• Когда раздают артос в году. Что такое артос? Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня или это разрешается только натощак

    Артос - великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

    Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».

    Вспомним также, дорогие братья и сестры, как в старину в крестьянских семьях относились к хлебу наши дедушки и бабушки. Это сейчас мы с ним обращаемся как с одним из ряда обычных продуктов, которые можно ронять на пол, выбрасывать в мусорную корзину и прочее. Но не так было раньше. В крестьянских семьях хлеб резали аккуратно и бережно, также вкушали его, крошки подбирали и высыпали в реку или отдавали животным.

    С апостольских времен твердо установилась традиция во время общей трапезы один хлеб оставлять и откладывать его на возглавие стола Господу. Это было символом того, что Христос и по Своем вознесении на небо невидимо присутствует в Церкви. То же самое случилось и по Успении Пресвятой Богородицы. Апостолы и ученики начали по преданию на трапезе откладывать хлеб и для Девы Марии, назвав его «панагией», что переводится с греческого языка как «всесвятая» (один из эпитетов Божьей Матери). Позже панагией стали именовать и саму просфору, из которой на проскомидии изымалась частичка в честь Пресвятой Богородицы.

    Издревле и по сей день в православных монастырях служится чин возношения панагии. После Божественной литургии игумен в специальном сосуде износил из храма на братскую трапезу панагию, где она раздроблялась и вкушалась братией со специальной молитвой перед едой. Таким образом, трапеза, как и в древние времена вечеря любви-агапа, на которой совершалась Евхаристия, становилась частью богослужения, непрерывно связанного с Литургией.

    Отголоском данной древней традиции и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.

    Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой - это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.

    Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос - великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

    Подтверждением тому, что артос есть великой святыней, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма во всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме в открытых Царских вратах.
    В субботу же Светлой седмицы обычно по заамвонной молитве Божественной литургии совершается чин раздробления артоса. Священник читает определенную молитву, и затем артос раздробляется, а по окончании богослужения раздается верующим.

    Как уже говорилось выше, артос - великая святыня. Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символом - духовным составляющим вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.

    Конечно же, нельзя путать артос с Телом и Кровью Христовыми. Это совершенно разные вещи. Святые Дары - самая великая церковная Святыня. Артос же одновременно духовное и телесное средство, подобное антидору, святой воде и просфоре, которое служит для поддержания духовных сил человека в нелегком нашем земном борении-странствии.

    Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду - реку или море (но не в озеро). Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
    Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

    В заключение, дорогие братья и сестры, хочется всем пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.

    Среди Святынь Православной Церкви артос занимает значимое место по своей целительной силе. Дрожжевой хлеб, прошедший освящение, содержит изображение Креста с едва заметным терновым венцом. Самого Иисуса Христа на артосе не изображают - так в символическом ключе отражается победа Иисуса над смертью и обретение Воскресения. В монастырях Афона артос пекут небольших размеров, в то время как традиция русской Православной Церкви указывает приготовлять артос в форме высокого хлеба. Само название «артос» пришло в русский обиход из греческих источников, и буквально слово переводится как «квасной хлеб», или «всецелая просфора». Отношение к артосу как к великомощной Святыне у христиан сформировалось уже давно. Еще в Типиконе 12 века сохранились описания раздачи раздробленных хлебов в субботний день Светлой седмицы. В комментариях к литургии артос тесно связывается с трапезами апостолов после того, как Иисус Христос воскрес. Апостолы и ученики продолжали помнить Христа и за столом всегда оставляли для него хлеб. Таким образом вознесшийся в небо Иисус всегда был рядом с апостолами на земле. Первые Церковные пастыри продолжили традицию размещать в Церкви хлеб в дни Воскресения Христа. Этот хлеб приобрел много символических значений, в том числе и стал отражением того, что страдания и смерть Спасителя стали для всех пищей, дарующей жизнь. Кроме хлеба для воскресшего Христа апостолы оставляли также часть и для Матери Спасителя. Сегодня этот обряд также продолжается в виде Чина о Панагии - обряде воспоминания о Матери Господа, который проводится в рамках процесса раздробления артоса. Освящается артос в самый первый день Пасхи непосредственно на литургии после проведения заамвонных молитв. Артос окропляется святой водой. Этот процесс сопровождается чтением соответствующих молитв. Освященный артос размещают на аналое, на солее, либо на специально приготовленном столе, где он хранится целую неделю. В период богослужений святой хлеб размещают перед иконой Иисуса Христа. Ежедневно на Светлой седмице совершается крестный ход, и артос обносят вокруг храма. В субботний день артос раздробляют с сопроводительной молитвой и раздают присутствующим в храме как чтимая и Святыня великой силы.

    Правила приема и хранения артоса

    Современные христиане полученный артос вкушают не в храме, а дома. Ранее артос и просфору присутствующие на службе принимали натощак прямо в храме, дабы укрепить силы. Но сегодня службы стали заметно короче по времени, и частицы артоса принято брать с собой в дом, где его благоговейно хранят на случай возникновения болезни или недомогания. Употреблять артос надлежит в случаях, когда необходима сильная поддержка души и тела. При остром течении болезни и в особенных случаях частичку получаемого в Церкви один раз в год артоса употребляют с непременным молитвенным сопровождением: «Христос воскресе!». Как и другие Святыни (антидор, просфора), артос предпочтительно вкушать натощак. При этом крошить Святыню строго возбраняется. Части святого хлеба не должны попадать под ноги. Для этого советуют всегда подкладывать под артос бумагу или блюдце, чтобы упавшие крошки не оказались попираемы. Осыпавшиеся части артоса нельзя выбрасывать. Их помещают вместе с остатками артоса и хранят в углу возле икон обернутыми в бумагу или специальный мешочек. Когда артос заканчивается, крошки сжигаются. Также поступать следует и с бумагой, где находилась Святыня, а также с любым предметом, который со Святыней соприкасался. Испорченный артос и емкости для его хранения можно сжигать самостоятельно, но лучше отнести вещи для этих целей в Церковь. Для хранения артоса можно приобрести специальные мешочки, которые в разнообразии можно увидеть в церковных лавках. Они, как правило, шьются на шнурочках или тесьме и помогают защитить Святыню от влаги, пыли и солнца. Такие мешочки изготавливали изначально для просфор, и назывались они просфорницами, но изящные образцы с бисерной вышивкой и ленточными украшениями есть и специально для артоса. Если не удалось присутствовать на раздаче артоса, его всегда можно попросить в храме, чтобы взять с собой домой.

    Как исцеляет артос?

    Процесс приготовления, освящения, раздробления и раздачи артоса сопровождается молитвами в храме и наполняет Святыню врачевательными свойствами. Являясь святым хлебом, артос требует бережного отношения и не менее трепетного и умеренного использования. Освящение артоса производится в честь Воскресения Господа и во славу памяти этого события. Сама молитва по освящению артоса содержит просьбы насытить хлеб способностью исцелять недуги и немощи души и тела и уберегать всех вкушающих от болезней. Священнослужителем испрашивается у Господа Бога благословение на насыщение хлеба Божией благодатью. Артос, как и другой Святой хлеб, преисполняется великой силы, но ошибкой будет преувеличивать потенциал частиц артоса. Заблуждением будет считать артос душеспасительной святой пищей, вкушение которой заменяет серьезные Таинства. Причащение болящего Кровью и Телом Христа не равноценно принятию артоса и Богоявленской воды. Это следует помнить всегда. Никакая Святыня не заменяет Таинство, но она является сосудом благодати, благословленным для помощи болящему. Артос является лекарством, врачующим душу и тело в сложных случаях, позволяющим снять боли и успокоить страсти. Но важно помнить, что принятие артоса не может заменить принятие Причастия. Артос по воздействию схож с помощью Богоявленской воды. Приняв святой хлеб с молитвой, верой и благодарностью, можно ожидать ослабления страданий тела, надеяться на успокоение терзаний души. А всецелый спасительный эффект обеспечат постоянное посещение храма, участие в богослужении и принятие совершающихся в храме Таинств. Поскольку артос является Святыней с большим потенциалом, его советуют хранить для особенных ситуаций и вкушать реже, чем, к примеру, антидор. Каждый день вкушать артос стоит лишь во время реабилитации после операций и длительных периодов болезни. Максимальный целительный эффект обеспечивает артос вкупе с иными Святынями. Так, например, скорейшему излечению способствует вкушение артоса, святой воды, частиц просфоры вместе с помазанием елеем и молитвами к иконам православных Чудотворцев. Святой хлеб с богатой символикой соединяет все, что нужно человеку для здравия тела и души. При вкушении артоса рекомендуется не забывать о его благодатном наполнении и понимать, что святой хлеб в меньшей мере является пищей телесной, а выполняет важную роль духовной пищи.

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 55 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Артос – это в переводе с греческого означает квасной хлеб. Это освященный хлеб, именуемй в простом народе еще просфорой. В храме он занимает одно из главных и видимых мест в продолжении всей Светлой седмицы вместе с образом Воскресения Господня. В заключения пасхальных торжеств такое церковное лакомство раздается всем верующим. Но стоит понимать, что это не простой хлеб и его нельзя употреблять как обычный. Очень важно знать, как употреблять артос по православным канонам.

    Как принимать артос

    Использование такого хлеба началось еще в самом начале создания и развития христианства. А именно в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо. По истории, верующие ученики которые следователи за своим Учителем очень переживали его гибель. Они утешали себя различными молитвами. В них они вспоминали каждое действие Учителя.

    Вместе с тем они всегда вспоминали тайное вечернее собрание. При этом они обязательно причащались, читая . Во время трапез принятия пищи они всегда оставляли пустое место за столом для невидимого, но всегда присутствующего Господа и на его место обязательно клали хлеб.

    Первые пастыри православной церкви подражая апостолам начали делать тоже самое. Это было выражением того, что Спаситель стал для всех хлебом, символом жизни. Святой артос печется по особому рецепту. На нем обязательно должен быть символ креста терновый венец, но сам Иисус Христос на нем не изображается. На Пасху на нем еще пишут буквы «ХВ».

    Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

    Как освящается хлеб

    Как уже упоминалось выше, артос имеет одно из главных мест в Церкви. Его освящают специальной молитвой, после чего окропляют святой водой. На первый день после Пасхи ходят на все литургии и как только молитву прочитает священник, Пасхальный хлеб кладут на столе. После чего читается специальная молитва на таинство раздробления его.

    Верующие люди достаточно серьезно относятся ко всем молитва и частичкам священного хлеба. Поэтому принеся святой хлеб домой его хранят в специальном отдельно выделенном месте. Артос – это хлеб который можно употреблять только в особые нужды – во время болезни, во время безысходности или неприятностей. Его кушают на голодный желудок, запивая несколькими глотками святой воды, а затем читают . Но перед тем как съесть кусочек просфоры необходимо прочитать молитву на принятие артоса.

    Текст молитвы при вкушении артоса:

    Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

    Господь всегда с Вами!

    Переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая . Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

    Откуда пошла традиция употреблять артос?

    Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

    Что символизирует артос?

    Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

    С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа — в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

    Как освящают артос?

    Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

    Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

    Как хранить и принимать артос?

    Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

    29.04.2008 13:13:55 Санкт-Петербург
    Скажите, пожалуйста, когда раздают артос и для чего он нужен? Его употребляют в лечебных целях также, как и елей после соборования?


    Христос Воскресе!

    Уважаемый читатель нашего сайта!

    Что такое артос . Слово артос (по-гречески - квасной хлеб) - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

    Артос в продолжении всей Светлой сёдмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

    Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

    Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением впервый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: "Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заплати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славного Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых \нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, того лобзающих и от него вкушающих, ему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, и присно и во веки веков".

    После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь" (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы почании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

    В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравая сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и вовеки веков".

    Артос раздробляется и в конце Jlитургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

    Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мир-ская роскошь.

    Частицы артоса полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".

    Артос, как и просфору, хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке чистой водой.