• Как психологи работают с детьми. Как работает детский психолог

    Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

    Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

    Какое образование у детского психолога?

    У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

    Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

    Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

    Зачем идти к детскому психологу?

    К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

    Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

    Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

    Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

    Какие услуги предоставляет детский психолог?

    Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

    Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.



    Специалист может проводить различные .

    Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

    С какими проблемами работает детский психолог?

    Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

    • и импульсивное поведение,
    • замкнутость,
    • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
    • робость и застенчивость,
    • повышенная тревожность,
    • обидчивость,
    • страхи,
    • невнимательность,
    • трудности в пересказе текста,
    • неусидчивость,
    • плохая работа в классе при отличной работе дома,
    • и школе,
    • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
    • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
    • низкая самооценка и неуверенность в себе,
    • повышенная возбудимость и гиперактивность,
    • , не усваивает материал,
    • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
    • ревность и .

    Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

    Как выбрать детского психолога?

    Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

    Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

    На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

    Как записаться на приём к детскому психологу?

    На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

    Первый контакт с детским психологом

    Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

    Формы работы детского психолога

    Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

    В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

    К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

    Методы работы детского психолога

    К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

    Направления работы детского психолога

    К направлениям работы детского психолога можно отнести:

    • Консультирование родителей ребёнка;
    • Индивидуальные занятия с ребёнком;
    • Психодиагностика детско-родительских отношений;
    • Психодиагностика личности ребёнка;
    • Коррекционные занятия с ребёнком;
    • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
    • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
    • Профориентация старшеклассников;
    • Проведение .

    Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

    Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

    Принципы работы детского психолога

    1. Не навреди.
    2. Не оценивай.
    3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
    4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
    5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
    6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
    7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

    Алгоритм работы детского психолога

    Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

    Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

    Длительность приёма у детского психолога

    Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

    Мифы о детском психологе

    Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

    Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

    Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

    Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

    Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

    Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

    Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

    Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

    Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

    Когда нужен детский психолог? Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

    Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

    Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

    Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

    Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

    Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

    Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

    Работа детского психолога может включать в себя:

    Психодиагностика

    Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

    Развивающие занятия

    С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

    Детская психотерапия

    При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

    Семейное консультирование

    Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

    Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

    Между психологами для детей и взрослых имеются свои существенные отличия. Мы не всегда четко можем сформулировать, что за вещи нас тревожат. Тем более этого нельзя ожидать от ребенка. Именно поэтому остро стоит вопрос - как найти высокопрофессионального специалиста? Для этого необходимо четко осознавать несколько моментов. Узнайте, какими вопросами занимается детский психолог , на что обращать внимание при выборе.

    Какие проблемы решает детский психолог?

    Обращаться к детскому психологу необходимо в следующих случаях:

    • имеются навязчивые страхи, фобии;
    • ребенок испытывает очевидные трудности в общении со взрослыми или сверстниками;
    • есть проблемы в обучении;
    • присутствуют постоянно повторяющиеся конфликтные ситуации.

    Важно! Визит к детскому психологу нужен не только в описанных ситуациях. Специалист помогает разобраться с многочисленными детскими душевными травмами и обидами. Он учит понимать окружающих, способствуют налаживанию отношений с близкими. Обращайте внимание на стрессовые ситуации. Помощь психолога необходима при смене жительства, школы, детского сада. Поводом к посещению специалиста может стать развод родителей, смерть.

    Как отличить хорошего детского психолога?

    Квалифицированный детский психолог в Екатеринбурге должен соответствовать следующим пунктам.

    • Наличие соответствующего образования. Профессия психолога встречается часто. Способствует этой тенденции множество ВУЗов, не относящихся к данной сфере. Их руководство по непонятным причинам уверено в выпуске высококлассных специалистов. Узнайте, какое учебное заведение окончил кандидат, профильная ли специальность.
    • Продолжительный опыт в сфере детского консультирования. Психолог похож на шахматиста. Чем большее количество задач он решает, тем лучшим специалистом становится. Достичь этого можно только с помощью обширной и долгой практики.
    • Приятный для ребенка внешний вид специалиста. Важный момент: ребенок должен испытывать чувство эмпатии, доверять психологу. Когда внешний вид консультанта раздражает, пугает, добиться нужного эффекта невозможно.
    • Важна и манера общения. Для начала поговорите с психологом сами. Почувствуйте, доверяете ли вы ему. Не вызывает ли беседа чувства неловкости ли тревоги? Психолог вам понравился? Есть вероятность, что и ребенок будет настроен к нему позитивно.
    • Документы, подтверждающие недавнее повышение квалификации. В мире психологии постоянно появляются новые технологии и методики. Владение ими оказывает существенную помощь пациенту. Излишняя консервативность неприемлема. Желательно прохождение дополнительных курсов и семинаров: арт-терапия, песочная терапия.

    У нас в центре работают квалифицированные детские психологи. За плечами у них огромный практический опыт. Они помогут ребенку разобраться с проблемной ситуацией, поспособствуют личностному росту. Специалисты в штате имеют специализацию не только психолога, но и логопеда психолог. Их усилия направлены также на коррекцию, устранение речевых дефектов у ребенка.

    Поговорим о том, как работает детский психолог, как правильно выбрать специалиста для своего отпрыска. Какие вопросы задавать и как подготовиться к первой сессии. Каждый ребёнок уникален. Наблюдать за тем, как он растёт и развивается, учится ходить, говорить, устанавливает социальные контакты — занятие по истине увлекательное. Процесс обучения и созревания сложный и захватывающий одновременно.

    Развитие человеческого разума в детстве и подростковом возрасте имеет свои особенности. Исследования и применение теории на практике в этой сфере и являются полем деятельности профессионала. Иногда дети, как и взрослые, могут нуждаться в терапии. Развитие навыков решения проблем, управления стрессом и негативными эмоциями — это далеко не полный перечень того, чему может научить психотерапевт. Помощь из-за трудностей в школе, страха перед серьёзным событием (например, экзаменом), издевательствами или давлением со стороны сверстников. Квалифицированная поддержка в преодолении стрессовой ситуации или травмирующего опыта (болезнь, смерть близкого, развод родителей и т.д.). Борьба с психологическим или психическим расстройством. Причины обращения к специалисту могут быть разными.

    Стресс, проблемы в школе или с друзьями, серьёзные жизненные перемены? Вы обеспокоены его характером или поведением? Он беспокойный или раздражительный? Стоит ли идти к профессионалу? Для многих мам и пап обращение к консультанту перспектива довольно пугающая. И напрасно, своевременная помощь это в первую очередь проявление отцовской заботы, которая поможет снизить дискомфорт, улучшить отношения и стабилизирует эмоциональное состояние.

    Как найти хорошего детского психолога и какие вопросы задавать?

    Чтобы помочь вам с поиском, вот несколько вопросов, которые нужно задать специалисту.

    • Как вы обычно работаете с подобными проблемами?

    Важно сосредоточиться на том, чтобы помочь маленьким клиентам стать экспертами в области преодоления своих сложностей и научить их стратегиям борьбы с ними. Например, обучение лучше общаться, думать о ситуациях с другой точки зрения, обращаться к другим в естественном выражении, а не просто управлять разочарованием и укреплять уверенность в том, что они могут справляться с ситуациями, вызывающими беспокойство…

    • Как участвуют родители в терапии?

    Психолог — профессионал в психологии в целом, а вы, в частности, знаете вс` о вашем ребёнке и своей семье. Залог успешной работы — объединить эти знания и разработать пути для того, чтобы помочь конкретному малышу в данный момент. Чем младше клиент, тем активнее должны быть вовлечены мать и отец в терапевтический процесс. Для очень маленьких детишек, их папа с мамой — самые главные психотерапевты, именно они проводят с ним больше всего времени, именно вы будете помогать ему в реализации любых стратегий. Но даже со взрослыми детьми и подростками вклад семьи очень важен. Иногда на сессиях присутствуют все члены.

    Психотерапия не должна быть таинственной, и вы имеете право знать, как происходит работа. С другой стороны, дети также нуждаются в конфиденциальности, чтобы доверять эксперту, поэтому то, что пациент сообщает на приёме, не разглашается. Если есть что-то важное, что вы должны знать, специалист должен поощрять вашего отпрыска открыться вам или попросить у него разрешение рассказать. О серьёзной угрозе безопасности пациента консультант обязательно должен сообщить вам.

    • Как мы начнём?

    Есть смысл провести первую встречу без присутствия ребёнка. Это даст возможность специалисту задать необходимые вопросы, чтобы познакомиться с вашей семьёй, понять историю проблемы, узнать о сильных сторонах клиента. Легче получить всю эту информацию наедине. Во-вторых, эта сессия поможет понять? насколько вам подойдёт терапевт.

    Исследования показывают, что одно из самых важных условий эффективности психотерапии — это то, насколько клиент чувствует себя связанным с психологом. Подумайте, похож ли консультант на кого-то, с кем представляете своего сына или дочь.

    • Я думаю, что мой ребёнок будет нервничать из-за встречи. Как поговорить с ним?

    Волноваться и испытывать чувство беспокойства перед сессией вполне нормально для детей. Профессионал знает, как помочь чувствовать себя комфортно и понятно.

    Если вашему чаду нравится школьный советник, скажите, что это подобный специалист. Маленьким объясните что: "Это прекрасный человек, который помогает детям чувствовать себя счастливее и лучше ладить с семьёй и друзьями. Там также есть много игрушек".

    Со взрослыми детьми подумайте о том, чего хочет он или она, какую проблему решить? Какие области его или её жизни хотел бы улучшить? Проговаривание целей поможет быть более восприимчивым к терапии. (Однако эти цели не обязательно совпадают с вашими.)

    Вы также можете сказать: "Просто попробуй несколько сеансов и посмотришь". Старшим и подросткам будет полезно услышать, что всё, что они говорят терапевту, является конфиденциальным и не будет передано никому другому, в том числе родителям или другим врачам, без их разрешения — исключение — мысли о самоубийстве или нанесения вреда другим.

    • Как скоро следует ожидать улучшения?

    Это трудно предсказать, потому что люди меняются с разной скоростью. В целом, проблемы, которые являются более серьёзными, длятся в течение долгого времени или затрагивают многие области жизни, требуют больше времени для корректировки. Понадобится время, чтобы установить необходимый уровень доверия и безопасности.

    Кривая результата не всегда идёт по-прямой. Возможно улучшение, а потом спад на какое-то время. Всё может начинаться медленно, а потом шагнуть далеко вперёд. В среднем терапия длится 10-12 недель. Иногда проблема решается быстрее.

    • Подготовка к первому визиту

    Важно подготовить маленького клиента к сессии. Предоставить такую информацию до приёма, которая поможет установить тон, не дать малышу почувствовать себя изолированным или брошенным и обеспечить уверенность в том, что семья будет работать над проблемой вместе с ним.

    Предоставление дополнительной поддержки

    Пока ваш отпрыск справляется с эмоциональными трудностями, будьте рядом, чтобы выслушать, проявить заботу и предложить поддержку без суждения. Терпение очень важно, так как многие маленькие дети не могут вербализовать свои страхи и эмоции.

    Выделите время, чтобы обсудить заботы вашего чада. Чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы, выключите телевизор и не отвечайте на телефонные звонки. Это позволит сыну или дочке узнать, что он или она является вашим первоочередным приоритетом.

    • Говорите открыто и часто.
    • Покажите любовь и привязанность.
    • Подайте пример, заботясь о своих физических и эмоциональных потребностях.
    • Заручитесь поддержкой ближайших родственников, друзей и учителей.
    • Улучшите общение дома, проводите семейные встречи, играйте, готовьте вместе.
    • Независимо от того, насколько это сложно, установите ограничения на ненадлежащее или проблемное поведение. Попросите терапевта о некоторых стратегиях поощрения сотрудничества.
    • Поддерживайте контакт с психологом.
    • Будьте открыты для всех типов отзывов от вашего ребёнка и от терапевта.
    • Уважайте отношения между вашим дитём и терапевтом. Если вы чувствуете угрозу от этого, обсудите это с консультантом (не смущайтесь).
    • Наслаждайтесь любимыми занятиями или хобби вместе.

    Выявив сложности и обратившись за помощью на раннем этапе, вы можете помочь своему малышу и всей вашей семье — преодолеть трудные времена и вернуть счастье и благополучие.

    В каком возрасте и с какими проблемами сталкиваются дети?

    Если речь идет о младших детях до 7 лет, то чаще всего это проблемы неврологического характера, которые влияют на поведение ребенка. Он может быть раздражительным, агрессивным, непослушным, устраивать истерики. Также к распространенным проблемам этого возраста относятся резкая смена настроения, нарушение сна, задержка речевого развития или полный отказ от общения с другими. Если речь идет о младших и средних школьниках, то обращаются по поводу неуспеваемости в школе или из-за изменившегося поведения детей, потому что это этап активного взросления, входа в социум. В последнее время чаще обращаются старшие школьники с родителями на предмет употребления психоактивных веществ, и, в соответствии с этим, меняющимся не в очень хорошую форму поведением. Так называемые девиантные подростки, с которыми проводится психокоррекционная работа.

    Неуспеваемость в школе - это тоже психологическая проблема?

    Причины неуспеваемости в школе могут быть абсолютно разными, и некоторым даже в голову не приходит, что, например, особенности развития в неврологическом отношении их ребенка, особенности взросления могут отразиться на его успеваемости в школе, начиная с младших классов и выше. Как только появятся нагрузки, определенная ответственность за обучение, маленький человек начинает испытывать стресс. Он может не справиться с этой ответственностью, а родители скажут, что ребенок плохой, спишут проблемы в учебе на невнимательность, либо лень. Это не совсем так, могут быть объективные причины органического характера, связанные с развитием головного мозга или наличием проблем по неврологии.

    На что родители должны обратить внимание?

    Прежде всего родители, так как у них нет специальных знаний относительно психической сферы своего ребенка, должны обратить внимание на поведение, эмоции и физиологию. То есть поведение - это такой красный маячок, свидетельствующий о том, что что-то в жизни ребенка изменилось.

    Могут ли родители сами справиться с проблемой, не обращаясь к психотерапевту?

    Если это вопросы, которые касаются быта, каких-то внешних ситуаций, влияющих на ребенка, или проходящие проблемы, то есть неделю ребенок покапризничал, неделю появились особенности поведения, а потом все прошло, то можно не обращаться к врачу. Но если ребенок демонстрирует линию поведения, которая уже достаточно затянулась, то родители однозначно должны идти к специалисту, чем раньше это случится, тем легче помочь ребенку. Зачастую обращение в раннем детском возрасте связано не только с психологическими проблемами ребенка, но и с некоторыми проблемами его психосоматики, в том числе с неврозом или состоянием, которое ребенок приобрел в раннем, совсем раннем детстве, возможно даже в перинатальном периоде. Это все надо учитывать.

    Если на проблемы не обращать внимания, что произойдет с ребенком?

    Симптомы никуда не уйдут, они будут усиливаться с течением времени, будут еще больше видоизменяться, и не обратить на это внимание уже будет невозможно. К сожалению, очень часто так и происходит - родители думают, что все случайно, само по себе «рассосется» и пройдет. Приводят на консультацию 13-летнего ребенка с долго развивающимся измененным психологическим состоянием. Родители такое поведение заметили давно, но считали, что все само по себе должно пройти, потому что ребенок взрослеет, умнеет. Это неправильный подход к решению проблемы - мы всего лишь получим укоренившееся, достаточно стойкое состояние, которое нужно пролечивать и в психологическом плане, и, возможно, также в физиологическом.

    Какие методы используются при работе с детьми?

    Со средними и старшими подростками в основном беседа и психологические тесты. С маленькими детьми недостаточно установить стойкий вербальный контакт, поэтому чаще всего для маленьких детей используются проективные методы: рисунок, лепка, в эпизодах - беседа. При работе с младшими школьниками эффективны специальные тесты. Есть целая батарея тестов, которые определяют особенности поведения, мышления, помогают проверить все особенности центральной нервной системы, чтобы понять, что происходит с ребенком.

    Проводятся профилактические консультации для детей, хотя это достаточно трудоемкий процесс, как для ребенка, так и для специалиста. Обычно такое исследование необходимо, если есть специальные показания или направление от лечащего врача-невролога. Психотерапевт помогает определить основные психические функции, протестировать мышление, память, внимание.

    Хороший результат дает групповая терапия, много детских состояний, психосоматических и психоэмоциональных, корригируются групповой терапией. Чаще всего групповая терапия используется в работе со старшими подростками, у которых проблемы с нарушением коммуникаций в социуме, или с младшими школьниками, столкнувшимися с неуспеваемостью в школе. Группа более эффективна, потому что есть взаимодействие между членами группы одного возраста. Это всегда легче воспринимается ребенком, чем когда он один на один находится с доктором.

    Сколько в среднем требуется посещений?

    Смотря для какого ребенка и с чем он придет к психотерапевту. Если говорить в среднем, то я думаю до 10 сеансов нужно позаниматься. Процесс общения с детьми специфический и трудоемкий, невозможно долгое время посвятить такому взаимодействию, ребенок быстро устает. Обычно один сеанс длится 45 минут или 1 час, если ребенок может выдержать такой режим. Причем, одновременно даются рекомендации родителям, чтобы они имели представление, как двигаться вперед и как помогать своему ребенку выздоравливать. На консультации ребенок проводит час, а с родителями все оставшееся время дома, соответственно родители должны знать, что им делать и как правильно поступать со своими детьми.

    Могут ли родители пойти на консультацию без ребенка?

    Очень часто случается, когда родитель приходит без ребенка и считает, что привлекать детей к этому процессу не следует, а проблему можно решить самому родителю. Однако проблемы взрослеющих детей не могут быть решены только для взрослеющего ребенка или только для его родителя. Это процесс взаимный, то есть меняться должны все, потому что если речь идет о каких-то нарушенных семейных взаимоотношениях, или непослушании ребенка в семье, или о ребенке, который вдруг стал плохо учиться, грубить и хамить, то однозначно должна происходить работа с семьей. То есть тут невозможно сказать, что ребенок у Вас поступает так то, а Вы сидите и молчите, не принимайте в этом участие. Только с совместным участием детей и родителей можно что-то изменить в поведении ребенка.

    Проблемы детских неврозов надо решать как можно быстрее, до тех пор пока не возникли устойчивые болезненные привычки и болезненно-закрепившаяся форма поведения. В случае, если Вы заметили, что Ваш ребенок стал более нервным, тревожным и напряженным, у него появилась неуспеваемость в школе, изменился рисунок поведения, нарушились режимы сна и питания, то незамедлительно обращайтесь к детскому психотерапевту. Вы можете обратиться к специалистам нашей клиники, у нас проводится психокоррекционная работа с детьми. Мы поможем решить проблемы Вашего ребенка.