• Шадриков в д профессиональные способности аннотация. Профессиональные способности (700,00 руб.)

    способность одаренность умственный

    Сторонником функционально-генетического подхода к способностям является и В.Д. Шадриков. Он рассматривает способности как индивидуальные качества, включенные в систему деятельности, и понимает под ними качества психических процессов и качества моторики. При таком понимании психическая функция в определенном качественном выражении и выступает в роли способностей. При этом В.Д. Шадриков подчеркивает, что функция понимается им не как «отправление той или иной ткани», а как работа целостной функциональной системы. В связи с этим он считает, что способности можно определить как характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.). Это определение он относит и к двигательным (психомоторным) способностям. Под задатками В.Д. Шадриков понимает свойства элементов, образующих функциональную систему и влияющих на эффективность ее функционирования. При этом состав и природу задатков он пока не раскрывает, хотя и говорит о нейронах и нейронных цепях как специальных задатках, а типологические особенности свойств нервной системы и соотношения между полушариями головного мозга относит к общим задаткам. При таком подходе, считает В.Д. Шадриков, задатки не развиваются в способности, а формируются. По его представлениям, способности и задатки являются свойствами: первые -- функциональных систем психических процессов, вторые -- компонентов этой системы. Поэтому, по В.Д. Шадрикову, способности как свойства функциональных систем являются системными качествами. Как видно из изложенного, основные положения В.Д. Шадрикова связаны с привязкой способностей к функциональным системам, каждая из которых формируется для осуществления определенной функции. Именно поэтому он считает, что способности целесообразно соотносить с психическими функциями.

    Состав способностей, по его мнению, тоже весьма узок и ограничивается психическими процессами и психомоторикой. Таким образом, В.Д. Шадриков придерживается функционального, а не личностного подхода к рассмотрению способностей.

    Суть его теории следующая: Теория строится на основе двух допущений:

    · способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции;

    · Ш-функции являются родовыми формами деятельности и могут быть описаны как функциональные системы деятельности.

    Понять эту фундаментальную для психологии категорию можно только рассматривая способности в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. Способности человека как индивида отражают их природную (биологическую) сущность. Они сформировались для обеспечения выживания человека в естественных природных условиях. Способности индивида есть свойства его функциональных систем, реализующих отдельные психические познавательные и психомоторные функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии познания окружающего предметного мира и организации адаптивного поведения (в том числе жизнедеятельности).

    Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей индивида. Под влиянием требований деятельности природные способности индивида приобретают черты оперативности, развиваются операционные механизмы, природные способности включаются в психологические функциональные системы, реализующие предметную и идеальную деятельность. Можно утверждать, что способности человека как субъекта деятельности есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида (природные способности). Как и способности индивида, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности субъекта деятельности есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой, изоморфной психологической системе деятельности. Ведущую роль в развитии способностей субъекта деятельности играют процессы:

    · овладения субъектом своими способностями через овладение интеллектуальными операциями;

    · тонкого приспособления способностей к условиям деятельности (придание им черт оперативности по Д.А. Ошанину)

    Способности человека как личности представляет собой способности субъекта деятельности, поставленные под нравственный контроль личности. И если способности индивида сформировались в процессе филогенеза и обеспечивали, в первую очередь, выживание индивида в природе, способности субъекта деятельности, развиваясь на основе природных способностей, обеспечивают эффективное выполнение деятельности, то способности личности проявляются в поступках человека, обеспечивая социальное познание строго недетерминированного мира, т.к. люди, вступающие во взаимодействие, обладают свободой и волей.

    В.Д. Шадриков считает, что способности - это свойства человека, как индивида, проявляющиеся в успешности выполнения деятельности.

  • 3.1. Понятие о способностях
  • 3.2. Самоактуализация и способности
  • 3.3. Способности и деятельность
  • 3.4. Духовные способности
  • Субъект деятельности
  • Этническая индивидуальность
  • 3.5. Анализ и преобразование критериев классификаций способностей (психических процессов)
  • Уточненная схема оснований классификаций видов психических процессов
  • Основания классификаций видов психических процессов
  • 3.6. Анализ свойств психических процессов, внимания и психомоторики
  • Свойства продуктивности психических процессов
  • 3.7. Структура познавательных способностей
  • 3.8. Психология специальных способностей
  • Ощущение
  • 4. Психология общих способностей
  • 4.1. Об учёном-поэте
  • 4.2. Творческая личность и её жизненный путь
  • 4.3. Подход в.Н. Дружинина и н.В. Хазратовой
  • 4.4. Психогенетика креативности и обучаемость
  • 4.5. Обучаемость, креативность и интеллект
  • 5. Метасистемный подход в разработке проблемы способностей (а.В. Карпов)
  • 5.1. Задачи и гипотезы исследования
  • 5.2. О понятии интегральных способностей личности
  • 5.3. Рефлексивность в структуре общих способностей
  • Коэффициенты ранговой корреляции между уровнем развития общих способностей
  • Результаты «косоугольной» факторизации
  • Значения структурных «весов» переменных, входящих в первый фактор1
  • Результаты факторизации по методу «главных компонент»
  • Коэффициенты линейной корреляции между уровнем рефлексивности и баллами по субтестам «Теста умственных способностей»
  • Показатели значимости различий между высоко- и низкорефлексивными испытуемыми при выполнении субтестов «Теста умственных способностей»
  • 5.4. Уровневый статус метакогнитивных способностей
  • 6. Психология многосторонних и специальных способностей
  • 6.3. О психологии музыкальных способностей
  • Анализ некоторых компонентов музыкальных способностей Ощущения
  • Средние частоты формант гласных (в Гц)
  • 6.5. Генезис музыкального восприятия
  • Восприятие музыкального ритма
  • 6.7. Музыкальная память
  • 6.8. Основные причины неуспеха в музыкальной деятельности (е.Ф. Ященко)
  • 6.9. Психология литературных способностей
  • Личность
  • 6.11. Краткий обзор исследований математических способностей
  • 6.12. Педагогические способности
  • 6.13. Метаиндивидуальные характеристики учителя
  • Устойчивость к психическому стрессу
  • 6.14. Художественно-творческие способности
  • Основные профессиональные требования к индивидуальным особенностям артиста балета
  • 7. Исследование самоактуализации как способности у студентов разной профессиональной подготовки
  • 7.1. Возможности творческого саморазвития личности студентов (на материале изучения типа личности, акцентуаций характера и их сопряженности)
  • Ценностные ориентации типов темперамента
  • 7.2. Модели перцептивной и социальной направленности личности студентов разной профессиональной подготовки
  • 7.3. Профессионально-личностные качества и ценностные ориентации студентов факультета сервиса и лёгкой промышленности
  • Методика исследования
  • Результаты исследования и их обсуждение
  • Ранги профессиональных карьер по Дж. Холланду
  • 7. 4. Особенности самоактуализации студентов экономического и технических факультетов
  • Материал и методики
  • Результаты и их обсуждение
  • 7.5. Различия между симптомокомплексами личностных черт у студентов экономического и технических факультетов с высоким и низким уровнями развития самоактуализации
  • Факторное отображение структуры личности студентов экономического и технических факультетов, имеющих высокий и низкий уровни развития самоактуализации, после варимакс-вращения
  • 7.6. Половые и профессиональные различия в самоактуализации
  • Методика
  • Результаты
  • Средние значения показателей тестов р. Кеттелла и сат у студентов экономического и технических факультетов (дисперсионный анализ)
  • Данные, используемые для дисперсионного анализа выборки студентов экономического и технических факультетов разного пола и уровня самоактуализации
  • Данные дисперсионного анализа и уровней значимости различий индивидуально-психологических свойств студентов экономического и технических факультетов разного пола и уровня самоактуализации
  • Обсуждение результатов
  • 7.7. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации
  • Симптомокомплексы различий личностных черт и смысложизненных ориентаций студентов разных факультетов
  • Симптомокомплексы различий личностных черт и смысложизненных ориентаций студентов разных факультетов с высоким и низким уровнями самоактуализации (са)
  • 3 Этап. Сравнительный анализ взаимосвязей личностных черт и смысложизненных ориентаций у студентов с высоким и низким уровнями са.
  • Заключение и выводы
  • Заключение
  • Общий список литературы
  • 3. Психология способностей (в.Д. Шадриков)

    Владимир Дмитриевич Шадриков по праву считается одним из основоположников ярославской психологической школы и любимым педагогом-учителем многих поколений психологов.

    В 1962 году окончил отделение математики и физики Ярославского государственного педагогического института и до 1965 года работал преподавателем, директором школы, инспектором РОНО в Магаданской области. С 1965 по 1968 гг. учился в аспирантуре по психологии, после её окончания работал старшим преподавателем кафедры психологии ЯГПИ. Необычайное трудолюбие и работоспособность позволили ему в ограниченный срок провести сложное экспериментальное исследование и до окончания аспирантурного срока защитить диссертацию. После перехода в ЯрГУ в 1970 г. В.Д. Шадриков является организатором не только учебной, но и всей научной работы по психологии труда и инженерной психологии. В 1972 году он назначается деканом факультета и заведует кафедрой инженерной психологии и психологии труда. С 1976 года – проректор университета по научной работе. Несмотря на большую загруженность административной, учебной и общественной работой, В.Д. Шадриков завершает работу над докторской диссертацией и успешно её защищает в 1977 г. В 1978 г. ему присвоено звание профессора.

    В 1982 г. Шадриков В.Д. становится ректором Педагогического института, затем заместителем Министра просвещения СССР и уезжает из Ярославля, продолжая растить в нём своих учеников-аспирантов, докторантов. Сейчас В.Д. Шадриков является научным руководителем факультета психологии, Директором Института содержания образования Института развития образования ГУ-ВШЭ (высшей школы экономики). Его учёные звания: профессор, Академик РАО, заслуженный работник высшей школы Российского образования (1998), лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1998), лауреат премии Президиума РАН им. С.Л. Рубинштейна за цикл научных работ по психологии способностей (1996), действительный член ряда отраслевых Академий. Автор множества статей, учебных пособий и монографий.

    Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное – возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.

    3.1. Понятие о способностях

    Труды В.Д. Шадрикова в области изучения психологии способностей являются в отечественной науке основополагающими и высоко компетентными, своего рода классикой. Одним из первых В.Д. Шадриков заявил о духовных способностях как о предмете научного познания.

    В данной главе приводим частичный текст известных учебных пособий В.Д. Шадрикова «»Психология деятельности и способности человека» и «Духовные способности» как выражение определённой авторской позиции.

    Категория «способности» относится к основным категориям психологии. Аристотель выделял 10 основных категорий, под которые попадало все, что подлежит осмыслению: субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. В качестве наиболее общих выделяют три категории: вещь, свойство (или качество) вещи, отношение одной вещи к другой . Следовательно, способность может рассматриваться или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение одной вещи к другой. Мы нередко сталкиваемся с выражениями типа: алмаз способен резать стекло; атом способен делиться; зеленый лист способен усваивать солнечную энергию; клетка способна переходить из состояния покоя в состояние активности; мозг способен отражать объективно существующий мир и т.д.

    Из приведенного следует, что понятие «способности» относят не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящейся на разных ступенях эволюционного развития.

    Анализ использования понятия «способности» показывает, что оно применяется как категория свойства (качества) вещи. Способности тождественны не к любому свойству вещи, а такому, которое дает ее функциональную характеристику. Способности можно определить как свойство или совокупность свойств (качеств) вещи, системы, проявляющихся в процессе функционирования; допустимо сказать, что это функциональные свойства вещи, обусловливающие эффективность реализации вещью некоторой функции. Способности (свойства вещи) проявляются во взаимодействии вещей, функционировании систем.

    Способности как свойства объектов определяются структурой объектов и свойствами элементов этой структуры. По отношению к структуре свойства объектов выступают как качества. Любое свойство проявляется в единстве качества и количества, имеет меру выраженности. Следовательно, способности также должны иметь меру выраженности, конкретную по отношению к каждому свойству, к другим вещам и способу проявления.

    Обратимся к свойствам особым образом организованной материи (головной мозг, нервная система), т.е. к психическим способностям, реализующим функции отражения объективно существующего мира и регуляции поведения. Это способности ощущать, мыслить, чувствовать и т.д. В настоящее время еще не совсем ясно, как они проявляются, каков механизм их развития и функционирования. Однако ученые интенсивно работают над решением данного вопроса, и сейчас многое можно объяснить, опираясь на экспериментальные факты.

    Современные научные данные позволяют представить мозг как суперсистему, которая формируется из отдельных функциональных систем, реализующих определенные психологические функции. Функциональные системы специализированы вследствие своего строения и свойств элементов, из которых они сформированы. Они обладают способностью (свойством), благодаря которой в психическом процессе человек ощущает, мыслит, чувствует, действует, запоминает и т.д.

    Продуктивно определить способности как особенности можно только по отношению их к единичному и всеобщему. Всеобщим (общим) для каждой способности, очевидно, является свойство, на основе которого реализуется конкретная функция. Каждое свойство представляет собой сущностную характеристику функциональной системы.

    В науке различают два вида свойств: те, которые не обладают интенсивностью и поэтому не могут её менять, и те, которые обладают интенсивностью, т.е. могут быть больше или меньше. Гуманитарные науки имеют дело главным образом со свойствами первого вида, естественные – со свойствами второго вида. Психические функции характеризуются свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой выраженности. Это позволяет определить способности с позиции единичного (отдельного, индивидуального). Мы должны рассмотреть, как то или иное свойство выражено у конкретного индивида. Единичное будет представлено мерой выраженности свойства; мера – следствие диалектического единства качественного и количественного проявлений свойства.

    Таким образом, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. При оценке индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике любой деятельности: производительность, качество и надежность (в плане рассматриваемой психической функции).

    Если функциональные системы, свойствами которых являются способности, представляют собой подсистемы единого целого – мозга, то в качестве элементов функциональных систем выступают отдельные нейроны или нейронные цепи (нейронные модули), которые в значительной мере специализированы в соответствии с назначением конкретной функциональной системы. Именно свойства нейронов и нейронных модулей целесообразно определить как специальные задатки. Вместе с тем, как показали исследования, активность, работоспособность, непроизвольная и произвольная регуляция, мнемические способности и т.д. зависят от свойств нервной системы, а вербальные и невербальные способности во многом определяются взаимодействием и специализацией полушарий головного мозга. Общие свойства нервной системы, специфику организации головного мозга, проявляющиеся в продуктивности психической деятельности, относят к общим задаткам.

    Итак, способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые – свойствами функциональных систем, вторые – свойствами компонентов этих систем. Поэтому можно говорить только о развитии этих вещей, которым присущи данные свойства. С развитием системы изменяются и её свойства, определяющиеся как элементами, так и их связями. Свойства функциональных систем (способности) – системные качества. При этом в свойствах системы могут проявляться и проявляются свойства составляющих ее элементов (специальные задатки). Помимо этого, на продуктивность психической деятельности влияют свойства суб- и суперсистем, которые обозначают как общие задатки. Общие и специальные задатки в свою очередь также могут интерпретироваться как системные качества, если мы будем изучать элементы системы, свойствами которых они являются .

    Существует и другое понимание задатков: их можно рассматривать в качестве генетических программ, определяющих развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида, однако в таком контексте задатки перестают быть предметом изучения психологии. Рассматривая проблемы развития способностей, в этом случае мы также не можем сказать, что способности формируются на основе задатков, ибо развиваться будут функциональные системы, а задатки вместе со средой будут управлять этим процессом. Способности будут выступать как свойства функциональных систем.

    Понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, позволяет указать место способностей в структуре психики. Как правило, при определении психики рассматриваются три аспекта: свойства высокоорганизованной материи – мозга, способные отражать объективный мир, субъективный образ объективного мира и переживания. Сравнивая определения психики и способностей, мы видим, что именно способности реализуют функцию отражения и преобразования действительности в практической и идеальной формах. Способности – одно из базовых качеств психики наряду с содержательной стороной, включающей знания об объективном мире и переживания. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям. Одновременно способности характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции. Таким образом, способности находят свое место в структуре психики, конкретизируя общее понятие психики как свойства мозга отражать объективный мир, дифференцируя это свойство на конкретные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности, придавая ему действенный характер, ибо мера индивидуальной выраженности способности проявляется в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. Способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.

    В обычной жизни способности выступают для нас, прежде всего, как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности, особенно в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, имеют индивидуально своеобразное выражение. Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развитияприводит к необходимости рассмотрения структуры способностей .

    Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической деятельности всегда выражается его отношение к явлениям и предметам действительности, к товарищам, к коллективу, к своим обязанностям, к самому себе. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения. Внешние условия, в которых находится человек, процесс социализации и определяют формирование черт его характера.

    Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных черт человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении.

    Воздействия внешнего мира, определяя поведение человека, отражаются в сложившихся у конкретного человека взглядах, убеждениях, мировоззрении, соответствующим образом трансформируясь. Поэтому формирование убеждений, идеалов, мировоззрения, различных знаний является одним из основных условий формирования характера. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.

    Для формирования характера важной предпосылкой является развитие мотивационно потребностной сферы. С. Л. Рубинштейн писал, что мотивы, побуждающие поведение, закрепляются в поступке и становятся чертой характера.

    С проявлением и становлением характера связаны эмоции. Как отмечает В. Д. Шадриков, переживания организуют весь внутренний мир и определяют формы поведения, которые, так же как и мотивы, приобретают устойчивость и превращаются в черту характера .

    Если темперамент определяет динамическую сторону поведения, то характер содержательную.

    15.2. Основные черты характера

    В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях. Характер возникает и формируется в обществе. Типические черты общества проявляются в характере каждого человека по разному, в зависимости от его интересов, способностей, чувств, мотивов, то есть тех «внутренних условий» (по С. Л. Рубинштейну), через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности.

    Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое, как и любое другое целое, состоит из определенных частей, компонентов, звеньев.

    Фундамент структуры характера составляют черты характера. Различают несколько групп или видов черт характера. Одни из них выражают моральную направленность личности, то есть отношение к обществу, коллективу, к товарищам, к самому себе. Другие являются выражением особенностей воли человека.

    Отношение человека к другим людям выражают такие черты характера, как коллективизм, гуманность, чуткость, искренность и правдивость.

    Гуманность – черта характера, выражающая сердечное отношение к человеку. Гуманное отношение означает любовь к человеку, душевность и доброжелательное отношение в обращении с людьми.

    Тесно связана с гуманностью чуткость. Чуткость есть выражение гуманности. Чуткость означает внимательное отношение к человеку, уважение к нему, сочувствие его переживаниям, стремлениям.

    Противоположными чертами коллективизма и гуманности являются такие отрицательные черты характера, как индивидуализм и эгоизм.

    Трудолюбием называют черту характера, проявляющуюся в желании и стремлении человека трудиться. В труде человек испытывает чувство радости, чувство морального удовлетворения. Радость от процесса труда и его результатов, удовлетворение от общественной оценки труда у конкретного человека служат необходимыми факторами в формировании у него потребности трудиться.

    Важной чертой характера, выражающей отношение человека к результатам своей работы и к труду других людей, является бережливость. Бережливый человек сознает, что каждая вещь создается трудовыми усилиями многих людей и надо бережно относиться ко всему, что создали ум и руки человека.

    Отрицательное отношение к труду выражается в таких отрицательных чертах характера, как лень, небрежность, косность.

    Находясь в общественных отношениях с другими людьми, каждый человек осознает себя как личность и определенным образом относится к себе, к своему поведению, к своим поступкам. Закрепляясь в практике, это определенное отношение к самому себе переходит в черту характера. Основные черты характера, выражающие отношение к своей личности, – это скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства.

    В противоположность скромности иногда можно наблюдать такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, высокомерие, выражающие преувеличенное самомнение.

    К волевым чертам характера относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка.

    Все перечисленные черты личности и ряд других, объединяясь и взаимно обуславливаясь, составляют единое целое – характер. Полнота, цельность, конкретная определенность характера зависят от сочетания различных черт характера,

    Характер является прижизненным образованием. Основную роль в формировании характера у ребенка играет его общение с окружающими людьми. Стиль общения и способы взаимодействия с ребенком являются важными для становления характера. С раннего детства ребенок усваивает формы поведения в семье. С расширением круга общения в условиях обучения и воспитания закладываются новые черты характера. В подростковом и юношеском возрасте появляется работа над собой – самовоспитание. Эффективным средством формирования характера является деятельность.

    Структура характера динамична, качественно перестраиваясь на протяжении всей жизни личности, но некоторые черты характера, за которыми стоят доминирующие мотивы, сохраняются на долгие годы.
    Вопросы и задания:

    1. Что такое характер?

    2. Как связаны мотивация и характер?

    3. Что влияет на формирование характера?

    4. Каковы основные черты характера?

    5. Опишите черты характера, в которых проявляется отношение человека к другим людям.

    6. Каковы особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте?
    Рекомендуемая литература:

    1. Гиппенрейтер Ю. Б . Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2006.

    2. Ильин Е. П . Психология индивидуальных различий. – С. Пб., 2004.

    3. Маклаков А. Г . Общая психология. – С. Пб., 2008.

    4. Орлов Ю. М . Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987.

    5. Рубинштейн С. Л . Основы общей психологии. – С. Пб., 2000.

    6. Шадриков В. Д . Мир внутренней жизни человека. – М., 2006.

    Глава 16

    Способности

    16.1. Общее понятие о способностях

    Успешная деятельность человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей.

    Под способностями понимают те психические свойства, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Б. М. Теплов выделил три признака способностей:

    – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого

    – это те из них, от которых зависит успешность деятельности

    – способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но могут объяснить легкость их приобретения.

    Когда мы говорим о способностях, то всегда имеем в виду способности к чему либо определенному – к математике, литературе, изобразительному искусству, музыке, конструированию и т. п. Любая способность есть способность к какой либо деятельности. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются в большинстве видов человеческой деятельности. Таким образом, способности человека подразделяются на специальные и общие.

    Специальные способности – это способности, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические способности и другие).

    Общими называются такие способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека, например интеллектуальные способности, проявляющиеся в сообразительности и находчивости, быстром и глубоком запоминании материала, быстром переключении внимания, критичности и самостоятельности ума и другие.

    Специальные способности, ввиду специфических особенностей конкретной деятельности, характеризуются определенными, присущими только данному виду способностей чертами.

    До настоящего времени существуют различные точки зрения на природу способностей. Одним из самых распространенных является утверждение о врожденности способностей. Но есть и другая точка зрения. Отечественная психология признает, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде . Они не являются врожденными свойствами человека, не передаются по наследству.

    Человек рождается с задатками (природными предпосылками развития способностей), которые представляют собой врожденные анатомо физиологические особенности организма.

    Большое значение имеют особенности нервной системы, особенности структуры мозга. Эти особенности оказывают влияние на развитие других задатков и в дальнейшем на развитие способностей к любому виду деятельности.

    Для успешного развития способностей к конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки. Например, для художника очень важны свойства зрительного анализатора (точное определение пропорций, цвета и так далее), хорошая зрительная память. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, только при этом условии возможно развитие способностей.

    Задатки являются той основой, без которой немыслимо развитие способностей. Но способности могут формироваться только при наличии благоприятных условий. Таким образом, решающим фактором в формировании и развитии способностей является общественная среда, деятельность.

    Понятно, что различные условия жизни, различная трудовая деятельность способствуют более интенсивному развитию одних, соответствующих данным условиям жизни, специфике конкретной трудовой деятельности, способностей человека и, наоборот, тормозят или вообще не дают возможности развиваться другим способностям.

    Развитие способностей органически связано с овладением конкретной личностью накопленной в результате исторического развития человечества материальной и духовной культурой, знаниями.

    Развитие способностей возможно только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений и навыков. И не случайно о способностях судят прежде всего по уровню владения знаниями, умениями. Однако способности и знания, умения – не одно и то же. Тесная, неразрывная связь между способностями и знаниями, умениями человека проявляется в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений, в то время как наличие способностей содействует быстрейшему и сравнительно легкому овладению знаниями и умениями.

    16.2. Концепция способностей В. Д. Шадрикова

    Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

    В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

    Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

    Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

    В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.

    День рождения 18 ноября 1939

    советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии

    Биография

    Родился 18 ноября 1939 года в городе Рыбинске Ярославской области.

    Закончил в 1962 году Физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского (ЯГПИ) по специальности «преподаватель математики и физики». В 1962-1965 годах преподаватель, директор средней школы в посёлке городского типа Эвенск Магаданской области. В 1965-1968 годах закончил аспирантуру кафедры психологии ЯГПИ; кандидатская диссертация на тему «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору».

    С 1965 года преподаватель кафедры психологии ЯГПИ, доцент (1970). Участвовал в 1970-х годах в создании Факультета психологии открытого Ярославского государственного университета (ЯрГУ). В 1971-1982 годах был его деканом и заведующим кафедрой психологии труда и инженерной психологии. В 1976-1982 годах проректор ЯрГУ по учебной работе. В 1977 году защитил докторскую диссертацию «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982-1985 годах ректор ЯГПИ.

    В 1985-1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988-1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993-1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996-1998 годах первый заместитель министра, в 1998-2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года - министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995-1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999-2001) при Президенте России.

    Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

    С 2001 года профессор кафедры общей психологии и научный руководитель Факультета психологии Высшей школы экономики. Преподаёт также на Факультете начальных классов Московского педагогического государственного университета. Член редакционных советов журналов «Психологический журнал», «Экспериментальная психология».

    Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989-1990). Действительный член АПН СССР - РАО (с 1990).

    Изучает системогенез профессиональной деятельности, а также другие аспекты психологии профессионального обучения; способности индивида.

    Женат, имеет сына.

    Труды

    • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.
    • Философия образования и образовательные политики. - М., 1994.
    • Психологическая деятельность и способности человека. - М., 1996.
    • Способности человека. - М. - Воронеж, 1997.
    • Происхождение человечности. - М., 2001.
    • Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. - М., 2002.

    Награды

    • Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ, 2001); орден Почёта за разработку Государственных стандартов высшего профессионального образования (2002).
    • Медали им. Н. К. Крупской (1989); К. Д. Ушинского (1989); А. С. Макаренко (1990).
    • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1998).
    • Премия им. С. Л. Рубинштейна за цикл работ по психологии способностей (1996) и премия Президента РФ в области образования за комплекс работ «Отечественное направление в психологии творчества и одарённости» (1999).
    В.Д. Шадриков

    Профессиональные способности

    В.Д. Шадриков

    Профессиональные способности

    Москва, 2010

    Книга подготовлена на основе исследований, выполненных при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта № 09-01-0044 «Психология профессиональных способностей»
    Рецензенты:

    Ю.П. Поваренков , доктор психологических наук, профессор,

    Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор

    Шадриков В.Д.

    Профессиональные способности


    Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы принципы изучения способностей, особенности профессионального тестирования и интерпретации полученных результатов.

    Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности». Показана связь профессиональных способностей с общими способностями. Рассмотрено место и значение способностей в системе деятельности, как ведущей детерминанты успешности. Даны примеры профессиографического описания деятельности и на этой основе раскрываются отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, показаны возможности разработки профессионального стандарта. Рассматривается развитие общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

    Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики, студентов и аспирантов высших учебных заведений при подготовке по психолого-педагогическим специальностям, практических работников, занимающихся профессиональным обучением, профотбором и профориентацией.
    © Шадриков В.Д., 2010

    Введение 8

    Глава 1. Идеологические и методологические проблемы изучения 11

    профессиональных способностей 11

    1.2. Методологические проблемы изучения способностей 14

    1.2.1. Принципы изучения способностей 15

    1.2.1.1. Принцип психофизического единства 15

    1.2.1.2. Принцип единства способностей и деятельности 15

    1.2.1.3. Принцип единства потенциальных и актуальных способностей 17

    1.2.1.4. Принцип единства способностей и переживания 18

    1.2.1.5. Принцип конкретности (индивидуальности) в анализе 19

    способностей 19

    1.2.1.7. Принцип единства способностей и условий деятельности 20

    1.2.2. Процедуры и методы изучения и диагностики профессиональных способностей 21

    1.2.2.1. Основные типы экспериментальных ситуаций (по Фрессу и Пиаже) 21

    1.2.2.2. Изучение и тестирование способностей 24

    1.2.2.3. Особенности профессионального тестирования 26

    1.2.2.4. Интерпретация результатов тестирования 26

    1.2.3. Системный подход и теоретические проблемы раскрытия понятия «способности» 29

    1.2.3.1. Возможности головного мозга человека 30

    2.2. Теоретические взгляды на способности в работах 44

    отечественных психологов 44

    2.2.1. Взгляды на способности в отечественной литературе XIX века 44

    2.2.2. Взгляды Л. С. Выготского на проблему развития 50

    высших психических функций 50

    2.2.3. Взгляды Б. М. Теплова на проблему способностей и одаренности 67

    2.2.4. Теоретические взгляды С. Л. Рубинштейна на проблему 82

    способностей и одаренности 82

    2.3. Теоретические взгляды на способности в работах 99

    зарубежных психологов 99

    2.5. Раннее проявление способностей 109

    2.6. Теория способностей В. Д. Шадрикова 110

    Глава 3. Профессиональные способности 120

    профессиональных способностей 122

    3.3. Профессиональные способности в системе 130

    детерминант успешности деятельности 130

    3.3.1. Субъект и субъектность деятельности 130

    3.3.2. Некоторые методологические проблемы индивидуальности 136

    3.3.3. Субъектность и ее экспериментальное изучение 144

    3.3.4. Рефлексия и рефлексивность 149

    3.3.5. Проявление профессиональных способностей в показателях 157

    успешности деятельности (производительность, качество и 157

    надежность) 157

    4.4. Европейская структура квалификаций (ЕСК) 208

    для образования в течение жизни 208

    Глава 5. Развитие способностей 214

    5.1. Общая характеристика развития. Определение понятий 214

    5.2. Детерминация развития 217

    5.3. Развитие способностей 228

    5.3.1. Развитие способностей субъекта учебной деятельности (ученика) 229

    5.6. Развитие способностей субъекта трудовой деятельности 261

    Заключение 268

    Предметный указатель 270

    Литература 274

    «… Когда мы были у вас, то завещали вам сие.