• Математические загадки 5 7 лет. Картотека по математике на тему: Математические загадки для детей дошкольного возраста

    СОСТАВ ЧИСЛА 2

    СОСТАВ ЧИСЛА 3

    Принесла слону обезьяна

    Два банана.

    Вот обрадовала подарком

    Великана.

    Был один банан у него,

    Посмотрите.

    Теперь сколько стало всего,

    Подскажите!

    (2+1=3)

    Сколько раз твердили кошке: Некрасиво есть без ложки.

    Только я вбегаю в дом,

    Лижет кашу языком.

    С поросенком еще хуже:

    Он опять купался в луже.

    И козленок непослушный:

    Съел четыре грязных груши.

    (Сколько было непослушных?)

    (1+1+1=3)

    СОСТАВ ЧИСЛА 4

    СОСТАВ ЧИСЛА 5

    К богатой кошке гость пришел -

    Известный в городе козел

    С женой седой и строгой

    Козою длиннорогой.

    Петух явился боевой.

    За петухом - наседка,

    И в мягкой шапке пуховой

    Пришла свинья - соседка.

    Пересчитай скорей

    Всех кошкиных гостей! (5)

    (1+1+1+1+1=5)

    Три цыпленка стоят -

    На скорлупки глядят.

    Два яичка в гнезде

    У наседки лежат.

    Сосчитай поскорей:

    Сколько будет цыплят

    У наседки моей? (5)

    (3+2=5)

    СОСТАВ ЧИСЛА 6

    Богатырь стоит богат,

    Угощает всех ребят:

    Ваню земляникою,

    Таню костяникою,

    Машеньку орешками,

    Петю сыроежками,

    Катеньку малиною,

    Васю хворостиною

    О каком богатыре идет речь в этой загадке? Перечислите, чем может угостить лес?; Сколько детей он угостил - кого чем? (6)

    (1+1+1+1+1+1=6)

    Хозяйка однажды с базара пришла.

    Хозяйка с базара домой принесла:

    Картошку, капусту,

    Морковку, горох,

    Петрушку и свеклу… ОХ!

    Как можно назвать одним словом все то, что принесла хозяйка с базара? (овощи). Сколько всего овощей принесла хозяйка? (6)

    (1+1+1+1+1+1=6)

    Тра-та-та, Тра-та-та!

    Мы везем с собой кота,

    Чижика, собаку,

    Петьку-забияку,

    Обезьяну, попугая,

    Вот, компания какая!

    Сосчитай всю веселую компанию! (6 )

    (1+1+1+1+1+1=6)

    Шесть веселых медвежат

    За малиной в лес спешат.

    Но один малыш устал:

    От товарищей отстал.

    А теперь ответ найди:

    Сколько мишек впереди? (5)


    Решила старушка ватрушки испечь.

    Поставила тесто за печь затопила.

    Решила старушка ватрушки испечь,

    А сколько их надо совсем позабыла.

    Две штучки - для внучки,

    Две штучки для деда,

    Две штучки для Тани,

    Дочурки соседа…

    Считала, считала да сбилась.

    А печь-то совсем протопилась.

    Помогите старушке -

    Сосчитайте ватрушки! (6)

    (2+2+2=6)

    Привела гусыня - мать

    Шесть детей на луг гулять.

    Все гусята как клубочки.

    Три сынка,

    а сколько дочек? (3)

    (6= 3+Х; Х=3)

    Сколько ушей у трех мышат?

    Сколько концов у двух с половиной палок?

    Сколько минут варятся 6 сарделек, если 2 варятся 6 минут?

    (6)

    СОСТАВ ЧИСЛА 7

    Наша Маша рано встала-

    Кукол всех пересчитала:

    Две Матрешки на окошке,

    Две Аринки на перинке,

    Две Танюшки на подушке,

    А Петрушка в колпачке

    На дубовом сундучке

    Сколько всех ? (7)

    (2+2+2+1=7)

    У Аленки в гостях

    Два цыпленка в лаптях,

    Петушок в сапожках,

    Курочка в сережках,

    Селезень в кафтане,

    Утка в сарафане,

    А корова в юбке,

    Теплом полушубка.

    Сколько всего гостей?

    Посчитай скорей! (7)

    (2+1+1+1+1+1=7)

    СОСТАВ ЧИСЛА 8

    СОСТАВ ЧИСЛА 9

    СОСТАВ ЧИСЛА 10

    НОЛЬ

    Повезло опять Егорке,

    У реки сидит не зря.

    Два карасика в ведерке

    И четыре пескаря.

    о смотрите — у ведерка

    Появился хитрый кот...

    Сколько рыб домой Егорка

    На уху нам принесет?

    (Нисколько)

    Барсучиха-бабушка

    Испекла оладушков.

    Угостила двух внучат —

    Двух драчливых барсучат.

    А внучата не наелись,

    С ревом блюдцами стучат.

    Ну-ка, сколько барсучат

    Ждут добавки и молчат?

    (Молча никто не ждет, с ревом ждут двое)

    Обратный счет

    10 обезьянок сидели у окна.

    Одна из них упала

    И их стало 9.


    9 обезьянок вскарабкались на мостик

    Мимо шел кораблик

    И их стало 8.


    8 обезьянок замучились совсем.

    Одна пошла в кроватку

    И их стало7.


    7 обезьянок бананы стали есть.

    Мимо шел прохожий

    И вот их стало 6.


    6 обезьянок в парк пошли гулять.

    Одна улетела

    И их стало5.

    5 обезьянок нашли головку сыра.

    Навстречу им мышка

    И вот их 4.


    4 обезьянки играли до зари,

    Но вот пришла мама

    И их стало 3.


    3 обезьянки играли на травке

    Одна упала в ямку

    И их стало 2.


    2 обезьянки глядят растет сосна

    И на нее забрались,

    А слезла лишь одна.


    1 обезьянка песни стала петь

    Но ей стало грустно

    И их снова 10.

    Предварительный просмотр:

    Задачи на логику. 1 класс А

    Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?

    По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?

    У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

    Какое число самое маленькое?

    В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?

    Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько вёдер воды взяли?

    В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?

    На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?

    У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?

    У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?

    У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?

    На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми?

    В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 жёлтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?

    Дима выиграл у Алёши 2 партии в шахматы, а Алёша выиграл 3 партии. Сколько партий сыграли мальчики?

    Каждый из троих взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идут со всеми взрослыми?

    Сколько целых батонов можно хлеба можно составить из шести половинок?

    По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идут по дороге?

    Я придумала два числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычла другое, то снова получила 6. Что же это за числа?

    В коробке 8 пирожных. Сколько пирожных надо взять из коробки, чтобы в ней осталось 5 пирожных?

    Катя задумала число, прибавила к нему 5 и получила 15. Какое число задумала Катя?

    В семье двое детей. Саша - брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?

    На яблоне было 10 яблок, Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?

    Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя - в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?

    Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?

    Пётр сын Сергея, а Сергей - сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору?

    В саду яблонь на 3 больше, чем груш. Яблонь 7. Сколько груш?

    Из книги выпало несколько листов. На первой выпавшей странице стоит номер 5, а на последней номер 10. Сколько листов выпало из книги?

    У Зины на 4 открытки меньше, чем у Гали. У Зины 6 открыток. Сколько открыток у Гали?

    Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда (отца моего отца) - Петром Николаевичем. Запишите имя и отчество моего отца.

    Красный шнур на 1м длиннее зелёного и на 2м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5м. Найди длину зелёного шнура.

    На вешалке висят головные уборы; шляп на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?

    Уменьшаемое больше вычитаемого на 2. Чему равна разность?

    Угадайте, сколько лет моему дедушке, если через 15 лет мы будем отмечать его семидесятилетие.

    Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумайте такие числа и запишите пример.

    Разность двух чисел равна 0. Придумайте и запишите пример.

    Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?

    На уроке математики Ольга Петровна попросила Гошу назвать все числа, меньше 7, а Витю - все числа, которые больше 3 и меньше 9. Какие одинаковые числа назвали мальчики?

    Ответы А

    4 носка

    3 куры

    2 варежки

    Число 0, т. к. < любого натурального числа

    2 сестры

    2+2=4 ведра

    3 котёнка

    6 ребят

    8 ног

    Нет

    6 ног

    0

    4+5=9 яблок

    1+1+1=3 или 1+2=3

    2+2+2=6 детей

    3

    2

    6 и 0

    3 пирожных

    Число 10

    Сестра

    четверо детей

    Нет

    5

    Внуком

    4 груши

    3 листа

    10 открыток

    Сергей Петрович

    5+1=6, 6-2=4м


    2

    70-15=55(лет)

    6-3=3, 14-7=7 и т.д.

    12-8=4 внука

    4, 5, 6.














    Ответы А

    4 носка

    3 куры

    2 варежки

    Число 0, т. к. < любого натурального числа

    2 сестры

    2+2=4 ведра

    3 котёнка

    6 ребят

    8 ног

    Нет

    6 ног

    0

    4+5=9 яблок

    1+1+1=3 или 1+2=3

    2+2+2=6 детей

    3

    2

    6 и 0

    3 пирожных

    Число 10

    Сестра

    четверо детей

    Нет

    5

    Внуком

    4 груши

    3 листа

    10 открыток

    Сергей Петрович

    5+1=6, 6-2=4м

    31. 8-1=7, 7-1=6 Ответ: 7 шапок и 6 беретов

    2

    70-15=55(лет)

    6-3=3, 14-7=7 и т.д.

    12-8=4 внука

    4, 5, 6.

    Ответы А

    4 носка

    3 куры

    2 варежки

    Число 0, т. к. < любого натурального числа

    2 сестры

    2+2=4 ведра

    3 котёнка

    6 ребят

    8 ног

    Нет

    6 ног

    0

    4+5=9 яблок

    1+1+1=3 или 1+2=3

    2+2+2=6 детей

    3

    2

    6 и 0

    3 пирожных

    Число 10

    Сестра

    четверо детей

    Нет

    5

    Внуком

    4 груши

    3 листа

    10 открыток

    Сергей Петрович

    5+1=6, 6-2=4м

    8-1=7, 7-1=6 Ответ: 7 шапок и 6 беретов

    2

    70-15=55(лет)

    6-3=3, 14-7=7 и т.д.

    12-8=4 внука

    4, 5, 6.

    Б

    1.Мама купила детям 3 пары варежек. Сколько всего левых варежек и сколько правых варежек?

    2. В парке было 7 скамеек. 3скамейки заменили новыми. Сколько скамеек стало в парке?

    3.В квартире 2 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире?

    4. Юра попросил в библиотеке журналы «Нафаня» со второго по шестой номер. Сколько журналов выдал ему библиотекарь?

    5. В квартире 4 комнаты. Две комнаты соединили вместе и сделали из них одну большую комнату. Сколько комнат стало в квартире?

    6. У всех цыплят, которые сидели в корзине, Юля насчитала 10 ног. Сколько цыплят было в корзине?

    7. Таня сказала, что у неё кукол больше 4 и меньше 7. Сколько кукол могло быть у Тани?

    8. Коля старше Серёжи, а Серёжа старше Миши. Запиши имя мальчика, который моложе всех.

    9. На подоконнике лежали 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось?

    10. Кролики сидят в клетке так, что видны их уши. Вова насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке?

    11. Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему потребовалось?

    12. Алёшу угостили конфетами. Он решил дать своей сестрёнке 4 конфеты, а себе взять 3. Сколько конфет дали Алёше?

    13. У Маши и Вани по 9 леденцов. Маша съела 4 леденца, и Ваня сделал тоже самое. Сколько леденцов осталось у Вани?

    14. Нина задумала число. Это число она сначала прибавила к 7, а потом отняла его от 7. Ответ оказался одним и тем же - 7. Какое число задумала Нина?

    15. Роме подарили столько значков сколько у него уже было. Рома пересчитал все значки, их оказалось 8. Сколько значков было у Ромы сначала?

    16. Чтобы рассадить 7 детей в комнате, не хватает 2 стульев. Сколько стульев в комнате?

    17. У паука 4 пары ног, а у жука 3 пары ног. На сколько ног больше у паука, чем у жука?

    18. В коробке 6 ячеек. В каждой ячейке умещается только одна ёлочная игрушка. Можно ли в эту коробку положить 4 шарика и 3 шишки?

    19. Сестра старше брата на 1 год. На сколько лет сестра будет старше брата через 5 лет?

    20. Может ли сумма двух чисел быть равной слагаемому?

    21. Может ли разность двух чисел быть равной уменьшаемому?

    22. Запиши число меньшее 20, в котором число десятков на 4 меньше числа единиц.

    23. На каждую страницу альбома я наклеил 4 переводных картинки. Сколько страниц заняли 8 картинок?

    24. Сумма двух чисел равна 8, а их разность 4. Угадайте, какие это числа?

    25. Меня зовут Нина Александровна, а моего дедушку(отца моего отца) - Иван Николаевич. Как зовут моего отца?

    26. На левой чашке весов стоят пакет с мукой и гиря в 1 кг. На правой чашке весов гиря в 3 кг. Весы в равновесии. Найдите массу пакеты с мукой.

    27. в обувном отделе универмага висит указатель: «Обувь 37 - 42 размеров». Можно ли в этом отделе купить обувь 39 размера?

    28.Какие двузначные числа можно записать, используя цифры 5 и 6?

    29.Сахар-песок продают расфасованным в пакеты по 1 кг, 2кг, 3кг. Мама выбила в кассе чек на покупку 7 кг сахара. Продавщица дала ей 3 пакета с сахаром. Сколько сахара было в каждом из пакетов? Рассмотри возможные случаи.

    30. Сравни числа *2 и 95 Сделай запись с помощью одного из знаков < или >.

    31. Юля и Марина нашли в лесу поровну грибов. У Юли 4 гриба оказались червивыми, и по дороге домой она их выбросила. А Марина нашла ещё 5 грибов. На сколько грибов у Марины стало больше, чем у Юли?

    32. В ящике стола лежат деньги. На эти деньги можно купить 2 одинаковых по цене стула или одно кресло. Что дороже кресло или стул?

    33.На верхней полке книг столько же, сколько на нижней. На верхнюю полку поставили 3 книги, а с нижней 3 книги сняли. На какой полке стало больше книг и на сколько?

    34. В коробке 12 красных и зелёных шаров. Из коробки взяли 3 красных и 4 зелёных шара. После этого в коробке зелёных шаров не осталось. Сколько красных шаров осталось в коробке?35. В корзине на 5 яблок больше, чем в пакете. Из корзины взяли 7 яблок. Где осталось яблок больше: в корзине или в пакете, и на сколько?

    36. К трём замкам волшебник сделал 3 ключа: медный, серебряный и золотой. К каждому замку подходит только один ключ. Медный ключ не подходит к ни к первому, ни ко второму замку. Серебряный ключ не подходит ко второму замку. К какому замку подходит каждый из ключей?

    37. У Пети на 4 конфеты меньше, чем у Серёжи. Мама дала Пете ещё 5 конфет. У кого конфет больше и на сколько?

    38. Зелёная лента на 3 м длиннее красной. От зелёной ленты отрезали 5 м, а от красной 2м. Сравните длины оставшихся кусков лент.

    39. У Юры денег ровно столько, чтобы купить 4 вафли или 2 конфеты. Сможет ли он на свои деньги купить 1 конфету и 4 вафли?

    40. Запишите 6 чисел по такому правилу: первое 1, второе 2, а каждое следующее равно сумме двух предыдущих.

    41. Оля может купить на свои деньги 4 карандаша и 3 тетради. Хватит ли у неё денег, чтобы купить 3 карандаша или 3 тетради?42. Каждой из трёх внучек дедушка разрешил сорвать с четырёх кустов по одной розе. Сколько роз сорвали все внучки?43. Запишите 5 чисел по такому правилу: первое 18, второе 10, а каждое следующее равно разности двух предыдущих.

    44. Половину числа яблок, лежащих на тарелке, взяли для компота. Сколько яблок осталось на тарелке, если компот сварили из 6 яблок?

    45. Купили пакет кефира. Половину всего кефира, который был в пакете, выпили Маша и Даша. В пакете осталось 2 стакана кефира. Сколько стаканов кефира было в пакете?

    46. Дыня тяжелее арбуза и легче тыквы. Что самое тяжелое?

    47. На столе лежат овощи: репок на 1 меньше, чем огурцов, а огурцов на 1 меньше, чем помидоров. На сколько репок меньше, чем помидоров?

    48. Красная лента короче синей ленты и длиннее зелёной. Какая лента самая короткая?

    49. Дима на 1 год старше Серёжи, а Серёжа на 1 год старше Ромы. На сколько лет Дима старше Ромы?

    50. За каждую минуту в ванну из крана наливается 10 л воды. За то же время через неплотно прикрытое пробкой отверстие в дне ванны 2 л воды выливается. Увеличивается или уменьшается количество воды в ванне и на сколько литров каждую минуту?

    51. Петя взял 3кубика и поставил их один на один так, что получилась «башня». Красный кубик оказался ниже синего, а синий ниже зелёного. Какой кубик Петя поставил выше всех?

    52. Из трёх кубиков построили башню. Жёлтый кубик поставили выше синего и ниже красного. Какой кубик оказался выше всех?

    53. Торт разрезали на 4 одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на 2 одинаковые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце один кусок?

    54. В коробке лежат пряники и вафли: пряников на 2 меньше, чем вафель. Сколько вафель, если пряников 6?

    55. Митя на 2 года старше Гены. Мите 10 лет. Сколько лет Гене?

    56. Сумма двух чисел 9. Сумма больше первого слагаемого на 5.Чему равно второе слагаемое?

    57. На катке катались на коньках 6 девочек и 2 мальчика. Вскоре троих детей позвали обедать, и они ушли домой. Осталась ли на катке хоть одна девочка?

    58. Купили банку виноградного сока. Четверым детям налили из банки по полному стакану сока. После этого в банке осталось ровно столько, сколько выпили дети. Сколько стаканов сока было в банке?

    60. Дыня на 3 кг легче арбуза. От дыни отрезали кусок массой 1 кг, а от арбуза -

    кусок массой 3 кг. Чего осталось больше: дыни или арбуза, и на сколько килограммов?

    Ответы Б

    3, 3

    7

    3

    5

    3

    5

    5 или 6

    Миша

    8-8=0

    5

    4+4=8

    4+3=7

    9-4=5

    0

    4

    7-2=5 стульев


    4+3=7 6<7 нет, нельзя

    на 1 год


    Да. Когда вычитаемое равно 0.

    7-0=7

    15

    2

    6 и 2

    Александр Иванович

    3-1=2(кг)

    Да

    55, 56, 65, 66


    *2 < 95

    4+5=9

    Кресло

    3+3=6(к) > верхней полке

    1 способ: 12-4=8, 8-3=5.

    2 способ: 3+4=7. 12-7=5

    В пакете на 2 яблока >.


    У Пети на 1

    Длины равны

    Нет.

    1, 2, 3, 5, 8, 13.

    Да.

    4+4+4=12 роз

    18, 10, 8, 2, 6.

    6

    4

    Тыква

    На 2.

    Зелёная лента

    На 2 года

    10-2=8(л.) увеличивается

    Зелёный кубик

    Красный

    На 8 человек

    6+2=8

    10-2=8(лет)

    5

    57

    Да.

    4+4=8 стаканов

    Арбуза на 1 кг >.



    Ответы Б

    3, 3

    7

    3

    5

    3

    5

    5 или 6

    Миша

    8-8=0

    5

    4+4=8

    4+3=7

    9-4=5

    0

    4

    7-2=5 стульев

    8-6=2 или 4-3=1 одна пара - это две ноги

    4+3=7 6<7 нет, нельзя

    на 1 год

    Да. Если одно из слагаемых равно нулю. Например: 5+0=5

    Да. Когда вычитаемое равно 0.

    7-0=7

    15

    2

    6 и 2

    Александр Иванович

    3-1=2(кг)

    Да

    55, 56, 65, 66

    1) 3кг,3кг, 1кг; 2) 2кг, 2кг, и 3кг

    *2 < 95

    4+5=9

    Кресло

    3+3=6(к) > верхней полке

    1 способ: 12-4=8, 8-3=5.

    2 способ: 3+4=7. 12-7=5

    В пакете на 2 яблока >.

    Медный ключ от 3 замка, серебряный - от 1, золотой - от 2 замка.

    У Пети на 1

    Длины равны

    Нет.

    1, 2, 3, 5, 8, 13.

    Да.

    4+4+4=12 роз

    18, 10, 8, 2, 6.

    6

    4

    Тыква

    На 2.

    Зелёная лента

    На 2 года

    10-2=8(л.) увеличивается

    Зелёный кубик

    Красный

    На 8 человек

    6+2=8

    10-2=8(лет)

    5

    57

    Да.

    4+4=8 стаканов

    Арбуза на 1 кг >.

    Ответы Б

    3, 3

    7

    3

    5

    3

    5

    5 или 6

    Миша

    8-8=0

    5

    4+4=8

    4+3=7

    9-4=5

    0

    4

    7-2=5 стульев

    8-6=2 или 4-3=1 одна пара - это две ноги

    4+3=7 6<7 нет, нельзя

    на 1 год

    Да. Если одно из слагаемых равно нулю. Например: 5+0=5

    Да. Когда вычитаемое равно 0.

    7-0=7

    15

    2

    6 и 2

    Александр Иванович

    3-1=2(кг)

    Да

    55, 56, 65, 66

    1) 3кг,3кг, 1кг; 2) 2кг, 2кг, и 3кг

    *2 < 95

    4+5=9

    Кресло

    3+3=6(к) > верхней полке

    1 способ: 12-4=8, 8-3=5.

    2 способ: 3+4=7. 12-7=5

    В пакете на 2 яблока >.

    Медный ключ от 3 замка, серебряный - от 1, золотой - от 2 замка.

    У Пети на 1

    Длины равны

    Нет.

    1, 2, 3, 5, 8, 13.

    Да.

    4+4+4=12 роз

    18, 10, 8, 2, 6.

    6

    4

    Тыква

    На 2.

    Зелёная лента

    На 2 года

    10-2=8(л.) увеличивается

    Зелёный кубик

    Красный

    На 8 человек

    6+2=8

    10-2=8(лет)

    5

    57

    Да.

    4+4=8 стаканов

    Арбуза на 1 кг >.


    Математика в стихах

    Методическая разработка

    по обучению дошкольников элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала

    Подготовила Толстихина Галина Геннадьевна

    Воспитатель первой категории

    п. Северомуйск

    2015 год

    Части суток

    Сказочная математика

    Задачки на внимание

    Занимательные вопросы

    Логические концовки

    Задачи в стихотворной форме

    Считалки

    Стихи – шутки

    ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ

    Счет до двух

    На зарядку солнышко поднимает нас,
    Поднимаем руки мы по команде "раз".
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде "два".

    Счет до трех

    Темнота легла кругом.
    Раз, два, три -
    Беги бегом!

    Буратино потянулся,
    Раз - нагнулся,
    Два - Нагнулся,
    Три - нагнулся.
    Руки в стороны развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Надо на носочки встать.

    Счет до четырех

    Вышли мышки как-то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре -
    Мыши дернули за гири...
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

    Счет до пяти

    Пальчики уснули,
    В кулачок свернулись. (Пальцы сжать в кулаки)
    Один, два, три, четыре, пять! (Поочередно разогнуть пальцы)
    Захотели поиграть!

    Солнце глянуло в кроватку...
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Все мы делаем зарядку,
    Надо нам присесть и встать,
    Руки вытянуть пошире.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Наклониться - три, четыре,
    И на месте постоять.
    На носок, потом на пятку -
    Все мы делаем зарядку.

    Счет до восьми

    Раз, два - выше голова,
    Три, четыре - руки шире.
    Пять, шесть - тихо сесть,
    Семь, восемь - лень отбросим.

    ВРЕМЕНА ГОДА: СТИХИ, ЗАГАДКИ И ПОСЛОВИЦЫ

    Если ребенку трудно запомнить времена года, ему могут помочь стихотворения. Загадки полезны для закрепления материала.

    Зима

    Дел у меня немало:
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    В лед реки убираю
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (зима).

    Наступили холода.
    Обернулась в лед вода.
    Длинноухий зайка серый
    Обернулся зайкой белым.
    Перестал медведь реветь

    В спячку впал в бору медведь.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?

    Стали дни короче,
    Солнце светит мало,
    Вот пришли морозы,
    И зима настала.

    Была зима - был холод, снег.
    Ушла зима - и снегу нет.

    Весна

    Я раскрываю почки,
    В зеленые листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю,
    Движения полна.
    Зовут меня... (весна).

    Мы сегодня рано встали,
    Нам сегодня не до сна!
    Говорят, скворцы вернулись!
    Говорят, пришла... (весна)!

    Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой - улей - пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает?

    Лето

    Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    Купаться приглашаю.
    И любите за это
    Вы все меня. Я... (лето).

    Солнце печет,
    Липа цвет
    Рожь колосится,
    Золотая пшеница.
    Кто знает, кто знает,
    Когда это бывает?

    Осень

    Несу я урожаи,
    Поля вновь засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен
    И елочек. Я... (осень).

    Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья.

    Что там шепчут листья?
    Подойдем и спросим.
    Листья отвечают: осень, осень, осень.

    Загадки

    На земле живут сестрички,
    У сестричек - по косичке.
    Вот зеленая косичка:
    Это первая сестричка.
    Пашет, сеет, поливает,
    Почкам глазки открывает. (весна)


    Разноцветная косичка -
    Загорелая сестричка.
    Тоже трудится умело,
    Чтобы все росло и зрело. (лето)


    Золотистая косичка -
    Это рыжая сестричка.
    Убирает, веет, косит,
    Урожай в амбары носит. (осень)


    А четвертая косичка -
    Белоснежная сестричка.
    Все укроет одеялом,
    Все разгладит, приберет,
    А потом земле усталой
    Колыбельную споет. (зима)

    Пословицы о временах года

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.


    Январь - году начало, зиме середина.


    В зимний холод всякий молод.


    Зима лето пугает, да все равно тает.


    Чем крепче зима, тем скорее весна.


    Как зима не злится, а весне покорится.


    Зимы без снега да лета без дождя не бывает.


    Зима не лето, в шубу одета.


    Февраль силен метелью, а март - капелью.

    ДНИ НЕДЕЛИ

    В понедельник я стирала,
    Пол во вторник подметала.
    В среду я пекла калач
    Весь четверг искала мяч,
    Чашки в пятницу помыла,
    А в субботу торт купила.
    Всех подружек в воскресенье
    Позвала на день рождения.

    Вот неделька, в ней семь дней.
    Поскорей знакомься с ней.
    Первый день по всем неделькам
    Назовется понедельник.
    Вторник - это день второй,
    Он стоит перед средой.
    Серединочка среда
    Третьим днем всегда была.
    А четверг, четвертый день,
    Шапку носит набекрень.
    Пятый - пятница сестрица,
    Очень модная девица.
    А в субботу, день шестой
    Отдыхаем всей гурьбой
    И последний, воскресенье,
    Назначаем днем веселья.

    Куда делся Понедельник?

    Где бездельник Понедельник? -
    Спрашивает Вторник
    - Понедельник - не бездельник,
    Никакой он не бездельник,
    Он отличный дворник!
    Он для повара Среды
    Притащил ведро воды.
    Кочегару Четвергу
    Смастерил он кочергу.
    Но приходила Пятница
    Скромница, опрятница,
    Он оставил всю работу
    И поехал с ней в Субботу
    К Воскресенью на обед.
    Передал тебе привет.
    Ю. Мориц

    Есть 7 братьев,

    Годами равные,

    Именами равные. (Дни недели)

    Этих братьев ровно семь,

    Вам они известны всем.

    Каждую неделю кругом

    Ходят братья друг за другом.

    Попрощается последний,

    Появляется передний. (Дни недели)

    Части суток

    Сестра к брату идет в гости,

    А он от нее прячется.

    Как их зовут? (День и ночь)

    Спят медведи и слоны,

    Заяц спит и ежик.

    Все вокруг уснуть должны,

    Наши дети тоже. (Ночь)

    По небу лебедь черный

    Рассыпает чудо - зерна.

    Черный белого позвал,

    Белый зерна поклевал. (День и ночь)

    С зарей родился.

    Чем больше рос,

    Тем меньше становился. (День)

    Когда это бывает?

    Что солнце совсем уже садится,

    Гвоздика лепестки свои свернет.

    А дети спать уж

    Собираются ложиться. (Вечером)

    Сказочная математика

      Составьте задачу о Золотой рыбке и ее друзьях – морских обитателях.

      Назовите пять сказок, где героями тоже выступают дед и баба.

      Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? Сколько получится пар?

      В каких сказках встречается число 7?

      Вспомни пять сказок про медведя.

      Сколько зверей, птиц и рыб помогли Ивану-царевичу? (“Царевна-лягушка”)

      Полночь- это который час? (“Золушка”)

      Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”)

      Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось?

      Герои сказки “Три медведя” встретились с героями сказки “Маша и медведь” и решили организовать веселый оркестр. Сколько музыкальных инструментов им нужно?

      Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

      Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

      Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

    Попробуйте отгадать вот такие простенькие загадки!

    Я - тире в грамматике,
    А кто я в математике?
    ***
    Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают всё на свете.
    ***
    Не похож я на пятак,
    Не похож на рублик.
    Круглый я, да не дурак,
    С дыркой, но не бублик.
    ***
    Мы - весёлые отметки
    И встречаемся нередко
    У прилежных в дневнике.
    Кто их часто получает,
    Никогда не заскучает.
    ***
    Шея длинная такая,
    Хвост крючком. И не секрет:
    Любит всех она лентяев,
    А её лентяи - нет!
    ***
    Нет углов у меня,
    И похож на блюдо я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    ***
    Не овал я и не круг,
    Треугольнику я друг,
    Прямоугольнику я брат,
    Ведь зовут меня…
    Что это, кто отгадает?

    Задачки на внимание


    1. Подумай и скажи - кто быстрее переплывет речку - утята или цыплята?
    2. Подумай и скажи - какого цвета волосы у колобка?
    3. Отгадай загадку:
    Лежали конфетки в кучке.
    Две матери, две дочки
    Да бабушка с внучкой
    Взяли конфет по штучке,
    И не стало этой кучки.
    Сколько конфет было в кучке?
    4. Росли 5 берез. На каждой березе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке - по 5 яблок. Сколько всего яблок?
    5. Подумай и скажи - что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?
    6. На каких деревьях вьют свои гнезда страусы?
    7. На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?
    8. Подумай и скажи - кто громче рычит: тигр или буйвол?
    9. Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
    - А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеваться.
    Как он догадался, что на улице ветер? Что он увидел?
    10. Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес? (подсказка: 2 - остальные идут обратно)
    11. В комнате горело 5 свечей. Зашел человек, потушил 2 свечи. Сколько осталось? (подсказка: 2- остальные сгорели)
    12. Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
    13. Прочитай слова и скажи - какое слово лишнее в каждом ряду?
    - диван, стул, шкаф, конура, тумбочка,
    - гвоздика, ромашка, камыш, лилия, астра,
    - боровик, мухомор, сыроежка, подберезовик, лисичка.
    14. Подумай и скажи - сколько земли будет в яме глубиной 1 метр, длиной 1 метр и шириной 1 метр?
    15. У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?
    16. На одном берегу реки стоит петух, а на другом индюк. Посреди реки - островок. Кто из этих птиц быстрее долетит до островка?
    17. Скажи сколько грибов можно вырастить из 5 семечек?
    18. Скажи, кто обитает в море на большей глубине: щука, рак или форель.

    ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

      На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

      Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?

      На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

      Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)

      У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

      Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?

      У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

      Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

      На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)

      Первый Назар шел на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой – шел без товара?

      Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)

      Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)

      Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

      Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)

      Два числа: 1 и 3. Быстро их сложи и ответ скажи.

    ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ

    Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

    Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

    Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…

    (вышел позже Саши).

    Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

    Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

    Если правая рука справа, то левая рука… (слева). Если два больше

    одного, то один... (меньше двух).

    Если правая рука справа, то левая... (слева).

    СЧИТАЛКИ

    Один, вида, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!

    Шесть, семь! Солдат идет в мундире,

    Пойду каши я поем. С винтовкой на плече

    Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.

    Кому водить, гадайте!

    Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –

    Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!

    В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,

    Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!

    Кто из нас пойдет искать.

    Один, два, тир, четыре, пять - Мы делили апельсин.

    Встанем дети в круг опять. Много нас, а он один,

    Пять, четыре, три, один - Это долька – для ежа,

    В «кошки-мышки» играть хотим! Это долька – для чижа,

    Один, два, тир, четыре, пять - Эта долька – для утят,

    Вышел зайка погулять. Это долька – для котят,

    Что нам делать, как нам быть? Это долька – для бобра,

    Надо заиньку ловить! А для волка – кожура.

    Один, два, тир, четыре, пять. Разбегайтесь кто куда!

    Один, два, тир, четыре, пять, Один, два, тир, четыре –

    Букой вздумали пугать. Жили мушки на квартире.

    Три, четыре, пять и шесть - И повадился к ним друг –

    Вы не верьте, что он есть, Крестовик, большой паук.

    Буки, братцы, нет совсем! Паука мы вон попросим.

    К нам, обжора, не ходи…

    Ну-ка, Машенька, води!

    ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

    Ежик по лесу шел, Под кустами у реки

    На обед гриб нашел: Жили майские жуки:

    Два – под березой, Дочка, сын, отец и мать.

    Сколько их будет

    В плетеной корзине?

    Ну-ка, сколько всех ребят Рада Аленка –

    На горе катается? Нашла два масленка!

    Трое в саночках сидят, Да четыре в корзинке!

    Один дожидается. Сколько грибов на картинке?

    Три цыпленка стоят, Сидят рыбаки,

    На скорлупки глядят, Стерегут поплавки.

    Два яичка в гнезде Рыбак Корней

    У наседки лежат. Поймал трех окуней.

    Сосчитай поверней, Рыбак Евсей –

    Отвечай поскорей: Четырех карасей

    Сколько будет цыплят Сколько рыб рыбаки

    У наседки моей? Натаскали из реки?

    Дарит бабушка лисица Раз к зайчонку на обед

    Трем внучатам рукавицы: Прискакал дружок сосед.

    «Это вам на зиму, внуки, На пенек зайчата сели,

    Рукавичек по две штуки. И по пять морковок съели.

    Сколько всех, пересчитайте? Сколько съедено

    Морковок?

    Расставил Андрюшка Посадила мама в печь

    В два ряда игрушки. Пироги с капустой печь.

    Рядом с мартышкой – Для Наташи, Коли, Вовы

    Плюшевый мишка. Пироги уже готовы,

    Вместе с лисой – Да еще один пирог

    Зайка косой. Кот под лавку уволок.

    Следом за ними – Да еще из печки пять

    Еж и лягушка. Маме нужно вынимать.

    Сколько игрушек Если можешь, помоги –

    Расставил Андрюшка? Сосчитай-ка пироги!

    Шесть веселых медвежат К серой цапле на урок

    За малиной в лес спешат. Прилетели семь сорок,

    Но один малыш устал: А из них лишь три сороки

    От товарищей отстал. Приготовили уроки.

    А теперь ответ найди: Сколько лодырей – сорок

    Сколько мишек впереди? Прилетело на урок?

    Семь гусей пустились в путь, Подарил утятам ежик

    Два решили отдохнуть. Восемь кожаных сапожек.

    Сколько их под облаками? Кто ответит из ребят,

    Сосчитайте, дети, сами. Сколько было всех утят?

    В снег упал Сережка, Мама вышила ковер.

    А за ним Алешка. Посмотри, какой узор.

    А за ним Маринка, Две большие клеточки,

    А за ней Иринка. В каждой по три веточки,

    А потом упал Игнат. Села Маша на кровать,

    Сколько было всех ребят? Хочет ветки сосчитать.

    Да никак не может.

    Кто же ей поможет?

    У куклы пять нарядных платьев. Яблоки в саду поспели.

    Какое нынче надевать? Мы отведать их успели.

    Есть у меня для платья шерсть, Пять румяных, наливных,

    Свяжу и платьев будет…(шесть). Три с кислинкой.

    Сколько их?

    СТИХИ-ШУТКИ

    Плачет Ира, не унять,

    Очень грустно Ире.

    Стульев было ровно пять,

    А теперь четыре.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Не реви! –

    Сказал малыш. –

    Ведь на пятом ты сидишь!

    Л. Пантелеев

    Лида ставила тарелки

    На столе ребятам всем:

    Ровно семь тарелок мелких

    И глубоких – тоже семь.

    Принесла в солонке соли,

    Ложек тоже ровно семь:

    Лене, Оле, Жене, Толе,

    Мае, Рае, Коле – всем!

    Положила вилки с краю,

    Не забыла ничего.

    Говорят ей: «Не хватает

    Здесь прибора одного».

    Нет, я всех ребят считала,

    Сосчитаю я опять!

    И опять она считала,

    Стала всех перечислять:

    «Лена, Рая, Оля, Мая,

    Толя, Коля, Женя – семь!»

    И нарочно вслух считает,

    Чтобы слышно было всем.

    Вот и кончена работа,

    Можно звать к столу ребят!

    Ты обидела кого-то, -

    Снова Лиде говорят.

    Занимательные загадки

      Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

      Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)

      На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)

      Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

      Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (Дождь, земля, трава).

    ИГРЫ

    Цепочка примеров

    Цель: упражнять детей в умении производить арифметические действия.

    Ход игры: две группы участников садятся на стулья – одна против другой. Один ребенок берет мяч, называет простой арифметический пример: 3 + 2 – и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере. Участник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой осталось больше игроков (предлагается для детей 6 – 7 лет, успешно усвоившими арифметические действия).

    Отгадай число

    Цель: закрепить умение детей сравнивать числа.

    Ход игры: по заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5 , но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

    Только одно свойство

    Для игры необходимо изготовить специальный набор геометрических фигур. В него входят 4 фигуры (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) четырех цветов (красного, синего, желтого и белого), маленького размера. В этот же набор включается такое же количество перечисленных фигур указанных цветов, но больших по размеру. Таким образом, для игры (на одного участника) необходимо 16 маленьких геометрических фигур четырех видов и четырех цветов и столько же больших.

    Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

    Ход игры: у двоих играющих детей по полному набору фигур. Один (тот, кто начинает игру) кладет на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т.д. Неправильным считается ход, если второй играющий положит фигуру, не отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый останется без фигур. (Возможны варианты.)

    Игра строится по типу домино. По ходу игры требуется быстрая ориентировка играющих в цвете, форме, размере фигур, отсюда и воздействие на развитие логики, обоснованности мышления и действий.

    Числовой ряд (для детей старшего дошкольного возраста)

    Цель: закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

    Ход игры: двое детей раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами то 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше – правее. Если же возьмет карту с числом уже открытым, то возвращает ее на место, а право ходе переходит соседу. Выигрывает тот кто первый выложит свой ряд.

    Назови число

    Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления.

    Ход игры: взрослый или старший ребенок говорит: «я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. у тебя получилось число 5». В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

    Сколько взять конфет?

    Цель : упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

    Ход игры: предлагается условие задачи: «в вазе лежало 3 яблоко. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по одному яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» к ответу решающей задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (одна девочка взяла яблоко вместе с вазой).

    Список литературы занимательного материала

      Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336с.

      Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 2 «Описание игр». – 36с.

      Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991 – 80с.

      Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику (6-8). – М.: Издательство «Ось – 89», 2000 – 32с.

      Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

      Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. 2-е изд. – М.: Педагогика, 1994. – 176с.

      Занимательные упражнения по математике для дошкольников и младших школьников. Новокузнецк 1994. – 66с.

      Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.

      Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94с.

      Сербина Е.В. Математика для малышей: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1992. – 80с.

      Смекалка для малышей. Занимательные задачки, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. – 256с.

      Чего на свете не бывает?: Занимат. игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Бофман, А.И.Булычева и др.; Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.

      Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128с.

      В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-пб., 1996.
      Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие для воспитетелей детских садов. С-пб., 1999. Наталья Ильина.

    Углы рисую и квадратики
    Я на уроке …
    Математики

    Меня как будто нет.
    Кто я? Ты дай ответ!
    Пустое место я?
    Нет, нет, мои друзья!
    Со мною единица
    В десятку превратится.
    И сотней она станет,
    Коль с братом справа встанем.
    Ноль

    По-латыни это слово «меньше» означает,
    А у нас-то этот знак числа вычитает.
    Минус

    Если меньше, стало быть,
    Числа будем мы …
    Делить

    Его вам надо пригласить,
    Чтоб равных чисел ряд сложить.
    Для облегчения сложения
    Есть знак отличный - …
    Умножения

    Я — тире в грамматике,
    А кто я в математике?
    Минус

    Сговорились две ноги
    Делать дуги и круги.
    Циркуль

    Плюсы и минусы, знаки деления,
    Равенства знаки и умножения,
    Всяких примеров, задач задается.
    Как же наука такая зовется?
    Математика

    Арифметическое действие,
    Обратное сложению,
    Знак «минус» в нем задействован,
    Скажу вам без сомнения.
    А в результате разность —
    Не зря мои старания!
    Пример решил я правильно,
    И это...
    Вычитание

    И в том моё предназначенье:
    Я для сложения гожусь.
    И этим очень я горжусь.
    Плюс

    Не овал я и не круг,
    Треугольнику я друг,
    Прямоугольнику я брат,
    Ведь зовут меня …
    Квадрат

    Не задерживай с ответом —
    Рядом с игреком и зетом.
    Икс

    Бывает он острым, бывает тупым,
    Но чаще всего он бывает прямым.
    У тупого и острого разный размер,
    Прямой — постоянства являет пример.
    Градус меняют острый с тупым,
    Только прямой остаётся прямым.
    Угол

    Чтобы сумму получить,
    Нужно два числа …
    Сложить

    Все четыре стороны
    У таких фигур равны.
    И углы прямые,
    Кто же мы такие?
    Квадраты

    Мне служит головой вершина.
    А то, что вы считаете ногами,
    Все называют сторонами.
    Угол

    В юбке-клеш одна девица
    Долго в зеркальце глядится.
    Не может наглядеться
    Девочка …
    Трапеция

    Что за «ломаные числа»
    Раньше были на Руси?
    Математика об этом
    Хорошенько расспроси.
    Дроби

    Знает каждый карапуз:
    Знак сложенья — это...
    Плюс

    Если что-то забираем,
    Числа, дети, …
    Вычитаем

    Я и цифра и число,
    Это ясно всем давно.
    А еще я акробатка
    И зовут меня …
    Девятка

    Длинноногий фигурист
    Исчертил тетрадный лист!
    Что ни танец - то кружок!
    Как зовут его, дружок?
    Циркуль

    Ты на фигуру посмотри -
    Всего у ней лишь только три.
    Три стороны и три угла.
    Не ошибется школьник
    И скажет, что фигура та
    Зовется …
    Треугольник

    Отгадай без промедления:
    Вечно требует решения.
    Есть вопрос, условие,
    И без прекословия.
    Задача

    Числа плюсом прибавляем
    И ответ потом считаем.
    Если «плюс», то, без сомнения,
    Это действие — ...
    Сложение

    Если больше раз так в пять,
    Числа будем …
    Умножать

    Ты меня скорей возьми
    И окружность начерти.
    Если нужно, раскрывай,
    Расстояние измеряй.
    Циркуль

    Не со зла он отнимает,
    Просто свой долг выполняет.
    Отнимать большой мастак
    Этот всем знакомый знак.
    Минус

    Есть он острый, но не нос.
    Есть прямой, но не вопрос.
    И тупой есть, но не ножик.
    Это что таким быть может?
    Угол

    Какие три числа при сложении и умножении дают один результат?

    (1 + 2 + 3 = 6, 1 * 2 * 3 = 6 )
    * * *

    Больше часа, меньше минуты.

    (секунда)
    * * *

    В парке 8 скамеек. Три покрасили.
    Сколько скамеек стало в парке?

    (восемь)
    * * *

    Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?

    (запятую)
    * * *

    В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки.
    Сколько кошек находилось в комнате?

    (4 кошки)
    * * *

    Как 2 литра молока поместить в литровую банку?

    (получить творог)
    * * *

    Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином.
    Сколько всего человек?

    (три человека)
    * * *

    На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол.
    Сколько яблок осталось на столе?

    (4 яблока)
    * * *

    На столе лежит 100 листов бумаги.
    За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.
    Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?

    (20)
    * * *

    На столе лежат линейка, карандаш, циркуль, резинка.
    На листе бумаги нужно начертить окружность.
    С чего начать?

    (с листа бумаги)
    * * *

    В каком числе цифр столько, сколько букв в его названии?

    (100 - сто, 1000000 - миллион)
    * * *

    Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
    Сколько свечей осталось?
    (7 свечей)
    * * *

    Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100?

    (две - 0 и 1)
    * * *

    В каком случае число 1322 меньше 622?

    (года до нашей эры)
    * * *

    В каком слове 3 буквы л и три буквы п?

    (параллелепипед)
    * * *

    Пара лошадей пробежала 40 км.
    По сколько километров пробежала каждая лошадь?

    (40 км)
    * * *

    Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?

    (нисколько, ямы пустые)
    * * *

    Какими нотами можно измерить расстояние?

    (ми-ля-ми)
    * * *

    В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы.
    В комнату вошёл хозяин с собакой.
    Сколько в комнате стало ног?

    (две, у животных нет ног)
    * * *

    Было два отца и два сына. И всего три яблока. Каждый съел по яблоку.
    Как такое возможно?

    (сын, отец, дедушка)
    * * *

    У меня нет веса, но я бываю лёгкой, бываю тяжёлой.
    Кто я?

    (музыка)
    * * *

    В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли.
    Сколько лампочек осталось в люстре?

    (осталось 5)
    * * *

    Суммарный возраст отца и сына - 66 лет.
    Возраст отца - это возраст сына, записанный справа налево.
    Сколько лет каждому?

    (51 и 15, 42 и 24, 60 и 06)
    * * *

    Электровоз идёт на запад со скоростью 90 км/ч.
    Дует восточный ветер, скорость ветра 10 км/ч.
    В каком направлении идёт дым?

    (у электровоза нет дыма)
    * * *

    Пять пломбиров пять ребят

    Ровно в пять минут съедят.

    А за сколько смогут съесть

    Шесть ребят пломбиры, если

    И пломбиров тоже шесть?

    (сколько б ни было пломбиров,

    если столько же ребят,

    то ребята все пломбиры

    в те же пять минут съедят)
    * * *

    Сколько раз можно вычесть 6 из 30?

    Две матери, две дочери и бабушка с внучкой.
    Сколько всех?

    (трое: бабушка, мать, внучка)
    * * *

    Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

    (написать 666 и повернуть её вверх ногами)
    * * *

    Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?

    (когда смотрим на часы)
    * * *

    Сколько будет 2+2 х 2=?

    (6)
    * * *

    Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?

    (вес одинаков)
    * * *

    Одно яйцо варится 3 минуты.
    Сколько минут будут вариться 2 яйца?

    (3 минуты)
    * * *

    Сколько полосок у зебры?

    (две: черная, белая)
    * * *

    Сколько яиц можно съесть натощак?

    (одно, остальные не натощак)
    * * *

    Грузовик ехал в деревню.
    По дороге он встретил 4 легковые машины.
    Сколько машин ехало в деревню?

    Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

    Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

    Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Математические загадки для детей дошкольного возраста.

    Математическая загадка не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей, упражнения в рассуждении, в умении доказывать.

    Ушинский К.Д. говорил: «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение, а для педагога даёт возможность сделать занятие занимательным, интересным».

    Существуют разнообразные виды математических загадок. К ним относятся: логические загадки, задачки, загадки с цифрами, загадки-обманки, весёлый счет, загадки-раскраски, загадки о геометрических фигурах, загадки-кроссворды, загадки - развлечения, загадки на внимание, физ. минутки, викторинки, загадки-шутки, пальчиковые игры.

    Картотека математических загадок

    Серьезная стройка идет у Сережки:
    Из кубиков красных кладет он дорожку.
    Один плюс один, плюс один, ещё три -
    Считает Серёжка успехи свои.
    И ты дай ответ, поразмыслив немножко,
    Так сколько же кубиков в этой дорожке?
    (шесть) А. Журавлева

    Шесть девчонок круглолицых
    Вяжут шарфики на спицах.
    Вот пришла ещё одна,
    всем конфеты принесла.
    А за ней пришел котенок...
    Сколько стало там девчонок?
    (семеро) А. Журавлева

    Пять веселых лягушат
    На пригорочке лежат.
    Мимо ёжики бежали,
    Лягушат всех распугали.
    Два лягушонка нырнули в ручей.
    Сколько осталось?
    Считай поскорей!
    (три) А. Журавлева

    Два мышонка в темноте
    Грызли сыр в избушке.
    Три мышонка в тесноте
    Спали на подушке.
    Можем сразу посчитать,
    Что мышат всех было...
    (пять) А. Журавлева

    На полке в лукошке хранили картошку.
    Семь яблок зеленых и лука немножко
    Хранили в коробке на стуле у стенки,
    Где жарились вкусные сладкие гренки.
    Пришел утром повар и бросил в коробку
    Три яблока красных, фасоль и морковку.
    Коробка осталась на стуле лежать.
    Попробуй в ней яблоки все посчитать!
    (десять) А. Журавлева

    Пять конфет взял Степан,
    Положил себе в карман.
    Две отдал сестричке Оле,
    Угостил тремя он Колю.
    Сколько же себе конфет
    Он оставил? Дай ответ.
    (ноль) А. Журавлева

    Ежик по лесу шел,
    На обед грибы нашел:
    Два - под березой,
    Один - у осины,
    Сколько их будет
    В плетеной корзине?
    (три)

    Шесть веселых медвежат
    За малиной в лес спешат.
    Но один малыш устал:
    От товарищей отстал.
    А теперь ответ найди:
    Сколько мишек впереди?
    (пять)

    Для школьников

    Век огромный, словно слон,
    Сколько лет вмещает он?
    (сто)

    Сто кило помножь на десять,
    Сколько это будет весить?
    (тонна)

    Меньше в десять раз,
    чем метр, всем известно, ...
    (дециметр)

    Единица, шесть нулей
    Вот бы столько нам рублей.
    (миллион)

    Это величина.
    И только она одна
    Размер поверхностей измеряет,
    В квадрате определяет.
    (Площадь)

    В граммах, килограммах тоже
    Измерять ее мы можем.
    (Масса)

    Есть отрезок длинный, есть короче,
    По линейке его чертим, между прочим.
    Сантиметров пять - величина,
    Называется она... (длина)

    Нужно объяснять кому-то,
    Что такое час? Минута?
    С давних пор любое племя
    Знает, что такое... (время)

    Быстрота перемещения
    Созвучна слову «ускорение».
    Ответьте, дети, мне сейчас,
    Что значит 8 метров в час?
    (Скорость)

    Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала.
    Но только свойства одного его видать не знала.
    И получила двойника. Как капелька водицы
    Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
    (шесть и девять)

    Задали детям
    В школе урок:
    Прыгало в поле
    40 сорок,
    10 взлетели,
    Сели на ели.
    Сколько осталось
    В поле сорок?
    (тридцать)

    Сидят рыбаки,
    Стерегут поплавки.
    Рыбак Корней поймал 13 окуней,
    Рыбак Евсей - четырех карасей,
    А рыбак Михаил
    Двух сомов изловил.
    Сколько рыб рыбаки
    Натаскали из реки?
    (девятнадцать)

    К двум зайчатам в час обеда
    Прискакали три соседа.
    В огороде зайцы сели
    И по три морковки съели.
    Кто считать, ребята, ловок?
    Сколько съедено морковок?
    (пятнадцать)

    К серой цапле на урок
    Прилетело семь сорок,
    А из них лишь три сороки
    Приготовили уроки.
    Сколько лодырей-сорок
    Прилетело на урок?
    (Четыре)

    В семь сорок,
    Утром рано,
    В семь сорок
    Встав с дивана,
    В семь сорок шли погулять семь сорок.
    В семь сорок
    На дороге
    Видят пирог сороки
    И приглашают гостей на пирог:

    Орла, Щегла, Павлина,
    Фазана и Пингвина,
    И Попугая, и Гуся...
    Только это песенка не вся!
    ...
    Два вопроса:
    Сколько гостило гостей у сорок?
    На сколько частей разделили пирог?
    (семь и четырнадцать) Андрей Усачев

    Скоро 10 лет Сереже -
    Диме нет еще шести.
    Дима все никак не может
    До Сережи дорасти.
    А на сколько лет моложе
    Мальчик Дима, чем Сережа?
    (на 4 года)

    Три кошки купили сапожки
    По паре на каждую кошку.
    Сколько у кошек ножек
    И сколько у них сапожек?
    (12 ножек и 6 сапожек)

    Именины у синицы, гости собрались.
    Сосчитай-ка их скорее да не ошибись.
    Птичек дружная семья:
    Три весёлых воробья,
    Три вороны, три сороки –
    Чёрно-белых белобоки,
    Три стрижа и дятлов три.
    Сколько всех их, назови?
    (пятнадцать)

    Решила старушка ватрушки испечь.
    Поставила тесто да печь затопила.
    Решила старушка ватрушки испечь,
    А сколько их надо - совсем позабыла.
    Две штучки - для внучки,
    Две штучки - для деда,
    Две штучки - для Тани,
    Дочурки соседа...
    Считала, считала, да сбилась,
    А печь-то совсем протопилась!
    Помоги старушке сосчитать ватрушки.
    (6 ватрушек)

    В зоопарке я бывала,
    Обезьянок там видала:
    Три сидели на песке,
    Две качались на доске,
    А ещё три спинки грели.
    Сосчитать вы всех успели?
    (восемь)

    Сколько насекомых в воздухе кружат?
    Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
    Два жука и две пчелы,
    Мухи две, две стрекозы,
    Две осы, два комара.
    Называть ответ пора.
    (двенадцать)

    Белка, ёжик и енот,
    Волк, лиса, малышка крот
    Были дружные соседи.
    На пирог пришли к медведю.
    Вы, ребята, не зевайте:
    Сколько всех зверей, считайте.
    (семь)

    Принесла коза для деток
    Со двора 16 веток,
    Положила на пол их.
    Как делить на четверых?
    (По 4 ветки)

    Белочка грибы сушила,
    Только посчитать забыла.
    Белых было 25,
    Да ещё масляток 5,
    7 груздей и 2 лисички,
    Очень рыженьких сестрички.
    У кого ответ готов?
    Сколько было всех грибов?
    (тридцать девять)

    Лебеди у нас в пруду,
    Я поближе подойду:
    9 чёрных, белых 5.
    Кто успел их сосчитать?
    Говорите поскорей:
    Сколько пар лебедей?
    (7 пар)

    Для потехи детворы,
    Для веселья, для игры
    Клоун надувал шары.
    Красный - будто бы фонарик,
    Цвета неба синий шарик,
    А зеленый - как лужок,
    Желтый - солнышка кружок,
    Белый - свеженький снежок.
    Всем хватило ли, дружок?
    Очень скоро детвора
    Потеряла два шара:
    Поиграли полчаса
    И пустили в небеса.
    Веселятся малыши,
    Ты ж подумай и реши:
    Сколько шариков осталось,
    Сколько в небо не умчалось?
    (3 шарика)

    Прилетели галки,
    Сели на палки.
    Если на каждой палке
    Сядет по одной галке,
    То для одной галки
    Не хватит палки.
    Если же на каждой палке
    Сядет по две галки,
    То одна из палок
    Будет без галок.
    Сколько было галок?
    Сколько было палок?
    (4 галки и 3 палки)