• Пенсия за период работы в латвии. Расчет пенсии для граждан снг

    Здравствуйте, Лариса Львовна!

    Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) предусмотрены исключения из общего правила включения в страховой стаж периодов работы или иной деятельности, осуществлявшейся на территории РФ. Данными исключениями являются случаи, когда в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории РФ в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, а также в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ гражданами РФ, работающими за пределами территории Российской Федерации и добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя или за другое физическое лицо.

    Случаи, предусмотренные международными договорами РФ, разъяснены коллегами.

    Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регламентировано ст. 29 ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    В соответствии с указанной статьей добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

    1) граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя;

    2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ФЗ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

    3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года;

    4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

    5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование.

    Согласно п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
    ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
    ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

    РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;

    450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

    T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона)

    Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица

    • либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи,
    • либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи,
    • либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

    1) В порядке пункта 3 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

    РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

    из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

    ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

    ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

    СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

    Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

    2)В порядке пункта 4 ст. 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

    РП = ЗР x СК, где:

    РП - расчетный размер трудовой пенсии;

    ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

    СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

    из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.

    3) в порядке пункта 6 ст. 30 указанного Закона - для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

    В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

    Таким образом, Вы вправе обратиться в Управление Пенсионного фонда и сами выбрать один из трех вариантов определения расчетного размера пенсии - тот, который наиболее выгоден. Варианты отличаются и по зачету в стаж определенных периодов.

    Для учета среднемесячного заработка Вы вправе предоставить в УПФР справку с места работы за 2000 - 2001 годы или за любые 60 месяцев работы подряд - те 5 лет, когда зарплата была выше.

    При этом стаж в Киргизии учитывается при условии добровольного Вашего вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию либо в случаях, указанных в Соглашении о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (за время до
    вступления в силу Соглашения).


    С уважением,

    юрист, член Совета экспертов «Правовед.RU»

    Александр Безгодов

    Министерство благосостояния напоминает, что 19 января 2011 года вступит в силу договор между Латвией и Россией о сотрудничестве в области социальной защищенности, и представляет детализированную информацию о нем.

    Договор регулирует социальную защищенность человека, если он уезжает работать в другую страну, права на отдельные пособия, например, по безработице или пособие социального обеспечения, говорится на сайте Минблага. Но более всего договор затрагивает пенсионную область.

    А именно, договор расширяет круг живущих в Латвии лиц, у которых будет возможность получать пенсию за российские периоды. Главным образом это затронет латвийских неграждан и граждан Российской Федерации. Договор не будет распространяться на живущих в Латвии граждан третьих стран.

    Каждое государство устанавливает страховой стаж в соответствии со своими законодательными актами и начисляет пенсию только за свой страховой стаж. Но все же нужно учитывать особые условия при установлении страхового стажа за период до 31 декабря 1990 года, отмечает Минблаг.

    Договор предусматривает, что за периоды работы и периоды, приравненные к работе, которые накоплены на территории Латвии или России до 31 декабря 1990 года, пенсию начисляет та сторона, которая является местом жительства лица на момент затребования пенсии. В свою очередь за трудовой и приравненный к трудовому периоды после 1 января 1991 года пенсию обеспечивает та сторона, на чьей территории период накоплен.

    Права на пенсию проживающих в Латвии лиц

    Латвийскую пенсию могут затребовать лица, страховой стаж которых в Латвии не менее 10 лет. В соответствии с условиями договора латвийский страховой стаж формируют также трудовые и приравненные к этому периоды в России (до 31.12.1990). При назначении латвийской пенсии принимается во внимание условие, что за эти периоды уже не начислена пенсия другого государства.

    В свою очередь, если латвийского страхового стажа будет недостаточно для назначения латвийской пенсии, то для установления права можно будет использовать суммирование страховых периодов, т.е. беря во внимание и российские страховые периоды (после 01.01.1991), если их подтвердит Пенсионный фонд РФ. Латвийскую пенсию будут высчитывать только за страховые периоды в Латвии.

    Если латвийская пенсия начислена до дня вступления в силу договора и трудовые и приравненные к ним периоды в России (до 31.12.1990) при ее подсчете не приняты о внимание, то такую пенсию можно будет пересчитать по заявлению лица. Могут понадобиться документы, которые удостоверят страховой стаж. Пенсию пересчитают с месяца, следующего за месяцем, когда было подано заявление.

    Живущие в Латвии лица могут запросить и росийскую пенсию, если достигли установленного в России пенсионного возраста или могут получать пенсию по инвалидности, выслуге лет или потере кормильца за страховой период в России, при существования необходимых условий для начисления пенсии.

    Право затребовать российскую пенсию

    Чтобы затребовать пенсию за страховой период в России (после 01.01.1991), человек должен обратиться в отдел Государственного агенства социального страхования (ГАСС) и подать заявление на получение пенсии, документы, которые удостоверяют трудовые и приравненные к ним периоды на территории России, а также другие документы, необходимые для начисления конкретного вида пенсии. Полученый запрос и документы будут посланы на рассмотрение Пенсионного фонда РФ. Если будет необходимо, для установления права на российскую пенсию будут использованы и страховые периоды в Латвии. Однако пенсию подсчитают только за страховые периоды в России.

    Если будет начислена российская пенсия, то она выплачивается при посредничестве ГАСС один раз в квартал. В запросе человек должен указать свой номер счета в кредитном учреждении ЛР, куда перечислять пенсию.

    Пенсии граждан Российской Федерации

    Министерство обращает внимание на то, что граждане РФ имеют право выбрать, получать ли им пенсию в соответствии с условиями договора или пенсию гражданина РФ только в соответствии с национальным законодательством России за трудоые и приравненные к ним периоды в Латвии и России. Выбирая пенсию гражданина РФ, гражданин РФ не сможет претендовать на латвийскую пенсию за те страховые периоды в Латвии, за которые ему начислена пенсия гражданина России.

    Права на пенсию лицам, живущим в Российской Федерации

    В соответствии с договором жители России получают возможность затребовать латвийскую пенсию за трудовой или приравненный к таковому период на территории Латвии после 1 января 1991 года, если за эти периоды уже не начислена Российская пенсия или пенсия другого государства. В случае необходимости право на латвийскую пенсию может быть установлено в результате суммирования страховых периодов.

    Запрос пенсии и документы о страховом стаже подаются в Пенсионный фонд РФ, который их пересылает в ГАСС для оценки. Если у лица будет право на латвийскую пенсию, ее будут выплачивать один раз в квартал при посредничестве Пенсионного фонда РФ, который будет ее перечислять на счет лица в кредитном учреждении РФ.

    Выплата пенсии в связи с переменой места жительства

    Условия договора предусматривают, что получателю пенсии после переезда на постоянное место жительства в Россию прододжается выплата латвийской пенсии. Чтобы получать пенсию в России, получатель пенсии должен подать запрос в Пенсионный фонд РФ, в котором нужно будет указать свой номер счета в кредитном учреждении РФ, на который перечислять латвийскую пенсию. Все же живущие в России лица не имеют права получать доплату к латвийской пенсии по старости или инвалидности за страховой стаж до 31 декабря 1995 года. Поэтому при замене постоянного места жительства, выплата доплаты прекращается.

    Если получатель российской пенсии переселяется на постоянное место жительства в Латвию, то Пенсионный фонд РФ при посредничестае ГАСС продолжает выплачивать свою назначенную пенсию.

    Максимова Е.А.

    Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

    Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

    Аннотация

    Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

    Ключевые слова : пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

    Key words : old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

    Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

    В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

    В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

    При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

    Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

    В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

    При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

    Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

    Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

    Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

    Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

    Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

    Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

    При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

    Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

    Литература

    (1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

    (2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

    (3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

    (4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

    (5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

    (6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

    (7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

    (8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

    (9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

    Пенсионное обеспечение своих граждан – прямая обязанность государства. Так говорит нам закон, мораль и факты: с 1 января 2018 г. выплаты россиянам будут проиндексированы на 3,7%. А вот как быть с иностранцами, проживающими в стране? Вопросы с пенсией возникают, если человек много лет прожил в другом государстве, а потом переехал в Россию к детям или когда много лет жил и работал в РФ, но гражданство не получал по личным причинам. Как оформляется и если оформляется, то как выплачивается пенсия для иностранцев в России в 2019 году, попробуем выяснить в этом материале.

    Иностранцы в России: права и обязанности

    Статус иностранных граждан на территории РФ регулируется законодательством и зависит от целей их пребывания в стране.

    Легальный труд и проживание подтверждается следующими документами:

    • РВП (штамп в паспорте);
    • патент;
    • регистрация по месту жительства;
    • справками, подтверждающими особое положение (например, статус беженца).

    Российская пенсия иностранцам: как регулируется

    Основные вопросы пенсионного обеспечения иностранных граждан регулируются рядом нормативных актов, среди которых:

    • ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2002 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
    • ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2002 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
    • ФЗ № 4528-І от 19.02.1993 г. «О беженцах»;
    • ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»;
    • ФЗ № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. «О накопительной пенсии».

    Все эти правовые документы определяют условия назначения пенсии иностранным гражданам. При выполнении обозначенных условий расчет начислений происходит практически по той же схеме, что и российским гражданам.

    На какие виды пенсии могут рассчитывать иностранцы

    Российское государство предоставляет своим гражданам несколько видов пенсионного обеспечения в зависимости от стажа и возраста работника, состояния его здоровья и прочих факторов. Все они актуальны и для иностранцев (а также лиц без гражданства), которые постоянно проживают в РФ и подходят по критериям, которые описаны в законах.

    Так, граждане других государств могут рассчитывать на такие виды пенсий в России:

    • страховая (в прошлом трудовая);
    • накопительная;
    • социальная;
    • по государственному обеспечению.

    Как рассчитываются пенсионные выплаты для иностранных граждан

    Порядок расчета пенсии как «местным», так и «приезжим» зависит от ее вида. Общая сумма выплаты для конкретного гражданина состоит из минимальной фиксированной суммы, страховой и накопительной частей. Если есть основания, дополнительно выплачивается государственная пенсия.

    При расчете страховой пенсии учитываются два основных показателя, без которых права на ее получение просто нет:

    • наличие нужного количества так называемых пенсионных баллов (например, в 2018-м для выхода на пенсию понадобится 13,8 балла. Тенденция будет сохраняться до 2025-го, когда для получения пенсии нужно будет иметь 15 лет стажа и 30 баллов);
    • наличие необходимого трудового стажа (в 2018 г. этот показатель составляет 9 лет, в 2019 г. – 10, и так ежегодно на 1 год до максимума в 15 лет).

    Исходя из продолжительности трудовой деятельности, возраста, в котором гражданин обращается с ходатайством, а также общей суммы перечисленных налогов рассчитывается ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.

    Путем умножения ИПК на значение, действительное в день пересчета пенсии, получают размер страховой пенсии.

    Кто имеет право на российскую пенсию

    Российское законодательство выдвигает ряд условий иностранцам, которые хотят получить пенсионные выплаты наравне с россиянами.

    Основные требования, которые обязательны к выполнению иностранными гражданами:

    • постоянное проживание в стране (по ВНЖ) не менее 15 лет;
    • страховка в СПС (система пенсионного страхования);
    • наличие необходимого трудового стажа и нужного значения ИПК;
    • соответствие критериям, предписанным для конкретного вида пенсии.

    Видим, что пенсия для иностранцев с видом на жительство вполне реальна, если он изначально трудился в России. В таком случае работодатель должен был отчислять в Пенсионный фонд России (ПФР) необходимые страховые взносы в размере 22% от начисленной заработной платы: 16% на страховой счет и 6% – на накопительный. При этом трудовой договор должен быть заключен минимум на полгода и в обязательном порядке должно быть оформлено страховое свидетельство (СНИЛС). Если такие требования соблюдались, человек вправе претендовать на полагающееся ему государственное обеспечение.

    Важно помнить о том, что периоды временной регистрации не входят в общее время проживания в стране, а вот суммировать годы постоянного проживания (если, допустим, ВНЖ оформлялось в разные годы с перерывами) можно.

    Кроме того, право на российскую пенсию имеют беженцы, естественно, если статус подтвержден официально.

    Порядок оформления пенсии иностранцу

    Если иностранцем выполнены все условия и наступает основание для получения им пенсионного пособия, он может обращаться в отделение ПФР с ходатайством.

    Процесс этот происходит обычно по такому алгоритму:

    • подготовка документов;
    • обращение в ПФР и подача заявления;
    • ожидание решения в течение 10 рабочих дней.

    Если гражданину дан положительный ответ, он определяет способ доставки своего пособия (оно рассчитывается со дня обращения или с момента наступления права на него). В случае отрицательного решения иностранцу вернут документы вместе с мотивировкой отказа, в котором будут обозначены сроки и пути его обжалования.

    Собранный пакет бумаг можно подать:

    • лично:
    • дистанционно (по почте или через интернет);
    • по доверенности через третье лицо.

    Какие бумаги предоставить в ПФР

    Содержимое пакета документов и справок, необходимых для расчета и назначения пенсионного пособия иностранному гражданину, отличается в зависимости от оснований для его получения и страны проживания. При ответе на вопрос, какие документы нужны для получения пенсии в России, гражданину Украины например, стоит не забывать о том, соседнее государство является участником СНГ. Поскольку для граждан из стран СНГ при расчете российской пенсии учитывается также работа у себя дома, то, несомненно, будет нужна трудовая книжка этого родного государства (годы следует уточнить у работников ПФР).

    Общий перечень документов для оформления пенсии включает в себя:

    • паспорт родного государства / иное удостоверение личности;
    • заявление;
    • ВНЖ с отметкой о постоянной регистрации;
    • трудовую книжку российского образца;
    • трудовой договор;
    • СНИЛС;
    • выписку-счет с личного счета соискателя;
    • документы, подтверждающие льготы (справка об инвалидности или удостоверение беженца);
    • документы о смене персональных данных (фамилии, имени), если такое имело место.

    Специалист Пенсионного фонда в случае необходимости не только проконсультирует, но и сформирует список требуемых в конкретной ситуации документов.

    Российская пенсия для граждан из стран СНГ

    Граждане бывших республик СССР составляют самую большую группу мигрантов, которые ежегодно приезжают в Россию учиться или работать. Как гражданину Казахстана получить пенсию в России – этот и подобные ему вопросы сотрудники отделений ПФР слышат довольно часто.

    Учитывая ментальную близость народов и общность прошлого, российское правительство разработало гибкую систему особых условий назначения пенсии для граждан из стран СНГ. Главным преимуществом тут является факт, что определенные годы работы на родине учитываются в общий страховой стаж. Важно также помнить, что пенсионное обеспечение выплачивается только в одной стране.

    Оформление пенсии РФ гражданам Украины

    Во все времена в Россию переезжает особо много украинцев, причем как молодого, так и пенсионного возраста. И последним важно знать, как гражданину Украины перевести пенсию в Россию. В данной ситуации необходимо предоставить данные, подтверждающие, что на родине им пенсия уже не выплачивается (например, пенсионное дело или соответствующую справку из пенсионных органов по бывшему месту проживания).

    Чтобы понять, как украинцам оформить пенсию в России, достаточно обратиться к общему алгоритму оформления пособия иностранцам и подать в отделение ПФР полный пакет документов, описанный выше.

    Те, кто оформляют пенсию впервые, могут приложить также данные о своем трудоустройстве и заработной плате за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 г. (именно до этой даты засчитывается стаж работы на территории бывшего СССР при расчете страховых пенсионных выплат в РФ).

    Правила выплаты пенсии гражданам Украины, прибывшим на территорию России, предписывают также, что в случае невозможности предоставить нужные сведения заявитель сам указывает информацию о том, когда, например, прекратились выплаты на родине, а если он не может документально подтвердить свой стаж, то получает социальную пенсию.

    Пенсия для таджиков, работающих в РФ: можно ли получить

    С 2006 года ведется межгосударственное обсуждение, связанное с тем, как проработавшим в России таджикам будут платить пенсию. Правительство Республики Таджикистан настаивает на законном праве своих граждан, которые вложили свои силы и время в экономику России, получать пенсионное обеспечение от этой страны, даже если они впоследствии переехали жить обратно в свою страну.

    В августе 2017 года профильное ведомство Республики Таджикистан заявило, что дискуссии подходят к концу и уже с 2018 года Россия может начать выплачивать пенсии трудовым мигрантам из этой страны. Представители РФ, однако, заявляют, что намерены сначала урегулировать подобные проблемы с Казахстаном и Белоруссией – своими партнерами по ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу). Поскольку Таджикистан не входит в эту организацию, его мигранты пока остаются в ожидании, ведь на практике возникает много трудностей с реализацией этой идеи.

    Если же этот вопрос решится положительно, то есть РФ будет выплачивать пенсии гражданам Таджикистана с 2018 года, в этом случае будут обязательно учитываться такие факторы, как длительность и легальность работы мигранта, а также размер уплаченных им страховых взносов.

    Пенсия РФ для белорусских граждан

    На уровне международных соглашений регулируется начисление пенсии белорусам, работающим в России. Так, 24 января 2006 года был подписан Договор между странами о сотрудничестве «в области социального обеспечения», который во многом решил проблему выплаты пенсий при смене места жительства: белорус, переехавший в РФ, получает пенсию «родного» государства до дня оформления ВНЖ, а не до момента отъезда из страны. Кроме того, был урегулирован вопрос относительно стажа, заработанного в годы существования Советского Союза и после его распада.

    Информацию о том, как белорусу получить российскую пенсию и какие необходимо собрать документы, можно получить в местных органах труда и социальной защиты или отделениях Пенсионного фонда.

    Права переселенцев на российскую пенсию

    Еще с 1992 года вопросы оформления российской пенсии переселенцам из стран бывших советских республик регулируются подписанным в Москве Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения (13 марта 1992 г.). Так, например, пенсия бывшему гражданину Украины (Украинской ССР), который проживал в России после распада Союза, насчитывалась российским государством.

    Расчет пенсионных выплат сегодняшним мигрантам включает многие составляющие, среди которых стаж работы на советских, российских и «родных» предприятиях.

    Множество обращений и конкретных историй переселенцев показывает, что обращаться за начислением пенсионного пособия нужно исходя из личной ситуации и индивидуального жизненного пути. И чтобы выяснить, выгодна ли украинцу российская пенсия, нужно обратиться к записям в его трудовой книжке и законодательным нормам, действующих на момент обращения. Универсального ответа тут нет.

    Кроме того, иностранные граждане некоторых государств, оформившие в РФ официальный статус переселенца, могут перевести с родины свои пенсионные выплаты. Это актуально, например, для Казахстана.

    В каких случаях перестанут платить

    Начисление положенного социального пособия осуществляется только иностранцам, проживающим в РФ официально.

    Пенсионные выплаты могут прекратить, если у иностранного пенсионера закончился срок действия ВНЖ или его аннулировали.

    Для оформления нового вида на жительство дается полгода, при этом за период отсутствия разрешающих документов пенсия не насчитывается и не компенсируется «потом». Если новый ВНЖ в течение 6 месяцев так и не был получен, пенсия и вовсе не будет выплачиваться.

    Каждому – по заслугам

    Выплата пенсионного обеспечения постоянно проживающим в России иностранцам (при выполнении ими определенных условий) производится на равных условиях с местными гражданами. Государство справедливо учитывает вклад каждого гражданина в свою экономику, а не просто начисляет пособие по факту прописки. Поэтому каждый украинец, таджик или казах, который длительное время проживает и трудится в Российской Федерации, может рассчитывать на материальную помощь и своеобразную благодарность за вложенные усилия и потраченное время.

    Пенсия для иностранных граждан в России: Видео

    Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию из государств - республик бывшего СССР

    Законодательные акты, регулирующие условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Россию из республик бывшего СССР

      Федеральные законы Российской Федерации:

      Международные договоры:

      • Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

        Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года);

        Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

        Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года);

    Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России:

      Паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (см. вопрос 28 и 29 Обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 кв. 2003г.);

    • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.;
    • Вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

    Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ:

      Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

      Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

      Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

      Лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

    В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

    При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

    Заработок для оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

    Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

    Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

    В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002г.

    Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

    Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

    При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

    В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

    При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

    Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.).

    При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.