• Наиболее интересные творческие задания в начальной школе. Образовательный портал

    Чудо-Юдо

    Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу. У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности. Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

    Смешные истории

    Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям. Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились. Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

    Еще варианты вопросов и ответов:

    «Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

    Нелепые ответы

    Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку. Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага. Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

    Художники

    Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги. Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков). Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

    Рисуночное письмо

    Вариант предыдущего конкурса.

    Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

    Варианты посланий:

    • Позвони мне сегодня в 6 часов
    • Пойдем вечером играть в футбол
    • Приходи в гости на чай с тортом
    • Подари мне на День рождения карандаши

    В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

    Народная сказка

    Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

    У детей младшего школьного возраста игра остается преобладающим видом деятельности. Познавать мир, осваивать новые знания, приобщаться к культуре и заниматься спортом им по-прежнему проще и интереснее в игровой форме. В отличие от обучающих, творческие задания основаны на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть - в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение.

    Виды творческих игр у детей 7 - 11 лет

    Творческие игры для школьников подразделяются на несколько групп:

    1. Сюжетно-ролевые игры. В них ребенок старается воплотить окружающую действительность, воспроизвести увиденный сценарий или придумать свой, прожить определенную роль. Это всевозможные бытовые сцены (семейные), ситуации из детской жизни (школьные), профессиональные сюжеты (врач - больной), характерные для возраста 7 - 9 лет. В это время детям больше важна атрибутика, нежели сюжетная достоверность.
    2. Театрализованные действия. Этот вариант сюжетно-ролевых игр для детей 10 - 11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личных качеств. За основу берутся героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепередач.
    3. Интеллектуальные творческие игры: речевые, математические, логические, загадки, викторины, шарады и т.д.
    4. Техническое творчество. У первоклассников происходит становление основ технического мышления: конструирование, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия их занимают больше, чем привычные занятия вроде рисования и лепки. Пик увлечения конструкторами - возраст 9 - 10 лет, затем интерес снижается.
    5. Творческое развитие. Живопись, лепка, вырезание, изготовление поделок по-прежнему важны для умственного и психологического созревания ребенка. С этой точки зрения в приоритете - аппликация, входящая в программу трудового обучения и внеклассной деятельности.
    6. Музыкальные игры: пение, импровизации, игра на инструментах, ритмические движения, сочинение мелодий на предложенный сюжет соединяют творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.

    Творческие детские игры могут проходить в форме:

    • самостоятельных занятий (конструирование, рисование);
    • парных игр (совместное творчество с другом, с родителями, братом или сестрой);
    • групповой деятельности (интеллектуальные игры, постановки, кукольный театр и т.д.)

    Творческие игры для младших школьников

    Простые речевые и развивающие занятия - универсальные творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов, с их помощью можно занять ребенка в любое время и в любом месте, организовать интеллектуальное развлечение хоть для целого класса.можно более русские лица на картинке найти?

    Творческая игра «Любимая буква»

    Для этой игры необходимы листочки с буквами, сложенными в конверт. Первый ребенок вытаскивает карточку и озвучивает букву, которая ему досталась. Теперь это его «любимая» буква, и с нее должны начинаться все произнесенные им слова. Задача остальных детей и взрослых - задавать вопросы участнику, на которые он будет отвечать, подбирая только «разрешенные» слова.

    Пример на букву «А»:

    • Как тебя зовут? - Аня.
    • Где ты живешь? - в Африке.
    • Твоя любимая еда? - Ананас.
    • Твоя любимая книга? - Айболит.

    Игра должна проходить в быстром темпе. Ребенок, который ошибся или замешкался на счет «1 - 2 - 3» уступает место другому игроку. Занятие развивает сообразительность, память и чувство юмора.

    Творческая игра «Дорисуй»

    Эта игра задействует творческое мышление, интуицию, будит фантазию, формирует пространственное воображение и укрепляет память. Необходимый инвентарь - бумага и ручка. В игре можно задействовать любое количество участников.

    От ведущего требуется нарисовать часть геометрической фигуры, простого предмета, игрушки; от ребенка - завершить рисунок. Например, взрослый начертил 2 стороны прямоугольника, 2 грани куба, детям нужно дорисовать до конца. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны соответствовать возрасту участников: сложные задания типа параллелепипедов можно давать детям, уже знакомым с геометрией.

    Творческая игра «Мелофон»

    Музыкальная игра для группы из нескольких ребят развивает слух и наблюдательность. Для занятия нужны несколько стаканов, наполненных водой на разном уровне:

    • пустой;
    • на четверть;
    • на половину;
    • на три четверти;
    • полный.

    Ведущий стучит по стаканам ложкой, давая возможность детям услышать и запомнить, как звучит каждый из них. Игрок отворачивается, в это время другой бьет по одному из стаканов. Задача - угадать, по какому. Побеждает тот участник, которого слух подводил меньшее число раз.

    Творческие игры в развитии детей

    Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию младших школьников:

    1. с психологической точки зрения - ребенок проявляет эмоции и свободно самовыражается;
    2. с интеллектуальной стороны - формируются мышление, восприятие, речь, воображение, память;
    3. прикладное значение игр - появляются новые навыки, опыт работы с разными материалами;
    4. воспитательный аспект - вырабатываются дисциплина, привычка к труду, умение действовать в коллективе;
    5. в художественной области - выявление способностей, интересов, побуждение к творчеству.

    Стремление играть всегда и везде - не помеха для обучения и воспитания. Задача взрослых - не пускать игры на самотек: организовать, возглавить и придать им творческое направление, и любое занятие будет служить развитию детей.

    На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм» . Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

    Задание № 1

    Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

    Задание № 2

    Задание № 3

    Задание № 4

    Задание № 5

    Задание № 6

    Задание № 7

    Задание № 8

    Задание № 9

    Задание № 10

    Задание № 11

    Задание № 12

    Ответы

    Задание № 1

    Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них - разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

    Задание № 2

    Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа - перед вами кролик; если нос слева - то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

    Задание № 3

    На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки - это уши, нос - мордочка, ухо - задние лапки, а подбородок - хвостик.

    Задание № 4

    Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» - то это уже приближает к решению.

    Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

    Задание № 5

    Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

    Задание № 6

    Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» - и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу - вот вам и ответ (получится римская цифра 4 - IV).

    Задание № 7

    Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

    Переверните книгу вверх ногами - тогда все будет правильно.

    Задание № 8

    В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

    Задание № 9

    Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Творческие задания для детей младшего школьного возраста Подготовила: учитель начальных классов Лазарева Лариса Александровна Нижневартовск

    Творческие задания можно использовать на любом уроке в начальных классах. «Через игру- к знаниям!»

    «Следы Нечистой силы!» Всем с детства знакома строки А.С.Пушкина «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…! Никто и никогда не видел эти следы,но можно предположить,что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: Бабы -Яги, Ведьмы, Колдуна,Кикиморы, Водяного, Кащея Бессмертного и др.

    « Старая сказка на новый лад» Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,«Волк и семеро козлят» и т.д.

    «Новое применение!» Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка,терка, кухонный нож и т.д.

    «Маршевая песня» Эти песни помогают ходить в строю, т. е. маршировать. В этих песнях очень четкий ритм, их исполняют громко и бодро. Попробуйте промаршировать строем, используя при этом известные детские песни «В траве сидел кузнечик», «Маленькой елочке холодно зимой, «От улыбки хмурый день светлей», «Спят усталые игрушки»

    «Мы – артисты » Всей командой мимикой и жестами изобразить,чтобы все догадались: -приход учителя в школу; -сообщение о предстоящей контрольной работе; -известие о начале каникул и т.д.

    «Мы – художники» Команда должна нарисовать на доске с закрытыми глазами: -птичку; -слона; -кошечку: -собаку и т.д. А другая отгадать.

    «Друдлы» Графические загадки-головоломки. -Что увидели? Опишите.

    Синквейн Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам.

    Правила составления синквейна -имя существительное; -имя прилагательное, имя прилагательное; -глагол, глагол, глагол; - п редложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме; -слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы

    Автомобиль быстрый, скоростной движется, мчится, сигналит Автомобиль облегчает человеку передвижение. средство повышенной опасности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

    Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

    Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе

    Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...

    Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

    Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

    Развитие творческих способностей у детей начальных классов

    Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование...

    Ольга Лангуева
    Картотека творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей

    Лангуева Ольга Андреевна

    МКДОУ "Ауринко" г. Костомукша

    Введение

    Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны : от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей , от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся :

    Сюжетно-ролевые игры,

    Театрализованные,

    Конструктивно-строительные,

    Дидактические.

    Творческое задание – это такая форма организации информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание для самостоятельной творческой деятельности , направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Творческие задания делятся на :

    Игры – инсценировки,

    Составление творческих пересказов ,

    Метод моделирования,

    творческое сочинение ,

    Математическое творческое задание ,

    Лабораторные и практические работы

    Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

    ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности , а именно :

    Игровая деятельность ,

    Познавательно-исследовательская,

    Коммуникативная деятельность ,

    Двигательная деятельность ,

    Восприятие художественной литературы,

    Музыкальная деятельность ,

    Изобразительная деятельность ,

    Самообслуживание и элементы бытового труда,

    Конструктивная деятельности

    Подборка творческих игр и заданий для разных видов деятельности детей

    Все творческие игры и задания в разных видах деятельности переплетаются друг с другом.

    Теперь рассмотрим творческие игры и задания для каждого вида деятельности .

    Творческие игры и задания для игровой деятельности

    1. «Детский сад»

    Ход игры : воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя , Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций

    2. «Магазин»

    Ход игры : воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

    3. «Ресторан»

    Ход игры Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.

    Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

    4. «День рождения»

    Ход игры. Педагог назначает на роль именинника ребенка. Он будет принимать гостей в день рождения.

    Гости по очереди дарят ему воображаемые подарки (кукла, мяч, конструктор и т. д.) . Педагог должен обращать внимание на верные действия детей с воображаемыми предметами.

    5. «Королевство сказок»

    Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть в необычную игру - «Королевство сказок» . Каждый загадывает своего любимого сказочного персонажа. Все герои живут в одном королевстве. Кто-то работает поваром, кто-то продавцом и т. д. Далее выбирается и разыгрывается конкретный эпизод жизни сказочного королевства. Например, один из героев именинник, к нему приходят в гости все остальные; жители королевства на базаре или на воздушном шаре и др.

    Дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях придерживаться характера сказочного героя. Т. е. Буратино должен быть шалуном, Красная шапочка – доверчивой, Золушка – заботливой и доброй.

    Творческие игры и задания для познавательно-исследовательской деятельности

    1. «Превращения» .

    Материал. Картинка с изображением абстрактного элемента, с предметным и сюжетным изображением, в которых этот элемент присутствует; фломастеры.

    Ход игры. Игра проводится в форме соревнования : «Кто больше и быстрее найдет «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках . Чтобы не запутаться, обводить уже найденные элементы фломастером.

    После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти скрытый элемент.

    2. «Сделаем узор из цветов»

    Ход задания . Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут составлять узор из цветов. Узор может быть составлен из одуванчиков, тюльпанов, нарциссов и многих других цветов. Далее педагог показывает способы вырезывания некоторых (наиболее сложных) цветов и отмечает, что потом их все надо собрать вместе на полянке в красивый узор (демонстрирует «полянки» разной формы ): цветочки могут по-разному сочетаться между собой и могут расти на круглой полянке, квадратной и т. д. Для этого их необходимо приклеить на нее.

    По ходу выполнения аппликации воспитатель оказывает помощь ребятам в вырезывании сложных цветов, хвалит за самостоятельно придуманные.

    3. «Сходство и различие»

    Ход игры. Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. При выполнении этого задания педагогу следует обратить внимание детей на следующее обязательное условие : необходимо называть сначала сходство, а затем различие.

    4. «Волшебный мешочек»

    Ход игры. Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.

    5. «Что катится?»

    Ход игры. Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и. кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод : «Шарик катится, а кубик - нет» . Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

    Творческие игры и задания для коммуникативной деятельности

    1. «Несмеяна»

    Вариант 1. Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны) . Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи) . Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

    Вариант 2. Водящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.

    Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.

    Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.

    2. «У врача»

    Ход игры : воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями : у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия : Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой.

    3. «Тень»

    Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

    Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу» : собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.

    Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм» :! «Темп -это скорость : быстро, медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков : раз-два, тук-тук».

    Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога, другой ребенок - его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

    4. «Твоя комната»

    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки , расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.

    5. «Правильные поступки»

    Описание. Взрослый предлагает рассмотреть картинки , дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.

    6. «Ласковое слово»

    Ход игры. Педагог собирает детей в хоровод со словами :

    В хоровод, в хоровод

    Здесь собрался народ!

    Раз, два, три- начинаешь ты!

    Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.

    Например :

    Сашенька, доброе утро!

    Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад (а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т. д.).

    После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т. д.

    Творческие игры и задания для двигательной деятельности

    1. «Передай позу»

    Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

    2. «Веселые обезьянки»

    Ход игры. Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом к ним - ребенок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки» , передразнивая ребенка , точно повторяют все за ним.

    3. Игра «Горячий картофель »

    Ход игры. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку » кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку » друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка ) . Вдруг ведущий произносит : «Горячий картофель

    Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка » , выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

    4. «Море волнуется»

    Ход игры. Дети идут по кругу и произносят слова : «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри!» На последнее слово дети останавливаются и «замирают» в позе морского животного. Воспитатель или ребенок пытается отгадать название этих животных.

    Творческие игры и задания для восприятия художественной литературы

    1. «Придумай продолжение»

    Ход игры. Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

    Например : «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

    Или : «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

    2. «Елочные шары»

    Ход игры. Взрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

    3. «Инсценировки»

    Ход игры. Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво, говорит им, чтобы они смотрели на собе-седника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.

    На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

    4. «Пантомима»

    Ход игры. Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают

    Творческие игры и задания для музыкальной деятельности

    1. «Услышим слово»

    Ход игры. Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметом : жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

    2. Танец розы

    Ход игры. Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка - розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

    Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

    3. Кто на картинке ?

    Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ , остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

    4. «Игра с платком»

    Предложите ребенку любой из имеющихсяся у вас платков (при желании его можно заменить шарфом) . Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить :

    Бабочку

    Принцессу

    Волшебника

    Бабушку

    Фокусника и другие

    Творческие игры и задания для изобразительной деятельности

    1. «Волшебные кляксы»

    Ход игры. Перед игрой изготавливают несколько клякс : на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях.

    Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

    2. «Придумай животное»

    Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.) .

    3. «Оживи рисунок»

    Ход игры. В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру : прямоугольник, квадрат, треугольник, который затем нужно превратить в какую-либо картинку .

    4. «Смешной рисунок»

    Ход игры. Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту» , дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

    5. «Неизвестное животное»

    Ход игры. Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, за-гнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом, дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

    6. «Три краски» .

    Ход упражнения. Детям предлагается взять три краски и изрисовать ими весь лист, как им захочется. После этого педагог спрашивает у каждого ребенка : «На что похож рисунок?» Если возникают трудности в назывании, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Затем педагог просит придумать как можно больше названий к рисунку и сказать вслух.

    Творческие игры и задания для самообслуживания и бытового труда

    1. Творческое упражнение «Жизнь шкафа»

    Ход игры. Детям предлагается рассмотреть картинку , на которой изображен шкаф (стул, ведро, ложка и т. д.) . Дети объединяются в группы и отвечают на вопрос : Из чего может быть сделан шкаф? Может у шкафа меняться настроение? Может шкаф болеть? Можно ли взять в друзья шкафы? Что чувствует шкаф, когда его протирают или ремонтируют? Кого из членов семьи шкаф любит больше всего? Помнит шкаф мастера, который его сделал? Подобные вопросы можно задавать о любых вещах . Затем дети придумывают сказку о вещах (как шкаф подружился с новым платьем или как чашка (тарелка) поссорилась с ложкой и т. д.).

    2. «Оденем кукол»

    Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера .

    Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно . Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните : «Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой, большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой». Чтобы усложнить задание , надо дать трех кукол.

    3. «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

    Ход игры. Педагог начинает фразу, дети продолжают, использую воображение,

    фантазию и полученные знания : «Если бы не было учителей, то …» , «Если бы не было врачей, то …» , «Если бы не было дворников, то…» , «Если бы не было водителей, то …» и т. д.

    4. «Угадай, что я делаю?»

    Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят : «Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.» Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т. д. Дети угадывают действия.

    Творческие игры и задания для конструктивной деятельности

    1. «Строим дом»

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку : «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми : одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик . В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

    2. «Необычные картины »

    Оборудование : поднос, пуговицы, скрепки, пробки от бутылок, флаконов, природный материал : соломка, чешуйки шишек, ракушки, мелкие камушки, засушенные цветы, листья, семена растений, лист картона .

    Ход игры : на подносе разложен материал. Взрослый предлагает создать необычные картины , а для их создания требуются не карандаши и краски, а то, что лежит на подносе. Представьте себе картину , которую хотите получить. Сделайте её набросок на листе бумаги. При помощи взрослого прикрепите к картону .

    3. «Волшебная дорожка»

    Ход игры. Дети сидят в кругу и у каждого ребенка есть разные детали конструктора . Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

    4. «У кого выше»

    Ход занятия. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета , высокой башни не получится.