• Основные закономерности непроизвольной памяти их личностная обусловленность. Память и способы ее развития

    Память процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Память интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Накопление материала в памяти осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти.

    Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память входит в структуру интеллекта и является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Будучи важнейшей характеристикой всех психологических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

    Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находим у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции, однако первые попытки объективного исследования памяти были предприняты лишь в конце XIX в.

    В отечественной психологии исследованиями памяти занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Зинченко П.И., Лурия А.Р., Смирнов А.А., Житникова Л.М., Истомина З.М., Самохвалова В.И., Петров Я.И., Мальцева К.П., Гнедова Н.М., Шлычкова А.Н. и многие другие.

    В зарубежной психологии значительный вклад в изучение проблем памяти внесли Эббингауз, Робинсон, Фуко, Лешли, Ховлэнд, Андервуд, Ричардсон, Постман, Рау, Мейман, Лайон, Хенмон, фон Ресторф, Пиллсбери, Зигель, Занфорд, Дженкинс, Харровер, Розенцвейг, Хайер, Гликсман, Жане П., Зейгарник.

    Существует много оснований для классификации видов человеческой памяти, например по времени сохранения материала; по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору; по участию волевых процессов.

    По времени сохранения информации выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Основанием для такой классификации является различное место этих форм во временной последовательности преобразования информации: от поступления ее на чувствительные входы до возникновения неповреждаемого и всю жизнь сохраняющегося следа.

    Мгновенная , или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это – память-образ. Система иконической памяти идеально отвечает своему назначению – удерживает в течении короткого времени весь материал, обеспечивая процессам распознавания образов возможность извлечения и выбора.

    Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти, которая, в отличии от мгновенной, позволяет произвольно управлять длительностью удержания в ней следов.

    Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. В оперативной памяти присутствует смесь из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость. Объем оперативной памяти - показатель количества запоминаемого и сохраняемого в ней материала. Этот термин был введен Н.И.Жинкиным, обозначает, что мнемические процессы, обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

    Долговременная память способна хранить информацию в течении практически неограниченного срока. Эта информация может воспроизводится человеком сколько угодно раз без её утраты. Обычно в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, ме­сяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующиенанескольких уровнях: чувствен­ном, эмоциональном и интел­лектуальном.

    По преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной и других видов памяти. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстановится преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего – двигательные: текст закрепляется лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти.

    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Ей нередко обладают люди с высоким эйдетическим восприятием, способные в течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Впервые эйдетические образы описал в 1907 г. венгерский врач Урбанович, используя при этом для их обозначения выражение «субъективные наглядные образы». Содержание зрительной памяти быстро стирается, длительность ее варьирует от доли секунды до нескольких секунд в зависимости от интенсивности стимула, контраста с фоном, длительности стимуляции.

    Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

    Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо. Человек с яркой двигательной памятью, сомневаясь, как пишется слово, должен написать его, так как образ слова у него «в пальцах», в движении руки. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у остальных ведущую роль играют другие виды памяти.

    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены.

    Наряду с сенсорными выделяются и другие функциональные виды памяти . К ним относятся эмоциональная, образная, логическая, вербальная, механическая память.

    Эмоциональную память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. Эмоциональная память предполагает воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное состояние возникло впервые. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления хранятся дольше всего [9 ].

    При механической памяти запоминание и воспроизведение совершается на основе пространственной или временной близости и последовательности предметов, явлений и событий; при логической – на основе усвоения тех или иных смысловых связей между ними, независимо от расположения в пространстве или следования во времени. Для человека важен и тот и другой вид памяти. Логическая память необходима для понимания и запоминания смысла изучаемого материала и включения в его систему уже накопленных знаний, механическая – для точного, полного запечатления и сохранения запоминаемого. Особенности логической памяти проявляются прежде всего в запоминании только смысла текста. Запоминаемое может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе вычленения смысла происходит раскрытие сути подлинника, то есть переработка текста в более обобщенных понятиях.

    Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

    Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. По степени сознательной активности различают память непроизвольную и произвольную.

    Непроизвольное запоминание составляет большую часть памяти, во всяком случае его удельный вес в формировании нашего индивидуального опыта достаточно велик. При непроизвольном запоминании материал фиксируется в памяти непреднамеренно. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

      сильные и значимые физические раздражители (звуки выстрела, яркий свет прожектора)

      то, что вызывает повышенную ориентировочною деятельность (прекращение или возобновление действия, необычность явления)

      раздражители, наиболее значимые для данного индивидуума (профессионально значимые предметы)

      раздражители имеющие особую эмоциональную окраску

      то, что более всего связано с потребностями человека

      то, что является объектом активной деятельности

    Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно на максималь­но продолжительный срок с целью последующего воспроизве­дения или просто узнавания. Важное условие успешности произвольного запомина­ния - установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, эксперимен­тально выяснилось, что если предложить испытуемым запом­нить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на резуль­тативности запоминания будет весьма и весьма заметным. Испытуемые, которые собирались отвечать но заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизве­дут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Условиями успешного произвольного запоминания являются:

      Осознание значимости и смысла запоминаемого материала.

      Выявление его структуры, логической взаимосвязи частей и элементов, семантическая и пространственная группировка материала.

      Выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа.

      Эмоционально-эстетическая насыщенность материала.

      Возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта

      Установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях.

    Еще одним самостоятельным, не зависимым от других способом функциональной организации памяти является ее разделение на декларативную и процедурную.

    Декларативная память предназначена для поддержки мыслительных процедур, основанных на процессах оперирования с понятиями. В результате декларирования происходит определение одних объектов через другие, в частности через объекты, представляющие собой части данных объектов.

    Процессуальная память во много противоположна декларативной. Можно сказать что ее предназначение – ответ на вопрос «как?»: как пользоваться объектом, как вести себя в определенных условиях или при решении той или иной задачи.

    Кроме видов памяти, выделяют еще ее процесс. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и детальности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, узнавание, а также сохранение и забывание материала.

    Запоминание – процессы организации (кодирования, удержания) вновь поступающей информации.

    Сохранение - процессы активного или пассивного преобразования запомненной информации.

    Забывание - процесс обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал. Физиологическая основа забывания – торможение временных связей при отсутствии их подкрепления. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям (проактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит последующее восприятие и действие) и (ретроактивное торможение – то, что происходит в данный момент тормозит то, что воспринималось ранее). Может быть полное, частичное, длительное, временное.

    Реминисценция – отсроченное воспроизведение лучше чем непосредственное.

    Воспроизведение – процесс восстановления ранее запомненного материала. Внутри процесса воспроизведения выделяют процессы припоминания и процессы воспоминания.

    Припоминание позволяет произвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого, а воспоминание – непроизвольно извлечь из долговременной памяти образы прошлого.

    Узнавание – это процесс идентификации объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними. Выделяют также запечатлевание - это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период развития, сразу после рождения. У человека импринтинг наблюдается до 6-месячного возраста.

    Память - это психический познавательный процесс, направленный на организацию и сохранение прошлого опыта человека с целью создания новых программ для реализации их в деятельности. Основываясь на этих программах, человек адекватно реагирует на внешний мир и адаптируется к изменяющимся условиям. Феномен памяти включает в себя процесс прохождения информации от ее восприятия через отбор, механизмы хранения и воспроизведения до возвращения во внешний мир в форме поведения и различных стратегий деятельности.

    Память связывает прошлое человека с его будущим через настоящее. Она представляет собой временной канал передачи информации. Ни один познавательный процесс не связан так со временем, как память. Благодаря ей осуществляется отсчет времени и внутренняя фиксация прошлого опыта, т. е. объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом. Оценка времени соотносится с нанесением некой отметки времени (запоминание происходит как бы впрок, для того чтобы использовать заученную информацию в будущем). Такое запоминание закладывает прочные основы для воспроизведения информации. Текущие события и собственные действия оцениваются человеком относительно и прошлого, и настоящего, и будущего времени.

    Обращенность памяти в будущее позволяет человеку с наибольшей вероятностью и целесообразностью использовать ее возможности. Механизмом этого процесса выступает вероятностное прогнозирование - предвосхищение будущего, основанное на структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (И. М. Фей- генберг, 1977). Эффективности вероятностного прогноза способствует ряд параметров: давности событий (прогноз осуществляется на основе опыта последнего периода жизни человека); неожиданности событий или удивления (прогноз строится на ярких, необычных событиях); «порога» вероятностного прогноза. Нарушение последнего параметра приводит к дезорганизации вероятностной структуры прошлого опыта. Наряду с высоковероятными признаками событий маркируются отметками будущего времени маловероятные признаки, которые при актуализации затрудняют воспроизведение информации.

    Как сложный психический процесс память выполняет функции фиксации воспринимаемой информации, удержания ее в латентном (скрытом) состоянии, актуализации и забывания. Названные функции реализуются через такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Запоминание - это процесс фиксации воспринимаемой информации. Важным его условием является понимание информации и ее осмысление. Последнее определяет эффективность сохранения информации в памяти.

    Под сохранением понимается процесс реконструирования материала и долговременного его удержания.

    Воспроизведение - это процесс, направленный на актуализацию запечатленной информации в памяти.

    Забывание связано с уменьшением возможности воспроизвести информацию. Благодаря забыванию сознание освобождается от перегрузок прошлого опыта для переработки нового материала. По мнению психологов, забывание оставляет «ключ» к информации, отправляемой на временное хранение. Для того чтобы забыть информацию, ее нужно правильно закрепить, используя различные способы (группировку, структурирование, мнемотехнику).

    Процессы памяти взаимосвязаны и оторванность их друг от друга дезорганизует ее работу. Почему иногда трудно воспроизвести информацию? Потому что фундамент воспроизведения закладывается при ее запоминании. Если он непрочен, то воспроизведение информации, как правило, затруднено.

    Об уникальности памяти свидетельствуют некоторые феномены: «на кончике языка», «все или ничего», «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого».

    Феномен «на кончике языка» состоит в том, что человек помнит значение слова, но не может вспомнить само слово, оно как бы «вертится» на языке. Феномен «все или ничего» проявляется в том, что человек помнит само слово, но не может вспомнить его значение. Феномены «уже виденного», «уже слышанного» и «пережитого» связаны с явлением парамнезии (обманов памяти). Они объясняются смешением или сходством эпизодов настоящего времени с событиями прошлого. Возникает

    «иллюзия во времени», человек как бы узнает вновь забытые им реальные события прошлого.

    С памятью связано также явление конфабуляции, или ложного припоминания, которое проявляется в невероятных воспоминаниях человека. Иллюстрацией могут служить фантастические воспоминания Хлестакова - героя пьесы Гоголя «Ревизор»: «...С Пушкиным на дружеской ноге...».

    Индивидуальные особенности памяти связаны с ее феноменальными проявлениями. Хорошо развита зрительная память у ткачей, которые различают множество оттенков черного и серого цветов, обонятельная - у парфюмеров, двигательная - у спортсменов и танцоров, вкусовая - у дегустаторов.

    Феноменальной, или исключительной, памятью обладали Наполеон, Суворов, академик Иоффе, шахматист Алехин, мнемонист Шерешевский. По оценкам биографов, Наполеон и Суворов знали в лицо всех своих солдат и помнили их по именам. Алехин проводил сеансы одновременной игры с десятками партнеров, удерживая в памяти многочисленные комбинации. Уникальность памяти Шерешевского проявлялась в том, что он мог через длительный интервал времени с фотографической точностью воспроизводить информацию. В процессе запоминания Шерешевский использовал яркие образы, которые помогали ему закреплять материал. Кроме того, он испытывал трудности с забыванием информации. Чтобы стереть ее из памяти, ему приходилось использовать разные приемы (записывать, сжигать записи), но, к сожалению, это не приводило к нужному результату. Излишняя информация, хранящаяся в памяти Шерешевского, мешала ему воспринимать новую. Свою феноменальную память он демонстрировал на сцене, работая мнемонистом.

    Память человека многообразна. В зависимости от содержания материала и форм его воспроизведения память может быть образной, эмоциональной, моторной или двигательной и словесно-логической. По времени хранения выделяют кратковременную и долговременную виды памяти. По цели - запомнить - память делят на произвольную и непроизвольную.

    Генетически исходной является образная память, благодаря которой человек получает достаточно обширную и точную информацию об окружающем. В образной памяти эта информация перерабатывается на различных сенсорных каналах. Наиболее изучены зрительный и слуховой виды памяти. Элементарной формой проявления образной памяти являются последовательные образы. Время хранения этих образов минимально - менее одной секунды. Они не регулируются сознанием, их нельзя произвольно вызвать или продлить.

    Другим видом образной памяти является эйдетическая память (от греч. слова эйдос - картина, образ, идея). Это более сложный вид памяти, характеризующийся точным и полным сохранением ярко выраженных наглядных образов. Люди, обладающие этой памятью, продолжают «видеть» изображение даже через длительное время. Их называют эйдетиками. Эйдетическая память рассматривается как феноменальная память.

    Изучением эйдетической памяти занимались венгерские психологи братья Йенш, которые объясняли ее работу деятельностью органов внутренней секреции, связанной с индивидуальными различиями, конституцией, возрастом, а также с географическими условиями жизни человека. Было выделено два типа людей, обладающих этой памятью. У первого типа возникновение эйдетических образов обусловлено потребностно- мотивационной и эмоциональной сферами личности, т. е. действием психологических факторов. Таких людей относили к базедовоидному типу. У второго типа эйдетическая память обусловлена особенностями запоминаемой информации, т. е. действием физиологических факторов. Этот тип назывался тетоноидным (Психология памяти, 1998).

    Эйдетическая память обладает некоторыми особенностями, отличающими ее от последовательных образов: длительностью хранения информации (эйдетические образы могут воспроизводиться через 20 и более лет); произвольностью воспроизведения в любой промежуток времени; яркостью, четкостью и полнотой независимо от времени хранения; постоянством образов (тем не менее, это не застывшая фотографическая картина мира).

    Более сложной формой проявления образной памяти являются образы представлений, которые обладают полимодальностью, т. е. включают элементы зрительных, слуховых и других образов. Они являются результатом сложной познавательной деятельности. Процесс распознавания образов включает элементы сопоставления информации, выделения существенных признаков и отнесения их к определенной категории, в результате чего осуществляется ее узнавание и воспроизведение. Образы представлений изменяются в процессе хранения, подвергаясь реконструкции. Изменение этих образов П. П. Блонский связывал с процессом реинтеграции - восстановления образов, благодаря чему осуществляется воспоминание. Процесс реинтеграции осуществляется на основе различных ассоциаций, что способствует более продуктивному воспроизведению материала (П. Г1. Блонский, 1976).

    Эмоциональная память трактуется как память на пережитые человеком чувства. Одним из первых изучал ее Т. А. Рибо, который использовал понятие «аффективная память». По его мнению, материалом реконструкции в эмоциональной памяти являются чувства человека. Он выделил два вида эмоциональной памяти: ложную и настоящую. Благодаря первой воспроизводятся события с присоединением «аффективного отпечатка».

    Вторая связана с воспроизведением целостного аффективного состояния, испытанного человеком в прошлом.

    В настоящее время под эмоциональной памятью понимается процесс отражения человеком ранее пережитого эмоционального состояния с вызвавшей его ситуацией и субъективным к ней отношением. С точки зрения Е. А. Громовой, такое определение эмоциональной памяти связано со структурой эмоций, включающей три компонента: субъективное переживание, выразительные реакции и систему запуска (Е. А. Громова, 1980).

    Субъективные переживания зависят от значимости события и от отношения к нему человека. Это отношение всегда определяется его индивидуальными особенностями. Выразительные реакции сопровождают возникновение эмоций и обеспечиваются генетически закрепленными механизмами. Система запуска - это ситуация, вызывающая субъективное переживание разной степени интенсивности. Чем значимее для человека ситуация, тем интенсивнее его чувства и эмоции. Например, чувство страха у одного и того же человека, пережившего землетрясение и автокатастрофу, может быть одинаковым. Выразительные реакции - тоже: ужас на лице. Однако пережитая эмоция страха в первом случае (землетрясение) будет вспоминаться в ситуации, напоминающей землетрясение, во втором - в ситуации, схожей с автодорожной аварией. Другими словами, субъективное переживание обусловливается системой запуска.

    Эмоциональная память обладает рядом особенностей: надмодальностью, т. е. независимостью от конкретного сенсорного раздражителя (ностальгия может быть вызвана и музыкой, и запахами, и знакомым голосом или их сочетанием), быстротой и прочностью формирования эмоциональных образов, непроизвольностью их запоминания и воспроизведения, «эволюцией» во времени. Последнее проявляется в том, что с течением времени эмоции притупляются, и воспроизводится не само первоначальное чувство, а воспоминание о нем.

    Существуют различные точки зрения на то, какая информация запоминается лучше: приятная или неприятная. 3. Фрейд считал, что информация, связанная с отрицательными эмоциями, забывается. Забывание он объяснял механизмом вытеснения, который срабатывает в результате нарушения принципа удовольствия. По мнению П. П. Блонского, наоборот, неприятные впечатления остаются в памяти дольше, чем приятные. Больше всего запоминаются те события, которые вызывают у человека боль, страдание и страх.

    Моторную (двигательную) память определяют как память на движения, в том числе и речевые. Первоначально истоки моторной памяти видели в памяти- привычке, которая связана с механическим выучиванием разного рода движений и закреплением их в процессе повторения. Однако такое представление о двигательной памяти является упрощенным. По мнению Н. А. Бернштейна, моторная память - это процесс творческой переработки информации о двигательных навыках, благодаря чему осуществляется их совершенствование. Ее работа объясняется принципом уровневого и кольцевого регулирования, согласно которому каждый двигательный акт различается по своей смысловой структуре и двигательному составу. Последующий навык не повторяет предыдущий, а становится совершеннее. Информация о движениях, хранящаяся в памяти, приобретает для человека все новый и новый смысл. Вряд ли танцор или спортсмен достигнет мастерства в деятельности, если не будет пользоваться двигательной памятью. Это явление нашло отражение в принципе развития памяти «повторение без повторения» (А. Г. Асмолов, 1996).

    Содержанием словесно-логической памяти являются сложные вербальные конструкты, требующие осмысления и понимания. Это предполагает смысловую форму переработки информации, которая осуществляется различными методами. Смысловая группировка предполагает разбивку информации на части по содержанию, что способствует ее осмыслению. Выделение смысловых опор дает возможность более глубоко понять запоминаемый материал. Благодаря им большая по объему информация «сжимается», свертывается для ее переработки. Способ соотнесения новых знаний с прошлым опытом дает возможность лучше понять и осмыслить воспринимаемый материал.

    Исходя из времени хранения информации, выделяют кратковременную и долговременную виды памяти.

    В кратковременной памяти информация храниться не более 10-30 секунд. Материал, хранящийся в ней, может сразу актуализироваться или передаваться в долговременную память. Объем кратковременной памяти ограничен и составляет 7 ± 2 элемента («магическое» число Мюллера). Под элементами понимаются не только отдельные буквы, цифры, знаки, но и их сочетания. Чем лучше структурирован материал для запоминания, тем больше информации способен переработать этот вид памяти. Забывание в кратковременной памяти объясняется процессом интерференции, затормаживания вновь поступающей информацией.

    В кратковременной памяти информация хранится в вербально-акустической форме, предполагающей кодировку слов в звуки, т. е. образ оформляется в то или иное понятие. Специфика этой формы хранения отражается в ошибках, допускаемых при воспроизведении материала: акустических или артикуляционных. Акустические ошибки прослеживаются в смешении элементов, сходных по звучанию, а не по внешней (видимой) форме. Чаще всего смешиваются фонетически близкие буквы: М и Н, а не П и Н. Артикуляционные ошибки допускаются в тех случаях, когда слова кодируются не в звуки, а в последовательность мышечных сокращений, необходимых для произношения.

    Информация в кратковременной памяти может храниться и в семантической форме, в форме значений, однако преимущество отдается акустическому кодированию (П. Линдсей, Д. Норман, 1979).

    Объем кратковременной памяти не чувствителен к длине ряда хранящихся в ней единиц. Он зависит от структурирования информации. Чем лучше структурирован материал для запоминания, тем больше информации способна переработать кратковременная память. За счет этого расширяется ее объем.

    Долговременная память характеризуется тем, что объем ее практически не ограничен, информация хранится в ней бесконечно. Существенной характеристикой долговременной памяти является в основном семантическая форма хранения, т. е. информация в процессе закрепления кодируется по смысловому содержанию.

    Сохранение информации в долговременной памяти зависит от того, как она закодирована. Процесс кодировки информации в долговременной памяти организуется по принципу ассоциаций. Когнитивные психологи отмечают некоторые особенности этого процесса, улучшающего работу памяти человека:

    • ? опора на старые, сильные ассоциации, что избавляет от создания новых ассоциаций;
    • ? сужение поля поиска ассоциаций, что обеспечивает запоминание информации ее включением в контекст дополнительной, легко извлекаемой;
    • ? систематизация поиска информации, благодаря тому, что кодирование вносит порядок в случайный поиск;
    • ? увеличение объема запоминаемой информации за счет преимущественно семантического кодирования;
    • ? защита возникшей новой ассоциации от искажающего влияния других.

    Особую трудность в долговременной памяти представляет поиск информации, который можно представить в виде алгоритма:

    • 1) определение стратегии поиска;
    • 2) осуществление отбора пробной информации;
    • 3) активизация поиска в долговременной памяти;
    • 4) осуществление принятия решения о продлении поиска или отказе от него;
    • 5) выбор ответа и его реализация (Р. Аткинсон, 1980).

    Кроме кратковременного и долговременного видов памяти выделяют оперативную, или рабочую, память. Благодаря ей информация актуализируется в данный момент времени, по выражению Аткинсона, как момент текущего сознания.

    По цели - запомнить - память делится на произвольную и непроизвольную. Произвольной памятью называется активный процесс, обусловленный мнемиче- ской направленностью. Главная роль отводится функции запоминания. Произвольная память предполагает использование различных способов переработки информации с целью ее запомнить. Эти способы связаны с группировкой материала по внутренним и внешним связям, с использованием различных мнемических средств (метод «вешалок», словесных посредников, парных ассоциаций и др.). В произвольном запоминании существенная роль принадлежит повторению. Благодаря ему запоминаемая информация реконструируется и обновляется, обеспечивая ее осмысление и понимание.

    Непроизвольное запоминание наиболее глубоко исследовалось в отечественной психологии в школе П. И. Зинченко. Он связывал работу этого вида запоминания с деятельностью человека, с такими ее важными компонентами, как цели, мотивы и способы осуществления. Если человек ставит цель сопоставить воспринимаемую информацию, систематизировать ее, то она запоминается непроизвольно, становясь предметом его деятельности.

    Влияние способов осуществления деятельности на непроизвольное запоминание зависит от ее содержания. Чем содержательнее связи, которые раскрываются в изучаемой информации, тем продуктивнее непроизвольное запоминание, поскольку оно требует мыслительной активности человека.

    Мотивы обеспечивают эффективность непроизвольного запоминания в том случае, если они связаны с целями и способами осуществления деятельности. В частности, включение человека в игровые ситуации улучшает непроизвольное запоминание за счет игровой мотивации. Увлеченность игрой позволяет эффективно переработать информацию в непроизвольной памяти. Ее продуктивность определяется содержательными отношениями, которые существуют между мотивами и целями деятельности.

    В психологии сформулирован ряд закономерностей памяти.

    Запоминание информации определяется ее характером: объемом, разной степенью осмысленности, однородностью - неоднородностью.

    Воспринимаемый материал не всегда соответствует объему памяти человека. Чаще всего он его превышает. Для того чтобы переработать такую информацию, используются различные способы. Благодаря этому она свертывается в меньшую по объему и вводится в контекст дополнительной с целью лучшего запоминания.

    Существенное влияние на работу памяти оказывает запоминание осмысленной информации, которая осуществляется благодаря смысловым связям. Причем, семантическая переработка информации ведет как к уменьшению числа повторений, так и времени, необходимого для заучивания. Об этом свидетельствуют данные зарубежных и отечественных психологов. Так, в экспериментах Дж. Гилфорда при заучивании 15 бессмысленных элементов затрачивалось 20 повторений; 15 слов - 8 повторений, а 15 слов, имеющих смысловую связь, 3 повторения. По данным С. Л. Рубинштейна, осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического заучивания.

    Кроме объема, осмысленности материала, на память оказывает влияние степень его однородности - неоднородности (сходства и различия). Степень сходства затрудняет процесс запоминания и требует большего числа повторений. Однородные элементы, перемежаясь с разнородными, несхожими, запоминаются лучше. Эта особенность памяти связана с «эффектом фон Ресторф». В силу своей изолированности от других, непривычности для восприятия информация эффективно перерабатывается в памяти. Однако следует учитывать тот факт, что с увеличением числа неоднородных элементов, процесс запоминания информации будет ухудшаться.

    Немаловажную роль в работе памяти играют упражнения. По оценкам психологов, они способствуют закреплению информации. Благодаря упражнениям материал понимается и осмысливается. Впервые на позитивную роль упражнений обратил внимание Г. Эб- бингауз.

    Влияние упражнений на запоминание зависит от их оптимального распределения. Этот вопрос изучался в двух направлениях: 1) изменения времени для нахождения оптимума распределения упражнений; 2) изменения продолжительности упражнений при постоянном временном интервале. В первом случае речь идет о варьировании временных интервалов между упражнениями, что дает возможность найти оптимальный интервал времени, для которого количество упражнений будет наименьшим, а результат - наилучшим. Во втором случае речь идет о варьировании упражнений при постоянном временном интервале (с уменьшением количества упражнений улучшается запоминание). Тем не менее, вопрос об оптимальном распределении упражнений зависит от мнемической задачи, ее характера, сложности и индивидуальных особенностей человека.

    По данным М. Н. Шардакова, в первый день без упражнений запоминается 77 % информации, с использованием упражнений - 88 %; через три-четыре дня сохраняется 66 % информации, с использованием упражнений - 84 %; через один месяц без упражнений - 58 %, с упражнениями - 70 %; через два месяца без упражнений - 48 %, с упражнениями - 52 %; через шесть месяцев без упражнений сохраняется 38 %, с использованием упражнений - 60 %. Предпочтение отдается повторению с использованием упражнений, поскольку актуализируются старые ассоциации.

    При распределении упражнений во времени необходимо иметь в виду, что продуктивность запоминания может изменяться в течение дня. Наивысший пик достигается с 8.00 до 12.00 и с 15.00 до 16.00. Кроме того, оказывают влияние возраст, динамика психической активности и уровень интеллектуального развития в целом.

    Существенная роль в запоминании отводится установкам человека, его мотивации и эмоциям. Их влиянием обусловливается значимость для человека той информации, которую он воспринимает. Установка влияет на сам факт запоминания, его полноту, длительность хранения. Благодаря ей запоминаемый материал включается в различные жизненные контексты и закрепляется в различных временных системах, т. е. в широких схемах жизнедеятельности человека. При долговременной и кратковременной установках на запоминание наиболее полно и точно воспроизводится информация в первом случае.

    На память влияет мотивация человека. Она опосредует процессы запоминания. Мотивировать могут оценочные действия: похвала, одобрение, подбадривание и др., информация о собственных результатах, достижениях, успехах. Существенную роль в запоминании играют незавершенные действия, которые оставляют в памяти прочные следы. Это явление связано с «эффектом Зейгарник». Главная роль отводится квазипотребностям человека, которые являются побудителями мнеми- ческой деятельности. По данным Б. В. Зейгарник, прерванные действия запоминаются лучше, чем завершенные в 1,9 раза.

    На работу памяти оказывают влияние и эмоции человека. Они могут как активизировать процессы памяти, так и тормозить их. Эмоционально насыщенная информация, положительная или отрицательная, запоминается лучше, чем нейтральная. Кроме того, эмоции могут способствовать стиранию информации из памяти. Чаще всего это обусловлено критическими ситуациями, экстремальными условиями, когда человек переживает аффект, потрясение, стресс. В состоянии аффекта или стресса наблюдается полная или частичная амнезия (потеря памяти). Иногда информация может воспроизводиться ошибочно, искаженно.

    Развитие памяти человека зависит от организации информации для запоминания, которая осуществляется различными способами. Наиболее изучены способы группировки и структурирования воспринимаемого материала.

    Смысловая группировка предполагает разбивку информации по смысловому содержанию, т. е. по внутренним признакам. Психологами выделяется непроизвольно интуитивный и произвольно дискурсивный способы смысловой группировки. Непроизвольно интуитивный способ не является особым действием разбивки информации для запоминания. Его можно назвать примерной разбивкой материала. Произвольно дискурсивная группировка является произвольным действием, включенным в познавательный процесс. Благодаря ей осуществляется выделение главных тем или разделов в запоминаемой информации, ее разбивка, сравнение отдельных частей. Процесс носит не интуитивный характер, а ярко выраженный дискурсивный характер.

    Та информация, которая не поддается группировке, структурируется. Способ структурирования предполагает организацию материала для запоминания в определенные структуры на основе близости информации по смыслу или по форме. Материал структурируется вследствие конфигурационной или ритмической организации. Конфигурационной организации подвергаются пространственные ряды бессмысленных слогов, цифр, букв. Кроме того, этим способом запоминаются статистические данные и исторические даты.

    Посредством ритмической организации словесный материал приобретает структурную оформленность. Примерами могут служить запоминание речевок, номеров телефонов, которые накладываются на определенный ритм или рифму. Например, Эйзенштейн запоминал номера телефонов, накладывая их на определенную мелодию.

    При запоминании информации используются также мнемотехнические средства. Мнемотехника - это специально созданный прием, способствующий лучшему запоминанию. В основе мнемотехнических средств лежит принцип создания ориентировочных схем или опор, способствующих эффективному заучиванию. Наиболее известен метод локуса (локальной привязки), который основан на создании ряда опор, объективно существующих и хорошо знакомых человеку. К этим опорам «привязывается» информация для запоминания. Как отмечает У. Найссер, извлекающийся образ объекта, локализованный в конкретном месте, позволяет воспроизвести заученную информацию (У. Найссер, 1981).

    Применение метода локуса должно отвечать определенным требованиям, следование которым может предотвратить ошибки воспроизведения.

    • 1. Создание ориентировочных схем не должно нарушать естественность расположения опор, поскольку препятствует готовности к сбору информации в конкретном месте.
    • 2. Нежелательно использовать две сходные опоры, поскольку это дезорганизует мнемическую деятельность. Лучше сгруппировать похожие предметы, использующиеся в качестве ориентировочных схем.
    • 3. Нежелательно использовать как опоры двери, потому что они стандартны. Исключением могут быть лишь двери особой конструкции или формы.
    • 4. Нежелательно использовать в качестве ориентировочных схем предметы, имеющие в доме непостоянное место, так как также нарушается готовность извлечь информацию там, где она локализовалась.
    • 5. Нежелательно перегружать мнемическую систему. Опоры должны запоминаться постепенно.

    Метод словесных посредников основан на создании вербальной схемы образов, способствующей заучиванию. Примером использования этого метода является запоминание падежей существительных, цветов спектра, числа Пи и др.

    Метод парных ассоциаций строится на основе создания мысленных схем. В качестве ассоциаций лучше использовать конкретные слова, а не абстрактные понятия, потому что именно конкретное содержание способно скорее создать мысленный образ. При предъявлении пары слов для запоминания создается зрительный образ - воображаемая ситуация, включающая оба слова: морковь - почтовый ящик; жук - кресло; рыба - пожар и др.

    По оценке У. Найссера, воспроизведение информации предвосхищается в процессе ее заучивания (У. Найссер, 1981).

    Формированию правильной схемы объектов способствует дополнительный контекст, который представляет собой более широкие жизненные схемы. Он может быть внешним и внутренним. Внешний контекст предполагает создание ориентировочных схем, основанных на объективных факторах, которые помогают извлечь информацию из памяти (место, время, люди, природа и т. д.). Внутренний контекст предполагает установки, интересы, мотивы, эмоции человека, которые способствуют запоминанию той или иной информации.

    Таким образом, запоминание информации обусловлено не только выявлением смысловых, внутренних связей в воспринимаемой информации, но и внешних связей с использованием мнемотехнических средств.

    Можно ли улучшить свою память и научиться хорошо запоминать? Безусловно. Здоровый человек может развить свою память до такого совершенства, что без труда может запомнить необходимый материал за более короткий промежуток времени и более прочно, чем он делал это раньше. Для этого необходимо знать законы памяти и способы рационального запоминания.

    Чтобы выработать те или иные способы запоминания, следует проследить за собой и установить, какой тип памяти у вас преобладает . Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип).

    Совершенствуя память, лучше тренировать не ту особенность, которая уже достаточно развита, а другую. Например, людям, хорошо запоминающим прочитанное, нужно одновременно приучить себя воспринимать информацию на слух. В любом материале, который вам предстоит запомнить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при запоминании - важнейшие условия стойкого запечатления полученной информации.

    Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы, выучивая длинные речи, сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть речей ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т. д. Этим методом умело пользовался римский политический деятель Цицерон. Каждый раздел своей речи он связывал с определенной ситуацией в комнате, приводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

    Немецкий ученый Герман Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания , установленные в исследованиях, где для запоминания использовалась серия бессмысленных слов и слогов.

    1. Сравнительно простые события в жизни, производящие особенно сильное впечатление на человека, запоминаются, как правило, прочно и надолго.

    2. Более сложные и менее интересные события, даже если они происходят неоднократно, в памяти человека надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событиям достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужный момент воспроизвести это событие.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспринятых членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшится по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду соответствовало объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается лишь после 14–16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, понадобится примерно 30 повторений для получения того же результата.

    6. Предварительное повторение материала, который подлежит запоминанию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизвести его начало и конец («эффект края»).

    8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важно, являются ли они разрозненными или представляют собой логически связанные друг с другом части единого целого.

    9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определенный период времени, например в течение нескольких часов или дней.

    10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

    11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений может быть уменьшено.

    12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

    13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

    14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Запомнившись, оно со временем может несколько видоизмениться.

    В последние годы было создано много новых систем запоминания (мнемонических приемов), а также различных изобретений. Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях - на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что означает осмысливание первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (приплюснутый нос, родинку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удерживается в памяти.

    Многие ученые-психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст. Если какое-то событие обрадовало или огорчило вас, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе дают пищу для размышлений. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить все возможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и облегчат их восстановление в будущем.

    Память - форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении знаний и навыков, делающая возможным их повторное использование в деятельности.

    Процессы памяти:

    1.Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, основу произвольного запоминания составляет установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механиче­ское иосмысленное . Механическое запоминание основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения (заучивание). Осмысленное запоми­нание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала.

    2.Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения чела, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

    3.Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

    4.Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

    Виды памяти:

    1. по сенсорной модальности - зрительная (визуальная), моторная (кинестетическая), звуковая (аудиальная), вкусовая, болевая;

    3. по организации запоминания - эпизодическая и семантическая, на их стыке автобиографическая, включает в себя черты обоих; процедурная;

    4. по временным характеристикам - долговременная, кратковременная, ультракратковременная, оперативная (в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности), промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов);

    5. по физиологическим принципам - определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

    6. по наличию цели - произвольная и непроизвольная;

    7. по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

    8. по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

    Свойства памяти:

    1.Точность 2.Объём 3.Скорость процессов запоминания

    4.Скорость процессов воспроизведения 5.Скорость процессов забывания

    Закономерности памяти:

    1) Закон интереса - интересное запоминается легче.

    2) Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

    3) Закон установки - если чел сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

    4) Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

    5) Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

    6) Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

    7) Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

    8) Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

    9) Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

    10) Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

    Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.

    • Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
    • Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
    • При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
    • Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
    • Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
    • Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
    • При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края ").
    • Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
    • Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
    • Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
    • С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
    • То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
    • Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
    • Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

    Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
    Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:


    • память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
    • память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии ). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

    Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по переработке, перекодированию его, в том числе такие мыслительные операции, как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и воспроизведение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
    При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.
    Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
    То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности. Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности .
    Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения . Их продуктивность в значительной степени зависит от того, в какой мере данный процесс интеллектуально насыщен, т.е. является не механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. В этой связи особое внимание должно обращаться на понимание материала и осознание смысла того, что с ним в процессе запоминания делается. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
    Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. По данным, полученным Анри Пьероном (1881-1964), распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразу заучивается наизусть. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал в целом, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится.
    Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это - улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция , вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми. Чаще всего реминисценция происходит на 2-3-й день после выучивания материала. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, один из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала.

    Проблемы для обсуждения :
    1. Значение памяти для человеческой жизнедеятельности.
    2. Психологические закономерности памяти.