• Как развивать ребенка с рождения до полугода. Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев Как помочь развитию ребенка рождения

    КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

    Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение
    первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского
    организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести
    себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды
    активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,
    редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с
    новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая
    возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.
    Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите
    малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

    Практические советы

    Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
    Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали
    на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,
    что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский
    рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать
    вялым и апатичным.
    Меняйте положение ребенка
    Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он
    какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в
    разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
    Детский календарь
    Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и
    карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего
    ребенка.
    Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
    Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в
    состоянии выразить свою радость.
    Не бойтесь избаловать ребенка
    Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу
    достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам
    лишний раз.
    Обращайтесь с малышом бережно
    Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,
    надежном автомобиле.

    Время игр

    Зрение
    Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
    В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он
    остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у
    ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся
    музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
    Перемещайте фонарик взад и вперед
    Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им
    из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит
    взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
    Покажите язык
    Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те
    высовывают язык. Попробуйте проделать это.
    Слух
    Повесьте колокольчик
    Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он
    двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое
    увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то
    сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
    Танцуйте под музыку
    Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым
    он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько
    пританцовывая.
    Потрясите погремушкой рядом с малышом
    Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала
    сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что
    звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами
    источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих
    горошин, получится отличная погремушка.)
    Осязание
    Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
    Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их
    пальчиками.
    Упражнения
    Упражнения для ног
    Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или
    манежа вполне подойдет). Позволь-
    те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет
    плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

    Повседневные дела

    Время кормления
    Сохраняйте хорошее настроение
    Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь
    делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.
    Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не
    делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,
    чтобы не потерять доверие ребенка.
    Протяните руку и дотроньтесь
    Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,
    тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными
    прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,
    услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь,
    отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
    Купание
    Первые ванночки
    Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде
    чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,
    ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему
    нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
    Общение через прикосновения
    После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или
    растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,
    спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в
    хорошем расположении духа.
    Пеленание/одевание
    Поцелуи в животик
    Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках
    и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать
    части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует
    вашу любовь.
    Разденьте ребенка
    Не кутайте малыша. Если в комнате 20 - 25 градусов, он будет хорошо
    себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и
    ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
    Время отдыха
    Включите ребенку радио
    Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите
    музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
    Запишите на пленку шум стиральной машины
    Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,
    запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,
    который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
    Дайте малышу музыкальную игрушку
    Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с
    мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого
    процесса.
    Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в
    кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
    Используйте пустышку
    Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста
    привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок
    отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на
    несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,
    найдите другой способ.
    Прогулка в коляске
    Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.
    Постоянное движение поможет ему заснуть.
    Игра теней
    Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий
    свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих
    предметов.
    Пеленки и мягкие подушки
    За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать
    в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или
    обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые
    можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены
    специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского
    сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в
    утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

    * Один месяц *

    Мир ребенка

    В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между
    новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих
    отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится
    более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою
    реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается
    координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные
    образы и звуки.
    По мере того как развивается способность малыша воспринимать и
    усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к
    личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты
    характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом
    один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и
    почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему
    отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и
    сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние
    покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
    Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать
    пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно
    отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,
    будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая
    какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было
    определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия
    вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно
    успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в
    ближайшее время оцените по достоинству.

    Двигательные навыки

    Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают
    судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно
    становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так
    характерна для новорожденных, также пропадает.
    Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это
    способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он
    без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
    Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг.
    Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его,
    прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш
    ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая
    малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его
    головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно
    передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые,
    извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота
    на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные
    движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не
    оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
    Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать
    голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен
    двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять
    темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком
    спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте
    заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично
    перебирать руками и ногами.

    Способность видеть, слышать, чувствовать

    В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы
    говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в
    зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка
    значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,
    беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
    В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за
    двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на
    какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --
    30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает
    «гукать». Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс
    называется «ознакомлением». Ребенок как будто бы говорит: «Да, теперь я
    знаю, что это такое». Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,
    покажете малышу другой, он повторит свои действия.
    Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые
    зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное
    предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок
    настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к
    нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на
    него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,
    например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или
    игрушку, которая может пищать.
    В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и
    услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на
    колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному
    реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а
    свист или звон вызывает интерес.

    Понимаем своего ребенка

    С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную
    индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако
    лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему
    узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,
    включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или
    возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или
    двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или
    нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители
    знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и
    укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от
    голода, а когда его крик означает: «Ничего страшного не случилось. Просто я
    хочу, чтобы меня приласкали».
    У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный
    блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и
    после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим
    резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,
    чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно
    ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать
    и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня
    бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и
    начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв
    на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и
    уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
    Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует
    ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в
    доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время
    покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,
    что нижеперечис-
    ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
    1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как
    кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном
    спокойном состоянии.
    2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на
    руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и
    выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой
    удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
    3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он
    утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы
    почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в
    течение пяти минут.
    4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом
    случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую
    музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
    5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.
    Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять
    их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
    6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,
    обратитесь к детскому врачу.
    Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее
    он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру «один на
    один»: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите
    их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители
    вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым
    шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает
    «гулить». Хотя его звуковой репертуар небогат и
    ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом
    полном смысле слова учится говорить.
    Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со
    своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и
    округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он
    может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка
    запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый
    взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,
    который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,
    лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с
    ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у
    взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что
    сейчас в разговоре наступит пауза.
    Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в
    определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы
    привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные
    звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою
    очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как
    волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит
    взгляд в сторону. Через несколько секунд «собеседники» снова смотрят друг на
    друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в
    вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие
    и малышу и родителям.

    ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

    Практические советы

    Разговор с ребенком
    Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте
    его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с
    ним.
    Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда
    нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот,
    можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
    Папины игры
    Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них
    вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в
    его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка
    таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,
    если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины
    что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы
    вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все
    необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время
    поездки.)

    Время игр

    Зрение
    «Кукла из тарелки»
    Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и
    прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на
    расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш
    начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
    Таблюдение за предметом
    Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.
    Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 - 30 сантиметров от
    лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,
    начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,
    попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением
    малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или
    ему стало скучно.
    Посмотри на меня
    Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева
    направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
    Прыгающая игрушка
    Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.
    Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка
    находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и
    вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
    Вид из кроватки
    Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,
    ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
    Двигающаяся игрушка
    Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно
    передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в
    течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,
    а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он
    способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие
    игрушки на бортики кроватки.
    Восприятие звуков
    Детские стихи
    Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
    Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,
    например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...» или
    придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте
    слова.
    Пинетки с колокольчиком
    Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,
    малыш будет слышать звон колокольчика.
    Где я?
    Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно
    передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать
    зрение и слух.
    Ощущения
    Помассируйте малышу пальцы рук и ног
    Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному
    ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
    Развитие осязания
    Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного
    материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
    Легкое прикосновение
    Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему
    понравятся эти ласковые прикосновения.
    Приятные запахи
    Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как
    одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу
    -поможет в развитии его обоняния.
    Упражнения
    Поднимите и опустите руки малыша
    Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и
    опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При
    этом напевайте какую-нибудь песенку.
    Прогулка на велосипеде
    Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя
    движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:
    «Мы едем, едем, едем в далекие края...»
    Взгляд наверх
    Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя
    его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять
    голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
    Посмотри на маму
    Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на
    спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,
    чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

    Повседневные деда

    Время кормления
    Изменяйте положение ребенка
    При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако
    если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел
    окружающие предметы под разными углами зрения.
    Оберните детский рожок
    Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть
    малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в
    магазине или сделать из носка яркой расцветки.
    Яркое полотенце
    Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое
    цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от
    времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид
    яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите
    кормление.
    Время купания
    Нежное прикосновение
    Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую
    колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и
    почувствовать себя в безопасности.
    Заверните ребенка
    Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.
    (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: «Ку-ку».)
    Время пеленания
    Развлечение
    Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. На
    некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
    Подышите над руками и животиком ребенка
    Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание
    на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
    Время отдыха
    Развевающиеся ленты
    Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте
    их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический
    вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно
    понаблюдать за ними.
    Непродолжительный отдых
    Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.
    Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на
    грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь
    довольны проведенным вместе временем.

    Развитие ребенка с первых дней жизни лишь на первый взгляд кажется делом бесполезным. Еще бы, покормили, уложили спать и выдохнули с облегчением - так думают безответственные мамочки. А те, что желает воспитать всесторонне развитого малыша, должны понимать, что развивать ребенка необходимо с самых пеленок, ведь именно в этот момент формируются первые навыки малыша, постепенно происходит его адаптация к жизни в новом, более агрессивном, нежели материнская утроба, мире.

    Как развивать ребенка с рождения:

    Первый месяц жизни малыша считается периодом адаптации к условиям нового мира, в то время как на втором месяце ребенок начинает познавать мир с помощью зрения, слуха и даже некоторых движений. Именно в двигательной активности заключается развитие ребенка.

    Родители должны не только полагаться на естественный процесс роста крохи и следующих из него привычек, но и обязаны помогать ребенку развивать новые движения. К примеру, в развитии ребенка на 2-ом месяце обязательно нужно выкладывать малыша на жесткую ровную поверхность, чтобы он приподнимал голову. Таким образом, родители развивают у ребенка физическую активность и двигательные функции. Развивая ребенка таким образом, следите, чтобы он не ударился, ведь долго удерживать головку такие крохи пока еще не могут.


    Начинать такие тренировки нужно с нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если малыш ни в какую не хочет поднимать голову (ленивыми детки могут быть с рождения), задача родителей в развитии ребенка привлечь его внимание, так, необходимо разговаривать с малышом, ожидая реакции на звук голоса или же показывать ему яркие игрушки.


    В первый месяц жизни ребенка принято пеленать, чтобы он себя не будил, не принимал неправильное положение или же ненароком себя не поцарапал. Однако со второго месяца важно приучать малыша к свободной одежде, которая не будет сковывать его движения. Постепенно ребенок должен привыкать к собственным жестам и не бояться их. Пеленать ребенка можно ночью, чтобы обеспечить более спокойный сон, а вот в период бодрствования лучше отдать предпочтение свободным распашонкам и ползункам. Помните, тугое пеленание плохо может сказаться на развитии ребенка, это может проявиться в плохой координации движений.

    Развивать ребенка нужно всесторонне, речь идет о двигательной, зрительной, слуховой активностях, а также возможности издавать звуки. В возрасте 1 месяц ребенок уже начинает фокусировать взгляд на ярких и больших предметах. Помочь развить это умение помогут игрушки, подвешенные над кроваткой. Хорошо, если погремушки над кроваткой будут вертеться, таким образом, малыш сможет провожать их взглядом и фокусировать взгляд.

    Мобили над кроваткой помогают развивать ребенка не только в плане зрения, но и в плане движений. Ведь, наблюдая за движущимися игрушками, происходит активная тренировка мышц шеи. Ребенок в 2 месяца уже начинает не только поднимать голову, но и вращать ею. С 3-месячного возраста малыш начинает не просто сопровождать взглядом карусель с игрушкой, но и впервые тянется к ней ручками.


    Человеческая речь - то, с чем ребенок, а в будущем взрослый человек, будет сталкиваться с первых дней жизни. Поэтому рекомендуется развивать ребенка с помощью своей речи еще в утробе. После рождения звук голоса матери и отца также должен быть слышим ребенком ежедневно. При этом очень важна интонация, ни в коем случае не кричите на ребенка, ваш голос должен быть нежным и ласковым.

    Тренировать слух ребенка можно не только с помощью собственного голоса, но и благодаря игрушкам. Ребенок в 2-3 месяца очень чутко реагирует на звук погремушек. А успокаивающая музыка в карусели над кроваткой может не только увлечь малыша, но и помочь ему заснуть.


    Обычно звуки, которые издает малыш, получаются непроизвольно. Специально учить этому не нужно. Но раньше услышать агуканье младенца помогут частые разговоры мамы и папы с младенцем. Мамино «агу» спровоцирует ребенка к повторению данного звука, и ребенок начнет вас радовать не только плачем, но и другими, более приятными для материнского слуха, звуками.

    Чтобы развивать ребенка с первых дней жизни, вам не понадобится обзаводиться огромным арсеналом разнообразных игрушек. Лучше приберегите деньги на будущее. Развивающие игрушки для ребенка должны быть максимально простыми, без лишних деталей, легкими в весе. Игрушка помогает малышу тренировать моторику ручек и пальчиков. Важно, чтобы погремушка для развития ребенка не была слишком массивной, в противном случае он попросту не сможет обхватить ее ручками. Подбирайте игрушки исходя из возраста малыша. Помните, что погремушки перед использованием обязательно прокипятить, чтобы удалить остатки заводской пыли и микробов.

    Развивающие погремушки для детей не должны издавать слишком резких звуков. Идеально подойдут игрушки, имитирующие естественные шумы.


    Погремушки в развитии ребенка в первые месяцы жизни используются, конечно же, для привлечения внимания и тренировки глаз. Затем функция игрушки становится более значительной, ведь малыш начинает ее трогать, держать в руках, двигать ею и даже пробовать на вкус.


    Сначала ребенок, скорее всего, будет только смотреть на игрушку, но постепенно его нужно учить к ней прикасаться. Для этого погремушку можно вложить малышу в руку самостоятельно, хватательный рефлекс, присущий крохе, сделает свое дело, а затем ребенок, приучившись к звуку, исходящему от погремушки, научится сам брать ее в руки.


    Как говорилось выше, покупая игрушки для развития ребенка, старайтесь не игнорировать музыкальные карусели над кроваткой и гирлянды для коляски. Помните, что игрушки предназначены не столько для досуга малыша, сколько для развития ребенка. Именно с их помощью он получает первоначальную информацию о мире. С ними он постепенно начинает познавать звуки, тактильные ощущения, зрительную информацию. Использование погремушек в развитии ребенка это также тренировка самостоятельности крохи.

    Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

    Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

    Развивать новорожденного нужно обязательно

    Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

    Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

    Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

    Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

    Когда развивать новорожденного

    В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

    Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

    Развивающие игры и занятия для новорожденного

    • Выкладывание на живот

    Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

    Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

    Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

    Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

    • Занятия на фитболе

    Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

    1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

    Мяч катится вперед-вперед-вперед,

    Мяч катится назад-назад-назад,

    Вперед-назад, вперед-назад,

    Уже пора слезать!

    2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

    Я прыгун — веселый мячик,

    Не люблю того, кто плачет,

    Не люблю того, кто плачет,

    Недавно стали мамой малыша?

    А люблю того, кто скачет

    Посмотрите несколько

    • Оттолкни мяч

    Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

    • Массаж ручек

    Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

    Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

    Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

    Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

    • Игры с погремушками

    На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

    Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

    Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

    • Игры в ванной

    Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

    Водичка, водичка,

    Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

    • Музыкальные минутки

    Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

    1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
    2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
    • Танцы на руках

    Напрасно большинство взрослых думает, что месячному ребенку нужно только питание, а также сон. Потребности крохи растут с каждым днем. Он уже многое умеет и на многое способен, а потому развивающие занятия с карапузом, которому уже исполнился 1 месяц - не только безусловная польза для его развития, но и огромное удовольствие для всех без исключения участников этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как и чем можно заняться с малышом этой возрастной группы.

    Польза

    За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.

    Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда. У них другая цель - наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий. Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Принципы занятий

    Важно помнить, что ребенок в этом возрасте еще не способен долго сосредотачивать взгляд на одной точке, он не держит самостоятельно головку и очень быстро утомляется. В короткие периоды бодрствования не стоит перегружать ребенка занятиями, которые сопровождаются громкими звуками, слишком ярким светом. Постарайтесь, чтобы малыша во время занятий не окружало слишком много людей, ему достаточно мамы и папы. Однако собирать вокруг карапуза все большое семейство ни в коем случае не стоит.

    При всех упражнениях и играх старайтесь обеспечивать тактильный контакт, он очень важен для крохи. Включайте негромкую музыку, лучше классическую, проследите, чтобы свет был приглушенным. Все занятия проводите в дневное время. Вечером, перед отходом к ночному сну, лучше не тревожить малыша.

    Основной принцип занятий - развитие органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание помогут ему эффективнее познавать все возможности окружающего мира, который пока кажется новому человеку таким чужим. В возрасте 1 месяца можно и нужно развивать физические данные ребенка - мускулатуру, нервную систему.

    Подходящие игры для развития

    Большие плюшевые медведи и красочные машинки, которые вам, несомненно, уже подарили, пока совершенно бесполезны для месячного малыша. Ему в этом возрасте больше подходит яркий и контрастный мобиль - карусель на кроватку, крупные погремушки (преимущественно желтого, зеленого, синего, красного и белого цветов). Можно распечатать на принтере черно-белые рисунки, на которых изображена шахматная доска или контрастная спираль.

    Развивать каждый из органов чувств нужно при помощи особых упражнений. Их огромное количество, но давайте остановимся на тех, которые проверены временем.

    Зрение

    Если новорожденный видит скопление размытых и лишенных очертаний пятен, то малыш, которому уже исполнился 1 месяц, вполне в состоянии на непродолжительное время сфокусироваться на определенном предмете яркого цвета. Малыш уже с интересом может разглядывать большую погремушку. Пока еще с трудом, но он уже может начинать пытаться следить за ней взглядом. На этом и основаны все упражнения на развитие зрительной функции.

    Сначала достаточно, если мама будет демонстрировать игрушку малышу статично. При этом расстояние между личиком крохи и предметом не должно быть меньше 35-40 сантиметров. Это же правило относится и к подвязыванию игрушек к детской кроватке. Вы заметите, что малыш довольно быстро научится разглядывать демонстрируемые предметы.

    После этого можно переходить к более сложным упражнениям: перемещению погремушки влево-вправо по горизонтали, затем – вверх и вниз по вертикали. Когда карапуз уверенно будет следить глазами за перемещением, можно практиковать перекрестные движения - по вертикали, по кругу.

    Движения рук взрослых не должны быть слишком резкими, пугающими, а звуки, которые издает большинство детских игрушек, не должны быть громкими и пронзительными.

    Отлично подойдут черно-белые картинки, основанные на простых геометрических формах и цветовых контрастах черного и белого. Листочки с такими рисунками можно закреплять на кроватке – сначала справа от крохи, потом слева. Он с интересом будет их разглядывать.

    Слух

    Голос своей мамы новорожденный отлично знает и всегда отличит его от голосов других людей. Занятия на развитие слуха должны быть основаны на голосовом общении. В нем должно преобладать интонирование. Громкие погремушки, резиновые игрушки-пищалки оставьте до лучших времен, замените их эмоциональным общением, которое должно сопровождать любые занятия, процедуры, кормление. Колыбельные, стишки, ласковые слова – все это малыш примет с благодарностью.

    Кроме того, важно научить малыша различать, с какой стороны исходит тот или иной звук. В этом помогут погремушки с нежным и тихим звучанием, бубенчики, которые можно нашить на тканевую основу. Упражнения основаны на перемещении звучащего предмета: сначала слева от малыша, затем – со стороны правого уха.

    Тихая спокойная музыка благотворно влияет на малыша. Понаблюдайте за своим ребенком, его реакция на музыку будет моментальной. Вы увидете, что его взгляд более сосредоточен, он улыбается и совершенно спокоен.

    Осязание

    Как уже говорилось, тактильные ощущения очень важны и информативны для младенца. В месячном возрасте кроха еще не может брать в руки различные по фактуре игрушки, но мама может прикладывать к нежной коже ребенка небольшие кусочки разной ткани (вельвет, шелк, ситец, кружево). Можно воспользоваться тканевыми рукавичками для детского купания и превратить обычный гигиенический ритуал в развивающее занятие, которое отлично стимулирует осязание.

    Эмоции

    Самый сильный эмоциональный фактор для маленького ребенка - мама. Он не только безошибочно угадывает ее настроение и состояние, но и сам реагирует на него. Именно поэтому лучше отбрасывать подальше все переживания, приступая к занятиям с малышом.

    Общение должно быть радостным и позитивным, тогда ребенок будет более спокойным и отзывчивым к эмоциям взрослых.

    Все без исключения крохи любят, когда мама «разговаривает» с их животиками. Для этого прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите ему что-нибудь – не имеет значения, что именно, ведь он в первую очередь отреагирует на приятные вибрации. Чаще улыбайтесь, обращаясь к малышу.

    Музыкальное развитие

    Музыка для ребенка также полезна, но она не должна быть громкой и продолжительной. Достаточно включать ее на 10-15 минут – два или три раза в день. Лучше, если это будут мелодии и композиции, которые мама чаще всего слушала во время беременности, ведь ребенок их уже «знает». Отличным развивающим и даже оздоровительным эффектом обладает классическая музыка, особенно произведения таких композиторов, как Моцарт и Вивальди. Чаще пойте ребенку, говорите «нараспев», все это формирует у крохи позитивное восприятие звуков.

    Для физического развития

    В месячном возрасте полезно выкладывать ребенка на животик: это не только положительно сказывается на работе кишечника и уменьшает проявления кишечных младенческих колик, но и тренирует мышцы живота, спинки. Ребенок начинает пытаться держать головку, и это стимулирует мышцы шеи и плечевого пояса.

    Гимнастика и упражнения

    Гимнастика для месячного малыша должна быть ежедневным ритуалом, ведь утренняя зарядка полезна всем без исключения, независимо от возраста. Она не должна быть слишком интенсивной, движения ручками и ножками следует выполнять аккуратно. Рекомендуемые упражнения - сгибание и разгибание рук и ног, осторожное разведение ножек в бедрах, подъем ручек вверх и опускание вниз.

    Массаж

    Поглаживания и похлопывания не должны быть слишком сильными. Лучше всего делать массаж перед вечерним купанием. Отдельно поглаживают руки, ножки, животик (по часовой стрелке), а затем, перевернув ребенка на животик, аккуратно погладьте спинку. Все движения делаются для того, чтобы снять мышечный тонус, который есть у каждого новорожденного. Если он очень сильный, невролог, вероятнее всего, порекомендует делать специальный массаж у специалистов.

    Массаж и гимнастика помогают малышу расти здоровым и быстрее развиваться. Какие чаще всего ошибки делают родители при массаже, профессиональный детский массажист дает подробные инструкции.

    Плавание

    Не секрет, что все дети от рождения умеют плавать. Однако лишь единицы среди родителей готовы сразу бросить месячное чадо в бассейн и отправить его в свободное плавание. На помощь приходят группы для грудничков, которые сейчас есть практически в каждом бассейне или дворце водного спорта. Мама с малышом смогут наслаждаться водными процедурами под наблюдением опытного тренера с медицинским образованием.

    Для домашних плавательных процедур можно использовать специальный круг Baby Swimmer , который продается в сетевых детских магазинах, ортопедических салонах. Он надежно удерживает шейный отдел позвоночника малыша, его головка всегда находится над водой. Плавать в круге кроха сможет и на спине, и на животике, причем переворачиваться в воде он начнет практически с первых занятий.

    Не перегружайте ребенка новой информацией. Любые новые виды занятий вводите постепенно, начиная с 1 минуты за период бодрствования и доводя время до 4-5 минут, а к концу месяца – до 10 минут.

    Собираясь начать делать упражнения на физическое развитие, гимнастику, массаж, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Есть заболевания и врожденные пороки, при которых массаж должен носить лечебный характер. В таких случаях делать его самостоятельно не рекомендуется.

    Екатерина Морозова


    Время на чтение: 11 минут

    А А

    Большое заблуждение родителей о новорожденном ребенке – что малыш до определенного времени не слышит, не видит, не чувствует, и, соответственно, не нуждается в занятиях и играх. Это далеко не так, развитие малыша, как и воспитание, должно начинаться с самого рождения, а в идеале – с его жизни в утробе матери.

    Сегодня мы расскажем Вам, как заниматься с новорожденным крохой , и какие игры Вам будут в этом полезны.

    Развитие ребенка на 1-м месяце жизни

    Первый месяц жизни новорожденного можно по праву назвать самым сложным. Ведь в этот период малыш должен адаптироваться к окружающим условиям вне организма матери. Малыш много спит, а проснувшись, ведет себя в зависимости от своего физиологического состояния.

    Можно сказать, что время активного бодрствование порой сложно предугадать, поэтому не планируйте игры с новорожденными заранее. Просто используйте подходящий случай, когда вы и малыш в состоянии позитивно взаимодействовать. Обычно это время через 5-10 минут после еды .

    • Развиваем зрение
      Закрепите на кроватке музыкальный мобиль. Он непременно вызовет интерес у малыша, и ему захочется проследить за его передвижением. Читайте также:
    • Учим подражать
      Некоторые детки даже в таком возрасте успевают подражать взрослым. Покажите язык или забавные рожицы, которые могут развеселить малыша.
    • Потешим слух
      Подвесьте на резинку колокольчик и покажите малышу закономерность «движение=звук». Малышу может понравиться красивое наблюдение, связанное со звуком.
    • Танцы-танцы
      Включите музыку, возьмите малыша на ручки и попробуйте слегка потанцевать, покачивая и потряхивая в такт любимым песням.
    • Странные звуки
      Возьмите самую простую погремушку и слегка потрясите справа-слева от малыша. Дождавшись положительной реакции малыша, можно усилить громкость. Малыш начнет понимать, что загадочный звук слышен извне и начнет искать его причину глазами.
    • Обхват ладошкой
      Если протянуть малышу погремушку или палец, коснувшись ладони, то он попытается обхватить их ручкой.

    Развивающие игры для новорожденного на 2-ом месяце жизни

    Взгляд малыша более сфокусированный. Он может внимательно наблюдать за двигающимся предметом в шаге от него. Также он чутко реагирует на звуки и пытается определить, откуда они исходят .

    Очень интересно, что 2-мес. малыш уже выстраивает простые причинно-следственные связи . Например, он понимает, что на его голос кто-нибудь приходит.

    • Управляем ручками и ножками
      Нарядите малыша в однотонную одежду с пришитыми яркими манжетами или наденьте веселые носочки. Чтобы видеть эти предметы малышу придется управлять своими ручками и ножками. Для разнообразия можете менять носочки или надевать только на одну сторону.
    • Кукольный театр
      Заинтересуйте ребенка, а затем перемещайте ручную куклу так, чтобы малыш успевал за ней наблюдать.
    • Удивительный писк
      Пускай малыш сожмет в кулачке пищащую игрушку, тогда он лучше почувствует свои ручки.
    • Кукла из тарелки
      Нарисуйте на бумажной тарелке доброе и грустное личико. Затем поворачивайте, что малыш мог увидеть разные стороны. Вскоре малыш будет радоваться веселому изображению и даже разговаривать с ним.
    • Вверх-вниз
      Подкидывайте мягкие помпоны вверх так, чтобы они при падении касались ребенка. При этом предупреждайте о его падении. Через некоторое время малыш будет ожидать помпон, подстраиваясь под ваши слова и интонацию.
    • Юный велосипедист
      Уложите малыша на безопасную поверхность, возьмите его за ступни и делайте ножками движения велосипедиста.
    • Дотянись ножкой
      Закрепите над кроваткой разные по фактуре или звуку предметы. Убедитесь, что малыш может доставить до них ножкой. В результате этой игры малыш начнет различать мягкие и твердые предметы, тихие и громкие, гладкие и рельефные.

    Развивающие игры для трехмесячного малыша

    В этом возрасте реакции малыша становятся более осмысленными. Например, вы уже можете различить несколько видов смеха и плача. Ребенок уже может узнавать ваш голос, лицо и запах . Он охотно взаимодействует с близкими родственниками и даже отвечает умильным агуканьем .

    Что касается физического развития, то 3-месячная кроха лучше управляет ручками, умеет брать нужную игрушку и может научиться хлопать в ладоши . Он уже не так устает держать головку, переворачивается на бок и приподнимается на локотках.

    • Надежная песочница
      В большую емкость загрузите немного овсяной муки, подстелите под миску клеенку. Придерживая малыша, покажите, как приятно пропускать сквозь пальчики муку. Можно дать ему маленькие емкости для пересыпания.
    • Найди игрушку!
      Показать малышу яркую игрушку. Когда он заинтересуется ей и захочет взять — накрыть игрушку платком или салфеткой. Покажите крохе, как нужно «освобождать» игрушку, потянув за конец салфетки.
    • Поиск мяча
      На расстоянии от малыша покатайте яркий мяч. Дождитесь, чтобы он заметил его и захотел к нему подползти. Таким образом он научится координировать свои движения.

    Развивающие игры и занятия для малыша 4-х месяцев

    В этом возрасте малыш может сам переворачиваться на спинку или животик . Он хорошо приподнимает верх тела, вертит головку в разные стороны и пытается ползать . На этой стадии развития малышу важно помочь разобраться с возможностями его тела и его ощущением в пространстве.

    В это время можно развивать музыкальный слух, подбирая разные мелодии, песенки и звуковые игрушки. Кроме того, вы можете заметить, что малыш хочет активно общаться на «своем языке».

    • Пластиковая коробка с игрушками или водой может надолго заинтересовать кроху.
    • Бумажные игры
      Возьмите тонкие листы для принтера или мягкую туалетную бумагу и покажите малышу как их можно рвать или сминать. Это хорошо развивает мелкую моторику.
    • Плед
      Сверните плед вчетверо и положите малыша на серединку. Теперь качайте малыша в разные стороны, чтобы он мог перекатываться. Эта развивающая игра для новорожденных научит его быстро переворчиваться.

    Развитие ребенка 5-ти месяцев в игре

    В этом месяце малыш хорошо улавливает изменение интонации и различает «своих» и «чужих» . У него уже есть некий накопленный информационный опыт , который облегчает развивающие занятия с рождения.

    Недавно вы учили малыша сосредотачивать взгляд на одной игрушке, а сейчас он уже может выбирать нужный предмет . Теперь можно научить малыша манипулировать предметами, чтобы он мог в дальнейшем занимать себя сам.

    • Поощрение ползания
      Недалеко от малыша заведите музыкальный волчок, до которого надо доползти. Приятный звук и яркий вид игрушки мотивируют малыша к ползанию.
    • Тяни за ленту!
      К яркой привлекательной игрушке привязать ленточку или веревочку. Положить игрушку подальше от малыша, лежащего на животике, а конец веревочки или ленты дать ему в ручки. Показать ребенку, как нужно тянуть за ленточку, чтобы игрушка приблизилась. Обращаем Ваше внимание, что ленточку и веревку нельзя оставлять ребенку для игры, когда Вас нет в комнате с ним!
    • Прятки
      Накройте малыша пеленочкой, затем позовите и откройте личико малыша. Так вы приучите его к своему имени. Также можно проделывать с близкими, чтобы малыш сам пытался позвать вас или ваших друзей.

    Развивающие игры для малышей на 6-ом месяце жизни

    На 6 месяце малыш откликается на имя и нуждается в постоянном общении. Он с удовольствием осваивает развивающие игры вроде коробочек, которые надо закрыть, или складывания пирамидок.

    Ребенок уверенно ползает , возможно — самостоятельно садится, и хорошо управляет обеими ручками . На этом этапе у взрослых редко возникает вопрос, как играть с новорожденным ребенком, потому что малыш сам придумывает развлечения . Ваша задача лишь поддержать его попытки самостоятельного развития.

    • Разные звуки
      Наполните 2 пластмассовых бутылки разным объемом воды. Ребенок постучит по ним ложкой и заметит разницу в звуке.
    • Полоса препятствий
      Усложните ползанье за счет валиков и подушек. Расположите их на пути к любимой игрушке.
    • Предложение выбора
      Пускай малыш держит по игрушку в каждой ручке. В этот момент предложите ему третью. Он, конечно же, уронит остальные, но постепенно начнет принимать решение «выбора».