• Кукольный театр. Механика управления куклой марионеткой Куклы на ниточках как называются

    МЕХАНИКА УПРАВЛЕНИЯ КУКЛОЙ МАРИОНЕТКОЙ

    Марионетка управляется нитями или штоком из проволоки, прикрепленными к основной форме, либо только нитями, идущими от отдельных сочленений к ваге. Вага — это конструкция, на которую крепятся нити или жилки, идущие от сочленений куклы, посредством которых она приводится в движение.

    Варианты конструкций ваг различны. По существу, для каждой марионетки надо разрабатывать свою конструкцию ваги, в особенности для эстрадной, движенческие возможности которой должны быть богаче.

    Известны ваги вертикальные и горизонтальные. Вертикальные используются для вождения кукол, которые ходят на двух ногах, а горизонтальные — для четвероногих. Но это не является законом. Есть варианты горизонтальных ваг, которыми отлично управляются вертикально расположенные куклы. В дальнейшем мы рассмотрим их устройство.

    РАЗНОВИДНОСТИ ВАГ

    Каждая вага, как правило, делается для определенной куклы только тогда, когда кукла уже готова или почти готова. Рассмотрим несколько вариантов конструкций ваг для управления марионеткой на нитях.

    ПРОСТЕЙШАЯ ВАГА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МАРИОНЕТКОЙ

    Вага состоит всего из четырех деталей: 1) основной шток, за который актер держит вагу; 2) подвижное коромысло — им управляются ноги куклы; 3) неподвижная планка, на которой крепятся нити: идущие к плечам куклы — плечевые, голове — височные, к рукам — ручные. Поясная (спинная) нить крепится к нижнему концу основного штока; 4) крючок, чтобы подвесить вагу с куклой в нерабочее время. Марионетка, если она не на хранении, должна быть в подвешенном положении, иначе нити перепутаются.

    При изготовлении ваги лучше всего использовать твердые породы дерева — березу, бук и т.п. Детали — основной шток и неподвижное коромысло — можно выточить на токарном станке или сделать вручную. На работе куклы внешний вид ваги мало отражается; важно, чтобы она хорошо работала, но надо помнить и об актере, который берет в руки этот инструмент. Приятно работать удобным и красиво сделанным инструментом.

    Размеры ваги и, соответственно, деталей ее зависят от размеров куклы. Поперечная планка у вертикальной ваги при любых условиях должна быть меньше подвижного коромысла, чтобы нити, которыми управляются ноги, не мешали поворотам головки куклы, подвешенной к концам поперечной неподвижной планки.

    Изготовление деталей ваги производится в следующем порядке:

    1) Вытачивается шток веретенообразной формы, размер которого должен быть не меньше половины роста куклы. В верхней толстой части делается пропил для подвижного коромысла глубиной 30-40 мм и шириной по толщине коромысла так, чтобы оно свободно вставлялось в этот пропил. Сверлом 2,5 мм просверливается отверстие, которое будет одновременно служить для крючка и для оси коромысла.

    2) Вырезается коромысло, которым управляются ноги. Длина подвижного коромысла определяется практически: чем выше должна поднимать ногу кукла, тем длиннее плечо коромысла. Его можно сделать из прямой рейки, но лучше так, как показано на рис., то есть слегка выгнутым — это удобнее пальцам актера. Необходимо помнить, что актер держит коромысло на двух пальцах и вся тяжесть куклы давит на них, поэтому коромысло нельзя делать тонким и с острыми краями. В центре коромысла тем же сверлом 2-2,5 мм просверливается отверстие для оси, а на его концах — для крепления ниток. Вместо отверстия можно вколотить маленькие скобочки, которые легко изготовить из портновской булавки, откусив головку и согнув ее пополам.

    3) Вырезается или вытачивается планочка для поперечины. Она должна быть не меньше размера головки куклы по ширине, но не больше подвижного коромысла. Если кукла в шляпе, то, соответственно, увеличиваются размеры планки и коромысла. Головка куклы или поля ее шляпы не должны касаться ниток, идущих от коленок к коромыслу.

    4) Из проволоки диаметром 2-2,5 мм выгибается крючок, как на платяной вешалке. Нижний его конец 50-60 мм надо загнуть под прямым углом.

    СБОРКА ВАГИ

    Измеряется расстояние от плечиков до пояса куклы и откладывается на штоке от нижнего конца. На этом расстоянии параллельно пропилу в верхней части штока следует закрепить неподвижно планку. Если она круглая, на штоке круглым напильником делается выемка. Планка сажается на клей и закрепляется гвоздиком или шурупом. Если она в виде реечки, на штоке по ширине её делаются небольшие пропилы, затем скалывается выпил и вставляется на клей заготовка, также закрепленная гвоздиком или шурупом. На концах планки нужно просверлить отверстия или вколотить скобочки для головных ниток. Подвижное коромысло вставляется в заготовленный пропил в штоке. Прямой конец крючка продевается через просверленные отверстия штока и коромысла вплотную до сгиба. Чтобы уменьшить трение между проволокой и коромыслом, можно поставить шайбочку. Конец проволоки выгибается вдоль штока и вколачивается в него. В нижний конец штока приделывается скобочка для спинной нити. Остальные скобочки вколачиваются в момент подвески куклы к ваге. Наиболее удобное место для них определяется пробным путем.

    ВАГА С КРЕСТОВИНОЙ

    Второй, вариант вертикальной ваги в целом аналогичен первому. Разница лишь в том, что вместо одной планки, для подвязки головки куклы ставится крестовина, позволяющая точнее управлять поворотами, подъемом или наклоном головки. Нитки на головке куклы в данном варианте закрепляются не только на висках, но еще на затылке и на лбу или на кончике носа. Головка куклы дублирует повороты или наклоны ваги.


    ВАГА СО СЪЕМНЫМ КОРОМЫСЛОМ

    Подобные ваги используются в том случае, когда кукле требуются очень подвижные ноги (чаще всего в сценах танцев). Съемное коромысло может быть сделано и для рук. Принципиальных отличий данная вага не имеет, но актер, ведущий куклу на такой ваге, должен держать ее по-другому. Поэтому для среднего пальца, на который ложится вся нагрузка, делают упор. Дляспинной нитки иногда делают выносную планку перпендикулярно штоку или под углом. На этой же планке удобно крепить пяточные нити от ног и другие второстепенные тяги, которые подвешиваются без натяжения.


    ВАГА С ПОДВИЖНЫМ КОРОМЫСЛОМ

    (немецкий вариант)

    Наиболее удобный и распространенный сейчас в театрах кукол вариант вертикальной ваги с подвижным коромыслом, слегка отстоящим от основного штока и управляемым двумя пальцами, свободно лежащими на специальных выступах коромысла. Форма такого коромысла удобна в работе и легко выпиливается лобзиком из пятимиллиметровой фанеры. Крепится коромысло к штоку шурупом. Достаточно легкого нажатия пальцем на выступ, чтобы привести в движение коромысло, а, следовательно, и ноги куклы. Чтобы шток ваги не скользил в руке актера, делают упор для среднего пальца — деревянный штырек, вставленный в шток чуть ниже коромысла, или проволока с колечками на концах, которые могут быть одновременно направляющими для нитки к рукам куклы.

    Проволоку сечением 2-2,5 мм необходимой длины нужно согнуть вдвое, а концы загнуть в виде колечек; в штоке просверлить отверстие на 20-30 мм ниже коромысла, вставить в него конец проволоки, согнутой вдвое, часть ее (20-25 мм) загнуть вдоль штока и закрепить шурупом.

    Чтобы проволока не очень давила на палец, ее можно обмотать тряпочкой с клеем или надеть на нее резиновую трубочку.

    Нижняя часть ваги делается по-разному, в зависимости от того, кто как привык и что удобнее для подвязки куклы.

    Мы рассмотрели ряд вариантов вертикальных ваг для управления вертикально расположенными двуногими куклами. Для тех же вертикальных кукол существуют не менее удобные горизонтальные ваги.

    Вот простая конструкция такой ваги.

    Основной шток здесь расположен горизонтально. К нему крепится планка для управления ногами куклы. На концах планки просверливаются отверстия для крепления ниток или небольшие вырезы, чтобы привязанная нить не соскальзывала. Коромысло целесообразно подвесить, чтобы головкой можно было управлять независимо от ног, которые приводятся в движение покачиванием ваги в ту или другую сторону. Место для крючка легко наметить, определив центр тяжести, но при условии, что кукла уже подвязана к ваге. Подобной вагой можно пользоваться для вождения птиц, особенно тех, которые ходят, а не летают. Достаточно сместить коромысло, управляющее головой куклы, вперед и сделать дополнительную съемную планочку для крыльев. Во время полета птицы прижимают ноги к телу, и чтобы актеру не держать нити от ног, а освободить руку для других манипуляций, обе ноги подвязываются сквозной ниткой: один конец ее привязывают к ноге, второй пропускают через отверстие в планке и в натянутом состоянии завязывают узелок над самой планкой. На уровне второго отверстия завязывают еще один узелок и, пропустив нитку через отверстие, привязывают ее к ноге. Узелки завязываются, чтобы нитка не могла передвигаться в момент работы ног. Достаточно потянуть за нитку над планкой — и птица поджимает ноги, а если сделать крючок на штоке, нитку можно зацепить за него и ноги останутся в прижатом состоянии, пока актеру это необходимо.

    Как мы уже говорили выше, вариантов ваг очень много. Механика управления марионеткой видоизменяется значительно больше, чем механика других систем кукол. Проследить все видоизменения нет никакой возможности, да и необходимости. Нужно понять основное назначение ваги, основной принцип подвязки куклы, и, само собой разумеется, будут появляться все новые и новые варианты конструкций ваг, отвечающие требованиям новых кукол.

    Остановим наше внимание еще на двух вариантах горизонтальных ваг для вертикальных кукол. Они более сложны в изготовлении, но легки и удобны в работе.

    ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВАГИ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КУКОЛ (ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ)

    На токарном станке выточим ручку с утолщением передней части. В этом утолщении просверлим из центра под углом отверстие сверлом 3,5-4 мм, как показано на рисунке.


    Из проволоки сечением 3-3,5 мм сделаем прямой стержень длиной 200-250 мм. На конце стержня выгнем кольцо диаметром 30-35 мм для пальца. Плоскость кольца должна быть перпендикулярна стержню. Заготовку вставим в отверстие ручки. На втором конце металлического стержня тоже загнем колечко или просто петельку для нитки. Из проволоки того же сечения сделаем коромысло с колечками на концах (для ниток). Размер коромысла определяется подъемом ноги куклы: чем выше поднимается ножка, тем длиннее плечо коромысла. Коромысло приварим или припаяем к стержню параллельно плоскости кольца для пальца. В деревянную ручку врежем и закрепим планочку, к которой подвязывается голова куклы. Планка закрепляется параллельно коромыслу и плоскости кольца для пальца. Размер планки зависит от размера головки куклы. К планке подвешивается голова, а к коромыслу ноги. Нитка от рук пропускается через переднее маленькое кольцо, а спинная нитка крепится на конце рукоятки.

    ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВАГИ ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ КУКОЛ

    (ВТОРОЙ ВАРИАНТ)

    Этот вариант очень похож на предыдущий, но более компактный и без применения пайки или сварки.

    Выточим ручку диаметром 2,5 мм и длиной 220-230 мм. Вырежем планочку толщиной 7-8 мм, шириной 10-15 мм и длиной 80-100 мм (в зависимости от ширины головки куклы). Закрепим ее по центру в торце верхней части ручки под углом 45°, для чего на конце ручки сделаем косой срез. Перпендикулярно первой, чуть ниже, закрепим вторую планочку потолще и пошире. Один конец ее срежем также под углом 45°, теперь он будет плотно прилегать к ручке. Второй конец на 5-10 мм должен выступать под планкой, для того чтобы подвижное коромысло не задевало за нее во время движения. Сверлом 3,5-4 мм просверлим насквозь по центру вторую планочку вместе с ручкой. Выпилим еще одну планочку, которая будет служить подвижным коромыслом для управления ногами куклы. Длина ее зависит, как мы уже говорили, от высоты подъема ноги. В центре планочки просверлим отверстие 3-3,5 мм (по толщине проволоки). Возьмем проволоку сечением 3-3,5 мм. длиной 120-150 мм. Один конец ее (длиной 20-30 мм) загнем буквой "г", вставим в отверстие, проденем до загнутого конца и закрепим на коромысле. Для этого следует в коромысле просверлить отверстие на расстоянии загнутого конца (диаметром меньше сечения проволоки) и вколотить в него загнутый конец проволоки. Коромысло с закрепленной перпендикулярно проволокой соединим с ручкой. Проволоку надо вставить в заготовленное отверстие так, чтобы коромысло вплотную прилегало к планке. Иногда между торцом планки и коромыслом ставят металлическую шайбочку, чтобы ликвидировать лишнее трение. Свободный конец проволоки, который вышел с обратной стороны ручки, загибаем в кольцо для пальца (диаметр 30-35 мм). Если останется лишняя проволока — откусываем ее. Плоскость кольца должна быть перпендикулярна ручке и параллельна планке и коромыслу. Место крепления ниток показано на рисунке. Вариант ваги, настолько прост, что, на мой взгляд, не требует пояснений.
    Автор дневника Roman_FRF счёл уместным дополнить страницу несколькими рисунками ваг из других источников (адреса в сети указаны).

    http://static.howstuffworks.com/gif/wood-crafts-5.jpg - марионетка.

    Вага (рис. 31 ) имеет стержень, к которому прикреплено подвижное коромысло, и поперечную планочку, расположенную ниже коромысла. Вот к стержню, коромыслу, планочке и прикреплены нити. Каждая нить имеет свое назначение и название.

    Если вы станете колебать коромысло ваги, то попеременно будут подниматься и опускаться его концы, а привязанные к ним нити натягиваться. А так как нижние концы этих нитей прикреплены к коленям ног куклы, то кукла будет попеременно поднимать и опускать ноги.

    Нитями, прикрепленными к вискам куклы, управляют ее головой, ручными - руками. Нитка, прикрепленная к спине куклы, при наклоне ваги вперед наклонит торс куклы, и кукла поклонится. Пяточные нитки, если потянуть одну из них, согнут ногу куклы в колене назад, и, если при этом немножко опустить вагу, кукла встанет на одно колено.

    Из этих примеров видно, как много разнообразных движений может сделать кукла-марионетка. Кукловод держит в одной руке вагу, в другой перебирает прикрепленные к ней нити и, как музыкант на инструменте, играет куклой.

    Конечно, надо очень много тренироваться, прежде чем научишься хорошо управлять марионеткой.

    Достаточно немножко опустить вагу, и кукла будет беспомощно барахтаться на согнутых ногах, а если перестараетесь и слишком высоко поднимете вагу, - кукла повиснет в воздухе. Как при игре на инструменте надо хорошо знать, какую ослабить или натянуть струну и с какой силой ударить по ней смычком, чтобы получился верный и нужной силы звук, так и при управлении куклой-марионеткой нужно знать, за какую нитку и как сильно нужно потянуть, чтобы кукла сделала нужное и верное движение.

    Когда кукла двигается правильно, зритель забывает, что кукла подвешена на нитках, хотя и видит их. Но достаточно одного неправильного движения - и кукла уже выглядит на сцене нелепо. Зритель вспоминает, что она в руках кукловода, и перестает следить за ее игрой.

    Марионетка управляется многими нитями; я назвал только некоторые из них, а обычно их бывает около пятнадцати. Если же кукле надо сделать какой-нибудь сложный трюк, ну, скажем, жонглировать шарами, подкидывать их вверх, перекидывать на носок ноги или на палочку, которую кукла держит во рту (такой номер есть в нашем спектакле), то количество нитей возрастает до двадцати.


    Очень часто одной куклой управляют не один, а два, три и даже четыре кукловода. Понятно, как хорошо они должны между собой сговориться, чтобы, помогая друг другу, не нарушить у зрителя впечатления самостоятельно двигающейся куклы.

    Подвязывать куклу надо следующим образом: повесить вагу за крючок (Н ) на расстояние от пола, несколько превышающее рост кукловода (рис. 31, 32 ). Для закрепления нитей на ваге делают зарубки или высверливают отверстия, к кукле же нити прикрепляют при помощи петель. Сделать их можно из простых булавок, откусив кусачками головки и согнув затем их в виде буквы «П».

    Сначала прикрепляют к вискам куклы две нити, свободные концы которых привязывают к неподвижной планке ваги (В-Г ) в точках в 1 и в 3 . Подвязанная на эти нити (височные) кукла должна висеть в свободном положении и не касаться пола.

    Дальнейшая подвязка нитей делается в следующем порядке: коленные (к , к 1 , к 2 , к 3), ручная (р , р 2 , р 1 , р 3), проходящая в точках р 1 и р 3 через петли; спинная (С -С 1).

    Эти нити являются основными, дающими кукле возможность поворачивать голову, наклонять торс, двигать руками и ногами (ходить).

    Остальные нити носят название вспомогательных . Количество и способ прикрепления их зависит от заданий, которые предстоит выполнить кукле. Так, например, соединительная ручная нить (м , м 1 , м 2), проходящая от одной из кистей (ладоней) рук (М ) через петлю в другой (М 1) к неподвижной планке ваги (в точке М 2), дает возможность кукле сводить и разводить кисти рук (хлопать в ладоши).

    Нити п -П 1 и П 2 -П 3 , отходящие от пяток куклы (п и п 2) и прикрепленные к неподвижной планке ваги с тыльной ее стороны в точках П 1 , П 3 , позволяют кукле становиться на колени. Нить Г -Г 1 (грудная) будет служить для сгибания торса куклы в пояснице назад; нить Л -Л 1 (лобная) - для поднимания головы и придания ей большей устойчивости (уничтожение непроизвольного качания).

    Давайте проделаем ряд упражнений с марионеткой для того, чтобы научиться хорошо управлять ею.

    Возьмите вагу в одну руку так, чтобы коромысло лежало на большом и среднем пальцах, а стержень ее был бы прижат к ладони сверху указательным пальцем, а снизу безымянным и мизинцем.

    Попробуйте поднимать и опускать попеременно крылья коромысла (А-Б ), следя за тем, чтобы концы их поднимались и опускались на одинаковую высоту. При этом движении коленные нити, прикрепленные к концам коромысла, будут поочередно натягиваться, а ноги куклы подниматься и опускаться, сгибаясь в коленях, - получится впечатление шага на месте .

    Если при этом вы будете перемещать свою руку в направлении движения куклы, - кукла начнет ходить. При этом упражнении необходимо следить за тем, чтобы стержень ваги оставался перпендикулярным плоскости пола, по которому ходит кукла; чтобы крылья коромысла поднимались и опускались равномерно; чтобы сама вага не снижалась и не поднималась; чтобы кукла не пригибалась к полу и не отрывалась от него и, наконец, чтобы расстояние, на которое при каждом движении кукла перемещается, было равно размеру ее шага. Если размер шага куклы равен 5 сантиметрам, то, сделав двадцать шагов, кукла должна пройти расстояние в один метр. При этом упражнении первоначально руки куклы остаются свободно висеть по сторонам и управление куклой осуществляется одной рукой кукловода. Упражнение проделывается поочередно обеими руками: кукла сначала идет в одном направлении, а затем в обратном.

    В следующем упражнении - шаг с переменным подниманием рук - кукла находится в том же положении, что и при первом упражнении. Свободная рука кукловода поочередно перебирает ручные нити (р , Р 1 - Р 2 , Р 3), приводя в движение руки куклы и сочетая их с движением ног, сначала в одном направлении, а затем - в перекрест (при поднимании правой руки куклы поднимается левая ее нога, и наоборот). Это упражнение надо проделать сначала в медленном темпе (шаг), а затем в убыстренном (бег) под счет или музыку в ритме марша. Для получения размаха рук куклы достаточно одностороннего натягивания и опускания ручной нити (по линии р -р 1 или р 2 -р 3).

    При команде руководителя: «Кру-гом!» - кукловод (по предварительной команде) задерживает крыло коромысла в поднятом состоянии; поднимает одну из ног куклы, быстро перехватывает вагу в другую руку и одновременно поворачивает куклу, следя за тем, чтобы другая нога куклы не отрывалась от пола. Затем (по исполнительной команде) продолжает движение в обратном направлении; снова поднимает и опускает поочередно крылья коромысла.

    Следующее упражнение - опускание на колено . Вага находится в первоначальном положении. Свободной рукой кукловод натягивает пяточную нить, при одновременном опускании ваги к плоскости пола (стержень ваги остается перпендикулярен полу), слегка отведя пяточную нить назад. При вставании куклы с колена кукловод натягивает коленную нить соответствующей ноги, одновременно приводя вагу в первоначальное положение.

    Для упражнения в сгибании и разгибании торса вага находится в первоначальном положении. Кукловод наклоняет верхний конец стержня ваги и тем самым подтягивает спинную нитку, подвязанную к его нижнему концу. Кукла наклоняется вперед, сгибаясь в пояснице. Это упражнение можно комбинировать с предыдущим: опустить куклу на оба колена, наклонить ее в пояснице так, чтобы она коснулась головой пола. Постепенно выпрямляя стержень ваги, надо привести торс куклы в вертикальное положение, а затем поднять ее с колен, как описано в предыдущем упражнении.

    Марионетка - кукла на ниточках, управляемая кукловодом. Название Marionetta (управляемая театральная кукла) и первый экземпляр игрушки появились в XVI веке и с тех пор прочно вошли в мир театрального искусства. Современные мастерицы предлагают много подробных мастер-классов, как сделать марионетку своими руками.

    Для изготовления простых кукол понадобится картон, нитки, лоскутки ткани, природные материалы и даже носки. Зелёный носочек, надетый на руку, выступит в роли Лягушонка Маппета. Для других кукол-ротиков можно взять носки других цветов, а также детали глаз и смешные парики. Такие куклы пригодятся для самостоятельных постановок в детском саду или дома.

    Простая модель из бумаги

    Простой и несложный мастер-класс подскажет, как сделать марионетку из бумаги для домашнего спектакля. Таким способом создаются абсолютно любые персонажи: зверушки, клоуны, прекрасные девушки или злые волшебники. Для работы понадобится плотная бумага или картон, эскиз подходящей куклы, краски, крестовина для крепления и леска .

    Ход работы:

    1. Перенести выбранный эскиз куклы на плотную бумагу и раскрасить.
    2. Вырезать отдельно все составляющие игрушки, дыроколом на местах крепления и сгибов сделать отверстия.
    3. Через каждое отверстие протянуть нить или леску и зафиксировать свободные концы на крестообразном креплении.

    Попробовав силы на простых моделях марионеток, можно переходить к более сложным вариантам.

    Изготовление весёлого страусёнка не требует особых усилий, поэтому к его созданию можно привлекать детей. Совместное творчество сблизит и сделает семейный досуг весёлым и полезным. Для работы понадобится обычный и цветной картон, акриловые нитки для помпонов, заготовки глаз, леска или верёвочки .

    Ход работы:

    Готового страусёнка украсить перьями, бисером или бусинами.

    Милый волшебник, повинующийся движению руки кукловода, придётся по душе и детям, и взрослым. А материалы для его создания найдутся в любом доме. Этот пошаговый мастер-класс о том, как сделать куклу марионетку своими руками, включает в себя не только изготовление каркаса, но и пошив костюма для марионетки, потому подойдёт более опытным мастерам.

    Понадобятся: пластилин, картон, газеты, шнурок и проволока, ткань для костюма, швейные принадлежности, саморезы и деревянная крестовина .

    Ход работы:

    Эльф из папье-маше

    Изготовление очаровательного эльфа займёт много времени, но результат непременно порадует .

    Изящная куколка станет главным героем многих сказочных постановок и полюбится как детям, так и взрослым.

    Создаётся в несколько этапов: черновая заготовка туловища из папье-маше, оформление тела, нанесение рисунка и пошив одежды. Важный этап - эскиз будущей куклы. Нарисовать на плотной бумаге схему для марионетки, разделить на секторы и вырезать заготовки. На их размер и надо ориентироваться при создании объёмных деталей.

    Понадобятся:

    • пластилин;
    • проволока;
    • газеты, туалетная бумага и клей;
    • готовые заготовки глаз и парик;
    • акриловый грунт.

    Пошаговый разбор как сделать марионетку:

    1. Из пластилина вылепить все составляющие куклы, сверяясь с размером бумажных деталей. Заготовку головы обклеить кусочками туалетной бумаги, а каркас туловища газетами, оставить до полного высыхания.
    2. Разрезать детали пополам, вынуть пластилин и соединить обратно, вставляя на местах крепления петли из проволоки. Обклеить всю заготовку ещё одним слоем белой бумаги. Дополнительно покрыть тело белым акриловым грунтом.
    3. Детали куклы соединить между собой. Сделать это можно связав лентой петли между двумя заготовками, так конструкция марионетки будет более подвижная, или скрепить тонкой прочной проволокой. Выкрасить тело и голову краской, близкой к цвету кожи.
    4. На голове закрепить детали глаз и волосы. Дополнительно нарисовать эльфу маску или нанести переплетения узоров.
    5. Управляется кукла при помощи крестовины. Для этого в местах крепления управляющих петель (ноги и ладони) продеть леску и соединить их с крестовиной.
    6. Осталось сшить для эльфа любой фантастический наряд и можно приступать к репетициям!

    Марионеткой называется любая игрушка, управляемая с помощью натяжения нитей и руками кукловода. По предложенным мастер-классам легко создать собственную куклу, получив при этом незабываемое удовольствие от творчества.


    Игрушка-марионетка – это кукла, которой можно управлять при помощи ниток, резинок или проволок. Первая такая игрушка была изобретена в XVI веке итальянским мастером Мариони. С тех пор эти куклы прочно вошли в мир театрального искусства и восхищают зрителей своей оригинальностью.

    Создание куклы-марионетки своими руками не требует особых усилий, а если вы привлечете к этому процессу своего ребенка, то сможете хорошо провести с ним время, получив в результате совместного творчества в домашних условиях забавную куклу, которая приведет в восторг как взрослого, так и ребенка.

    Кукла-марионетка в домашних условиях может быть сделана из разных материалов, а именно: бумаги, пластилина, дерева, ниток и множества других предметов.




    Как сделать марионетку в домашних условиях, вам подскажет этот мастер-класс, результатом которого будет созданная своими руками оригинальная кукла, а именно страус из помпонов. Управлять таким страусом можно с помощью четырех лесок, веревок или резинок, которые соединяются с головой, хвостом и лапками игрушки.

    Итак, в процессе мастер-класса нам понадобится:

    • плотная бумага (картон);
    • нитки (акрил или шерсть);
    • пластилин (для глазок);
    • ножницы;
    • леска или резинки;
    • катушечные нитки;
    • швейная иголка;
    • клей ПВА.

    Этапы выполнения работы:

    • Для начала нужно сделать 4 помпона: два больших, из которых будут сделаны голова и туловище страуса, и два маленьких (две лапки). Для этого из бумаги (плотного картона) вырезаем два круга, которые имеют посередине круглое отверстие. Соединяем их и наматываем равномерно на них нитки так, чтобы они проходили через центральное отверстие (чем больше ниток мы намотаем на круг, тем пышнее будет помпон). Разрезаем ножницами намотанные нитки между заготовками из бумаги. После этого берем катушечную нитку и крепко связываем разрезанные нити посередине между заготовками из бумаги. Затем убираем картон и придаем помпону форму шара. Оставшиеся три помпона делаем аналогично.

    • Для ножек и шеи страуса из ниток (желательно ириса) сплетаем косички в количестве три штуки длиной 15-20 сантиметров.

    • Приступаем к сборке страуса: для этого к маленьким помпонам пришиваем один конец веревочек (это будут лапки). Второй конец веревочек пришиваем к туловищу страуса. Низ игрушки можно утяжелить при помощи пластилина, прикрепив его к низу лапок. С помощью оставшейся веревочки соединяем голову и туловище.

    • Из плотной цветной бумаги вырезаем крылья, хвост и клюв для страуса. Затем приклеиваем вырезанные детали крыльев и хвоста к туловищу, а клюв к его голове. Из пластилина делаем глаза кукле, для чего придаем необходимую форму пластилину, покрываем его обычным лаком для ногтей и закрепляем с помощью клея на голове страуса.

    • Заключительным этапом является крепление всех частей туловища к леске или резинкам, закрепленным на крестовине из дерева. При этом ноги куклы, а также туловище и голова соединяются с противоположными концами крестовины.

    Мастер-класс завершен, и забавная кукла-марионетка страуса готова! Чтобы сделать такую игрушку своими руками в домашних условиях, нам понадобился материал и инвентарь, который найдется в каждом доме.

    Существует еще много способов сделать куклу-марионетку страуса своими руками с помощью подручных материалов. Например, такую игрушку можно пошить из любой ткани, использовав синтепон или вату для ее наполнения и декоративные перья для крыльев и хвоста. Крепления к крестовине можно сделать из лески, веревок или резинок.