• Память. Виды памяти в психологии

    У меня всегда была проблема запомнить телефонный номер. Даже во время пользования городским телефоном я всё время обращался к блокноту, чтобы не перепутать цифры. С развитием технологий и появлением 11-значных номеров я вовсе не мог ни на секунду задержать их в голове. Вместе с тем, мой друг Михаил при необходимости мог запоминать их на несколько часов.

    Как-то раз я поинтересовался у Миши, почему ему так легко даётся запоминать длинные наборы чисел. Он сразу сказал, что это умение ему приходилось развивать, а сейчас ещё и поддерживать.

    Михаил спросил у меня, пробовал ли я разбивать номер на составные части, чтобы легче запоминалось. Получив утвердительный ответ, он рассказал, как улучшить кратковременную память и упражнения посоветовал.

    Назначение и преимущества

    Процесс запоминания происходит по схеме. Сначала чётко отпечатывается образ, который сохраняется в течение 0,1 – 0,5 секунд. Затем из полученных знаний выделяются особо важные элементы и поступают в краткосрочную базу. Без повтора материала данные хранятся не более 30 секунд.

    Как говорит Харуки Мураками: «Память и мысли стареют так же, как и люди».

    Различают виды краткосрочной памяти, в зависимости от источника информации:

    • тактильная;
    • вкусовая;
    • обонятельная;
    • зрительная;
    • слуховая.

    Основную информацию люди получают с помощью глаз и ушей. Поэтому последние 2 вида наиболее ценны, именно их нужно развивать.

    Объём информации, которая откладывается на короткий срок, ограничен. Ребёнок в состоянии запомнить 5-7 элементов, взрослый 7-9. Но необходимо понимать, что эта величина сугубо индивидуальна и напрямую зависит от генетических качеств.

    Ненужные сведения тут же стираются, важные – переходят в оперативную или долговременную память. Главное преимущество кратковременного запоминания – происходит фильтрование лишней информации, сохраняется только суть.

    Это позволяет сэкономить время, запомнить то, что действительно важно, избегать информационной перегрузки – источника тревог и стресса. Тренировать – значит приучать мозг фокусироваться на задаче, не перегружать его.


    Упражнения

    Существуют различные способы развития кратковременной памяти. Все они одинаково полезны. Но следует помнить, что результаты дают только регулярные тренировки. Их необходимо совершать каждый день по полчаса.

    «Техника Фибоначчи»

    Это математический ряд чисел, где каждая последующая цифра является суммой двух предыдущих. При сбивании со счёта, забывании последовательности, начинают заново. Пример 1+1=2, 2+1=3, 3+2=05, 5+3=8, 8+5=13, 13+8=21… Вычислив последовательность, её проговаривают про себя.

    Мнемоническое упражнение «20»

    Задание состоит из 20 бессвязных слов. Нужно, чтобы кто-то написал их для вас. Задача: запомнить слова по порядку за 1 минуту, а затем выписать то, что запомнилось на лист бумаги. Результат оценивается по критериям: точность воспроизведения по порядку, количество забытых слов. Пример задания, как тренировать кратковременную память:

    • работа;
    • книга;
    • импровизация;
    • кружка;
    • спортсмен;
    • рука;
    • равенство;
    • диван;
    • субтитр;
    • каламбур;
    • слеза;
    • огород;
    • телефон;
    • вулкан;
    • сельдь;
    • люстра;
    • наколенник;
    • магия;
    • солнце.

    Нет никаких правил запоминания: удобно использовать ассоциативный метод – используйте, удобно перечитывать слова в течение всей минуты – перечитывайте, удобно записать на диктофон и прослушать – делайте так. Нужно развивать ту форму восприятия, которая ближе. Главное – уложиться в отведённое время.

    «Абзац»

    Популярное упражнение для группового психологического тренинга на тему, как улучшить кратковременную память. Но метод можно использовать и для индивидуальной тренировки. Понадобится книга. Её открывают на любой странице и зачитывают какой-нибудь абзац. Задача: запомнить каждое слово.

    Если занятие ведётся в коллективе, то назначается ведущий. После прочтения он терпеливо выжидает, когда группа вспомнит весь текст. При возникновении трудностей подсказывает очередное слово. Если упражнение выполняется самостоятельно, то необходимо сначала приложить усилия, чтобы вспомнить текст, а уже потом подсматривать.

    «Она поднесла её к губам… и в самый последний миг, содрогаясь всем телом, наклонилась вперёд и торопливым движением выплеснула содержимое в горшок с папоротником. А потом села и взглянула на него надменно».

    «10 предметов»

    Тренировка кратковременной памяти тесно связана со зрительным восприятием. Эффективно развивать его с помощью этого упражнения. На столе раскладывают 10 предметов. В течение 1 минуты необходимо запомнить их расположение, форму, расцветку и т.д. По прошествии указанного времени, закрывают объекты тёмным материалом. Задача: рассказать о предметах всё, что вспоминается.

    Начинать допускается с простых предметов, но каждый раз следует усложнять задание. Для этого берут детали сложных форм. В конечном счёте, можно пробовать описать рисунки на ковре, картины, картинки из книг. Если предполагается описание какого-то художественного элемента, то достаточно одной позиции.

    «Всплеск эмоций»

    Считается, что это упражнение больше нацелено на развитие оперативной памяти, отвечающей за сохранность информации до определённого времени. Но без объёмного краткосрочного хранилища, сведения просто не дойдут до «оперативного отдела». Поэтому эффективность методики высока.

    Суть заключается в том, чтобы информацию сопровождали эмоции. Их отсутствие – одна из основных причин забывчивости. Например, завтра нужно подстричься. Любой человек делает то, что важно для него в настоящий момент. Поэтому каждый говорит себе фразы типа: «послезавтра презентация проекта, если завтра не подстригусь, буду выглядеть как обезьяна».

    Все мы ищем причины для того, чтобы выполнить дела в срок. Упражнение позволяет вызвать эмоции, когда естественных причин для них недостаточно. Необходимо придумать какую-нибудь страшилку. Что будет, если завтра не подстричься? Возможно несколько вариантов:

    1. Не смогу промыть волосы, появятся вши.
    2. Когда буду проходить мимо парковки, волосы попадут в окно одной из машин. Водитель зажмёт их стеклом, и буду я бегать за автомобилем по всему городу.
    3. Подует ветер, и мои волосы понесут меня в какое-нибудь Зазеркалье. Ищи потом выход из этой страны чудес.

    Примеры фантастические, но действенные даже в таком ключе. Чем страшнее (или смешнее?) история, тем лучше запоминается, что нужно сделать.

    Методы восстановления обстановки и составления автопортретов

    Ряд техник, помогающих как улучшить краткосрочную память, так и развивать внимание, направлен на воспроизведение недавних событий. Самой популярной из них стала модифицированная техника Пифагора. Она предлагает вспоминать перед сном все события дня в мельчайших подробностях.

    Необходимо вспомнить свои первые мысли после пробуждения, действия после подъёма с кровати. При этом сохраняется хронологический порядок – нельзя перескакивать с утренних событий на дневные или вечерние. Правило одно: чем ярче образы воспоминаний, тем эффективнее упражнение.

    Вне зависимости от того используете вы эту методику или нет, следует попробовать другие упражнения из этой группы в течение дня. Например:

    1. Вспомните прямо сейчас, что вы делали до прочтения этой статьи. Допустим, вы мыли посуду. Это была сервировочная или наплитная тара? Чего было больше: тарелок или ложек? Губка (тряпка) какого цвета использовалась?
    2. Прощаясь с малознакомым или до этого разговора незнакомым человеком, ещё раз окиньте его взором. Сразу после диалога вспомните в мельчайших подробностях его лицо, телосложение, рост, особенности, одежду. Запишите всё на листок бумаги. Постарайтесь при следующей встрече понять, не ошиблись ли вы в своём описании.

    Упражнения выполняют в любое удобное время дома, на работе, в общественном транспорте. Для исследования берётся любая ситуация. При изучении человека, главное – не рассматривать его в упор, чтобы не напугать.

    Итого

    Существует множество приёмов того, как развить кратковременную память. Все они сводятся к описанию предметов, людей, недавних событий. Развитие позволяет переносить больше информации в другие отделы. Соответственно улучшаются другие виды восприятия, запоминания и воспроизведения информации.

    «Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл», – говорил Доминик Опольский. Зачем это нужно? Чтобы время, затраченное на воспоминание и самокритику за неосуществлённые дела, можно было провести с большей пользой.

    Элемент трехкомпонентной модели памяти.

    Специфика.

    Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.


    Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

    (англ. short-term memory ) - один из видов памяти (см. ), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. , , , ). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти . Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.

    Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы ). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

    Основной механизм удержания (сохранения ) в К. п. - . Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. ).

    Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая ), блок сканирования , буферная память опознания (см. ), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

    Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

    Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. . (Т. П. Зинченко.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "кратковременная память" в других словарях:

      Кратковременная Память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация … Психологический словарь

      кратковременная память - оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory … Справочник технического переводчика

      КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      кратковременная память - см. память … Толковый переводоведческий словарь

      - (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается … Психология развития. Словарь по книге

      КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… … Профессиональное образование. Словарь

      Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации … Психология человека: словарь терминов

      Кратковременная память (short-term memory) - В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

      Память (биологическая) - Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… … Википедия

    Раздел 2
    ОПОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

    Объем кратковременной памяти и количество информации

    Проблемы памяти являются традиционным объектом психологического исследования со времен Г. Эббингауза до наших дней. Пожалуй, наибольший интерес к исследованию памяти отмечается в последние два десятилетия, что связано прежде всего с потребностями практики - появлением АСУ и широким распространением операторской деятельности во всех отраслях народного хозяйства. Именно развитие прикладных исследований позволило выделить в памяти стадии кратковременного и долговременного хранения. Исследованию закономерностей кратковременной памяти (КП) уделяется в последние годы наиболее пристальное внимание . Однако, несмотря на пристальный интерес к изучению КП, у исследователей нет согласия по многим вопросам, касающимся ее характеристик и закономерностей. В частности, дискуссионными являются вопросы об объеме кратковременного хранения, о функциональной структуре КП и оперативных единицах памяти.

    Одной из важнейших характеристик кратковременной памяти является стабильность ее объема: в соответствии с данными Дж. Миллера и результатами исследования П.Б. Невельского , объем КП является величиной относительно постоянной и не зависит от количества информации на стимул . Мы полагаем, что данное утверждение нуждается в экспериментальной проверке в связи с проблемой многомерного кодирования информации. Использование принципа многомерного кодирования позволяет при одной и той же длине сообщения существенно варьировать количество передаваемой информации путем изменения мерности стимулов и способствует увеличению пропускной способности человека. Однако проблема многомерного кодирования разработана достаточно широко лишь в отношении перцептивных процессов . Закономерности процессов памяти при приеме и переработке многомерных сигналов практически не изучены. В связи с этим возникает важный в теоретическом и практическом отношении вопрос: изменяется ли объем КП с изменением мерности сигналов.

    Цель данного исследования состояла в выявлении некоторых закономерностей обработки алфавитов многомерных сигналов и КП.

    В исследовании решались следующие задачи:

    1. Проверить гипотезу о зависимости объема КП в символах от мерности алфавитов, т.е. от количества информации на стимул .
    2. Исследовать влияние избыточности сообщений на эффективность удержания материала в КП.
    3. Выявить характер оперативных единиц памяти при запоминании многомерных зрительных стимулов.

    В качестве основного методологического принципа исследования использовался подход, сложившийся в рамках советской психологической школы, исходным принципом которого является понимание памяти как деятельности. Сочетание этого подхода с информационным подходом и использованием методов микроструктурного анализа кратковременных процессов, на наш взгляд, весьма плодотворно для решения многих проблем психологии памяти, в частности, вопросов о функциональной структуре памяти, об оперативных единицах памяти на разных уровнях обработки информации, об объеме КП.

    МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    В эксперименте использовался классический метод измерения объема кратковременной памяти . В качестве материала исследования были использованы девять алфавитов стимулов, составленных путем сочетания трех перцептивных категорий: формы, цвета и пространственной ориентации стимулов. Длина трех одномерных алфавитов была одинаковой и равнялась четырем. Кроме того, использовались четыре алфавита двумерных стимулов, полученных объединением параметров цвета и формы, а также формы и ориентации. Сочетания этих параметров в стимулах в двух алфавитах были скоррелированными (т.е. параметр одной категории сочетался со строго определенным параметром другой категории), а в двух других - некоррелированными (параметры обеих категорий сочетались случайным образом). Длина двумерных скоррелированных алфавитов равнялась четырем стимулам, длине нескоррелированных - 16. И, наконец, использовались два алфавита трехмерных стимулов, в которых сочетались три параметра: форма, цвет и пространственная ориентация. Длина трехмерного скоррелированного алфавита равнялась четырем, а нескоррелированного - 64 стимулам.

    Стимулы каждого из алфавитов объединялись в случайном порядке в ряды различного объема. Объем рядов варьировался от 4 до 10 стимулов для одномерных алфавитов и от 2 до 10 - для многомерных. Стимульные ряды в экспериментах предъявлялись на экране симультанно при постоянном времени экспозиции, равном 5с. После окончания экспозиции испытуемый должен был вслух воспроизвести удержанный материал. При воспроизведении необходимо было называть стимулы в порядке их расположения в рядах.

    При обработке полученных данных определялись количество правильно воспроизведенных элементов и объем КП.

    С целью проведения информационного анализа данных рассчитывалась информационная нагрузка для рядов различного объема, составленных из алфавитов разной мерности и структуры.

    ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

    С увеличением мерности алфавита объем КП в символах для нескоррелированных алфавитов снижается. Для скоррелированных многомерных алфавитов значения объема КП по существу не отличаются от соответствующих значений, полученных для одномерных алфавитов. С увеличением мерности алфавитов уменьшается и предельная длина ряда, при которой ряд не воспроизводится вообще. Таким пределом одномерных и многомерных скоррелированных алфавитов является ряд из 10 стимулов, для двумерных - ряд из 7 и для трехмерного алфавита - ряд из 5 стимулов.

    Для ответа на вопрос о том, какими кодами оперируют испытуемые в процессе запоминания - зрительными или вербальными, - мы обратились к анализу словесных отчетов испытуемых. Проведенный анализ показал большое разнообразие приемов, применяемых испытуемыми при запоминании рядов многомерных стимулов. Более того, практически на протяжении всех четырех опытов испытуемые продолжают активный поиск новых приемов, которые позволили бы активизировать процесс переработки поступающей информации. Конкретные приемы, применяемые испытуемыми в процессе запоминания, разнообразны и индивидуально специфичны, однако отмечаются и общие тенденции. Так, для всех девяти алфавитов в качестве одного из средств запоминания ряда используется вербализация. Однако при большой длине ряда и с увеличением мерности алфавита вербализация становится малоэффективным средством, и испытуемые переходят к оперированию зрительным кодом. При этом преобладающей деятельностью испытуемых является перцептивная организация материала с целью более эффективного его запоминания.

    Поскольку анализ словесных отчетов позволил установить, что испытуемые оперируют в процессе запоминания преимущественно зрительным кодом, предстояло установить, являются ли оперативные единицы памяти целостными многомерными эталонами, или же осуществляется вычленение в структуре многомерных стимулов отдельных перцептивных категорий. Для ответа на этот вопрос мы обратились к анализу ошибок, допущенных испытуемыми в процессе воспроизведения ряда многомерных стимулов. При проведении такого анализа мы дифференцировали четыре типа ошибок: пропуск отдельных элементов ряда, пропуск отдельных перцептивных категорий в структуре многомерного стимула, транспозицию (перестановку) расположенных рядом стимулов, транспозицию отдельных перцептивных категорий в структуре расположенных рядом стимулов (частичная транспозиция).

    Проведенный анализ показал, что для нескоррелированных алфавитов общее число ошибочно воспроизведенных элементов (включая ошибки полного невоспроизведения) примерно в три раза больше, чем для скоррелированных (табл.1). При этом третью часть ошибок для нескоррелированных алфавитов составляют ошибки частичного невоспроизведения, в то время как для скоррелированных алфавитов таких ошибок практически не выявлено. Количественный анализ ошибок последних двух типов показал, что при воспроизведении многомерных скоррелированных алфавитов ошибки полной транспозиции являются преобладающими, при этом не зарегистрировано ни одной ошибки частичной транспозиции. Этот результат можно объяснить тем, что при запоминании рядов, составленных из избыточных (скоррелированных) алфавитов, испытуемые оперируют целостными зрительными эталонами. Для нескоррелированных алфавитов удельный вес ошибок полной транспозиции очень невелик - в среднем 4,8% от общего числа ошибок воспроизведения, зато существенно возрастает число ошибок частичной транспозиции - в среднем 20,2%. Большой процент ошибок частичной перестановки параметров многомерных нескоррелированных стимулов свидетельствует о том, что в процессе запоминания этих рядов осуществляется их перцептивная организация в соответствии с динамикой отдельных параметров, и испытуемые прибегают к раздельному запоминанию параметров стимулов, удерживая одни из них в вербальной, а другие - в зрительной форме.

    По мере увеличения нагрузки на входе активно включаются различные способы кодирования и сохранения информации: зрительное, иногда даже двигательное кодирование, вербализация, являющиеся в данном случае как бы «резервами» кратковременной памяти. Факты, подтверждающие это предположение, можно найти и при анализе данных запоминания одномерных и скоррелированных алфавитов. Испытуемые при предъявлении рядов большой длины, составленных из этих алфавитов, утверждали, что несколько первых элементов ряда (3-5) обычно вербализуются, а следующие несколько элементов удерживаются в виде зрительного образа.

    Таблица 1. Абсолютные и относительные показатели ошибок воспроизведения для многомерных алфавитов

    Алфавиты Общее кол-во невоспроизведенных стимулов Частично невоспроизведенных стимулов, % Полностью невоспроизведенных стимулов, % Общее кол-во ошибок воспроизведения Ошибок полной транспозиции, % Ошибок частичной транспозиции, %
    Скоррелл.
    ф-ц 339 1,1 98,82 339 67,25 0
    ф-о 555 0 100 269 59,5 0
    ф-ц-о 460 0,86 99,1 326 71,5 0
    Нескорр.
    ф-ц 1276 31,97 68,02 748 5,7 28,74
    ф-о 1399 25,16 74,83 659 3,03 13,5
    ф-ц-о 1891 30,46 69,5 870 5,6 18,39

    Очевидно, порядок использования различных кодов при удерживании материала в кратковременной памяти является не строго регламентированным, а определяется как объективными условиями, в которых протекает мнемическая деятельность (особенности стимульного материала, время предъявления материала, количество информации, содержащейся в стимулах), так и индивидуальными особенностями испытуемых.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

    В контексте нашего исследования была поставлена задача установить, зависит ли объем КП, исчисляемый в информационных мерах, от количества информации в предъявленном материале и каковы предельные возможности хранения информации в КП при оперировании кодами различной мерности.

    При сопоставлении для алфавитов различной мерности объема КП, выраженного в символах и двоичных единицах, отчетливо выявляется разнонаправленность в динамике этих показателей с изменением мерности алфавитов: объем КП в символах падает, а объем КП в двоичных единицах, напротив, возрастает (табл.2).

    Таблица 2. Зависимость объема КП, измеренного в символах, числом параметров и в двоичных единицах от мерности и вида алфавита

    Алфавиты Объем
    в символах в параметрах в дв. ед.
    Форма 7,34 7,3 12,05
    Цвет 7,17 7,1 11,78
    Ориентация 6,25 6,2 10,32
    Форма-цвет, скоррел. 6,96 13,8 11,45
    Форма-цвет, нескоррелл. 4,35 8,7 17,09
    Форма-ориентация, скоррел. 6,79 13,5 11,18
    Форма-ориентация, нескоррел. 3,98 7,8 15,64
    Форма-цвет-ориент., скоррел. 6,75 13,5 11,11
    Форма-цвет-ориент., нескоррел. 3,5 10,5 15,79

    С изменением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП в символах колеблется в пределах 5±2. Объем КП в двоичных единицах при этом изменяется от 11 до 17 дв. ед.

    В соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского , при изменении количества информации на символ объем КП близок к инварианту, если измерять его в символах, а не в информационных мерах. В нашем исследовании, при работе с одномерными и многомерными алфавитами зрительных стимулов, это положение не подтвердилось. С увеличением алфавита от одно- до трехмерного объем КП в символах уменьшается на 100% (от 7 до 3,5 символа), а объем КП в информационных мерах возрастает на 40% (в среднем от 11,4 до 15,8 дв. ед.). Таким образом, при изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов, а в двоичных единицах. Количество переданной информации для двумерных и трехмерного скоррелированных алфавитов по существу не отличается от соответствующих показателей, полученных для одномерных алфавитов.

    Анализ зависимости количества переданной информации от длины ряда показал, что наибольшее количество информации для одномерных алфавитов передается при длине ряда стимулов, равной 5-6 элементам, и составляет 7 дв. ед. При запоминании рядов двумерных нескоррелированных стимулов количество переданной информации резко падает с увеличением длины ряда свыше четырех стимулов. Для двумерных алфавитов это критическая длина ряда, при которой достигается максимальный объем переданной информации, составляющий 10,5 дв. ед. Наконец, при работе с трехмерным нескоррелированным алфавитом критической длиной стимульного ряда является ряд из трех стимулов, при котором обеспечивается максимальный объем переданной информации - 13,7 дв. ед.

    Сопоставляя полученные для алфавитов различной мерности критические значения длины ряда, при которых достигается максимальный уровень переданной информации, следует учитывать, что с увеличением мерности алфавита соответственно, растет и число параметров стимула, которыми оперируют в процессе запоминания испытуемые. Критический объем запоминаемого материала, при котором достигается максимальный уровень переданной информации, измеряемый числом правильно воспроизведенных параметров стимулов, составляет:

    • для одномерных алфавитов - 5-6,
    • для двумерных алфавитов - 4Ч2=8,
    • для трехмерного алфавита - 3Ч3=9.

    Таким образом, анализ способов перцептивной и мнемической организации запоминаемого материала позволяет установить установить, что при работе с одномерными и многомерными алфавитами зрительных стимулов объем КП, измеряемый числом параметров, которыми оперирует испытуемый, колеблется в установленных Дж. Миллером пределах 7(2.

    ВЫВОДЫ.

    1. Объем КП для использованных в исследовании одномерных алфавитов варьирует несущественно. Несколько более низкие показатели объема КП для алфавита «пространственная ориентация» могут быть объяснены трудностью усвоения искусственной системы кодирования, выбранной для этого признака.
    2. С увеличением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП, выраженный в символах, уменьшается вдвое, объем КП, выраженный в двоичных единицах, напротив, возрастает.
    3. При изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов (в соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского), а в двоичных единицах.
    4. избыточность признаков кодового алфавита (т.е. наличие в нем скоррелированных параметров) нецелесообразно, т.к. не способствует увеличению продуктивности запоминания и приводит к незначительному снижению объема КП (в символах и двоичных единицах) по сравнению с одномерными алфавитами.
    5. Критическая длина ряда, при которой достигается максимальный уровень переданной информации, составляет для одномерных алфавитов 5-6 символов, для двумерных - 4 и трехмерных - 3 символа. Но при этом количество переданной информации гораздо выше для многомерных алфавитов.
    6. При оперировании многомерными алфавитами в КП вербальное описание играет вспомогательную роль. Основным средством запоминания является перцептивная организация материала и оперирование зрительными кодами.
    7. В процессе кратковременного запоминания многомерных визуальных стимулов испытуемые не оперируют целостными образами, а вычленяют в структуре многомерных сигналов отдельные параметры. При этом объем КП, измеряемый числом параметров стимулов, подлежащих запоминанию, измеряется числом 7±2, а объем КП, измеряемый числом целостных стимулов, колеблется в пределах 5±2.

    Результаты исследования позволяют предположить, что кратковременная память обладает подвижной системой различных кодов: вербальных, зрительных, двигательных, семантических. Преимущественное использование одного из этих кодов при запоминании и сохранении того или иного материала определяется объективными условиями деятельности и индивидуальными особенностями субъектов деятельности. Возможно, что в экстремальных условиях деятельности (жесткий временной режим, большое количество информации на входе) процесс переработки информации осуществляется с использованием различных кодов. Таким образом, различные коды кратковременной памяти могут служить своеобразным «стратегическим резервом» в сложных условиях деятельности. Можно предположить также, что сформированность, гибкость системы кодов кратковременной памяти, возможность быстрого перехода от одного кода к другому (или другим) определяют уровень эффективности функционирования кратковременной памяти и индивидуальные различия в ее характеристиках.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // В кн.: Инженерная психология. - М.: Прогресс, 1964.
    2. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // В кн.: Проблемы инженерной психологии. - Л.: Изд. - ЛГУ, 1965. - Вып.3.
    3. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
    4. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. - Душанбе, 1974.

    Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

    Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

    Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

    Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

    Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

    Проблемы с кратковременной памятью встречаются при , или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или .

    Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

    Объем кратковременной памяти

    Объем кратковременной – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

    Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

    Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

    Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

    Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

    Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

    Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

    Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

    Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

    Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

    Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

    Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

    Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

    Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

    Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

    Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

    В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

    Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

    Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

    Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

    Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

    Как улучшить кратковременную память

    Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки , при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

    Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго. Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

    Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

    Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

    Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

    Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

    Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

    Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

    Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

    Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

    Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

    Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

    Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

    Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом. Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

    Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

    Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира. Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

    Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

    Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

    К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

    Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

    Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

    Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

    Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

    Человек живет в мире сплошной информации. Причем под информацией понимается не только словесные и письменные значения, но и окружающие предметы, вещи, люди, которые имеют свое значение, создают ситуации, заставляют человека включать свою память. Кратковременная память всегда является необходимой. Если вам нужно что-то запомнить на короткий промежуток времени, чтобы потом воспользоваться этой информацией, это называется кратковременной памятью. Однако не всегда удается все сразу запомнить. И здесь нужно воспользоваться упражнениями, которые позволяют улучшить кратковременную память.

    Зачем человеку нужна кратковременная память? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разъяснить определение рассматриваемого явления. Кратковременной памятью называется способность ума запоминать информацию на данный момент времени с целью ее дальнейшего использования. В отличие от долговременной памяти, вы запоминаете не для того, чтобы использовать данную информацию спустя месяцы и годы, а для того чтобы воспользоваться ею сейчас.

    Приведем примеры, когда нужна кратковременная память:

    • Вы пишите под диктовку, поэтому слушаете и запоминаете то, что говорит учитель, чтобы потом отобразить сказанное на письме. При этом вы задействуете долговременную память, когда вспоминаете, как пишутся отдельные слова и какие правила грамматики нужно применять.
    • Вы запоминаете цены отдельной категории товаров, чтобы их сравнить и выбрать, где товар выгоднее купить.
    • Вы слушаете собеседника, чтобы понять его мысли, поэтому используете услышанную информацию для построения своих мыслей.
    • Вы интересуетесь прогнозом погоды, чтобы решить вопрос о том, как одеться на улицу.

    Кратковременная память нужна для запоминания информации, важной на данный момент времени. Однако с ней тоже возникают трудности. Человек не может запомнить информацию, запоминает ее частично и даже неправильно. Вот почему возникает трудность в том, чтобы ею воспользоваться..

    Что такое кратковременная память?

    Уже из самого названия можно определить, что такое кратковременная память. Ее отличие от долговременной памяти заключается в продолжительности сохранения информации. При кратковременной памяти нужно запомнить информацию на несколько секунд или минут. Так, нередко ею пользуются учащиеся, когда списывают: они считывают информацию со шпаргалки, запоминают ее, а потом выражают на листе бумаги.

    Кратковременная память – вид памяти, при которой человек запоминает информацию на короткий промежуток времени. После того как человек ее запомнил и использовал по назначению, информация может быть забыта. Однако в некоторых случаях информация, которая хранилась в кратковременной памяти, уходит в долговременную – когда вы можете ее воспроизвести спустя месяцы и годы.

    При кратковременной памяти информация используется единоразово на сегодняшний момент. Запоминается лишь та информация, которая необходима сейчас. Кратковременную память человек использует постоянно и повсюду. Можно вспомнить об информации, которую вы уже давно усвоили, однако, используя кратковременную память, вы соизмеряете ее необходимость в данный промежуток времени. Насколько целесообразными становятся ваши знания в данный конкретный момент? Именно этим занимается кратковременная память, когда используется долговременная.


    Кратковременная память влияет на сообразительность человека – когда он может быстро ориентироваться в пространстве и использовать знания из долговременной памяти, которые необходимы в конкретный промежуток.

    Кратковременная память у детей способна включать до 5-6 элементов, в то время как у взрослых – до 7-8 элементов. Однако эти цифры относительные. Нередко у взрослых людей плохо работает кратковременная память. А вот у детей в дошкольном возрасте с кратковременной памятью все в порядке. Именно ее развитие способствует тому, какой будет она в будущем и насколько развитой будет долговременная память.

    Почему возникают проблемы с кратковременной памятью?

    У каждого взрослого человека отмечается ухудшение кратковременной памяти – когда человек не способен запомнить частично или полностью информацию, которая с ним контактировала буквально несколько секунд или минут назад. В чем же проблема такого возникновения? Существует множество причин, почему страдает кратковременная память:

    1. Поражения, травмы головного мозга. Если человек болеет какими-то болезнями головного мозга, это может влиять на способность запоминать.
    2. Психические нарушения. Патологические нарушения также сказываются на работе головного мозга. Так, при шизофрении развивается проблема с запоминанием информации.
    3. Старческая или просто пожилой возраст. Здесь ухудшается память из-за развития различных болезней, нарушений и атрофических процессов.
    4. Употребление наркотических веществ или спиртных напитков, воздействие химикатов или ядов. При интоксикации человек теряет способность нормально запоминать информацию.
    5. Хроническая усталость. Попробуйте что-либо запоминать, если вы не спали двое суток или очень сильно устали, хотите спать или настолько измотаны, что вас более ничего не интересует.

    Современный человек очень уставший, поэтому данный фактор становится самым частым. У человека плохо работает не только кратковременная, но и долговременная память, поскольку он мало отдыхает, постоянно устает, изматывает себя работой и прочими обязанностями.

    1. Неправильное питание. Когда организм не получает нужных витаминов и элементов, то и организм не может работать эффективно.
    2. . Данный фактор в сочетании с постоянной усталостью и бессилием приводит к тому, что человек становится беспомощным. Во время стресса сужается зрение восприятия ситуации. Человек занимается лишь тем, чтобы защитить себя бегством или ступором, а не решением проблемы, когда и нужно использовать кратковременную память.

    Работа кратковременной памяти достаточно ограничена тем объемом, который она в себя способна вместить. Однако именно она влияет на работу долговременной памяти. Кратковременная память не «резиновая», поэтому она запоминает лишь то, что считается важным на данный момент времени. В зависимости от того, что человек запоминал сейчас, эта информация поступает в долговременную память.


    Следует отличать информацию из подсознания и долговременную память. В подсознание записывается все, что человек видел, слышал, с чем сталкивался. Однако в долговременную память записывается все, что человек сознательно запоминал и использовал в кратковременной памяти.

    В долговременную память уходит значимая информация, а также та, которую человек несколько раз слышал, видел, чувствовал. Для функционирования кратковременной памяти нужно быть сознательным и активным. Для эффективного запоминания человек должен быть внимательным и не отвлекаться на другие процессы. А рассеянность внимания часто встречается во время усталости.

    Как улучшить кратковременную память?

    Каждый человек хотел бы улучшить свою память. Для улучшения кратковременной памяти можно воспользоваться многими упражнениями:

    1. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно ее представить. Мозг воспринимает не слова и цифры, а образы. Запоминая информацию, представляйте ее в образном виде.
    2. Делать ассоциации. Некая информация должна быть связана с тем, что вам уже хорошо знакомо и известно. К примеру, цифру два можно запомнить по тому, что она напоминает плавающего лебедя.
    3. Повторять. Чтобы информация ушла в долговременную память, ее нужно много раз повторить. Однако повторять нужно правильно. Для запоминания информацию нужно несколько раз повторить после ее усвоения, а потом несколько раз повторять в последующие дни ежедневно. Не нужно запоминать за один день, поскольку это не эффективно. Нужно несколько дней потратить на повторение нужной информации.
    4. Свяжите новую информацию с какой-то деятельностью. Легче всего запомнить то, что для вас значимо в процессе решения какой-то задачи или проблемы. Не пытайтесь запомнить сухой материал. Лучше всего запоминать ту информацию, которую вы тут же применяете в ходе своей деятельности.

    Современный человек не понимает всю значимость тех слов, которые он говорит другим людям. Понимание того, что можно говорить все что угодно, а потом отрекаться от своих слов, позволило многим людям не следить за тем, что они произносят. Однако все имеет значение. Ведь, как известно, даже словом можно убить. Но убийство будет происходить не на физическом уровне, а на эмоциональном или духовном. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите и как ваши слова влияют на других людей.


    Древние люди мало говорили, но много слушали. В чем полезность данного правила? Пока вы молчите, у вас есть шанс обдумать свои слова. Неизвестно, откуда у вас возникает желание сказать то или иное слово. Однако если вы промолчите, то другие люди не узнают того, от чего вы потом захотите отречься. Но в данном случае вам уже не придется перед кем-то оправдываться или кого-то обижать. Вы не сказали ничего такого, чего на самом деле не хотели говорить, а значит, вы просто забываете об этом, не обижая ни себя, ни других людей.

    Пока вы думаете над правильностью и нужностью своих слов, другие люди вам о чем-то говорят. Лучше послушайте то, что они вам говорят, нежели прерывать их и подбирать слова, чтобы доказать свою правду, которая может оказаться неважной и неуместной. Что вам говорят окружающие? Они вам говорят о своих желаниях, о том, что думают, чувствуют. Порой говорится что-то неприятное и даже лживое. Однако люди сами потом будут отвечать за свои слова, хотя многие уверены в том, что за слова можно не нести ответственности. При этом подумайте сами, вы получаете полезную информацию о том, что думает и хочет другой человек. Разве это не лучшее, что мог бы вам дать другой человек?

    Сказанные вами слова оставляют раны и врезаются в память. Не думайте, что люди не слышат вас и не запоминают то, что вы говорите. Вам может показаться, что вы всего лишь шутили или говорили ерунду, а для другого человека ваши слова оказались более чем серьезными, значимыми. Он запомнил все, что вы ему сказали, хотя вы уже сами обо всем забыли.

    А что происходит с человеком, если вы ему говорите нечто неприятное? Вы можете даже извиниться за сказанное, однако память не подчиняется воле людей, поэтому она запоминает все обидные слова, которые вы говорили. А вам нужно, чтобы другой человек волей-неволей помнил обо всем обидном, что вы ему говорили? Если нет, тогда зачем вы говорите то, за что потом будете раскаиваться и извиняться? Партнер вас может простить, но память может этого не сделать, периодически напоминая своему хозяину о тех обидных речах, которые были обращены в его адрес. А для чего вам нужно, чтобы человек вас прощал, но все равно хранил в памяти обидные моменты?


    Используя данную информацию, можно вывести формулу по улучшению кратковременной памяти: включайте эмоции. Неважно, отрицательные или положительные эмоции вы испытываете, запоминается информация в любом случае. И запоминается информация всегда хорошо, когда человек испытывает какие-то при этом.

    Как в итоге улучшить кратковременную память?

    Чтобы кратковременная память всегда работала хорошо, нужно ее тренировать ежедневно. Как вы держите в тонусе мышцы путем постоянных физических тренировок, так и память нужно развивать. Ежедневно запоминайте любую информацию, даже самую ненужную. Пытайтесь запомнить, а через пару минут воспроизвести. Такие тренировки вскоре скажутся на вашей способности запоминать более серьезную и важную информацию.