• Штандер правила игры. Детская игра — «Штандер-стоп

    Игра Штандер Стоп - это веселая подвижная игра с мячом для большой и разновозрастной компании. В эту забавную игру могут играть и малыши, и взрослые. Самое важное - найти много игроков и ровную и большую площадку. "Штандер" (или как ее еще называют"Стоп-мяч") игра почти забытая.

    Правила игры Штандер стоп

    Нужно выбрать большую ровную площадку. Подойдет широкий двор, большая лужайка или стадион. На площадке нужно начертить круг. Мы в детстве чертили такой круг мелками на асфальте или палочкой на земле. Считалкой (можно подобрать интересную ) выбирают водящего. Водящий берет мяч и становится в центр круга. Все игроки располагаются вокруг него на расстоянии примерно шага друг от друга.

    Водящий называет имя одного из игроков и высоко подбрасывает мяч со словами, например "Штандер, Ваня". Ваня остается в кругу и ловит подброшенный мяч, а остальные со всех лопаток улепетывают из круга в разные стороны. Как только Ваня мяч поймал он кричит "Стоп!". Все убегающие игроки останавливаются. Теперь им не разрешено сходить с места.

    Ваня пытается попасть мячиком в любого игрока (мы в детстве часто осаливали ближайшего). Игрок может уворачиваться, подпрыгивать, но сходить с места ему нельзя. Если попал, то этот игрок становится водящим. Если же водящий промахивается, а мяч пролетает мимо, то все срываются с мест и бегут опять в круг, а водящий догоняет мяч и снова кричит "Стоп!". Теперь он может кидать мячом только в тех игроков, которые не успели забежать в круг.

    Варианты игры в Штандер

    Как и в любых других играх у игры Штандер-стоп есть несколько вариантов.

    • Если игрок, чье имя назвали сумеет поймать мяч в руки, то он снова подбрасывает его и называет новое имя. А убегать из круга можно только когда мяч упадет на землю (часто у нас мяч отскакивал и улетал в кусты и пока его вада оттуда доставал, игроки уже далеко разбегались).
    • Есть вариант игры Штандер, который похож на игру . В этом варианте, если игроки разбежались очень далеко и водящему сложно добросить мяч, то он может выбрать одного из сбежавших и сказать сколько до него шагов (лилипутских, гигантских или др.). Какие будут шагать шаги должен выбирать тот игрок, до которого будет шагать вада. Например, Ваня говорит: "Я пойду шагать до Светы". Света ему в ответ кричит: "Шагай гигантскими". Ваня в ответ: "До тебя 15 гигантских шагов". Если Ваня не ошибся, то дошагав 15 шагов, он легко попадет в Свету мячом. Если же перешагал, то может попытаться попасть в Свету со спины не подсматривая.
    • Еще один вариант игры в Штандер - игра с очками. Каждый игрок, в которого попали мячом получает 1 очко. Если игрок набрал 3 штрафных очка, то он выбывает из игры

    Играйте вместе с детьми с эту веселую игру и будьте всегда в хорошем настроении!

    Дети играют на даче. Подмосковье, 1965 год РИА «Новости»

    «Светофор»

    На площадке на расстоянии 3-6 метров друг от друга чертят две линии — ме-жду ними проходит дорога. Водящий — светофор — стоит посередине доро-ги и за линии заходить не может. Остальные находятся перед первой чертой, и их задача — перейти на другую сторону, то есть оказаться за про-тивополож-ной линией. Светофор встает спиной к играю-щим и загадывает цвет: к приме-ру, объявляет, что пускает на другую сторону только красный. Каждый игрок начинает искать на себе какую-нибудь вещь красного цвета; ее размер и назна-чение не важны, и красным может быть даже маленькое пятнышко на узоре. Через некоторое время (например, досчитав до десяти) водящий поворачивает-ся, и те, кто сумел найти нужный цвет, предъ-являют его светофору и спокойно переходят дорогу. Все остальные ста-раются перебежать на другую сторону, а светофор их ловит. Тот, кого он пой-мал, становится новым свето-фором. Во-дя-щему имеет смысл называть необычные цве-та — сире-невый, бирюзовый и т. п.: тогда тех, кто такой цвет на себе не найдет, будет больше — и ему удастся пой-мать игрока себе на замену.

    «Штандер»

    Полузабытая игра из репертуара пионер-лагерей. Судя по названию (скорее все-го, от Ständer! — «Стоять!»), она позаимствована из немецкого игрового сбор-ника. Для игры потребуется мяч. На земле чертят большой круг — в него долж-ны поместиться все участники. Затем кто-то один подбрасывает мяч, называя имя любого другого игрока. Все разбе-гаются в разные стороны, а на-званный игрок водит. Он ловит или быстро поднимает с земли мяч, после чего кричит: «Штандер!» — и все остальные должны остановиться. Водящему нуж-но вы-бить кого-то мячом: он выбирает свою цель (обычно игрока, который находится к нему ближе всех), делает в его сторону три шага и старается попасть. Он мо-жет схитрить и шагать в одну сторону, а бросать мяч в другую, чтобы ничего не подозреваю-щий игрок не успел увернуться. Если водящий попал, то «поби-тый» получает штрафное очко, если нет — штрафное очко засчи-ты-вается бро-савшему. В следующем коне этот же водящий подбрасывает мяч и назы-вает имя игрока, который займет его место. В конце игры очки суммируются, и тот, кто набрал меньше всех, объявляется победителем.

    «Картошка»

    Игроки становятся в широкий круг и пере-брасывают друг другу мяч. Задер-жи-вать его в руках нельзя: мяч — это горячая карто-фелина! Те, кто не смог удер-жать мяч в руках и дал ему упасть на землю, тоже превращаются в «картошек»: они идут в центр круга и садятся там на корточки. Остальные игроки время от времени их «окучивают», то есть прицельно бросают в сидящих мячом (луч-ше перед игрой договорить-ся о силе удара). Картошке нужно поймать мяч с лёта — но вставать в полный рост нельзя, можно только подпрыгивать, не раз--гибая колен. Если поймать мяч удалось, картошка вновь встает в круг, а тот игрок, на чьем броске мяч был пойман, занимает ее место в центре.


    Дети играют с мячом на улице. Москва, 1959 год РИА «Новости»

    «Я знаю пять имен»

    Первый игрок отбивает от земли мяч рукой, произнося при этом: «Я знаю пять имен девочек: Катя, Таня, Света, Оля, Юля…» Говорить надо быстро и ритмич-но, на каждое слово должен приходиться удар рукой по мячу. Если игрок не сбил-----ся, он продолжает: «Я знаю пять имен мальчиков: Ваня, Коля, Петя, Саша, Миша…» Дальше можно таким же образом продол-жать называть по пять штук всего, что приходит в голову: названия городов, рек, животных, деревьев, птиц, марок машин (некоторые определяют последовательность за-ранее, кто-то создает ее на ходу). Если игрок теряет мяч, ошибается или слиш-ком долго придумывает вариант, то мяч передается второму игроку, и тот на-чинает сначала: «Я знаю пять имен девочек…» Повторять одни и те же имена и назва-ния неинте-ресно! Когда мяч, сделав круг, возвращается к первому игроку, он на-----чинает с той темы, на которой сбился. Играть в «Я знаю…» можно не толь----ко компа-нией, но и вдвоем и даже одному.

    «Двенадцать палочек»

    Одна из разновидностей пряток, но с инте-ресным усложнением. Перед нача-лом игры участники выбирают водящего и сооружают специальную кон-струк-цию: на камень, кирпич или другой предмет подходящего размера укладывают доску так, чтобы один ее конец лежал на земле, а второй был поднят вверх. На нижний конец доски кладут двенадцать небольших палочек (можно исполь-зовать карандаши или хво-рост), а затем, воспользовавшись доской как рыча-гом, один из участников их разбрасывает. Пока водящий собирает палочки, игроки прячутся. Дальше, как и в стандарт-ных прятках, он отправляется искать спрятав-шихся и, если нашел, стукалит, то есть бежит на базу Или, как раньше называли место водящего, на «кон» или «сало». и кричит что-то вроде «Туки-туки за Петю!». Суть усложнения в том, что здесь во время пои-сков нужно не забывать сторожить конструкцию из палок: обнаруженный игрок может добежать до доски раньше водящего и все разрушить (при этом он должен закричать: «Разбил!»). То же самое может сделать любой другой игрок, если заметит из укрытия, что базу никто не охраняет. Если палочки рассыпа-ны, то водящий должен бросить поиски и вновь установить конструкцию, а тот, кто разбросал палочки, и остальные игроки в это время перепряты-вают-ся. Избавиться от роли водящего в такой игре достаточно сложно.

    «Колечко»

    Эта игра очень старая, она известна под названием «Золото хоронить» как ми-нимум с начала XIX века, но, скорее всего, существовала намного раньше. Игра «Золото хоронить» входила в круг святочных развлечений молодежи, в первую очередь девушек: песенка, которой сопровождалось действо, была наполнена брачными образами (терем, калина-малина, русая коса, попадание кольца к мо-лодому дворянину) Текст песни был, например, такой: «Уж я зо-лото / Хороню, хороню, / Чисто сере-б-ро / Я схо-раниваю. / Я у батюшки в терему, в те-ре-му, / Я у матушки в высоком, в высо-ком. / Пал, пал перстень / В калину-малину, / Чер-ную смородину; / Очутился перстень / Да у дво-рянина, / Да у молодова / На правой на ручке, / На правом мизинце. / Гадай, гадай, девица, / В коей руке былица, / Через поле идучи, / Русу косу плетучи, / Шелком припле-таючи, / Златом превиваючи, / Девушка гада-ла, да не отгадала. / Вы подруженьки, вы мои, вы мои, / Вы скажите, не утайте, / Мое золото отдайте: / Меня мать будет бить / По три утра, по четыре, / По три прута золотые, / Четвер-тыим жемчужныим. / Девицы гадали, да не отгадали; / Господа дворяне, отгадайте сами» (А. В. Балов. «Русский хоровод». Хоро-вод-ные игры в Ярославской губернии / Северный вестник. СПб., 1889. № 6). и могла исполняться во время гадания. К кон-цу XX века игра утратила длинную песню, связь со Святками и магический смысл, остались только действие и название игрового предмета — кольцо. Хотя и коль-цо не обязательно: в «Колечко» можно играть с любым маленьким пред-ме-том — монеткой, пуговицей, скрепкой и т. п. Участники садятся в ряд, скла-ды-вают ладони, как створки раковины, и держат их перед собой. Водящий, у ко-торого в сложенных таким же образом руках находится «колечко», подхо-дит к каждому по очереди и опускает свои руки в руки игрока. Одному из иг-роков он подкладывает в руки «колечко», стараясь сделать это незаметно. Тот, кому досталось «колечко», тоже старается не выдать себя. Остальные, в свою оче-редь, внимательно смотрят, подмечая, кто ведет себя необычно и подозри-тель-но. После того как все игроки обойдены, водящий отходит в сторону и го-ворит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» быстро вскаки-вает и бежит к нему. Другие игроки, особенно если заранее поняли, у кого «колеч--ко», стараются схватить его и удержать на месте. Если игроку с «коль-цом» удается убежать, то он водит в следующем коне, если нет — водящим остается прежний игрок.


    На детской площадке. 1981 год Виталий Карпов / РИА «Новости»

    «Водяной»

    Разновидность жмурок, которая подходит для ограниченных дворовых поме-щений — очерченной площадки, участка перед домом с забором. Игроки вы-бирают водящего — водяного. Он садится на корточки, завязывает глаза и пря-чет лицо в коленях, остальные кладут ему на голову руки и ходят вокруг со сло-вами: «Водяной-водяной, что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, на од-ну секундочку!» Дочитав стишок, все рассыпаются в разные стороны, а водящий встает и кричит: «Стоп!» Игроки замирают на том месте, где их за-стигла команда, и не должны сходить с него. Стараясь увернуться от рук водя-щего, они могут приседать, наклоняться в разные стороны, вставать на одну ногу. Схватив игрока, водящий должен наощупь узнать его и назвать по имени. Пойманный игрок водит в следующем коне. Водяной с закрытыми глазами ищет игроков, ориентируясь на звуки, поэтому игроки стараются стоять как можно тише, не пыхтеть и не смеяться (что до-вольно сложно!).

    Вышибалы

    Вышибалы — одна из самых популярных школьных игр, в нее даже иногда играют на уроках физкультуры. Двое водящих становятся на противоположных краях площадки и перебрасываются мячом (лучше, чтобы мяч был не очень тя-же-лым), стараясь попасть в игроков, свободно перемещаю-щихся между ними. Если водящему удается выбить игрока, тот выбывает из игры. Последний оставшийся на поле игрок должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет плюс один. Если удалось — вся команда возвращается обратно на пло-щад-ку. Если в него попали — игрок меняется с тем водящим, кто его выбил. По дру---гим правилам выбитый игрок не уходит с поля, а сразу меняется с тем, кто совершил удачный бросок. Также у игры есть ряд интересных подроб-но-стей и усложнений (фигур или картинок). Например, «свечка»: если игроку удалось пой-мать мяч с лета, он получает дополнительную жизнь и при выби-вании имеет право остаться на поле; «свечку» можно передать другому и вер-нуть таким образом на поле члена команды. Также водящие, делая бросок, могут давать игрокам задание: «бомба» — и все садятся на корточки и пере-дви-гаются сидя, «стенка» — выстраиваются в ряд, «ручеек» — встают друг за дру-гом, расставив ноги, а мяч прокатывается между ног игроков, и др.

    Путаница

    Водящий отходит в сторону и отворачива-ется. Участники встают в круг лицом друг к другу, берутся за руки и начинают запутываться: кто-то пролезает под чу--жими руками, кто-то перешагивает через руки соседа, кто-то оборачи-вается вокруг себя — все это нужно делать не расцепляясь. После того как игроки решат, что достаточно запутались — обычно при этом они уже стоят плотно друг к другу, переплетясь руками и ногами, — зовут водящего, который должен их распутать. Распутать нужно так, чтобы узел превратился обратно в круг, при этом расцеплять руки играющих нельзя. Смысл игры скорее в инте-ресе, чем в победе водящего или «путаников», поэтому рекомендуется давать водя-щему подсказки. В некоторых вариан-тах, если цепь из игроков при распу-ты-вании рвется, они разбегаются и водящий их ловит, как в догонялках.


    Дети на школьной площадке. Англия, XX век Hulton-Deutsch Collection / Corbis / Getty Images

    «Бабкины панталоны»

    Участники садятся в ряд. Водящий рассказывает, сочиняя на ходу, исто-рию, например такую: «Встал я сегодня утром рано, глянул в окошко, а на не-бе…» — в ключевой момент он замолкает, давая слово одному из игроков по-очередно. Игроки должны всякий раз произносить одно и то же — «бабкины панталоны»:

    — Я умылся, оделся в…
    —…бабкины панталоны.
    — И пошел гулять. Пришел я в лес, а там на дереве…
    — …бабкины панталоны.

    — Что у тебя в порт-феле?
    — Бабкины панталоны.

    При этом ни один из игроков не должен смеяться — это достаточно сложно. Тот, кто рассмеялся, сменяет водящего и ведет рассказ дальше.

    Казаки-разбойники

    Эта игра известна как минимум с середины XIX века. У нее были разные назва-ния («Казаки и башкиры», «Русские и чеченцы» и т. п.), но суть игры и в XIX, и в XX веке сводилась примерно к одному и тому же: участники делятся на две команды, одна из которых прячется, а вторая — ищет и атакует спрятавшихся. В самом известном варианте казаки-разбойники похожи на командные прятки: ищущая команда (казаки) отсчитывает время, в то время как другая (разбойни-ки) придумывает секретный пароль и убегает, оставляя по пути следы — нари-сованные мелом на асфальте стрелки, указывающие направление своего движе-ния. Убегающие стараются запутать соперников: рисуют стрелки очень блед-ными, в незаметных местах; на перекрестках чертят крестик с четырьмя стрел-ками, чтобы преследователи не знали, куда повернуть. Разбойни-ки прячутся 10-15 минут, казаки за это время определяют темницу — место, где они будут пытать другую команду, чтобы узнать пароль (о способах пытки стоит дого-во-риться заранее: гуман-нее всего щекотать или заставлять приседать). Если каза-ки узнают пароль — они выиграли. По некоторым пра-вилам пойманных раз-бойников можно освободить: участники одной коман-ды нападают на казака-стражника и держат его, пленники разбегаются (стражник может кричать и звать на помощь). Известен и такой вариант игры: слово-пароль загадывается по количеству разбойников (например, 7 игроков — 7 букв), каждому раз-дается по букве. Разбойник в темнице обязан сообщить казакам свою букву, и восста-навливать пароль становится проще и интереснее.

    «Олимпиада»

    В резиночку можно прыгать, а можно играть с ней в «Олимпиаду». Двое дер-жат резиночку с разных сторон и запутывают ее, перекрещивая руки, наступая ногами и приговаривая: «О-лим-пи-а-да, съешь три я-да, фи-ниш, старт!» В результате получается конструкция, напоминающая лазерную сигнализацию. Остальные участники должны по очереди пролезть сквозь самые крупные отверстия, не коснувшись резинок. Тот, кто коснется, сменяет любого из игро-ков, держащих и путающих резинки.


    Группа детского сада на прогулке. Приморский край, 1979 год Борис Кавашкин / РИА «Новости»

    Бояре

    В этой игре совместились две старинные забавы: от игры «Бояре» с сельских и ку-печеских молодежных вечеринок появилась песня, а от мальчишеской «Цепи кованые» (другое название — «Кандалы») — действие. И дети, и взрос-лые участвуют в игре с огромным удовольствием, в первую очередь из-за смеш--ного текста (в традиционных «Боярах» он менее забавный — Бояре! да вы по что пришли? / Молодые, да вы по что пришли?
    — Княгини! да мы невест смотреть! / Моло-дые, да мы невест смотреть!
    — Бояре! покажите жениха, / Молодые, пока-жите жениха.
    — Княгини! во се наш женишок! / Молодые, во се наш женишок.
    — Бояре! покажите кафтан, / Молодые, пока-жи-те кафтан.
    — Княгини! во се наш кафтан! / Молодые, во се наш кафтан.
    — Бояре! покажите кушак! / Молодые, пока--жите кушак!
    — Княгини! во се наш кушак! / Молодые, во се наш кушак.
    — Бояре! покажите сапоги, / Молодые, пока-жите сапоги.
    — Княгини! во се наш сапожок, / Молодые, во се наш сапожок.
    — Бояре! позодроваться! / Молодые, со всем поездом! (Е. А. Авдеева. Записки и замеча-ния о Сибири: с приложением старинных рус-ских песен. М., 1837).
    ). Уча-стники игры делятся на две равные команды, которые встают двумя шеренгами друг напротив друга, игроки берутся за руки. Команды начинают петь вопросно-ответную песню (хором, по очереди) и попеременно делают несколь-ко ша-гов навстречу противникам, потом столько же — в обратную сторону. На во-про-се навстречу идет одна команда, на ответе — вторая. Первая команда начинает:

    — Бояре, а мы к вам пришли! (Идут вперед.) Молодые, а мы к вам пришли! (Идут назад.)
    — Бояре, а зачем пришли? (Идут вперед.) Молодые, а зачем пришли? (Идут назад.)
    — Бояре, нам невеста нужна! Молодые, нам невеста нужна!
    — Бояре, а какая вам нужна? Молодые, а какая вам нужна?
    — Бояре, нам вот эта нужна! (Показывают на одного из игроков чужой команды, заранее договариваются, какого именно; пол не имеет значения.) Молодые, нам вот эта нужна!
    — Бояре, она дурочка у нас! Молодые, она дурочка у нас!
    — Бояре, а мы пряничка дадим! Молодые, а мы пряничка дадим!
    — Бояре, у ней зубки болят! Молодые, у ней зубки болят!
    — Бояре, а мы к доктору сведем! Молодые, а мы к доктору сведем!
    — Бояре, она доктора прибьет! Молодые, она доктора прибьет!
    — Бояре, а мы плеточкой ее! Молодые, а мы плеточкой ее!
    — Бояре, она плеточки боится! Молодые, она плеточки боится!
    — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

    После этих слов выбранный игрок разбегается и старается прорвать сцеплен-ные руки противников. Если ему это удается, он может забрать в свою команду одного из чужаков, если нет — сам присоединяется к другой команде («выхо-дит замуж»). Та команда, в которой остался один игрок, проиграла.

    Банки

    Предок этой игры — старинная игра «Муха» (другие названия — «Пыж», «Клёк»), в которой участники должны были палками-битами сбивать с очер-ченной пло-щадки или небольшого деревянного столбика специально выстру-ганную фи-гур-ку, деревянный шар и подобные предметы. В «Банках» в качестве мише-ни используется одна или несколько пустых консервных банок, поста-влен-ных друг на друга, или пустые пластиковые бутылки. Возле конструкции стоит водя-щий, его обязанность — приносить и вновь устанавливать предметы после каж-дого сбивания. Игроки по очереди бросают в банки палкой среднего размера. После каждого броска игрок бежит за палкой, а водящий должен оса-лить бегу-щего игрока. Если ему это удается, игрок и водящий меняются роля-ми. Удачно сби-тая конструкция дает игроку, бегущему за палкой, преимуще-ство: прежде чем салить, водящий должен собрать и установить на место раз-летевшиеся бан-ки или бутылки. Если бросок неудачный, игрок может отло-жить пробежку за пал-кой до удачного броска какого-нибудь другого игрока, в этом случае бе-гущих будет двое или больше. В некоторых вариантах игроки за каждый удач-ный бро-сок и побег за палкой получают призовые очки — про-двигаются вперед по направлению к конструкции по предварительно расчер-ченным линиям, каж-дая из которых обозначает какой-нибудь чин: солдат, лейтенант, генерал и т. п. Сбивать конструкцию и бежать за палкой с более «статусных» линий не только почетнее, но и проще.

    «За стеклянными дверями
    Стоит Мишка с пирогами.
    -Здравствуй, Мишенька, дружок!
    Сколько стоит пирожок?
    -Пирожок не продается,
    А водить тебе придется!»

    Эту игру в нашем дворе очень любили. И заводилой, конечно, была Лариска -

    С удивлением узнала, что так играли только у нас.

    Для игры нужен мяч и не менее 4 игроков.

    Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

    Водящий берет мяч и начинает подбрасывать его над головой со словами:

    «Штандер – вандер!» - так он может делать 3-5 раз, желая усыпить бдительность игроков, а затем неожиданно называет имя игрока:

    «Штандер – вандер – Вика (Оля, Лена и так далее)!» - и бросает мяч вверх.

    В тот же миг все прочие игроки разбегаются в разные стороны, а названный игрок должен поймать мяч. Если мяч отскочил или укатился далеко, его следует догнать и поднять.

    Как только мяч пойман, поймавший игрок кричит: «Штандер-вандер - СТОП!» - и все замирают на своих местах.

    Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

    Чем ближе игроки, тем легче эта задача. Но если всем удалось далеко убежать, в игре срабатывает правило «Трех Шагов».

    Игрок с мячом сообщает прочим игрокам, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

    Варианты были такие:

    Слоновые шаги (от слова «слон») – человек отмерял шаг своим ростом, для этого разрешалось лечь на землю и вытянутся во весь рост.

    Солдатские шаги – максимально возможный шаг.

    Человеческие шаги - обычные шаги.

    Лилипутские шаги - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой.

    Муравьиные шаги - на носочках делают маленькие шажки буквально на 5 см.

    Утиные шаги - шаги вприсядку.

    Лягушиные шаги – нужно было присесть на корточки и прыгнуть как можно дальше.

    Кенгуриные шаги – опять же прыжки в длину, но из обычного положения.

    Верблюжьи шаги - нужно было шагать туда, куда доплюнул.

    Балетные шаги – нужно было сделать танцевальное па, обернувшись вокруг своей оси.

    Например, игрок с мячом на глаз оценивал расстояние до выбранного игрока и сообщал:

    Два кенгуриных шага.

    После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала.

    Если попал и «осалил», то игрок становится водящим.

    Надо уточнить, что ребята выбирали того игрока, кто находится ближе всех. Но!

    Лариска Королецкая в таких случаях никогда не искала легких путей. Она выбирала того, кто убежал дальше всех, и пыталась его достать. Скажем, она могла огласить:

    Два слоновых шага и один верблюжий! – и подбиралась к своей жертве в плотную.

    Самым занимательным было подловить игроков в самом начале, для этого все мы всячески склоняли и меняли волшебные слова:

    «Штандер-вандер - завлекандер! Штандер-вандер-Отвлекандер! Штандер-вандер – запекандер!» и т.д.

    Там же, тогда же…

    Игра штандер-стоп подойдет для большой компании и большого пространства на свежем воздухе . Другое ее название хали-холо. Для игры штандер-стоп нужно четыре участника или больше и конечно нужен мяч.

    Сначала играющие выбирают водящего. Водящий берет в руки мячик и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока прибавляя к его имени слово штандер . Например, это может звучать как "штандер-Ваня" или если использовать другое название этой игры , то "хали-хало Ваня". Тот игрок штандер-стоп , чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются, как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок, поймавший мяч, кричит: штандер-стоп ! После этого все остальные игроки должны остановиться и замереть на том месте, где они находятся.

    Игрок с мячом выбирает любого другого игрока. До него игроку с мячиком нужно будет дотронуться мячом. После того как игрок с мячиком примерно оценит расстояние до выбранного им другого игрока, он сообщает, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

    Шаги в игре штандер-стоп классифицируются следующим образом:

    • гигантские шаги - это шаг на максимальный размах ноги
    • человеческие шаги - это обычный шаг.
    • лилипутские шаги - это шаг, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой ноги.
    • муравьиные шаги - эти шаги делают на носочках, это очень маленькие шажки, когда один шажок следует сразу за другим.
    • зонтик - это оборот вокруг себя на одной ноге.
    • утиные - это шаги вприсядку.
    • лягушка - это небольшой прыжок
    • верблюжьи шаги - это даже не шаг, а несколько шагов до того места, куда доплюнул играющий.

    Приведенная классификация шагов для игры штандер не является полной. Можно придумать еще какие-нибудь интересные и забавные варианты. Лучше всего использовать комбинации шагов. Например, игрок с мячом может сказать, что ему нужно: "два гигантских, один человеческий, три лилипутских, один зонтик...".

    После того как игрок с мячом назвал прогнозируемое количество шагов, он должен выполнить их и после этого кинуть мяч в сторону выбранного игрока. Выбранный игрок может поймать мяч или увернуться от него. Если это произошло, то все начинается заново с тем же водящим. Все игроки возвращаются назад, водящий снова становится в центр круга подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если игрок с мячом попал в выбранного игрока, то выбранный игрок становится водящим игры штандер .

    Игра вышибалы

    Игра для детей с мячом в вышибалы известна практически всем с самого детства. Если помните, то для игры в вышибалы необходима большая и ровная площадка и мячик. Играть в вышибалы можно компанией от трех человек и больше. Игра становится тем более интересной, чем больше людей принимает в ней участие, потому что в этом случае становится сложнее увернуться от мяча. Некоторые игроки сознательно прячутся за других игроков.

    Играющие в игру вышибалы разделяются на, собственно, играющих двух вышибал. Два человека - вышибалы - выбираются считалкой и встают с двух противоположных сторон от играющих. Расстояние от одного вышибалы до другого зависит от размеров площадки и возраста детей, которые играют в игру. Остальные игроки - вышибаемые между вышибалами центре площадки. Цель вышибал перебрасывая друг другу мяч, попасть им в вышибаемых игроков. Игроки в игре вышибалы должны бегать и уворачиваться от мяча.

    Игрок, в которого попали мячом, считается "выбитым" и выбывает из игры . Выбывшие игроки отходят в сторону от площадки и ждут окончания игры . Выбитого игрока могут "спасти" другие играющие. Для этого им надо поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету. Если мяч отскочил от земли, то ловить его нельзя. Если игрок поймал мяч от земли или мяч вывалился из его рук, пока он пытался его поймать, то такой игрок выбывает сам. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает, кому из выбывших игроков следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остался только один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае вышибаемая команда считается проигравшей и игра начинается заново.

    Есть также несколько усложнений и классификаций бросков мяча:

    1. "Свечка" - При броске "свечка" вышибала громко говорит "свечка" и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная "жизнь". Игрок может спасти уже выбывшего игрока. Если выбывших игроков несколько, то игрок, поймавший мяч, сам определяет, кого следует спасать.

    2. "Бомба" - При броске мяча "бомбочка" вышибала громко кричит "бомба" и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока - он выбывает из игры . Передвигаться в момент падения мяча можно, не вставая с корточек.

    3. "Ручеек" - При броске мяча "ручеек" вышибала громко кричит "ручеек" и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать, тот выбывает из этой игры .

    4. "Макароны" При броске "макароны" вышибала кричит "макароны" и кидает мяч обычным способом. В этот момент все игроки обязаны остановиться на том месте, где они находились в момент броска, и двигаться волнообразно, прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет, тот как обычно выбывает. При броске "макароны" важно, чтобы вышибала бросал мяч в момент объявления условия. Нельзя крикнуть "макароны", дождаться пока все замрут на месте, а потом кидать мяч. Так поступать нельзя и выбывание игроков в этом случае не зачитывается.

    Игра с мячом горячая картошка

    Игра для детей с мячом горячая картошка заключается в том, что все игроки становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, который называется котел. Игра между тем продолжается.

    Любой игрок по желанию может выручить находящихся в котле игроков. Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга игрокам. Тот игрок, кого удалось коснуться мячом, снова может принять участие в игре.

    Сидящие внутри круга должны постараться поймать летящий мимо мяч. При этом игрокам в котле нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая при этом в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все игроки из круга возвращаются в игру, а игрок, неудачно бросивший мяч, занимает их место.

    Для игры в картошку с детьми младшего возраста мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро перекидывать следующему игроку. Ведь мяч в этой игре выполняет функцию горячей картошки , поэтому бросить мячь надо как можно быстрее. Если кто-то из детей замешкался, можно направить его в круг "провинившихся" игроков.

    Игра с мячом десятки или десяты

    Для игры с мячом "десятки" или второе её название "десяты" нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.

    Каждый игрок должен выполнить по десять упражнений. Примеры упражнений могут быть следующими:

    1. Подбросить и ударить мяч об стену прямой ладонью один раз.

    2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.

    3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

    4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.

    5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.

    6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.

    7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.

    8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.

    9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.

    10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

    Описанные выше упражнения к игре с мячом десяты приведены для примера, можно придумать свои упражнения и свою комбинацию заданий. После того как выполнены все десять заданий нужно сдать "экзамен": каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом запрещается смеяться и разговаривать.

    Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся - мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся, но с начала ошибочного упражнения. Т.е. если, например из семи необходимых заданий сделано было пять, а потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать все семь заданий. Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст "экзамен". Как правило, на финальном этапе, т.е. при сдаче экзамена остальные игроки стараются активно мешать "экзаменующемуся", например, смешить его, или пугать, делая вид, что отбирают мяч. В общем, остальные игроки игры с мячом в десятку делают все, чтобы экзамен провалился.

    Игра с мячом лягушка

    Игра с мячом "лягушка" это игра для детей и особенно она нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушку понадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене намечается условная линия, это может быть линия стыка стеновых панелей, а может быть линия подоконника, лестницы и т.п. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Девочки выстраиваются в линию друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.

    Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова "л я г у ш к а". Сначала букву "л", потом "я" и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово "лягушка".

    Игра с мячом снайпер

    Снайпер эта игра с мячом , которая чем-то похожа на обычную игру "вышибалы", описание которой есть на этой странице выше. Игра с мячом на свежем воздухе снайпер отличается расстановкой игроков на площадке и количеством играющих. В игре с мячом снайпер должно участвовать не меньше пятнадцати человек. Эта игра подойдет для большой компании для открытого пространства на природе.

    Играющие в игру с мячом снайпер делятся на две команды. В каждой команде выбирается один игрок "снайпер", остальные дети становятся обычными игроками. Размещаются все игроки следующим образом. Площадка делится на две части. За краями площадки с обеих сторон размещаются игроки "снайперы", как вышибалы в игре с мячом в вышибалы . Однако остальные игроки не просто бегают по всей площадке, а только по своей половине, т.к. игроков теперь не одна, а две команды. Ближе к снайперу из первой команды находятся игроки другой команды. Так, например, если с левого края площадки находится снайпер из первой команды, то на левой половине площадки бегают дети из второй команды, на правой половине площадки размещаются дети из первой команды и справа вне площадки находится второй "снайпер".

    Игрок-снайпер первой команды перебрасывает мяч своей команде (детям из первой команды), пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему "снайперу", пытаясь по возможности выбить игрока второй команды.

    В случае если игрока выбивают, он не выбывает из игры , а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему "снайперу". Если игрок команды, которого пытались выбить поймал мяч, мяч переходит к этой команде и уже они начинают перебрасываться со своим "снайпером". Мяч, пойманным от земли, как и в игре вышибалы не считается, игрок выбывает с игрового поля. В итоге к концу игры основная часть игроков из команды оказывается не в игровом поле, а рядом со своим "снайпером" за линией поля.

    Прелесть игры с мячом снайпер в том, что роль нападающих и защищающихся постоянно переходит от одной команды к другой, и игроки никогда не выбывают из игры , а в отличие от игры вышибалы постоянно участвуют в ней.

    Игра с мячом пионербол

    Пионербол - это игра с мячом, любимая взрослыми с самого детства . Сейчас в эту игру играют в детских оздоровительных лагерях или в школах на уроках физкультуры. Летом даже проводятся большие турниры по пионерболу, в том числе между командами из разных детских оздоровительных лагерей.

    Для игры с мячом в пионербол понадобится обычная волейбольная площадка и желательно волейбольная сетка, а также сам мяч.

    Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.

    Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное отличие пионербола от волейбола заключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.

    Правила игры в пионербол. Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов, перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перебрасывание мяча в игре пионербол продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, на чьей площадке мяч коснулся земли или чей игрок бросил мяч за пределы площадки соперника, получает штрафное очко. Игра пионербол продолжается до десяти штрафных очков. По достижении десяти очков игроки переходят на противоположную сторону площадки, меняются сторонами. Правилами игры в пионербол допускается сделать одну передачу внутри одной команды, т.е. перекинуть мяч своему игроку, чтобы он кидал его через сетку.

    Название игры

    Описание игры

    Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.

    Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» (или «Стоп!»). В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.

    Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

    Правила игры

    Оговаривается или очерчивается площадка (круг, по периметру которого становятся игроки), отмечается центр (место водящего). Водящий выбирается с помощью считалки, жребия или любым иным способом и становится в центре.

    Если участники игры плохо знакомы друг с другом, вместо имён используются номера (по количеству играющих).

    Выкрикивать имя следует до того, как мяч брошен вверх. Кричать «Штандер!» водящий имеет право только когда он с мячом возвращается в центр круга.

    Если участник, которого «осалили», ловит мяч, он имеет право тут же «осалить» мячом водящего или любого другого игрока. Долго задерживать мяч не разрешается.

    Вариант С. Якуба, описанный в газете для классных руководителей, предполагает игру «на вылет»: каждый «осаленный» получает штрафное очко, а после трёх очков выбывает из игры. При этом даётся оговорка, что играть втроём или вчетвером уже трудно и не так интересно, поэтому автор советует играть до пяти-шести штрафных баллов, если участников меньше десяти.

    Если водящий замешкался и остальные игроки успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно, он может «передать руку» другому. Для этого водящий должен выбрать участника игры, стоящего ближе всех, и спросить его: «Берёшь руку?» Если тот согласен, водящий перебрасывает мяч ему. Все вновь разбегаются, а тот, кто ловит мяч, кричит «Штандер!» и «осаливает» оказавшегося рядом игрока. При этом если водящий неточно передаёт мяч и тот касается земли, водящему начисляется штрафное очко.

    Исчезла эта игра и канула в Лету вместе с диафильмами про кукурузу - царицу полей и подстаканниками со спутником, летящим вокруг Земли. Кукурузы не жаль, подстаканников не жаль - штандера жаль. Хорошая была игра…

    Игра в искусстве

    В литературе

    • С. Логинов - рассказ «Штандер» из антологии «Часы с вариантами». По сюжету, дети играют в штандер в далёком будущем.

    В музыке

    • А. Розенбаум - песня «Штандер» из альбома «Ностальгия», посвящённая композитору В. Резникову . В тексте есть такие слова: «И в штандер мы играем разноцветным раскидаем…» «Раскидайчиками» в советские годы называли мячики из бумаги, набитые опилками и туго стянутые нитками, на длинной резинке.
    • А. Макаревич - песня и одноимённый альбом, выпущенный в 2007 году вместе с «Оркестром креольского танго ». Даже музыкальный релиз альбома критики сравнивали с игрой в штандер.

    См. также

    Источники и примечания

    Ссылки

    • В. Володченко, В. Юмашев Выходи играть во двор. - М .: Молодая гвардия, 1984. - С. 86. - 126 с. - ISBN 5-235-00465-5
    • С. Якуб Вспомним забытые игры. - М .: Детская литература, 1988. - С. 55 - 60. - 159 с. - ISBN 5-08-001116-5
    • И. Гринченко Игровая радуга. - М .: ЦГЛ, 2004. - С. 41. - 96 с. - ISBN 5-94916-033-9
    • С. Якуб Штандер // Классное руководство и воспитание школьников : газета. - М ., 1 - 15 июля 2007. - № 40 (388).
    • Портал www.detskieigry.ru

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Штандер" в других словарях:

      штандер - а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и… …

      штандар - ШТАНДЕР а, м., ШТАНДАР а, м. attendez! < attendre ждать. Штандер. Играющие становятся перед высокою глухою стеною на разстоянии пяти шести шагов от ее основания. Один бросает в стену мяч так, чтобы он коснулся ея не ниже обусловленной высоты и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      У этого термина существуют и другие значения, см. Time Machine. Time Масhine … Википедия

      - (р. 1954), эстрадный певец, композитор, художник график, заслуженный артист РСФСР (1991). С 1969 художественный руководитель ансамбля «Машина времени». Автор песен. Снимался в фильме «Начни сначала». * * * МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович МАКАРЕВИЧ… … Энциклопедический словарь

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Макаревич. Андрей Макаревич … Википедия

      Жанры джаз, блюз, босса нова, румба и шансон. Годы 2001 настоящее время … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Логинов. Святослав Логинов Святослав Владимирович Витман … Википедия

      Детские игры игры детей, которые требуют использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры необычайно полезны как для физического, так и умственного развития детей. Содержание 1 Игры, где… … Википедия

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Резников. Виктор Михайлович Резников (9 мая 1952 года, Ленинград, РСФСР, СССР 25 февраля 1992 года, Санкт Петербург, Россия) советский композитор и певец, автор многих… … Википедия

      Альбом DVD Оркестр креольского танго Дата выпуска 2006 Записан 2006 Продюсер А. Макаревич Страна Россия … Википедия