• Как поступить и где учиться на стюардессу — возможно ли получить работу без обучения? Профессия стюардесса Все про стюардесс.

    Звонок телефона ранним утром вызывает во мне один и тот же рефлекс: я вскакиваю с постели, собираю шишку и снимаю с вешалки форму. В следующую минуту так приятно осознать, что этот звук - не зов будильника. Какое счастье: сегодня у меня выходной, а значит, не нужно ехать среди ночи в аэропорт. Меня зовут... нет, не Жанна, но я действительно стюардесса очень известных в нашей стране авиалиний. Если более профессионально - бортпроводница.

    От шальной идеи до трапа самолета

    Идея носить форму представительниц самой романтичной профессии родилась случайно. И сразу же вдребезги разбилась о реалии распространенных стереотипов. Ведь легенда гласит, что красивых и молодых брать в бортпроводники нельзя. Но если ты юная, не глупая и обладаешь другими не подходящими качествами в резюме, то хотя бы должна быть дочкой Че Гевары, внучкой Аль Капоне или племянницей Кеннеди.

    К тому времени я, как многие другие, потеряла всякую надежду найти своему диплому дельное применение и решилась пойти на любые безумства. Даже пройти отбор в бортпроводники. Очень дождливым ноябрьским днем надела свой самый солидный костюм и направилась удовлетворять амбиции и заодно крушить мифы.

    Конкурсный отбор на бортпроводника проходит в два этапа. Первый - знакомство и проверка знаний по истории и географии, а также оценка общего кругозора. Вопросы могут быть совершенно разными. Как правило, их тематику определяет либо образование, либо сфера деятельности и интересов конкурсантки. Несмотря на то, что собственные ощущения и само мероприятие заставляют понервничать, обстановка на собеседовании очень дружелюбная. Все стараются шутить и говорить с тобой на одном языке. Поэтому напряжение перед приемной комиссией проходит секунд через 10.

    Второй этап - знание языков. Вероятность того, что надо будет рассказать о себе, - на уровне «однозначно придется, но это уж каждый может», плюс еще несколько вопросов на самые разные темы и пара фраз на перевод. Если ты вдруг владеешь еще мексиканским, эльфийским или китайским - такие знания тоже приветствуются. Но здесь поверят на слово. Поэтому проверять знания не станут. Однако вдруг попадется пассажир-эльф - такую вероятность лучше учесть заранее, если решите приврать про то, что вы полиглот.

    По итогам конкурса отобрали 60 девушек - достаточно много из общего количества претенденток. В их число входила и я, не имевшая никаких связей, но продемонстрировавшая очень серьезные намерения и дикую страсть к авантюрам, то есть к обучению.

    Вопреки распространенному мнению, пройти отбор - далеко не самое сложное на пути в небо. Самое интересное начинается сразу после него. Максимально «трэшевый» этап обучения - «первоначалка», как ее называем мы с коллегами. В этот период нужно выучивать наизусть огромные объемы материала в рекордно короткие сроки. Разумеется, для многих это казалось невозможным. Но система преподавания в учебно-тренировочном центре авиакомпании построена совсем непривычным для нас образом. Учителя вплоть до экзамена не требуют от тебя демонстрировать сверхспособности. На каждом опросе они направляют и помогают ориентироваться в предмете, ведь столкнуться с авиацией - это как встать на скейтборд в 42 года. Чтобы новичок не расшиб лоб на первом повороте, его страхуют каждую минуту. В итоге на экзамене ты неожиданно для себя выдаешь результат если не 100, то минимум 99 процентов.

    Трудоемкий и очень нервный процесс обучения занимает три месяца. Еще месяц или два занимает так называемый ввод бортпроводника в строй - получение всех документов, дающих право на полеты. И вот ты настоящая стюардесса в очень красивой и неудобной форме, все вокруг провожают тебя завистливыми взглядами и постоянно спрашивают: «Билет есть? А подешевле можешь?». Кстати, нет. Не могу.

    То, что все называют «утром»...

    Утро бортпроводника - это всегда разное время суток. Иногда и вовсе глубокая ночь. И начинается оно, как правило, тоже по-разному. На рейс мы приходим за два часа до вылета. Например, если ранний вылет в 7 утра, то быть на работе нужно в 5. А если рейс выполняется в 12 ночи, тогда такое понятие вообще стирается за ненадобностью, даже если удалось поспать перед вылетом.

    Самое первое, что я делаю после отключения будильника, - заказываю такси. Что бы ни случилось, главное - не опоздать на рейс. Ты можешь завтракать в пути или не поесть вовсе, красить ресницы на светофоре и даже собирать чемодан в пробке, но опаздывать однозначно нельзя.

    В выходные дни максимум, что я делаю из области мейкапа, - крашу ресницы, и то в редких случаях. Макияж для меня дело утомительное, и поэтому каждый раз перед подготовкой к рейсу представляю себя бьютиблогером - так становится легче орудовать в мире хайлайтеров, кушонов и праймеров.

    Волосы в стандартную рабочую «шишку», кажется, уже собираются самостоятельно, потому что основную часть жизни они намертво заколоты шпильками. Композиция не имеет значения, все зависит от концентрации лени в крови автора и творческого полета мысли. Главное - аккуратно собранная прическа. Ведь, что бы там ты спросонья ни сотворила со своей внешностью, для пассажиров ты все равно будешь злой взрослой теткой. Проверено.

    На брифинге бортпроводник-бригадир дает полную информацию о рейсе и его особенностях, проверяет знания коллег по аварийно-спасательному оборудованию и процедурам. Затем мы заходим на самолет и готовимся к встрече пассажиров. Проверяем санитарное состояние борта, исправность аварийно-спасательного оборудования.

    Ну и весь полет идет работа с пассажирами. Самая веселая часть нашей профессии. Люди встречаются настолько полярные, что впору писать книгу. Успех рейса зависит и от нас с коллегами, и от пассажиров. Конечно, в основном это очень открытые и приветливые люди. В этом случае энергетику подхватывает весь салон, и полет проходит на позитивной волне. Но иногда пассажиры заходят на борт уставшие, даже агрессивные, в этом случае искры летят при каждой попытке контакта. Тут уж как вежливо не общайся, ощущение останется негативное.

    Надо ли говорить, что разные рейсы влияют на нас по-разному. Иногда ты гиперактивен после долгого полета, едешь крутить педали с друзьями или на шашлыки за город. А бывает, что буквально «выжатый лимон». Однажды, сидя после рейса в номере отеля с коллегой, я решила рассказать ей что-то, произнесла «Короче!» и...заснула. Это было самое короткое повествование в моей жизни.

    Такая же работа, как у всех

    Первое время факт твоей деятельности интересен не только тебе, но и всему окружению. Издержки обычной жизни бортпроводника - просьбы типа «Станцуй макарену». Перевожу: так они хотят посмотреть на демонстрацию аварийных выходов, тот самый момент, где ты жестикулируешь в направлении дверей.

    Справедливости ради надо сказать, что этот момент любят и пассажиры. Когда ты стоишь посреди самолета и демонстрируешь, где дергать жилет, чтобы он превратился в спасательный, почему-то большинство расплывается в ироничной улыбке. Первое время я думала, что забыла снять пижаму или накрасила помаду мимо губ. Но иногда веселье оправдано. Однажды я испачкала пальцы краской от свежих газет во время подготовки печатной прессы для пассажиров и, не заметив, что они черные, провела рукой под носом. Краска отпечаталась точно как усики небезызвестной исторической личности. И когда я подняла руку вперед, показывая на табличку «Exit», то недоумевала, отчего же все бьются в конвульсиях от смеха.

    Друзья бортпроводников - настоящие авиационные параноики высшей категории. Поэтому они самые прилежные пассажиры. Оказываясь на борту, просто убивают укоризненным взглядом каждого, кто не выключил мобильный на время взлета или пошел в уборную, пока горит табло «пристегнуть ремни». Поэтому, уважаемые читатели, если у вас нет в друзьях бортпроводника, воспользуйтесь моим дружеским советом: выполняйте просьбы экипажа. А если после мягкой посадки очень захотелось рукоплескать пилотам - не сдерживайте эмоции, не обращайте внимания на звуконепроницаемые двери, мы им все обязательно передадим. Желаем вам приятного полета!

    Со стороны профессия стюардессы кажется довольно легкой и весьма романтичной: полеты, прекрасные виды из иллюминаторов, новые места и люди и т.д. На самом деле работа бортпроводника (именно так официально называется профессия) довольно ответственна.

    • Во-первых, все время полета (а они бывают и довольно длительными) надо проводить на ногах.
    • Во-вторых, постоянные смены часовых поясов и климатических зон, шум, вибрация, перепады давления пользы здоровью точно не приносят.
    • В-третьих, стюардесса занимается обслуживанием большого количества пассажиров, поэтому ей приходится быть внимательной, заботливой и корректной все время в пути. Здесь, не побоимся этого слова, нужен талант.

    И все-таки, романтика в профессии есть — полеты, новые места и интересные люди, которых в самолете встретить можно достаточно часто.

    Места работы

    Должности стюардесс есть во всех авиакомпаниях.

    История профессии

    Зарплата стюардессы

    Конечно, то сколько получают стюардессы зависит от категории, стажа и авиакомпании. Также это зависит от направления выполняемых рейсов. Зарплата стюардессы может составлять от 20 000 до 150 000 рублей в месяц. Разумеется, высокие доходы встречаются у представителей данной профессии редко, да и требования к работникам в этом случае предъявляются повышенные.

    Средняя зарплата стюардессы составляет около 48 000 рублей в месяц и существенно превышает общероссийский уровень.

    В принципе, такой профессии, как стюардесса, не существует. Правильное название ее - бортпроводник. Какие еще секреты скрывает этот вид деятельности, кто может претендовать на занятие вакансии, и какие требования выдвигают авиакомпании, сейчас постараемся разобраться.

    Требования к будущим стюардессам

    В профессии стюардессы есть определенные тонкости - требования к претендентам. Основные качества стюардессы должны включать:

    • знание иностранных языков;
    • коммуникабельность, с людьми;
    • дипломатичность;
    • толерантность;
    • адекватность;
    • сообразительность и находчивость (умение находить быстрый и разумный выход из различный ситуаций).

    Все умения претендентов и наличие тех или иных качеств проверяет специально созданная комиссия.

    Внешность будущей стюардессы также имеет значение - она всегда должна выглядеть ухожено и опрятно. Вес бортпроводника должен быть нормальным (в прямом смысле этого слова), а рост стюардессы - достаточным, чтобы при необходимости достать багаж для пассажиров низкого роста (детей, людей преклонного возраста).

    Как стать стюардессой

    Пополнять ряды стюардесс можно двумя способами.

    Первый шаг на пути к небу включает такие этапы:

    1. Собеседование. Получение положительного результата и одобрение вашей кандидатуры руководством конкретной авиакомпании.
    2. Обучение. Компания, нуждающаяся в бортпроводнике, отправляет одобренную кандидатуру на обучение - специальные курсы стюардесс. Обучение проходит в группе, состоящей из 15-20 человек. Длительность процесса занимает не более 2-3 месяцев. Учебный день начинается утром и заканчивается во второй половине дня. Обучающие курсы включают теоретическую и практическую части.
    3. Практика. Осуществление полетов в качестве стажера. По окончании стажировки сдается специальный экзамен (полет с инструктором) и выдается преддопуск к самостоятельным полетам.
    4. Получение полного допуска - прохождение еще одной проверки с инструктором.
    5. Прохождение врачебно-летной экспертной комиссии.
    6. Трудоустройство в авиакомпании.

    Второй способ содержит следующие действия:

    1. Курсы стюардесс. Продолжительность обучения составляет около 2 месяцев. Оплачивает курсы желающий стать бортпроводником, а не авиакомпания, как в предыдущем варианте. Обучение включает только теорию, никаких практических занятий не предусматривается в принципе. Уроки проходят в вечернее время суток ежедневно.
    2. Прохождение медицинской комиссии.
    3. Поиск работы.

    Учиться на стюардессу может каждый желающий, но вот трудоустройство получит далеко не каждый. Это и является главным недостатком второго способа. Да и практические навыки, даже самые элементарные, самостоятельным обучением не предусмотрены.

    Собеседование: к чему готовиться

    На собеседовании вопросы могут задаваться самые неожиданные и непредсказуемые. Могут поинтересоваться размером одежды, пропиской, увлечениями. Имеют место и вовсе обескураживающие вопросы: считаете ли вы себя настолько красивой, чтобы здесь работать? Как отреагируете, если пассажир признается вам в любви или обзовет дурой? Что предпримите, если нечаянно разольете на пассажира-мужчину сок и попадете на самое интимное место?

    Вам сообщат, что работа стюардессой подразумевает ненормированный рабочий день и может спровоцировать ряд (варикоз, хроническая усталость), предупреждают о возможных нештатных ситуациях на борту (драках, угрозах и т. д.).

    Работа в небе: преимущества и недостатки

    К преимуществам профессии стюардессой можно отнести:

    • возможность максимально эффективно сочетать работу и отдых благодаря гибкому графику трудовой деятельности;
    • бесплатные путешествия, посещения различных стран мира;
    • знакомство с интересными людьми, представителями различных национальностей и статусов;
    • работа стюардессой существенно расширяет и меняет в мировоззрение;
    • наличие сервисного билета - дает возможность оплачивать стоимость перелета в качестве пассажира только 10% от общей стоимости билета, а один раз в год и вовсе перелет оплачивает авиакомпания;
    • возможность дополнительного дохода от реализации товаров Duty Free (при этом стоимость товаров такая же, как и в аэропортах, а бортпроводнику достается определенный процент от продаж);
    • получение «чаевых» за предоставление дополнительных услуг (перевод пассажира из класса эконом в бизнес-класс, продажу спиртных напитков, разрешение покурить на кухне и т. д.).

    Что же касается издержек профессии, их гораздо меньше, но они ощутимее. Так, главным недостатком работы стюардессой являются чрезмерные нагрузки на здоровье человека. Во время взлетов и посадок сильно колеблется давление. Также на здоровье представительниц прекрасного пола отражается и хождение в обуви на высоких каблуках - это приводит к такому заболеванию, как варикозное расширение вен.

    Обязанности стюардесс

    Основная обязанность стюардессы - высококачественное обслуживание пассажиров, которые находятся на борту самолета. Одновременно с этим бортпроводники должны контролировать соблюдение этими же пассажирами они несут ответственность за безопасность людей на протяжении всего перелета, а при возникновении чрезвычайной ситуации обязаны оказать первую помощь.

    Бортроводник - это кто открывает и закрывает двери самолета, встречает пассажиров, проверяет посадочные билеты и беспокоится за сохранность багажа.

    Предварительно, еще до полета, стюардесса должна проверить наличие и укомплектованность аптечки, исправность огнетушителей, и другого аварийно-спасательного оборудования, а также убедиться, что еда, напитки, одеяла и т. д. присутствуют на борту в необходимом количестве.

    Стюардесса объясняет пассажирам, как вести себя в случае возникновения чрезвычайной ситуации, какое аварийное оборудование использовать, и как именно это делать. Во время полета бортпроводник предлагает пассажирам различные напитки и продукты питания, продает печатные издания (газеты, журналы).

    Профпригодность

    После того как преграда под названием «курсы стюардессы» преодолена, а работа у вас уже «в кармане», можно немного расслабиться. В последующем профессионализм необходимо систематически подтверждать. Для этого компании где-то раз в 6 месяцев устраивают для штата экзамены.

    Также существует такое понятие, как курсы повышения квалификации. На них должен побывать каждый бортпроводник раз в 24 месяца.

    От чего зависит заработная плата стюардессы

    Размер и калькуляция зарплаты бортпроводника различны и зависят от ряда факторов. Зарплата стюардессы определяется следующими критериями:

    • страна трудоустройства;
    • состояние и уровень развития индустриальной отрасли;
    • масштабы и степень авторитетности авиакомпании;
    • социальная политика компании относительно штата;
    • вид полетов и особенности маршрута;
    • наличие определенного образования;
    • наличие навыков и опыта работы бортпроводником.

    Зарплата бортпроводника в России

    В рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.

    Ежемесячная зарплата стюардессы, которая только начала познавать азы романтической профессии, как правило, колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. Постепенно, в зависимости от качества трудовой деятельности, приобретенных навыков и опыта размер заработной платы увеличивается и может достигать 50-60 тысяч. Труд высококвалифицированных сотрудников авиакомпании оценивается от 80 до 100 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, за добросовестное и качественное выполнение работы предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки к основной зарплате.

    В зависимости от общего количества часов, проведенных в полете и полученных на этом основании знаний, навыков и опыта, сотруднику присваивается определенный ранг.

    1 ранг - бортпроводник 3-го класса.

    2 ранг - бортпроводник 2-го класса (присваивается после 2000 часов полета и прохождения определенной проверки знаний).

    3 ранг - бортпроводник 1-го класса (после 3000 часов полета и сдачи экзамена).

    4 ранг - инструктор.

    5 ранг - начальник службы.

    Средняя (по итогам февраля 2014 года), которую получают стюардессы России, составляет 54 тысячи рублей. Причем имеет место видимая тенденция роста данного показателя. Так, уже в марте того же года средняя заработная плата бортпроводника возросла на 5 тысяч рублей и остановилась на уровне 59 тысяч рублей ежемесячно. Если рассматривать средний показатель зарплаты по географическому признаку, то лидирует Москва и Московская область. Стюардесса в Москве зарабатывает 64 тысячи рублей.

    Не исключена возможность дополнительного заработка. Сопровождение чартерных коммерческих рейсов - ощутимая надбавка к зарплате!

    Сколько зарабатывают стюардессы за границей

    Размер зарплаты бортпроводника за рубежом, как и в России, может значительно варьироваться в зависимости от определяющих факторов (рассматривались выше). Если брать новичков профессии, то оплата их труда составляет около 1,5-2 тысяч долларов, а профессионалы «небесного дела» получают 7-8 тысяч долларов.

    Тарификация заработной платы зависит от часов, проведенных в полете. Средний показатель оплаты одного часа полета может составлять от 20 до 60 долларов.

    Исходя из статистических данных, которые предоставляет Трудовое бюро США, средняя ежемесячная заработная плата сотрудника авиакомпании профессии бортпроводник равняется 3,5 тысячи американских долларов. Практически на таком же уровне находятся зарплаты бортпроводников и Великобритании, Австралии. Там работа стюардессы оценивается в 4 тысячи долларов в месяц.

    Сколько зарабатывают стюардессыв крупнейших коммерческих и авторитетных частных авиакомпаниях? Здесь показатели оплаты труда бортпроводников самые высокие - достигают 10 тысяч американских долларов. К таким компаниям относятся US Airways, Southwest Airlines.

    «В джазе только девушки», или Может ли быть бортпроводником мужчина

    Бортпроводник - профессия, не выдвигающая каких-либо определенных требований, касающихся гендерного вопроса. Бортпроводником могут быть как представительницы прекрасного пола, так и мужчины. Как показывает практика, женщин-стюардесс заметно больше - так всегда было, есть и будет! Однако бывают такие ситуации, когда в рейс берут исключительно мужчин-стюардов. Так, если заказан самолет для перелета футбольной компании, то на борт в качестве проводника возьмут мужчину.

    Небесный ангел или земной человек?

    Работа стюардессой считается непростой, но, несмотря на это, востребованность ее не падает. Более того, профессия бортпроводника является конкурентным видом деятельности. При объявлении конкурса на одно вакантное место стюардессы в первые два часа авиакомпания-работодатель получает около 13 резюме.

    Чем же можно объяснить такой ажиотаж, чем профессия так привлекательна для претендентов?

    Во-первых, это гибкий и продолжительный отпуск. Во-вторых, работа стюардессой - это прекрасная возможность увидеть мир (причем бесплатно!) и совершать шоппинг-прогулки в разных странах.

    Скажите, хоть одна другая земная профессия дает такие возможности человеку?!

    Воплощать идеал женской красоты, проявлять благородство и заботу и при этом каждый день видеть новые города. Мечтаешь о такой жизни? Поступай в стюардессы!

    Несмотря на романтический ореол, работа бортпроводницы требует серьезного подхода, быстрой реакции и стрессоустойчивости, без которых будет сложно успокоить недовольных обслуживанием или просто взволнованных перелетом пассажиров. Впечатлительная и нервная девушка вряд ли сможет поддерживать правильный психологический климат в салоне на протяжении полета. А ведь главная задача стюардессы – создать пассажирам максимально комфортные условия и обеспечить их безопасность.

    Если ты готова взвалить на свои хрупкие плечи эти хлопоты, то первым делом тебе нужно позвонить в понравившуюся авиакомпанию и узнать, где и когда можно записаться на курсы стюардесс. Авиакомпанию постарайся выбрать как можно более известную, поскольку далеко не все могут позволить себе подготовку кадров за свой счет. А в перспективе престиж авиакомпании будет положительно сказываться на твоей заработной плате.

    Школы стюардесс есть по всей России, самая крупная работает при московском Шереметьево. Чтобы поступить, нужно пройти конкурсный отбор, первый этап которого – собеседование. Важным критерием является внешность. От стюардесс не требуют ослепительной красоты – достаточно иметь приятное и миловидное лицо. А вот рост, вес и возраст кандидатки должны соответствовать куда более строгим условиям. Необходимо быть не моложе 18 и не старше 30 лет (хотя иногда работодатель устанавливает более низкую возрастную планку – 25 лет), иметь вес от 54 до 65 кг. Девушки с низким весом считаются слишком «легкими» для полета, а барышни тяжелее 65 кг, а также те, чей размер одежды превышает 46-й, считаются склонными к полноте и к обучению не допускаются. Считается, что полнота может быть признаком каких-либо проблем со здоровьем, которые недопустимы для бортпроводника. Кроме того, это вызвано требованиями экономии места, ведь просторными проходы в салоне и кухню в самолете назвать сложно.

    Рост абитуриенток должен быть 164–175 см, поскольку стюардесса должна без проблем дотягиваться до верхней полки. На лице и других видимых участках тела не должно быть татуировок, крупных родинок, шрамов и других физических дефектов. Никакого пирсинга, экстремального цвета волос и перманентного макияжа. Все чаще авиакомпании подбирают стюардесс по определенному типу внешности, в том числе и цвету волос.

    Бортпроводница

    На собеседовании не забудь как можно более полно рассказать о своем образовании. Солидные работодатели предпочитают девушек с высшим профессиональным образованием, особенно медицинским, психологическим или управленческим. Знание иностранного языка на разговорном уровне (а лучше двух) тоже играет значительную роль. Желательно предварительно окончить курсы, выдающие диплом государственного образца, но аттестата средней школы с углубленным изучением английского будет достаточно. Чтобы проверить твое знание языка, тебе предложат сделать перевод и пройти грамматический тест.

    Следующий этап – медицинская комиссия. Именно на нем отсеивается более двух третей конкурсанток. Отменное здоровье для стюардессы не прихоть, а необходимость. Резкие перепады давления, высота, быстрая смена часовых поясов и климатических зон не должны провоцировать рецидив или обострение каких-либо заболеваний. Тебе придется пройти множество осмотров и сдать анализы. Проверять будут не только слух, зрение и состояние других жизненно важных органов. Предстоит сложное испытание на устойчивость к турбулентности и умение крепко держаться на ногах. В частности, тебя посадят в специальное вращающееся кресло, будут раскручивать в течение нескольких минут, а потом предложат пройти по прямой линии и не оступиться. Если ты успешно пройдешь медкомиссию, тебе выдадут справку ВЛЭК (врачебно-летной экспертной комиссии), которая действует в течение года. Эта справка будет твоим медицинским допуском к полетам.

    Заключительный этап конкурсного отбора – общение с психологом. Он проведет тестирование и предложит сыграть в ролевую игру под названием «экипаж космического корабля», в частности, разыграет возможные критические ситуации на борту. Это делается с целью выяснения эмоциональной пригодности, стрессоустойчивости и составления психологической характеристики личности будущего сотрудника.

    Стюардесса

    Теперь, когда большинство трудностей позади, поздравляем – тебя приняли! Учеба будет длиться примерно два-три месяца. Если школа находится в другом городе, то авиакомпания возьмет расходы по проживанию на себя. По прибытии в школу будут сформированы учебные группы по 10–15 человек в каждой. Стандартный курс обучения включает изучение типов самолетов, оказание медицинской помощи, обеспечение безопасности полетов, страноведение (куда входит изучение культуры, обычаев и политики иностранных государств). Будут проводиться практические занятия по правильному поведению в чрезвычайных ситуациях – на них ты научишься грамотно проводить посадку на воду («водным объектом» будет служить бассейн), эксплуатировать надувные лодки и трап при экстренном приземлении. Тебе расскажут, как за 30 секунд обеспечить всех пассажиров спасательными жилетами, а за 90 – эвакуировать всех из салона при пожаре. Относительно недавно в подобных учебных заведениях начали обучать навыкам дефиле и правильно накладывать макияж.

    Перед выпуском тебя ждет экзамен на знание пройденного материала. Насколько успешно ты училась, будут определять с помощью теста, результаты которого, как и в обычной школе, оцениваются по пятибалльной шкале. Для получения свидетельства о прохождении курсов нужно сдать его на «четыре» или «пять» и отлетать 30 учебных часов под руководством опытного инструктора. К свидетельству прилагается сертификат, удостоверяющий квалификацию бортпроводника третьего класса. После этого авиакомпания предложит тебе пополнить стройные ряды «небесных ласточек» – подписать трудовой договор и получить допуск к полетам.

    Подписав контракт, ты станешь лицом авиакомпании – обаятельной «небесной» девушкой, которая сегодня видит Эйфелеву башню, а завтра гуляет по узким улочкам Венеции. Тебя ждут полеты не только во сне, но и наяву, а также возможность увидеть весь мир своими глазами.

    Сейчас ни одно путешествие на самолете не обходится без стюардесс или стюардов, а когда-то их функции выполнял второй пилот. Что, безусловно, было не очень безопасно, так как у него были еще и свои обязанности. Мир перевернулся в 1928 году, когда в экипажи немецких пассажирских самолетов стали включать третьего члена - стюарда.

    Факт 2

    Первыми стюардами были мужчины, но в 1930 году американская медсестра Эллен Черч изменила эту традицию. Она выучилась управлению самолетом, а затем предложила свои услуги авиакомпании Boeing Air Transit. Перевозчики подумали: «А почему бы и нет?», ведь это отличный рекламный ход: раз молодые хрупкие девушки не боятся все время летать на самолете, значит, это совершенно безопасно и для других пассажиров.

    К тому же девушки весили существенно меньше мужчин, а в то время каждый лишний килограмм имел значение для сохранения устойчивости самолета. Так 15 мая 1930 года Эллен Черч, первая стюардесса в истории человечества, совершила свой первый рабочий перелет - Шайенн.

    Факт 3

    Вообще, по требованиям того времени кандидатка должна была быть не старше 25 лет, не тяжелее 52 кг, не выше 160 см и не замужем. К тому же она должна была закончить курсы медсестер. За свою работу они получали 125 $ в месяц.

    Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам свои требования, однако существуют и общие правила. Потенциальная бортпроводница должна обладать приятной внешностью, плавной речью без дефектов и крепким здоровьем. Ее рост может находиться в пределах от 160 до 175 см, а вес должен соответствовать росту по медицинским нормам.

    Возраст принимаемых стажеров варьируется от 18 до 29 лет, вообще же работать стюардессой можно где-то до 45 (при сохранении всех вышеуказанных условий). Иметь диплом медсестры вовсе не обязательно: всему необходимому - от открывания двери самолета до принятия родов - учат на специальных курсах.

    Факт 4

    Несмотря на то что средний возраст выхода стюардессы «на пенсию» составляет 45 лет, Ирис Петерсон умудрилась прослужить в United Airlines до 85. Ее рабочий стаж составил ровно 60 лет. К тому же именно она и ее коллеги добились того, что в 1968 году стюардессы получили право быть замужними.

    Факт 5

    Хотя стюардессы вовсе и не обязаны уметь управлять самолетом, иногда этот навык оказывается крайне полезным. Так, например, в 2008 году одна из бортпроводниц, имеющая лицензию на управление коммерческим самолетом, помогла посадить лайнер компании Air Canada вместо второго пилота, у которого над Атлантикой случился нервный срыв.

    Факт 6

    Вообще, готовность к непредвиденным ситуациям - одна из обязанностей стюардесс. Так, например, они могут связать неадекватного пассажира пломбой (так на профессиональном жаргоне работников воздушного транспорта называется рейка на тележке) или даже ударить, чтобы на время его отключить. А еще на каждом рейсе придумывают специальное кодовое слово, известное только экипажу, чтобы в случае захвата воздушного судна или аварии можно было незаметно оповестить об этом капитана.

    Факт 7

    Быть стюардессой порой очень приятно и выгодно. Бортпроводникам полагается большой отпуск - порой до 70 дней, бесплатный перелет в любую точку мира раз в год и существенная скидка на остальные билеты для себя и членов семьи. Также стюардессы вполне официально могут подрабатывать прямо на рейсе, предлагая пассажирам товары из Duty Free и получая проценты от их продажи. Однако в этой профессии не обошлось и без трудностей: отсутствие четко закрепленных выходных, возникновение хронических заболеваний, стрессовые ситуации и т. д.

    Факт 8

    Еще один плюс работы стюардессой - возможность найти себе достойного мужа. Так, именно на борту самолета русская бортпроводница Ирина Маландина встретила своего будущего мужа Романа Абрамовича, а голландская стюардесса Аннита ван Лерсел - Пола Китинга, премьер-министра .

    Факт 9

    Профессия стюардессы позволяет не только выйти замуж за премьер-министра, но и стать им самой. Предыдущий премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир попала в политику благодаря тому, что, работая стюардессой на исландских авиалиниях, очень активно занималась профсоюзным движением.

    Факт 10

    Ну а самой неординарной стюардессой нашего времени стал миллиардер Ричард Брэнсон. Основателю корпорации Virgin после проигрыша пари Тони Фернандесу, владельцу AirAsia, пришлось отработать в качестве бортпроводника 13-часовой перелет из в Куала-Лумпур. Надо сказать, к перевоплощению он подошел со всей серьезностью.

    Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com