной виной, яростно реабилитировался.
    В хате всё время горел свет, тут и хозяин вышел на лай и шум, который, прервавшись было, возобновился и продолжался уже довольно долго. Зосима прошёл к рвущейся в злобе собаке, сразу всё понял, приласкал пса, снял с него верёвку.
    - Ну, воришка, что будешь делать?
    - Дяденька, отпустите! Я больше не буду!
    - Эх ты… Давай, слезай с дерева. Я собаку держу.
    - Не… не слезу. Забьёте меня.
    - Я сопливых не бью. Учу только. Слезай, говорю, не ночь же тебе сидеть. Что, воровать не трусил, а теперь испугался?
    - А вы, дяденька, привяжите псину.
    Зосима шагнул к собачьей будке, а Сашка с дерева бух в траву. Да только разгадал его план хозяин, длинной своей рукой успел схватить за шиворот, так, что рубаха треснула. Барс из другой руки рвётся, захлёбываясь лаем, но и его крепко прихватил Зосима за ошейник. Так и повёл обоих вначале к будке, где прицепил собаку на крюк, укоротивший цепь, а потом Сашка повёл за собой к хате. «Ну всё, - затрепетал воришка, - теперь замкнёт в подполе, а с бабки выкуп требовать станет!» Но остановился дядька на высоком резном крылечке, пихнул на лавку, «садись» сказал. Сам сел рядом.
    - Давай разберёмся. Тебя как зовут?
    - Сашка.
    - Не Сашка, а Александр. У тебя славное имя: так Пушкина звали, великих полководцев, царей Российских… Ну, вот теперь и вора так зовут.
    - Я не вор! Я это… хотел бабке помочь. Завтра Спас яблочный, а у неё нету яблок, чтобы в церкви святить. И у других, соседок её, тоже.
    - А… Верно ведь, Спас. Я чуть не забыл. Спасибо, напомнил. Так чего ж воровать? Пришёл бы, попросил. Мне столько яблок и не надо, всё равно бы раздал, торговать не приучен. Мне яблок не жалко, мне тебя, парень, жаль. В свои двенадцать? Нет? Тринадцать лет тебе нравится воровство, нравится ребят на такое подбивать.
    - Это не воровство, - осмелел Сашка, - это так… просто… ну…
    - Приключение?
    - Ага! – обрадовался мальчишка. – Хотели налёт сделать, смелость проверить.
    - Ну ладно, я понял. Только ваш налёт совсем глупый. Пёс вас мог порвать, и яблок хороших не знаете. Красных решили нарвать, а они все незрелые. Это поздний сорт – кислые, твёрдые. Бабушки последние зубы попортят. На, - протянул он вытащенный из-под лавки мешок, - пошли со мной. Кстати, а сколько в деревне живых хат? Знаешь?
    - Ну. Пятнадцать, бабушка говорила. Это без вашей.
    - Да-а… - вздохнул Зосима, - а в моём детстве шестьдесят было. Иди сюда. Держи мешок.
    Он бережно снимал крупные белые яблоки, потом перешёл к яблоньке с красными по боку плодами, потом рвал жёлтые и всё считал, чтобы всем хватило. Наполовинив мешок, приказал:
    - Попробуй поднять. Донесёшь?
    - Запросто.
    - Так вот. За воровство тебе наказание полагается. Так или нет?
    - Так, - опустил голову Сашка, снова почувствовав холод по спине.
    - Во-первых, извинись. Во-вторых, со своей командой разнесите яблоки по всем домам, скажите, с праздником дядя Зосима поздравляет. Тут по два яблочка разного сорта – каждой хозяйке. Третье наказание – самим яблок не есть, пока все не разнесёте. Вам потом тоже останется. Иди.
    - Спаси-ибо, - пропел изумлённый Сашка, - до свидания.
    - А извиниться?
    - Извините, дяденька, больше не буду.
    - Ладно, вопрос закрыт. Приходи в гости, друзей приводи. Только вечером жду, днём занят. Шагай.
    Ребята сидели на скамье возле Сашкиной хаты, ждали друга, шёпотом обсуждали, что будет. Увидев его с мешком, опешили, потом заорали радостно «ура!». Выслушав рассказ, горячо взялись за дело, но не делились на группы, а допоздна все вместе разносили яблоки по деревне, даже не пытаясь нарушить условия. Терпели до последнего. А потом, при проступивших из-за туч звёздах, грызли сочные сладкие плоды, умаявшись на задании. Тут же решили, что в гости к садоводу пойдут тоже все вместе, чтоб не страшно было.
    В соседней деревне Колчине церковь пятый год действовала. Рано утром девятнадцатого колокол зазвонил, словно звуком своим развеял вчерашние дождевые тучи, вызвал солнышко запел о празднике. Потянулись люди в храм, в белых платочках шли бабушки, редко и дедушки, дети держали взрослых за руки. В церкви горели свечи, блестели иконы, пахло ладаном, воском и свежим ароматом яблок. Был праздник.
    А в городе год за годом с тех пор Саша ждал лета, вспоминал многие вечера в деревне, когда ходил в гости к Зосиме, их беседы под звёздами, хождение с этюдником по холмам долинам и лесам, рассматривание альбомов с репродукциями великих художников… Потом, в годы студенчества, Саша показывал свои работы старшему другу, тот радовался за него. И всегда рядом, под рукой – на столе, на скамейке, в корзинке у окна – везде были яблоки, пахли, манили, дарили вкус солнца и влаги, словно очищали от всякой скверны.

    19.08.2016 19.08.2016 by Ласточка

    Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе - доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, - зелено-золотистый, мягкий.

    Иван Шмелев «Лето Господне»

    Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас .

    Православный праздник под названием Преображение Господне, который в народе именуют Яблочным Спасом, традиционно отмечают 19-го августа.

    Джованни Беллини. Преображение Господне. 1480 г.

    История этого праздника связана с библейским сюжетом. В этот день Иисус Христос возвел своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Он явил ученикам свою Божественную природу. Христос предстал пред своими апостолами в кристально чистой белой одежде, чтобы они не усомнились в его святости и Божественности. Затем апостолы увидели пророков Илию и Моисея, которые стали беседовать с Христом. А после этого, как сказано в Евангелии, «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: «Сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте »». Считается, что этот праздник напоминает людям о необходимости духовного преображения.
    В день этого чудесного Преображения в народе сложилась традиция освящать в церквях яблоки, а также виноград, груши, сливы и т. д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале XX века. До 19 августа не разрешалось есть яблоки, потому что они считались грешными плодами. Ведь согласно Библии яблоко было именно тем средством, с помощью которого змей-искуситель заставил Еву согрешить. Освященные же яблоки можно было есть, и поэтому праздник назывался Яблочным Спасом.
    Так как приблизительно с этого дня вечера становились холоднее, то в народе Яблочный Спас празднуют и как встречу осени. У крестьян после Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Необходимо было собрать урожай яблок и заготовить их на зиму. При этом использовались различные рецепты. Яблоки сушили, замачивали, консервировали. Существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А так как с Яблочным Спасом приходят первые холода, то в старину существовал обычай - в этот день в широком поле провожать песнями закат первого осеннего солнца.

    Другие названия праздника

    У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени.

    Народные приметы на Яблочный Спас.
    • Если на Яблочный Спас угостить нищего своим урожаем, следующий год вы будете жить в достатке. На Древней Руси это было правилом, которому никто не изменял.
    • До наступления Яблочного Спаса со времени Пасхи женщинам нельзя есть яблоки.
    • Если не собрать хлебные злаки до Спаса, эти запасы сгниют. Примета эта связана с сезоном дождей.
    • В Яблочный Спас лето уходит от нас. В этот период снимается урожай и продолжаются «огородные» работы, хотя лето уже почти закончилось.
    • Какая будет погода в Яблочный Спас, такой будет январь. Если Второй Спас выдался дождливым, зима будет снежная.
    • Считалось, что съеденное на Спас освященное яблоко исполнит самое заветное желание: «Что надумано - сбудется, что сбудется - не минуется».
    Стихи о Яблочном спасе

    Борис Пастернак «Август»

    АВГУСТ

    Как обещало, не обманывая,

    Проникло солнце утром рано

    Косою полосой шафрановою

    От занавеси до дивана.

    Оно покрыло жаркой охрою

    Соседний лес, дома поселка,

    Мою постель, подушку мокрую

    И край стены за книжной полкой.

    Я вспомнил, по какому поводу

    Слегка увлажнена подушка.

    Мне снилось, что ко мне на проводы

    Шли по лесу вы друг за дружкой.

    Вы шли толпою, врозь и парами,

    Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

    Шестое августа по старому,

    Преображение Господне.

    Обыкновенно свет без пламени

    Исходит в этот день с Фавора,

    И осень, ясная как знаменье,

    К себе приковывает взоры.

    И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

    Нагой, трепещущий ольшаник

    В имбмрно-красный лес кладбищенский,

    Горевший, как печатный пряник.

    С притихшими его вершинами

    Соседствовало небо важно,

    Перекликалась даль протяжно.

    В лесу казенной землемершею

    Стояла смерть среди погоста,

    Смотря в лицо мое умершее,

    Чтоб вырыть яму мне по росту.

    Был всеми ощутим физически

    Звучал, нетронутый распадом:

    «Прощай, лазурь Преображенская

    И золото второго Спаса,

    Смягчи последней лаской женскою

    Мне горечь рокового часа.

    Прощайте, годы безвременщины.

    Простимся, бездне унижений

    Бросающая вызов женщина!

    Я - поле твоего сраженья.

    Прощай, размах крыла расправленный,

    Полета вольное упорство,

    И образ мира, в слове явленный,

    И творчество, и чудотворство».

    Александр Блок «Преображение»

    В светлый день Преображенья

    Дух безумца поражен:

    Из неволи, из смятенья

    Ныне скорбный, ныне бедный,

    В лоне Вечного Отца,

    Близ Тебя, в лазури бледной

    Жаждет нового конца…

    Сергей Есенин «Преображение»

    Зреет час Преображенья,

    Он сойдет, наш Светлый Гость,

    Из распятого терпенья

    Вынуть выржавленный гвоздь.

    От утра и от полудня

    Под поющий в небе гром,

    Словно ведра, наши будни

    Он наполнит молоком.

    Яблочный спас в картинах





    Яблочный спас: постные рецепты

    Праздник Преображения Господня отмечается во время Успенского поста, поэтому предлагаем вам приготовить вкусные постные блюда из яблок на Яблочный Спас, в первую очередь – десерты.

    Ингредиенты:
    1 кг лещей

    корень петрушки 1 шт.

    корень сельдерея 1 шт.

    лук-порей 1 шт.

    лук 2 шт.

    лимон 1 шт.

    тертый хрен 2-3 ст. л.

    кислые яблоки 2-3 шт.

    соль

    уксус 3%

    сахар, специи

    Приготовление:

    Лещей промывают, очищают, нарезают на куски, солят, заливают на 5-7 мин. горячим уксусом, а затем, вынув рыбу из уксуса, варят ее до готовности в отваре из овощей и кореньев. Куски отварной рыбы выкладывают на красивое блюдо, украшают полуломтиками лимона, а сбоку кладут тертый хрен, смешанный с натертыми яблоками, и заправленный также уксусом, сахаром, солью и рыбным бульоном.


    Вареники с яблоками

    Ингредиенты:
    мука – 3 стакана, 1 ч.л. соли, 1 стакан воды, яблоки – 600 г, сахар – 70 г, мед – 50 г.

    Приготовление:
    охладите воду и растворите в ней соль. Муку просейте в миску, сделайте в ней углубление и понемногу вливайте в него воду. Вымесите некрутое тесто. Продолжайте интенсивно в течение 15-20 минут вымешивать тесто на поверхности, пока оно не станет гладким и не вберет в себя всю муку. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 20 минут, чтобы оно набухло. Яблоки очистите от кожуры, удалите сердцевину, нарежьте их соломкой, посыпьте сахаром и дайте постоять 15-20 минут. Раскатывайте тесто, вырезайте из него стаканом круги и выкладывайте на них начинку. Защипните края и забросьте вареники в кипящую подсоленную воду. Когда они всплывут, проварите их еще в течение 3-5 минут. Подавайте готовые вареники с медом.

    Яблочный джем

    Ингредиенты:
    1 кг яблок,
    750 гр. сахара,
    ½ ст. воды.

    Приготовление:
    Яблоки вымойте, очистите от кожуры и натрите на средней терке. В это же время смешайте воду и сахар и поставьте кастрюлю на огонь. Как только сироп закипит, добавьте в него тертые яблоки и варите около часа на среднем огне, периодически помешивая. За это время джем станет густым. После варки остудите джем, выложите в банку и храните в холодильнике.

    Варенье из яблок с ванилью и корицей

    Ингредиенты:

    3 кг яблок,
    1 кг сахара,
    1 упаковка ванильного сахара,
    1 ч.л. корицы,
    лимонный сок.

    Приготовление:
    Яблоки вымойте, очистите от кожуры и семян и нарежьте ломтиками. В кастрюлю выложите половину яблок и засыпьте их половиной сахара, сверху снова яблоки и сахар. Оставьте стоять на пару часов. Затем поставьте на огонь и варите в течение 20 минут. Остудите варенье и еще 2 раза повторите процедуру варки. В конце последней варки добавьте лимонный сок, корицу и ваниль. Горячее варенье разлейте по банкам и закатайте крышкой.

    Ингредиенты:

    яблоки – 5 шт, 1 стакан пшеничной муки, дрожжи прессованные – 10 ст.л, растительное масло, сахар – 3 ст.л, соль – по вкусу.

    Приготовление: испеките яблоки в духовке, протрите их через сито. В полученную массу добавьте муку, дрожжи, сахар, соль и 2 ст.л. растительного масла. Замесите тесто и отправьте его в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно подошло. Когда тесто поднимется, жарьте оладьи на раскаленном растительном масле. При подаче полейте оладьи медом.


    Компот из яблок

    Ингредиенты:
    1,5 кг яблок,
    1 лимон,
    1,5 л. воды,
    2-3 бутона гвоздики,
    250 гр. сахара.

    Приготовление:
    Яблоки вымойте, очистите от кожуры, разрежьте на 4 части и удалите сердцевину. Выложите яблоки в миску и полейте соком, выжатым из 1 лимона, перемешайте и накройте крышкой. Кожуру от яблок выложите в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем добавьте сахар, перемешайте и варите 5 минут. Снимите кастрюлю с огня, процедите содержимое через сито. Яблоки выложите в чистую сухую банку, добавьте к ним сироп, накройте крышкой и остудите. Аккуратно перелейте сироп в сотейник и прокипятите его. Гвоздику обдайте кипятком и положите к яблокам. Залейте яблоки кипящим сиропом так, чтобы до верха банки оставалось около 2 см. поставьте банку в кастрюлю с кипящей водой на 20 минут, после чего герметично закройте крышкой, переверните банку вверх дном и в таком состоянии остудите до комнатной температуры. Храните компот в темном прохладном месте.

    Постный десерт из яблок

    Ингредиенты:
    Яблоки - 4

    Чернослив или изюм - 50 г

    Орехи - 30 -50 г

    Мармелад - 30-50

    Приготовление: Яблоки помыть и аккуратно очистить от сердцевины, оставляя целостность фрукта.

    Орехи, чернослив и мармелад измельчить ножом до небольших кубиков.

    Изюм залить кипятком на несколько минут, затем вынуть из воды и обсушить.

    Смешать сухофрукты, орехи и мармелад, затем наполнить этой начинкой каждое яблоко.

    Яблоки выложить в форму, аккуратно в нескольких местах проколоть кожицу каждого плода, налить на дно формы немного воды и поставить в разогретую до 150 градусов духовку на 20 минут.

    Готовые яблоки вынуть из духовки, украсить несколькими дольками мармелада и подать к столу.

    Проект во второй младшей группы. Знакомство детей с праздником "Яблочный спас"

    Аннотация проекта

    Данный проект рассчитан на детей 3-4 лет. Проводится с целью изучения и возрождения народных традиций.
    Предусматривает:
    1)Изучение исторических корней праздника.
    2) Знакомство с фольклорными традициями, обрядовыми действиями, народными играми.
    Актуальность
    Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, а в наше время почти все традиции, связанные с праздником Яблочный Спас, забылись. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром.
    Кроме того, воздействие народных праздников на ребенка является эффективным средством обогащения его духовной культуры.


    Цель : Через праздник "Яблочный Спас« познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа.


    Задачи:
    1)Дать представление о празднике Яблочный Спас, расширить кругозор детей;
    2)Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес;
    3)Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор;
    4)Учить детей чтить народные традиции, бережно относиться к историческому прошлому русского народа;
    5)Воспитывать бережное отношение к природе как источнику осенних даров.

    Предполагаемые результаты

    В результате работы над осуществлением проекта воспитанники должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
    1. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника).
    2. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
    3. Умение играть в русские народные подвижные игры.

    Этапы работы над проектом

    Подготовительный
    Провести беседы с детьми.
    Основной
    а) Написания сценария праздника «Наливное яблочко» и его подготовка.
    б) Конкурс творческих работ детей на тему: «Яблочный Спас».
    Заключительный
    а) Проведение праздника.
    б) Подведение итогов конкурса.
    Длительность проекта: краткосрочный.
    Формы работы:
    а)беседа


    б)игры-забавы


    в)развлечение
    г)конкурс творческих работ на тему: «Яблочный спас».
    Методы и приёмы:
    а) беседа
    б) игра
    в) показ
    г) объяснение
    Наливное яблочко
    Летняя пришла пора,
    Детские глаза горят,
    Лежат яблоки в корзинке,
    Ветер – легкой невидимкой –


    По Земле большой снует,
    Он покоя не дает
    Всем влюбленным и родным,
    Беды превращает в дым,

    Он улыбается всегда,
    Рукой листает он года,
    Он много радости припас…
    Он – озорной яблочный Спас!

    Беседа с детьми о празднике Яблочный Спас

    Яблочный Спас -летний православный праздник в честь Спасителя Христа, его Преображения. В день Яблочного Спаса все угощали друг друга тем, что выросло в саду.
    Раньше не разрешалось православным людям вообще до Яблочного Спаса кушать никакие фрукты. В этот праздник люди приносят Природе благодарение за труды, которые они благополучно завершили летом. Яблочный спас - это торжество нового урожая на земле и новой жизни. О нем говорили: "Второй Спас - срывает спелые яблоки", "Пришёл Спас - яблочко припас". Не спешили срывать яблоки до этого срока, давали напитаться соками, погреться на солнышке. Созревшие плоды носили освящать, после чего разрешалось кушать "спасовские" яблоки. Прислушайтесь к слову "Спас". Что в нем слышится? - Спасти, припасти, спасибо... Так и было в старину: собирали урожай, чтобы ПРИПАСТИ его на весь год, СПАСТИ свою семью от голода, жить в достатке. Кланялись земле, молились, освящали новый урожай и говорили: "СПАСИБО".
    В Яблочный Спас принято делиться яблоками, фруктами с нищими, соседями, больными людьми, родственниками, друзьями. Богатые люди раньше закупали целые возы с яблоками и раздавали их нуждающимся и болеющим. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.
    К Спасскому празднику приурочивались и народные гулянья. Популярным было и "столованье": перед церковью ставились в ряд столы, совершалась праздничная трапеза – братчина. Пеклись пироги с яблоками, варилось яблочное варенье, которым угощали друг друга. Пир заканчивался всеобщим весельем. На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето, считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью.

    Народные приметы

    Считается, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.
    Заклички:
    «Яблочный Спас,
    Фрукты, овощи припас!»


    «Яблочный спас – готовь шубу про запас».
    Формы работы:
    1. Игры с детьми в народные игры:
    «Карусели»,«Передай яблоко по кругу»,«Собери урожай яблок (по цвету). «Перенеси яблочко на тарелочке».
    2. Игры – забавы:
    - кто больше соберет яблок в корзину,
    - пронесли яблоко в ложке к этому лукошку.


    Вывод:
    Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.