• Почему Гордыня и Высокомерие это смертный грех? Что такое гордыня - признаки и как с ней бороться.

    Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] Щербатых Юрий Викторович

    Гордость и гордыня

    Гордость и гордыня

    Понятие «гордыни» одно из ведущих во всем комплексе семи смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (алчность ) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (зависть ), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (гнев ), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов, и соответственно, мы уделим этому пороку особое внимание.

    Однако богатство и многозначность русского языка приводит к тому, что в сознании многих людей понятия «гордыня» и «гордость» тесно переплетаются друг с другом, а в результате одни люди полностью смешивают эти термины, а другие считают их совершенно противоположными по смыслу. На самом деле эти различия интересны не только филологам. От того, как мы будем к ним относиться, зависят наши мысли, настроение, жизненная позиция и успех в обществе. Что есть гордость – необходимое качество самодостаточной личности или первый шаг к смертному греху – гордыне? Давайте постараемся разобраться в этом.

    Как определяет слово «гордость» толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой?

    Гордость. 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения (например – «национальная гордость»). 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь («гордость победой»). 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь («из-за своей гордости ни с кем не дружит»).

    Таким образом, из данных определений видны две основные составляющие гордости. Одна носит положительный характер (первое и второе значение), а вторая составляющая отражает отрицательную сторону данного термина, когда человек необоснованно возвышает себя (тем самым принижая других людей). Если в основе гордости лежат успехи человека, его трудолюбие, талант и т. д., то положительная оценка своей личности или достижений вполне заслуженна, но если человек без достаточных на то оснований считает себя лучше других, то он берет грех на душу.

    В разных культурах, в разные эпохи представления о том, что может и что не может быть предметом гордости, значительно расходятся. Так, «национальная гордость» часто понимается как чувство причастности человека к мощи своего государства, способного противостоять другим странам с позиции силы. Этот вид национальной гордости был особенно свойственен империям. Примером может служить Британская империя XIX века (концепция «бремени белого человека»), Японская империя и нацистская Германия 30–40-х годов XX века (превосходство «высшей нации»), Советский Союз (гордость от принадлежности к стране с коммунистической идеологией).

    Самая дешевая гордость – это гордость национальная.

    Артур Шопенгауэр

    Не менее противоречива история гордости как понятия, связанного с полом – «мужская и женская гордость». В устоявшейся традиции за мужчиной и женщиной закрепился различный набор качеств, которые могут служить предметом гордости: для мужчины эти качества – прежде всего сила, социальная успешность, способность обеспечить финансовое благополучие семьи, для женщины – скромность, ласковость, домовитость и верность. По мере эволюции общественных нравов эти взгляды менялись. С точки зрения феминисток, борющихся за равноправие женщин, критериями женской гордости является их экономическая и психологическая независимость от мужчины. Таким образом, источник гордости для одной женщины может не совпадать с тем, чем гордится другая. В свою очередь, у лиц с нестандартной сексуальной ориентацией тоже есть своя гордость – «гордость геев» (gay pride ), особенность которой – признание ценностью самого факта их выделения из основной массы людей, способности «смелого» уклонения от существующего социального и культурного стереотипа.

    Определений гордости много, их можно найти у филологов, психологов и философов, но большинство авторов определяют гордость как выраженное желание самоуважения, чувство удовольствия от собственных успехов или достижений других людей, с которым человек идентифицируется. Например, в случае патриотизма человек испытывает гордость за всю свою страну – ее людей, достижения, природу и т. д. Если говорить о чувстве гордости по отношению к себе, то оно состоит из двух компонентов: постоянного и переменного, личностного и ситуативного. С одной стороны – это проявление чувства собственного достоинства, самоуважения, осознания ценности и уникальности своей личности, которое присуще одним людям, но не развито у других – то есть это устойчивая черта личности. В соответствии с этим показателем мы выделяем гордых и скромных людей. Первые будут горды даже в случае своих поражений, а вторым будет очень трудно испытать это чувство даже в случае своего успеха в каком-то деле.

    С другой стороны, чувство гордости зависит от тех или иных поступков и дел человека, от его побед и провалов, от его оценки со стороны других людей. Понятно, что чувство гордости студента за себя и свои знания будет зависеть от итога экзамена – оно будет максимальным при отличной оценке и минимальным в случае «двойки».

    Гордость присуща всем великим людям, совершившим сколь либо значительные деяния в истории человечества, причем это чувство является своеобразным подкреплением усилий, предпринятых на пути достижения поставленной цели. То, что гордость испытывают все, можно проиллюстрировать на примере А. В. Суворова – человека скромного, по жизни лишенного высокомерия и тщеславия. Как известно, Александр Васильевич был выдающимся полководцем, единственным в истории военачальником, не проигравшим ни одного сражения. Впрочем, Суворов отнюдь не кичился своими военными талантами и отвергал всяческие восхваления. Единственно, что его беспокоило – это то, что в русской армии над ним и около его существовали другие военачальники, которые своим невежеством и высокомерием мешали ему воевать. Поэтому Суворов мечтал о том, чтобы ему присвоили высшее воинское звание – фельдмаршала, которое оградило бы его от вмешательства недалеких коллег.

    Когда он получил заветный фельдмаршальский жезл, то отнес для освящения в церковь. Суворов пришел туда в простой солдатской куртке, без всяких знаков отличий, приказал поставить в линии несколько стульев и принялся перепрыгивать через них, приговаривая после каждого прыжка, перечисляя фамилии генералов, которые прежде стояли выше его в армейской иерархии:

    – Репнина обошел!.. Салтыкова обошел!.. Прозоровского обошел!..

    Так он пересчитал всех генерал-аншефов, которые прежде командовали им, а теперь были обязаны согласовывать с Суворовым все свои действия на поле брани. После этого Александр Васильевич велел убрать стулья, переоделся в полную фельдмаршальскую форму и снова явился в церковь. Там освятил долгожданный жезл и ордена Красного Орла и Большого Черного Орла, присланные ему от прусского короля Фридриха-Вильгельма II.

    А. В. Суворов

    Итак, суммируя все вышесказанное, мы можем сказать, что гордость может быть личностной и ситуативной, обоснованной и необоснованной, индивидуальной (за себя) и коллективной (за других людей или страну) – она разная, и может нести как хорошее, так и плохое человеку. Это точка зрения светская. Что же касается религии, то большинством христианских богословов любая гордость осуждается, так как ведет к греху гордыни. Как утверждают богословы, «гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом; она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут».

    Гордыня . Этот термин словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определяет как «непомерную гордость». С этим определением можно поспорить, так как гордыня – это не просто чрезмерно развитая гордость, а разновидность высокомерия, то есть другого личностного качества. Гордость предполагает основание для своего чувства: можно гордиться своими спортивными или трудовыми успехами, своим домом, бизнесом или голосом. Кроме того, можно гордиться не только самим собой, но своими друзьями, родными, коллективом, фирмой, городом или даже страной. В отличие от этого, гордыня – это непомерно раздутая гордость исключительно самим собой . И еще – если речь заходит о гордыне, то имеется в виду необоснованная гордость, когда человеку только кажется, что он превосходит других людей, и это превосходство надуманное. Такое личностное качество нередко имелось у царственных особ, все достоинство которых заключалось в их происхождении. Чаще гордыня отмечалась у злобных и жестоких властителей, но ей были подвержены и мягкие по своей сущности цари, например «тишайший» из русских правителей, царь Алексей Михайлович.

    Историк Костомаров так описывает привычки этого государя: «Приветливый и ласковый царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти. Он тешился своими громкими титулами. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением. Царь, как правило, являлся народу торжественно. Например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках и сопровождает его отряд стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ. Москвичи, встречаясь с едущим царем, должны падать ниц. Всадники должны слезать с коней и тоже должны падать ниц. Москвичи считали благоразумным лучше не встречаться с едущим царем».

    Таким образом, стрежнем гордыни является ощущение своего превосходства по отношению к другим людям. С точки зрения христианских богословов, гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от него. При крайнем проявлении гордыни грешник, даже осознавая другие свои грехи, может судить себя сам, подобно Иуде Искариоту, и совершать грех самоубийства. Согласно ряду работ христианских теологов, именно гордыня окончательно определила место Иуды в аду, поскольку даже после своего предательства он мог бы покаяться перед Господом, но не сделал этого.

    Еще одним основанием отнести гордыню к самому тяжкому из семи смертных грехов – это то, что именно этот грех привел к падению Люцифера, ставшего Сатаной. По этому поводу Епископ Александр (Милеант) писал в своих трудах: «О пагубности этой ужасной болезни свидетельствует сам родоначальник и “отец” ее – дьявол, который из светлого Денницы превратился в свирепого дракона (Быт. 3; 1; Апок. 12; 3–9). Сколько раз в истории человечества, он, в своей безумной борьбе с Богом, терпел поражения; сколько раз воплотившийся Сын Божий обнаруживал его бессилие (Мат. 12; 29, Мат. 8; 31). Даже в аду – его подземном царстве Сын Божий, сойдя туда, поразил гордого Сатану, связав его и отняв у него всякую власть над людьми (Апок. 20; 2–3). Ведь, как некогда мудрейший среди ангелов, он должен понять, что Бог всемогущ, а он – ничтожен; что своими злодеяниями он все глубже увлекает себя на дно геенны огненной. С другой стороны, видя милосердие Божие к даже самым великим грешникам, он еще может покаяться и примириться со своим Создателем. Но нет! – злобствует демон: “Унизить себя и признать себя побежденным – никогда! Пусть погибну я на веки вечные, но не уступлю! И хоть совсем мало мне осталось времени, а все же успею еще кое-кого погубить вместе с собой…” Такова “логика” этого гордеца среди гордецов: по всем меркам – небесным или земным – она безумна!» Другой специалист в области христианской этики, священник Александр Ельчанинов, цитируя «Слово на язычников» cв. Афанасия Великого, писал: «Там есть такое место: “Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному”. В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в “самовожделение”, восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя. В нашей жизни это обращение к “самосозерцанию” и “самовожделению” сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения как в телесной, так и в душевной нашей жизни».

    Следует отметить, что не только священники, но и некоторые светские деятели культуры резко осуждают гордость и гордыню, считая их источниками всех грехов человечества. Вот, например, что писал в своем эссе «О гордыне» английский писатель Гильберт Честертон: «Должно быть, меня не поймут; но я бы, прежде всего, сказал бы моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многоженством и кражей, любыми гнусностями – чем угодно, только не собой».

    Интересно, что гордыня считалась грехом за тысячи лет до христианства. У древних греков была Немезида – богиня мести и правосудия, каравшая за нарушение законов и чрезмерную гордыню. Обычно ее изображали грустной и задумчивой. Ибо вершить правосудие – не очень веселое занятие, а дел у Немезиды всегда было достаточно. Ее атрибутами были весы, уздечка, меч (или плеть), крылья и колесница, запряженная драконами. Весы были символами равновесия и контроля, меч и плеть – наказания, а крылья и колесница – быстроты и неотвратимости.

    Гордость – особый грех. Френсис Бэкон отмечал, что «все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними». Он имел в виду, что иногда гордость является просто продолжением достоинств человека. Например, если человек создал действительно нечто выдающееся – написал поэму, излечил тяжело больного человека, изобрел какое-то техническое устройство, заработал много денег (особенно честным путем) и т. д. – он начинает гордиться делами своего ума и рук. Но с точки зрения религиозной морали – такой человек все равно грешен, равно как и тот, кто гордится впустую. Тот же Френсис Бэкон писал: «Гордость лишена лучшего качества пороков – она не способна скрываться», подразумевая, что если человек заражен грехом гордыни, то это видно издалека, так как можно тайком предаваться похоти, можно предаваться обжорству по ночам, можно скрывать уныние за показной бодростью, но гордыня слишком явно проявляется в высокомерной позе и словах. Бывает и по-другому. Некоторые ханжи и святоши всем своим видом демонстрируют смирение и покорность, в то время как в душе их пылает огонь гордыни и они полны самолюбованием собственной праведности. Именно про таких людей Роберт Бартон сказал: «Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды».

    Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших – чтобы вовсе о себе не говорить.

    Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение.

    Бенджамин Франклин

    Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня.

    Гюстав Флобер

    Из книги Диагностика кармы. Книга 2 автора Лазарев Сергей Николаевич

    ГОРДЫНЯ И ГОРДОСТЬ Гордыня и гордость. Вроде бы одно и то же. Раньше определить разницу я бы не смог, теперь она мне стала понятна.Воинов ведут три дня через пустыню, а затем подводят к воде.Одни жадно кидаются и пьют, забыв обо всем, а другие делают это спокойно и с

    Из книги Неопубликованное (тексты лекций и выступлений) автора Лазарев Сергей Николаевич

    Из книги Сдайтесь… и станьте стройной! Диета «Доктор Борменталь» автора Кондрашов Александр Валерьевич

    автора Щербатых Юрий Викторович

    Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

    Из книги Эго и Архетип автора Эдингер Эдвард

    Гордыня В моем кабинете супружеская пара обсуждала критическое отношение мужа к жене. Под видом благочестия и заботы о супруге он постоянно унижал ее: она–де отстает в духовном развитии. Эти ханжеские попреки измучили жену.- Вероятно, вашей жене будет легче

    Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

    4. ГОРДЫНЯ И ВОЗМЕЗДИЕ Существует немало других мифов, в которых описано состояние инфляции.К числу последних относится миф об Икаре:"Дедал и его сын Икар были посажены в темницу на Крите. Отец изгото­вил себе и сыну по паре крыльев, с помощью которых они смогли бы бе­жать

    Из книги Божия коровка автора Бакушинская Ольга

    Глава 1. Гордыня

    Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

    34. Гордыня. «Я могла бы побежать за поворот…» Моя знакомая никогда и ни на что не жалуется. Никому. О том, что ее уволили с работы или она тяжело заболела, окружающие узнают окольными путями и постфактум. Мария считает, что обременять своими заботами окружающих ужасно,

    Из книги Энциклопедия пороков [Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры] автора Пролеев Сергей В

    Жадность и гордыня Жадность и гордыня – ещё две главные отличительные черты ума-эго, ими он произрастает и ими же обрушивается вниз, на самое дно. Они произрастают из желания быть выше, умнее и лучше всех и иметь больше всех. Крайняя степень жадного человека – это жид: жид

    Из книги Или вы побеждаете, или вы учитесь автора Максвелл Джон

    Из книги Всё, что душа пожелает, или Фактор Аладдина автора Кэнфилд Джек

    Гордыня предшествует падению Каждому человеку случается попадать в бедственные ситуации. Некоторые люди проявляют в них кротость, иные ожесточаются. Последние испытывают трагедию, поскольку гордому человеку очень трудно чему-либо научиться.Эзра Тафт Бенсон заметил:

    Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

    5. Гордыня Многие из нас, особенно мужчины, навсегда увязают в собственной гордости. Едва только возникает необходимость признаться самим себе и другим людям, насколько мы нуждаемся в ком-нибудь или в чем-нибудь, как мы сразу же становимся чересчур высокомерными.

    Из книги 15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства. От мастера психологии автора Гаврилова-Демпси Ирина Анатольевна

    Гордыня губит нас Наша гордыня, это изолированное эго, не дает нам развиваться. Мы все время думаем «Я должен это, я должен то». Все время «Я, Я, Я», когда истина в том, что «Я» только лишь выбирает и принимает, всю остальную работу делает Единое сознание. Вопреки

    Из книги автора

    Глава 3 Гордыня Однажды вы поймете, что ваше истинное величие начинается там, где заканчивается ваша гордыня. Аму Мом Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других – что они

    Из книги автора

    Как рождается гордыня? У каждого человека есть свое представление о себе, так называемое «Я». У людей, не зараженных недугом гордыни, «Я» целостное и сильное. При получении установки «Ты должен быть таким, и ты не можешь», «Я» не в состоянии оставаться целым, оно

    Человек – это эмоциональная личность, у которой сложились свои жизненные правила. У него огромный энергетический запас, через свои чувства он выражает собственное отношение к окружающим и миру, но какой энергией наделены мысли этого человека, и что за эмоции он проявляет при общении с другими людьми, зависит исключительно от него и его желаний. Что такое гордыня, и почему она является грехом для людей – попробуем выяснить далее.

    Гордыня – что это?

    Гордыня – ощущение полного превосходства своей личности над другими. Она является неадекватной оценкой личностной важности. Проявление гордыни очень часто приводит к глупым ошибкам, из-за которых страдают окружающие. Этот грех проявляется в высокомерии, не выказывании уважения к другим людям, их жизни и переживаниям. У людей, с обострённым чувством гордыни, повышенное желание хвастаться своими достижениями. Свой успех они считают только своей заслугой, не принимая во внимание помощь окружающих и высших сил в обычных жизненных ситуациях, не признают помощь и поддержку окружающих.

    На латынь «гордыня» переводится как «superbia». Она является грехом, потому что каждое качество человека, заложено Творцом. И считать себя источником всех своих достижений в жизни и что все окружающее – это результат личного труда в корни неверно. Критика действий и речи других людей, обвинение в несостоятельности, грубые насмешки – очень забавляет людей с гордыней, приносит им несказанное удовольствие.

    Очень часто человек даже не осознаёт, что подчиняется гордыне и думает это какое-то иное качество его характера. Но дальше это все усугубляется – в результате человек полностью погружается в этот грех. Как его можно различить в себе самом и других людях, чтобы вовремя остановиться и уберечься от греха? Для этого необходимо ознакомиться и научиться различать такие признаки греха:

    Именно эти признаки часто путают с самой гордыней , иногда принимают эти признаки в качестве добродетелей, но только в том случае, когда они занимают первое место в характере человека и начинают им руководить. После этого человек неспособен контролировать самого себя, а это неизбежно ведёт к причинению вреда себе и окружающим людям.

    Есть разные виды этого греха. Это может быть возрастной вид гордыни. Когда взрослые с пренебрежением относятся к маленьким, поскольку те ещё очень глупы и наивны в силу возраста. Или, наоборот, молодёжь считает, что пожилые люди ничего не понимают в современных тенденциях и их взгляды на жизнь устарели.

    Есть гордыня знаний . Когда человек считает себя самым умным, а всех вокруг дураками.

    Гордыня красоты. В основном этот грех на женщинах, которые считают себя самыми красивыми, а других женщин недостойными комплиментов и любви.

    Национальная гордыня . Люди считают, что их нация превосходит другие, а некоторые нации даже не имеют права на существование. Примером этого греха можно считать взгляды немцев на еврейскую нацию во время Второй мировой войны? Чем это не показатель проявления гордыни в полной мере и не результат полного овладения грехом некоторыми немцами.

    Видов гордыни достаточное количество, каждый вид проявляется в той или иной сфере жизни и деятельности человека.

    Результаты этого греха

    Гордыня в основном выступает в роли источника плохих размышлений и эмоций, которые негативно отражаются на состоянии и манере поведения людей, иначе говоря, мешают им жить «правильной» жизнью, поскольку завышенное чувство важности своего «Я» становится отправной точкой агрессии к окружающим людям. Другие представления о мире порождают внутри вспышку следующих эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и жалости. Они в первую очередь ведут к абсолютному разрушению психического здоровья человека, соответственно, и его сознания.

    Гордыня и психология

    Этот грех часто становится признаком неверного воспитания. В раннем возрасте родители часто говорят своему ребёнку, что он лучше других. Однако получать похвалу и поддержку малыш должен, но только по конкретному, реальному поводу. Ложная похвала будет формировать завышенную самооценку, что неизменно приведёт к гордыне. Такие дети, повзрослев, не смогут реально оценивать собственные недостатки. Примером этому то, что они не знают с детства о критике в их адрес, и они будут не способны воспринимать её, будучи взрослыми.

    Как правило, такой грех приносит разлад в общение – ведь поддерживать дружескую связь с горделивым человеком сомнительное удовольствие. Никто не захочет с самого начала чувствовать себя приниженным, слушать длинные монологи о чьем-то совершенстве и правоте, отсутствие шагов к компромиссу не приведёт ни к чему хорошему. Горделивый человек никогда не признаёт таланты и способности другого.

    Гордыня в православии

    Это главный грех в православии, поскольку именно он является источником иных пороков человека: жадности, злости. Спасение души человека основывается на понятии – Господь превыше всего. Затем необходимо полюбить ближнего, принеся в жертву свои интересы и желания. Но гордыня не принимает долг перед другим человеком, ей не свойственно чувство жалости. Добродетель, которая искореняет гордыню, смирение.

    Нынешнее общество навязывает мнение о том, что женщина вполне может обойтись без представителя мужского пола. Гордыня у женщин не признаёт семью, в которой мужчина главный и его мнение основное. Женщины в подобных отношениях не признают правоту мужа, постоянно проявляют свою самостоятельность,как доказательство, и пытаются подчинить мужчину себе. Для таких женщин важно быть лидером и победителем, не отступая от своих принципов. Идти на жертвы ради собственной семьи для такой женщины не является возможным. Подобные картинки рисует нам современное общество .

    Тотальный контроль, привычка «капать на мозг» и женская раздражительность – отравляют семейную жизнь. Каждая ссора заканчивается только после того, когда мужчина признаёт собственную неправоту и Эго женщины побеждает. Принуждение мужчины, превозносить женщину по каждой мелочи, принижают чувство собственного достоинства, поэтому любовь умирает. И мужчина хочет разорвать всякие отношения.

    Избавиться от этого греха

    Когда человек понимает какой грех он несёт в себе , и появляется желание от него избавиться, то сразу возникает вопрос: как от него избавиться? Нельзя сказать, что сделать это очень просто. Ведь чтобы избавиться от плохого качества характера необходимо пройти долгий и сложный путь, осознать источники появления греха, и самое важное – приложить все усилия к избавлению, поскольку борьба будет идти с самим собой.

    Освобождение от этого греха – путь к познанию самого себя и Бога, каждый последующий шаг должен быть обдуманным и уверенным. Чтобы это сделать необходимо помнить такие правила:

    1. любить окружающий мир таким, каков он есть;
    2. научиться воспринимать любую ситуацию, происходящую в жизни без обид и возмущений, каждый раз выказывать благодарность Богу за посланное им, потому что все обстоятельства – это что-то новое и полезное;
    3. уметь видеть положительные стороны в любом положении, хоть далеко не всегда заметные по первому взгляду, поскольку часто осознание приходит спустя некоторое время.

    Боремся с гордыней

    Бывают такие ситуации , когда человек сам уже не может ничего с собой сделать, чтобы преодолеть гордыню. В такой ситуации следует попросить помощи у «старших товарищей», послушать их мудрые наставления и суметь не отказаться от них. Это поможет встать на путь истинный, путь сопротивления, а также даст возможность шагать далее в пути самопознания.

    Самый эффективный метод при борьбе с грехом – служение родным, социуму, миру и Богу. Отдавая себя другим, человек меняется, поскольку окружающая среда становится другой – чище, светлее и праведнее. Не зря мудрецы говорят: «Изменись сам – изменится все вокруг».

    Гордыня – это иллюзорное и необоснованное завышение собственных достоинств, и желание того, чтобы это признали все окружающие. Человек настолько увлечен своим кажущимся превосходством над другими людьми, что не замечает их преимуществ и достижений, равно как и пороков в себе. Что такое гордыня в православном понимании, что это за грех и можно ли его побороть.

    В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

    Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

    Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

    Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

    Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

    Признаки

    Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

    Человек, носящий грех гордыни в сердце:

    1. Не замечает своих ошибок.
    2. Не воспринимает критики.
    3. Впадает в уныние от поражений.
    4. Завидует другим.
    5. Мучается от чужого успеха.
    6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
    7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
    8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

    Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

    Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

    И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

    Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

    Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

    Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

    Осуждение

    Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

    Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

    Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

    Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

    Раскол — наследие падших ангелов

    Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

    В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

    Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

    Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

    Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, - это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

    Прелесть – бесовское искушение

    Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

    Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

    В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

    Как победить демонов в себе

    Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

    Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

    Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости - это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

    Любовь - это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

    К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, - это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

    Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

    Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

    Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

    Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

    В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

    Полезное видео

    Подведем итоги

    Человек, ведущий борьбу с грехом гордыни и другими пороками, получает награду от Бога. Путь этот зачастую тернист и нелегок, но Бог по молитве верующих дает силы и благодать. Если не предпринимать усилий и не противится греху, можно дойти до полного ожесточения, которое повлечет за собой отчаяние и верную гибель.

    Человек - эмоциональная личность, с устоявшимися жизненными правилами. Он обладает большим энергетическим запасом, с помощью чувств проявляет свое отношение к окружающему миру, но каким потенциалом заряжены мысли человека и какие эмоции он излучает в процессе общения с людьми, зависит от него самого. Что такое гордыня и почему она названа для человека – попробуем сформулировать.

    Гордыня - что это такое?

    Гордыня – чувство превосходства собственной персоны перед остальными. Это неадекватная оценка личной значимости. Она часто приводит к совершению глупых ошибок, от которых страдают другие. Гордыня проявляется в высокомерном неуважении к другим людям и их жизни, проблемам. Люди, обладающие чувством гордыни - хвастаются своими жизненными достижениями. Определяют собственный успех личными стремлениями и усилиями, не замечая помощь Бога в очевидных жизненных обстоятельствах, не признают фактов поддержки других людей.

    На латыни термин гордыня звучит «superbia». Гордыня - смертный грех по той причине, что все качества, заложенные в человеке от Творца. Видеть в себе источник всех жизненных достижений и считать что все окружающее - плоды собственных трудов, совсем неправильно. Критика в адрес окружающих и обсуждение их несостоятельности, насмешка над неудачами – тешит самолюбие людей с гордыней.

    Признаки гордыни

    Разговоры таких людей основаны на «Я» или «МОЁ». Проявление гордыни - мир в глазах горделивого, который делится на две неравных половины – «Он» и все остальные. Причем «все остальные» по сравнению с ним – пустое место, недостойное внимания. Если вспоминать о «всех остальных», то только для сравнения, в выгодном для гордыни свете – глупые, неблагодарные, неправые, слабые и так далее.

    Гордыня в психологии

    Гордыня может стать признаком неправильного воспитания. В детстве родители способны внушить своему чаду, что он лучше всех. Хвалить и поддерживать ребенка нужно – но по конкретным, не выдуманным поводам, а награждать ложной похвалой – формировать гордыню, личность с завышенной самооценкой. Такие люди не умеют анализировать свои недостатки. В детстве они не слышали критики и не способны её воспринимать в зрелом возрасте.

    Часто гордыня разрушает отношения – общаться с горделивым неприятно. Изначально ощущать себя на порядок ниже, выслушивать надменные монологи, не желание идти на компромиссные решения, нравится не многим. Таланты и способности другого человека, пораженный гордыней, не признаёт. Если таковые будут открыто замечены в обществе или компании, то горделивый их публично будет опровергать и всячески отрицать.

    Что такое гордыня в православии?

    В православии гордыня считается главным грехом, она становится источником других душевных пороков: тщеславия, жадности, обидчивости. Основа, на которой построено спасение человеческой души – Господь, превыше всего. Потом надо возлюбить ближнего, иногда, пожертвовав собственными интересами. Но духовная гордыня не признает долгов перед другими, ей чуждо чувство сострадания. Добродетелью, искореняющей гордыню, является – смирение. Оно проявляется в терпении, благоразумии, послушании.


    Чем отличается гордость от гордыни?

    Гордость и гордыня – имеют разный смысл и проявляются в характере человека по разным признакам. Гордость – это чувство радости по конкретным обоснованным причинам. Она не преуменьшает и не унижает интересы других людей. Гордость – граница, она обозначает жизненные ценности, отображает внутренний мир, позволяет человеку с искренним чувством радоваться за достижения других людей. Гордыня делает человека рабом собственных принципов:

    • заставляет строить отношения по принципу неравенства;
    • не прощает ошибки;
    • имеет злопамятность;
    • не признает людские таланты;
    • склонна к самоутверждению на чужих трудах;
    • не позволяет человеку учиться на собственных ошибках.

    Причины гордыни

    Современное общество формирует мнение, что женщина может обходиться без мужчины. Женская гордыня не признает семейный союз – замужество, в котором мужчина глава и его мнение должно быть основным. Женщина в таких отношениях не признает правоту мужчины, явно выдвигает свою самостоятельность как аргумент, и стремится подчинить его волю. Ей важно быть в отношениях победительницей с непоколебимыми принципами. Пожертвовать собственными амбициями на благо семьи, для горделивой женщины недопустимо.

    Чрезмерный контроль, пиление и женское раздражение по мелочному поводу – отравляют жизнь обоим. Все скандалы завершаются лишь после того как мужчина признает свою вину и женское Эго победит. Если мужчину принуждают, по любому мелочному поводу восхвалять превосходство супруги, он чувствует унижение. Его любовь угасает – возникает накал страстей, и он уходит из семьи.


    К чему приводит гордыня?

    Гордыню называют комплексом неполноценности. Нездоровое чувство превосходства над другими не позволяет человеку признать свои недостатки, побуждает доказывать всеми способами свою правоту – врать, хвастаться, выдумывать и лукавить. У тщеславных и горделивых развито чувство жестокости, злости, ненависти, обидчивости, презрения, зависти и отчаяния - что свойственно слабым по духу людям. Плоды гордыни – , порождающие агрессивное поведение к другим.

    Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить – высокомерие, надменность, чванство, – все это разные виды одного основного явления – «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

    Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными, и т.д. – все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

    Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану – тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание – еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот – драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит – благодаря тщеславию – умирает лучшее, что есть в нас, значит – мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

    Усилившееся тщеславие рождает гордость .

    Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она – «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

    Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

    Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

    Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все – несомненно признаки гордости.

    В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию – созерцание самого себя.

    В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

    Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

    Часто это – так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это – своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

    В случаях обратных, в переживаниях горя – тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

    Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

    Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

    Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

    Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

    Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

    Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

    Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

    Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой – услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше – добрые дела или молитва.

    Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело – важно, чужое – пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

    На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

    Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель – вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант – на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

    Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

    Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

    Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

    Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни – мания величия и мания преследования – прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

    Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

    Гордый терпит поражение на всех фронтах:

    Психологически – тоска, мрак, бесплодие.

    Морально – одиночество, иссякание любви, злоба.

    Физиологически и патологически – нервная и душевная болезнь.

    С богословской точки зрения – смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

    В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых – смирение; затем – послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

    Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

    И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

    Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, – слава.