• Мнемические приемы памяти. Универсальный метод запоминания для детей и взрослых

    Основой всей психической деятельности является память. Она связывает прошлое человека с настоящим и будущим, будучи важнейшей познавательной функцией. Структура памяти достаточно сложна, поэтому стоит уделять её развитию немало времени. Рассмотрим некоторые из уровней и способов развития у разных возрастных групп.

    В течение всей жизни памяти человека свойственно проходить через многочисленные изменения. С самого детства память развивается в разных направлениях. Первоочередной у ребенка развивается эмоциональная, после чего двигательная память, которая постепенно замещается логической и образной. У взрослого же человека, непроизвольное запоминание, присущее чаще всего детям, постепенно становится более осознанным и превращается в произвольное.

    Учитывая все аспекты памяти, психологи выделили 3 уровня памяти:

    1. Непосредственную, или сенсорную память .

    Сенсорную память можно охарактеризовать, как непосредственный след информации, переданный органами чувств. Сохраняется информации данного вида памяти очень незначительное время – от 0,1 до 0,5 секунды. Этот промежуток времени позволяет мозгу оценить ценность поступающей информации и рассмотреть нужду в привлечении высших отделов нервной системы к данным сигналам. Если же это не требуется, то ненужная информация стирается менее чем за одну секунду, заполняя сенсорную память новыми объектами.

    1. Кратковременную память.

    Кратковременная память это важный процесс, который отвечает за запоминание информации и ее воспроизведение. Данный вид памяти хранится в среднем около 20 секунд и оставляет в мозгу лишь ту информацию, которая имеет обобщенный систематизированный вид. Кратковременная память достаточно избирательна, а объём информации, сохранённой на довольно краткое время, составляет от 5 до 9 единиц. Только то, что человеку нужно, что его интересует на данный момент времени, попадает из сенсорной в кратковременную память. Процесс данного вида памяти можно назвать отголоском сиюминутно происшедшего события: на краткое мгновение человек продолжает слышать, видеть то, что уже напрямую не воспринимает. Не повторяя или «прокручивая» полученную информацию в ближайшее время, мозг стирает её бесследно.

    1. Долговременную память.

    Долговременная память имеет удивительную способность хранить информацию практически бессрочно, при этом имея возможность воспроизводить её неограниченное количество раз (в отдельных случаях). Мозгом, из элементов, задерживающихся в кратковременной памяти, отбирается то, что после перейдет в долговременное хранение. Вся информация, удерживаемая более чем нескольких минут, автоматически отправляется в систему долговременной памяти, которая имеет практически безграничный объём. Но, несмотря на возможность быстро отыскать нужную информацию, у данного вида памяти имеется серьезная проблема – поиск необходимого значительно затрудняется, поскольку количество информации крайне велико.

    Любой из уровней памяти – важная часть огромного механизма, известного как мозг. Но для лучшей работы всей системы, необходимо улучшать и развивать память.

    Способы развития памяти

    Часто наша память подвергается бессознательной тренировке. Вы можете просто составлять список покупок в уме, не имея под рукой ручки, чтоб его записать. Или стараться запомнить дорогу в незнакомое для вас место, возвращаясь обратно без подсказок навигатора. Либо же запоминая героев из любимого сериала: их имена, друзей, привычки – чтобы потом обсудить новую серию с подругой за чашечкой кофе. Все это помогает вашей памяти постоянно держать «ухо востро».

    Для того, чтобы заняться более осознанным, контролируемым развитием памяти, психологи рекомендуют некоторые нехитрые способы, которые помогут не только улучшить процесс мышления, но и состояние организма в целом:

    1. Для более активной работы мозга и нервной системы, откажитесь от вредных привычек (никотина, алкоголя и прочего).
    2. Проводите на свежем воздухе не менее часа в день. Небольшая прогулка после работы обеспечит клетки вашего головного мозга достаточным количеством кислорода.
    3. Занимайтесь спортом хотя бы пару раз в неделю. Бегайте, прыгайте, катайтесь на велосипеде, плавайте, танцуйте! Спорт не обязательно должен быть скучным и тяжёлым. Он может приносить такое же удовольствие, как и стаканчик любимого мороженого. Главное найдите то, что вам по душе. Это поможет привести организм в тонус и улучшить кровообращение (и подтянутое здоровое тело еще никому не навредило).
    4. Здоровый сон, также важен для хорошего самочувствия, как чашка горячего чая морозным днём. Для полноценного восстановления мозга необходимо спать не менее 8 часов.
    5. Правильное питание придаст сил для трудовых будней и активных выходных. Подбор полезных продуктов, включающих высокое содержание полезных элементов, должен стать стилем жизни каждого, кто желает своему организму красоты и прекрасного самочувствия. В свой ежедневный рацион необходимо включать такие продукты, как йогурты, творог, яйца, рыба, овощи, фрукты, зелень.
    6. Ежедневное чтение поможет вам не только научиться управлять своей долговременной памятью, но также расширит ваше мировоззрение и подскажет новые темы для обсуждения с коллегами во время кофе-брейка.

    Придерживаясь этих несложных правил, уже через пару недель можно наблюдать как улучшение физического, так и умственного состояния.

    Игры на развитие памяти и мышления

    1. Запоминание слов.

    Перед вами представлены двадцать различных слов, не связанных между собой, которые нужно запомнить. На это дается 40 секунд:

    Инструмент, барометр, тетрадь, конфета, крышка, таблетка, жираф, антенна, картофель, бадминтон, кнопка, расческа, указка, миндаль, покупка, кастрюля, парик, автобус, якорь, эстафета.

    Теперь закройте эти слова и постарайтесь написать их в таком же порядке. После чего сверьте результаты в соответствии со следующей формулой:

    Количество слов, которые оказались на своих местах, нужно поделить на 20 (то есть, количество запоминаемых слов) и умножить на 100%. Получившийся результат – это и есть ваш процент запоминания.

    Также вы можете записать эти же слова в обратно порядке, подставляя к ним цифры. Процесс запоминания и подсчета аналогичный.

    1. Запоминание цифр.

    Вам даны двадцать различных цифр, которые нужно внимательно изучить и запомнить. Через 40 секунд, закрывайте цифры. Процесс данного упражнения аналогичен предыдущему.

    606, 13, 7, 9, 39, 112, 24, 86, 15, 51, 26, 8, 205, 95, 79, 3, 47, 75, 542, 2.

    1. Запомни человека.

    В этом упражнение вам нужно будет запомнить абсолютно незнакомого человека, которого увидите на улице, либо в общественном транспорте. Главное, запомнить как можно больше фактов про него.

    Какой он из себя? Какая у него прическа? Черты лица и особые предметы (родинка, шрам, татуировка и прочее). Во что этот человек одет? Как он себя ведет? Что у него в руках?

    Когда вы вернётесь домой, постарайтесь вспомнить этого человека и описать его.

    Развитие памяти у дошкольников

    Стоит учитывать то, что занятия с ребенком существенно отличается от занятий со взрослым человеком. Поэтому необходимо принимать во внимание не только физиологические аспекты памяти, но и психологические. Основными видами памяти, можно назвать произвольную и непроизвольную память. Для детей более характерно неосознанное восприятие окружающего мира, которое происходит без приложения с их стороны каких-либо усилий. То есть, чем интереснее для ребенка будет предмет его изучения, тем быстрее он усвоит его суть.

    Память также разделяется на непосредственную и опосредованную. Когда происходит сохранение информации, процесс мышления при этом не работает, потому что осуществляется непосредственное (механическое) запоминание, т.е. без осознания материла, без определения логической цепочки. У дошкольников преобладает именно этот процесс запоминание, поэтому психологи советуют начать обучение иностранным языкам еще до начала учебы в школе.

    В определённом возрасте у ребенка более развит соответствующий тип памяти.

    Рассмотри типы памяти детей в различных возрастных группах:

    • От 0 до 1 года. На первых порах у новорожденных происходит становление моторной памяти, которая выражается в первых условных рефлексах. В этом возрасте малыш запоминает выполняемые им и окружающими движения. Лучше всего дети запоминают движения, имеющие для них эмоциональный окрас (допустим, мамины объятья, которые вызывают теплоту и уют).
    • От 1 года до 2 лет. Ребенок старается узнавать близких взрослых (помимо родителей). У него активно развивается нервная система, при этом увеличивая объем и прочность усвояемой информации. Осваиваются новые навыки, такие как ходьба, произношение звуков и несложных слов. Именно к этому возрасту относятся первые осознанные воспоминания.
    • От 2 до 4 лет. В этом возрасте у ребенка начинается формирование мнемонических способностей, которые вытесняют механическое запоминание. После 2-летнего возраста дети начинают запоминать сложные слова, осваивают основы логики при построении своих мыслей и относительно происходящего вокруг. При нормальном развитии осваивают основные моторные навыки.
    • От 4 до 6 лет. дети в этом возрасте все очень хорошо запоминают, только делают они это не осознанно, непроизвольно. Данный процесс происходит не зависимо от желания или усилия ребенка. В этом возрасте ребенок запоминает то, на что обратил внимание в процессе учебы, игры или любой другой деятельности. Обычно это что-то увлекательно, красочное, вызывающее сильные эмоции.

    В дошкольном возрасте у ребенка память развивается активнее и лучше всех остальных других процессов. Родителям следует уделять много внимания тренировочным упражнениям, чтобы ребенок рос полноценной личностью с отличными способностями запоминать и воспроизводить информацию.

    Развитие внимания и памяти школьников

    Умение удерживать свое внимание на одном предмете длительное время, занимает значимую роль в учебной деятельность. Во время занятий преподаватель привлекает внимание учеников к своему предмету, переключая с одного вида деятельности на другой. Развитие внимания младшего школьника позволяет ему на короткое время сосредотачивать внимание на нужных действиях, но в то же время непроизвольное запоминание овладевает его нервной системой. Поэтому часто детей в начальной школе характеризуют, как невнимательных, ведь им трудно сосредоточиться на сложном учебном материале.

    Умственное развитие школьника качественно меняется согласно требованиям, поставленным учебной деятельностью.

    В школьном возрасте (в начальной школе) очень важно разрешение таких задач:

    • ребенок должен вникать в смысл слов и цифр, которые ему предлагаются для изучения, он должен уметь устанавливать логические смысловые связи;
    • ему должно быть подвластно решение логических задач, связанных с изменением предметного мира;
    • все упражнения должны быть направлены на то, чтобы развивалось внимание ребенка, воображение и память;
    • развитие воображения и применение его в повседневной жизни.

    Для повышения продуктивности запоминания материала, используйте следующие приемы:

    • Предложите детям составить план рассказа. Так им легче будет вспомнить, о чём шла речь;
    • Разработайте план. Лучше всего, если он будет представлен ребенку в виде изображений, фотографий или рисунков, которые он сам создал;
    • Последовательно записывайте ключевые идеи из текста. Это поможет не запутаться в хронологии.

    Дети, которые только начали ходить в школу, развиваются по-разному, у них свой характер, привычки и мировоззрения. Именно от этих показателей будет зависеть и успех их запоминания. Но кое-что, что присуще для всех. Развитие памяти невозможно без параллельной работы над развитием внимания, поскольку усвоение материала требует немалой концентрации на объекте.

    Развитие памяти подростков

    У подростка уже отлично развита память. Кроме этого, он обладает в своем возрасте прекрасным воображением и вниманием на столько, что в состоянии управлять ими по собственной воле. В этот период начинает проявляться доминантная функция.

    При этом подросток самостоятельно определяет, что именно для него имеет ценность:

    • В данном возрасте ребенок учится концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где можно добиться заметных результатов, в трудовой деятельности, где начинают проявляться умение сосредоточиваться, в общении и остальном. Подросток уже контролирует свое внимание, он умеет им самостоятельно управлять.
    • В 13-16 лет память у подростка развивается быстрее всего. Медики объясняют это гормональными изменениями, которые неизбежно происходят в организме каждого человека в этом возрасте, чтобы он подготавливался к следующему этапу жизнедеятельности. В этом возрасте память у ребенка уже не механическая. Чтобы что-то запомнить, ребенок должен понять смысл того, что слышит или видит. Также перестраивается и деятельность смысловой памяти — она становится опосредованной и более логичной.
    • В этом возрасте воображение может трансформироваться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток способен исполнять математические мыслительные задачи, воображая и размышляя над каждым своим шагом. В то же время он может сам продумывать, как ему нужно общаться с другими людьми, он может представлять себе разные сюжеты отношений, переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не справится со своими внутренними проблемами.

    Развитие памяти крайне важно для подростков:

    1. Одним из основных способов является «зазубривание» стихов или прозы. Начать можно с небольших по объему стихов, постепенно увеличивая размер текста и выбирая более сложные произведения. Прозу учить несколько сложнее, поэтому к ее заучиванию лучше переходить, после освоения стихов. Главным фактором данного способа развития памяти является постоянное повторение.
    2. Изложение и сочинение – также помогут подростку улучшить свою память и укрепить усвоенные знания. Для этого нужно строить свой пересказ максимально близко к тексту. Или же, при написании изложение, стараться использовать больше лексики из текста и соблюдать его структуру. Если делать это постоянно, то улучшить можно не только память, но и речь.
    3. Помимо перечисленных способов, существует и специальные упражнения на развитие памяти, как зрительной, так и слуховой. Например, перечисляем подростку 10 любых слов, никаким образом логически не связанных и попросим произнести все те слова, которые ему удалось запомнить. Нормой данного упражнения считается 6 правильно произнесенных слов.

    Развитие памяти у взрослых упражнения

    Каждый взрослый человек хоть раз замечал за собой, что он не в состоянии вспомнить элементарных вещей: дату рождения сестры, в котором часу выходит любимая телепередача, или куда же он положил свои ключи. Причина, по которой такое происходит в нашей жизни, проста – очень часто мы забываем о самом главном. Наша память не вечна и требует постоянной подпитки, будь то чтение книг или простейшие арифметические операции. Но без постоянных тренировок она теряет свои былые свойства. Поэтому каждому из нас необходимо периодически выполнять упражнения, развивающие память,чтобы постепенно мы могли запоминать информацию более эффективно, быстро, объемно.

    Помните, если систематически, целенаправленно и следуя определенной методике развивать память, во всех других психических процессах тоже будут происходить положительные изменения: улучшится ваш мыслительный процесс, вы станете любознательнее, потому что круг познавательных интересов тоже расширится.

    Рассмотрим несколько упражнений для развития памяти у взрослых:

    • Чтобы что-то запомнить, сосредоточьтесь на самом процессе запоминания. Чаще прислушивайтесь, постоянно думайте, проводя параллели с событиями из своей жизни или с багажом знаний. Если вам удастся зацепить множество разных событий и фактов из своей жизни за огромный поступающий вам информационный поток, вы точно запомните важные факты для себя.
    • Перед сном периодически вспоминайте людей или предметы, которые окружали вас на протяжении дня. С помощью таких нехитрых манипуляций мозг будет учиться систематизировать информацию для более удобного использования в будущем.
    • Выберите любое стихотворение любимого поэта или отрывок из последнего прочитанного художественного произведения. Попробуйте выучить его наизусть как можно быстрее. После чего повторяйте его пару раз в день на протяжении недели, увеличивая количество выученных текстов с каждой неделей. Уже через месяц вы заметите, что стали реже терять свои ключи и забывать, что же нужно купить на ужин.
    • Играйте! Есть множество игр на развитие интеллекта и памяти. Но также не стоит забывать про такие классические настольные игры, как покер, монополия эрудит и другие. Они помогут научиться выстраивать логические схемы и запоминать ходы.
    • Если вам потребовалось запомнить что-либо важное (номер телефона врача, дату рождения коллеги, рецепт изумительного пирога), создайте в уме связь с этим образом. Это может быть что-то смешное или необычное, что будет легче воспринимать мозгом.
    • Свободное время (например, во время мытья посуды или по дороге на работу) идеально будет посвятить решению простейших арифметических задач в уме. Вот вы знаете, например, какой процент людей ездит в общественном транспорте в наушниках? Посчитаем?
    • Работая руками, вы активизируете работу своего головного мозга и памяти. Вы может заметить как во время вязание, вышивание крестиком, так и мытье посуды, уборка и прочей физической активности, ваш мозг начинает генерировать различные идеи.
    • Чтение литературы о развитии памяти и её усовершенствование, дадут вам понятие о работе человеческого мозга в целом и предложат уйму упражнений для его развития.

    Японская система развития интеллекта и памяти

    Японская система развития интеллекта разработана японским ученым Рюта Кавашима – профессором и доктором медицинских наук. Он более двадцати лет занимается работой по изучению стимулирования работы человеческого мозга.

    Именно его перу принадлежит книга «Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти»:

    • В ней вам предлагают узнать, насколько эффективно, на данный момент, работает ваш мозг.
    • Также книга содержит массу несложных упражнений для тренировки и развития мышления, интеллекта и памяти.

    Профессор разработал не только книгу, но и специальные тренировочные издания, которые удобно всегда носить с собой. Вы всегда сможете взять любимый карандаш и немножко раструсить свой мозг.

    Автор заметил, что максимальную активность мозга можно наблюдать при решении арифметических задач на время, либо чтении вслух. Способы развития интеллекта, которые Рюта Кавашима дает в своей книге, придутся по душе человеку абсолютно любого возраста и склада ума. К тому же для занятий своим развитием, вам не нужно будет тратить уйму времени – достаточно 5-10 минут ежедневно.

    Вы сможете заниматься этим в любое свободное время — когда идете на работу или просто принимаете пищу. Не удивительно, что данная система запоминания такая популярная в наше время для людей, которые постоянно активны и заняты. Система рассчитана на 2 месяца практической деятельности. Только при необходимости практиковаться можно сколько угодно — никаких ограничений система не предусматривает.

    Мнемотехника для развития памяти у детей

    Для лучшего запоминания у детей, необходимо подкреплять информацию эмоциями. Ведь каждый ребенок способен запомнить то, что ему интересно. Главное найти к нему правильный подход. Именно с такой целью были разработаны мнемотехнические приемы запоминания.

    Мнемоника – это методы и приёмы, которые облегчают процесс запоминания не только у детей, но и у взрослых. Работает эта техника так: с помощью кодирования информации в зрительные, графические или слуховые образы, получаемая информация становится проще для восприятия мозга. Благодаря мнемоническим приёмам улучшается память, логическое мышление и, в случае работы с детьми, развивается речь.

    Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники:

    • Развитие воображения. Покажите ребенку карточку, на которой будет изображено несколько предметов. Предложите ему придумать рассказ о тех вещах, которые на ней изображены. Вы заметите, с каким интересом и увлечением он это делает. В то же время, это упражнение поможет ребенку раскрыть свои желания и страхи.
    • Развитие памяти. Предложите вашему ребенку выучить стихотворение по карточкам, каждой строчке которого, будет соответствовать свое изображение.
    • Логическое мышление. Дайте малышу карточки и предложите распределить их по разным группам. К примеру, карточки с профессиями и предметами, которыми пользуются их представители, допустим, стопка – доктор, шприц, таблетка.

    Если у ребенка получается хорошо работать по уже готовым карточкам, предложите ему позаниматься наоборот, дайте какой-либо рассказ и пусть он сам нарисует для него картинки. Применяя мнемотехнические приемы на детях и взрослых, психологи однозначно подтверждают успешность данного метода.

    Развитие памяти по методикам спецслужб

    Денис Букин — автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб», которая предназначена для всех людей, для которых процесс запоминания очень сложен, которые чувствуют, что их умственные способности необходимо стимулировать и развивать. Эта книга для тех, кто желает стать эффективнее, просто общаясь с людьми, работая. Она необходима каждому, кто собирается жить, используя максимум возможностей своего мозга.

    В книге рассказывается:

    • О необычайных возможностях человеческого мозга, о его способностях справляться с задачами, которые недоступны даже самым современным компьютерам.
    • О том для чего и как нужно тренировать память.

    Программа тренировки памяти, описанная в книге, основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков.

    Здесь можно найти приемы общения из арсенала спецслужб:

    • как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям;
    • как убеждать и оценивать достоверность полученных данных;
    • методы самоорганизации, восстановления сил;
    • как поддерживать высокую работоспособность.

    Освоив все предлагаемые приемы, вы сможете держать свои эмоции под контролем и применять в необходимых ситуациях. Научитесь не только запоминать нужную информацию, но и достоверно воспроизводить её.

    Игры и упражнения для развития памяти взрослых

    • Судоку. Известная японская головоломка с числами. Суть игры состоит в том, чтобы за как можно меньшее количество времени заполнить 81 ячейку, которые представлены в виде квадрата размером 9*9, числами. Но эти числа должны соответствовать главному правилу: в одном столбце, строке и квадрате 3*3, числа от 1 до 9 не должны повторятся.
    • Фуршет. На вашем «обеденном столе» в порядке очереди начинают появляться продукты, каждый раз изменяя своё расположение. Цель игры – как можно быстрей выбрать новый элемент, которого не было ранее на столе.
    • Потерянный символ. Игра одновременно тренирует и внимание, и пространственную память. В начале на пару секунд показывается таблица с различными символами. В следующий раз эта же таблица демонстрируется уже с одним пустым полем. Для того чтобы заполнить поле, нужно выбрать правильный вариант из предложенных. Количество полей в таблице поначалу увеличивается, а затем уменьшается, что создаёт дополнительные сложности.
    • Эрудит. В игре могут участвовать от двух до четырех игроков. Участники формируют слова из фишек на доске размером 15*15 ячеек. Слова нужно формировать по вертикали, либо по горизонтали, сверху вниз, либо слева направо. Слова должны входить в стандартный словарь, либо же вы можете внести какие-либо свои изменения, добавляя особые слова. Игроки получаются очки за сложенные слова на доске. Смысл игры в том, чтобы набрать как можно больше очков. Каждая буква дает определенное количество очков, ивам необходимо составить слово с наибольшим количеством очков для победы.

    Память – это уникальная вещь, которую следует постоянно держать в тонусе. Сенсорная, кратковременная или длительная, слуховая или зрительная – любой из этих видов памяти нуждается в постоянной тренировке и усовершенствовании. Многие из методик разработаны, многие книги написаны для того, чтобы каждый мог развивать и совершенствовать свою память. Остальное зависит только от желания и времени проведенного с пользой.

    Видео: «Развитие памяти»

    Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

    Доводилось вам забывать пароли или имена новых знакомых? Для вас сложно за несколько секунд выучить номер телефона, а на заучивание страницы текста может уйти целый вечер? После прочтения этой статьи вы навсегда избавитесь от необходимости записывать список продуктов, а запомнить последовательность в несколько десятков случайных слов не составит труда.

    Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Сегодня вы узнаете базовые принципы и научитесь запоминать последовательности слов.

    Главный принцип: визуализация

    Для того чтобы быстро и надолго запомнить информацию, ее нужно визуализировать. Другими словами, мы должны запоминать не само слово «кот», а его визуальный образ.

    Правильный образ должен быть:

    • Объемным . Представьте кота. Это может быть питомец ваш или ваших друзей или вымышленный кот, которого вы раньше никогда не видели. Это неважно. Посмотрите на воображаемого кота. Он должен быть совсем как настоящий, а не плоский, как на экране телевизора.
    • Ярким . Чтобы образ надолго остался в памяти, нужно представлять его ярко. Ваш котик должен быть максимально запоминающимся.

    Изображение с сайта news.day.az
    • Понятным . Вы должны знать, какое именно слово обозначает этот образ.

    Потренируйтесь! Создайте визуальные образы для следующих слов: огурец, учитель, глобус, рыба, стул, удача, Пакистан.

    Все было хорошо до последних двух слов, верно? Как можно представить абстрактное понятие или целое государство?

    Для решения этой проблемы существует метод свободных ассоциаций . Первый визуальный образ, который вы представите, когда услышите «удача» – это и есть свободная ассоциация. Например, подкова – символ удачи.

    С Пакистаном у меня ассоциируются очень красочные автобусы, характерные для этой страны:

    Изображение с comm ons.wikimedia.org

    Важно ! Все ассоциации сугубо индивидуальны . Если в случае со словом «удача» вы, например, вместо подковы или клевера представляете своего дядю Колю, очень удачливого человека – так тому и быть. Ваши ассоциации могут быть странными и необычными. Так даже лучше.

    После того, как вы научились визуализировать слова, настало время их запоминать. Мы рассмотрим несколько способов это сделать.

    Способ первый: метод историй

    Что легче запомнить – 20 случайных слов или смешной анекдот? Ответ очевиден.

    Суть метода заключается в том, что вы должны составить из данных вам слов историю. Она может быть странной, нереальной, фантастической или откровенно абсурдной. Тем лучше.

    Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щетка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Сколько времени уйдет у вас на запоминание обычной зубрежкой?

    А теперь придумаем историю (не забывайте визуализировать!) для этих слов:

    Почтальон Печкин верхом на тигре скачет через кукурузное поле. Печкин в страхе (обязательно добавляйте эмоции в свою историю! сопереживайте своим героям, можно даже придумывать короткие реплики) обернулся назад – за ним гнались разъяренные осы . Вдруг он натыкается на реку. «Что делать!? – крикнул в пустоту бедный почтальон. – Моста нет!». Но, к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода . Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов и как только осы стали приближаться, крестоносцы стали сбивать их меткими бросками мармелада . Печкин подбежал к старому арабу – получателю посылки и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща , в которой вместо ложки лежала зубная щетка . Неожиданно пошел дождь . Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны . Тысячи тюльпанов медленно опускались и как только касались земли, тут же превращались в пепел . Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчетливый рисунок лошадиной подковы (образ для слова «удача»).

    Это не самый эффективный метод в арсенале мнемониста (200 слов я бы этим способом не стал запоминать), но у него есть свои преимущества:

    1. Не требует предварительной подготовки. Вам нужны только сами слова и ваше воображение.
    2. Отличный тренажер для творческого мышления и генерации нестандартных идей.
    3. Это очень увлекательно. Когда процесс запоминания становится веселым и интересным, он начинает приносить удовольствие.
    4. Простота. Вы можете научить этому методу своего ребенка, даже если он еще не пошел в школу. А поскольку дети мыслят , чем взрослые, и у них еще нет устоявшихся шаблонов мышления – в их руках это очень эффективный инструмент и они смогут придумывать такие истории налету.

    Тренируйтесь! Придумайте свой рассказ для слов: автомобиль, крокодил, копье, Франция, чай, пират, велосипед, пирожок, кроссовки, Киркоров, газета, помидор. Напишите свой рассказ в комментарии и ознакомьтесь с продуктами воображения других читателей! Если у вас есть дети, составьте список слов для них.

    Способ второй: цепочка

    Суть метода состоит в соединении образов между собой. Как это сделать правильно?

    Не обращайте внимания на пропорции

    Все образы должны быть примерно одного размера. Допустим, вы должны соединить самолет и яйцо. Пусть яйцо будет огромным, а самолет маленьким, один в один как яйцо.

    Соединяйте ярко

    Яйцо и рядом с ним стоит самолет. Это слишком скучно, чтобы запоминать. Пускай самолет пробьет яйцо! Пусть нос самолета вонзится в скорлупу, пусть наш авиалайнер торчит из этого яйца как свечка в праздничном торте!

    Обращайте внимание на последовательность

    Если вам нужно запомнить слова в определенной последовательности, то используйте правило: первый образ всегда левее или выше последующего (мы читаем сверху вниз и слева направо – легко запомнить). То есть если мы запоминаем «самолет, яйцо», то вышеописанный пример подходит, а если «яйцо, самолет», то мы должны представить, как самолет стоит вертикально (почему бы и нет?) и на него надели сверху яйцо. Белок медленно стекает по фюзеляжу (не забываем про яркость!).

    Когда запоминаете несколько слов цепочкой, вы должны абстрагироваться от всех образов, кроме того, который вы только что вспомнили и того, который идет следующим.

    Например: рыцарь, шляпа, воздушный шарик, кирпич. Рыцарь сидит на шляпе и держит ее за край (как будто он на надувном круге в аквапарке). Эта же шляпа на воздушном шарике, как будто на чьей-то голове (можно представить нарисованное лицо на шарике, но это не обязательно). Воздушный шарик привязан к кирпичу, и они медленно летят вместе.

    Вы не должны представлять всю конструкцию сразу. Представляйте сначала только рыцаря и шляпу, потом только шляпу и шарик (рыцаря во внимание уже не берем) и т.д. При припоминании так же держите в голове не больше двух образов одновременно. От одного к другому, от него к следующему.

    Этот метод плох тем, что при забывании одного элемента цепочки, вы можете забыть остальное. Но если нужно запомнить десяток-два слов, а придумывать историю некогда – этот метод будет очень кстати. Также этот прием можно рассматривать как вспомогательный при рассмотрении следующего способа запоминания.

    Тренируйтесь! Запомните цепочкой слова: волк, капуста, футболист, шахматы, бабушка, кольцо, молоко, хирург, картина, абрикос.

    Способ третий: метод Цицерона

    Это самый эффективный и популярный у мнемонистов метод. У него есть еще и другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума и т.п. Это одно и то же.

    Суть в том, что мы создаем в своем воображении некое пространство с опорными образами. Звучит сложно, но на самом деле вы научитесь этому так же легко, как и методу цепочки.

    Опорный образ – это образ, с которым вы будете соединять запоминаемые образы. Его еще называют локусом или просто опорником.

    Почему он именно опорный? Представьте себе свою кухню: холодильник, кран в раковине, микроволновка и т.д. Вы не так часто переставляете эти предметы. Вряд ли вы каждую неделю находите новое место для холодильника. Вышеперечисленное и есть опорные образы.

    Важно! Тарелка на столе – не опорный образ, потому что меняет свое местоположение, а декоративная тарелка на стене – опорный образ, потому что висит там всегда.

    Суть метода в создании воображаемого пространства, но оно не обязательно должно быть создано с нуля. Вы можете представить свою квартиру – вы хорошо ее знаете и можете в ней мысленно пройтись в своем воображении.

    Выделите в своей квартире (комнате, офисе или любом другом месте, которое вы хорошо знаете) несколько опорных образов: телевизор, люстра, настольная лампа, аквариум, стиральная машина и т.п.

    Важно! Вы должны точно знать последовательность своего маршрута от одного опорного образа к другому. Я, например, всегда иду по маршруту прихожая-кухня-ванная-спальня. Внутри комнаты перемещаюсь от опорника к опорнику по часовой стрелке.

    К каждому опорному образу присоединяете запоминаемый. Когда нужно будет вспомнить – проходите по маршруту и воспроизводите информацию в нужной последовательности. Можно даже в обратном порядке.

    Важно! Вы можете менять запоминаемые образы. То есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации (во время тренировок запоминания, например). Старые образы при этом забываются. Вы будете помнить только последний запомненный образ. Причем если вы будете часто использовать одни и те же локации, то образы начнут путаться (можете вспомнить то, что запоминали два раза назад), в таком случае локациям нужно просто дать «отдохнуть» – не запоминать на них какое-то время, а использовать другой дворец памяти.

    На одну локацию вы можете присоединять не один образ, а цепочку. По 5 слов на один опорник, например.

    С методом Цицерона вы сможете запомнить огромные объемы информации достаточно быстро, а главное – надолго. Если это нужно, то их необходимо повторять.

    Важно! Мнемонисты повторяют исключительно по памяти – это очень важно! В источник вы можете посмотреть только для проверки или в случае, если что-то забыли. Чем больше объем информации, тем чаще нужно повторять (5 слов можно запомнить на пару недель и без повторения, а вот 500 нужно повторить тут же, через 6 часов (перед сном, если это вечер), на следующий день, через 3 дня, через неделю, через две, через месяц).

    Тренируйтесь! Выделите опорные образы и запомните на них следующие слова: комар, шоколад, окунь, борец, осень, бутылка, академия, шланг, бита, роза.

    Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от количества локаций и вашей тренированности. Когда я в первый раз запомнил 160 цифр (о запоминании числовой информации расскажу в следующей статье), у меня жутко болела голова. Но уже через несколько недель для меня это стало привычным делом и я не испытывал никакого утомления от такого количества, я мог запомнить уже больше 400 цифр за раз.

    Сегодня вы узнали, что такое мнемотехника, ее базовые принципы, а также научились запоминать последовательности слов. В следующих статьях вы узнаете, как запоминать цифры, даты, термины, иностранные слова, речь для выступления, колоду карт, имена и лица и т.п. Оставляйте свои вопросы и пожелания в комментариях.

    Надеюсь, и в скором времени вы начнете удивлять своих знакомых феноменальной памятью.

    Ежедневно современному человеку приходится запоминать множество важной и не очень важной информации. Иначе в нашем мире просто никак. Издавна люди стремились свою память улучшить. Было придумано множество разных способов, действенных и не очень, для того, чтобы запомнить информацию.

    Сейчас одним из наиболее популярных методов является мнемоника или мнемотехника. Вообще, мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. Ее эффективность признана как специалистами, так и тысячами людей по всему миру, которые используя мнемотехнику, добились впечатляющих результатов и развили свои способности.

    Основные принципы мнемотехники

    Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей . Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.

    На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.

    Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.

    В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.

    В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:

    • речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
    • образная (зрительные образы);
    • точная.

    Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.

    Приемы мнемотехники

    Точно таким же запоминаются мнемонистами и цифры. Для каждой цифры создается особый зрительный образ, а потом последовательность цифр запоминается в виде последовательности образов , которые взаимодействуют между собой. Например: 1 – это топор, 2 – лебедь, 3 – ухо, 4 – упряжка лошадей, 5 – Пятачок. Теперь последовательность 23451 будет выглядеть так: лебедь-ухо-упряжка-Пятачок-топор. Или так: лебедь с больным ухом едет на упряжке, за ним гонится Пятачок с топором. Чем более причудливыми будут ряды образов – тем легче вы запомните информацию.

    Еще одним распространенных способом запоминания цифр в мнемонике являются различные цифро-буквенные алфавиты , в которых для каждой цифры (от 0 до 9) придуман специальный буквенный код, состоящий из согласных. Затем на основе этих согласных уже формируются образы. Этот способ сложен и нуждается в тренировке.

    Для лучшего запоминания стандартных алфавита используются карточки. Простейшим приемом из мнемотехники является создание осмысленных фраз, используя начальные буквы той информации, которую надо запомнить. Примеры известны всем: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Взяв первые буквы этой фразы, мы получим последовательность цветов радуги.

    Мнемотехника предлагает множество различных приемов, направление активно развивается, в нем работает множество энтузиастов. Вы можете мысленно создать себе свой Дом или даже Замок Памяти, в котором вы будет хранить нужную информацию. Конечно же, в виде образов. Мысленно разделите ваш Замок на залы или комнаты, в каждой из которых будут находится важные для вас данные. Ну, например, «Зал английского языка» или «Приемная моих бизнес-партнеров». В каждом из этих помещений можно мысленно установить шкафы для хранения информации. При таком подходе вы сможете запомнить английское словосочетание или телефон вашего партнера на долгие годы.

    Для чего нужна мнемотехника?

    Мнемотехника необходима прежде всего тем, кто постоянно должен запоминать большие массивы информации, особенно тем, кто вынужден запоминать точную (абстрактную) информацию, учитывая то, что такие данные обычно не могут быть «приблизительными».

    Мнемотехника очень поможет людям, которые изучают иностранные языки. При изучении языка приходится учить большое количество иностранных слов. Для мозга это просто набор звуков, который ему не говорит ни о чем. Но если представлять каждое слово в виде какого-то образа, то дело пойдет и быстрее и веселее. Также в изучении новых слов с помощью мнемотехники вам помогут специальные карточки. Готовые мнемонические карточки для изучающих иностранный язык вы легко найдете в интернете. Мнемотехника активно используются в большинстве современных курсов скорочтения.

    Зачем нам нужно заниматься мнемотехникой? Самой важной причиной является то, что подобные упражнения здорово развивают наш мозг. Помимо практической пользы, которая очевидна, вы сможете развить свое внимание, образное мышление и способность к визуализации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на ваш личностный рост.

    Автор статьи: Сазонов Михаил

    Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

    Мнемотехника - что это?

    Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

    Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

    Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

    Виды мнемотехники

    Рассмотрим их:

    1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
    2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
    3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
    4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
    5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
    6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

    Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

    Как она действует?

    Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

    Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

    Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

    Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

    А как создать ассоциацию?

    Есть несколько правил:

    1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
    2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
    3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
    4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
    5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

    К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

    Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

    • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
    • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
    • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

    Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

    Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

    Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

    И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

    1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
    2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
    3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
    4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

    Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

    При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

    А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

    Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

    1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
    2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
    3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
    4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

    Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

    Рассмотрим основные приемы

    Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

    1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

    К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

    1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
    2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

    Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

    Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

    Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

    Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

    Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

    Сначала определимся, как работает метод

    У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

    Принцип работы

    Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

    1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
    2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
    3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

    Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

    1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
    2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
    3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

    Приведем пример метода «Цицерон»

    В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

    Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

    Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

    И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

    Двадцать первый век – время высоких технологий и больших объёмов информации. Казалось бы, её доступность, широкий спектр необходимых для усвоения средств, развитость коммуникаций должны помочь человеку овладевать большим объёмом знаний, тем не менее ученые отмечают, что всё чаще возникают трудности с запоминанием и воспроизведением информации, особенно при обучении детей.

    Для решения проблемы существует много современных средств, но всё-таки одним из самых проверенных и надёжных механизмов взаимодействия с текстами является мнемотехника - набор инструментов, обеспечивающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

    Приёмы и упражнения мнемотехники

    На основе науки разработаны и успешно практикуются методы и средства, которые помогают запоминать нужные сведения людям разных специальностей и возрастов. Представляем обзор положительно зарекомендовавших себя .

    Отметим, что идея механизмов работы по мнемотехнике основана на образовании определённых связей (ассоциаций), но предпочтение отдаётся тем из них, которые, в свою очередь, служат специальными упражнениями.

    Главным приёмом является «Цепочка», когда похожие слова преобразуются в ассоциации попарно. На их основе устанавливается соединение начальных образов, и когда первое слово запомнится, надо сосредоточивается на втором. Аналогично образуется и последующая взаимосвязь. Пример классической цепочки слов: «свеча – стол – окно – луна». С первыми двумя образами появляется красивая ассоциация (свеча стоит на столе), далее – взаимосвязь следующих слов (стол стоит у окна), причём первый образ переходит вглубь сознания, наконец, аналогично ассоциируется последняя пара (в окно светит луна). Вспоминая цепочки, человек в сознании воспроизводит все образы.

    Приём «Матрёшка» - это вариация предыдущего. Эксперты утверждают, что он служит наиболее оптимальным способом мнемотехники. В основе лежит соединение образов парами, и предыдущий облик ассоциации должен быть всегда больше последующего, это значит необходимо впечатление, что первый вид слова включает в себя идущего за ним. После их соединения он исчезает из сознания, главным становится последующий образ, который мысленно увеличивается, аналогично создается ассоциация между стоящими друг за другом словами. Так, образы постоянно внедряются друг в друга, как «матрешка». Классический пример этого действия, когда необходимо соединить два, казалось бы, несовместимых образа «красавица и чудовище».

    «Символизация» довольно проста в исполнении и как приём, и как упражнение. Служит она для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого представления. Например, холод, бесконечность, зима, весна и другие. В принципе, каждое из этих слов кодируется в образы неодинаково разными людьми, но при этом будут работать символы, закреплённые в сознании большинства. И неудивительно, потому что с детства кодируются слова: холод – лёд, зима – снежинка, жара – солнце и так далее. Ребёнок не представляет себе осень, но может представить картину жёлтых листьев, которую легко запомнить.

    Остальные приёмы и упражнения мнемотехники строятся на основе составления цепочки слов («Упорядоченные ассоциации», «Ключевые слова», «Пространственное маркирование») и кодирования информации («Приём мысленных картин»).

    Некоторые техники для запоминания

    Такие упражнения несложны, доступны каждому, кто хотел бы усовершенствовать мнемические способности, то есть поработать над развитием процессов воспроизведения и запоминания информации. Наиболее яркие из них далее.

    1. Оригинальный метод Цицерона заключается в том, что запоминаемые объекты надо в определённом порядке мысленно расположить и закодировать в знакомом месте или помещении (например, в комнате, столе, автомобиле). В дальнейшем нужно будет просто вспомнить место в помещении и воспроизвести запоминаемую информацию.
    2. Упражнение начинается с плетения цепочки ассоциаций, где для старта придумывается любое слово, затем второе и последующие, которые ассоциируются друг с другом. Пример: небо — дождь — зонт — лужа, как в ранее представленном упражнении «Цепочка».
    3. Интересное и творческое задание «Поиск цепочки ассоциаций». Берем два исходных слова, к которым подбирается цепочка образов. Связь слов начинается с начального и заканчивается последним. Например, предлагаются два слова: снежинка – метель, на их основе составляется цепочка: снежинка – сугроб – холод - метель.
    4. Простая, но полезная связь образов «Сочетание по признаку» строится так: подбираются два слова, следом к ним подыскиваются ещё несколько слов, подходящих по определённым признакам. Например, светлый и тёплый: солнце, день, лампочка, свеча. Это действие доступно и очень полезно для детей.
    5. Упражнение «Подходящие слова». Аналогично работаем со связями и подбираем слова, которые взаимодействовали с каждым словом из цепочки одновременно. Предлагаем слова: цветок – вода – земля, подходящие к ним: сад, клумба, горшок.
    6. Упражнение «Необычные ассоциации». Первое слово простое, а вот следующие должны быть оригинальные, неподходящие для него по смыслу. Например, «карандаш», привычная ассоциация – «блокнот». А вот «закрутить волосы» на карандаш - необычная ассоциация.

    «Кто владеет информацией, тот владеет миром», - Ротшильд произнёс эту фразу еще двести лет назад, но она актуальна до сих пор и несет глубокий смысл в наше время - в век информации и высоких технологий.

    Автор статьи: Лапинская Людмила