• Теория и сущность методики сесиль лупан. Сесиль Лупан - Поверь в своё дитя Лупан методика раннего развития в домашних условиях

    Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. Сесиль Лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. Сесиль опробовала методику Глена Домана на своих детях, но у нее не все получилось.

    Она отошла от жестких принципов Домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними Сесиль Лупан описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя»». Во Франции Сесиль Лупан основала общество с таким же названием. В настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.

    Биография

    Сесиль Лупан (в девичестве Браи) родилась в 1955 году в Монсе (Бельгия). Она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. Но уже тогда Сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение - воспитание и развитие своих будущих детей. «Мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», - считала Сесиль.

    Со своим мужем – Виктором - Сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – Галя, в 1983 – дочка Селина.

    В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей

    О методике Сесиль Лупан

    В начале своего материнства Лупан заинтересовалась методикой Глена Домана и даже побывала на его семидневном семинаре в Америке. Воодушевившись идеями и энтузиазмом Глена, Сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой Галей математическими карточками с точками. Но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. Вскоре Лупан отошла от методики Домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:

    Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

    Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

    Не надо проверять своего ребенка;

    Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

    Исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, Лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.

    Лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у Домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у Монтессори). И опять же не загружать мозг детей информацией, как советует Доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. Т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.

    Основной принцип методики Сесиль Лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.

    Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает Лупан.

    И конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. Нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. Дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.

    «И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге Сесиль Лупан.

    Рождение второй дочери показало Сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. Ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. Поэтому Лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.

    В книге Сесиль Лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.

    Игры и упражнения в первый год жизни (по книге Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя» )

    Первый год – очень важный этап в жизни человека. В течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:

    1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. Нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать

    2. Стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. Стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.

    Зрение

    Состояние высвобожденной двигательной активности . Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
    Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
    Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
    Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок - независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. Как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
    Зеркала. Поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
    Мобиль. Прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. "Шахматная доска". Когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки - черные и белые. Это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
    Иллюстрированные карточки. Подготовьте карточки размером 3030 см. На одних карточках нарисуйте кружки, на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). Разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

    Слух

    Приучайте малыша к звуковым контрастам. Вы должны много петь ребенку. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
    Высокие и низкие звуки. Заставьте ребенка почувствовать различие между ними. Например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
    Кассеты. Ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. Однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

    Осязание и хватание

    Заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. Массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

    Лоскутное одеяло. Сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). Дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он "тренировал" свое осязание.
    Яркие рукавички. Чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. Для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
    Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

    Вкус и обоняние

    Запахи растений. Сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). Затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
    Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
    Использование в качестве игрушек различных вещей. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода - чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

    3. Поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.

    Особое место в развитии ребенка уделяется двигательной активности.

    При рождении

    Кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.
    Положение на животе. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). Положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
    Наклонная плоскость. Это гладкая доска (150100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. Посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. Упражнение делается под наблюдением взрослого.

    Гимнастика:

    Скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. Повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;

    Сделайте то же самое упражнение, но для ног;

    Затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;

    Пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;

    Положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;

    Положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. Желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. Это предотвратит удар.

    В период между первым и четвертым месяцами

    Манеж препятствует развитию подвижности. Рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. Нужно организовать в комнате для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.
    Равновесие. Стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. Поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки.
    Положение на четвереньках. Когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.
    Гимнастика. Упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. Очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. Если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. Если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще.

    Период между четырьмя и двенадцатью месяцами.

    Положение стоя. Поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. Нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. Разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.
    Свободное перемещение. Малыш уже вырос и может сам ходить по дому. Подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. Ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.
    Побуждение к ходьбе. Во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. Когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки.
    Лестница . Если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.
    Большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.
    Равновесие - чрезвычайно важный фактор. Для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим. Не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед.
    Брахиация - это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. К этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. Ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.
    Гимнастика.

    Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. Меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;

    Вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;

    То же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;

    Возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;

    То же упражнение, но держа ребенка за ноги;

    То же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;

    Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

    Большой пляжный мяч. Положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. Схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.
    Кувырки. Научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. Когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.
    Ходьба на руках. Переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. Потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.

    4. Заложить основы языка.

    Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.

    Объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. Описанные ниже упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года:
    Части тела. Сеансы массажа и тактильной стимуляции - самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела.
    Знакомые предметы – называйте их и рассказывайте о них.
    Иллюстрированные карточки для визуального стимулирования – называйте изображенное и рассказывайте о нем.
    Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т. п.
    Детская речь - взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи.
    Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.), а потом побуждайте его повторять их. Таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
    Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. Все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: "Котя-котенька-коток", "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." и т.п.

    В следующей статье будут приведены примеры игр и упражнений Сесиль Лупан для детей 1-6 лет.

    Нравится

    Сесиль Лупан известна многим мамам, как мама-автор методики развития и , в которой она описывает индивидуальный подход к развитию своих дочерей. В своей биографии она указывает, что оставила карьеру актрисы, посвятив себя воспитанию детей. Возможно этот шаг у кого-то вызовет симпатию к автору, но признаться меня это не трогает. В статье я даю свою оценку пригодности подхода Сесиль.

    Начну с того, что эта статья не для экзальтированных родителей, которые использование любой методики раннего развития воспринимают за великое благо. Я в этом отношении придивчива. Мое мнение насчет подхода и автора однозначно — Сесиль в маразме ! (для ярых сторонников Сесиль поясняю: Сесиль с её крайне перегруженной программой просто не дала своим детям развиваться гармонично, как и многие другие родители, которые чрезмерно увлекались/ются различными методиками. Более подробно об этом с мнениями специалистов читайте в посте: ) Для того чтобы читатели могли сами оценить масштаб катастрофы и составить свое мнение относительно её подхода, я привожу в статье в сжатом виде нагрузку рекомендуемую Сесиль для малышей. Книга «Поверь в свое дитя» (предполагаю, что это единственный труд Сесиль который был опубликован), состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития, в том числе Домана, опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.

    Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по возрастам

    • Интересный факт, сама Сесиль в книге пишет, что её дочь Галя, с которой она так тщательно занималась, начала самостоятельно читать в 4 года 7 месяцев! Возникает закономерный вопрос — стоило ли с полутора лет мучить себя, ребенка и всю семью.
    • Подход не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсетивных навыков и обычных игр не на эрудицию (прятки, догонялки и т.п.).
    • Во время прочтения книги не уходит впечатление, что автор описывается факты само собой разумеющиеся и в большинстве своём применяет упражнения, которые рекомендованы педагогами при изучении указанных дисциплин в рамках традиционного образования . Например, чтение потешек, стихов рекомендуется в любом источнике. Изучение басен практикуется в школьной программе.
    • При прочтении книги, не следует путать понятия личный и индивидуальный. Потому что индивидуальности в подходе мало, а личных переживаний и эмоций очень много. Я бы не стала называть индивидуальностью сдвиг возрастных рамок в изучении большинства предлагаемых материалов.
    • Так как личный опыт (включая истории, эмоции и другие отступления) сложно поддается процессу формализования, то первая часть получилась несистемной, с дублирующейся информацией в разных ее частях. Вторая часть также далека от точности пособий, издаваемых специалистами с педагогическим образованием. Можно встретить в разных частях книги рекомендации о выполнении в разных возрастах для одного и того же упражнения.
    • Ценность книги «Поверь в свое дитя» заключается в том, что она содержит личный материнский опыт и возможно этим и заслуживает внимание мам;
    • Простой доступный всем мамам язык, без педагогических понятий и терминов;
    • Многообразие рекомендуемых упражнений.

    Свое отношение к подходу я обозначила еще в начале статьи. Надеюсь, её прочтение Вам позволило сформировать своё мнение, в этом и заключается мой посыл для читателей! Напоследок хочется привести к моей статье о методике Домана «Включайте головы и оставляйте амбиции. Дети — не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите.»

    Навигация по записям

    Сесиль Лупан | развитие детей : 13 комментариев

    1. Татьяна

      прочитала уже несколько Ваших статей, и, почему-то, все оказались какими-то резко-негативными. я согласна, что любую методику нужно подвергнуть здравой критике, прежде, чем применять, а не следовать ей фанатично, но про маразм — это явный перебор. тем более, что Сесиль Лупан не предлагает ничего, что можно было бы охарактеризовать данным словом. я знакома с ее книгой, и книгами других авторов, которых вы так же чрезмерно (на мой взгляд) критикуете, и ее методика направлена на подчекнуто-гармоничное и всестороннее развитие, не выходя за рамки. сложилось впечатление, что вы ищите супер-методику и скачете от одного автора к другому, разочаровываясь в каждом из них. такой методики нет, потому что мы все разные, и дети все разные, и нам остается только искать подходящее нам в каждой из них и придумывать свое(чем вы вполне успешно и занимаетесь, ваши подробные описания выбранных и адаптированных упражнений очень интересны. и, кстати, Сесиль Лупан именно это и советует. ее практическая часть — это упражнения которые вы можете позаимствовать и доработать, а не взять ккнигу и методично прогонять по всем упражнениям своего ребенка с утра до ночи), однако то, что методики эти не подходят вам целиком, не делает их плохими. получается, что вы агитируете других даже и не пробовать. кажется, что у вас вообще негативное отношение к раннему развитию, но вы зачем-то этим занимаетесь. не очень понятно… статьи у вас довольно интересные, но через чур категоричные. и вообще сайт очень хороший, весь вечер сижу изучаю)))

      Вы теоретик, а без практики ваша теория ничто, а в жизни все не так как в книжках. Это как если бы я со своими педагогическими образованиями рассуждала о том, что вендоры, сертифицированные специалисты Microsoft по технологиям серверных баз данных до сих пор пытаются втюхать нашим корпоративным IT-шникам решения на базе FC хотя iSCSI уже затыкают его и по скорости и, уж тем более, по цене.))))

    2. Ангелина

      Знаете, у вас нет ни необходимого специального образования, ни достоверного мамского опыта что бы писать статьи на педагогико-психологические темы. Вот будет вашей дочке больше (хотя бы) 10 лет или появится еще как минимум один ребенок — вам самой будет странно и смешно читать некоторые свои статьи)) Вы молоды и самонадеянны, а по книгам детей не учат и не воспитывают. У вас (в плане учебно-воспитательных мероприятий) все еще очень впереди — и первый год жизни вашего ребенка покажется вам детским лепетом по сравнению с объёмом и глобальностью дальнейшего развития.
      Семью Никитиных, методику Зайцева вам тоже допустимо сказать МАРАЗМАТИКИ?? Ведь отголоски каждой из этих методик можно встретить у Лупан. Может свою методику разработаете, а мы по полочкам разберем???

    3. Ангелина

      Уважаемый автор этой статьи!
      У меня сложилось так же четкое ощущение, что это вы в маразме. Отбиваете у интересующихся мамочек даже шанс ознакомиться с методикой Лупан, исходя из вашего понимания: современные педагоги-наваторы также маразматичны (например Шичида, Ибука и др). потому как закладка и развитие нейронных связей позволяющих мозгу быть гибким и объёмным происходит в большей степени в ограниченный для продуктивности период — детство до 5-7 лет, а раннее развитие ВСЕСТОРОННЕЕ как раз и способствует этому процессу. А про «накачивание энциклопедическими знаниями» очень рекомендую ознакомиться с работами Шичиды и вы сможете углубить свои знания в подобных вопросах. Ваш опыт (по всей видимости) все-таки не даёт вам право писать статью с громким разбором методики с основным напором на отрицание поскольку вы выкладываете свои мысли в «общаг» доступности материалов. Лишь параллельный сравнительный анализ может хоть как-то дать право на жизнь вашему подобному творчеству.
      С уважением

    4. Ирина Снаткина

      Интересно, эта книга в моем обширном списке книг к прочтению. Возможно, и до нее дойдет время и я смогу составить собственное мнение. А вообще я такие книги воспринимаю как источник интересных идей и игр с ребенком, но не как строгую систему и руководство к действию. А многие вещи делаются интуитивно: пение песенок и потешек, показывание картинок в книжках и их описание, совместная деятельность с мамой (по-моему, участие в обычных бытовых делах родителей, пусть и в роли наблюдателя поначалу, это вообще лучший способ развития ребенка)))) и прочее.

    5. Маруся

      Спасибо за такое подробное описание! Не сталкивалась с этой книжицей, и уже по всей видимости не столкнусь;)

    6. Ирина

      Я не читала книгу. И в вашем изложении она не выглядит такой уж катастрофой. К тому же надо учитывать что она несколько устарела. И возможно пару десятков лет назад не принято было вообще заниматься с детьми так как сейчас, или хотя бы вполовину.
      То что я увидела в методике Сесиль — это просто хорошо структурированное описание тех действий, которые каждый родитель совершает со своим ребенком. Просто она это рассортировала по предметам. Все мы показываем деревья, рассказываем истории, животных. Только мы не задумываемся идя в зоопарк, что у нас сейчас урок биологии. Или когда учим младенца частям тела, что у нас урок анатомии и т.д.
      А книжки я тоже хочу сделать, в видео про обучение чтению от Умницы тоже про них рассказывают.
      А про дуть в лицо это вы выделили или Сесиль? Мы тож дуем до сих пор.

    Методика Сесиль Лупан – довольно ненавязчивая, душевная теория, потому что видно, что создавала ее автор с любовью к своим дочерям, пройдя весь путь самостоятельно, испытав все нюансы на себе. Поэтому ей веришь!

    Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьей фамилией - Бран. В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподает актерское мастерство. В этот же период она, молодая мать, открывает для себя завораживающий мир раннего «обучения» и развития детей, и с тех пор целиком посвящает себя этой деятельности. В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле- и радиопередачах, воспитывает детей...

    Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.

    У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, у Лупан же – по возникновению интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения. В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге «Поверь в свое дитя». Читая ее книгу любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.

    Популярность ее книжки «Поверь в свое дитя!» объясняется прежде всего тем, что о раннем «обучении» написала мать. Отвергая взгляды тех, кто рассматривает ускоренное развитие младенцев лишь как форсирование их возможностей, автор предлагает свои методы, основанные на раскрытии потенциала ребенка и формировании его как личности. Сесиль Лупан рассказывает о своей семье, которая осуществила эксперимент раннего развития, о своих детях, в отношениях с которыми сумела занять совершенно особое место. Делясь с нами своими «секретами», С.Лупан облекает их в форму ярко написанного практического руководства. Оно не претендует на решение всех вопросов воспитания и не содержит рецептов «выращивания гениев». Цель книги - дать советы родителям, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.

    По сути, метод Лупан родился из ее попыток учить малышек по Доману, в отличие от Домана у нее все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Потянулся к пушистому ковру, попробуем показать разницу между мехом и шелком, кожей и другими материалами. Интересуется звуками – позвеним на разных инструментах, погремим кастрюлями. Плюсы: по книжке Лупан «Поверь в свое дитя» можно смело заниматься дома, почти все сподручные средства под рукой, и докупать ничего не нужно! Минусы: большое внимание Сесиль уделяет обучению плавания с пеленок, в этом состоит, пожалуй, единственное ограничение, потому что на «проныривание» решаются далеко не все мамы.

    Чтение по Лупан

    Любое обучение малышей должно быть похоже на веселую игру. К такому серьезному процессу, как чтение, тоже можно подойти весело. Сесиль Лупан предлагает петь названия букв на мотив какой-нибудь подходящей детской песенки. И очень скоро малыш запомнит алфавит. Затем поются «песенки согласных и гласных». Обучение чтению лучше начинать тогда, когда малыш заговорит. Лупан предлагает каждое новое осмысленное слово малыша писать на листах бумаги крупными буквами. Можно написать на карточках названия предметов и разместить их в комнате. Так, карточка со словом «диван» разместится там, где ей и положено быть по логике вещей – на спинке дивана, а слово «шкаф» - на дверце шкафа. Это покажет ребенку, что любое слово имеет графическое отображение.

    Для своих дочерей Лупан придумала азбуку, где каждая буква изображена в виде забавного человечка или зверька. Когда такие буквы выучены, можно переходить к обычному написанию.

    Когда малыш уже умеет читать отдельные слова, большинство мам сталкиваются с проблемой: а что дальше? По словам Лупан, «привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать, ведь чтение - это основа культуры. Поэтому нужно превратить его в увлекательное занятие, в котором ребенок играет активную роль». Для этой цели изготавливаются самодельные книжки. И это действительно гениальная идея! Это можно применять на начальных этапах чтения, когда ребенок уже довольно легко читает простые слова, но читать тексты в обычных книгах еще не может. Даже буквари с крупным шрифтом, как правило, не подходят для малышей. Во-первых, слова нужно писать очень крупно, во-вторых, чтение должно вызывать эмоциональный отклик у ребенка. И здесь на помощь приходят самодельные книжки с фотографиями малыша и его любимых игрушек. Сначала это простые подписи под соответствующими фотографиями: «Маша спит», «Я играю машинкой» и др. Ну какой малыш откажется прочитать такую дивную книгу о себе любимом? Затем можно сделать книгу о походе в зоопарк или праздновании Дня рождения и даже придумать сказочную историю о крохе и его игрушках. Именно так и поступает Сесиль Лупан, сочинив сказку и сфотографировав кукол, которые выполняют какие-либо действия. Теперь надо наклеить фотографии в альбом, написать историю и – готово! Такая книга надолго станет самой любимой для вашего малыша. Кроме самодельных книг, у Лупан есть масса других интересных идей, как разнообразить чтение. Это и записки-сюрпризы, и поочередное чтение, и различные игры в слова.

    Обучение логике и счету по Лупан

    Математику и логику Лупан объединяет вместе, потому что «в конечном итоге математика восходит к чистой логике». Интересны описанные в книге игры на развитие логики у детишек от 2 до 6 лет: антонимы, родственные связи, классификация, обобщение и др. Дети с удовольствием играют в подобные игры, которые позволяют докопаться до сути непростых понятий и явлений. И всякий раз Лупан доказывает, насколько рано малыши способны понимать многие сложные вещи, и какая все-таки удивительная штука детская логика. Такая наивная и мудрая одновременно.

    Сесиль Лупан убеждает родителей рассказывать малышу обо всем на свете не переживая, что кроха чего-то не понимает. Она уверена: знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок УЗНАЕТ, тем раньше ПОЙМЕТ. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. С числом «ноль» малыш знакомится, отвечая на шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?» Дальше идут упражнения на обратный счет, объяснения в понятной форме, что такое отрицательные числа, деление и умножение, описываются занятные игры с часами. При обучении счету важно помнить главное правило: переходить к цифрам следует только тогда, когда малыш научился называть числа и считать. Главное, научить ребенка понимать, «чувствовать» число, а уж графические символы можно освоить гораздо позднее.

    И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

    Методика Глена Домана

    Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

    Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

    Основы методики Домана

    В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

    Как применять методику Домана?

      Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

      С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

      С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

      Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

      Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

      Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

      Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

      Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

    Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

    Методика Сесиль Лупан

    Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

    Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

    Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

    Основы методики Сесиль Лупан

    Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

    Как применять методику Лупан?

      Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

      Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

      Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

      Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

      Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

      Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

      После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

      Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

      Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

      Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.