• Консультация для воспитателей формирование основ безопасности дошкольников. Консультация для воспитателей "организация работы с детьми по обж"

    Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

    Для решения этих задач необходимо:

    Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

    Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

    Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

    Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

    Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

    I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

    II раздел. Ребёнок и природа.

    III раздел. Ребёнок дома.

    IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

    V раздел. Ребёнок на улицах города.

    1. «Ребенок и другие люди» , в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

    2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

    3. «Ребенок дома» – пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

    Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

    Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож);

    Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

    4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» – изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

    Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

    5. «Ребенок на улице» – правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

    По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии.

    По данному направлению, необходимо уделять внимание в работе с детьми начиная с младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер. Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

    С родителями, предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера — развлечений и выставок художественно — продуктивной деятельности детей и взрослых.

    Например: памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

    буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

    консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «шалость детей с огнем» и т.д.

    Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году необходимо проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по ее результатам, планируется дальнейшая индивидуальная работа.

    Используйте самые различные методические приемы:

    1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

    2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

    Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

    3. Обращайте внимание на иллюстрации.

    У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

    По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

    4.Задавайте вопросы.

    Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

    Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное — не отойти от темы).

    Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

    5.Прогулка.

    Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

    6. Игра — очень важный момент в жизни маленьких детей.

    Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

    Можно использовать такие дидактически игры:

    «Кто из этих людей твои родственники»,

    «Кто лишний»,

    «Как можно закончить предложение»,

    «Угадай по признаку» и др.

    Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его — спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

    Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

    Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

    Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

    Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

    Беседы,

    Эксперименты,

    Тренинги,

    Наглядность,

    Сюжеты из жизни,

    Художественные произведения,

    Игры,

    Рисование на различные темы.

    Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

    Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

    воспитатель МБДОУ д/с №71, г.Белгород, Россия.

    Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

    Подготовила Козлова С.М.

    «Самое дорогое у человека- это жизнь»

    Н. А. Островский.

    Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

    Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

    При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

    Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

    Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

    Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

    Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

    Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

    Воспитание грамотного участника дорожного движения;

    Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

    Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

    Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

    Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

    Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

    Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

    Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

    Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

    Этапы реализации данных задач :

    1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

    2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

    3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

    Формы организации учебно - воспитательного процесса:

    Занятия;

    Заучивание стихотворений;

    Сбор фотоматериалов;

    Игры - занятия;

    Заучивание правил безопасного поведения;

    Беседы;

    Дидактические игры;

    Подвижные игры;

    Чтение художественной литературы;

    Рассматривание иллюстраций по теме;

    Наблюдения;

    Экскурсии;

    Театрализованные представления;

    Сюжетно - ролевые игры;

    Игры - тренинги;

    Просмотр мультфильмов;

    Трудовая деятельность;

    Продуктивная деятельность;

    Отгадывание загадок;

    Развлечения;

    Досуги;

    Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

    Встреча с интересными людьми;

    Участие в различных конкурсах;

    Личный пример взрослых.

    Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в - третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

    Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

    Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:

    1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

    Щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

    Создание площадки ПДД на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

    2. Игротека, которая содержит:

    Дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый - лишний», «Так - не так» и др. ;

    Настольно - печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо - плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

    3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

    Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

    В. Житков «Пожар», «В дыму»;

    С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

    Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

    К. Зайцева «Уроки Айболита»;

    Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

    Ю. Соколова «Правила безопасности»;

    И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

    Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

    Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

    А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

    И. А. Яворская «Дети и дорога»;

    И. Лешкевич «Светофор»;

    Н. Носов «Автомобиль»;

    Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

    А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

    Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

    А. Дмоховский «Чудесный островок»;

    В. Семернин «Запрещается - разрешается»;

    А. Северный «Три чудесных цвета».

    Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

    Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

    В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, наглядно- информационное направление: организация Дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

    Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

    1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

    2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

    3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

    Одним из актуальных вопросов в настоящее время выступает проблема безопасности. Она продиктована социально-экономической и криминальной обстановкой в стране. Вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. возможности уберечься в разных жизненных ситуациях.

    Задача взрослых (родителей и педагогов) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

    Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выработать практические умения и навыки поведения в играх, в быту, обучить правильным действиям.

    Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

    Основная общеобразовательная программа нашего детского сада в соответствии с ФГТ обязывает нас реализовывать в своей работе содержание образовательной области «Безопасность». Эта область предполагает достижение цели - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). А так же решение следующих задач :

      Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

      Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

      Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

      Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

    Помимо специфических задач данной области, предусматривает решение коррекционных задач:

      Расширение кругозора;

      Развитие коммуникативной функции речи .

    Задачи каждой возрастной группы прописаны в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а более подробно они сформулированы в книге «Основы безопасности дошкольников» В.А.Ананьева.

    Для того чтобы достичь цели и решить задачи образовательной области «Безопасность» необходимо учитывать особенности в развитии наших детей:

    недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная продуктивность запоминания, отставание в развитии наглядно-образной формы мышления (ОНР, ЗПР), как следствие

    дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, у них нарушен самоконтроль. Всё это может быть причиной неправильных, необдуманных действий детей и привести к опасным жизненным ситуациям.

    Давайте рассмотрим, какие разделы образовательной области «Безопасность» мы будем реализовывать в работе с детьми.

    Это:

      Ребёнок и другие люди;

      Ребёнок и природа;

      Ребёнок дома;

      Ребёнок на улице.

    Что же является основным содержанием этих разделов?

    В разделе «Ребёнок и другие люди» мы будем говорить с детьми об опасности контактов с незнакомыми людьми, о том что нужно делать, если в дом пришёл «чужой», о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях людей.

    В разделе «Ребёнок и природа» - о ядовитых растениях, контактах с животными, загрязнении окружающей среды, о том, что в природе всё взаимосвязано.

    В разделе «Ребёнок дома» - об умение обращаться с электроприборами, острыми, пожароопасными предметами, о таких источниках опасности как открытое окно, балкон, а так же об экстремальных ситуациях в быту.

    В разделе «Ребёнок на улице» - о правилах дорожного движения, правилах поведения в транспорте, о том, что делать, если ребёнок потерялся на улице.

    Работа по реализации образовательной области «Безопасность» не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления работы. Она должна включаться в непосредственно организованную деятельность, в совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, в режимные моменты и проводиться не только воспитателями, но и всеми специалистами.

    Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации. Чрезмерное запугивание ребенка может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого наша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса. При общении с детьми специалисты рекомендуют:

    Что не надо говорить...
    1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.
    2. Кругом полно психов.
    3. Тебя могут украсть.
    4. Детям гулять в парках очень опасно.
    5. В наши дни никому нельзя доверять.

    Вместо этого скажите:
    1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом...
    2. Большинство людей заслуживают доверия, но...
    3. С тобой ничего не случится, если...
    4. Если кто-нибудь подойдет к тебе...
    5. Ты можешь обратиться за помощью...

    Какие же методы и приёмы эффективны в работе с детьми?

    Конечно же, это разнообразные игры.

    Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать .

    Подсказать решение детям можно в ролевых играх-тренингах. Тренинги помогают ребёнку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Они активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания норм безопасного поведения.

    Примером такой игры может быть игра "Незнакомец".

    Основная цель: Умение отвечать отказом "Я Вас не знаю" на обращение незнакомого, «чужого» взрослого .

    Для проигрывания могут быть предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить ребенка:

      что-то донести до квартиры;

      что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

      что-либо показать (например, где находится аптеку, магазин и т.д.)

      проводить к родителям и т.д.

    Сюжет игры может разыгрываться с игрушками как игра-драматизация или режиссерская игра, а может и как сюжетно-ролевая с использованием элементов костюмов.

    Игра: "Один дома".

    Цель: Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать дверь не следует даже знакомым людям.

    Необходимо дать ребёнку понять, что он не должен говорить незнакомцу, что родителей нет дома. Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать следующее: "Мама сейчас занята и не может подойти" .
    В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить позвонить от соседей, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной и т.п.)

    Дверь не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе: почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам.

    В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной ситуации. По возможности проиграть все варианты.
    Следует напомнить детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не представляют для них опасности.

    Игра «Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т.п.).

    Приведу примеры таких ролевых игр-тренингов: « Если потерялся...», «Опасность», «Подкуп», «Телефонный звонок», «Дорога домой» и др.

    Содержание данных ситуаций можно проиграть с детьми, используя сюжеты сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка». В этом случае дети старшего дошкольного возраста должны самостоятельно найти правильный выход из ситуации, придумать другое продолжение сказки, а детям младшего возраста необходимо показать правильное поведение сказочного героя.

    Выбор содержания игры необходимо согласовывать с лексической темой.

    В работе с детьми можно использовать игровые тренинги с телефоном для усвоения номеров телефонов служб помощи (пожарная, скорая помощь, милиция) и правил ведения диалога, поведения в конкретных опасных ситуациях . Воспитатель озвучивает детям проблемную ситуацию, а дети набирают нужный номер и сообщают о случившемся.

    Например: Маша, ты осталась дома одна, смотришь телевизор, он загорелся. Что ты будешь делать?

    Или, Ваня, ты остался дома с бабушкой, вдруг ей стало плохо - сильно заболела голова. Она просит тебя вызвать скорую помощь.

    Для младших дошкольников - это могут быть игры с куклами («Кукла потерялась», «Куклу угощает конфетой чужой дядя» и т.д.).

    Для закрепления полученных знаний можно использовать в работе с детьми и подвижные игры. Приведу примеры игр связанных с содержанием работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

    В младшем дошкольном возрасте можно использовать хорошо знакомые игры «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобиль» и такие как: «Машины»
    Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи (или имитируют движение руля) - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. По сигналу воспитателя «едут в гараж», «останавливаются». Можно усложнить задачу, подавая сигналы: «поворот налево», «поворот на право», «вперед» и т.п.

    «Трамвай»
    Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета светофора и в соответствии с ними менять движение.

    Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игру «Светофор». Цель: закрепление знаний сигналов светофора, развитие произвольного внимания, самоконтроля.

    Дети делятся на две команды. На зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте, на жёлтый - хлопают в ладоши, на красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.
    Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

    Игра «Повороты»
    Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Можно раздать детям рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
    Правила игры : Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

    Интересной, на мой взгляд, является и игра «Жесты регулировщика ». Дети встают в круг. По сигналу педагога дети под музыкальное сопровождение или под звучание бубна передают жезл по кругу.
    Подаётся команда «Красный сигнал» - у кого оказался в этот момент в руках жезл, демонстрирует «Красный сигнал», т.е. поднимает руку с жезлом вверх, если играющий справился с заданием правильно, он продолжает играть. Не справился – выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока большинство из играющих не примут участие в игре, то есть покажут сигналы «красный», «желтый» (рука с жезлом выводится вперед), «зеленый» (рука с жезлом отводится в сторону).

    Игра «К своим знакам». В обручи раскладываются три дорожных знака и размещаются в разных концах площадки или группы. Детям воспитатель раздаёт аналогичные знаки. Под музыку или под звучание бубна дети двигаются по площадки. По сигналу «Раз, два, три, свой знак ищи!» дети собираются около обруча со своим знаком. Аналогичную игру можно провести с видами транспорта, а с младшими дошкольниками с сигналами светофора.

    Познакомиться с некоторыми играми- эстафетами можно в журнале «Дошкольное воспитание» № 4-2007г.

    В работе с детьми по формированию основ безопасной жизнедеятельности невозможно обойтись без словесных игр .

    Игра: «Это я, это я, это все мои друзья» .

    Воспитатель задаёт вопросы, а дети, если согласны, отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - хлопают в ладоши или топают ногами.

      Кто из вас заметил дым, набирает 01?

      Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?

      Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?

      Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?

      Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?

      Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?

      Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

    Игра «Доскажи словечко»

    Например, с использованием стихотворения С. Михалкова.

    Если свет зажёгся красный,
    Значит, двигаться…..(опасно).
    Свет зелёный говорит:
    "Проходите, путь……(открыт)".
    Жёлтый свет - предупрежденье -
    Жди сигнала для….(движенья).

    Словесная игра с мячом «Как тебя зовут» в младшем дошкольном возрасте, а для детей старшего возраста можно усложнить «Как тебя зовут, и где ты живёшь?»

    Можно использовать в работе всем знакомую игру «Съедобное – несъедобное» на закрепление съёдобных и ядовитых ягод, грибов.

    А так же игру «Хорошо - плохо», где например детьми выявляются полезные свойства огня и его опасные последствия.

    Игра «Можно – нельзя» - детям словесно предлагается ситуация, а они оценивают можно так поступать или нельзя. Игру можно проводить с мячом, с условными сигналами, например зелёный кружок можно, красный - нельзя или с движениями: можно – дети хлопают в ладоши, нельзя – топают.

    Приведу пример ситуаций по теме «Ребёнок и другие люди»: Воспитатель сообщает детям, что они остались одни дома (открывать дверь слесарю; открывать дверь бабушке; говорить, что родителей нет дома; рассказывать, когда придут родители и т.п.)

    Игра «Опасно - не опасно» , проводится по типу игры «Можно – нельзя». Её можно применять при ознакомлении детей с ПДД, с причинами пожара, с опасными предметами дома, при ознакомлении с правилами поведения в природе.

    Игра «Опасные соседи», рекомендуется для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится с мячом. Воспитатель называет предметы быта, а дети, возвращая мяч, дают определение какой это предмет? - колющий, режущий, пожароопасный, горячий.

    Например, иголка – колющая, спички - пожароопасные, нож - режущий, вилка - колющая, чайник - горячий и т.п. Одновременно отрабатывается умение детей согласовывать существительное с прилагательным.

    Использование в работе словесных игр будет способствовать не только решению задач образовательной области «Безопасность», но и поможет в решении основной задачи нашего ДОУ - коррекции речи детей. Предложенные игры будут способствовать расширению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи, умению вслушиваться в речь взрослого, выполнять его словесные инструкции, развитию внимания, мышления. Словесные игры помогут детям закрепить знания о предметах окружающей действительности, способах взаимодействия с ними, а значит, помогут в решении задач области «Познание». В этих играх дети учатся взаимодействовать с партнёрами, выполнять правила, а это задачи образовательной области «Социализация». Перечисленные игры могут использовать в работе не только воспитатели, но и учителя-логопеды, и дефектологи, инструктор по физической культуре.

    Таким образом, использование в работе словесных игр помогает осуществить принципы, предложенные ФГТ, интеграции и комплексно-тематический, а так же и дидактические принципы: систематичности, последовательности, доступности и др.

    В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры , в процессе которых ребёнок получает и закрепляет теоретические знания. Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке. Ребёнок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна, ярко и эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознаёт это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождается стремление к самосовершенствованию. Этот путь позволяет нам решить поставленные задачи – познакомить с правилами безопасного поведения.

    Приведу примеры таких игр. Игра «Кому позвонить?».

    Цель: знание детьми номеров телефонов специальных служб.

    Воспитатель на столе раскладывает картинки с разными ситуациями (горит дом, мальчик поранил руку, чужой человек стучится в дверь, девочка потерялась на улице и др.) и карточки с номерами телефонов -01, -02, -03. Затем предлагает детям выбрать любую перевёрнутую карточку, рассмотреть её и определить, по какому номеру нужно позвонить.

    Игра «Разложи по местам»

    Цель: Закреплять правило «Каждой вещи своё место» и последствиях не соблюдения этого правила.

    На столе раскладываются предметные картинки острых, пожароопасных предметов изображением вниз и картинки с примерным местом их хранения: игольница, кухонный стол, шкаф, полка и т.п. Дети выбираю картинку, и рассказывают, куда её нужно положить и почему.

    Как вариант этой игры можно использовать игры «Собери ягоды (грибы) в корзину». Съедобные дети складывают в корзину, ядовитые кладут на лесную полянку.

    Вариации игры «Разрезные картинки» : «Сложи знак», «Сложи светофор» и др. Эти игры можно использовать уже со второй младшей группы, усложнить игру можно за счёт количества частей и способах разрезания картинки.

    Варианты дидактических игр представлены в журналах «Старший воспитатель» № 7-2009г., «Здоровье дошкольника» № 3-2010г (пожарная безопасность). В этом журнале есть рубрика «Безопасность жизнедеятельности», где представлены конспекты, вечера досуга, правила, рекомендации родителям.

    Одним из обязательных условий эффективной работы с детьми дошкольного возраста – это использование наглядности. Настольно-печатные игры как нельзя лучше соответствуют этому условию. Эти игры должны соответствовать возрасту и уровню развития детей.

    Производителями выпущены игры: «Так – не так», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дорожные знаки», «Дорожные знаки в картинках», «Что можно, что нельзя», «Большая прогулка», «Азбука безопасности» и др.

    Для развития мышления детей, творческого применения полученных знаний в работе по безопасности можно использовать развивающие игры с кругами Лулия, например «Составь знак». На внешнем круге - символы дорожных знаков (красный круг запрещающие знаки, красный треугольник –предупреждающие знаки, синий круг – предписывающие, синий прямоугольник- знаки сервиса) на внутреннем круге - изображение ребёнка, автомобиля, велосипеда, светофора. Путём совмещения ребёнок собирает знакомый знак и называет его или придумывает новый знак для игры.

    Аналогично можно придумать игры со съёдобными и ядовитыми растениями, опасными и безопасными предметами.

    Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД). Мальчик играет в мяч около дороги.

      цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
      2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")
      3 - символы - сигналы (точка - восклицательный знак - прямая линия)

    По аналогии можно придумать игры на другие темы. Например, (действия детей в природе). Девочка нашла в лесу незнакомый гриб.

      цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)

      сигнал – словесный («Нельзя!», «можно»!, «осторожно!»)

      символы – сигналы (перечеркнутый кружок, плюс, восклицательный знак)

    Незаменимы в работе с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности сюжетно-ролевые игры . С одной стороны, игра самостоятельный вид деятельности ребёнка, с другой необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание. Для этого воспитатель должен уметь включать в игры проблемные ситуации, которые позволят смоделировать различные ситуации и дадут возможность детям применить на практике полученные знания по основам безопасной жизнедеятельности. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребёнок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как ему поступить?). Многократное повторение в игре способов выхода из опасных ситуаций позволит сформировать навык безопасного поведения.

    С этой целью в младшем дошкольном возрасте, могут быть использованы игры следующей тематики: «Семья», «Автобус», «Пассажиры», «Детский сад», «Путешествие», «Больница».

    Какие же проблемные ситуации можно использовать? Например, в игре «Семья» - в дверь позвонил незнакомый человек, мама забыла на плите кашу и она загорелась, дочка потерялась и др.

    В старшем возрасте помимо перечисленных сюжетно-ролевых игр можно предложить следующие сюжеты «Служба спасения», «Пожарные», «Мы – водители», «ГИБДД» и др.

    Таким образом, можно сделать вывод, что возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовать их так, чтобы не нарушить естественный ход игры, но, тем не менее, достичь поставленной цели, в данном случае научить детей безопасному поведению.

    Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Например, продуктивной деятельностью: изготовлением атрибутов для сюжетно-ролевой игры, рисованием плакатов, знаков разрешающих и запрещающих и др. Или музыкально-художественной деятельностью, где могут быть использованы пластические этюды . Например, дети под музыку имитируют пламя костра: сидя – спокойное пламя; стоя – пожар. Об использовании двигательной, коммуникативной деятельности в игре мы говорили выше. Можно игру соединить и с познавательно-исследовательской деятельностью, включив её опытническую деятельность. Например, игра «Сыщики» - необходимо найти потерявшуюся иголку. Дети высказывают предположения с помощью чего это эффективнее сделать и проверяют свои предположения с использованием магнита, пластилина.

    Хорошо проводить в группе ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные НОД, режимные моменты. Они помогут закреплению знаний и умений личной безопасности у воспитанников. Дети будут знать, что нужно быть осторожным при спуске и подъеме по лестнице, что опасно находиться у от­крытого окна, двери балкона, будут иметь четкое представление о поведении при возмож­ных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, в лифте, на улице) и многом другом

    Информативными, интересными для детей являются экскурсии и целевые прогулки. Они дают детям возможность в действительности увидеть строение дороги, её разметку, дорожные знаки, работу светофора или регулировщика, правильные и неправильные действия пешеходов. А рассказ воспитателя, его пояснения, помогут детям понять взаимоотношения пассажиров и пешеходов, причины аварий и происшествий, последствия нарушений правил. Запоминающимися являются экскурсии в пожарную часть, в службу спасения, когда дети рассматривают настоящие орудия труда, машины, беседуют с сотрудников этих служб или слушают их рассказы.

    Как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности можно использовать художественную литературу. У детей хрупкая и ранимая психика, а литературные произведения, сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать об отрицательном в жизни и проводить параллели с действительностью. Детям можно читать русские народные сказки, и произведения авторов такие как: С.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л.Толстого «Пожарные собаки», С.Михалкова «Дядя Стёпа милиционер» и др. Использование стихов, загадок создаёт интерес у детей и позволяет легче запомнить правила поведения, дорожные знаки. Старших дошкольников можно и нужно знакомить с пословицами и поговорками, учить понимать их смысл, а через них усваивать правила безопасного поведения.

    Например:

      Дорого при пожаре и ведро воды;

      Малая искра сжигает города;

      Каждый человек загодя думает о пожаре;

      Водой пожар тушат, а умом – предотвратят;

      С огнем воюют, а без огня горюют;

      Пламя это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

    Традиционными методами и приёмами работы с детьми являются беседы, вопросы поискового характера на темы безопасной жизнедеятельности.

    Рассматривание картин, беседы по их содержанию, составление рассказов так же является традиционными приёмами работы с детьми, которые можно использовать как воспитателям, так и другим специалистам, т. к. это позволяет расширять кругозор детей, развивать диалогическую и монологическую речь, мышление и наряду с этим знакомить с правилами безопасного поведения.

    Вечера досуга являются одной из форм работы с детьми по образовательной области «Безопасность». Они обеспечивают эмоционально положительный настрой детей на соблюдение правил безопасного поведения, актуализацию знаний и закрепление умений детей.

    Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через деятельность, а затем реализовал в повседневной жизни детского сада и его за пределами.


    ОБЖ в ДОУ.

    «Самое дорогое у человека - жизнь,» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Опасность-это процесс, явление или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека. Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. со временем изменялись условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. И оттого, донесём ли мы, взрослые, до сознания современного ребёнка необходимые знания, будет зависеть его здоровье и жизнь.

    Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому стоит выделить следующие виды опасности:

    Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, понижения и повышения температуры воздуха, солнечное излучение), а также контакт с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями;

    Техногенные –связанные с техникой (транспорт, электрический ток, газ, острые колющие и режущие предметы и многое другое);

    Социальные – связанные с человеческим обществом (криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.)

    Ежегодно и ежедневно из-за детских шалостей или по неосторожности происходят несчастные случаи. Чем это можно объяснить? Во-первых, родители мало обучают детей правилам безопасного поведения, а, во-вторых, в ДОУ ещё недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности.

    По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает с участием детей, 60% пострадавших от пожара – дети. Каждый год на дорогах только нашего района, по сводкам ГИБДД, происходит до несчастных случаев с участием детей. Эта печальная статистика пугает и настораживает, заставляет задуматься любого взрослого человека, тем более педагогов. Поэтому мы считаем тему проводимого семинара ««ОБЖ в ДОУ» очень актуальной. Кроме того, одной из главных задач любой общеобразовательной программы приоритетной является задача сохранения здоровья и жизни детей.

    Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению в обращении с огнём, на дорогах, в быту. Литературы достаточно. Районный информационно – методический кабинет помогает нам в отслеживании и приобретении новинок: наглядного, дидактического, методического материала. Но, как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий по безопасности не так – то просто. Ведь к дошкольникам нужен особый подход. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причём донести так. чтобы он, затаив дыхание, поглощал информацию и с восторгом приходил на занятия. Поэтому в занятия с детьми мы стремимся внести элементы новизны. включить игровые моменты, использовать театрализованную педагогику, чаще использовать наглядные пособия.

    Главная цель работы нашего ДОУ в вопросе ОБЖ– формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

    Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно, мы:

    Создали предметно – развивающую среду в групповых комнатах (подобрали художественную литературу, иллюстрации, атрибуты, игрушки, воссоздали макет перекрёстка, светофора,подобрали дорожные знаки, настольно-печатные игры, оформили альбомы по правилам дорожного движения, наглядно оформили номера телефонов экстренных служб.);

    Подобрали дидактический материал для формирования у детей здорового чувства опасности;

    Организовали совместную деятельность педагога и детей (проводили наблюдения, беседы, дидактические игры, игры-занятия, вечера досуга, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

    Провели работу с родителями (тематические родительские собрания, консультации, создали наглядный и письменный материал, провели опросы и анкетирование);

    Наладили связь с работниками безопасности на дорогах (ст. лейтенант Волков А.А. принял непосредственное участие в общем родительском собрании и в развлечении, посвящённом знанию правил дорожной безопасности);

    Наладили связь со службой пожарной охраны (была организована экскурсия старших детей в пожарную часть, на занятия в ДОУ приглашались представители службы ППО.)

    Наша работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материале программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Она проводится в три этапа:1-й-в младшей группе; 2-й- в средней группе; 3-й-в старше -подготовительной группе.

    Цель первого этапа в работе с младшими детьми- сформировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого была создана предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно- печатные игры. Ежемесячно работа по ОБЖ включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изобразительную деятельность. Проведение занятий сопровождаются показом картин, плакатов, рассказами о «добрых» и «злых» делах огня, пользе и опасности транспорта, пользе и опасности бытовых предметов. Необходимо дать понять детям, что неумелое обращение со спичками, например, может привести к пожару. Занятие строится так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек. Обязательно надо привести примеры, когда игра с огнём завершилась бедой.

    Цель второго этапа в работе с детьми 4-5 лет- сформировать основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, положительное отношение к правилу «Нельзя!».Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого проводятся не только занятия, но и происходит непосредственное знакомство с трудом повара, например, или шофёра, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур или опасно несоблюдение правил дорожного движения. На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электрических приборов и телевизоров. так, во время бесед, уместны вопросы: «Почему телевизор можно смотреть только со взрослыми?» «Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом?» НА данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведётся по всем разделам программы, формируя у детей:

    Личностные качества (дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание);

    Определённые знания и умения (ориентировка в пространстве, пользование различными бытовыми приборами, правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации.)

    В своей работе с детьми мы используем различные формы и методы, такие как игры- эстафеты, игры- путешествия, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, инспекторов ГИБДД, людей, попавших в беду. Для проведения сюжетно- ролевых игр имеются необходимые игрушки- модели: утюги, электроплиты, фены; машины- спецтехника: «Скорая помощь», пожарные машины, патрульные милицейские машины; детские кукольные коляски, рули, дорожные знаки, игрушечные медицинские наборы, спецодежда, телефоны и многое другое.

    Цель 3-го этапа в работе с детьми 6-7 лет - формировать правила дорожной, пожарной, бытовой, личной безопасности; расширять знания детей о действиях при опасных ситуациях; воспитывать ответственное отношение к своей и чужой безопасности. В старше – подготовительной группе дети знакомятся с причинами возникновения пожаров, аварий, несчастных случаев, учатся правильно действовать в сложной и опасной ситуации.

    Работа по ОБЖ ведётся по всем разделам программы. Мы считаем, что интегрированные занятия наиболее результативны. На них достигается главное: дети не только узнают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстренных ситуациях.

    В организации занятий большое внимание уделяется игровым методам. Мы часто отходим от привычной структуры. Обычные занятие превращаются в путешествие, а групповая комната - то в волшебный лес, то в чудесную мастерскую, то в сказку. Дети становятся художниками, следопытами, исследователями, спасателями. И в то же время важно не превратить обучение в игру. Нередко на занятиях с дидактической целью используются игровые персонажи. Для этого в нашем арсенале имеются куклы театра «Би-ба- бо»: Незнайка, Петрушка, Буратино. Их присутствие делает процесс усвоения материала интересным, живым, лёгким. Эти герои часто попадают в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью, просят научить их тому, чего не знают или не умеют. Полученные на занятиях знания, практические навыки закрепляются во время прогулок, в ходе настольно – печатных и подвижных игр, эстафет, развлечений, самостоятельной деятельности.

    Работа с родителями – одно из важнейших воспитательно- образовательных направлений работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим контакт с родителями. Они у нас и заинтересованные партнёры, и активные помощники в работе по данному направлению. Цели и задачи у нас общие. Мы периодически проводим анкетирование родителей по обозначенной проблеме, а интересующие их вопросы выносим на обсуждение на родительских собраниях. Так на сентябрьских родительских собраниях тема ОБЖ нашла своё конкретное отражение. Наша работа с семьёй разнообразна. Она включает несколько направлений: информационно- аналитическое, познавательное, наглядно- информационное, досуговое. Это и беседы о различного рода безопасности, и размещение в родительском уголке злободневных статей и материалов, и оформление папок – передвижек, и открытые просмотры занятий для родителей по ОБЖ, и анкетирование, и встречи с инспекторами ГИБДД и пожарной охраны.

    Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования. Тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.

    А сейчас я предлагаю всем коллегам немного отдохнуть, расслабиться и вместе с тем провести небольшой тренинг по знанию правил ОБЖ.

    Вашему вниманию будут предложены отрывки из популярных песен (куплет). Сначала надо назвать песню. Затем прозвучат вопросы, на которые нужно ответить. Итак, слушаем:

    1. Звучит песня «Крылатые качели», муз. Е. Крылатова.

    Вопрос: Какие меры предосторожности надо предпринять, чтобы сделать это увлекательное занятие безопасным?

    2. Звучит песня «Не дразните собак», муз. В Шаинского.

    Вопрос: Назовите правила поведения с животными.

    3. Звучит песня «У природы нет плохой погоды».

    Вопрос : Так ли безобидна природа, как об этом поётся?

    4. Звучит песня «А нам всё равно», муз. А. Зацепина.

    Вопрос : Что помогает ориентироваться в лесу?

    5. Звучит песня «Море, море…», муз. Ю. Антонова.

    Вопрос: Какие правила безопасности надо соблюдать, отдыхая на водоёме?

    ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

    1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

    а) до з-х лет;

    б) ещё до школы;

    в) в школе;

    г) с 10 лет.

    2.Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

    а) действую, как мне удобнее и быстрее;

    б) стараюсь соблюдать;

    в) всегда соблюдаю.

    3.При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок:

    а) на переднем сидении;

    б) стоит позади передних кресел;

    4. Как обычно общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:

    а) говорю. чтобы был внимателен на дороге;

    б) обсуждаем маршрут движения;

    г)ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД.

    5. С кем гуляет ваш ребёнок?

    а) один, я наблюдаю из окна;

    б) гуляем вместе: он гуляет, я сижу на лавочке;

    в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию.

    6. Обучение детей ОБЖ - задача:

    б) детского сада;

    в) родителей.

    Анкета для родителей.

    1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста.

    2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностями? (укажите цифрами по степени значимости):

    а) родители; б)воспитатели; в) учителя; г) медработники; д) преподаватели ОБЖ;

    е) свой вариант.

    3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы есть у вас в доме.

    4. Какие правила безопасности жизни и в быту должны знать дети дошкольного возраста:

    а) нельзя играть со спичками, зажигалками;

    б)нельзя трогать электроприборы;

    в) нельзя брать лекарства без разрешения;

    г) при пожаре – не прятаться, позвонить «01».

    5. Остаётся ли ваш ребёнок на некоторое время дома один? Если да, то что вы ему говорите, когда уходите?

    6. Знает ли ваш ребёнок свои имя, фамилию, домашний адрес, телефон?

    7. Считаете ли вы, что ребёнок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие, и знает ли ваш ребёнок как вызвать ………….?

    8. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения в быту и в каком виде вы хотели бы получить от педагогов ДОУ?

    9. Используете ли вы информацию из книг, телепередач?

    10. Необходима ли вам помощь со стороны педагогов ДОУ в вопросах ОБЖ и по какому вопросу конкретно?

    Землетрясение

    Наводнение

    Ураган

    Высокая и низкая t

    Дикие животные

    Ядовитые насекомые

    Я довитые растения

    Электричество

    Консультация для воспитателей «Безопасность детей дошкольного возраста»

    Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

    Для решения этих задач необходимо:

    Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;

    Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

    Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

    Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

    Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Программа по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

    I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.

    II раздел. Ребёнок и природа.

    III раздел. Ребёнок дома.

    IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.

    V раздел. Ребёнок на улицах города.

    Используйте самые различные методические приемы:

    1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: р ебёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т.д.

    2. Изучайте литературу, посвященную безопасности детей.

    Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Содержание сказок - жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

    3. Обращайте внимание на иллюстрации.

    У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

    По этому разделу у нас в группе есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации.

    4.Задавайте вопросы.

    Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо.

    Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

    Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

    5.Прогулка.

    Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам…

    6. Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей.

    Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нем. Вот и поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры, дидактические игры по развитию у детей познавательных процессов.

    Можно использовать такие дидактически игры:

    «Кто из этих людей твои родственники»,

    «Кто лишний»,

    «Как можно закончить предложение»,

    «Угадай по признаку» и др.

    Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.

    Работу с детьми необходимо проводить систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

    Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

    Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.

    Итак, можно сделать выводы, что для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

    беседы,

    эксперименты,

    тренинги,

    наглядность,

    сюжеты из жизни,

    художественные произведения,

    игры,

    рисование на различные темы.

    Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

    Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.