• Что становится с телом. Что происходит с телом после смерти? Что происходит в гробу после смерти

    После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
    История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
    Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
    Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

    Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

    Младенцы и дети
    Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
    Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
    Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

    Умершему часто придавали положение естественного сна.


    В окружении братьев и сестер.

    Умершая сестра, по-видимому.

    В окружении любимых кукол.



    Умершая девушка с букетом

    Семейные портреты






    На этой фотографии - умершая девушка.

    Фотографии с гробом

    Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

    Взрослые

    Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

    Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.


    Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


    Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


    Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


    Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



    На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




    Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




    Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




    Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

    В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.

    Давненько не обновлялась рубрика «пятничный труп». Cегодня представляю вашему благосклонному вниманию живописца иллюстратора и создателя множества прекрасных гравюр - Еитаки Кобаяси. Профессиональный художник, сын торговца рыбой, жалованный достоинством самурая (пусть и номинальным), будучи еще совсем молодым человеком стал автором множества великолепных карикатур, серий гравюр с дУхами, привидениями и детскими забавами, а также не менее известными сериями гравюр с забавами совершенно недетскими. После того как его господин был убит маэстро оставил свой пост и отправился путешествовать по всей Японии, изучая живописные техники китайской и европейской школы.
    Одной из широко известных на просторах интернетов серий гравюр является поводом для моего сегодняшнего поста, эта серия называется «Тело прекрасной куртизанки в 9 стадиях разложения» созданная мастером в 1870г. изображения из которой снабжены моими скромными комментариями.
    Итак разложением называется процесс, посредством которого сложно организованная органическая материя, превращается в более простые вещества.
    Процесс разложения начинается вскоре после смерти и, в целом, претерпевает ряд более или менее последовательных и типовых процессов выраженность и продолжительность которых зависит от множества различных факторов связанных как с особенностями самого разлагающегося тела, так и с особенностями среды, в которых это самое тело пребывает.

    Разложение начинается вскоре после того как сердце перестает биться, кровь премещается под действием силы тяжести в нижележащие участки тела, где обуславливает появление обширных участков красно, или сине-фиолетового цвета - так называемых, трупных пятен, сосуды в вышележащих участках тела запустевают и кожа приобретает мертвенную бледность и восковой вид. В период от 3 до 6 часов мышцы уплотняются и теряют способность к расслаблению, как бы «запоминая» позу в которой находился перед смертью человек, это называется трупным окоченением. Также сразу после смерти организм перестает вырабатывать тепло и температура тела уравнивается с температурой окружающей среды, то есть, как правило - охлаждается, вода начинает испаряться и труп несколько подсыхает, особенно подсыхание заметно на слизистых оболочках, например слизистой оболочке полости рта, конъюнктиве и роговице глаз, а также - коже, особенно в местах где есть осаднения. Также заметно подсыхает кожа кончиков пальцев отчего ногти кажутся длиннее.

    После того как сердце остановилось, клетки тела перестают получать кислород и питательные вещества, элиминировать углекислый газ и в разные промежутки времени (длительность которых зависит от индивидуальной чувствительности ткани к кислородному голоданию) от момента остановки кровообращения, начинают умирать. Клетки коры головного мозга умирают в среднем через 5 минут после остановки сердца, сердечная мышца - в течение 1.5 -2часов, почки и печень - 3-4 часов, мышечная ткань и кожа могут оставаться жизнеспособными до 6 часов, костная ткань - самая инертная к отсутствию кислорода ткань и сохраняет жизнеспособность до нескольких суток. После того как клетка умерла все ее содержимое, в том числе и внутриклеточные ферменты, вываливаются из ее цитоплазмы, и начинают переваривать все вокруг, включая сами остатки своей бывшей хозяйки, этот процесс называется аутолизом, то есть самоперевариваением, более всего аутолизу подвержены те органы и ткани, которые занимаются перевариваением профессионально, в их цитоплазме навалом ферментов, переваривающих все подряд, в первую очередь к таким органа относятся поджелудочная железа и желудок. После того как остатки кислорода «доедены» умирающими клетками и кислородпотребляющими бактериями, наступают условия просто идеальные для бактерий предпочитающих отсутствие кислорода - анаэробных бактерий, их особенно много в толстом кишечнике они почувстовав волю, начинают выбираться из сдерживавших их размножение и расселение при жизни человека органов по всему организму, лопать халявную вкусноту из самопереваренных клеток, неистово размножаться и выделять газы. Гемоглобин крови присоединяет вместо кислорода выделяемые бактериями соединения серы и превращается в сульфгемоглобин - соединение гемоглобина, обладающее грязно зеленым цветом, что придает трупу характерную зомбиокраску.

    Наконец газов становится так много, что труп начинает в буквальном смысле раздуваться, первым раздувается живот (а у мужчин и мошонка) у женщин может наступить выворот матки и у обоих может произойти выпадение кишечника, с эти же эффектом связан феномен посмертных родов. Глаза выпячиваются из глазниц, а язык - из полости рта. Наконец вздутие достигает той степени, когда кожа в некоторых местах начинает лопаться, а гнилостные газы и начинают выделяться в окружающую среду. Иногда давление гнилостных газов достигает таких значительных величин, что труп буквально взрывается.

    Дальше гниение протекает не менее активно при благоприятных условиях в теплое время года, труп активно заселяется личинками насекомых в первую очередь мухами.
    Благодаря стараниям насекомых, труп начинает активно терять свою биологическую массу. Раньше всего труп заселяется личинками в тех участках в которых нежным личинкам будет проще всего добраться до вкусной еды, к таким участкам относятся рот, глаза и раны, если они имеются. Благодаря все более и более увеличивающимся дефектам кожных покровов кислородолюбивые бактерии вновь оживают и также подключаются к пиршеству.

    Таким образом, гнилостное разжижение тканей продолжается и труп в большом количестве выделяет газообразные продукты разложения обычно, это самый зловонный период в этот период покойников особенно часто находят именно по запаху. В один прекрасный момент, личинки понимают, что хватит жрать, пора и окукливаться, они отваливаются от стола и уползают от тела прочь совершать свои паоморфозы патоморфозы и обустривать свои уютные пупарии.

    Часто к членистоногим присоединяются любители мертвечины и более высокого номенклатурного порядка, но делают они это на самых разных стадиях и совершенно неорганизованно, к великому огорчению судебно-медицинских экспертов.

    Здесь активное гниение прекращается, и, начинаются куда более затяжные процессы, способные заинтересовать только сухой искушенный в науках мозг. Цветочки и травка под трупом погибают не найдя в глубинах своей нежной цветочной души достаточно сил, для того чтобы вынести все это безобразие растягивающееся на месяцы, в зависимости от условий. Но, почва в том месте, где лежит труп богато унавоживается полезными для биосферы продуктами распада, образуя так называемый «островок разложения» (cadaver decomposition island, уж простите мне мой корявый перевод) - эдакий плодородный оазис, который примерно через 80 дней пышной растительностью скрывает полусгнивший труп сигнализируя начало «сухой» стадии декомпозиции.

    Наберёмся храбрости и внимательнее взглянем на детали. Это всё, что останется после тебя.

    "Чтобы все это разогнуть, придется потрудиться, - говорит прозектор Холли Уильямс, поднимая руку Джона и аккуратно сгибая на ней пальцы, локоть и кисть. - Как правило, чем свежее труп, тем проще мне с ним работать".

    Уильямс разговаривает негромко и держит себя позитивно и легко, вопреки природе своей профессии. Она практически выросла в семейном похоронном бюро на севере американского штата Техас, где теперь и работает. Мертвые тела она почти ежедневно видела с самого детства. Сейчас ей 28 лет и, по ее оценке, она уже успела поработать примерно с тысячей трупов.

    Она занимается тем, что забирает тела недавно умерших в метрополии Даллас - Форт-Уэрт и готовит их к погребению.

    "Большинство людей, за которыми мы выезжаем, умирают в домах престарелых, - рассказывает Уильямс. - Но иногда встречаются и жертвы автомобильных аварий или перестрелок. Бывает и так, что нас вызывают забрать тело человека, который умер в одиночестве, пролежал несколько дней или недель и уже начал разлагаться. В таких случаях моя работа сильно осложняется".

    К тому времени, когда Джона привезли в похоронное бюро, он был мертв уже около четырех часов. При жизни он был относительно здоров. Он всю жизнь работал на нефтяных месторождениях Техаса и поэтому был физически активен и пребывал в неплохой форме. Он бросил курить несколько десятилетий назад и употреблял алкоголь умеренно. Но в одно холодное январское утро с ним дома случился острый сердечный приступ (вызванный какими-то другими, неизвестными причинами), он повалился на пол и умер почти сразу. Ему было 57 лет.

    Сейчас Джон лежит на металлическом столе Уильямс, его тело завернуто в белую простыню, холодное и твердое. Его кожа - пурпурно-серого оттенка, что говорит о том, что ранние стадии разложения уже начались.

    Самопоглощение

    Мертвое тело на самом деле далеко не так мертво, как кажется - оно кишит жизнью. Все больше ученых склоняются к тому, чтобы рассматривать гниющий труп как краеугольный камень огромной и сложной экосистемы, возникающей вскоре после смерти, процветающей и эволюционирующей в процессе разложения.

    Разложение начинается через несколько минут после смерти - запускается процесс под названием автолиз, или самопоглощение. Вскоре после того, как перестает биться сердце, у клеток наступает кислородное голодание, и по мере накопления токсических побочных продуктов химических реакций в клетках повышается кислотность. Ферменты начинают поглощать клеточные мембраны и вытекают наружу, когда клетки разрушаются. Обычно этот процесс начинается в богатой ферментами печени и в головном мозге, который содержит много воды. Постепенно все остальные ткани и органы тоже начинают распадаться схожим образом. Поврежденные клетки крови начинают вытекать из разрушенных сосудов и под действием силы тяжести перемещаются в капилляры и мелкие вены, в результате чего кожа теряет цвет.

    Температура тела начинает снижаться и в итоге уравнивается с температурой окружающей среды. Потом наступает трупное окоченение - оно начинается с мышц век, челюсти и шеи и постепенно доходит до туловища и затем до конечностей. При жизни мускульные клетки сокращаются и расслабляются в результате взаимодействия двух филаментных белков, актина и миозина, которые движутся друг по другу. После смерти клетки теряют свои источники энергии, и филаментные белки застывают в одном положении. В результате этого коченеют мышцы и блокируются суставы.

    На этих ранних посмертных стадиях экосистема трупа состоит в основном из бактерий, обитающих и в живом человеческом организме. В наших телах живет гигантское количество бактерий, разные закоулки человеческого организма служат пристанищем специализированных колоний микробов. Самые многочисленные из этих колоний обитают в кишечнике: там собраны триллионы бактерий - сотен, если не тысяч разных видов.

    Микромир кишечника - одна из самых популярных областей для исследования в биологии, с ним связано общее состояние здоровья человека и огромный набор различных болезней и состояний, от аутизма и депрессии до беспокоящего кишечного синдрома и ожирения. Но мы по-прежнему довольно мало знаем, что делают эти микроскопические пассажиры при нашей жизни. Еще меньше нам известно о том, что происходит с ними после нашей смерти.

    Иммунный коллапс

    В августе 2014 года эксперт-криминалист Гюльназ Жаван с коллегами из Алабамского университета в американском городе Монтгомери опубликовали первое в истории исследование танатомикробиома - бактерий, живущих в теле человека после смерти. Такое название ученые произвели от греческого слова "танатос", смерть.

    "Многие из этих образцов попали к нам из материалов уголовных расследований, - говорит Жаван. - Когда кто-то умирает в результате самоубийства, убийства, передозировки наркотиков или автомобильной аварии, я беру образцы их тканей. Порой возникают непростые с этической точки зрения моменты, потому что нам нужно согласие родственников".

    Большинство наших внутренних органов при жизни не содержит микробов. Однако вскоре после смерти иммунная система перестает работать, и тем ничто больше не мешает свободно распространяться по организму. Обычно этот процесс начинается в кишках, на границе тонкого и толстого кишечника. Живущие там бактерии начинают изнутри поглощать кишечник, а затем и окружающие его ткани, питаясь химической смесью, которая вытекает из разрушающихся клеток. Потом эти бактерии вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и в лимфатические узлы, распространяясь сначала в печень и в селезенку, а затем в сердце и в мозг.

    Жаван и ее коллеги взяли образцы тканей печени, селезенки, головного мозга, сердца и крови от 11 трупов. Сделано это было в промежуток от 20 до 240 часов после смерти. Для анализа и сравнения бактериального состава образцов исследователи применили две суперсовременные технологии секвенирования ДНК в комплексе с биоинформатикой.

    Образцы, взятые из разных органов одного трупа, оказались очень похожими между собой, однако сильно отличались от образцов, взятых из тех же органов в других мертвых телах. Возможно, в какой-то мере это объясняется разницей в составе микробиомов (наборов микробов) этих тел, но дело может быть и во времени, прошедшем с момента смерти. Проведенное ранее исследование разлагавшихся тушек мышей показало, что микробиом сильно меняется после смерти, но процесс этот проходит последовательно и поддается измерению. Ученые в итоге смогли определять время смерти с точностью до трех дней в пределах почти двухмесячного периода.

    Неаппетитный эксперимент

    Результаты проведенного Жаван исследования говорят о том, что аналогичные "микробные часы", похоже, работают и в человеческом организме. Ученые выяснили, что до печени бактерии добираются примерно через 20 часов после смерти, а на то чтобы попасть во все органы, из которых брались образцы тканей, у них уходит по меньшей мере 58 часов. Судя по всему, в мертвом теле бактерии распространяются систематически, и отсчет времени, через которое они попадают в том или иной орган, может быть очередным новым способом устанавливать точный момент смерти.

    "После смерти бактериальный состав меняется, - отмечает Жаван. - В последнюю очередь они добираются до сердца, мозга и репродуктивных органов". В 2014 году группа ученых под ее руководством получила грант на 200 тысяч долларов от Национального научного фонда США на проведение дальнейших исследований. "Мы прибегнем к геному секвенированию нового поколения и к методам биоинформатики, чтобы выяснить, какой орган позволяет наиболее точно устанавливать время смерти - пока мы этого не знаем", - говорит исследовательница.

    Однако уже понятно, что разные наборы бактерий соответствуют разным стадиям разложения.

    Но как же выглядит процесс осуществления такого исследования?

    Под городом Хантсвиллом в американском штате Техас в сосновом лесу лежит полдюжины трупов на разных стадиях разложения. Два самых свежих с разведенными в стороны конечностями выложены ближе к центру небольшого огороженного вольера. Большая часть их обвисшей, серо-голубой кожи еще сохранилась, ребра и концы тазовых костей выпирают из медленно гниющей плоти. В нескольких метрах от них лежит еще один труп, уже по сути превратившийся в скелет - его черная, отвердевшая кожа обтягивает кости, будто он с ног до самой макушки одет в блестящий латексный костюм. Еще дальше, за останками, разбросанными стервятниками, лежит третье тело, защищенное клеткой из деревянных планок и проволоки. Оно приближается к концу своего посмертного цикла и уже частично мумифицировалось. Там, где когда-то был его живот, растет несколько крупных коричневых грибов.

    Естественный распад

    Для большинства людей зрелище гниющего трупа по меньшей мере неприятно, а чаще всего - отталкивающе и пугающе, как ночной кошмар. Но для сотрудников Научной лаборатории прикладной криминалистики юго-восточного Техаса это обычные рабочие будни. Это учреждение открылось в 2009 году, оно расположено на 100 гектарах леса, которыми владеет Университет Сэма Хьюстона. В этом лесу под исследования выделен участок примерно в три с половиной гектара. Он огорожен зеленым металлическим забором трехметровой высоты с идущей поверху колючей проволокой, а внутри подразделен на несколько участков поменьше.

    В конце 2011 года сотрудники университета Сибил Бьючели и Аарон Линн с коллегами оставили там два свежих кадавра - чтобы те разлагались в естественных условиях.

    Когда бактерии начинают распространяться из пищеварительного тракта, запуская процесс самопоглощения тела, начинается гниение. Это смерть на молекулярном уровне: дальнейший распад мягких тканей, превращение их в газы, жидкости и соли. Он проходит и на ранних стадиях разложения, но набирает полные обороты, когда в дело вступают анаэробные бактерии.

    Гнилостное разложение - это стадия, на которой эстафета передается от аэробных бактерий (которым для роста требуется кислород) к анаэробным - то есть таким, которым кислород не нужен.

    В ходе этого процесса тело обесцвечивается еще сильнее. Поврежденные клетки крови продолжают вытекать из распадающихся сосудов, и анаэробные бактерии превращают молекулы гемоглобина (при помощи которых по организму переносился кислород) в сульфгемоглобин. Присутствие его молекул в застоявшейся крови придает коже мраморный, зеленовато-черный вид, характерный для трупа, находящегося в стадии активного гниения.

    Особая среда обитания

    По мере нарастания в теле давления газов по всей поверхности кожи появляются нарывы, после чего большие участки кожи отделяются и провисают, едва удерживаясь на распадающейся основе. В конце концов газы и разжиженные ткани покидают труп, как правило выходя и вытекая из анального и других отверстий организма, а зачастую и через порванную кожу на других его частях. Иногда давление газов так высоко, что брюшная полость лопается.

    Трупное вздутие обычно считается признаком перехода от ранних к поздним стадиям разложения. Еще одно недавно проведенное исследование показало, что этот переход характеризуется заметными изменениями в наборе трупных бактерий.

    Бьючели и Линн взяли образцы бактерий из разных частей тела в начале и в конце стадии вздутия. Потом они извлекли ДНК микробов и секвенировали его.

    Бьючели - энтомолог, поэтому ее в первую очередь интересуют населяющие труп насекомые. Она рассматривает мертвое тело как особую среду обитания для различных видов насекомых-некрофагов (трупоедов), и у некоторых из них весь жизненный цикл целиком проходит внутри трупа, на нем, и поблизости от него.

    Когда разлагающийся организм начинают покидать жидкости и газы, он становится полностью открытым окружающей среде. На этой стадии экосистема трупа начинает проявлять себя особенно бурно: он превращается в эпицентр жизнедеятельности микробов, насекомых и падальщиков.

    Стадия личинок

    С разложением тесно ассоциируются два вида насекомых: падальные мухи и серые мясные мухи, а также их личинки. Трупы издают неприятный, тошнотворно-сладкий запах, вызванный сложным коктейлем летучих соединений, состав которого постоянно меняется по мере разложения. Падальные мухи ощущают этот запах при помощи расположенных на их усиках рецепторов, садятся на тело и откладывают яйца в отверстия в коже и в открытые раны.

    Каждая самка мухи откладывает около 250 яиц, из которых через сутки выводятся мелкие личинки. Они питаются гниющим мясом и линяют в более крупных личинок, которые продолжают есть и через несколько часов линяют вновь. Попитавшись еще какое-то время, эти, уже большие, личинки, отползают от тела, после чего окукливаются и в итоге трансформируются во взрослых мух. Цикл повторяется до тех пор, пока у личинок больше не остается еды.

    В благоприятных условиях активно распадающийся организм служит пристанищем для большого количества мушиных личинок третьей стадии. Масса их тел производит много тепла, в результате чего внутренняя температура поднимается более чем на 10 градусов. Подобно стаям пингвинов в районе Южного полюса, личинки в этой массе находятся в постоянном движении. Но если пингвины прибегают к этому методу, чтобы сохранить тепло, то личинки, напротив, стремятся охладиться.

    "Это палка о двух концах, - поясняет Бючели, сидя в своем университетском кабинете, в окружении больших игрушечных насекомых и симпатичных кукол-монстров. - Если они находятся на периферии этой массы, то рискуют стать пищей для птиц, а если остаются все время в центре - то могут просто свариться. Поэтому они постоянно перемещаются от центра к краям и обратно".

    Мухи привлекают хищников - жуков, клещей, муравьев, ос и пауков, которые питаются мушиными яйцами и личинками. Стервятники и прочие падальщики, равно как и другие крупные животные-мясоеды, тоже могут прийти полакомиться.

    Уникальный состав

    Однако в отсутствие падальщиков поглощением мягких тканей занимаются мушиные личинки. В 1767 году шведский естествоиспытатель Карл Линней (разработавший единую систему классификации растительного и животного мира) отметил, что "три мухи способны поглотить тушу лошади с той же быстротой, что и лев". Личинки третьей стадии массово отползают от трупа, зачастую по одним и тем же траекториям. Их активность настолько высока, что по окончании разложения маршруты их миграции можно наблюдать как глубокие борозды на поверхности почвы, расходящиеся в разные стороны от трупа.

    Каждый вид живых существ, посещающих мертвое тело, обладает собственным уникальным набором пищеварительных микробов, а в разных типах почвы обитают разные колонии бактерий - их точный состав, судя по всему, определяется такими факторами, как температура, влажность, тип и структура почвы.

    Все эти микробы перемешиваются между собой в трупной экосистеме. Прилетающие мухи не только откладывают яйца, но и приносят с собой свои бактерии, и уносят чужие. Разжиженные ткани, вытекающие наружу, позволяют проводить бактериальный обмен между мертвым организмом и почвой, на которой он лежит.

    Когда Бьючели и Линн берут образцы бактерий из мертвых тел, они обнаруживают микробов, которые изначально жили на коже, равно как и других, принесенных мухами и падальщиками, а также поступившими из почвы. "Когда тело покидают жидкости и газы, с ними уходят и бактерии, обитавшие в кишечнике - все больше их начинает обнаруживаться в окружающей почве", - поясняет Линн.

    Таким образом, каждый кадавр, похоже, имеет уникальные микробиологические характеристики, которые могут со временем меняться в соответствии с условиями его конкретного местоположения. Разобравшись в составе этих бактериальных колоний, во взаимосвязях между ними и в том, как они воздействуют друг на друга в процессе разложения, криминалисты, возможно, когда-нибудь будут способны получить гораздо больше информации о том, где, когда и как умер исследуемый человек.

    Элементы мозаики

    К примеру, выявление в трупе ДНК-секвенций, которые характерны для определенных организмов или типов почвы, может помочь криминалистам увязать жертву убийства с определенным географическим местом или даже еще сильнее сузить зоны поиска улик - вплоть до определенного поля в каком-нибудь районе.

    "Было несколько судебных разбирательств, в ходе которых криминальная энтомология как следует себя проявила, предоставив недостающие элементы мозаики", - говорит Бьючели. Она считает, что бактерии способны давать дополнительную информацию и служить новым инструментом для определения времени смерти. "Я надеюсь, что лет через пять мы сможем применять бактериологические данные в суде", - говорит она.

    С этой целью ученые тщательно каталогизируют виды бактерий, обитающих на теле человека и вне его, и изучают, как состав микробиома варьируется от человека к человеку. "Было бы здорово получить набор данных от момента рождения до самой смерти, - говорит Бьючели. - Я бы хотела познакомиться с донором, который позволил бы мне взять бактериальные образцы при жизни, после смерти и в период разложения".

    "Мы изучаем жидкость, которая вытекает из разлагающихся тел", - рассказывает Дэниэл Уэскот, директор Центра криминальной антропологии при Техасском университете в городе Сан-Маркос.

    Область интересов Уэскота - изучение структуры черепа. С помощью компьютерной томографии он анализирует микроскопические структуры костей трупов. Он работает вместе с энтомологами и микробиологами, в том числе с Жаван (которая, в свою очередь, исследует образцы почвы, взятые с экспериментального участка в Сан-Маркосе, где лежат трупы), с компьютерными инженерами и с оператором, управляющим беспилотником - с его помощью делаются снимки участка с воздуха.

    "Я прочитал статью о беспилотниках, использующихся для изучения сельскохозяйственных земель - с тем, чтобы понять, какие из них наиболее плодородны. Их камеры работают в близком к инфракрасному диапазоне, в котором видно, что богатые органическими соединениями почвы имеют более темный цвет, чем другие. Я подумал, что раз уж такая технология существует, то возможно, она может пригодиться и нам - чтобы отыскивать эти небольшие коричневые пятна", - рассказывает он.

    Богатая почва

    "Коричневые пятна", о которых говорит ученый - это участки, где разлагались трупы. Гниющее тело существенно меняет химический состав почвы, на которой оно лежит, и эти изменения могут быть заметны в течение нескольких последующих лет. Выливание разжиженных тканей из мертвых останков обогащает почву питательными веществами, а миграция личинок передает значительную часть энергии тела окружающей его среде.

    Со временем в результате всего этого процесса возникает "островок разложения трупа" - зона с высокой концентрацией богатой органическими веществами почвы. Помимо выделяющихся в экосистему из кадавра питательных соединений, здесь присутствуют также мертвые насекомые, навоз падальщиков и так далее.

    По некоторым оценкам, организм человека на 50-75% состоит из воды, и каждый килограмм сухой массы тела при разложении выделяет в окружающую среду 32 грамма азота, 10 граммов фосфора, четыре грамма калия и один грамм магния. Поначалу это убивает находящуюся снизу и вокруг растительность - возможно, за счет токсичности азота или за счет содержащихся в теле антибиотиков, которые выделяют в почву личинки насекомых, поедающие труп. Однако в конечном итоге разложение благотворно сказывается на местной экосистеме.

    Биомасса микробов на островке разложения трупа существенно выше, чем на окружающей его территории. Круглые черви, привлекаемые выделяющимися питательными веществами, начинают размножаться на этом участке, и его флора тоже становится богаче. Дальнейшие исследования того, как именно гниющие кадавры меняют окружающую их экологию, возможно, помогут более эффективно обнаруживать жертв убийств, чьи тела были зарыты в неглубоких могилах.

    Еще один возможный ключ к установлению точной даты смерти может дать анализ почвы из могилы. Проведенное в 2008 году исследование биохимических изменений, происходящих на островке разложения трупа, показало, что концентрация фосфолипидов в вытекающей из тела жидкости достигает своего максимума примерно через 40 дней после смерти, а азота и извлекаемого фосфора - через 72 и 100 дней соответственно. По мере более детального изучения этих процессов, возможно, мы сможем в будущем при помощи анализа биохимии почвы из захоронения точно устанавливать, когда тело было помещено в скрытую могилу.

    В музее Мировой погребальной культуры имеется необычная экспозиция: Фотографии Pos-mortem или посмертная фотография.

    Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

    Фотографии post-mortem служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

    Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

    Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.

    Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

    Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось.

    Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников...

    Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище...

    Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а на более ранних снимках наносили немного розовой краски в область щёк.

    На более поздних посмертных снимках всё чаще умершие изображаются в гробах, на снимке при этом запечатлеваются все родственники, знакомые и близкие, присутствовавшие на похоронах.

    Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.

    Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода – уходили в прошлое.

    Здесь мертвы все трое, но выглядят как живые. Мужчине именно для этого всунули в руку скрученный лист бумаги. Это придает ему «дополнительную живость».

    И здесь тоже мертва вся семья. Иногда мертвым женщинам распускали волосы для того, чтобы не было видно штатива, при помощи которого труп удерживался в стоячем положении.

    Штатив для посмертного фото.

    Фотографии мертвых родителей с мертвыми детьми.

    Эта фотография спорная. Есть сведения, что здесь жива только женщина. Но это неподтвержденные данные.

    Эту девушку переехал поезд. И потому она сфотографирована так, будто сидит за высоким столом. На самом деле у трупа просто нет нижней половины.

    На фотографии мертвая девушка стоит справа

    Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

    Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

    Еще один способ увековечить память об усопшем, который использовали в прошлом и по сей день - посмертная маска или посмертный слепок лица или руки умершего. вы можете прочесть на нашем сайте и узнать в Музее мировой погребальной культуры.

    Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях!