• Какие опасные игры в интернете. Чем опасен Интернет и компьютерные игры? Кто стоит за играми со смертью

    Игру Pokemon Go могут запретить в России. С таким предложением выступил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич. По его словам, "ловля покемонов" негативно сказывается на человеческой психике и создает ощущение вседозволенности. Компьютерные игры далеко не в первый раз вызывают резкую реакцию законодателей, и порой дело доходит до полноценного запрета. Итак, десять игр, которые по каким-либо причинам запрещали в разных странах мира.

    KZ Manager Millennium
    Где запретили: Германия

    Игра получила титул одной из "самых бесполезных" по версии журнала Imagine Games Network. Но это не главная причина запрета в Германии. В стране законодательно запрещено использовать вне научного контекста любые символы Третьего рейха, будь то свастика или изображения Адольфа Гитлера. Действие игры разворачивается в концлагере, где главный герой - надзиратель, и его задача - заставлять заключенных работать, используя репрессивные меры. Интересно, что, несмотря на запрет в Германии, большая часть версий игры существует на немецком языке.

    Mortal Kombat
    Где запретили: Германия, Южная Корея

    Настоящая классика и первая в истории игра с рейтингом "18+". Интересно, что изначально разработчики планировали сделать игру с участием Жан-Клода Ван Дама, но ограничились жанром "файтинг". Mortal Kombat часто критиковали и запрещали за сцены насилия, но тем не менее серия игр, насчитывающая уже 20 частей, остается одной из самых популярных в истории: по ее мотивам нарисованы комиксы, сняты фильмы, мультфильмы и сериалы.

    Grand Theft Auto
    Где запретили: Таиланд, Малайзия, ОАЭ, Бразилия

    Игровое пространство - нелинейная виртуальная реальность, где геймер может свободно перемещаться по городу и делать что угодно: угонять машины и вертолеты, грабить прохожих, использовать различные виды оружия. Именно поэтому в большинстве стран игра имеет рейтинг "только для взрослых". Однако в Бразилии нашли другой повод ограничить доступ к симулятору: в GTA Episodes from Liberty City без разрешения использовали музыку местного композитора. Вероятно, создатели одной из самых прибыльных видеоигр привыкли к тому, что многие звёзды Голливуда добровольно озвучивали персонажей.

    The Pokémon Trading Card Game
    Где запретили: Саудовская Аравия

    Карточная игра про покемонов получила благосклонные оценки критиков в разных странах мира, хоть ее и называли несколько скучной. Задача геймера - перемещаться по игровому пространству, вызывать персонажей на карточный поединок и собирать различные значки. Но главный муфтий Саудовской Аравии увидел в игре пропаганду сионизма. Как заявил религиозный лидер королевства, один из символов в картах напоминает Звезду Давида. А кресты и треугольники, отметил муфтий, обозначают символы христианства и масонства соответственно. В итоге к его мнению прислушались и игру про покемонов запретили на законодательном уровне.

    Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure
    Где запретили: Австралия

    Главный герой игры - граффити-художник, который большую часть времени разрисовывает стены, вагоны и прицепы грузовиков. По сюжету, он использует стрит-арт как средство выражения протеста против ограничения свободы самовыражения. Однако запрет на такую деятельность наложили в реальности: инициатором стал генеральный прокурор Австралии Филип Раддок. По его мнению, игра пропагандирует вандализм: граффити в стране запрещено. У этого решения были противники, которые ссылались на разрешение местных властей играть в уличные гонки и другие игры про граффити, однако цензоры остались непреклонны.

    Postal
    Где запретили: Новая Зеландия, Австралия, Малайзия, Германия

    На обложке этой игры в жанре "шутер" создатели с гордостью писали "запрещена в 13 странах мира". В симуляторе массовых убийств, по мнению законодателей, пропагандируются наркотики и циничное отношение к религиям и различным меньшинствам. В некоторых странах доступ к игре ограничили возрастным цензом. Как уверяют создатели игры, практически любое задание, будь то обналичивание чека или поход в прачечную, можно пройти мирным путём, не прибегая к насилию и незаконным действиям. Но геймеры предпочитают использовать другие возможности игры.

    Bully
    Где запретили: Бразилия

    По версии портала Yahoo! Games, Bully входит в десятку самых противоречивых компьютерных игр всех времён. Действие разворачивается в учебном заведении. Подросток Джимми должен отстоять себя среди школьных группировок, таких как "ботаны", "хулиганы", "мажоры", "качки" и т.д. Для этого главный герой может использовать рогатки, баллончики с краской, скейтборды и петарды. А кроме того, подросток может целовать ровесников любого пола. В Бразилии игру посчитали пропагандой насилия среди несовершеннолетних и ввели денежный штраф в тысячу долларов за ее распространение.

    Tom Clancy"s Ghost Recon Advanced Warfighter 2
    Где запретили: Мексиканский штат Чиуауа

    Главный герой отправляется на север Мексики, чтобы урегулировать конфликт между мексиканскими повстанцами, военными и армией США. По сценарию, в Мехико убивают премьер-министра Канады, под угрозой оказывается жизнь президента США, а власть в республике переходит в руки вооруженных повстанцев. Игра вызвала возмущение в мексиканском штате Чиуауа. Власти региона посчитали ее угрозой туристическому бизнесу. По их мнению, пейзажи, где проходят игровые действия, напоминают северный штат, что оскорбило местных жителей. Примечательно, что игра находится в свободном доступе на всей остальной территории Мексики.

    EA Sports MMA
    Где запретили: Дания

    Игру анонсировали как первый трейлер битвы Федора Емельяненко и Бретта Роджерса. Она сразу стала популярной среди поклонников боев без правил. В распоряжении виртуальных бойцов разного рода приемы защиты и нападения, практически из всех видов боевых искусств. Неожиданной новостью стал запрет EA Sports MMA в Дании. Местные власти обнаружили, что в игре содержится реклама энергетиков, которая незаконна в стране. Создатели игры заявили, что их симулятор максимально соответствует реальности, и отказались вырезать сцены с напитками, поэтому датские геймеры остались без популярной игры.

    Company of Heroes 2
    Где запретили: Россия

    Нетривиальная история запрета игры: ограничить доступ попросили сами пользователи. Сценарий стратегии вызвал возмущение у российских геймеров: по сюжету, советские солдаты должны были убивать друг друга при отступлении, сжигать дома своих соотечественников и расстреливать польских партизан. Сразу после релиза геймеры подписали петицию о запрете игры. Издателю стратегии пришлось прекратить продажи на территории стран СНГ.

    В конце октября интернет-сообщества «ВКонтакте», пропагандирующие смерть и суициды, запустили игру. Её суть, по выражениям создателей — «Самопознание через самоуничтожение».

    Руководители этих сообществ даже определили даты «выпиливания» подростков (так на сленге в этих группах называется уход из жизни). О смертельных датах общественность предупредил Центр спасения детей от киберпреступлений. Они же назвали и ближайшие даты предполагаемых самоубийств — 17 и 23 ноября.

    Как удалось выяснить корреспондентам Myslo, эти даты не случайны. 23 ноября 2015 года покончила с собой 16-летняя Рина Паленкова из Уссурийска. Её тело нашли на железнодорожных путях.

    Перед смертью девочка выложила в сеть фото со словами «ня.пока». Вот уже год Рина — кумир подростков, решивших свести счёты с жизнью. Они ставят на аватарки ее фото, восхищаются ею и ее поступком.

    14 ноября 2016 года еще одно происшествие случилось в Псковской области. 15-летние парень и девушка заперлись в доме с оружием.

    Обстреляли машину полицейских, а после покончили жизнь самоубийством. Все происходящее подростки снимали на камеру мобильного телефона и транслировали в интернет. После их самоубийства в группах смерти их тут же окрестили «современными Бонни и Клайд» и возвели в ранг кумиров.

    Смертельный квест

    О том, что в социальных сетях живут и процветают группы, пропагандирующие суицид, журналисты из разных городов России писали уже не раз. Однако в октябре руководители опасного движения вновь активизировались. Корреспонденты Myslo провели собственное расследование. И от увиденного пришли в ужас.

    В сообществах активно публикуют пропагандирующие самоубийства картинки, записи и видео, запечатлевшие суицид. Администраторы групп напрямую обещают участникам: смерть решит все проблемы разом. Страшно, но подростки легко покупаются на такую рекламу. Для привлечения внимания руководители смертельных сообществ запустили таинственную игру со строгими правилами. Не выполняешь их — вылетаешь из группы.

    Попасть в «игру» просто, достаточно опубликовать на стене незамысловатое стихотворение. Мы приведем отрывок текста «Хочу в игру. Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию…». Полный текст Myslo не публикует из этических соображений. Запись снабжается определенными хештегами (ключевыми словами), по ним-то руководители сообществ и ищут «своих» в интернет-пространстве.

    В сленге у игроков слова «Тихий Дом», «терминал», «Истина». Их значение для непосвященных непонятно. Кроме того, продвинутые игроки общаются на иврите и шифрами, разгадать которые стандартные дешифровщики не в силах. Мы приведем некоторые фразы из зашифрованных публикаций: «Почему вы живете? Смерть бесконечна. Зачем жить, когда вы можете умереть».

    «Я твой проводник»

    Чтобы понять, как действуют организаторы страшных игр, я, корреспондент Myslo Оксана Косякова решила «ловить на живца» и создала фейковую страницу в социальной сети «ВКонтакте». На странице — все атрибуты разочаровавшегося в жизни подростка — членство в суицидальных сообществах, кит на аватарке (животное в последнее время стало символом суицида, потому что киты часто выбрасываются на берег перед смертью).

    Я отметилась в нескольких группах, оставила посты в обсуждениях о наборе игроков, поинтересовалась у «бывалых», как играть. На что тут же получила ответ «Режешь себя? Фотку». Мы прислали фотографию шрамированной руки. Это и оказалось пропуском. «Тебе напишут скоро», — получили мы в ответ.

    «Здравствуй. Я твой проводник. Ты звала меня?» - написала нам в личных сообщения некая Александра Ледкова.

    Страница явно ненастоящая — ни одной реальной фотографии, на стене записи на языке «гуджарати» — одном из 23 официальных языков Индии.

    В переписке проводник интересовался, почему я хочу ИГРАТЬ. И после придуманной мною печальной истории о несчастной любви и непонимании в семье снова потребовал фото шрамов. Я попала в точку!

    Организаторы игры собирают именно таких разочаровавшихся в жизни подростков.

    Они не говорят напрямую о суициде, но всё и так понятно — они предлагают избавить тебя от проблем.

    Я получила новое задание: вырезать на теле слово «Мэй», что означает свобода. Порезы проводник просил сделать более глубокими. Я прислала фото, но этого оказалось мало. «Сильнее», — получила в ответ.

    Все фотографии мы, конечно, делали не в реальности — подделали картинки в фоторедакторе. Для входа в игру нужно нанести себе серьезные увечья. Но к чему привели бы такие задания подростка, оставшегося один на один с проблемами? Тех, кто проходят испытание до конца, готовят к суициду...

    Тульские подростки в зоне риска

    В манящую подростков игру захотели поиграть уже как минимум семь тульских школьников. На них корреспонденты Myslo вышли только потому, что те указали место своего рождения в соцсетях.

    Сколько еще подростков из нашего региона в данный момент обдумывают свой суицид, страшно представить. Отследить это практически невозможно.

    После волны призывов к игре и заявлении общественников о готовящихся самоубийствах Роскомнадзор закрыл в сети неугодные группы. Но проблему это не решило. Сообщества со страшными постами и фото множатся с огромной скоростью. Подростки вступают в них снова и снова. Обсуждения с избранными переходят в личные сообщения. О чем там общаются, знают только двое.

    Чтобы войти в некоторые группы, придется пройти целый квест, выполнить задание, направленное на самоповреждение, составить видеообращение. Организаторы прекрасно понимают, что за ними ведется охота, поэтому не допускают взрослых к игре.

    На связь школьники выходят в основном ночью, чтобы родители ни о чем не догадались.

    Но все эти условности только в реальности. На своих страницах в соцсетях школьники не стесняются публиковать оправдывающие самоубийство картинки, видео и стихи. Видимо, считают: здесь полностью их территория. В группах они делятся соображениями, как покончить с собой безболезненно и где это лучше сделать. Присылают свои фото с крыш и железных дорог.

    «Я умру на твоих глазах», - пишет у себя на странице туляк Андрей. Под постом леденящий душу комментарий: «Жду *-*». Страница комментатора удалена и больше не существует.

    Заходим на страницу еще одной тульской школьницы. Девочка пишет:

    «Ни к кому нельзя привязываться. Уходят все. Кто-то к другим, а кто-то на небеса». И снова комментарий — картинка с летящим с высотки человеком.

    Кто стоит за играми со смертью?

    На эти вопросы сейчас пытаются ответить следователи из разных уголков России. На базе Следственного комитета РФ создана специальная рабочая группа. Но пока работа продвигается крайне медленно. Правоохранителям сложно противостоять новому виду онлайн-преступлений.

    15 ноября в деле наметился серьезный поворот. СКР сообщил, что полицией задержан один из администраторов группы смерти - Филипп Лис.

    Как стало известно Myslo, задержать парня удалось после попытки совершения самоубийства одним из подростков в Санкт-Петербурге. Мальчик выжил и дал показания о постоянном воздействии на него со стороны администратора интернет-сообщества.

    Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013 по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей. Как установили следователи, доступ к этим группам был строго ограничен и, сродни членству в закрытом клубе, осуществлялся на усмотрение администратора сообщества. На следующем этапе новоиспеченные участники должны были пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых прогрессировал рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти, суицида, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.

    В подтверждение своих «успехов» ребята направляли администраторам группы, пользующимся непререкаемым авторитетом, рисунки, тексты, фотографии порезов и тому подобное.

    Стоит отметить, что последовательному воздействию на детей способствовала четко выверенная с психоэмоциональной точки зрения тактика, ведь выполнение некоторых заданий происходило глубокой ночью, что приводило к систематическому недосыпанию и, как следствие, ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее.

    В результате ребенок, вступивший в группу для участия в увлекательной игре и исполнения занимательных и, на первый взгляд, невинных заданий, попадал в сильнейшую психологическую ловушку.

    Смерть пропагандировалась как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций, культивировались депрессивные психологические состояния, применение насилия в отношении себя и окружающих, а незыблемые человеческие ценности — семья, друзья, образование — критиковались, высмеивались и обесценивались. Балансируя на грани между виртуальной и реальной действительностью, дети проецировали происходящее на экране в собственную жизнь, воспринимая его как нечто естественное, обыденное, нормальное, в то время как руководители групп крепко держали руку на пульсе, вынуждая ребят выполнять все более изощренные задания.

    На данный момент следователями ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу установлено 15 потерпевших — несовершеннолетних, состоявших в «группах смерти» и совершивших суициды в различных субъектах Российской Федерации. Самоубийства еще пятерых ребят не состоялись.

    Следователи проводят серию обысков в 10 регионах России, в том числе в Тульской области. Изымаются электронные носители, допрашиваются свидетели и потерпевшие.

    Только благодаря показаниям выживших детей у следователей появились основания для задержания. Дело в том, что доказать причастность групп к детским суицидам непросто. В статье «Доведение до самоубийства» написано, что основанием для привлечения по ней являются «угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего». Посты в группах смерти не подходят ни под одно определение.

    В Туле уже известны печальные случаи воздействия смертельных групп на подростков. 3 апреля две

    Их тела нашли на стройплощадке одного из долгостроев. Рядом с ними — предсмертная записка в стиле рэп, на их страницах в соцсетях сообщения о готовящемся самоубийстве и подписки на смертельные сообщества. В СУ СК РФ по Тульской области возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства».

    Следователи выяснили: девочки не вступали в переписки, но активно сидели в группах, рассказывающих о суициде. И уже этого хватило, чтобы школьницы сделали решительный шаг.

    Андрей Титов

    Данных о том, что кто-то из администраторов групп в социальных сетях или сайтов общался лично с погибшими девочками и склонял их к суициду, у следствия нет. Есть сведения, что они сами были подписаны на новости в этих группах и регулярно видели информацию, которая в них размещалась. Тем не менее расследование уголовного дела продолжается, — говорит заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тульской области Андрей Титов.

    Корреспондентам Myslo стало известно, что проведенная посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза установила: информация из интернета повлияла на психику подростков. А сам суицид рассматривался девочками как позитивный выход из ситуации, который позволит им оказаться в другой реальности. Однако на поступок девочек толкнул не только интернет, но и окружающие их проблемы — непонимание в семье и непринятие со стороны сверстников.

    Девчонки много обсуждали между собой предстоящий поступок. А также, по словам их знакомых, одна из девочек даже резала руки за некоторое время до трагедии. Могло ли это быть такой же «проходкой» в сообщества или игру? Теперь ответа на этот вопрос не найти.

    Как оградить ребенка от вредной информации?

    1 ноября в Туле состоялась . В город приехала уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Она рассказала, что о несовершенствах Уголовного кодекса уже известно. И на федеральном уровне борются с недоработками.


    Анна Кузнецова

    К сожалению, о группах, пропагандирующих суицид, мы узнали, только когда стали разбираться в причинах уже случившихся трагедий. Мы предлагаем внести изменения в статью уголовного кодекса «Доведение до самоубийства», чтобы охватить и виртуальную реальность. Мы работаем над этим. В скором времени будут проведены встречи с руководителями социальных сетей. Мы понимаем, что нельзя откладывать это на завтра, нужно действовать сегодня.

    Омбудсмена поддержала и тульская коллега уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова.

    Наталия Зыкова

    Для жизни наших детей, которые, к сожалению, много времени проводят в интернете, эти группы несут огромную угрозу. Одни сообщества закрываются, открываются следующие. Многие из них зарегистрированы за рубежом, бороться с ними достаточно сложно.

    А председатель координационного совета, уполномоченный по правам ребенка ЦФО Ольга Копышенкова согласилась, что для борьбы с опасными сайтами нужны конструктивные методы.

    Ольга Копышенкова

    К сожалению, дети в школе и социальных сетях ведут себя по-разному. Истинное их лицо и душевные качества открываются именно в соцсетях. Наша задача — сделать так, чтобы дети не были безнадзорными в этом опасном информационном мире. Мы постараемся сделать всё, чтобы спасти наших детей. Процедура закрытия сайта на данный момент очень сложна. Единственный орган, который может закрыть сайт, — это Роскомнадзор. Если взять опыт регионов в ЦФО, то в среднем 50 сайтов в год закрывается именно с помощью работы уполномоченного и детских общественных советов. Нужны новые конструктивные методы на государственном уровне.

    Как поступать, чтобы избежать таких проблем в будущем, рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Лидия Матвеева. Она считает: чтобы решить проблему, нужно создавать новых русских героев, примеры для современной молодежи.


    Лидия Матвеева

    Объективная реальность, до которой мы с вами дожили, была, естественно, предсказана во всех сакральных текстах. Соблазн пришел как сетевая коммуникация. Можно ли спасти наших детей от информационных драконов? Можно, если начать процесс спасения как можно раньше. У детей до семи лет голос совести еще отчетливо слышен. Необходимо работать с детьми таким образом, чтобы не «Маша и медведь» формировали образ хорошего ребенка, а другой медийный контент. Не Гарри Поттер, а наш человек, который добивается успеха. Необходимо создание для детей нового героического и мифологического эпоса, где было бы восхищение мужеством и доблестью мужчины и преклонение перед тайнами женской красоты.

    Сработают ли такие советы на практике? Странно думать, что пропаганда новых русских героев для детей заменит им теплую обстановку в семье. Поэтому все спикеры конференции сошлись во мнении, что многое зависит именно от того, что дети и подростки видят и чувствуют дома. Именно родители должны стать главными помощниками в решении всех подростковых проблем.

    От редакции

    Myslo много раз поднимал тему детских суицидов. Очередная публикация — не инструмент для наведения паники, а призыв для родителей.

    Борьба с организаторами суицидальных сообществ ведется на федеральном уровне. Но отследить каждого ребенка нереально. Это могут только родители.

    По словам окружения уже совершивших суицид подростков, дома дети обычно себя ничем не выдают, неплохо успевают в школе, ведут себя как обычно, но открывают волю чувствам только в социальных сетях.

    Обратите внимание, если в друзьях у подростков есть странички с фамилиями Холод, Рейх, Лис - чаще всего за такими псевдонимами скрываются участники групп смерти. Насторожитесь, если увидите ключевые слова #f57 #f58 или #морекитов и #тихийдом. Депрессивные публикации подростка — повод обратиться за квалифицированной помощью психолога.

    Никто не призывает к тому, чтобы вторгнуться в личную жизнь вашего ребенка-подростка, подсмотреть пароль, влезть под его никнеймом на страницу. Просто толика внимания к ребенку, его поведению, его проблемам и радостям!

    Практика показывает: счастливого ребенка к самоубийству через социальные сети не склонить.

    Но если в семье человек чувствует себя неуютно, если он думает, что не важен и не нужен, если его не принимают сверстники, если у него комплексы и проблемы, — жди беды. Не будьте равнодушными к своим детям!

    Все данные об опасных страницах есть в распоряжении редакции и могут быть переданы в правоохранительные органы по запросу. Информацию о тульских подростках, увлекающихся группами смерти, мы сразу же передали в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

    Запрещать нельзя!

    Когда по стране прокатилась первая волна суицидов, психологи и государственные деятели немедленно предложили запретить интернет. Это так по-русски! Советовали как минимум отбирать гаджеты у детей с вечера до утра либо вовсе разрешать пользоваться ими только под контролем родителей. Этого делать нельзя, считает Сергей Коваленко, руководитель интернет-проектов издательского дома «Слобода».

    Уверен, что нет никакой волны детских самоубийств, связанных со специальными группами «ВКонтакте». Эти группы не причина, а следствие. Так же в мои школьные годы ровесники резали руки под группу Cure и «Агату Кристи» и сочиняли стихи про смерть. Возраст нежный, поиграть в декаданс с единомышленниками — милое дело. А в эпоху социальных сетей это можно делать не выходя из дома. Значит ли это, что, отключив своего ребенка от интернета, вы спасете его? Сомневаюсь, для поколения 2000-х соцсети, наоборот, скорее, главное окно в жизнь.

    Будучи элементом культуры — как кино или книги — игры содержат в себе весьма важный фактор, которого иные выразительные средства лишены: высокую степень субъективного погружения. При прочтении книги читатель тоже вполне может ассоциировать себя с некоторым её персонажем (более того, авторы таких персонажей создают вполне осознано), однако он не может управлять персонажем в процессе повествования.

    В игре же игрок не просто может, он в некотором смысле обязан им управлять — игровая история просто не пойдёт дальше, если этого не делать. В сколь бы узкие рамки сюжет игры ни загонял бы игровой процесс, но человеческое восприятие так устроено, что даже минимальная причастность к управлению событиями (пусть даже на уровне «вовремя нажать на кнопку» или «выбрать один вариант из двух») многократно усиливает эффект отождествления. Там, где читатель пассивно следит за развитием событий, игроку кажется, что он их направляет. И в целом ряде случаев даже так и есть: действия игрока могут значительно изменить игровое положение вещей.

    Эффект этого столь радикален, что большинство игроков никогда не говорит «мой персонаж», они всегда скажут «я». Это я бежал, стрелял, покупал, говорил. Но в случае с книгой в Ленского стрелял однозначно Онегин, а никак не читатель.

    Ситуация при этом двояка. С одной стороны, игрок действительно решает сам, с другой стороны, сам он всё равно решает лишь отчасти, поскольку игра своими выразительными средствами подталкивает его к решению. Правильному решению. Правильному — с точки зрения создателей игры. Однако иллюзия того, что «я додумался до такого своим умом, меня никто не неволил», в этом случае столь сильна, что может обмануть даже бывалых.

    Одно дело прочитать о решении персонажа, и совсем другое — «принять» его от его лица. Здесь возможности для пропаганды просто огромны: игрок желает продолжить игру, и потому совершает то, чего от него хотели сценаристы. И таким образом не просто на словах соглашается с их установками, но на деле подтверждает своё согласие. Естественно, пропагандистское влияние в этом случае куда более сурово, чем от книг или фильмов.

    В качестве наглядного примера пропаганды, передаваемой через игры вышеописанным способом, мне вспоминается аддон к игре «Operation Flashpoint» (тут я не совсем помню, какой из, поскольку давно это было, но важно не столько название, сколько сам пример).

    Смысл сюжета в игре сводился к тому, что в конфликт в некоторой недавно ещё социалистической стране вмешивается Советский Союз. Один из советских военнослужащих (от лица которого и ведётся игра) сначала участвует в означенной войсковой операции, однако через несколько миссий переходит на сторону партизан и дальше воюет уже против советской армии. При этом в сюжете игроку как бы даётся выбор — он может перейти на сторону «защитников свободы» уже в первой миссии, а может упорно выполнять присягу, которую он, конечно, в реальном мире не давал, но по игровым условностям — видимо, да.

    По замыслу сценаристов игрок переметнётся к партизанам уже в конце первой миссии: с одной стороны ведь тоталитарный совок, а с другой — борцы за свободу, выбор, таким образом, очевиден. Но если уж вдруг попадётся кто-то упорный, то фиг с ним, пусть посопротивляется — дальнейший сюжет по-любому всё направит куда надо.

    Правда, этот, казалось бы, беспроигрышный вариант давал сбои: многие игроки (особенно родом из СССР) упорно не желали делать того, что им рекомендовали сценаристы. В общем случае можно было бы, разумеется, развить оба варианта сюжета до конца и позволить игроку дослужить весь положенный срок, не перемётываясь к врагу (или к другу — по версии авторов игры), но этого разработчики не сделали: при некотором небольшом количестве отказов игрока просто расстреливал без суда и следствия некий советский офицер (или даже генерал — я не помню). Расстреливал, что характерно, как раз при выбранном варианте, означавшем, что на сторону «борцов за свободу» солдат не переходит, а сохраняет верность присяге. Полный бред, да. Можно было бы хитрее.

    Но так зато получилось нагляднее в плане раскрытия описываемого в данной статье психологического эффекта: при наличии иллюзии свободы условия, задаваемые игрой, на самом деле весьма жёсткие.

    Если бы советская армия по игре творила бы полный беспредел — всё можно было бы списать на игровую условность. Моральные установки ведь никто не отменял, поэтому присяга присягой, но возмущение объективным беспределом могло бы её «перевесить». В игре же вместо этого подразумевалось, что переметнуться следует практически просто потому, что это — советская армия. Как может порядочный человек в ней состоять?

    Они тебя сами без причины укокошат или ты сам возмутишься их бесчинствам, но в любом случае ты будешь прав, если уйдёшь от них к нам. По всем человеческим понятиям прав. Никто же не осудит солдата гитлеровской армии за то, что он из неё сбежит и даже пойдёт после этого против неё сражаться, — не участвовать же ему в массовых убийствах гражданских, включая детей. Так вот, с советской армией всё так же. Ты сделал правильный выбор.

    Хотя на самом деле за тебя его сделали сценаристы. Бесчинства на самом деле творит не СССР, не советская армия, не коммунисты, не русские, а какие-то нарисованные ублюдки, которых тебе показали в игре. Просто сценаристы по собственному произволу назвали их «коммис», «совьетс» или «рашнс».

    Принимая решение — после созерцания ли нарисованных преступлений или потому, что иначе игра не продолжится, — ты машинально примерял произвол сценаристов на реальность. То, что они «коммис», — условность, но стрелял в них ты уже гораздо менее условно.

    Оружие было ненастоящим, но на кнопку всё равно нажимал ты. Это не значит, что ты ровно так же нажал бы и на спусковой крючок пистолета — нарисованный пистолет мозг без проблем отличает от настоящего. Но вот в идеологическом плане ты в этот момент как бы для себя принял, что реальные «коммис» отчасти именно такие, как показаны в игре. Это не абстрактные «синие» или «красные» и даже не абстрактные «русские» или «американцы», как две идентичные противоборствующие стороны в сетевом шутере. Нет, тут уже это те самые «рашнс», поскольку у этой игры есть сюжет. Ассоциации в этом случае у тебя всё-таки останутся.

    Если в какой-то компьютерной стратегии у «России» есть игровой национальный бонус «заваливание трупами», то и это ты тоже чуть-чуть запомнишь. Страна-то нарисованная, но название у неё — настоящее. Национальный бонус — как бы для оживляжа, но он накладывает отпечаток на игрока: тот, конечно, волен не пользоваться бонусом, но ведь бонус преимущества таки даёт, а потому «играя за Россию, надо заваливать врагов трупами», «зерг-раш — вот русский метод», «совьетс не жалеют ни чужих, ни своих».

    Тут, впрочем, надо оговориться: не следует воспринимать вышесказанное как указание на то, что создатели вообще каждой игры сознательно проталкивают определённую идеологию в широкие массы через своё творение. Как и в случае с фильмами, это далеко не всегда так. Авторы большинства произведений не состоят в спецслужбах и не контролируются ими. Однако даже в случае полного отсутствия контроля со стороны «сил зла», они всё равно выступают трансляторами собственного мировоззрения. Которое, в свою очередь, сформировано средой, в которой они живут. Если в этой среде есть антисоветизм, русофобия или что-то подобное, чисто статистически большинство авторов будут транслировать именно их, даже не отдавая себе в этом отчёта.

    Им мог никто не говорить напрямую: «в своей игре изображайте коммунизм строго в чёрных тонах!» — они это делают просто потому, что таково наиболее распространённое в их стране мнение. Сформированное в том числе целенаправленной пропагандой. Более того, они могут быть даже уверены, что «всегда сражались на стороне добра». Но они вот так видят обстоятельства: через призму былой холодной войны, антисоветской и русофобской пропаганды. Там — зло, поэтому мы наделим его характерными чертами зла, как мы его себе видим. Пусть совьетс расстреливают своих без причины. А ещё у них в Сибири живут бесчисленные орды отморозков, которых «рашн коммис» волной, не считая, гонят на пулемёты.

    Чисто машинально в целом ряде игр мы выступаем в роли этого самого «они же зла». Нам, нашей истории, нашей стране приписывают те черты, которых у нас никогда не было. И не только нашим — любым, которые находятся в некоторой оппозиции к родине авторов игры. Машинально ли, по чьему-то наущению ли, но в игровую концепцию закладываются некие представления о «не своих».

    За границей далеко не все люди — сволочи, поэтому многие разработчики пытаются «быть объективными». Но по причине того, что противостояние всё-таки присутствует, даже то, что казалось им добросовестной объективностью, будет немного смещено. Чуть-чуть в пользу их и чуть-чуть против пользы им чужих.

    Наложит ли это отпечаток на сознание? Безусловно. Не так, чтобы превратить русофила в русофоба, но наложит. Чуть-чуть. Но общее отношение складывается как раз и суммы таких «чуть-чуть» в самых разных сферах. Особую роль сыграют те сферы, где воздействие на сознание особо сильно́ — в частности, компьютерные игры.

    Некоторые, не исключено, подумают, что смысл данного текста в том, чтобы подвести читателя к мысли «иностранные компьютерные игры надо запретить», но нет. В настоящее время крайне вредно запрещать иностранную культуру. И одновременно с этим невозможно её запретить.

    Надо не её запретить, а свою усилить. В культурном поле, включающем в себя и компьютерные игры, должен быть паритет, а не абсолютное доминирование одной стороны над другой. Паритет позволяет, с одной стороны, предоставить годную альтернативу тому, что при доминировании заявляется без альтернатив, а с другой стороны, не вызвать у граждан впечатление «они от нас всё скрывают!». «Скрывают Правду!».

    Запретом такого паритета добиться невозможно — только наращиванием выпуска своего. Не лубочно-халтурного, а в современных формах выражающего взгляд на себя и на человечество в целом, на историю и на отношения между людьми.

    Популярность виртуальных игрушек делает их удобной средой для распространения скрытых месседжей. Одна из любимых тем пропагандистов - украинский Майдан.

    Развитие цифрового рынка сделало компьютерные игры такой же привычной средой распространения пропагандистских сюжетов и месседжей, как литература, кино, медиа и реклама. И хотя далеко не всегда можно доказать факт наличия пропаганды и установить ее заказчика, многие государства запрещают продажу определенных игр, обвиняя их разработчиков в разжигании религиозной и межнациональной розни, насилия, сексуальных извращениях и тому подобное. Геймеры и эксперты не согласны с этим, считая, что пропагандистский характер игры является субъективным вопросом.

    Военная пропаганда

    2002 года в Соединенных Штатах вышла компьютерная игра America"s Army, известная также как Army Game Project. Чтобы поощрить приток рекрутов в ряды вооруженных сил, преподаватель Американской военной академии полковник Кейси Вардински предложил использовать популярные среди молодежи компьютерные игры для пропаганды положительного имиджа армии.

    Перед боевыми действиями каждый игрок должен пройти специальную подготовку, имитирующий армейскую: он прыгает, ползает, стреляет, бросает гранаты и тому подобное. Этот проект развивался семь лет и был закрыт после выхода третьей части; он стал первым примером открытой государственной пропаганды в компьютерной игре.

    Доцент кафедры коммуникаций и журналистики в университете Бостона Майкл Боуч считает, что пропаганду в компьютерных играх породил страх политиков перед общедоступностью информации в интернете. Чтобы отвлечь внимание людей от нежелательной информации, правительство пытается создать ощущение угрозы с помощью компьютерных игр. Иностранцы в играх всегда выглядят как варвары, готовящиеся к нападению на мирную страну.

    Канадская игра Company of Heroes 2 запрещена в России как пропагандистская - россияне могут только приобрести ее у цифрового дистрибьютора Steam. Полемика вокруг этой игры началась после критического видеообзора блогера Евгения Баженова, известного как BadComedian.

    Он усомнился в объективности фактов, отраженных в игре - например, сцен, в которых советские солдаты сжигают дома своих соотечественников, расстреливают женщин и тому подобное. Общественные активисты призвали к бойкоту Company of Heroes 2 и требовали запретить игру не только в России, но и в других странах бывшего Советского Союза. В частности, это требование поддерживала , однако результата не достигла - Company of Heroes 2 доступна на территории нашей страны.

    Украинский Майдан

    События в Украине конца 2013 - начале 2014 года вдохновили пропагандистов на новую серию игр с подтекстом. Российский издательский дом «Этногенез» в марта 2014 выпустил игру «Майдан.Ru», в описании которой указано:«УКРАИНА. 2017 ГОД. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Повсюду хаос и анархия. Больше нет президента, Верховной Рады и правительства.

    Вам предстоит построить военную базу, превратить ваш батальон в сильную армию, противостоять войскам НАТО, объединиться с другими игроками в стратегические альянсы и политические союзы. Верните Украине былое величие и процветание!». Кроме мифических персонажей, в игре есть и такие герои, как , и другие реальные лица.

    За первый день в этой игре зарегистрировались десять тысяч игроков. 20 марта 2014 года Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали пришла к выводу, что игра «Майдан.Ru» «относится к продукции, которая пропагандирует изменения путем насилия конституционного строя и территориальной целостности Украины, пропагандирует национальную вражду, производство и распространение которой запрещено на территории Украины согласно ст. 2 Закона Украины "О защите общественной морали"».

    Интересно, что в то же время в Госдуме России был зарегистрирован законопроект о запрете компьютерных игр, пропагандирующих войну. К ним автор проекта, депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев, отнес и «Майдан.Ru». По словам политика, эта игра является скрыто русофобской и отстаивает «бандеровские ценности». Больше всего Михеева смутила первая фраза, звучащая при запуске игры: «Все на Майдан!». По его мнению, она пронизана ненавистью к России.

    В марта 2014 года Madfatcat games запустила развлекательную игру «Майдан. Революция», доступную для скачивания только на территории Украины. Главный герой в этой игре обороняется от беркутовцев с помощью коктейлей Молотова.

    Впоследствии к воспроизводству украинских событий в киберпространстве присоединилась бельгийская компания LuGus Studios. 22 марта 2015 года она запустила мобильную игру «Битва за Донецк». Разработчики уверяют, что эта игра является протестом против войны в Украине и пропагандирует мир. Победить в ней невозможно, а по завершении битвы на экран выводится количество погибших мирных граждан.

    Игры в законе и вне закона

    В Украине не запрещена ни одна компьютерная игра. Однако Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали, существование которой уже прекращено, отнесла целый ряд игр к категориям, нарушающих украинское законодательство. В частности, по мнению комиссии, пропаганду насилия и жестокости содержат игры Resident Evil Operetion Raccoon City, Evil Dead Regeneration, God of War III, Manhunt 2, Mortal Kombat, Soldier of Fortune 2 и The Darkness II.

    Правда, механизмов, которые бы ограничивали распространение незаконных игр, не существует. Украинское законодательство не содержит определения компьютерной игры, поэтому комиссия в своих выводах проводит аналогии между компьютерной программой и «аудиовизуальным произведением».

    Греческое правительство запретило публично играть в любые компьютерные и видеоигры. Речь идет не только об общественных местах, но и о частных владениях. Это решение было принято после того, как политики не смогли определить, какие именно игры имеют пропагандистский характер и негативно влияют на психическое здоровье людей. Из-за этого закона международные киберспортивные турниры, проводимые в Греции, были перенесены, а местные соревнования прекратились.

    Зато в Великобритании большой авторитет имеют общественные организации, следящие за контентом игр. Обнаружив в них нарушения этических принципов, моральных ценностей и ориентиров, они обращаются к правительству с просьбой наложить запрет или установить возрастные ограничения для игры.

    Помимо того, любой запрет компьютерных игр является условным, ведь их можно загружать с цифровых дистрибьюторов Steam и Orиgin, правда, на языке оригинала. Однако и здесь возможны ограничения: например, из-за санкций против России крымским пользователям закрыли доступ к дистрибьютору Battle.net, заблокировав их учетные записи.

    «Игра - форма массового искусства, поэтому очевидно, что в играх будет пропаганда,- говорит эксперт по компьютерным играм Сергей Галенкин. - Она очень действенная, ведь игры включают игрока в процесс, а не только что-то рассказывают или показывают.

    Попробовав пожить в виртуальном мире в роли бездомного, игрок будет внимательнее относиться к проблемам реальных бездомных». И доказать наличие пропаганды в игре очень трудно. Компании-производители всегда оправдываются, что игра не должна быть правдоподобной, поскольку создает альтернативную версию событий ради развлечения.

    В Мариуполе 15-летняя девочка выпрыгнула с 13 этажа - по рассказам друзей, она была подписана на «группу смерти» в социальной сети и выполняла задания модератора, который и приказал ей шагнуть с высоты.

    Журналисты ИА «Вчасно» выяснили, каким образом соцсети заманивают подростков в смертельные игры.

    В социальной сети «ВКонтакте» мы без труда нашли более тысячи пабликов на суицидальную тематику. Открытых, которые может читать каждый желающий, и закрытых. Далеко не все они популярны - одни имеют всего несколько сотен подписчиков, другие - тысячи и даже десятки тысяч. Но все они пишут об одиночестве, безнадежности, отчаянии, бессмысленности жизни.

    Любимый символ большинства таких пабликов - киты. Они присутствуют в названиях, на картинках, в видео, в постах. Китами называют себя и участники этих групп. Киты выбраны не случайно - эти животные иногда выбрасываются на берег, убивая себя.

    «Знаете, отчего киты выбрасываются на берег? От отчаянья», - сообщает одна из групп. «Как ни странно, когда больно - болит», - вторит ей другой паблик.

    Многие паблики содержат в названии цифры 4:20 - время, в которое, по статистике, люди чаще всего совершают самоубийство. Некоторые из групп начинают общение именно в 4:20 утра. Звучит невероятно, но некоторые эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра. Если ребенок в это время сидит в интернете, это может оказаться признаком того, что он попал под влияние суицидальных групп.

    Впрочем, откровенных призывов к суициду группы не содержат. Если верить информации Роскомнадзора, все паблики, непрекрыто пропагандирующие добровольный уход из жизни - заблокированы. Теперь «поиграть» в смерть необходимо, чтобы на тебя вышли «инструкторы» - подростки размещают на своей странице заявление о готовности вступить в игру и соответствующие хештеги. После этого с ребенком связывается «куратор» и дает задания.

    Технология смертельной игры

    «Хочу в игру. Дай мне номер. Дай инструкцию. Найди. Меня. Где я?» - подобные сообщения появляются в сети практически каждые несколько минут.

    Журналисты ИА «Вчасно» также разместили пару таких объявлений с фейковых аккаунтов - девятнадцатилетнего парня и старшеклассницы. В течение буквально 10 минут с нами связались.

    «Привет, я тот кто даст тебе номер и задания, - написал человек с аккаунта некоего Ильи Костлявых. - Ты уверен, что хочешь умереть?».

    После того, как наш сотрудник подтвердил это, он получил первое задание - вырезать на запястье номер F57. Так называлась одна из самых популярных «групп смерти», заблокированная после того, как несколько детей, состоявших в ней, совершили самоубийство. Снимок с порезанной рукой куратор приказал выложить в сеть.

    «Молодец, жди следующего инструктора, он напишет тебе, - заявил «куратор», получив фотографию выполненного задания. - Мое дело проверить, готов ли ты на все ради смерти».

    Второй куратор потребовал у журналиста, скрывавшегося под аккаунтом 15-летней девочки, рассказать почему она решила умереть. В конце концов, он сделал вывод:

    «Я думаю, дело в твоих одноклассниках и в том, что ты дно, и это не поправить».

    «Куратор» приказал пойти к маме и сообщить: «Я хочу умереть, потому что не вижу смысла в жизни». Выполнение квеста необходимо было записать на видео.

    Именно в такую игру и играла в последние дни перед смертью 15-летняя девочка из Мариуполя. На тот момент она переживала разрыв со своим молодым человеком и, скорее всего, находилась в состоянии депрессии — об этом свидетельствуют записи на ее странице в соцсети.




    «Квест пройден, - написала девушка на своей страничке. - Остался один шаг».

    Мариупольчанка выложила в сеть снимок, сделанный с высоты 13 этажа - эта фотография также была условием квеста. Именно так поступали и многие дети-самоубийцы в России - незадолго перед суицидом, они фотографировали место своей смерти и выкладывали снимок в интернет.

    Именно 8 и 9 декабря «группы смерти» анонсировали волну самоубийств среди подростков. Об этом в социальной сети написала москвичка Екатерина Мелихова, оказывающаяся психологическую помощь подросткам:

    «8-9 числа намечается новая волна самоубийств. А по сути детей скидывают с крыш. Мы насчитали 130 (!) суицидов детей, случившихся в России с ноября 2015-го по апрель 2016 года, — почти все они были членами одних и тех же групп в интернете. Новые смерти анонсированы там же».

    В последнее время интерес к опасной игре появился и у подростков Украины.

    Кто и зачем толкает детей на смерть?

    Администратор «групп смерти» и создатель зловещего хештега F57 Филипп Будейкин был задержан в Санкт-Петербурге в начале декабря. Паблики, в которых он толкал детей на смерть - заблокированы. Мужчина признался, что благодаря его непосредственному участию в течение года погибли 17 детей.

    Он создал несколько десятков пабликов и «играл» в кошмарные игры с детьми.

    Подростков, решившихся на смерть без прямого участия администратора, намного больше. По данным российским СМИ, количество погибших подростков, писавших перед смертью в сети зловещий хештег - около 130.

    И, как мы убедились лично, арест Будейкина не остановил волну суицидальных пабликов - тысячи детей публикуют хештеги с просьбой «поиграть». И неизвестные «кураторы» выходят с ними на связь и толкают на смерть.

    Теперь эта волна докатилась и до Донбасса — 15-летняя девочка в Мариуполе умерла уже после ареста питерского администратора. А значит — кошмарные игры продолжаются и смерть в прифронтовом городе может оказаться не последней.

    Кто это делает и зачем - ответ на этот вопрос должны найти правоохранители. А заодно позаботиться о том, как обезопасить детей от смертельных игр.

    К тому же остается открытым вопрос — почему соцсеть «Вконтакте» не закрывает подобные группы?

    «У подростков нет понимания, что смерть — это финал», — психолог

    «Для подростков представление о конечности бытия слишком сложная конструкция, у них нет понимания того, что смерть — это финал, из которого обратного пути нет, - рассказал журналисту ИА «Вчасно» клинический психолог и гештальт-терапевт Кристина Фомина. - Также в этом возрасте смерть часто крайне романтизируется.

    Вспомните культуры эмо и готов, популярные книги и сериалы про вампиров, где уже умершие герои наделены сверхспособностями, и описывается какая-то загробная запредельная любовь. Помимо этого, у подростков еще не до конца сформирована, не устоялась эмоционально-волевая сфера, они реагируют на происходящее быстрее, чем успевают это осознавать.

    Часто имеет место и акцентуация характера, акцентуация темперамента, когда у детей ярко выражены те или иные черты, еще не сформированные в окончательный характер. Все эти составляющие делают их легко уязвимыми - несчастная любовь, поссорился с мамой, провалил экзамен - и это становится концом света».

    - Поведение подростка, попавшего под влияние суицидальных групп, как то меняется? На что нужно обратить внимание родителям?

    При суицидальном состоянии люди всегда дают какие-то позывные во внешний мир. Подросток практически всегда идет на суицид для привлечения внимания. Ребенок в такой ситуации может стать замкнутым, скрытным, у него могут появиться новые знакомые или увлечения, о которых он не хочет рассказывать. Или может стать вспыльчивым, раздражительным, может говорить на тему смерти, самоубийства. Делать записи, рисунки такого рода.

    Только внимание на подростка нужно обращать не тогда, когда он уже закрылся и режет вены, а каждый день.

    Что делать родителям?

    У участников «групп смерти» на странице в соцсети могут появляться фотографии с китами — предвестниками смерти.

    Некоторые из «групп смерти» начинают общение именно в 4:20 утра. Эксперты советуют родителям проверять — спят ли их дети в 4:20 утра.

    Проверяйте запястье ребенка. Первым заданием в «группах смерти» бывают надрезы на руках F57, F59 (или подобное), а также рисунок кита.

    Интересуйтесь событиями из жизни ребенка: есть ли у него конфликты и проблемы общения с другими детьми, не находится ли на данный момент ребенок в состоянии депрессии. Говорите больше с ребенком о том, что происходит в его жизни.