• Чоха и символы - значение грузинской традиционной мужской одежды. По заявкам: грузинский национальный костюм Грузия нац костюм

    Но мало кто понимает те символы, которые скрыты в чохе. Именно благодаря этим символам чоха приобрела некую магическую силу, притягивающую все больше и больше людей в мире.

    Владелец одного из старейших салонов по шитью чохи в Тбилиси Нугзар Кванталиани рассказал Sputnik Грузия о символическом значении чохи и о том, как появились в наряде те или иные элементы.

    © Sputnik / Denis Aslanov

    - Расскажите, из каких деталей состоит чоха? И что они значат?

    — В целом, чоха - это один из сложнейших костюмов. Он отличается от всех других тем, что состоит из множества деталей, точнее, из 13. Ни у одного другого костюма в мире нет стольких элементов. Я имею в виду повседневные наряды, а чоху раньше носили каждый день. Именно эта многочисленность деталей придает чохе красоту и изящность.

    Вот, например, раньше на чохе не было такой детали, как газыри. Они появились позже, когда появилось ружье. Возникла необходимость пришить к костюму такую деталь, которая помогла бы воинам легко хранить патроны. Самым хорошим местом оказалось именно вот это место — на груди, рядом с сердцем, они быстро могли достать патроны. То есть им было комфортно, во время боя им не приходилось их искать и долго возиться. Газыри — очень важная деталь, которая сделала чоху еще более красивым и неповторимым костюмом.

    - Чоха была разной, так ведь?

    — Совершенно верно. Чоха разная. Вот этот костюм, который вы видите на модели — это чоха князей, в то же время — это праздничный наряд. Кстати, на праздники надевали также чоху светлого цвета - свадебная чоха бывает белой, бежевой, а чоха черного цвета считается более повседневной, этот костюм простой, шьется без вышивок.

    © Sputnik / Denis Aslanov

    Была и чоха с разрезанными рукавами - почему их так называли? Потому что их легко можно было завязать на запястье. Одновременно получался комфортный и изящный наряд.

    Чоха стала символом мужества, отваги. Каждый настоящий мужчина должен был носить чоху, однако в прошлом и по сей день чоха остается довольно дорогим удовольствием. Не все могли позволить себе надеть чоху, особенно крестьяне, они надевали только архалуки. Однако все мужчины старались иметь свою чоху. Далее так и случилось, практически в каждой семье, каждый мужчина имел чоху, для нуждающихся это было лишь выходным нарядом.

    Что касается папанаки, который был прикреплен к груди мужчины, то в основном он был распространен в Имерети и Самегрело. На папанаки семьи наносили семейные гербы, вышивали их. Когда какой-нибудь князь приходил в собор, на свадьбу или в гости, он обязательно надевал семейный герб. С помощью папанаки люди могли определить, к какой фамилии он принадлежал.

    Кстати, папанаки надевали и на голову. Остались старые фотографии, на которых видно, как мужчины носили папанаки на голове. Позднее и женщины начали надевать его на голову, но у женщин папанаки был более маленьким, мужской более широкий.

    В основном вышивками оформляли чоху князей. На вышивку чохи уходило много времени, месяц, может, и больше. Вышивали золотыми и шелковыми нитками. Сейчас все проще, есть устройства, специальные станки, с помощью которых мы вышиваем чоху.

    Простая или же крестьянская чоха была черной и его рукава складывались до локтей, чтобы костюм был более практичным.

    - У чохи очень красивый пояс, какое значение у него?

    — Что касается пояса, то его, безусловно, делали из кожи. Он имеет красивые детали, я имею в виду три эти подвязки с одной стороны и еще три с другой, по бокам.

    © Sputnik / Denis Aslanov

    Эти подвязки делают чоху более богатой. Такие же детали можно увидеть на сапогах, которые носили раньше грузинские мужчины. У них было два значения. Первое - это красота, а второе - практичность, чтобы сапоги не спадали вниз. Они держали сапоги.

    Что касается пояса, то есть такая версия, что во время охоты грузины вешали дичь прямо на поясе, который был оформлен специальными креплениями.

    - Почему вы решили заниматься именно чохами?

    — В моем случае профессия выбрала меня сама, досталась по наследству. Моя мама шила чохи. Помню, к нам приходили многие ансамбли, шили чохи, но так массово, как сейчас, люди не надевали национальный костюм. Клиентами моей мамы чаще были ансамбли. Сейчас, помимо ансамблей, приходят рядовые граждане и заказывают национальную грузинскую одежду. Мужчины начали надевать чоху. Правда, больше на свадьбы и религиозные праздники, но спрос большой.

    Многим нравится ходить в чохе в церковь, на дни рождения, очень любят встречать Новый Год в национальной одежде, фотографироваться и делать семейные альбомы. Чоха вновь становится популярной, и это очень радует.

    Какое-то время наша национальная одежде как будто была забыта обществом. А сегодня стала нужным костюмом для каждого настоящего мужчины.

    © Sputnik / Denis Aslanov

    - Как вы думаете, в чем причина?

    — Я думаю, это связано с ностальгией. Наверное, внутренне у грузин всегда было желание надеть национальный костюм, но понадобилось какое-то время, чтобы это желание превратилось в реальность. Кто-то надел, кому-то понравилось, потом все подхватили и пошло-поехало.

    Наверное, пошла какая-то мода, тенденция. Хотя, когда я говорю слово мода, у меня появляется страх, потому что мода - это понятие временное, но в случае чохи, думаю, так не произойдет. Это все-таки наше, национальное и любимое.

    Есть и иностранцы, которые обращаются к нам. Вот ко мне пришел турист из Австралии. Рассказал, что до этого у него не было никакой связи с Грузией, случайно приехал, узнал о Грузии, ее культуре, национальной одежде и влюбился. Мы сшили ему чоху. Высылали чоху и в США, и в Шотландию, и в Россию. Многие приходят. Житель Екатеринбурга купил у нас чоху, сказав, что хочет унести с собой что-то в память о Грузии и остановил свой выбор на чохе.

    - Нугзар, мы говорили о мужском костюме, что вам рассказывала мама о женских национальных костюмах?

    — Что касается женской одежды, то она более многообразная, чем мужская. Она была разной, одежда женщин каждого уголка различалась. Была аджарская, хевсурская, мтиульская, картлинская. Вот это платье больше носили на востоке, в Картли.

    © Sputnik / Denis Aslanov

    Однако оно было настолько красивым, что носили и в Имерети, и в Самегрело. На нашей модели торжественный наряд, надевали его на свадьбу.

    В Хевсурети женщины носили очень красивую и изящную одежду. Сами вышивали. Когда девочке исполнялось семь лет, она должна была иметь одежду с вышивками и разными орнаментами.

    Я вспомнил еще одну интересную историю, это шутка, конечно же. Пояс на женском платье называли языком невестки и свекрови. Шутили так раньше, гадали у кого он окажется длиннее (смеется). Это так в шутку.

    Чоха — это символ грузинского духа, силы, патриотизма. Когда я надеваю чоху, каждый раз меня переполняет чувство гордости. Чоха - это моральная стойкость, любовь, все те ценности, на которых Грузия стоит на протяжении веков.

    Грузинская национальная одежда

    Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое".

    Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю.

    Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас.

    1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

    2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.

    3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев.

    4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра.

    5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

    6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском .

    7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков.

    8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом .

    9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

    10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

    11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

    12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером.

    13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

    14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.

    15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками).

    16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)

    17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой

    18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца.

    19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.

    20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.

    21. Гурийско-аджарская мужская одежда чакура - Бархатная куртка украшена золотой крученой тесьмой и кантом. Ахалухи (сорочка) из атласа. Головной убор -папанаки-расшит золотом. Кушак узорчатый. Поверх кушака широкий кожаный пояс, за который затыкается огнестрельное и холодное оружие. На поясе также кожаный кошелек и кожаная пороховница. Брюки заправлены в кожаные сапоги.

    22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакура - Бархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги.

    23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

    24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.

    25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена).



    Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/moda/26301_gruzinskaya_nacionalnaya_odezhda

    26. Традиционная общегрузинская мужская одежда. Серая шерстяная чоха с закрытым воротником-стойкой, нагрудными карманами. Поверх носится кабалахи- деталь одежды из тонкой шерсти, расшитое или орнаментированное. Обычно носится на плечах, связывается тесьмой. Легко превращается в головной убор, защищающий всадника от ветра, холода и пыли.

    27. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец.

    28. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:))

    29. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.

    30. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.

    31. Чакура №4. Гурийско-аджарская мужская одежда. Отличается цветом и высотой сапог.

    по материалам Марии Эксер, (сценарист, живет в Тбилиси, работает на телевидении). Бонус: небольшое видео от грузинского ансамбля.

    Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

    Грузинский женский костюм отличается особой женственностью и грациозностью, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц были отделаны золотистой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Лиф плотно облегал. А неизменный атрибут – пояс выполнялся из бархата или шелка, концы вышивались золотом и легкими лентами ниспадали по всей длине юбки.

    На фото древних времен в Тбилиси радужных расцветок не рассмотришь. Но на самом деле они были разными. От скромных и вполне классических белого и черного, до ярких – синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин – катиби шилась из шелка или бархата. А подкладку из войлока утепляли стеганой ватой или мехом.

    Мужчины

    Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.


    Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

    Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

    На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

    Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

    Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

    Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

    Воинственный гордый народ был обязан носить при себе оружие дабы суметь в любой момент защитить честь и достоинство. Даже небогатые старались приобрести кинжал, который был гордостью грузина. Более знатные дворяне в особенных случаях надевали на пояс саблю и пистолет.

    Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

    Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

    В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

    • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
    • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
    • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
    • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
    • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
    • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.

    Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

    Одежда Грузии выглядит элегантно, подчеркивая широкие плечи грузинского мужчины. Интересен и рационален аджарский костюм. В нем нет лишних деталей, он не сковывает движений и очень практичен. Он состоит из рубахи, уникально скроенных штанов.

    Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

    Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

    Свадебный наряд

    Грузинская национальная одежда для торжества в мужском варианте представляет собой белую льняную рубашку, брюки и черкеску. На рубаху надевался расшитый золотом плащ. Штаны отшивались из кашемира или дубль-сатина. Черкеска делалась из приборного сукна или шерсти. Пояс украшался серебром и обязательным кольцом для кинжала. А рукоятка оружия была отделана под слоновую кость. Данный акцент подчеркивает особую мужественность грузина.

    Свадебный танец искусно подчеркивал тонкость линий фигуры невесты, оправдывая самую дорогую покупку. Ведь даже не богатые семьи старались выдавать замуж дочерей в сказочно красивых платьях.

    Обувь

    Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

    Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

    Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

    Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

    Национальные грузинские костюмы использовали в повседневной жизни жители страны до конца XIX - начала XX вв. Законодателями моды последние столетия были горожане Тбилиси.

    Традиционный мужской грузинский костюм состоял из нескольких элементов. Перанга - нижняя нательная рубашка, сшитая из ситца или шелка. Шендиши - нижние штаны и верхние широкие штаны - шарвали из черного или бордового сукна.

    Чоха - это верхняя одежда, прилегающая к талии, пошитая из шерстяной ткани, с широкими и длинными рукавами и полами до колен. Она носится поверх ахалохи. Эта одежда эффектно подчеркивает широкие мужские плечи и узкую талию. На талию надевался ремень с чеканкой, к которому подвешивался кинжал.

    Дворянство и княжество Грузии в качестве верхней одежды носили кабу, сшитую из плотного шелка. От чохи каба отличается отделкой из черного шелкового шнура, из которого выполнялись также пуговицы, для застежки на груди и запястьях. Парадная одежда дворянского сословия - куладжа - короткое верхнее платье из бархата ярких цветов, а иногда и обшитое галуном и опушенное натуральным ценным мехом. Обязательным дополнением к куладже является каракулевая папаха, кинжал или сабля.

    В холодные месяцы в городе носили курку - шубу, вышитую золотом или серебром, пабади - войлочную бурку, папаху - высокую и остроконечную из черной овчины или каракуля.

    Знатные семьи носили башмаки на высоком каблуке без задника - коши, мягкую обувь без каблука - мести и кожаные сапоги - цаги, расшитые даже драгоценными камнями. Крестьяне же обувались в каламани, а голень обматывали шерстяной тканью.

    Если костюм одежды не был дополнен кинжалом, то считался неполным.

    Национальный женский грузинский костюм.

    Очень красиво на стройных фигурах женщин смотрелось длинное платье - картули, с облегающим лифом и украшенное вышивкой бесером, жемчугом, тесьмой, а пояс был выполнен из бархата или шелка.

    Концы пояса ниспадали по подолу платья и были богато расшиты золотыми и шелковыми нитями.

    Лечаки - головной убор, состоящий из вуали, копи - тонкого валика из шелка или ваты, чихты - картонного ободка, обшитого бархатом. Сверху была накинута чадри или багдади - косынка.

    Женщины из знатных и обеспеченных семей шили платья из дорогих привозных шелковых тканей и атласа. Катиби - верхняя одежда из яркого бархата или шелка на меховом подкладе или простеганная на вате с шелковой подкладке.

    Коши - туфли на каблуке без задников, носила вся грузинская знать. Они были выполнены из бархата с загнутыми вверх носами, а небогатые женщины могли позволить себе только каламани - башмаки из грубой кожи.

    Модными, считались украшения из красного коралла, янтаря и прическа из волос, заплетенных в несколько кос и локонов, прикрывающих виски. Женщины любили румяна, красить брови в черный цвет, а ладони и ногти красили хной.

    Но не стоит забывать, что в каждом регионе Грузии есть свои особенности национального костюма. Очинные косматые папахи - головной убор горцев. Войлочные шапочки, плотно прилегающие к голове - характерны для Кахетии и Восточных регионов. В Западной Грузии головной убор мужчин - конусообразный башлык кабал ахи, а в Сванетии - круглые шапочки с короткими полями.

    Очень необычен и красив наряд хевсуров, напоминающий ковер с узором.

    Особенности грузинского костюма по каждому региону можно описывать очень долго, поэтому рекомендуем посетить краеведческие музеи и музеи истории и искусства на территории страны, чтобы у вас сложилось полное впечатление от увиденного в представленных экспозициях.

    div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-slide-bottom uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">

    Кавказский национальный костюм (как, в принципе, и любая национальная одежда) завораживает. Грузинское одеяние - не исключение! Поэтому когда увидела запись Марии Эксер* о традиционной грузинской одежде, не удержалась. Выкладываю ее здесь. Этим постом начинаю продолжаю публикации в рубрике "По заявкам". За прошедший год скопилось около 700 запросов-вопросов-просьб. Пора ответить каждому. Многих из вас интересуют вековые традиции грузинского национального костюма. Вы нередко видели чудесные костюмы - подлинные и стилизованные - на танцорах национального балета Сухишвили-Рамишвили, ансамбля Рустави, Эрисиони и многих других коллективов, а также в замечательных грузинских фильмах. Я не специалист кройки-шитья, вышивки, дизайна, и не являюсь профессиональным этнографом, однако предлагаю вашему вниманию работы студии "Самосели пирвели" -"Одеяние первое". Группа талантливейших художников воссоздала грузинское национальное платье, основываясь на драгоценных экспонатах грузинских музеев, архивов и частных коллекций. Воссоздала ab origine:) Эта одежда жива, уникальна, неповторима и дорога каждому, кто любит Грузию и остальной Кавказ. Эту одежду можно носить и сейчас. Чего себе и вам желаю. Обновлено 26/02/11 21:46: Работы грузинского ателье Самосели пирвели - Одеяние первое. Художники ателье работали с экспонатами музеев, частными коллекциями и воссоздали эти модели, которые можно носить и сейчас 1. Аджарское платье. Ручная вышивка на нагрудной вставке. Узорчатый кушак с кисточками.

    2. Мегрельское женское платье с бархатными разрезными рукавами и серебряными застежками.


    3. Месхское (месхетинское) женское платье из бархата персикового цвета с полосатыми манжетами, кружевной вставкой на груди. Серебряные височные украшения, ожерелье, серебряная застежка. Головной убор - мандили - из белых кружев

    4. Мохевское женское платье украшено золотой тесьмой и золотым шитьем. Закрытый ахалуки (сорочка) из шифона. Вязаный головной убор мандили. Пояс из серебра.

    5. Мохевское женское платье и чоха (верхняя одежда) с серебряными застежками и серебряным поясом. Головной убор мандили из белого гипюра.

    6. Осетинское женское платье с черным бархатным кантом. Длинный белый ахалухи (сорочка) с отложным воротником и золотым пояском.

    7. Тушинское женское платье. Женская чоха отороченная бархатом и расшитой нагрудной вставкой, серебряные застежки. Рукава украшены разноцветной тесьмой. Головной убор мандили черного цвета. Обувь - вязаные сапожки без каблуков

    8. Городское дворянское женское платье с расклешенными рукавами и бархатной накидкой, белым кушаком. Чихти - головной убор - расшит вручную золотом.

    9. Городское женское платье. Гипюровый ахалухи (сорочка) с отделкой из бархата. Накидка синего цвета с расклешенными разрезными рукавами расшита вручную. Кушак расшит гладью. Чихти - головной убор - расшит бисером. Киса - сумочка на поясе - из бархата, украшена вышивкой.

    10. Городское женское платье из бархата с вышивкой и пестрой подкладкой. Сумочка на поясе - киса- из бархата с вышивкой.

    11. Традиционное общегрузинское женское платье. Рукава с разрезами. Головной убор расшит жемчугом и гладью. Кушак с ручной вышивкой с традиционными грузинскими орнаментами. Серебряные украшения, серебряный пояс и застежки.

    12. Традиционное общегрузинское женское платье, нагрудная вставка украшена тесьмой. Накидка короткая с широкими разрезными рукавами. Головной убор - чихти-копи - сделан из бархата и расшит бисером.

    13. Традиционное общегрузинское женское платье. Платье расшито орнаментом и украшено тесьмой. Ахалухи (сорочка) с пуговицами. Головной убор - мандили - из газа, призван был покрывать голову и платье женщины, защищая от пыли и солнца.

    14. Традиционное общегрузинское платье. Бархатные вставки на груди и кушаке расшиты золотом. Головной убор чихти-копи из бархата и расшит золотом, крепится поверх короткой белой кружевной накидки-мандили.

    15. Дворянская мужская одежда из региона Картли и Кахети. Рукава разрезные. Ткань чоха расшита золотом. Ахалухи (сорочка) из белой ткани с воротником-стойкой. Серебряный пояс, кинжал. Сапоги кожаные типа мхедрули (военного образца, использовались также наездниками)

    16. Дворянское женское платье. Платье из шелка, на пуговицах, с воротником стойкой. Серебряный пояс. Нижняя юбка из шелка контрастного цвета (напоминает мне лично Викторианскую Англию)

    17. Дворянское женское платье. Шелковое или атласное платье с присборенными рукавами. Белая накидка с разрезными рукавами. Белый кушак с вышивкой

    18. Дворянская мужская одежда. Верх из красного бархата с разрезными рукавами. Украшен черным бархатным же кантом и золотой тесьмой. Левый рукав по традиции закреплялся на плече для удобства наездника. Ахалухи (сорочка) черного цвета из шелка с окантовкой. Пояс из серебра. Сапоги кожанные военного образца

    19. Мужская приталеная длинная чоха из региона Самегрело-Апхазети (Мегрелия и Абхазия), косые газыри. Бархатный кант. Ахалухи (сорочка) из шелка с высоким горлом. Папанаки - головной убор из расшитого бархата в помещении закреплялся на плече. Сапоги кожанные военного образца мхедрули.

    20. Мужское пальто зимнее из региона Тушети. Шерстяная чоха с каракулевым воротником-стойкой, двойным витым кантом и петлями для пуговиц из тесемок. Нижняя чоха из шерсти. Ахалухи (сорочка) из полотна или шелка с стоячим воротником. Серебряный пояс, кожаные сапоги.

    22. Еще одна гурийско-аджарская мужская одежда чакураБархатная куртка украшена тесьмой и вышивкой. Полотняный ахалухи (сорочка) с высоким воротником. Черные брюки. Узорчатый кушак. Серебряный пояс с оружием, кинжалом и патронницей. Кожаные сапоги

    23. Грузинское свадебное женское платье. Атласное платье с расшитой атласной вставкой на груди, с разрезными рукавами. Розовый бархатный кушак расшит жемчугом. Головной убор - мандили - из белого газа, из украшений жемчужная нитка обрамляющая лицо и ожерелье.

    24.Мужская свадебная одежда. Белый ахалухи (сорочка) с воротником стойкой из шелка. Белая чоха из тончайшей шерсти с атласной подкладкой. Серебряный пояс. Жених без оружия традиционно ведь ему танцевать с женщиной. Черные кожаные сапоги.

    25. Сванская женская одежда. Атласное платье с воротником стойкой и узорчатым кушаком. Чоха из шерсти с бархатными вставками на груди. Украшена серебряными украшениями и застежками. Головной убор - мандили. (прим: фотография крестьянского сванского платья увы, повреждена)

    28. Абхазское женское платье со шлейфом с серебряными застежками и поясом. Шифоновый ахалуки (сорочка) с воротником апаш. Голову покрывает мандили белого цвета и серебряный венец.

    29. Рачинское женское платье. Красная блуза с вырезом, через которую проглядывает узорчатый ахалуки (сорочка) рукава-фонарики, юбка с орнаментом из лоскутов и кантом. Верхняя одежда - безрукавка с сборками. Головной убор - белый мандили с красным кантом, на концах платка орнамент. Обувь - полусапожки из кожи или замши (очень напоминает современные угги:))

    30. Еще одно мохевское платье, на этот раз зимнее. Верх с вышивкой и тесьмами. Перчатки и платок на голове вязаные. Ахалуки (сорочка) с стоячим воротником. Пояс из черного бархата.

    31. Сванское платье № 2. Пестрое платье присборенное. Верх из красной шерсти с серебряными застежками, расшитой нагрудной вставкой, головной убор черного цвета вроде шапочки, поверх длинный традиционный головной убор мандили.