• Почему ребенок не есть прикорм. Что делать если ребенок не ест прикорм, секреты и хитрости

    Когда грудничку исполняется полгода, приходит время постепенно знакомить его со взрослой пищей: овощами, фруктами, кашами, кисломолочными продуктами и мясом. И здесь новоиспечённые мамы часто сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок не ест прикорм. Комаровский Евгений Олегович - известный педиатр - посвятил этому вопросу целую главу в своей книге и выделил основные тезисы для «подбора ключика» к желудкам маленьких гурманов.

    Показатели для введения прикорма

    По мнению Всемирной Организации Здравоохранения и ведущих педиатров, оптимальный возраст для прикармливания малыша новыми продуктами - 6 месяцев . К этому времени у большинства деток есть уже хотя бы один зуб, что также считают одной из причин готовности попробовать что-то ещё, кроме грудного молока или адаптированной смеси. Если грудничок не ест прикорм, может быть, он ещё не готов психологически или физиологически. Есть ряд параметров, по которым это можно определить:

    1. Кроха способен сидеть и удерживать ложку в руке.
    2. Наблюдается угасание рефлекса выталкивания пищи.
    3. Желудочно-кишечный тракт нормально реагирует на введение новых продуктов.
    4. Малыш проявляет пищевой интерес, стремясь попробовать что-нибудь со взрослой тарелки. Если ему это не удаётся - расстраивается и любыми способами продолжает попытки добыть мамину еду.

    Причины отказа от новой пищи

    Проанализировав факторы готовности крохи расширить свой рацион, можно выделить причины, по которым ребёнок отказывается от прикорма . Комаровский Е. О. объясняет плохую реакцию на новые продукты:

    Правила перевода на «взрослый стол»

    Чтобы свести к минимуму количество случаев, когда ребёнок не хочет есть прикорм, Комаровский сформулировал несколько тезисов . Следование им поможет сделать процесс знакомства с новыми продуктами обоюдно приятным для крохи и его родителей:

    1. Не стоит слишком рано начинать прикармливать. До полугода ребёнок получает все необходимые питательные вещества из грудного молока или смеси. Исключение составляют малыши, которым прикорм начинают раньше из-за слишком маленького веса.
    2. В независимости от того, питается ли ребёнок маминым молоком или адаптированной смесью, оптимальный возраст для начала дегустации со взрослых тарелок одинаков - 6 месяцев.
    3. Давать пробовать новые продукты малышу нужно, когда он здоров.
    4. Знакомство со взрослой едой должно происходить в домашней спокойной обстановке, когда нет причин для неудобства или стрессов. Если пытаться накормить малыша чем-то новым в гостях или путешествии, потом не стоит удивляться, почему он ничего не хочет есть.
    5. Прикорм нужно давать ребёнку, когда он действительно голоден, по принципу: сначала новая еда, затем - основная.
    6. Не нужно отчаиваться, если вопреки всем правилам, ребёнок не хочет есть прикорм. Что делать в таком случае? На время отложить этот вопрос, а затем снова регулярно предлагать новое блюдо. Можно есть то, что приготовлено для малыша, в его присутствии, это поможет пробудить пищевой интерес крохи.
    7. Расширение рациона следует начинать с одного продукта и далее добавлять по одному компоненту. Это необходимо для отслеживания возможной аллергической реакции и для того, чтобы не гадать, почему чадо не хочет, к примеру, есть кашу из 7 злаков, и какой именно ему не понравился.
    8. Переходить на прикорм следует постепенно. Перед вводом нового продукта одно из кормлений должно быть полностью заменено взрослой пищей.
    9. Не стоит спешить с расширением рациона. Интервал между дегустацией разных компонентов должен составлять не менее 5 дней.
    10. Оптимальный срок полной замены одного кормления взрослым блюдом - 7 семь дней. За это время порция еды с минимальной (20 г) постепенно увеличивается до рекомендованного объёма без особых усилий.

    Последовательность введения продуктов

    Среди педиатров и учёных-диетологов нет единого мнения касательно порядка продуктов в прикорме. Хотя в целом рацион грудничка общепризнан и должен состоять из:

    • овощных пюре;
    • творога и кисломолочных продуктов;
    • молочно-крупяных каш;
    • мясных (рыбных) блюд и яичного желтка.

    А вот схема введения продуктов может быть разной в интерпретации разных авторов.

    Педиатр Евгений Комаровский, отталкиваясь от наименьшей вероятности возникновения негативных реакций, рекомендует начинать с кисломолочных продуктов. Оптимально - с нежирного кефира или кефира с детской молочной кухни , приходящегося на второе кормление. Такой выбор объясняется способностью кисломолочных бактерий улучшать пищеварение, уменьшать вероятность кишечных инфекций и минимизировать нагрузку на незрелую печень грудничка.

    Для первой пробы достаточно двух-трёх чайных ложек. При отсутствии негативных реакций, порцию в течение недели следует увеличивать в геометрической прогрессии. На 4-й день в кефир можно подмешать творог, главное - выбирать свежий и качественный продукт. Можно добавить немного сахара, если в чистом виде ребенок отказывается есть.

    Для постепенной замены второго кормления педиатр советует выбрать молочно-крупяные каши, лучше начать с гречневой, овсяной и рисовой. Их можно как варить самим, так и покупать готовые - в отделах детского питания. Разницы в их полезности нет, ориентируйтесь на то, в каком виде каша больше нравится ребёнку. Самостоятельно готовить молочную кашу лучше, используя не коровье молоко, а детскую смесь.

    В возрасте 8 месяцев пришла пора пробовать овощи и фрукты . Начать можно с овощного отвара, овощного пюре, а фруктовые ввести позже. Затем в рацион следует постепенно включать супы на нежирном мясном бульоне, мясные и рыбные продукты, желток яйца.

    Не стоит зацикливаться на прикорме, все же он преследует цель не заменить еду сразу, а познакомить с ней.

    Большинство мам с нетерпением ожидают, когда малышу исполнится полгода. Ведь в этом возрасте можно вводить прикорм, а значит, порадовать кроху новыми продуктами, заботливо приготовленными блюдами. В этом - суть материнской натуры, проявление любви, эволюционное стремление накормить, которое является вторым по значимости для сохранения человеческого рода после необходимости согреть.

    В введении прикорма мама видит новые возможности для проявления ласки и заботы. Поэтому отказ со стороны малыша воспринимается с большим огорчением и даже опаской. При этом педиатры считают, что ничего экстренного не происходит.

    Причины отказа от еды

    С момента начала жизни ребенок получал вкусное и сладкое грудное молоко или безвкусную, но такую знакомую смесь. И вдруг в какой-то момент ему предлагают совершенно новую пищу. Ее вкус кажется неожиданным, необычным и не всегда привлекает ребенка.

    При этом знакомство с новыми продуктами у деток на грудном и искусственном питании происходит по-разному.

    • Груднички знакомы со вкусами пищи. В грудном молоке, которое детки употребляют ежедневно, содержаться вкусовые нотки продуктов, употребляемых мамой. Поэтому при использовании их же в качестве ознакомительного питания риск отказа куда меньше, чем нетрадиционных продуктов для маминого стола. Кроме того грудное молоко содержит пищеварительные ферменты, помогающие пище усваиваться. Если после приема нового продукта у крохи не возникло проблем с пищеварением, он с большим удовольствием будет кушать такую пищу и на следующий день.
    • Искусственники знают только вкус смеси. Считается, что приучить к прикорму искусственника проще, так как он всю жизнь получает пищу «чужеродную». Но здесь не все однозначно. Адаптированная смесь обладает вкусом нейтральным, и, попробовав новый продукт, малыш может его просто «испугаться». Он в любом случае будет более насыщенным, специфичным. Он может показаться слишком кислым (если речь идет о фруктовом ингредиенте) или резким (овощное пюре из капусты, тыквы). При этом на сладкие вкусы малыши обращают внимание быстро, поэтому блюда из сладковатых овощей или промышленные кашки обычно кушают с удовольствием. Таким образом, развивается избирательная любовь к прикорму: незнакомые до этого со сладким вкусом (в отличие от грудничков), искусственники кушают сладкие фруктовые пюре и каши, но отказываются от мясных блюд, рыбы, творога.

    Однако тип питания, которое получает ребенок, - лишь единичный аспект, влияющий на его отношение к прикорму. Куда более важными педиатры считают следующие факторы.

    Физиологическая готовность к прикорму

    Рекомендованные сроки по введению прикорма в шесть месяцев условны. У каждого малыша процесс «созревания» органов и систем происходит индивидуально и с разной интенсивностью. В частности, у деток на грудном вскармливании пищеварительная система становится более стабильной и зрелой для приема какой-либо иной пищи, кроме грудного молока, как раз к полугоду. А вот у искусственников и малышей на смешанном питании этот процесс происходит дольше. Поэтому ранние попытки мамы предложить новую пищу приводят к тому, что ребенок не есть прикорм. Его организм попросту еще не готов к нему!

    На физиологическую готовность должны указывать и такие факторы.

    • Малыш свободно сидит, держит ложку. Это важно с той точки зрения, что знакомство с прикормом должно происходить при непосредственном участии ребенка. Он не пассивный «зритель» процесса, он - его активный участник, который учится самостоятельно набирать в ложку пищу, доносить ее до рта, снимать ее губками и пережевывать.
    • Выталкивающий рефлекс уже угас. Примерно к полугоду у деток угасает рефлекс, побуждающий язык выталкивать любую густую и твердую пищу. Это говорит о том, что кроха физически готов к потреблению чего-то иного, чем молоко или смесь. Если все, что вы даете, вызывает рвоту или выталкивается изо рта язычком, вероятно, у вашего малыша угасание рефлекса еще не произошло. И с прикормом следует подождать.
    • Пищеварительная система реагирует нормально. Если употребление новых продуктов вызывает боль в животике ребенка, понос, повышенное газообразование, это говорит не о «нормальной реакции на незнакомую еду», а о том, что вы предлагаете ее ребенку рано, до момента созревания пищеварительной системы. Безусловно, малыш не может проводить ассоциаций дискомфорта в животике с каким-либо продуктом. Но интуитивно отказываться от такой «опасной» еды может вполне.

    Если ребенок 6 месяцев не ест прикорм, значит, он еще физиологически не готов к нему. Маме следует подождать и сделать новую попытку через пару недель. Важно делать это лишь в тот момент, когда кроха полностью здоров. Плохое самочувствие при ОРЗ, прорезывании зубов в большинстве случаев служит причиной отказа от еды.

    Психологические факторы

    Консультанты по грудному вскармливанию уверены, что к прикорму ребенок должен быть готов и эмоционально. Процесс потребления пищи вызывает живой интерес и желание попробовать самому - вот что значит эмоциональная готовность.

    В этом случае никаких проблем с употреблением новой еды не возникнет. Более того, ребенок будет хотеть ее кушать и получать от этого удовольствие. Причем разницы в типе питания в данном случае не существует: заинтересовать едой одинаково эффективно можно как грудничка, так и искусственника.

    В каких признаках заключается психологическая готовность? Их несколько.

    • Ребенок интересуется едой. Если он сидит у мамы на коленках во время семейной трапезы, то пытается дотянуться до содержимого тарелки и отправить его в ротик.
    • Кроха протестует, когда не получает продукт. Именно продукт, а не столовый прибор или, например, салфетку. Существует большая разница в интересе пищевом, где целью малыша является употребление еды. И в интересе предметном, когда крохе просто хочется повертеть в руках ложку или попробовать на зуб мамину чашку.
    • Ребенок не успокаивается, пока не получит продукт. Его сложно отвлечь от желаемого игрой, другим способом. Даже получив грудь, он вновь возвращается к тому, с чего начал: требует приглянувшуюся ему еду.

    Обычно пищевой интерес формируется в том случае, если ребенок с момента освоения навыка сидения регулярно проводит время за общим семейным столом. Когда он изо дня в день наблюдает, как ведут себя за столом члены его семьи, как они кушают разные продукты, как им это нравится, как они общаются между собой, проблема, что делать, если ребенок не ест прикорм, не возникает.

    Базовые принципы

    Всегда проще не допустить развития негативных явлений, поэтому остановимся на базовых принципах правильного прикорма.

    • Физиологическая готовность, пищевой интерес. Водить новые продукты следует только в том случае, если оба эти фактора наблюдаются у малыша.
    • Малыш здоров. Иногда бывает, что кроха активно кушал один или несколько продуктов, но вдруг ребенок перестал есть прикорм. При этом буквально «повис» на груди, ведет себя необычно, куксится, часто плачет. Причиной тому может служить болезненное прорезывание зубов, плохое самочувствие в результате заболевания, после вакцинации. После выздоровления привычный режим питания восстановится. Нужно лишь дать организму ребенка передышку на это время и не заставлять его есть.
    • Никакого насилия! Правильный прикорм - желанный. Если кроха отказывается от него, значит, у него нет пищевого интереса или в дело вступили физиологические факторы. Заставлять его кушать недопустимо, в противном случае факт приема пищи будет восприниматься им негативно. И проблема «накормить» станет образом питания в вашей семье.
    • Не перекармливайте. Распространена ситуация, когда ребенок начал пробовать какие-то продукты и даже стал хорошо кушать какой-то из них. И мама решает довести его до «рекомендованной нормы», ежедневно готовит 180 граммов пюре или каши и побуждает ребенка непременно съесть все, что было приготовлено. В результате через несколько дней малыш начинает отказываться от понравившейся ранее еды вовсе. И дело не в том, что ему не нравится вкус. А в том, что любимое раньше блюдо приобрело для него негативный окрас: ребенок уже был сыт и не хотел больше кушать, но пришлось по настоянию мамы съесть все, как «указано в нормах».

    Существующие нормы, для удобства предлагаемые по месяцам в табличках, - вовсе не руководство к действию. Они дают общие рекомендации, какие продукты и в каком возрасте следует предлагать ребенку. И показывают, больше какой нормы ребенок не должен есть, чтобы избежать перекорма. При этом предусматривается, что в рационе обязательно сохраняются грудное молоко или смесь.


    При грудном вскармливании

    Что делать, если ребенок отказывается от прикорма при грудном вскармливании или, например, не есть овощной прикорм, ограничиваясь только кашей или фруктовым пюре? Ничего, отвечают консультанты по ГВ.

    Согласно рекомендациям ВОЗ, главной пищей малыша до года должно оставаться грудное молоко. Его огромная польза сохраняется и в дальнейшем, до двух лет. Но сейчас, когда кроха не достиг и годовалого возраста, именно молоко служит его основным источником пищи. А любой прикорм, хоть мясной, хоть крупяной, носит ознакомительный характер.

    В возрасте года малыш должен получать лишь двадцать пять процентов питательных веществ из сторонних продуктов, а основную массу - семьдесят пять процентов исключительно из грудного молока. Есть данные, что до восьмимесячного возраста молоко мамы покрывает абсолютно все пищевые и энергетические потребности ребенка. Пока вы кормите грудью по требованию, вы можете быть уверены, что ваш малыш обеспечен всем необходимым.

    Поэтому даже если ребенок 9 месяцев плохо ест прикорм, расслабьтесь, не нервничайте, и действуйте по обстоятельствам. Нравится ему определенный вид кашки? Хорошо, вот его и кушайте. Попробовали кусочек мяса и выплюнули? Предложите его через неделю, а потом еще раз через неделю.

    Восприятие еды формируется у малыша не в один момент. Исследования ученых показали, что склонность к тому или иному продукту возникает, если человек попробовал его достаточное количество раз. Не один и не два, а двенадцать-пятнадцать. Поэтому чтобы знакомство с мясом или, например, творогом состоялось, следует периодически давать его на пробу.

    Правильные действия мамы, спокойное и внимательное отношение к потребностям и желаниям малыша дадут свои плоды. Обычно груднички начинают кушать весь спектр рекомендованных им продуктов далеко не в шесть или восемь месяцев, а в год и чуть старше. При сохранении грудного вскармливания это нормально.

    При искусственном вскармливании

    Конечно, ценность грудного молока для ребенка многократно выше, чем смеси. Но спешить переводить искусственника на взрослый стол также не стоит. До года именно смесь должна служить поставщиком необходимых веществ для его роста и развития, а другие продукты носят лишь ознакомительный характер.

    «Не переживайте, если малыш не воспринимает иную пищу, - советует педиатр Татьяна Семенченя. - Получать удовольствие от еды он научится со временем, и только в том случае, если будет видеть достойный пример со стороны родителей. Не настаивайте на новых продуктах, остановитесь на чем-то одном».

    • Не стремитесь разнообразить меню. Нормально, если каждый день кроха будет кушать один вид фруктового пюре или каши. Не давайте его много, пусть количество составляет несколько чайных ложечек.
    • Убедитесь, что пища не горячая и не холодная. Такая обычно не нравится деткам.
    • Придерживайтесь режима. Каждый день предлагайте кашу утром в одно и то же время. А в обед - овощное пюре. Так вы сформируете привычку питаться правильными продуктами.
    • Наблюдайте за вкусами малыша. Обычно детки с удовольствием кушают гречневую и кукурузную каши. Малыши постарше любят овсянку. Одни уплетают кабачковое пюре, а другие кушают овощи в виде супчика. Вкусовые предпочтения являются отражением окружающей среды, в которой живет ребенок. Он с интересом относится к тому, что кушают родные, и с недоверием к незнакомым на вид блюдам.

    Если ребенок не есть прикорм до года или объем его очень мал в общем рационе, паниковать не следует. Грудное молоко или смесь остаются основной пищей в этом возрасте. Другие продукты должны приносить ребенку радость, желание их попробовать, что обеспечивается формированием пищевого интереса и правильных пищевых привычек.

    Всегда берите малыша за стол, не навязывайте еду, поощряйте инициативу по самостоятельному поеданию блюда. Постепенно он перейдет к обычному рациону вашей семьи. Но случится это ближе к полутора годам.

    В любом случае когда и чем кормить грудничка, решают родители. Существует ряд признаков, которые свидетельствуют о готовности малыша к новой взрослой пище:

    • Ребенок самостоятельно сидит;
    • Малыш интересуется взрослой пище;
    • Грудничок не отталкивает, а иногда даже тянется к ложке;
    • Младенец не наедается только грудным молоком;
    • У малыша уже появились первые зубки.

    Учтите, что при определенных обстоятельствах начинать прикорм нельзя. Например, если ребенок болеет или испытывает сильный стресс. Нельзя прикармливать грудничка если предстоит переезд или долгая разлука с мамой, если режутся зубки. Но что делать, если время приучения к взрослой пище пришло, но ребенок отказывается от прикорма?

    Причины отказа

    • Ребенок не готов к принятию взрослой пищи. Если малышу исполнилось полгода, не значит, что сразу же нужно вводить прикорм. Многие дети начинают пробовать новую еду только после 7-8 месяцев. В этом нет ничего страшного, ориентируйтесь на самочувствие и развитие малыша;
    • Новая еда кажется не вкусной. Пробуйте различные варианты блюд. Пусть ребенок распробует вкус и выберет то, что нравится;
    • Слишком горячая или твердая пища. Еда для прикорма должна быть комфортной температуры и мягкой консистенции;
    • У грудничка режутся зубки. В этот период нельзя вводить прикорм;
    • Сильная жара. Эксперты не рекомендуют начинать прикорм в жаркое время, в периоды вспышки инфекционных заболеваний;
    • Ребенок может испугаться из-за сильного желания мамы накормить новой пищей. Не кормите и не вталкивайте ложку с едой насильно;
    • Новая еда начинает полностью заменять грудное молоко. Нельзя отказываться от грудного вскармливания при введении прикорма. Ребенок должен знать, что мамино молоко никуда не исчезло, что он может кушать и то, и другое. Врачи рекомендуют, завершать кормление грудью в 1,5-2 года. Однако это зависит от протекания лактации, готовности малыша и мамы. Некоторые дети прекращают кушать грудном молоко в 6-12 месяцев, а некоторые едят и в 3 года;
    • Новый продукт вызывает аллергическую реакцию. Внимательно следите за самочувствием малыша после введения нового блюда. Хватает двух суток понять, есть ли у ребенка аллергия или нет. При негативной реакции уберите продукт из меню;
    • Заболевание малыша. Это грипп или простуда, боли в животике, температура и другие негативные моменты. В данном случае нужно правильно поставить диагноз и начать лечение. Для этого обратитесь к специалисту;
    • Некачественная еда не только становится причиной того, что ребенок отказывается от прикорма. Она приводит к сильному отравлению, вздутию, нарушению стула и проблемам с пищеварением. Внимательно следите за качеством еды!


    Что делать

    Ребенок не хочет есть прикорм, у малыша аллергия или нарушение стула – частые проблемы при введении первого прикорма. Что делать в данном случае кормящей маме?

    Прежде всего, определите причину отказа от еды. Если это болезнь или нарушение работы пищеварения, покажитесь к врачу и начните лечение. При аллергической реакции исключите аллергенный продукт из питания на 1-2 месяца.

    Не заставляйте ребенка есть насильно, если от категорически отказывается от прикорма. Насильным кормлением вы только усугубите проблему, малыш будет негативно воспринимать процесс или бояться прикорма. Наберитесь терпения, сделайте перерыв в 7-10 дней и снова предложите малышу еду.

    10 способов наладить прикорм грудничка

    1. Новое любо или новый продукт давайте на голодный желудок;
    2. Соблюдайте режим питания, не кормите малыша насильно или если он сыт. Пусть ребенок проголодается;
    3. В первые каши и пюре добавляйте немного грудного молока или молочной смеси, которую кушает малыш;
    4. Если ребенку не понравилось одно блюдо, предложите другое. Выясните вкусовые предпочтения малыша. Одни дети любят овощной прикорм, другие – каши, третьи – творожок с кефиром. Не забывайте, что овощи и каши тоже бывают разными;
    5. Когда одно блюдо не понравилось, предложите новое, а к этому вернитесь через 7-10 дней;
    6. Вводите новые блюда постепенно. Кормите малыша одним пюре в течение недели и лишь затем переходите к другому. Не забывайте следить за состоянием малыша и реакцией на новые продукты;
    7. Используйте методику педагогического прикорма. Сажайте малыша за стол, показывайте и рассказывайте, какая вкусная взрослая еда. Можно дать попробовать несколько крупинок еды (микродозу) с собственной тарелки;
    8. Помните, что насильный прикорм не поможет. В некоторых случаях он окажет обратный эффект. Важно, чтобы ребенок кушал с удовольствием;
    9. Не отвлекайте ребенка игрушками или мультфильмами, иначе сформируется неправильная привычка кушать за игрой, телевизором или компьютером;
    10. Не кормите ребенка незаметно. Незаметное кормление не принесет пользы, пища будет хуже перевариваться.


    Как приучить ребенка к взрослой еде

    Независимо от того, что вы даете в первый прикорм грудничку, начинайте с малых доз. Овощное ли это пюре, как рекомендует большинство педиатров, или молочные продукты, как советует доктор Комаровский.

    Первая порция должна составлять одну чайную ложечки прикорма. Кормить лучше в утреннее время между вторым и третьим грудным вскармливанием. Постепенно увеличивайте дозировку, к концу месяца после начала прикорма порция должна достигать уже 150 грамм. При этом прикорм лучше разделить на несколько приемов. Помните, что новая пища должна доставлять малышу удовольствие!

    Постепенно заменяйте кормление грудью на прикорм, но не отказывайтесь от грудного вскармливания сразу! В первое время давайте малышу пюре из брокколи и цветной капусты, картофеля, тыквы и кабачков. Выбирайте овощи желтых светлых оттенков. Однако при отсутствии аллергии подойдет и морковь.

    Также с полугода можно давать овсяную, гречневую, рисовую и кукурузную каши на воде. Молочные каши, манную, пшенную и перловую крупы не рекомендуют давать детям до года.

    Прикармливать грудничка нужно только с чайной ложечки. Приучайте ребенка к столовым приборам, как можно раньше. Поэтому если вы вводите докорм при грудном вскармливании или допаиваете грудничка, используйте ложку. Подходящим вариантом станут одноразовые пластиковые ложки за счет стерильности и безопасности. Кроме того, можно выбрать интересный цвет и привлечь малыша.

    Для прикорма используют и обычные ложки. По размеру сначала берут кофейную и затем переходят к чайной. Если ребенок отказывается от прикорма с ложки, не используйте соску. Разрешите малышу взять еду самому руками. Затем дайте ложечку в руку. Наберитесь терпения, постепенно он привыкнет к столовому прибору.


    Рождение ребенка — самое важное событие в семье. Меняется жизнь, привычки, все становится с ног на голову. Но как же интересно и радостно наблюдать, как малыш растет и развивается. Первые улыбки, первое агу. Через полгода после рождения пора разнообразить и рацион малыша. Родители стараются дать младенцу самое лучшее и полезное. Что делать, если ребенок не ест прикорм, знают не все мамы. Это распространенная проблема. Попробуем разобраться.

    Выделяют два метода прикорма:

    1. Педиатрический. В основе этого метода однокомпонентные густые блюда — фруктовые или овощные пюре, . Пища готовится для ребенка отдельно, без добавления соли, сахара и усилителей вкуса. Учитываются вкусовые предпочтения грудничка.
    2. Педагогический. Введение прикорма маленькими порциями. Пищу ребенок получает со стола взрослых. Продукты не перемалываются. Главное — не покормить, а познакомить с пищей, вызвать интерес.

    Правила введения продуктов в рацион крохи:

    • вес ребенка от рождения прибавился в два раза;
    • малышу исполнилось полгода;
    • кроха проявляет живой интерес к еде, активно открывая ротик.

    На заметку! Если кормление было не грудное, а искусственное, прикорм можно начинать вводить с 5 месяцев.

    Чтобы не навредить, соблюдают правила:

    1. Новая еда однокомпонентная. Нельзя смешивать несколько видов продуктов, чтобы избежать рвоты, поноса, запора и аллергии.
    2. Продукт вводится небольшими порциями.
    3. Новая еда на безмолочной основе.
    4. При низком уровне гемоглобина (анемии), необходимо увеличить временной промежуток между приемами пищи с высоким содержанием кальция и железосодержащими продуктами. Кальций замедляет усвоение железа.
    5. Предпочтительно, чтобы продукты были гипоаллергенными.

    Дается при утреннем кормлении. Мама в течение дня должна наблюдать за состоянием ребенка.

    Реакции организма, требующие прекратить введение нового продукта и обратиться к педиатру:

    • рвота;
    • понос;
    • сыпь;
    • усиленное газообразование;
    • запор;
    • температура;
    • диатез.

    Новый продукт вводится через две недели после введения предыдущего.

    Причины отказа от еды

    Кажется, что все правила соблюдены, но ребенок отказывается есть прикорм, ревет, давится и выплевывает еду. В чем причина такого поведения, необходимо разбираться.

    1. У ребенка прорезываются зубки. В этот период малыши особо чувствительны и капризны.
    2. Болезнь. Так же, как и в момент прорезывания зубов, такой период не самый удачный для введения прикорма.
    3. Прикорм ребенок не хочет есть, потому что не распробовал еду, не понял вкуса. В таком случае младенцы предпочитают вернуться к привычному и самому лучшему материнскому молоку.
    4. Первый прикорм был сладким. Попробовав сладкую еду, новорожденные плохо воспринимают полезные, но не сладкие продукты.
    5. Кормление через силу. Если первое кормление было слишком напористым, то малыш мог испугаться, и все последующие попытки его накормить будут вызывать негативную реакцию.
    6. Жаркое время года. Летом и взрослые не очень-то активно едят, что уж говорить о младенцах.
    7. Неудачная первая проба. Если еда при первом кормлении была горячей, горькой, слишком густой — малыш будет воспринимать всю еду невкусной и неправильной.

    Не всякий продукт может быть первым. Какие продукты предпочтительнее в качестве первой еды:

    1. . Это может быть самостоятельно приготовленная каша в домашних условиях или купленная в магазине детского питания. Первые каши — гречневая и рисовая. Они богаты витаминами и микроэлементами, благоприятно влияют на пищеварительную систему, легко усваиваются. Готовят каши на воде, грудном молоке или смеси, присутствующей в рационе грудничка.
    2. Овощи. Они отвариваются в воде и измельчаются в пюре. Для первых овощных пюре категорически запрещено использовать мясной или рыбный бульон. Нельзя добавлять специи и усилители вкуса — соль, сахар, фруктозу, мед. Добавление таких продуктов влечет за собой риск возникновения аллергии. Масло в первых пюре не рекомендуется. Первые пюрешки готовят из кабачка, картошки, цветной капусты. Никаких ярко окрашенных овощей использовать нельзя.
    3. Фрукты. Такой продукт не проходит термическую обработку. Фрукты вкусные и полезные, но кормить грудничка фруктовым пюре не совсем правильно. Во-первых, повышается вероятность возникновения аллергии, а во-вторых, после сладкого не захочется кушать пресное, соленое. Первые фрукты — зеленые яблоки, бананы.

    Только правильное введение новых продуктов позволяет приучить ребенка к новой пище.

    Причины для беспокойства

    Детский рацион не очень разнообразен, поэтому каждый новый вкус должен вызывать у малыша интерес. Но ребенок отказывается есть прикорм. Возможно, грудничок испытывает боль в животе или от прорезывания зубов. А может просто отвлекся на яркую игрушку или чей-то знакомый голос, или температура блюда не подходит. Малыши привыкли к температуре материнского молока, поэтому существенная температурная разница может вызвать отказ от еды. Для первых раз температура пищи должна быть 37 градусов. Ложку желательно оставить в блюде, чтобы она тоже нагрелась.

    На какие тревожные звоночки стоит обратить внимание:

    1. Ребенок стремительно теряет вес.
    2. После каждого вскармливания малыша обильно рвет.
    3. Малышу уже больше года, но ребенок совершенно не хочет есть прикорм.
    4. Ребенок плохо ест , но постоянно требует кушать.

    В перечисленных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

    Ошибки молодых родителей

    Новоиспеченные мамы и папы сильно переживают, когда ситуация с кормлением отличается от общепринятых норм. А вдруг с ребенком что-то не так? И тут совершается очень много ошибочных действий:

    1. Родители пичкают малыша через силу. Такой метод абсолютно неправильный. Он не только не способствует возникновению пищевого интереса, но и вызывает стресс у грудничка.
    2. Танцы с бубнами. Папа, бабушка или дедушка танцуют вокруг крохи, прыгают, как обезьянки, гремят погремушками, и, когда малыш все же откроет ротик, мама быстро запихивает в него еду. Метод действенный, но кроха может подавиться. Да и выплюнуть еду назад ничего не мешает.
    3. Сладкое. Младенец ничего не ест, так пусть съест хоть что-то. Неверное решение. После употребления сладостей, будь то яблочко, детское печенье, уговорить съесть что-либо другое будет сложно.
    4. Однообразие. Однажды малыш съел всю порцию вареной картошки, на следующий день чуть меньше, но все же поел, а через неделю отказывается от любимой пищи. Ребенок опять не ест прикорм — что же делать? Попробуйте сами питаться одной только вареной картошкой всю неделю. Пища должна быть разнообразной.

    Решение проблемы

    Главное — не паниковать. Не всякий отказ от первого прикорма является проблемой. Если малыш не готов к новой еде, торопить его не нужно. Если выплевывает цветную капусту, пусть попробует кабачок. Грудничок перестал кушать тот или иной продукт — стоит предложить другой. Очень важно прислушиваться к ребенку, а не бездумно стремиться к стандартам.

    Чтобы новая пища показалась ребенку привычной и вкусной, необходимо добавить в нее немного грудного молока или смеси, присутствующей в рационе крохи с первых дней. Давать прикорм следует проголодавшемуся ребенку, а не после того, как он только бросил грудь. Но нужно учесть, что начинать кормление с прикорма, когда младенец очень голодный и плачет, небезопасно. Грудничок может подавиться. Не стоит запрещать брать еду руками. Трогая пищу, малыш привыкает к ней, интересуется и инстинктивно тянет в рот.

    Первый прикорм — процесс психологически сложный для мамы и ребенка. Рекомендации психологов:

    1. В первую очередь, не стоит насильно кормить ребенка. Если с первых дней отбить пищевой интерес, то дальше будет только хуже.
    2. Важно подавать пример. Если едят взрослые, значит, будет есть и ребенок.
    3. Педагогический метод прикорма очень действенный. Угостив кроху микродозой взрослой пищи со своей тарелки можно быстро привить ему пищевой интерес. Главное, чтобы еда была полезной и свежеприготовленной.
    4. Не нужно следовать стандартам. У одних малыш интересуется едой в 5 месяцев, а другие терпит неудачу и в 10 месяцев.

    Педиатры утверждают, что прикорм необходимо вводить в 6 месяцев, ребенок должен пить и есть определенное количество продуктов, не стоит паниковать. Когда придет время, грудничок начинает кушать.

    Приучаем ребенка к твердой пищи

    Любой продукт вводится малыми порциями. Это позволит выявить аллергию и предотвратить неприятные последствия — колики, понос, рвоту или запор.

    Схема первого прикорма:

    • 1-й день — 1 чайная ложка + грудное молоко;
    • 2-й и 3-й день — 3 чайных ложки и докормить привычным маминым молоком или смесью;
    • 7-й день — 15 чайных ложек + грудное молоко или половина нормы смеси;
    • 10-й и последующие дни — полноценная замена одного кормления.

    Через две недели по такой же схеме вводится новый продукт. Постепенно заменяется грудное кормление твердой пищей. Продукты, воспринимаемые организмом правильно, можно комбинировать — это разнообразит рацион грудничка.

    Внимание! Грудное кормление принято осуществлять по требованию ребенка, но при введении твердой пищи ситуация меняется. Рекомендуется кормить ребенка по графику, чтобы избежать набора лишнего веса.

    Главное при введении первого прикорма — найти с ребенком взаимопонимание. Прислушиваясь к малышу, его вкусовым предпочтениям и интересам, мама приучит кроху к твердой пище без стрессов и истерик.

    Нередко встречаются ситуации, когда ребенок не ест прикорм. Поэтому лучше заранее выбрать сроки и схему введения взрослой пищи, ознакомиться с различными вариантами блюд, правилами их приготовления.

    Начинать прикорм следует постепенно, чтобы минимизировать возможные проблемы со стороны неокрепшего желудочно-кишечного тракта.

    Основные причины отказа от прикорма

    Первые дегустации не всегда проходят гладко.

    Причиной тому могут послужить следующие факторы:

    Слишком ранние попытки прикармливания (в 3-4 месяца);

    В возрасте 7-8 месяцев еще могут срабатывать младенческие рефлексы;

    Возможно сформировались отрицательные ассоциации с началом прикорма, если ребенка заставляли кушать или в тот период было плохое самочувствие;

    Может проявлять характер, протестовать, если не нравится вкус конкретного ингредиента.

    Общепринятый возрастной ориентир – 6 месяцев, по весу – от 6,5 кг. Любые эксперименты с питанием ранее 4-х месячного возраста не рекомендуются.

    Подобная спешка может навредить здоровью, так как организм ещё не вырабатывает необходимые ферменты для усвоения незнакомых ингредиентов.

    Ребенок не готов к прикорму с точки зрения физиологии

    Изменение пищевого рациона сопровождается сложностями, если малыш не готов по физиологическим параметрам.

    Определить готовность можно по признакам:

    Ребенок уверенно сидит, может держать ложку руками.

    Данные умения позволяют малышу принимать активное участие в процессе, сидеть за общим столом.

    При употреблении твердой пищи не наблюдается ее рефлекторное выталкивание языком обратно.

    Если ребенок выплёвывает комочки еды либо кормление вызывает рвоту, значит нужно сделать перерыв на две-три недели и повторить попытку.

    Отсутствуют негативные реакции со стороны пищеварения.

    Организм готов, если не появляются болевые ощущения, вздутие живота, расстройство стула, высыпания на поверхности кожи.

    Недостаточная зрелость психологических показателей

    Явным проявлением недостаточной психологической подготовки к взрослому меню считается отсутствие пищевого интереса, когда малыш не стремится попробовать еду мамы или папы.

    Психоэмоциональная зрелость быстрее формируется у детей, в чьих семьях принято обедать вместе за одним столом. Ежедневное наблюдение за взрослыми приобщает ребенка к новым условиям и значительно упрощает первичный этап прикармливания.

    Параметры психологической зрелости:

    Активная демонстрация интереса к пище в тарелке взрослого.

    Ребенок просит и пытается самостоятельно брать кусочки еды, с удовольствием их съедает.

    Всячески проявляет свое недовольство, если родители игнорируют его просьбы.

    Важно отличать желание поиграть с кухонными приборами от заинтересованности в еде.

    Малыша невозможно ничем отвлечь от понравившегося блюда, отказывается от груди и любимых игрушек, пока не получит желаемое.

    Правила и методы преодоления сложностей

    Если малыш здоров и готов по основным параметрам к прикорму, можно предложить попробовать половину чайной ложки овощного пюре или каши.

    Фрукты – не лучший вариант для первых блюд. Есть вероятность, что после сладкого, малыш не захочет кушать что-то другое.

    Детям с нормальной массой тела принято начинать прикорм с овощей, при недоборе веса – с каш.

    Доктор считает такой переход самым оптимальным и комфортным по причине наибольшего сходства кефира с молоком.

    При отсутствии негативных реакций на продукт, необходимо с каждым днём увеличивать порцию, добавляя по одной ложке, пока не получится выйти на порционную норму по возрасту.

    Для формирования правильных пищевых привычек, недопустимо заставлять ребенка есть то, что ему не нравится. Тактика принуждения вызывает обратную реакцию, малыш может совсем отказаться от прикорма.

    С момента ввода первой ложки и до выхода на стандартную порцию, следует вводить только по одному продукту, не смешивая несколько ингредиентов.

    Поочередное знакомство с разной пищей позволяет наблюдать за реакцией организма, вовремя определять источник аллергии.

    Правильные действия родственников помогают упростить процесс ввода нового меню. К наиболее действенным способам относятся:

    Совместные трапезы в семейном кругу;

    Пробовать пищу лучше на голодный желудок;

    Стоит поэкспериментировать с самостоятельным приготовлением блюд либо приобретать разнообразные виды магазинного питания;

    При отказе от одного продукта, предлагается альтернативный вариант, приближенный по составу.

    Рекомендации по вводу взрослой еды для различных типов вскармливания

    Мнение, что есть существенные отличия в схеме перехода с естественного либо искусственного вскармливания к твердой пище, ошибочное.

    У детей на грудном вскармливании немного легче усваиваются пищевые продукты, благодаря специальным ферментам из материнского молока.

    Развитие пищеварения у детей на смеси происходит с небольшим отставанием.

    В обоих случаях следует начинать прикорм с маленьких порций, ориентируясь на особенности развития конкретного малыша, чтобы избежать сбоев в работе пищеварения.

    Родителям, которые обеспокоены отказом малыша от прикорма, нужно понимать главную задачу прикармливания – знакомство с твердой едой для комфортного перехода на взрослый стол.

    Не стоит переживать, если годовалый малыш признает только овощи или каши, а от мяса отказывается.

    Следует предлагать продукт позже, через некоторое время аппетит наладится.

    Нет необходимости начинать прикорм ранее полугодовалого возраста для детей на искусственном вскармливании.

    Современные смеси адаптированы к употреблению самыми маленькими детьми.

    Состав питания максимально приближен по свойствам к грудному молоку, удовлетворяет все потребности растущего организма.

    Опытные мамы имеют в своем арсенале маленькие хитрости, с помощью которых легче преодолеть любые проблемы с прикормом.

    Если малыш не хочет кушать ложкой, не нужно настаивать. Первое время дети часто берут еду руками. Легче привлечь внимание, используя столовые приборы ярких цветов с детским дизайном.

    Иногда в пресную кашу добавляют немного грудного молока или смеси, чтобы сделать вкус еды более привычным.

    То же самое можно делать с пюре из овощей, если в чистом виде ребенок его не ест.

    Главный принцип при возникновении трудностей с прикормом – это терпение.

    Для безопасного знакомства с новыми пищевыми продуктами необходимы поэтапные и согласованные действия всех родственников.