• Пессимизм — что это такое и так ли уж плохо быть пессимистом. Что такое пессимизм

    У людей существует 2 типа восприятия мира: оптимистичное и пессимистичное. И тот, и другой взгляд имеет место быть. Негативное или позитивное мышление имеет огромное влияние на жизнь. Любое восприятие становится базовой ценностью характера человека. Зачастую пессимисты не идентифицируют себя таковыми, считая, что у них вполне реальный взгляд на вещи, а не приукрашенный. Оптимист считает любой негативный момент в жизни случайностью, радостные события постоянными и вполне закономерными. Так кто такой пессимист, и что такое пессимистическое настроение?

    Пессимист – что за человек

    Пессимист – это человек, отличающийся негативным образом мышления. В любое время, в любую эпоху, всегда существовали оптимисты и пессимисты. В реальной обыденной жизни пессимист – это человек, который оценивает любую ситуацию как неизменный отрицательный момент, сетуя, что все могло бы произойти иначе, но только не с ним и не в этом мире. Пессимизм всегда противостоял оптимизму. Оптимист, в свою очередь, не боится никаких перемен, выделяя из ситуации только положительные стороны и рассуждая о них как о само собой разумеющемся.

    В философии оптимистическое восприятие указывает на то, что в мире много радости, много моментов, дарящих счастье и умиротворение, много мест, показывающих красоту природы и т.д. Пессимист – кто это такой в религиозном толковании? В большинстве религий преобладает негативный мотив. Например, буддизм исповедует жизнь, полную страданий и печали, несмотря на то, что истинная цель этой религии – достижение нирваны.

    Определение пессимизма

    Пессимизм – это подавленное настроение, видение мира в серых красках, постоянное ощущение душевной боли, отсутствия благополучия и позитивных мыслей, унылость, депрессивное состояние. Так как пессимистами могут быть и женщины, и мужчины, вопроса «Кто такая пессимистка?» возникать не должно.

    Что означает слово пессимист? В переводе со многих языков пессимист или пессимистка – это люди, имеющие отрицательный взгляд на жизнь.

    Обратите внимание! Из-за произношения на разных языках многие задаются вопросом о правильном написании слова: пессимист или писсимист. Правильно писать пессимист (это слово иностранного происхождения, поэтому проверочного не существует).

    Хорошо или плохо быть пессимистом

    Невозможно ответить на вопрос «хорошо или плохо быть пессимистом». Во-первых, не всегда понятна эмоциональная реакция человека с таким образом мышления на происходящее. Некоторые пессимисты съедают себя изнутри постоянными мыслями, что в жизни все плохо, и они не могут ничего изменить. Другие умеют абстрагироваться от плохой ситуации и не переживают стресс от ее постоянной оценки, попросту забывают о происходящем. Во-вторых, неясна их реакция на критику и отношение окружающих. Как правило, пессимисты более лояльны к критике, нежели оптимисты, но бывают и такие, которые будут стараться доказать, что его понятия единственно правильные, загоняя себя при этом в маниакально-депрессивное состояние.

    Чаще из-за того, что пессимисты не ждут от жизни ничего хорошего, они испытывают эйфорию от любого позитивного исхода дела. У оптимистов с этим сложнее, так как они изначально нацелены на превосходный результат, и для них это не становится приятным «сюрпризом».

    Важно! Разделять людей на «плохих» пессимистов и «удовлетворенных» оптимистов – занятие глупое и бесполезное. Намного проще следить за своим мировосприятием и стараться избегать давать оценку чужому.

    Виды пессимистов

    Пессимистов условно разделяют на 2 категории:

    1. Иррациональные;
    2. Рациональные.

    Иррациональные – не умеют объективно оценивать ситуацию и обстановку. Из-за заниженной самооценки им постоянно кажется, что они имеют причастность к той или иной негативной ситуации. Иррациональные негативисты любят шум вокруг своей персоны, предпочитают информировать всех и каждого о своих мыслях и рассуждениях, стараются навязать свое мнение окружающим. Они привыкли видеть во всем фатальность, с возрастом данная проблема только усугубляется. Как правило, они бездейственны, так как любое свое проявление в целях улучшения ситуации считают невозможным.

    Рациональные пессимисты более объективны. Они могут разбирать ситуацию на составляющие и адекватно оценивают свои шансы на победу. Чаще всего рациональный пессимизм имеет массовый характер. Это можно заметить в каких-то глобальных ситуациях, например, во время выборов или в процессе сохранения и восстановления мировой экологии и т.д.

    Как распознать пессимиста

    Можно ли распознать пессимиста? Никаких физиологических различий между пессимистами и оптимистами не существует. Идентифицировать пессимиста возможно только при общении с ним. Люди, обладающие негативным мышлением, не могут скрыть это от окружающих. Они обычно крайне скептичны, имеют склонность к хандре и депрессии. Пессимисты редко считают себя таковыми. Чаще они называют себя реалистами. Несмотря на любые преимущества, которые у них имеются, они всегда сомневаются в успешном завершении дела.

    По некоторым исследованиям ученые пришли к выводу, что человек, привыкший видеть во всем негатив, живет менее продолжительную жизнь, выглядит старше своих лет, может постоянно находить у себя различные заболевания и безуспешно с ними бороться.

    Женский пессимизм зачастую более выражен, нежели мужской. Что это такое пессимистка? Вследствие частых гормональных сбоев женщины склонны драматизировать некоторые жизненные ситуации и жаловаться на них.

    Как себя вести с пессимистом

    Общаться с негативистом достаточно непросто, особенно обладателям неустойчивой психики. Ведь существует возможность, что человек заразится пессимистичным настроем. Что означает пессимистично негативный настрой? Это видение ситуации только в негативной форме. Пессимисты бывают хорошими манипуляторами. Цель манипуляции заключается в повышенной потребности во внимании и участии в постоянных проблемах. Это значит, что пессимисты пытаются вызвать чувство вины в том, что кому-то повезло больше, чем им.

    Самое основное в поведении с пессимистами – не поддаваться этим самым манипуляциям. Посочувствовать проблеме можно, можно даже попытаться помочь ее решить, но нельзя брать на себя ответственность за судьбу и жизнь человека. Даже у стабильного оптимиста не хватит сил и энергии на разрешение всех мировых проблем. Да и стоит ли это делать, если пессимист все равно не будет доволен благоприятным исходом дела?

    Можно помочь человеку самостоятельно взять ответственность за свою жизнь, показав, что в этом мире не все так плохо. Если у него дела обстоят хуже, чем у других, то только в его силах изменить ситуацию в лучшую сторону.

    Как становятся пессимистами

    Чаще всего мировосприятие передается по наследству. Изменить человека на генном уровне невозможно, или ученые пока не выяснили, как это сделать. То есть пессимизм или оптимизм в большей или меньшей степени закладывается в голове человека, когда тот находится в утробе матери. Но генетика не дает гарантию того, что у пессимистически настроенной матери будет такой же ребенок. Мировосприятие еще зависит от давления внешних факторов. Это касается не только ситуаций или окружающего общества, которое влияет на человека. Даже экология может влиять на отношение к жизни. Под гормональным воздействием некоторые гены становятся более активными, другие – более пассивными. Из этого следует вывод, что генами можно управлять.

    На активность генов также влияют глюкокортикоидные рецепторы. Чем больше активных рецепторов у человека, тем сильнее он противостоит стрессовым ситуациям, депрессиям, негативу и т.д. В большей степени работа этих рецепторов начинается в самом маленьком возрасте и зависит от достатка материнской любви. Если в самом маленьком возрасте ребенку хватало материнской теплоты и ласки, больше вероятности того, что стрессовые ситуации не будут влиять на мировосприятие уже взрослого человека.

    По некоторым исследованиям стало понятно, что у пессимистов более активно правое полушарие мозга, отвечающее за проявление эмоций. Именно это полушарие отвечает за тревожность, негативизм, расстройство, плаксивость и т.д. Причем в жизни людей с таким настроем может не происходить ничего плохого, но они будут жить с постоянным чувством тревоги и предчувствия, это снижает стрессоустойчивость.

    Во взрослом возрасте переквалифицироваться из пессимиста в оптимисты вряд ли удастся. Существует ряд методик, способных скорректировать пессимистические мысли и добавить несколько оптимистических ноток во взгляд на многие вещи. Можно пройти курс модификации когнитивного уклона и заняться медитацией. Это поможет обрести баланс мыслей и не угнетать себя без видимых на то причин.

    Нужно ли избавляться от пессимизма

    От пессимизма нужно избавлять в том случае, если такой настрой приносит вред здоровью и жизни человека. Например, если, помимо пессимистического настроя, присутствуют более глубокие психологические проблемы, такие как склонность к депрессивному состоянию. Если негативное мышление не вредит здравому смыслу и не способствует стремлению навредить окружающим, то с таким взглядом на мир можно жить и даже получать от него удовольствие, в редких случаях.

    Пессимисты не являются «плохими» людьми. Это не обязательно преступники или психически нездоровые личности. Это те, кто видит мир по-своему, кто не ждет неожиданной удачи от судьбы. Хочется верить, что пессимисты, думая о худшем, все же надеются на лучшее.

    Видео

    ПЕССИМИЗМ

    (от лат. pessimum - наихудший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к нему; противостоит оптимизму. В обыденном понимании - подавленное настроение, склонность видеть и подчеркивать отрицательные стороны действительности, ощущение безысходности и бесцельности жизни, слишком болезненная реакция на неудачи. В филос. понимании пессимистическое мировоззрение указывает на преобладание в мире страданий и тщетную борьбу добра со злом, на торжество несправедливости, на бессмысленность человеческой жизни и исторического процесса. В филос. размышление пессимистические мотивы впервые переходят из некоторых религиозных мировоззрений. Так, буддизм, утверждая, что «жизнь есть страдания», хотя и указывает путь избавления от них и достижения нирваны, но признает природу мира ложной и иллюзорной, а наше существование - бесцельным вращением в круге постоянных перерождений.
    Учитывая всю сложность и многомерность антич. мироощущения, можно обнаружить в нем ярко выраженные пессимистические черты, ставшие основным содержанием греч. трагедии. Софоклу принадлежит мысль, которую можно считать классической формулировкой принципа пессимизма: «Первое благо - совсем не рождаться, второе - родившись, умереть поскорей».Пессимистические мотивы присущи взглядам Гесиода, сожалевшего, что счастливый «золотой век» остался в далеком прошлом, и Гераклита, презиравшего толпу и учившего о непостоянстве текучего мира, который периодически сгорает в космическом огне. У стоиков, несмотря на героическое стремление к добродетельной жизни согласно логосу, сама жизнь и ее блага считаются безразличными, и мудрец не может рассчитывать ни на земное счастье, ни на посмертное воздаяние.
    В некоторых религиозных доктринах (гностицизм, манихейство) пессимистические моменты состоят в признании зла онтологическим началом, не уступающим по силе добру. Глубоким П. отличается ветхозаветная кн. Екклезиаста, наполненная переживаниями суетности повседневной жизни, тщетности человеческих усилий найти счастье в труде, семье, мудрости. Христианская философия, хотя в главном своем положении о воскресении Богочеловека носит ярко оптимистический характер, проникнута трагическими переживаниями греховности человека, по вине которого «мир во зле лежит».
    В новоевропейской мысли кроме торжества рационального научного знания можно увидеть и др. интеллектуальные движения, опиравшиеся на иррациональные основания. Так, пессимистические мотивы под влиянием гностицизма звучат в рассуждениях нем. мистиков (И. Экхард, Я. Бёмё), а также в философии близкого к романтизму Ф.В.И. Шеллинга о «темной стороне Бога» и зловещей «бездне» в душе человека. Однако рационализм тоже не был односторонне оптимистичен: поздний И. Кант писал о «радикальном зле» в человеческой природе, которое выражается в неспособности индивида противостоять чувственному началу и поступать согласно велениям разума. Философия жизни отвергла оптимистические настроения Нового времени. Наиболее последовательно принцип П. проводит А. Шопенгауэр, распространяя его на свою метафизику. Наш мир и люди в нем есть порождения слепой ненасытной воли, которая ради своей забавы обрекает человека на страдания. Поэтому «наше бытие таково, что лучше бы его совсем не было» «судьба жестока, а люди жалки». Ф. Ницше резко критикует христианскую культуру, полагая, что современный европеец выродился в «домашнее животное» и ближайшие два столетия станут торжеством нигилизма. Ницшеанский пафос «переоценки ценностей» оказал влияние на культурологический П. Согласно О. Шпенглеру, живая «органическая» культура, подвергнутая «неорганическому» промышленному расширению, превращается в мертвую цивилизацию; такая судьба вскоре постигнет Европу.
    20 век с его мировыми войнами и революциями дал богатую пищу для пессимистических настроений. Философия экзистенциализма подчеркивает, что ощущения страха, тревоги, отчаяния, покинутости стали основными умонастроениями эпохи. В мире «овеществления» человек теряет способность вникать в глубинные смыслы бытия, убеждается в абсурдности действительности (А. Камю), а все уникальные всплески гениальности душатся господствующей массовой культурой (X. Ортега-и-Гасет).
    Сегодня, несмотря на общее оптимистическое благодушие, связанное с построением гуманистического открытого общества, ряд филос. направлений (традиционализм, постмодернизм) пессимистически оценивают будущее зап. культуры, считая, что в условиях бурного развития материальной стороны цивилизации в ущерб духовной человек теряет свободу и свое предназначение.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики .Под редакцией А.А. Ивина .2004 .

    ПЕССИМИЗМ

    см. Оптимизм и пессимиз.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия .Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов .1983 .

    ПЕССИМИЗМ

    (от лат. pessimum наихудший, самое плохое)

    в обычном словоупотреблении мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете. Такое личное убеждение или философское направление, которое, в противоположность оптимизму, рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает мир безнадежно плохим, а человеческое существование – до конца бессмысленным. Религи-озное выражение пессимизм находит, в частности, в буддизме, Ветхом завете и христианстве. Меланхолия – патологическая форма пессимизма. Представители философского пессимизма – Шопенгауэр и Гартман. Пессимист – человек, склонный к пессимизму; пессимистически и – проникнутый пессимизмом.

    Философский энциклопедический словарь .2010 .

    Пессими́зм - 1) умонастроение, склонность отыскивать и видеть во всём плохое или худшее; 2) склонность смотреть на себя и на окружающий мир через призму необоснованного недовольства; 3) мироощущение, обусловленное негативным, противоестественным отношением к .

    Что лежит в основе пессимистического настроя?

    1) Нередко причиной пессимистического настроения служат гнездящиеся в человеке греховные , первое место среди которых принадлежит ). Гордый человек, полагая, что он априори лучше других, жаждет видеть себя не иначе как на высоте. Если же этого не получается достичь - между желаемым и действительным образуется пропасть несоответствия. Будучи не в силах добиться искомого и не желая , гордый впадает в состояние глубокой неудовлетворенности, а иногда и разочаровывается в жизни. Всё ему не так, на всё он глядит в мрачном свете. Пессимизм может усиливаться вмешательством таких порочных страстей как , ненависть и пр.

    Бывает, что корень пессимистического настроения кроется не в завышенной самооценке, а напротив, в заниженной (чит. подробнее: ). Особенно остро пессимизм проявляется тогда, когда на это внутреннее состояние накладываются внешние неблагоприятные факторы: одиночество, неурядицы в семейных отношениях, невозможность реализовать себя в профессии, творчестве и т. п. Результатом может стать разуверение человека в собственных силах; нарастание ощущения беззащитности, безнадежности, невостребованности или ненужности. Всё это может сопровождаться и усугубляться страхом перед завтрашним днём. Отсюда - уныние, всплески отчаяния.

    Случается, что причиной пессимистического состояния выступает неумение или даже нежелание человека радоваться жизни, как вообще, так и малозначительным вещам. Поэтому то, в чём один видит повод для оптимизма (например, рождение ребенка, многодневный визит престарелых родителей), другой найдёт повод для сильной печали и недовольства. Поскольку жить совершенно безрадостной жизнью для человека неестественно, постольку такое существование нередко приводит к психическим и физическим заболеваниям.

    2) Другой спектр причин очерчивается деятельностью падших духов. Воздействуя на различные сферы человеческой души, подавляя или возбуждая в ней те или иные движения, демоны могут подталкивать человека к различным психологическим состояниям, в том числе к пессимистическому (см.: ).

    Чем опасен пессимизм и является ли он разновидностью греха?

    Пессимизм, конечно же, может быть вызван и внешними бытовыми причинами, например, чередой обрушивающихся на человека напастей и бедствий. Кроме того, он может являться следствием психологической травмы или серьезного заболевания.

    Между тем, такие его проявления или спутники, как уныние, чувство ненужности, безнадежности, взвинченной неуверенности в будущем, желание чернить чёрной краской, могут свидетельствовать не только о нравственном несовершенстве, но и о глубокой греховности.

    Так, Господь упрекал Своих слушателей в том, что они, не желая видеть бревна в собственном глазу, видят сучек в глазу брата своего (). Это, конечно же, свойственно не только огрубелому пессимисту, но и всякому, любящему осуждать. Тем не менее, пессимист часто действует именно так. Ведь его склонность, во всем видеть плохое, распространяется и на его ближних. Более того, осуждение брата далеко не всегда ограничивается внутренней оценкой, и тогда к пессимизму примешивается грех сплетень и клветы.

    А что сказать про тот вид пессимизма, который образуется на почве гордыни? Ведь гордыня - «матерь» и «дверь» всякого греха.

    Но главное, пессимизм подавляет в человеке веру и надежду на Бога, а зачастую пессимизм как раз и обусловливается отсутствием таковых. Вот почему демоны так стремятся подвигнуть человека к унынию или, что хуже, к отчаянию (см.: ).

    Как исцелить пессимизм?

    Пессимизм, как и любая другая противоестественная человеческая склонность, подлежит врачеванию.

    Основой врачевания служит вкоренение в сознание человека правильного отношения к самому себе и окружающему миру, правильная организация жизни. Всё это достижимо через приобщение человека к Церкви Христовой, через активную жизнь со Христом, по Христу, во Христе.

    Что такое "пессимизм"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

    пессимизм (от лат. pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия (см. Прогресс). Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является П. безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного П. мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах": 1) существование есть мучение, 2) причина его есть бессмысленное хотение, не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие как на страдание или мучение и на небытие как на избавление от муки - к которому ничего существенного не прибавили новейшие сторонники абсолютного П. - дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегатах (сканды), составляющих человека. Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть. "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстанции и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд), физических и психологических, распадающийся в момент смерти. В силу закона моральной причинности дела, совершенные каждым, создают вслед за его смертью новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение от этой "сансары" (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего после покрытия прежней кармы остальным страданием погашается и всякое бытие за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь по существу есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае общее мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, т. е. прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphanomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, т. е. его единое метафизическое начало - "воля", "бессознательное" и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его "кожи", т. е. через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный П. ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный П. как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. - Иногда П. называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (см. в особенности Гностицизм, Манихейство, Платон, Плотин, Сведенборг, Христианство, Шеллинг, а также Свобода воли, Этика).

    пессимизм

    пессими зм , пессимизма, мн. нет, муж. (от лат. pessimus - наихудший).

    1. Идеалистическое воззрение, утверждающее преобладание в мире зла над добром и рассматривающее бытие, как страданье; ант. оптимизм (филос. ).

    Словарь Ефремовой

    пессимизм

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    пессимизм

    (от лат. pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни. Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в П. сравнительно-историческом ; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Что люди субъективно имеют особую чувствительность к бедствиям своего времени - это не требует объяснения, и упомянутый вид П. есть вполне естественная и практически неизбежная иллюзия, от которой мы теоретически освобождаемся, как только узнаем факт ее повторения в различные эпохи, при самых разнообразных исторических условиях. Пессимистическому взгляду на историю противополагается идея постоянного возрастания человеческого благополучия (см. Прогресс). Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причем с крайним отрицательным ответом является П. безусловный , выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана. Полную формулу безусловного П. мы находим в основном буддийском учении о "4 благородных истинах": 1) существование есть мучение , 2) причина его есть бессмысленное хотение , не имеющее ни основания, ни цели, 3) избавление от мучительного существования возможно через уничтожение всякого хотения, 4) путь такого избавления ведет через познание связи явлений и соблюдение совершенных нравственных заповедей, данных Буддой, а конец его есть Нирвана, полное "погашение" бытия. Этот основной пессимистический взгляд на бытие как на страдание или мучение и на небытие как на избавление от муки - к которому ничего существенного не прибавили новейшие сторонники абсолютного П. - дополняется в буддизме двумя теориями: об условиях существования (ниданы) и об агрегат ах (сканды), составляющих человека. Из 12 "нидан" принципиальное значение имеют: 1-я - неведение или бессмыслие (этим исключается понятие разумности или целесообразности существования); 2-я - закон моральной причинности (карма), в силу которого каждый акт имеет свои роковые последствия, независимые от действующего; 8-я - жажда бытия; 11-я - рождение в определенной форме; 12-я - старость и смерть. "Ниданы" определяют процесс мучительного существования; что касается до его субъектов, то буддизм решительно отрицает их самостоятельность в смысле духовной субстанции и в каждом живом существе видит лишь агрегат нескольких агрегатов (сканд), физических и психологических, распадающийся в момент смерти. В силу закона моральной причинности дела, совершенные каждым, создают вслед за его смертью новый агрегат, подлежащий соответствующим страданиям, и так далее до бесконечности. Спасение от этой "сансары" (вечного мучения) возможно только через указанный путь отречения от всякой воли и, следовательно, прекращения всяких действий, в силу чего после покрытия прежней кармы остальным страданием погашается и всякое бытие за отсутствием для него всяких новых причин. При оценке этой системы безусловного П. должно обратить внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание. Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нем ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой П. есть аксиома. Широкая система безусловного отрицания бытия, воздвигаемая на этом твердом, но узком основании, лишена, однако, всякой устойчивости и разлагается от внутренних противоречий, не устраненных, а скорее усиленных и умноженных новейшей метафизикой отчаяния. Первое внутреннее противоречие выражается в двусмысленной роли, которую в этом построении играет факт смерти. Он представляется сначала венцом всех зол: лишь при виде мертвеца в уме Будды созревает безусловный П. и решимость стать на путь отречения. Между тем такой взгляд на смерть имеет смысл лишь для оптимизма, признающего жизнь за благо и условие всех благ: лишение жизни, с этой точки зрения, есть величайшее зло. Для П., признающего, что жизнь по существу есть мучение, конец этого мучения должен являться, наоборот, величайшим благом - а в таком случае общее мировоззрение опять получает оптимистическую окраску: мир оказывается так хорошо устроенным, что вместе с мучительной болезнью неизбежно дается и радикальное от нее лекарство. Такому заключению лишь по ошибке противопоставляется буддийская теория многих преемственных рождений, чем будто бы отнимается у факта смерти характер окончательного избавления. На самом деле и по буддийскому воззрению для страдающего существа смерть есть конец всех страданий, ибо это существо есть только совокупность агрегатов, распадающихся в момент смерти. Никакой субстанции, переживающей этот момент и сохраняющей свое единство, буддизм не допускает; связь между умершим и тем новым существом, которое родится из его дел по закону "кармы", находится вне их обоих: теория не может утверждать их личного тождества или единства самосознания, ибо это противоречит очевидности: никто не помнит своих прежних существований, т. е. прежних воплощений своей "кармы", хотя для каждого таких воплощений предполагается бесчисленное множество. Если же единство самосознания ограничивается каждый раз пределами одного воплощения, то ими же ограничивается и действительное страдание для каждого существа. Новейшая форма абсолютного П. (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnph ä nomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Cледовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти. Шопенгауэр и Гартман много говорят о "мировом страдании", но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, т. е. его единое метафизическое начало - "воля", "беcсознательное" и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своем органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь , и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются. Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать "за пределами своей кожи", то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его " кожи", т. е. через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный П. ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти ее значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство. Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нем истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своем пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали. Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного П. логически исключает всякую другую этику. Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный П. как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", приводит размышляющий ум к истинному заключению, что "мир весь во зле лежит", чем и исчерпывается правда П. Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чем не основано, но и ведет к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный П. и в нравственной сфере. - Иногда П. называется всякое воззрение, которое признает реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов (см. в особенности Гностицизм, Манихейство, Платон, Плотин, Сведенборг, Христианство, Шеллинг, а также Свобода воли, Этика).

    Вл. Соловьев.