• Презентация на тему: Трудовое воспитание учащихся. Презентация «Трудовое воспитание в детском саду Презентация опыт работы по трудовому воспитанию дошкольников

    Воспитатель ср.гр.
    Багдасарова Н.Г.

    Дайте детям радость труда.
    Эту радость ему несут успех,
    осознание своей умелости и
    значимости выполняемой
    работы, возможность
    доставлять радость другим.»
    В.А.Сухомлинский

    Трудовое воспитание - важное
    средство всестороннего развития
    личности дошкольника посредством
    ознакомления с трудом взрослых,
    приобщения детей к доступной
    трудовой деятельности.

    Образовательные области

    Коммуникативно –личностное
    развитие
    Познавательно-речевое развитие
    Художественно – эстетическое
    развитие
    Физическое развитие

    Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность,
    которая направлена на развитие общетрудовых способностей,
    формирование психологической готовности, ответственного отношения к
    труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и
    физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания
    достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом
    этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений
    и стремления к труду.
    Несформированность их на данном возрастном этапе становится
    препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей
    адаптации в самостоятельной трудовой деятельности

    Формирование положительного отношения
    к труду через ознакомление детей с трудом
    взрослых и непосредственного участия
    детей в посильной трудовой деятельности в
    детском саду и дома.

    развивать желание
    и умение трудиться
    воспитывать
    ценностное отношение
    к собственному труду,
    труду других людей и
    его результатам;
    формировать
    первичные
    представления о труде
    взрослых, его роли в
    обществе и жизни
    каждого человека.

    Дети владеют суммой умений, позволяющих им выполнять то содержание трудовой
    деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно - бытовом и ручном труде, в уходе за
    растениями учитывая возрастные и индивидуальные особенности
    В процессе деятельности у ребят должны быть сформированы навыки самоорганизации и
    умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда.
    В процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои
    действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на
    помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
    . Должны быть сформированы представления об общественной направленности и пользе
    труда людей. Об их отношении к труду, об общественном характере труда и
    взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг
    другу
    В процессе работы ребенок должен проявить аккуратность, настойчивость,
    умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.

    Основные принципы работы

    Системность
    Ориентация на
    возраст ребенка
    Интеграция
    Преемственность
    взаимодействия
    дошкольного
    учреждения и семьи

    Создание
    эмоциональноположительной
    обстановки в
    процессе труда
    Подбор
    оборудования
    для труда
    Систематическое
    включение каждого
    ребенка в труд на
    правах партнера
    Условия организации
    труда детей
    Создание
    мотивации
    трудовой
    деятельности
    Создание в группе
    трудовой атмосферы,
    постоянной занятости,
    стремление к
    полезным делам
    Демонстрация
    заинтересованности
    педагога
    Поощрения в
    процессе и по
    результатам
    труда
    Учет нагрузки,
    состояния здоровья,
    интересов,
    способностей
    ребенка

    Самообслуживание
    Хозяйственно-бытовой
    Труд в природе
    Ручной и художественный труд

    Самообслуживание

    Хозяйственно-бытовой

    Труд в природе

    Труд в уголке природы

    Труд на участке

    Ручной и художественный труд

    Компоненты трудовой деятельности дошкольников.

    Цель
    Трудовые действия
    Мотивы
    Процесс планирования
    Процесс деятельности
    Результат труда

    Индивидуальные
    Подгрупповые
    Коллективные
    Общие
    Кратковременные
    Долгосрочные
    Эпизодические
    Регулярные
    Простые
    Сложные
    Индивидуальные
    Подгрупповые
    (по столовой;
    в уголке природы;
    подготовка к
    занятиям)
    Обязательные
    Систематичные
    Общий труд
    Совместный труд

    Средства, методы и приемы трудового воспитания

    Непосредственно образовательная деятельность
    Совместная деятельность в процессе режимных
    моментов в течение всего дня
    Наблюдения за трудом взрослых
    Организация трудовой деятельности и посильной
    помощи взрослым
    Экскурсии
    Художественные средства (изо, музыка,
    художественная литература и др.)
    Дидактические, настольные, с/р игры
    Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
    Использование ИКТ
    Интеграция образовательных областей

    Дидактическое обеспечение

    Возраст
    Наглядный материал
    Атрибуты и оборудование
    Художественная литература
    Оборудование для экспериментирования

    (песок, глина, разные виды бумаги, ткань).
    в соответствии с возрастной
    Дидактические игры «Чудесный мешочек»,
    группой:
    трудовой деятельности
    «Магазин», «Гости пришли», «Помоги
    -стихи, потешки, побуждающие
    взрослых;
    Андрюшке».
    детей к самообслуживанию
    Средний возраст Предметы и картинки о
    предметном мире и
    Дидактические пособия для развития мелкой
    моторики
    Фартуки и шапочки для дежурства;
    Инвентарь для дежурства.
    Старший возраст
    Картины, репродукции,
    Дидактические игры, моделирующие
    Подборка произведений по теме
    видеофильмы о профессиях
    структуру трудового процесса и
    в соответствии с возрастной
    взрослых.
    расширяющие представление о мире
    группой:
    профессий, их взаимосвязях.
    -художественная литература и
    Сюжетно-ролевые игры, отражающие
    детские энциклопедии,
    реальные трудовые процессы (шитье
    знакомящие детей с трудовой
    кукольной одежды, изготовление мебели) в
    деятельностью и организацией
    игровой сюжет.
    отдыха человека в прошлом и
    Различные предметы,
    инструменты, материалы: «Мир
    ткани», «Мир дерева и металла»,
    как компонентов трудового
    процесса; экспериментирование с Фартуки и шапочки для дежурства;
    материалами.
    Инвентарь для дежурства.
    Инвентарь для труда в природе.
    Инвентарь для дежурства в уголке природы.
    настоящем.

    Решение нравственных задач в видах труда:
    Самообслуживание-
    Воспитание самостоятельности, культуры
    внешнего вида, привычки к опрятности.
    Хозяйственно-бытовой труд-
    Направленность труда на других, ответственность
    перед группой за качество своей работы.
    Ручной труд-
    Развитие волевых усилий, творчества.
    Труд в природе-
    Воспитание ответственности за жизнь животных,
    растений.

    Работа с родителями

    Родительские собрания
    Беседы
    Консультации
    Дни открытых дверей
    Тематические стенды
    Лекции
    Участие в жизни ДОУ
    Субботники
    Экологические, трудовые акции

    Труд детей дома.

    Перспективный план по трудовому воспитанию в средней группы

    Сентябрь
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Октябрь
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Ноябрь
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    1.Беседа «Всему свое место»
    цель: учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к ним.
    2.Привлекать детей к наполнению емкости водой для отстоя и последующего полива ею комнатных растений
    цель: закрепить умение аккуратно работать с водой; расширять знания детей о правильном уходе за комнатными растениями; воспитание заботливого
    отношения к ним.
    3.Привлекать детей к помощи няне (убирать посуду со столов)
    цель: учить работать вместе со взрослыми; воспитывать умение получать удовлетворение от
    наведения чистоты и порядка.
    4.Наблюдение за трудом няни
    цель: довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду няни, желание ей помогать.
    1.Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду, волосы)
    цель: закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
    2.Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора
    цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям
    тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям.
    3.Протирание пыли с подоконников
    цель: поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.
    4.Наблюдение за трудом повара
    1.Стирка кукольного белья
    цель: учить сортировать белье по цвету (светлое, темное), объяснить, что стирать надо сначала светлое белье, тщательно полоскать. отжимать, развешивать.
    2.Рыхление земли в комнатных растениях
    цель: довести до сознания детей необходимость этой процедуры; развивать трудовые умения и навыки.
    3.Мытье игрушек
    цель: формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
    принимать участие в труде со взрослыми.
    4.Наблюдение за работой медсестры
    цель: дать детям конкретные представления о профессии медсестры; воспитывать интерес
    к жизни и деятельности окружающих людей.

    Декабрь
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Январь
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Февраль
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    1.Наведение порядка в группе
    цель: развивать стремление к совместной деятельности; воспитывать желание активно участвовать в трудовых поручениях.
    2.Кормление аквариумных рыбок
    цель: закреплять представление детей об уходе за рыбками; воспитывать любовь к живому.
    3.Ремонт книг
    цель: привлекать детей к ремонту книг; развивать умение быстро и четко действовать в
    соответствии с указанием взрослых.
    4.Наблюдение за трудом прачки
    цель: закреплять имеющиеся представления о труде взрослых,о трудовых действиях,
    совершаемых ими.
    1.Смена грязных полотенец
    цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить поручение
    2.Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени
    цель: формировать трудовые навыки, воспитывать желание помогать взрослым
    3.Мытье комнатных растений
    цель: привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
    4.Наблюдение за работой дворника
    цель: закрепить имеющиеся представления о труде взрослых; о трудовых действиях, совершаемых ими.
    1.Обратить внимание детей на то, как стоят стульчики
    цель: закреплять умение правильно переносить стулья (держать правой рукой за спинку, левой за сиденье)
    2.Протирание пыли с листьев комнатных растений
    цель: продолжать учить детей протирать пыль влажной тряпочкой
    3.Мытье стульчиков
    цель: упражнять детей в трудовых действиях, закреплять умение правильно использовать инвентарь, вызывать стремление
    принимать активное участие в труде со взрослыми.
    4.Наблюдение за эпизодическим трудом взрослых в детском саду
    цель: дать представление о работе электрика, о трудовых действиях им совершаемых.

    Март
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Апрель
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    Май
    1 неделя
    2 неделя
    3 неделя
    4 неделя
    1.Мытье расчесок
    цель: учить следить за своими вещами, воспитывать желание содержать их в чистоте.
    2.Полив комнатных растений
    цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах(не заливать, поливать равномерно);воспитывать
    желание ухаживать за растениями.
    3.Мытье шкафчиков для одежды
    цель: продолжать учить детей работать вместе со взрослыми, контактировать сними, закреплять трудовые умения.
    4.Д/и «Кому что нужно для работы»
    цель: закрепить знания детей о профессиях, о названиях инструментов, необходимых для работы.
    1.Беседа об обязанностях дежурных
    цель: конкретизировать знания детей об обязанностях дежурных по различным видам
    деятельности; воспитывать положительное отношение к дежурству
    2.Посев семян ноготков
    цель: учить детей сажать семена в землю; развивать трудовые навыки; воспитывать познавательный интерес.
    3.Совместный труд с няней по уборке группы
    цель: учить получать удовлетворение от наведения чистоты и порядка; воспитывать
    положительное отношение к труду
    4.Беседа «Кто работает в детском саду»
    цель: Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.
    1.Заправка постелей
    цель: довести до сознания детей как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность
    2.Пересадка комнатных растений
    цель: объяснить детям необходимость данной процедуры; формировать умение доводить начатое дело до конца.
    3.Мытье уличных игрушек
    цель: воспитывать устойчивое желание содержать игрушки в чистоте; закреплять трудовые умения и навыки.
    4.Беседа «Кем работают твои родители»
    цель: расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

    Введение

    Глава 2. Практическая часть

    Заключение

    Введение

    Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.

    Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения.

    В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

    Из этой цели возникают следующие задачи:

    1) Выявление сущности личности

    2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности

    3) Познать законы формирования личности.

    Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем.

    Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

    К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных.

    Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.

    Вся эта работа начинается еще в школьном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Значение труда в развитии личности общепризнанно.

    Психолог А.Ф. Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях впроцессе труда.

    Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении обучения с трудом.

    Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

    Актуальность темы данной курсовой работы можно сформулировать следующим образом: приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов развития личности.

    Цель курсовой работы обусловливает решение следующих задач:

    Охарактеризовать труд и всестороннее развитие личности;

    Проанализировать психологические аспекты трудового воспитания школьников;

    Раскрыть на примере проведения классного часа реализацию трудового воспитания в средней школе.

    При написании курсовой работы была использована различная литература: как учебные пособия различных авторов, так и монографические издания и журналы. А именно была использована литература следующих авторов: И.П. Подласый, Бордовская Н.В., А.А. Реан и др.

    Глава 1. Трудовое воспитание школьников

    1.1 Труд и всестороннее развитие личности

    Как уже упоминалось выше, значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?

    Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

    Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

    Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

    Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.

    Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

    Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших - обучением и воспитанием.

    Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда.

    Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.

    В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.

    Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

    Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

    Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.

    В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств.

    Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка, развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

    Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

    Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

    Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он организован. Детский труд организовывается прежде всего с воспитательными целями.

    Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодействовать. Следовательно, школьники должны включаться в общественное производство. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

    Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

    Как показывают наблюдения выпускники учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственному труду. Главное, чтобы труд учащихся был непосредственно связан с производством. Школьники должны выполнять посильные заказы производства.

    Благодаря такому подходу у учащихся труд приобретет более высокое значение, создаются условия для формирования общественно ценных мотивов деятельности.

    Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной деятельности, ни трудовой деятельности взрослых то мы условно выделяем ее как учебно-трудовую. В старших классах этот вид деятельности должен являться ведущей. С этой целью в старших классах программой предусмотрено профессиональное трудовое обучение. Ребенок, после окончания школы, уже может иметь специальность, что дает ему предпосылки для быстрой адаптации на производстве.

    1.2 Психологический аспект трудового воспитания школьников

    Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

    В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Назовем некоторые из них.

    Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро", как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

    Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

    Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

    Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания для предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

    Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

    Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

    PAGE_BREAK--

    Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда, по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

    Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

    Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском коллективе.

    Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

    В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или начинает беспокоиться.

    Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

    Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

    Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по психологии детского труда. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.

    В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия труда или профессии.

    Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6", “нравится" - “5", “больше нравится, чем не нравится” - “4"; “больше не нравится, чем нравится” - “3"; “не нравится” - “2"; “очень нравится” - “1".

    При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в котором называется цель исследования и его научная важность, а также гарантируется конфиденциальность.

    Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные допускают дифференцированного анализа, что не позволяет соотнести ответы с реальным поведением испытуемых, проверить достоверность их ответов.

    Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.

    Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).

    В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям черт, стремлений, интересов волнующих его самого. Так испытуемому предлагается картинка с изображенными на ней предметами, действующими лицами. Ситуация не определена. Испытуемому предлагается рассказать, что по его мнению, было до этого, происходит сейчас, что будет в дальнейшем. По его высказываниям можно судить о мотивах.

    Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.

    Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при определенной организации труда школьников.

    Под организацией труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое.

    Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое.

    Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

    В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

    Глава 2. Практическая часть

    С 11.02.09. по 29.04.09 я находилась на психолого-педагогической практике. Местом прохождения практики была школа № 1 г. Стерлитамака. На время прохождения практики за мной был закреплен класс 8 «Б». в данном классе обучаются 28 человек. Из них: мальчиков - 11, девочек - 17.

    Во время практики мной было проведено 2 классных часа, на тему: «Славен человек трудом» и Тестирование на профессиональную ориентацию".

    Классный час

    На тему «Славен человек трудом»

    Есть в труде глубокое познанье,

    Как в академических томах:

    По былинке, по ее качанью,

    Пахари пророчат о громах,

    Рыбаку не водная ль утроба

    Лунные повадки выдает?

    Любопытство - древняя учеба

    Все науки двигает вперед.

    Но ведь воля, чувства и мышленье,

    Друг для друга действовать спеша,

    Создают то самое явленье, Что звалось по-старому душа.

    Значит, если мыслить без рутины,

    Ясно, что душа и труд - едины.

    И затем еще одно, пожалуй...

    Хочется создать мне иногда!

    Красота берет свое начало.

    Всё", на что я, мастер, посмотрю,

    Приобщается великой тайне:

    В мире все, чего коснется труд

    Обретает душу и дыханье.

    И. Сельвинский

    Вся жизнь человека наполнена трудом. Русские пословицы, вобравшие за сотни лет народную мудрость, во главе всего ставят работу и труд.

    Даже самую маленькую рыбку «без труда не вынешь из пруда».

    «Без труда нет добра», «Будешь трудиться, будешь кормиться», «Все надоедает, кроме работы», «Дело мастера боится», «Занятого человека и грусть-тоска не берет», «Каков мастер, такова и работа», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится», «Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы», «Рукам - работа, душе - праздник», «Руки делают, а голова отвечай», «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

    Важнейшая сторона жизни человека отображена в этих коротких высказываниях. Главная мысль заключается в том, что все на свете добывается трудом.

    Молодые сегодня будто и понятия не имеют об этом. Слова «рабочий», «труд», труженик" совсем исчезли лексикона. Не звучат они и в средствах массовой информации. Зато с экранов телевизоров настойчиво твердят: " Бери от жизни все!". И если, к примеру, тебе в жару хочется пить, кричи об этом на весь белый свет, бей стекла.

    У молодежи в ходу слова «бабки», «баксы», телевизионные игры предлагают «выиграть миллион», «сорвать куш», отхватить кусок лакомого пирога.

    Понятие «труд» имеет две стороны: отношение к труду и взаимоотношения участников совместной работы. «Только тот, кто с детства знает, что труд есть основа жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что у него найдется воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн).

    Один наставник говорил своему ученику: «Ты на труд привык смотреть как на наказание. Так ты всю жизнь можешь превратить в каторгу. Приучай себя смотреть на дело, относиться к делу с удовольствием, вглядывайся в него, осваивай его, и оно отблагодарит тебя, смысл жизни придаст!»

    При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий заявил: «Я строю Шартрский собор!».

    Именно отношение к труду, а не профессиональные навыки или врожденные способности являются самым верным показателем цельности личности человека, его жизненной активности.

    Единое счастье - работа,

    В полях, за станком, за стадом

    Работа до жаркого пота,

    Работа без лишнего счета

    Часы за упорным трудом.

    Посеянный хлеб разойдется

    По миру; с гудящих станков

    Поток животворный польется;

    Печатная мысль отзовется

    Во глуби бессчетных умов.

    Работай! Незримо, чудесно

    Работа, как сев, прорастет,

    Что станет с плодами, - безвестно

    Но благостно влагой небесной

    Труд всякий падет на народ.

    Великая радость - работа,

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота,

    Работай без лишнего счета

    Все счастье земли - за трудом!

    В. Брюсов

    Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Радость труда - это красота бытия. Познавая ее, человек испытывает чувство собственного достоинства, гордость оттого, что смог создать что-то своими руками.

    Известный американский художник Рокуэлл Кент сказал о себе: «Я осваивал целый ряд профессий. По мере того как я их постигал, я рос как человек, и тем самым возрастала моя способность видеть и познавать жизнь».

    «Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» (Л. Толстой).

    «Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» (К. Ушинский).

    Презрен тот, кто любит жить в безделье.

    Мужчина тот, кто думает о деле.

    Цель достигают люди лишь трудом.

    Ленивый муж достичь не может цели.

    Амир Хосров

    Лежит дорога к счастью через труд.

    Пути иные к счастью не ведут.

    Абу Шукур

    Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

    Но все богатства - прах пред радостью труда.

    Фирдоуси

    Будь беспокойным! Бойся без волнений,

    Без трудностей прожить и без забот:.

    Тебя в болото праздности и лени

    Покой неотвратимо засосет.

    Ты плесенью покроешься, коростой,

    Тебя источит раньше срока ржа,.

    Самовлюбленной сделается, черствой

    Твоя душа, покоем дорожа.

    Будь беспокойным! Не считай отрадой,

    Благополучья собственного рай.

    Ошибайся!

    И снова все сначала начинай. -

    Не так легко, не так все это просто.

    Но пусть в тебе горит огонь живой

    Жестокого, святого недовольства

    до самой крышки гробовой.

    В. Алатырцев

    Бездеятельная жизнь опасна тем, что служит средой для самых разных пороков.А.П. Чехов сказал: «Праздная жизнь не может быть чистой»

    «Праздность и ничегонеделание ищут порочности и влекут ее за собой» (Гиппократ).

    «Праздность больше всех пороков ослабляет мужество» (Ш. Монтескье).

    Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что трудовое воспитание - это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

    Хочу, друзья мои, признаться,

    Что я люблю на склоне дня

    Своим трудом полюбоваться,

    Когда он радует меня.

    Любуюсь, скинув с плеч рубаху,

    Чуть охладив рабочий пыл,

    Простым гвоздем, который с маху

    Одним ударом вколотил.

    Любуюсь струганной доскою,

    Рубанок мой держа в руке.

    Любуюсь точною строкою,

    Впритирку пригнанной к строке.

    Продолжение
    --PAGE_BREAK--

    Я говорю себе при этом,

    Я говорю другим всегда:

    В любой работе будь поэтом

    Во славу общего труда.

    Но чтоб собой не упиши ься,

    Умей, признанья не тал.

    Чужой работой любовался, Как будто бы она - твоя.

    Жизнь человеческая очень i-. i Предел человеческой жизни, как Аристотель, - 26 250 дней. Время единственная вещь, которую нельзя во, i-p; обратно при всем желании. Ее i ь л которых время обременяет, и oj-iii не ют, куда его девать. «Жизнь дол. и, она полна» (Сенека).

    Пока в пространстве

    кружится планета,

    На ней - пропахшей

    солнцем - никогда

    Не будет дня, чтоб не было

    рассвета.

    Не будет дня, чтоб не было

    Р. Рождественский

    Классный час

    «Тестирование на профессиональную ориентацию школьников»

    Мной был проведен классный час, целью которого было выяснение профессиональной ориентации школьников с помощью тестирования.

    ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Инструкция. 1) Возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок: I - «человек-природа», II - «человек-техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек - художественный образ», V - «человек-человек».

    2) Читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком "+" выписывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе(номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком" -". Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек-техника») записывайте себе "-1". Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте.

    3) Ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в Каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

    Утверждения.

    1) Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).

    2) Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (П-1).

    3) Люблю ходить в музеи, театры, художественные

    выставки (IV-1).

    4) Охотно и постоянно слежу иухаживаю за растениями и животными (1-1).

    5) Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать,

    решать задачи, чертить (Ш-1).

    6) Охотно помогаю старшим по уходу за животными и

    растениями (1-1).

    7) Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то (V-1).

    8) Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (Ш-1).

    9) То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (П-2).

    10) Старшие считают, что у меня есть способности К определенной области искусства (IV-2).

    11) Я. охотно читаю о растительном и животном мире (1-1).

    12) Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).

    13) Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (П-1).

    14) Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (Ш-2).

    15) Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).

    16) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (П-2).

    17) Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).

    18) Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (1-2).

    19) Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли вписьменной форме (III-2).

    20) Я почти никогда не ссорюсь (V-1).

    21) Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (И-1).

    22) Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).

    23) Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).

    24) Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.п.) (IV-1).

    25) С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (1-1).

    26) Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).

    27) Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).

    28) Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (1-1).

    29) Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).

    30) Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

    Краткое описание типа профессии.

    I . «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Объектами труда для представителей большинства этих профессий являются:

    1) животные, условия их роста, жизни;

    2) растения, условия их произрастания. Специалистам вэтой области приходится: а) изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); б) выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); в) проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы). Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; поскольку результаты деятельности выявляются но прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

    II . «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

    1) ссозданием, монтажом, сборкой технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

    2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

    3) сремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

    Одно и то же техническое устройство может быть предметом труда для разных специалистов, например, см в табл.2.1

    Таблица 2.1

    Техническое устройство

    Монтаж, сборка

    Эксплуатация

    Станок с числовым программным управлением

    Слесарь механосборочных работ

    Оператор станков с ЧПУ, наладчик стан ков с ЧПУ

    Слесарь по ремонту промышленного оборудования

    Энергетическая установка

    Электромонтажник

    Оператор электропульта

    Слесарь по ремонту электрооборудования

    Радиомонтажник

    Радиотехник

    Слесарь по ремонту радиоаппаратуры

    Фотокино аппаратура

    Слесарь-сборщик кинофотоаппаратуры

    Киномеханик, фотограф

    Слесарь по ремонту Кинофотоаппаратуры

    Психологические требованияпрофессий «человек-техника» к человеку: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

    III . «Человек - знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматьсяпрограммированием, экономикой или статистикой ит.п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информациии различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:

    1) тексты на родномили иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

    2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

    3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

    4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

    Психологическиетребования профессий этого типа к человеку: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

    IV . «Человек - художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

    1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

    2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

    3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

    Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

    V . «Человек-человек». Большинство профессий этого типа связано:

    1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

    2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);

    3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

    4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

    5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий). Многие должности: директор, бригадир, начальник цеха, профсоюзный организатор связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявляются те же требования, что и к специалистам профессий типа человек-человек".

    Психологические требованияпрофессий этого типа к человеку стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами: развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

    Проведенное тестирование школьников показало следующие результаты:

    1. «Человек - природа»

    Мальчики - 0.

    Девочки - 6

    2. «Человек - техника»

    Мальчики - 5.

    Девочки - 2.

    3. «Человек - знаковая система»

    Мальчики - 2.

    Девочки - 3

    4. «Человек - художественный образ»

    Мальчики - 1

    Девочки - 0

    5. «Человек - человек»

    Мальчики - 3.

    Девочки - 6.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что

    Заключение

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте.

    Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

    Главными задачами трудового воспитания являются:

    Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее.

    Список использованной литературы

    Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - Спб.: Нева, 2007г.

    Платонов К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. - М.: Вега, 2008 г.

    Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - М.: ИНФРА - М, 2007.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Труд дошкольников

    Основные виды детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

    Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).

    Хозяйственно-бытовой труд необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

    Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.

    Ручной труд изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада.

    Формы организации трудовой деятельности дошкольников: Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

    Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

    По форме организации трудовые поручения могут быть: индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности: кратковременными или дли­тельными, постоянными или одноразовыми: по содержанию - соответствовать видам труда.

    Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

    Классификация видов коллективного труда с точки зрения - С.А. Козловой. Она предлагает следующую классификацию: общий труд; совместный труд; коллективный труд. Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд.

    Общий труд - это труд, который выполняют несколько (или все) детей по еди­ной цели. Форма организации - объединения в подгруппы и индивидуальный труд. Совместный тру д - труд по подгруппам. В каждой подгруппе свое дело, ре­зультат труда одного ребенка зависит от другого. Участие всех детей необяза­тельно. Коллективный труд может быть и общим и совместным, но с обязательным включением ситуаций, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую от­ветственность за результат.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации труда детей дошкольного возраста

    В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Поручения как форма организации труда в младшей группе.

    Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию ещё один небольшой отчёт о моей повседневной работе по трудовому воспитанию. Ни для кого из Вас не секрет, что трудовая деятельность является одним из...

    Cлайд 1

    Методика трудового воспитания в ДОУ. Презентация изготовлена для показа воспитателям МАДОУ № 200.

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Первая младшая группа. Самообслуживание. Формируем начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Хозяйственно-бытовой труд. У детей формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности. Хотя возможности детей этого возраста ограничены, их необходимо вовлекать в совместную с ними посильную работу, давать им поручения, которые они могут выполнить.

    Cлайд 4

    Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как делать), направляет деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. Педагог должен предлагаемое содержание делать наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными.

    Cлайд 5

    Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом.

    Cлайд 6

    Вторая младшая группа. Самообслуживание. Очень важно, чтобы дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Необходимо сформировать привычку садиться за стол только с чистыми руками, дети должны самостоятельно и аккуратно есть и правильно держать ложку, одеваться и раздеваться соблюдая определённую последовательность. Воспитатель должен ежедневно следить за тем, как дети выполняют его указания. Если ребёнок что либо забыл, воспитатель должен перед проведением режимного момента, ещё раз со всеми детьми повторить последовательность действий.

    Cлайд 7

    Хозяйственно-бытовой труд. В этом возрасте начинается систематическое приобщение детей к хозяйственно-бытовому труду. Дети должны овладеть такими действиями и операциями хозяйственно-бытовой деятельности, как: накрывание стола к обеду, завтраку или полднику, приготовление материалов к занятиям, поддержание порядка в помещении и на участке. Воспитатель более систематично, чем в первой младшей группе приобщает детей к трудовой деятельности. Но всё это так же происходит при помощи наглядно-действенных методов организации трудовой деятельности.

    Cлайд 8

    Труд в природе. Ребёнка этого возраста приучают выполнять простейшие поручения взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья цветов, сеять семена, собирать урожай. Нельзя просто дать детям задание что либо сделать, воспитатель должен вспомнить последовательность работы, чтобы дети осознали задание, которое им предстоит выполнить. Используется поэтапный инструктаж, дети выполняют отдельные приёмы по указанию воспитателя.

    Cлайд 9

    Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная наглядно-действенная деятельность с педагогом. К концу года вводится дежурство по столовой.

    Cлайд 10

    Средняя группа. Самообслуживание. В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию более сложных навыков самообслуживания. Перед детьми ставится задача оказания взаимопомощи при одевании завязать шарф, научить завязывать ботинки, помочь малышу одеться и т.д.)

    Cлайд 11

    Хозяйственно-бытовой труд. В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в основном за счёт увеличения количества процессов этого труда. Так в начале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в группе и на участке, принимают участие в уборке (протереть полки, помыть игрушки и т.д.). В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирка кукольной одежды, мытьё игрушек, накрывают на стол). Это требует от ребят знания конкретных приёмов и операций, умения пользоваться ими в нужной последовательности.

    Cлайд 12

    Труд в природе. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях в уголке природы, поливают, рыхлят почву, протирают крупные плотные листья, сеют семена, вместе со взрослыми выращивают овощи и цветы. Примером для ребёнка может стать теперь не только взрослый, но и его сверстник.

    Cлайд 13

    Организация трудовой деятельности. Поручения Совместная деятельность детей с педагогом. Дежурство по столовой и занятиям.

    Cлайд 14

    Старшая - подготовительная группы. Самообслуживание. Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опёку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

    Cлайд 15

    Хозяйственно-бытовой труд. В возрасте 5 – 7 лет хозяйственно-бытовой труд осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание объёмов труда, к сервировке стола добавляется раздача 2 и 3 блюд. Дети уже умеют убираться в групповой комнате, поэтому включаются в повседневный процесс уборки помещения. Повышаются требования к самостоятельности и качеству выполняемых действий. Детей учат навыкам планирования своей и общей работы, умению сговариваться, изучать последовательность работы, распределять обязанности, подбирать и рационально использовать оборудование.

    Cлайд 16

    Труд в природе. Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

    Cлайд 17

    Организация трудовой деятельности. Поручения. Совместная деятельность с воспитателем. Дежурства по столовой и занятиям, в уголке природы. Коллективный труд.

    Cлайд 18

    Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения, реже коллективные, маленьким подгруппам 2-3 человека. Так как научить одного-двух ребят гораздо легче, чем целую группу, при этом контроль за действиями каждого более удобен.

    Cлайд 19

    Дежурства – более сложная форма организации труда детей. Они требуют от ребёнка большей самостоятельности. Дежурные учатся выполнять порученное дело полностью, это требует от детей знания последовательности необходимых действий. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую коллективу.

    Cлайд 20

    Коллективный труд. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода). Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий: - Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

    Cлайд 21

    - Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

    Cлайд 22

    Трудовая деятельность в старшей – подготовительной группе. Возраст детей 5 – 7 лет.

    Cлайд 23

    Уголок дежурства. В виде часов определяющих звено дежурящее на текущей неделе. Также используются кармашки-вкладыши обозначающие количество дежурных из звена по той или иной трудовой деятельности.

    Оксана Мартынкова
    Презентация «Трудовое воспитание в детском саду»

    «Дайте детям радость труда .

    Эту радость ему несут успех,

    осознание своей умелости

    к значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

    В. А. Сухомлинский

    Цель трудового воспитания дошкольника : Формирование положительного отношения ребёнка к труду .

    Виды труда :самообслуживание,труд в природе ,хозяйственно-бытовой труд ,ручной и

    художественный труд

    Методы и приёмы трудового воспитания :Наглядные методы :

    Наблюдения за трудом взрослых

    Словесные методы :

    Совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение дня

    Практические методы :

    Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым

    Экскурсии

    Приемы :

    Дидактические, настольные, с/р игры

    Рассматривание картин, иллюстраций, картинок

    Использование ИКТ

    Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, оказании помощи взрослым в организации режимных моментов.

    Публикации по теме:

    "Яркое лето в детском саду" Веселое лето! Всем дорого ты! В лугах ароматных пестреют цветы, А в рощице пташек звенят голоса, Их песни хвалою.

    Презентация «Информационные уголки в детском саду» Информационный уголок одна из удобных и эффективных форм работы с педагогами. Здесь воспитатели могут найти информацию для самостоятельного.

    Презентация «Как мы проводим лето в детском саду» Большинство людей на земле, школьники и дошколята ждут самого долгожданного для них времени года лета! Родителям приходится сложнее, нужно.

    Презентация «Слушание музыки в детском саду» Я предоставляю презентацию по слушанию музыки в детском саду. Цели занятия: 1. Прививать интерес к музыке 2. Выявить музыкальные знания.

    Педагогический проект «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду» «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». А. C. Макаренко Актуальность проекта Трудовое воспитание подрастающего.

    Презентация «Бесконтурное вырезывание в детском саду» Я хочу рассказать, как бесконтурное вырезывание помогает развивать мелкую моторику и как следствие ум. Чем раньше научить ребёнка пользоваться.

    Презентация: «Фоторепортаж о жизни в нашем детском саду» Что такое детский сад? Это дом, в котором дети проводят большую часть своего времени. Значит можно сказать, что это их второй дом. В детском.