• Дислексия у младших школьников: причины развития, симптомы, методы коррекции. Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения

    Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

    Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

    • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
    • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
    • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
    • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
    • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
    • пишет слова задом наперед.

    При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

    СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

    Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

    Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

    • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
    • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
    • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
    • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
    • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
    • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

    ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

    Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

    Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

    • перинатальные повреждения;
    • затяжные роды;
    • поражения центральной нервной системы;
    • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

    Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

    В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

    КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

    Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

    Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

    Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

    Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

    При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

    В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно. Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку. Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

    Дислексия: что это такое?

    Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия - это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

    Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

    Когда проявляется болезнь?

    Ответив на вопрос: "Дислексия, что это такое?", - нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

    Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников. Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом. Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

    Симптомы дислексии

    Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

    1. Дезорганизация.
    2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
    3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
    4. Различные проблемы в усвоении слов.
    5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

    Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

    Иные симптомы дислексии

    1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
    2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
    3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
    4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
    5. Плохая память.

    Разновидности болезни

    В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

    1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
    2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с
    3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
    4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
    5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

    Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

    Дислексия: способы коррекции

    Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс. К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

    Метод Дейвиса

    Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис. Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии. Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

    Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

    Этапы метода Дейвиса

    1. Самый первый этап - это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
    2. Следующий этап - это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
    3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
    4. Последний и самый важный этап - чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

    Отзывы родителей о методике Дейвиса

    Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день. Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным. Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

    Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

    Занятия и упражнения для коррекции дислексии

    В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса. Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение - 1500 рублей. В некоторых клиниках ещё больше - 2300 рублей.

    Конечно, можно пойти и другим путём - заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

    Упражнения, которые проводятся с логопедами

    Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

    1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
    2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
    3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
    4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
    5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, - помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

    Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

    Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

    Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

    1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
    2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
    3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
    4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
    5. Упражнение "Буксир". Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
    6. Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

    Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

    Итог

    Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

    Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия - это болезнь, которую можно вылечить.

    Краткое описание

    Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме. Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ. При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

    Формы дислексии

    Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

    • фонематическую;
    • семантическую;
    • аграмматическую;
    • оптическую;
    • мнестическую;
    • тактильную;

    Фонематическая

    Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

    Семантическая

    Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

    Аграмматическая

    Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

    Оптическая

    При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

    Мнестическая

    Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

    Тактильная

    Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

    Если ищите реабилитационный центр для восстановления, рекомендуем реабилитационный центр «Эвексия» , где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

    Причины дислексии

    Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством. Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например: В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

    • анемия матери;
    • порок сердца матери и плода;
    • асфиксия;
    • затяжные роды;
    • фетоплацентарная недостаточность;
    • преждевременная отслойка плаценты;
    • обвитие и аномалия развития пуповины;

    Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

    • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
    • гемолитическая болезнь плода;
    • желтуха у новорождённого;

    К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.); Повредить мозг механическим путём можно при:

    • плодоизгоняющих манипуляциях;
    • затяжных родах;
    • внутричерепных кровоизлияниях.

    Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

    • нейроинфекция;
    • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
    • тяжёлые хронические заболевания;

    Дислексия может сопровождать :

    • алалию;
    • дизартрию;
    • афазию;
    • умственную отсталость.

    Это связано с патологиями зон мозга.

    Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

    • дефицит речевого общения;
    • педагогическая запущенность;
    • билингвизм.

    Симптомы

    Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми. Изучение дислексии показало, что дислектики:

    1. имеют широкий кругозор;
    2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
    3. имеют отличное воображение;
    4. обладают развитой интуицией;
    5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

    Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

    Ранние признаки

    Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу. К категории можно отнести:

    • изменение порядка букв при составлении слов;
    • нежелание читать вслух и писать сочинения;
    • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
    • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
    • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
    • невнимательность;
    • плохая память;
    • затруднения с выполнением простейших указаний;
    • неуклюжий захват ручки;
    • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

    В дошкольном возрасте

    • Позднее начало развития речи.
    • Затруднения в произношении и изучении слов.
    • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
    • Проблемы в общении со сверстниками.
    • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
    • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

    Младшая школа

    • Проблемы с декодированием слов.
    • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик - коробка).
    • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
    • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
    • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
    • Затруднения в запоминании фактов.
    • Нарушенная координация движений.
    • Импульсивность и неловкость.
    • Медленное освоение новых навыков.

    Средняя школа

    • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
    • Упорное нежелание читать вслух и писать.
    • Плохая память, что влияет и на планирование.
    • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
    • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
    • Плохо читаемый почерк.
    • Затруднения с произношением и написанием слов.

    Старшая школа

    • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
    • Недостаточный навык письма.
    • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
    • Неправильное произношение слов.
    • Плохое восприятие информации.
    • Плохая память.
    • Медленная скорость работы.
    • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

    Взрослые

    • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
    • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
    • Труднопонимаемое произношение.
    • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
    • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
    • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
    • Слабые организационные навыки.

    Диагностика

    Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду. Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

    • как протекала беременность матери;
    • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
    • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
    • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

    После сбора анамнеза логопед выясняет:

    • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
    • особенности формирования этих навыков;
    • состояние артикуляционного аппарата;
    • состояние моторики;
    • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

    После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

    • зачитывание вслух;
    • списывание текста;
    • письмо на слух.

    В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

    Тест на дислексию

    Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению. Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию. Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

    Лечение и коррекция дислексии

    Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов. Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

    • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
    • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
    • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
    • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
    • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
    • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

    У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми. Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

    Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

    Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

    Что такое дислексия?

    Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу. При этом ребёнок не способен:

    • быстро и правильно узнавать слова;
    • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки);
    • осваивать элементарные навыки правописания.

    У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

    Причины заболевания

    Основная причина дислексии у детей - отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями. В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

    Симптомы детской дислексии

    Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения. При таком диагнозе ребёнок:

    • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы;
    • постоянно трёт глаза;
    • немного косит;
    • жалуется на головную боль после чтения;
    • подносит книгу очень близко к глазам;
    • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения;
    • быстро устаёт;
    • избегает чтения, домашних заданий;
    • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом;
    • пишет слова задом наперёд;
    • не укладывается в нормы техники чтения;
    • плохо пишет.

    Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога. Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

    Методы лечения и коррекции

    Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

    Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей - это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв. Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

    1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
    2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
    3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия - «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

    Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат - потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

    Что такое дислексия

    Дислексия, что это за болезнь? Распространенное неврологическое нарушение работы мозга, в большинстве случаев вызывающее неспособность к обучению, называют дислексией. Более 15% людей на планете, вне зависимости от уровня их умственных способностей, имеют сложности с восприятием, чтением, письмом или вычислительными процессами. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям лентяями Страдающих дислексией детей ошибочно принимают за ленивых или отставших в развитии, поскольку у большинства из них уровень IQ выше среднего. Проблема заключается в невозможности доступа к «анализатору слов» и другим отделам мозга, отвечающим за способность распознавать слова, осуществлять декодирование и овладевать навыками правописания. Такие дети:

    • имеют невысокую скорость чтения;
    • допускают ошибки;
    • искажают слова, пропуская или добавляя звуки;
    • меняют буквы местами;
    • пропускают слоги.

    Также часто они не способны воспринимать на слух и использовать в речи определенные звуки или же различать похожие. Чтение, пересказ или изложение – самые сложные виды работ для детей с дислексией .

    Причины появления дислексии у детей

    С момента открытия заболевания (1881 г.) исследователи искали ее нейробиологическую основу, пытаясь найти причины дислексии. С появлением современных методов нейровизуализации ученые смогли выявить связь между функциональными и структурными различиями в мозге детей, имеющих проблемы с письмом и чтением, выявить и установить причины дислексии и дисграфии у детей.

    Нейроанатомия

    Альберт Энштейн, Том Круз, Мэрилин Монро, Кира Найтли - это далеко не полный список известных дислексиков

    У людей с дислексией можно наблюдать меньшую электрическую активацию в части левого полушария мозга, участвующей в процессе чтения. При проведении фМРТ у людей с дислексией также были выявлены нарушения на обеих сторонах мозжечка и понижение кровотока исследуемых областей.

    Генетика

    На сегодняшний день открыты гены, связанные с дислексией. Аутопсия мозга людей с данным заболеванием демонстрирует анатомические отличия языкового центра и корковые пороки развития, появляющиеся примерно на шестом месяце эмбрионального развития головного мозга. При вскрытии у дислектиков часто выявляют аномальное развитие клеток внеязыковых церебральных и подкорковых структурах головного мозга. Особенный генетический код позволяет дислексикам использовать ту часть мозга, которая изменяет восприятие. Степанова Виктория Владимировна, врач-педиатр, детский центр «Остеопат», г. Москва Дислексия – это не болезнь, а особенность вашего ребенка. Для начала нужно ее принять. Невозможно добиться успеха, отвлекаясь на жалость к себе и ребенку. Необходима здоровая атмосфера в семье и достаточное количество времени на упражнения.

    Взаимодействие генов и окружающей среды

    Дислексия подразумевает нарушение чтения, написания и произношения слов

    Воспитание, качество преподавания и среда, в которой находится ребенок, играют важную роль в обучении и запоминании, но генетические факторы, выявленные после применения близнецового метода исследования, оказались доминирующими в отношении проблем с чтением. Процесс обучения письму и чтению длительный и сложный, так как в нем принимают участие четыре различных анализатора:

    • зрительный;
    • двигательный;
    • речедвигательный;
    • речеслуховой.

    Все процессы, связанные с работой анализаторов, происходят в теменно-затылочно-височной областях мозга и окончательно формируются только к 10 -11 годам жизни человека. Если ребенку по наследству были переданы недосформированность и незрелость мозговых структур, то он будет испытывать трудности в процессе обучения чтению и письму. Дислексия у взрослых не так бросается в глаза, как у детей , что говорит о возможности коррекции интенсивности проявления симптомов. В этом видео опытный психолог разъяснит, что такое дислексия, методы диагностики, лечения, а также профилактики:

    Симптомы

    Симптомы дислексии характерны как для детей, так и для взрослых, но у последних они с возрастом сглаживаются. Основными признаками заболевания являются:

    • задержка начала речи (дополнительно подготовлена статья о дизартрии - речевой патологии, при которой нарушено звукопроизношение);
    • проблемы различия левой и правой сторон;
    • сложности с направлением движения;
    • отвлечение на фоновый шум;
    • проблемы с идентификацией и нахождением рифм;
    • трудности с делением слов на слоги и их подсчетом;
    • проблемы с подбором нужного слова для обозначения предметов или понятий;
    • многочисленные ошибки при письме как у взрослых, так и у детей.

    Расстройства, сопутствующие дислексии:

    • синдром дефицита внимания;
    • нарушения расстройство обработки звука;
    • диспраксия (проблемы с организацией, контролем движений, выполнением рутинных задач, кратковременной памятью).

    Диагностика

    Существуют специальные тесты для диагностики дислексии, и ее отличия от обычных проблем в изучении правописания и чтения. Тест на дислексию может проводиться учителем или компьютером . Также предрасположенность к заболеванию выявляется при проведении генетического анализа, способного обнаружить наличие гена, связанного с дислексией.

    Виды дислексии

    Симптоматика дислексии проявляются по-разному, но исследователи объединили однородные симптомы в группы и определили следующие виды дислексии:

    1. Фонематическая дислексия . Ребенок читает побуквенно, переставляя и пропуская слоги, смешивая похожие звуки (например, парные: д-т, ж-ш, б-п).
    2. Семантическая дислексия . При нормальной технике чтения ребенок полностью или частично не понимает смысл прочитанного. Общая смысловая картинка не складывается, так как для ребенка слова никак не связаны между собой.
    1. Аграмматическая дислексия . Выражена проблемами в согласовании окончаний между существительным и прилагательным, или существительным и глаголом. Например: «черный кошка», «большая дерево».
    2. Оптическая дислексия . Ребенок путает буквы, схожие по написанию.
    3. Мнестическая дислексия . Невозможность запомнить связь между обозначением буквы и связанным с ней звуком. У ребенка имеются проблемы с чтением и пониманием фонетики.
    4. Дисграфия . Буквы плохо ориентированы в пространстве, ребенок допускает большое количество грамматических ошибок, путает похожие по написанию буквы. Люди, страдающие от дисграфии, медленно пишут, пропускают знаки препинания, имеют плохой почерк.
    5. Дискалькулия . Проблемы с установлением последовательности и запоминанием фактов и формул, необходимых для проведения математических расчетов.
    6. Алексия . Приобретенная дислексия, чаще всего вызванная повреждениями головного мозга из-за инсульта или атрофии.

    Данная классификация дисслексии позволяет сузить круг поиска причин дислексии у младших школьников. Все представленные формы дислексии усложняют процесс обучения. В школе дети с симптомами дисграфии, как правило, очень комплексуют из-за своей особенности. Они всячески избегают чтения вслух и пересказа, стараются составлять короткие фразы на письме . Повзрослев, такие люди стремятся найти работу не связанную с документооборотом, и часто имеют успех в творческой сфере. Надежда Попова, методист Медународной ассоциации Дейвиса, г. Москва Родители очень удивляются, услышав, что за 5 дней коррекционного курса можно добиться видимых результатов. Метод Дейвиса позволяет научить ребенка контролировать «мешающее состояние» и показать родителям, куда и как двигаться дальше.

    Дислексия у младших школьников: коррекция и упражнения

    К сожалению, дислексия – хроническое заболевание, и полностью избавиться от нее невозможно , но при должной настойчивости, можно частично устранить симптомы при помощи коррекции и упражнений, особенно у младших школьников. Так пишет ребенок, у которого обнаружена дисграфия (к примеру: сапоко - собака, лисонок - лисенок, пыл-был, детиривом - тетеревами) Считается, что ребенок путем многочисленных тренировок и помощи родителей способен овладеть чтением и письмом. Как правило, замечая у ребенка симптомы дислексии, родители спешат найти хорошего логопеда (хотя во многих западных странах данное заболевание не является логопедической проблемой) или психолога. Но даже тандем высококвалифицированных врачей способен лишь задать нужное направление лечения и при необходимости корректировать его. Основная работа ляжет на плечи родителей и ребенка. Лечение дислексии может затянуться на месяцы или годы, прежде чем будет заметен эффект . Придется набраться терпения и усердно трудиться, чтобы коррекция дислексии и дисграфии дала результат. Нужно понимать, что лечение дислексии у детей будет происходить быстрее, чем у взрослых. Агашкина Ольга Михайловна, логопед-дефектолог, Московский Психо-Социальный Институт Лечение дислексии у детей – трудоемкий процесс, к которому в большинстве случаев нужно подключать врача. В школе практически в каждом классе есть дисграфик, но не у всех логопедов есть опыт работы с таким ребенком. В данном случае помочь сможет психолог или дефектолог. Если нет желания обращаться к работнику школы, можно поискать специалиста на сайтах для репетиторов. Суть занятий состоит в тренировке речевого слуха и буквенного зрения. Для этого используются специальные речевые игры, азбука для складывания слов и выделения их элементов. В ходе занятий ребенок постепенно будет запоминать соответствия между звуками и буквами.

    Лучшей тренировкой считается повторение слов, написание диктантов и анализ состава слов. Не стоит торопиться и увеличивать скорость чтения и письма. Ребенку необходимо хорошо прочувствовать буквы, звуки, слоги.

    Дислексией можно управлять с помощью специального обучения и способов поддержки

    Во время занятий к ребенку нужен особый подход . Родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

    • необходимо давать ребенку почувствовать его маленькие успехи;
    • лучше отказаться от проверок скорости чтения, так как обстановка экзамена может вызвать невроз;
    • нельзя использовать упражнения, где в тексте есть ошибки, подлежащие исправлению;
    • читать лучше меньше, но вдумчиво и с минимальным количеством ошибок;
    • необходимо делать упор на работу с устной речью;
    • ни в коем случае не стоит слишком бурно выражать похвалу или недовольство – хорошим результатам способствует только спокойная обстановка.

    Чтоб развивать своего ребенка логически мыслить, воспользуйтесь советами из этой статьи.

    Каковы ее последствия

    Когда родители получили ответ на вопрос, что это такое дислексия, они должны понять, если с ребенком не начать вовремя заниматься, он не сможет овладеть необходимыми навыками. Плохая успеваемость подрывает уверенность дислектика , что становится причиной усугубления разочарования, раздражения и изолированности, появляются проблемы с поведеним. Несвоевременное выявление дислексии может разрушительно повлиять как на школьную, так и на дальнейшую жизнь человека.

    Врачи советуют обратиться к психоневрологу, который порекомендует препараты, улучшающие обменные процессы мозга и память.

    Прогноз и профилактика

    На первом году жизни главной задачей родителей является установление с ребенком эмоционального контакта. Улыбка и ласковый голос родителей крайне важны для развития у малыша слухового сосредоточения и ответных голосовых реакций. Также логопеды рекомендуют проводить легкий массаж лба, губ и щек – это повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение и обмен веществ. Для того, чтобы научить ребенка вслушиваться в слова и повторять их, необходимо следить за тем, чтобы он отвечал не жестами, а словами.

    Отзывы родителей

    Мария, 28 лет, г. Екатеринбург Мой сын сейчас во втором классе, хотя изначально он не хотел идти в школу. С самых первых уроков учитель делал ребенку множество замечаний, но мы не сдавались, будучи уверенными, что Миша абсолютно нормальный. Вместе мы решили пройти курс Дейвиса. Ребенок с удовольствием ходил на занятия, и успехи не заставили себя ждать – Миша научился даже пересказывать прочитанное. Все свободное время мы стараемся заниматься дома и всем советуем: не опускайте руки, у вас все получится. Ирина, 33 года, г. Иваново Мы посещали центр коррекции дислексии, и уже через неделю не могли узнать дочь: она стала уверенной в себе, даже окрыленной. Ирочка впервые стала выражать свою точку зрения, а в школе появились первые успехи. Дмитрий, 35 лет, г. Москва Сегодня сын показал отметки за четверть – ни одной тройки! Даже по русскому и математике у нас четверки. Я бесконечно благодарен нашему логопеду Оксане Сергеевне. Дима делает огромные успехи, а главное – с удовольствием ходит на занятия.

    Выводы

    Самое важное в борьбе с дислексией – это правильный настрой в начале пути к успеху: нужно ценить себя, принимать и уважать. Потакание мнениям окружающих для дислексика, особенно ребенка, может стать губительным. Родным и близким нужно проявить максимум усилий, чтобы научить больного дислексией принимать ответственность на себя, мыслить конструктивно и быть созидательным, а все остальное – это терпение и тренировки. Напоследок предлагаем посмотреть документальный фильм о Дислексии, которую назвали болезнью гениев, и неспроста. Хотите узнать почему? Тогда смотрите этот фильм:

    Дислексией называют определенное состояние ребенка, при котором нарушается координация его внимания, правильное восприятие слов и звуков. Дислексия у детей обычно выражается в затруднении изучения письма и счета, в понимании смысла произносимых кем-то или читаемых текстов.

    Слух и зрение у маленького пациента при данном заболевании не нарушаются, как и задержка умственного развития, но при обучении малыш испытывает много сложностей и отстает от сверстников.

    Первые симптомы этого заболевания могут проявиться у младших школьников или у дошкольников, если малыш посещает хороший детский сад. Сразу при начале обучения счету, письму или чтению малыш начинает испытывать трудности без, казалось бы, особых видимых на то причин.

    Что же такое дислексия

    Вопрос этот достаточно обширен и охватывает одновременно многие проблемы и требует обширного обследования. Обычно в рамках данного заболевания отмечаются еще и:

    • дисортография
    • дисграфия
    • дискалькуляция

    Дисграфией называют заболевание, при котором малыш не воспринимает слова на слух, не может правильно писать под диктовку, теряет окончания в словах, поскольку их не понимает.

    Дисортография выражается в неспособности школьников применять на практике даже элементарные правила орфографии. При данном заболевании дети, даже зная в теории правила правописания, все равно делают ошибки в пунктуации и орфографии при письме.

    Дискалькуляция создает школьникам проблемы в изучении математики. Дети с этим заболеванием не могут понять даже самые элементарные действия счета.

    Как доказали исследования, проводимые учеными, дислексия, как и детская дислалия, возникают на основе генетического фона. Хоть и причина не была полностью выяснена, но было установлено, что дислексией чаще страдают мальчики, и наследуется болезнь именно по мужской линии. Многие исследователи связывают этот фактор наследственности с Y-хромосомой.

    Симптомы дислексии

    С точностью распознать заболевание и поставить диагноз можно только у младших школьников, когда начинается активный процесс обучения. У детей более младшего возраста распознать наличие дислексии невозможно, поскольку они только начинают знакомиться с первыми буквами и цифрами. На этом этапе развития многие дети испытывают трудности в освоении новых навыков, часто даже те, кто в дальнейшем будет учиться на отлично.

    Но есть и симптомы, которые позволяют предвидеть развитие заболевания у ребенка даже в младенческом возрасте, но, конечно, такая «диагностика» не может быть точной. Например, некоторые специалисты одним из самых ранних признаков дислексии считают отсутствие у малыша желания ползать в положенный период развития. Многими врачами замечен тот факт, что у малышей, которые не ползали перед тем, как начали ходить проблемы с изучением письма, чтения и математики возникают гораздо чаще, чем у тех, кто ползал.

    Но не нужно впадать в панику, если малыш не начал ползать в положенный срок, это совсем не значит, что в будущем его необходимо будет лечить и у него точно будут проблемы с обучением. Такой симптом является скорее предположением, но не гарантией.

    Однако есть и определенные признаки дислексии, на которые в поведении ребенка нужно обратить особенное внимание. К таким симптомам можно отнести:

    • нежелание малыша рисовать, трудности с самим процессом рисования, даже при проведении простых линий или раскрашивании картинок.
    • явные проблемы с мелкой моторикой, когда дошкольник не может завязать шнурки или застегнуть пуговицы, роняет столовые приборы или испытывает трудности при их использовании.
    • задержку речевого развития у детей или выраженные проблемы с речью.
    • трудности с запоминанием информации, стихотворений, концентрацией внимания.

    Формы дислексии

    Основное заболевание подразделяется на несколько определенных типов, имеющих свои признаки и особенности. Дислексия может быть нескольких видов:

    • фонематическая
    • механическая
    • аграмматическая
    • оптическая
    • мнестическая

    Дислексия фонематическая

    В русском языке единица (минимальная) звукового строя называется фонемой. Сама по себе фонема самостоятельного значения не имеет, но при этом придает словам определенные смыслоразличительные функции. К примеру, «ком - том - дом» или «пила - липа». Замена одной фонемы в слове или перестановка нескольких образуют новое слово с другим значением. Дети с данной формой дислексии не могут различать слова, имеющие один смыслоразличительный признак, а потому смешивают в них звуки.

    Механическое чтение - семантическая дислексия

    В данном случае у школьника наблюдается непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений. Это нарушение никак не отражается на внятности и скорости чтения, но пересказать прочитанное и выделить его суть он не может.

    При этой форме заболевания у детей нарушается мыслительный звуковой анализ - не удается разделить фонемы на определенные сочетания звуков. Но кроме этого присутствует и нечеткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Поэтому школьник воспринимает все слова по отдельности, не связывая их с другими.

    Дислексия аграмматическая

    Этот вид нарушения встречается у детей с выраженным недоразвитием речи системного характера. В данном случае наблюдается неправильное изменение числа существительных, окончаний падежей, согласования слов в выражении по числу, падежу и роду. Пример - «интересный книга», «ясная день», «красивый ваза». Также ребенок ставит неправильные окончания во многих глаголах - «сделул», «сидю», «смотру».

    Дислексия оптическая

    Для школьника с этой формой заболевания наибольшую трудность представляет написание букв, которые внешне состоят из похожих элементов, но в пространстве расположенных по-разному. Пример - пары букв Н - П, Ь - Ы.

    Дислексия мнестическая

    При этом нарушении дети не могут определить, какой звук соответствует определенной букве.

    Что делать, если у ребенка дислексия

    Диагностика заболевания, как правило, заключается в проведении многих специально разработанных тестов, а также в исследовании головного мозга.

    Если возникают подозрения (у родителей или учителей) на наличие у ребенка дислексии любой формы, следует обратиться за консультацией к неврологу, логопеду и детскому психологу.

    Если дислексия у ребенка распознана, не нужно впадать в отчаянье и думать, что изменить ничего уже нельзя. Такое мнение будет ошибочно, поскольку заболевание поддается достаточно успешной коррекции и его можно вылечить. Отличные результаты при лечении заболевания показывает метод Дейвиса, позволяющий многим детям преодолеть имеющиеся трудности достаточно быстро.

    Также сегодня все чаще применяют физическое движение, как метод коррекции имеющихся нарушений. Специальные упражнения дают отличный результат независимо от возраста пациентов и помогают даже подросткам.

    Доктор рекомендует Как лечить дислексию, лучше всего знает доктор. Это значит, что за советом врача при подозрении на заболевание необходимо обращаться к детскому психологу, поскольку только этот специалист сможет констатировать заболевание и поставить диагноз. Подбирать метод лечения должен опытный врач и здесь нужно помнить, что для успешной коррекции проблем специальные занятия и упражнения будут важны также, как и установление постоянного режима дня. Точное планирование дня, расписание занятий, определение свободного времени помогут быстрее справиться с нарушением концентрации внимания.

    Заболевание в последние годы стало наблюдаться все чаще. Поскольку оно является генетическим, предупредить его нет возможности, но можно принять некоторые меры профилактики. Если родители будут относиться к малышу с предрасположенностью к болезни очень внимательно и терпеливо, проявления нарушений будут менее выраженными. Лекарства и некоторые народные средства иногда могут применяться для улучшения памяти и внимания маленьких пациентов.

    Раннее выявление дислексии у детей и оказание школьнику или дошкольнику необходимой помощи являются залогом успешности лечения. С раннего детства ребенку нужно читать книги и давать ему возможность пересказать услышанное. Это поможет выработать некоторую привычку восприятия текста на слух. Начинать обучение малыша (в форме игры) основным навыкам чтения нужно еще в дошкольном возрасте. Своевременно корректировать появляющиеся признаки заболевания.

    Видео к статье

    Вы еще не лайкнули?

    Многие люди понятия не имеют о том, что такое дислексия. Но есть и те, кто не понаслышке знаком с этим специфическим нарушением, которое выражается в неспособности овладеть навыком чтения. Дислексия у детей проявляется в стойких ошибках, обусловленных расстройством или несформированностью психологических функций, которые отвечают за процесс чтения. Нарушение может быть приобретенным или врожденным, наблюдаться у ребятишек с интеллектуальной недостаточностью и у детей с совершенно нормальным интеллектом. О том, что такое дислексия, о ее причинах, симптомах, разновидностях и методах устранения расскажем в статье.

    Этиология

    Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

    Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

    Симптоматика

    Ошибки при чтении - это еще далеко не все проявления расстройства. Специалисты, рассматривающие проблему более широко, говорят также о клинических признаках, которыми зачастую сопровождается дислексия. Симптомы, к примеру, включают церебрастению, психический инфантилизм. Непосредственно нарушение навыка чтения проявляется в замедленном темпе данной и большом числе разнообразных ошибок. Среди них можно выделить несколько групп:

    • смешение и замена букв, которые обозначают фонетически близкие звуки;
    • замена сходных графически букв;
    • перестановка, пропуски/добавления слогов и букв, то есть искажение звуко-слоговой структуры;
    • проблемы с пониманием прочитанного слова, предложения, текста в условиях отсутствия нарушений в ;
    • аграмматизмы, зеркальное чтение.

    Клинико-психологический подход

    Чтобы понять, что такое дислексия, необходимо рассмотреть ее в разных аспектах. Так, зачастую данное расстройство встречается у детей с системными нарушениями ЦНС (диффузными, функциональными, локальными, органическими). Такие ребятишки страдают парциальной недостаточностью высших психических функций, имеют проблемы с устойчивостью и регуляцией подвижности психических процессов. Также у детей наблюдаются патологические особенности эмоциональной сферы: слабость вербально-логического мышления при хорошем образно-наглядном, нормальная адаптация в житейских условиях наряду со школьной дезадаптацией и так далее. Ребятишки имеют недостаточный объем слухоречевой памяти, дефицит графических и изобразительных способностей.

    Многие исследователи связывают расстройство с недостаточным развитием устной речи и среди факторов затруднения чтения называют недоразвитие звукобуквенных ассоциаций, а также нарушение фонетического декодирования. Дети испытывают сложности с установлением кодовых соответствий (буква-звук) и не могут автоматизировать этот процесс. В результате у них снижается познавательная активность.

    Овладение чтением

    Воспроизведение звуковой основываясь на его графическом изображении, - это и есть процесс по психолого-физиологической структуре противоположен письму. Когда мы пишем, то выражаем смысл в буквенных знаках, а когда читаем, понимаем смысл через восприятие букв.

    В процессе чтения задействованы речеслуховой, речезрительный, речедвигательный анализаторы. Чтобы читать, нужно двигать глазами, забегать вперед (антипация) и возвращаться назад (регрессия). Если свобода движения по тексту глаз ограничена, то процесс чтения нарушается, ведь восприятие слов происходит непосредственно в момент фиксации, то есть тогда, когда глаза останавливаются на строке. Количество фиксаций зависит от того, насколько знакомы слова, их структуры и т. п. Буквы в слове играют роль ориентиров. Когда мы читаем, то воспринимаем не все буквы, а только доминирующие.

    Классификация

    На основании учета операций, нарушенных в ходе чтения, были выделены разные виды патологии. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    1. Оптическая дислексия

    Симптомы такой формы заключаются в том, что дети не могут с точностью воспринять графическое изображение и воспроизвести зрительный ряд, вследствие чего у них возникают сложности с усвоением букв. Ребятишки путают буквы, имеющие графическое сходство, и не могут различить их по оптическим признакам. Такие дети оказываются неспособными к зрительному синтезу и анализу.

    2. Фонематическая дислексия

    Расстройство связано с недоразвитостью функций фонематической системы, в число которых входят:

    • смыслоразличительная - способность соотносить определенные сочетания фонем со смыслом, когда изменение одной фонемы или последовательности единиц звукового строя влечет изменение смысла;
    • слухопроизносительная дифференциация - способность различать фонемы артикуляторно и акустически;
    • фонематический анализ - способность раскладывать слова на составляющие их фонемы.

    Дети обычно испытывают трудности со слухопроизносительной дифференциацией и фонематическим анализом. В первом случае это проявляется путанием акустико-артикуляторно схожих звуков, чтением по буквам, пропусками согласных при их стечении, перестановкой звуков и слогов. Во втором случае дети испытывают трудности с определением:


    3. Аграмматическая дислексия

    Зачастую эта форма встречается у ребятишек с общими Она обусловлена недоразвитостью синтаксических и морфологических обобщений, грамматического речевого строя. Дети с таким расстройством в процессе чтения изменяют и числа существительных, неправильно согласовывают прилагательные и существительные в роде, падеже, числе, изменяют родовые окончания местоимений, формы, виды и времена глаголов.

    4. Семантическая дислексия

    Коррекция такого нарушения требует несколько иных подходов, чем в других случаях, поскольку этот вид расстройства характеризуется проблемами с пониманием фактического содержания и смысла текста, хотя технически школьник текст читает правильно. Варианты нарушения:

    • чтение по слогам, когда ребенок последовательно произносит слоги, но не может объединить их в значимое целое, а следовательно, не может воспринять информацию во время чтения, то есть имеют место сложности звукослогового синтеза;
    • чтение полными словами, когда ребенок не может четко представить синтаксическую связь внутри предложения, то есть каждое слово он воспринимает не в совокупности с соседними словами, а изолированно;
    • совмещение первых двух вариантов, когда чтение по слогам с непониманием смысла сопровождается нечеткостью представлений о синтаксических связях в предложениях.

    5. Мнестическая дислексия

    Это нарушение обусловлено проблемами со слухоречевой памятью, в результате которых ребенок испытывает трудности с образованием связи между зрительным образом буквы и звуком. Школьник не может запомнить буквы, заменяет их при чтении на другие, путает.

    6. Тактильная дислексия

    Расстройство данного вида характерно для слепых. При чтении такие люди применяют не зрительное восприятие, а сенсомоторную систему (читают за счет Однако исследования демонстрируют, что у слепых ребятишек дислексия по своим механизмам нисколько не отличается от речевых нарушений, возникающих у зрячих детей. При тактильном расстройстве основная проблема - нарушение узнавания букв письма по Брайлю (этот французский ученый придумал для незрячих людей тактильный шрифт). Слепые дети при наличии дислексии при чтении теряют слова, путают буквы, зачастую не дочитывают слово до конца, а стараются угадать его. При этом нарушения при движении пальцев у таких ребятишек соответствуют нарушениям при движении глаз, возникающим у зрячих детей, страдающих аналогичным расстройством (у них наблюдаются хаотичные вращения глазами, частые регрессии).

    Дислексия: лечение

    Нарушение может стать пожизненной проблемой, хотя некоторым людям все-таки удается развить функциональные навыки чтения. И все же подавляющая часть дислектиков требуемого уровня грамотности никогда не достигает. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо откорректировать полностью весь учебный процесс. Дети с таким расстройством нуждаются в применении прямых и непрямых методов обучения распознаванию слов и формирования навыков, позволяющих выделять компоненты в словах. При прямом обучении используются специальные фонетические техники, не связанные с овладением чтением. Непрямое обучение предусматривает применение особой программы, которая посредством определенных фонетических методик позволяет научиться читать

    Устранение дислексии производится разными способами. К лечению каждого ребенка следует подходить индивидуально. Так, для кого-то предпочтительным будет подход, подразумевающий обучение чтению сразу же целыми словами и выражениями, а для кого-то лучше подойдет методика, использующая иерархическую систему по приобретению навыков чтения, когда ребенка сначала обучают восприятию звуковых единиц, а затем уже слов и предложений. Также рекомендуется применять варианты терапии, при которых воздействие осуществляется сразу на разные виды органов чувств. Что касается медикаментозного лечения патологии или использования таких способов терапии, как оптометрические тренинги и тому подобное, эффективность их на сегодняшний день не доказана.

    В заключение

    Многие родители пугаются, когда у их детей диагностируют дислексию. Почему-то большинство людей считает данную патологию психическим заболеванием. Однако это совсем не так. Ребятишки, имеющие такое расстройство, зачастую проявляют феноменальные способности в иных областях, например, физике, математике, музыке, живописи. Так что такое дислексия? Проблема или... дар? Хорошенько подумайте, прежде чем ответить.

    Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

    Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

    Дисграфия

    Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой .

    Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

    Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.

    Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

    Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

    Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

    Дислексия

    Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука , которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

    Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

    Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

    Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

    Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

    В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.