• Статья про психику ребенка. Государственное образовательное учреждение

    Порой найти общий язык с детьми, а также разобраться в их переживаниях бывает достаточно сложно. Особенно остро эта проблема стоит для родителей. Порой, ребенок может вести себя агрессивно и скрытно даже в отношении самых близких людей. Разобраться в переживаниях малыша, а также нормализовать отношения с ним помогут книги по детской психологии. Это объясняется тем, что родительского инстинкта недостаточно для правильного воспитания детей. Важно также руководствоваться научными рекомендациями.

    Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать ленивой мамой»

    История данной книги по детской психологии началась с небольшой статьи в интернете, которая вызвала массу споров. Основная проблематика этого издания — медленное взросление, а также полное отсутствие самостоятельности у малышей. Но для того, чтобы побороть этот инфантилизм, нужно создать в семье определенную атмосферу. Автор рекомендует стать «ленивой мамой» в интересах ребенка.

    Чтобы оценить пользу данной книги по детской психологии, стоит отметить, что автор Анна Быкова — это мать двоих детей. К тому же она имеет психологическое образование. Имея приличный педагогический стаж, она собрала все свои знания в небольшую книгу, которая вызвала настоящий резонанс.

    Книга написана достаточно легким и даже веселым языком, что делает ее легкой для восприятия. Родители узнают, насколько опасна чрезмерная опека и контроль, которым нередко грешат современные мамы и папы. Автор учит мам быть в меру ленивыми. При этом по всем ключевым моментам приведены разъясняющие жизненные примеры.

    Чтобы не вводить читателей в заблуждение, стоит отметить, что ленивая мама — это не женщина в халате и бигуди, которая сутками проводит у телевизора, пока дети предоставлены сами себе. Это мама, которая дает определенную свободу ребенку, не снимая с себя ответственности. Кроме того, она не забывает о необходимости отдыхать и ухаживать за собой. Ленивая мама привлекает ребенка ко всем домашним делам (пусть даже работы после этого ей прибавиться). Таким образом, ее нельзя упрекнуть в безразличии.

    Данная книга помогает родителям выработать адекватный подход к вопросу воспитания детей. Она помогает побороть фанатичную любовь и избавиться от «культа ребенка». Данное издание можно критиковать, но ознакомиться с ним стоит обязательно.

    Людмила Петрановская «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»

    Основная цель данной книги по детской психологии состоит в том, чтобы пояснить глубинный смысл связи между ребенком и родителями. Основываясь на этом явлении, автор пытается расшифровать содержание капризов, агрессии и прочих проявлений характера ребенка.

    На основании этой книги родители могут выработать правильную тактику общения с детьми, чтобы стать надежной опорой в период их активного развития и взросления.

    Особое внимание стоит уделить структуре данной книги по детской психологии. Для родителей будет полезно узнать, какие ошибки они допускают в общении со своими чадами в разном возрасте. Так, в первой главе описаны взаимоотношения с малышами, а в каждом последующем разделе рассматриваются новые этапы. Стоит отметить хорошее восприятие и запоминаемость текста. Этого удалось достичь благодаря большому количеству жизненных примеров.

    Многие детские психологи называют эту книгу обязательной к прочтению. При этом начинать изучать ее стоит уже тогда, когда младенец еще не умеет говорить, ходить и многого не понимает. Это поможет вам уберечь своего малыша и себя от психологических травм, обид, недопонимания. Также вы сможете сформировать здоровую привязанность.

    Януш Корчак «Как любить ребенка»

    Необходимостью и даже обязанностью является прочтение данной книги по детской психологии. Для родителей по всему миру она стала настоящей библией по общению с малышами и их воспитанию. Книга написана очень искренним и добрым языком. Она содержит массу размышлений автора, а также жизненных историй и практических советов.

    Текст книги «Как любить ребенка» — это проявление мудрости педагога с большой буквы. Как бы странно это ни звучало, он учит любите детей правильно, не обожествляя, но и не подавляя их. На простых примерах и жизненных ситуациях автор поясняет необходимость предоставления детям свободы мыслей и самовыражения.

    Главная особенность данной книги состоит в том, что автор приводит множество примеров из своего богатого педагогического опыта. Таким образом, родители могут определить ту тонкую грань, за которой кончается необходимая свобода и начинается попустительство. Каждая ситуация рассмотрена буквально под микроскопом.

    Даниэле Новара «Не кричите на детей»

    Несмотря на то что все лучшие книги по детской психологии запрещают повышать на детей голос, на практике это сделать не так уж и просто. Независимо от того, сколько лет ребенку, неизбежно возникают ситуации, когда родители не могут сдержать эмоций. Тем не менее крик не просто не помогает разрешить конфликт, но даже усугубляет ее. Даниэле Новара учит правильно проживать такие ситуации, чтобы не только выходить из них без громких ссор, но даже извлекать из них пользу.

    Книга «Не кричите на детей» актуальна для любого возраста. В ней рассматриваются такие основные вопросы:

    • разрешать конфликтные ситуации с детьми без криков и рукоприкладства;
    • воспитывать малышей, не принижая их собственного достоинства и не прибегая к приказному тону;
    • уметь находить конструктив в каждой конфликтной ситуации, извлекая из нее максимум пользы;
    • выстраивать систему семейных правил, которой будет интересно следовать не только детям, но и всем остальным членам семьи.

    Автор книги учит родителей спокойно воспринимать конфликты. Подобные ситуации — это не отклонение от нормы. Это и есть норма. Автор учит родителей быть грамотными руководителями, которые должны уметь урегулировать любую ситуацию в семье. А криком можно лишь подавить личные качества ребенка или же, наоборот, вызвать острое противодействие.

    Дима Зицер «Свобода от воспитания»

    Совершенно зря многие родители принципиально игнорируют книги по психологии. Детские авторы поясняют, что воспитание порой перерастает в насилие. С одной стороны, это давление на детей с целью навязать им свои собственные принципы и общепринятые правила поведения. С другой — это насилие родителей над собой, которое заключается в постоянном принуждении самих себя к воспитанию. Таким образом, общение между детьми и взрослыми теряет оттенок радости.

    В книге «Свобода от воспитания» автор призывает отказаться от общепринятых шаблонов воспитания. Воспитывать детей нужно так, чтобы и ребенку, и родителям это было приятно и интересно. Зицер учит не просто любить, но также и уважать ребенка, учитывая все его интересы. При этом родители должны вооружиться таким инструментом, как наблюдение. Это поможет выявить потребности ребенка, а также проследить его реакцию на те или иные воспитательные приемы.

    Стоит отметить, что это издание подвергается критике не только со стороны родителей, но и со стороны психологов. Ввиду молодого возраста и недостаточного жизненного опыта автора, он несколько своеобразно интерпретирует такие понятия, как детская педагогика, психология. Книги Зицера несколько утрируют способность ребенка анализировать свои желания. Но даже несмотря на это, основная мысль работы будет понятна всем.

    Людмила Петрановская «Если с ребенком трудно»

    Книги про детскую психологию непременно затрагивают вопросы сложных отношений с родителями. Материнство или отцовство — это не только приятные семейные моменты, но также частые конфликты и недопонимание. При этом нередко, пытаясь разрешить сложную ситуацию, ее можно усугубить еще больше. Петрановская, книги которой стали настольными для многих родителей и педагогов, учит хладнокровно смотреть на конфликт и достойно выходить из него, чтобы сохранить в семье хорошие отношения.

    Книга содержит актуальные практические рекомендации по воспитанию детей. При этом автор отмечает, что в нем нуждаются не только малыши, но и сами родители. Это поможет прекратить перманентную войну, которая постоянно происходит между старшим и младшим поколениями. Автор поясняет, что пытаясь сделать своего ребенка более «удобным», родители еще больше усложняют решение проблемы.

    В работе «Если с ребенком трудно» автор уделяет пристальное внимание вопросам наказания. Конечно, нельзя спускать ребенку провинности. Тем не менее делать это нужно правильно (и даже интеллигентно). Автор рассматривает популярные способы наказания, из чего становится понятно, что многие родители стремятся «дрессировать» своих детей. Автор же учит не подстраивать их под себя, а формировать отношения, которые будут приятны обеим сторонам.

    Масару Ибука «После трех уже поздно»

    Пограничным возрастом, который определяет детская психология — 3 года. Книга «После трех уже поздно» рассматривает удивительные способности маленьких детей. Оказывается, младенцы характеризуются повышенной обучаемостью. При этом на новорожденных влияет не только взаимодействие с родителями, но также и окружающая среда. Таким образом, к сознательному возрасту ребенка вполне можно вложить основные задатки правильного поведения.

    Главная особенность данной книги по детской практической психологии является то, что она адаптирована специально для отцов. Автор считает, что есть такие воспитательные моменты, с которыми может справиться только мужчина. Чтобы папам было легче воспринимать информацию, в книге содержится много практических рекомендаций и минимум лирических отступлений, которые так любят женщины.

    Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»

    Рассматривая лучшие книги по детской психологии и воспитанию, нельзя пройти мимо работы Эды Ле Шан. Автора многие ассоциируют со знаменитым доктором Споком, что свидетельствует о практической значимости ее рекомендаций и наблюдений. При этом важно отметить, что данная книга полностью адаптирована для современных родителей.

    «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» — это сборник типичных конфликтных ситуаций, которые, пожалуй, возникают в любой семье. Естественно, их эпицентром являются именно дети. Автор учит, как взять себя в руки и найти правильный выход. Применительно к каждому примеру рассмотрены основные причины того или иного девиантного поведения ребенка. Кроме того, приводится ряд ценных практических рекомендаций.

    Книга написана достаточно простым и понятным языком. Чем раньше родители ознакомятся с ее содержаний, тем выше вероятность того, что им удастся избежать распространенных ошибок в общении с детьми. И даже в разгар конфликтной ситуации вы сможете найти дельные советы, заглянув в данное издание. Учитывая ценность книги, ее рекомендуется также прочесть педагогам и детским психологам.

    Мадлен Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом»

    Желая прочитать лучшие книги по детской психологии для родителей, стоит обратить пристальное внимание на данное издание. Взрослые не всегда адекватно реагируют на капризы и агрессию со стороны ребенка. Сами того не замечая, они автоматически подавляют эти проявления, что впоследствии может привести к еще более серьезным проблемам. Тем не менее точно так же, как и взрослые, дети могут испытывать сильные эмоции, которые постоянно ищут выход наружу. Таким образом, ребенка нужно не угнетать, а прислушиваться к нему, стараясь совместными усилиями справиться с переживаниями.

    Основная цель работы состоит в объяснении того, что агрессия и капризы — это нормально (причем как взрослые, так и детские). Книги по психологии для детей данного автора помогают наладить отношения с ребенком в период расстройства. При этом с научной точки зрения рассматриваются особенности эмоционального развития детей разных возрастов. Так, например, природа истерики годовалого малыша кардинально отличается от капризов четырехлетнего ребенка. Таким образом, родители приобретут необходимую мудрость, которая поможет им конструктивно общаться с детьми.

    Книгу Мадлен Дени стоит прочесть хотя бы потому, что она изобрела принципиально новый подход к воспитанию детей. Воспитание и подавление она заменяет радостным общением, который представляет собой творческий процесс. Главная цель данной работы — научить родителей понимать своих детей. Таким образом, крики и капризы больше не будут раздражающим фактором.

    Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

    Учитывая изобилие литературы о воспитании, родителям крайне важно найти полезные книги по детской психологии, которые стоит прочитать. Одной из таких работ является издание «Общаться с ребенком. Как?» Суть ее состоит в том, что не стоит опираться только лишь на общепринятые приемы воспитания, ведь каждый малыш индивидуален. Своего ребенка нужно понимать, ведь за банальной истерикой могут крыться серьезные переживания. Автор ставит перед собой цель научить родителей конструктивно общаться со своими чадами, а главное — не игнорировать и не бояться их. Для этого даже были разработаны практические упражнения, которые помогут выработать соответствующие навыки.

    Стоит отметить, что книга состоит из двух частей. Первая — это теоретическое пособие, в котором собраны как личные выводы автора, так и общепринятые педагогические и психологические постулаты. Что касается продолжения — это практические примеры. Они взяты как из личных наблюдений автора, так и из практической деятельности ведущих специалистов в данной области. Каждая из приведенных жизненных ситуаций — это ответ на тот или иной родительский вопрос.

    Вывод

    Нужно ли читать книги по психологии детской? Авторы утверждают, что это необходимо. Несмотря на самоуверенность многих родителей, случаются такие ситуации, которые невозможно разрешить только лишь опираясь на свои инстинкты и опыт старших поколений. Прелесть современных изданий состоит в том, что их содержание адаптировано под особенности данного конкретного времени с учетом условий, в которых воспитываются дети. Главное — это подобрать для себя несколько лучших изданий, которые помогут найти правильный подход к ребенку и поспособствуют разрешению конфликтных ситуаций.

    Питер первый день в детском саду. Он подстрижен, одет в новую красную рубашку и перепуган до смерти. Мать Питера не понимает этого, потому что она уверена, что Питер хорошо подготовлен к детскому саду для своих пяти лет. "Ну конечно,- говорит она воспитательнице,- он знает алфавит, считает до ста и может написать свое имя". Но, как вскоре обнаруживает воспитательница, Питер не был готов к жизни в новой обстановке. Он казался скованным, не играл с другими детьми и большую часть дня проводил, съежившись в углу и посасывая палец.

    Майкл, которого привели в детский сад одновременно с Питером, не знал столько, сколько знал тот. Он с трудом считал до десяти и путал многие буквы. Но, когда его мать ушла, он вприпрыжку вбежал в комнату, застенчиво улыбнулся воспитательнице, подошел к группе детей, играющих с машинками, и спросил: "Можно, я буду механиком в гараже?" Воспитательницу восхитило, насколько Майкл уверенно себя чувствовал и как легко он вступил в контакт с детьми, и она подумала про себя: "Вот этот ребенок готов к тому, чтобы научиться читать и писать!"

    За 40 лет, в течение которых я постоянно изучала дошкольников, меня все больше тревожили родители, которые думали, что подготовка к детскому саду заключается в заучивании букв или умении считать. Это совсем не так. Я ничего не имею против обучения этим существенным навыкам, но я пришла к выводу, что им лучше всего обучать и проще всего обучиться лишь после того, как положено хорошее начало развитию других навыков.

    Слишком ранняя концентрация на теоретических задачах может затормозить нормальное развитие ребенка. Мы иногда забываем, что природа имеет свое собственное расписание развития человека. Пытаться обучить трехлетку писать - это все равно, что обучать трехмесячного младенца ходить. Можно нанести необратимый вред. Если ребенок ходит в детский сад, чувствует себя счастливым, уверенным в себе, оптимистичным, любознательным 1 и дружелюбным, я уверена, что он будет хорошо и с удовольствием учиться. Но, если он нервный, испуганный, раздражительный и отягощен нереализованными потребностями, он будет плохо усваивать те первоначальные знания, которые ему будут давать. По моему мнению, ребенка нельзя считать действительно подготовленным к детскому саду - или к жизни,- пока он не научится следующим десяти вещам.

    1. Любить себя.

    Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете способны ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать собственные возможности.

    Учитывая то, как сильно любим мы своих детей, нам было бы просто передать им чувство любви к себе, но, по-видимому, такой способ не слишком надежен.

    Попытайтесь вспомнить, что вы думали о себе, когда вам было пять лет. Я полагаю, что большинство из нас считали себя глупыми или уродливыми. Мы злились на себя, если боялись по ночам, нам было стыдно за себя, если мы не хотели делиться с младшей сестрой своей новой куклой. Мы разочаровывались в себе, если были неловкими, стеснительными или неуклюжими, в то время как мама надеялась вырастить балерину, Иногда мы не можем помочь ребенку полюбить себя до тех пор, пока мы не переоценим некоторые из наших собственных установок - тот груз, который мы несем в себе на протяжении всей жизни. Возможно, такое самопознание будет мучительным, но в результате мы сможем сказать: "Да, карие глаза и оливковая кожа действительно мне противны. Мои родители породили во мне чувство неполноценности, потому что я была похожа на их итальянских предков, а они хотели быть стопроцентными белыми американцами. Теперь, когда у меня есть эта малышка с оливковой кожей и карими глазами, могу ли я вести себя как подобает взрослому и увидеть, как она красива, и дать ей это понять?"

    Иррациональные предрассудки, которые мы усваиваем с колыбели,- только одно из препятствий, мешающих помочь нашим детям полюбить себя. Многим из нас также трудно отличить "быть плохим" от "быть человеком". В корне меняет дело, если вместо "не веди себя как младенец" мы говорим: "Ты еще недостаточно взрослый, чтобы тихо вести себя в ресторане. Мы попробуем пойти туда еще раз, когда ты будешь немного старше". Также совершенно разные вещи - сказать: "Ты эгоист"-или заметить: "Очень трудно научиться делиться с другими, но ничего, я тебе помогу. Если ты дашь Донне поиграть с твоим ведерком, она даст тебе поиграть со своим грузовичком".

    Пуританское утверждение о том, что каждый либо хорош, либо плох и что детей поэтому следует учить быть хорошими, вероятно, принесло человечеству больше несчастья, чем что-либо еще. Все мы рождаемся, будучи в равной мере и ангелами и дьяволами, и нам требуется научиться жить с этой правдой. Конечно, мы говорим: "Нет, тебе нельзя бить малыша", но мы также говорим: "Ты слишком мал, чтобы сдерживать себя, когда ты сердишься. Я должна тебе помочь". Научиться признавать, что у тебя есть злость, ревность и асоциальные побуждения,- это часть взросления. Мы должны также научиться управлять собой, но не отрицая, что такие побуждения существуют и не заставляя своих детей чувствовать себя грешниками. У ребенка, которому внушают, что он ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, жизни и любви больше, чем любая другая психологическая проблема.

    Как только ребенок чувствует себя защищенным, ощущает, что его ценят, у него начинает развиваться сочувствие к другим. Одно из самых ранних переживаний подобного рода возникает в отношениях с домашними животными. Малыш, испытавший на себе нежность и заботу, способен осторожно держать на руках бездомного котенка или позвать на помощь родителей, когда кто-то обижает собаку. Любой пятилетний ребенок, который может непроизвольно воскликнуть при виде птицы со сломанным крылом: "Ах ты, бедняжка!", уже приобрел одну из наиболее фундаментальных способностей, необходимых для изменения качества всей жизни на этой планете.

    2. Интерпретировать поведение.

    Ребенок, который приходит в детский сад, думая, что он замечательное создание, может тем не менее не включиться в обучение, если он не знает, как интерпретировать поведение чужое и свое собственное. Например, он может так увлечься двумя девочками в первом ряду, которые объединились против него, что не сможет сосредоточиться на прибавлении двух к пяти. Или, если воспитатель однажды утром накричит на него, он может настолько растеряться и испугаться, что не сможет быть внимательным на занятиях весь оставшийся день.

    Если ребенок кое-что узнал о настроениях людей и их недостатках, если его научили интерпретировать определенные виды поведения, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Он поймет, что, может быть, двух девочек пугает новый детский сад и им нужен общий враг, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, что его воспитательница просто в плохом настроении: поругалась с мужем или попала в час "пик" по дороге на работу и, может быть, завтра сама попросит прощения.

    Помимо того что ребенку нужно уметь интерпретировать поведение других, ему надо научиться объяснять и собственное поведение. Это может оказать сильное влияние на будущее отношение ребенка к учебным занятиям. Если ребенок кричит на мать за завтраком, если при виде омлета он говорит: "Ты знаешь, как я его терпеть не могу, я сейчас выброшу его в мусорное ведро!" - а затем вылетает из дома, то, скорее всего, сегодня с ним произойдет одна из двух вещей. Он может быть так переполнен чувством вины и ужасом, что не услышит ни одного слова из сказанных воспитателем. Или же он может задать себе вопрос, что это на него нашло; подумать, продолжает ли он еще злиться на отца, который накричал на него вчера вечером, и решить, что он попросит прощения, когда вернется домой. В последнем случае он способен забыть об инциденте на то время, пока он в детском саду. С сознанием, свободным от гнева и растерянности, он хорошо воспринимает все объяснения воспитателя.

    3. Общаться с помощью слов.

    После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям понимать их. Если девочка может сказать учителю: "Я так боялась, что у меня ничего не получится, что просто не могла думать",- учитель может понять, что ее страх мешает обучению, и сможет должным образом ее успокоить. Если ребенок может сказать своему отцу: "Ты меня пугаешь, когда кричишь так громко",- можно надеяться, что отец попробует вместо этого договориться с ним спокойно. Любой пятилетний ребенок, который может спокойно и непринужденно рассказать о своих чувствах, говоря "Я боюсь", или "Я очень тебя люблю!", или "У меня такое пронзительное ощущение внутри, такое дрожание, что мне кажется, что я еще не готов сесть на двухколесный велосипед", уже обрел способность, которая предоставит ему необходимую свободу для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.

    4. Понимать различие между мыслями и действиями.

    Без этого умения, которое полностью формируется к пяти годам, ребенку будет крайне сложно сосредоточиться на занятиях. Например, Грегори смотрит в окно и воображает себя пилотом, в то время как учитель объясняет классу основы арифметики. Он совсем не слышит, что говорит учитель, потому что очень зол. Его родители только что развелись, и если бы его чувства можно было извлечь на поверхность, то, скорее всего, это было бы: "Я их обоих ненавижу. Я хочу, чтобы они умерли". Это настолько ужасные мысли, что Грегори приходится сосредоточиваться изо всех сил, чтобы держать их вне сознания.

    Если бы за первые пять или шесть лет жизни Грегори помогли понять, что мысли - это не то же самое, что действия, и чувства, соответствующим образом выражаемые, вовсе никому не вредят, он мог бы дать им волю. И вся та энергия, которая расходовалась на то, чтобы избегать собственных чувств, могла бы быть обращена на другие цели, в том числе и на чудесные возможности сложения и вычитания. Ему, конечно, необходима помощь, чтобы пережить этот вполне реальный кризис, но ему следовало бы объяснить, что естественно испытывать ужасные чувства, когда ты страдаешь, когда ты встревожен, когда жизнь полна мучения. Для ребенка невозможно концентрировать внимание и учиться, если он испытывает затаенные чувства, которые сам считает опасными и плохими.

    5. Интересоваться и задавать вопросы.

    Все популярные книги и разговоры о том, каким занятиям и умениям мы должны учить дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную любознательность. Зачастую мы бываем настолько увлечены счетными палочками, что перестаем прислушиваться к замечательным вопросам, которые дети задают сами по себе: "Почему листья меняют цвет?.. Что заставляет траву расти?.. Откуда берется снег?.. Как из яйца получается ребенок?.. Что значит умирать?.. Почему я расту?.. Как молоко попадает в магазин?.. Почему некоторые дети голодают?.. Как подводная лодка может оставаться под водой и не тонуть?.."

    Если мы хотим поддерживать этот инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что к тому времени, когда ребенку исполняется пять лет, он упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Он должен также узнать, что на некоторые вопросы еще не получен ответ, на другие существует множество различных ответов и что иногда ему придется постараться найти свой собственный.

    В своей книге "Обучающийся ребенок" Дороти Коэн, профессор педагогики, проводит крайне важное различие между тем, когда ребенку дают поесть рыбы, и тем, когда его обучают, как поймать рыбу. Если мы дадим ему приготовленную рыбу, то мы сможем удовлетворить его сиюминутный голод, но что случится, если нас не будет рядом, чтобы покормить его? То же самое происходит со знаниями и информацией: если мы всегда преподносим их ребенку готовыми к употреблению, он никогда не научится добывать их самостоятельно. Детей следует учить, как они сами могут "вылавливать" свои собственные ответы.

    Когда мы говорим: "Я не знаю", "Я сейчас занят", "Спроси у папы" или "Не стоит говорить на эту тему",- мы отбиваем у ребенка охоту самому "ловить" знания. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, мы способствуем развитию у него интеллектуальной способности, наиболее существенной для человека.

    6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.

    Поколение наших детей будет вынуждено столкнуться с самыми серьезными вопросами. Не может быть простых решений у таких проблем, как утрата экологического равновесия, демографический взрыв, распространение оружия, которое может уничтожить все живое. Чтобы стать мудрыми и зрелыми взрослыми, дети должны начать понимать, что простые решения никогда не снимают проблему, что на самом деле надо копать глубже, чтобы найти наиболее оптимальный ответ на тот или иной вопрос.

    Нам необходимо учить детей смотреть в корень. "Ну, может быть, Джо сегодня злится оттого, что пришел в детский сад голодным". Или: "Если Сара продолжает разбивать глиняные поделки, которые ты лепишь в детском саду, нам лучше поговорить с воспитателем. Он может поговорить с Сариной мамой и выяснить, почему Сара несчастна и что мы можем сделать, чтобы помочь ей". Это сложный путь, но он дает ребенку гораздо больше, чем когда мы говорим: "Я думаю, что Сара плохая девочка и тебе лучше держаться от нее подальше". ~ У социальных проблем не бывает простых решений, и мы сослужим плохую службу нашим детям, самим себе и будущему, если будем вводить малышей в заблуждение относительно этого. Мы ставим детей на неверный путь, когда делаем акцент на тех вопросах, на которые действительно существуют верные и неверные ответы (сколько будет три и шесть? Какая третья буква в алфавите?). Детям необходимо вначале испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством реальной жизни.

    7. Не бояться неудач - необходимое условие взросления.

    Чтобы научиться чему-либо, вы должны не бояться допускать ошибки, даже терпеть неудачу. Первая книга, к которой вы обратились, может не содержать ответа на вопрос, почему птицы мигрируют, придется поискать ответ в какой-то другой. Первый деревянный столик, который вы сделали, может быть уродливым и кривобоким, но если вы способны учиться на своих ошибках, то следующий вы смастерите намного лучше. Детям надо помочь понять, что обучение - длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение или научное открытие никогда не делалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач. - Мы должны совершенно отчетливо объяснить им, что удачи и неудачи - это не то, в чем состоит обучение. Привожу слова одной мудрой учительницы начальных классов: "На самом деле школа должна научить детей быть игроками! Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего не знаешь, это немного рискнуть. Мы запугиваем детей до смерти. Кто захочет попробовать ответить на вопрос или постараться узнать что-то новое, если оценивается успех или неудача вместо того, чтобы оценивать попытку?"

    8. Доверять взрослым.

    Пятилетнему ребенку нужно обладать истинным доверием к взрослым, если ему предстоит сосредоточить все свое внимание на учебных задачах. А людям доверять трудно, если они тебя обманывают, говорят, что никуда не уйдут, но, проснувшись, ты обнаруживаешь на месте родителей няню; говорят, что доктор не сделает тебе больно, а он делает. Мы платим очень высокую цену за те игры, в которые мы играем с детьми, чтобы избежать их слез. Если вы хотите, чтобы вам верили, лучше сказать: "Я собираюсь выйти на несколько часов, пока ты спишь",- даже если вам придется вынести мучительное прощание. И у доктора: "Тебе, может быть, будет немножко больно, но это скоро пройдет. Ты можешь посидеть у меня на коленях и поплакать, если тебе хочется".

    Многие взрослые думают, что могут добиться доверия, если будут последовательны, но я считаю, что это большая ошибка. Слишком тонка грань между последовательностью и ригидностью, и я уверена, что важно доверять людям, даже если их чувства и намерения изменчивы. С возрастом люди меняются, и все мы подвержены сменам настроения. Для ребенка важно постоянство в одном: в наших попытках быть с ним честными, как можно лучше объясняя, в чем мы непоследовательны, и извиняясь, если эта непоследовательность не оправдана.

    Вполне можно помочь ребенку понять, что не все люди добрые, и одновременно создать у него ощущение, что большинство контактов со взрослыми будут хорошими. Воспитание уверенности в этом частично зависит от того, насколько мы готовы разделять чувства ребенка в отношении людей. Нам приходится быть откровенными с детьми, говоря иногда: "Да, ты прав, твоя воспитательница действительно поднимает слишком много шума вокруг мытья рук" или "Да, я понимаю, что ты имеешь в виду, говоря о тете, она слишком любит командовать, когда мы приезжаем". .-

    Недоверие возникает из ощущения, что только тебе видны неприятные качества у других людей, а для детей такое ощущение не редкость. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

    9. Думать самому.

    Сказать "нет" на самом деле значит сказать "я существую". Это начинается по мере того, как у ребенка возникает некоторое представление о себе, ощущение того, что он на самом деле самостоятельная личность. Многих родителей пугает и злит такая возможность, в то время как они должны были бы радоваться этому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования.

    Если у ребенка есть некоторое представление о том, кто он такой, он неизбежно будет к пяти годам обладать собственным мнением. Этой способности очень легко научить - надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, "Что его накажут. Никто из нас не хочет воспитать человека слабого духом или слабого интеллектуально, мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и внутренними убеждениями. И мы не можем ждать, пока ребенок поступит в колледж, где у него будут развиваться эти способности. Эти принципы уже активно действуют, когда мы говорим: "Теперь, когда тебе почти три года, я думаю, ты можешь решить, купим ли мы тебе голубой комбинезон или красный". Или: "Пока мы будем есть на завтрак кукурузные хлопья, ты можешь сделать себе бутерброд с маслом и джемом". Или: "Хорошо, меня не раздражает наша соседка, но ты имеешь право на собственное мнение".

    Когда мы демонстрируем уважение к личности ребенка, к его рождающимся взглядам, симпатиям и антипатиям, мы готовим его к ситуациям, в которых ему придется принимать решение самостоятельно, например присоединиться или нет к группе детей, решивших обследовать разрушенный дом, или согласиться или нет поехать с незнакомцем, который сказал, что знает его отца. Когда мы выходим из себя из-за "нет" в два с половиной года, мы должны иметь в виду, что придет время, когда мы будем благодарны тому, что наш ребенок способен говорить "нет". Суждение корректируется практикой.

    10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.

    К тому времени, когда ребенку исполнится пять лет, по моему мнению, ему следует знать, что существует много ситуаций, которыми он просто не может управлять. Он не может справиться с компанией старших детей, с подростками, навязывающими наркотики, с диким поведением класса на уроках неопытного учителя. Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна

    помощь, и уметь обратиться за ней. Это может казаться простым, но на удивление мало детей приходят в детский сад или в 1 класс способными сделать это. В результате многие из них быстро попадают в ситуации, которые их настолько пугают и подавляют, что обучение становится невозможным. Нам необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь им, не обращаясь с ними как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир.. Мы говорим, что придаем большое значение правам малых и слабых, но часто не включаем наших детей в эти идеалистические построения.

    Учиться намного легче, если у ребенка не остается неудовлетворенных в раннем детстве потребностей. Если будет больше внимания глубинным человеческим ценностям, мы сможем вырастить поколение мудрых и любящих людей, которые будут способны к переменам и смогут сделать мир лучше.

    Изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

    Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

    ​​​​​​​​​​​​​​Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих - улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

    В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

    Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа - самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

    Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

    Маленький ребенок - это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души - миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным - нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→

    Маленький ребенок - это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

    Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы - маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт... Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

    С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года управляют родителями и другими взрослыми.

    Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

    Большинство эмоций детей - не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

    Маленький ребенок - это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

    Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит - он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы - марионетка в его руках.

    Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

    У каждого ребенка изначально - свой мир. Ребенок родился - и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда - спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

    Взаимодействие между детьми

    С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

    Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

    Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время - формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

    Развитие ощущений и восприятия

    Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок - они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными .

    Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

    Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций , по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх , недовольство, и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных , что подтверждает представление об их врожденном характере.

    Эмоции и чувства детей - продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния , которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки .

    Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

    Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда - задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя "мальчик", если его "мальчуковое поведение" поддерживается окружающими; если его "мальчиком" называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности...

    Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр .

    Исследовательское поведение

    Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители .

    Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном - грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.

    Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии - развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.

    Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.

    Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.

    Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.

    Развитие мальчика и девочки

    Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет... Свои стадии развития есть у мальчиков , свои - у девочек.

    хождениютрансформированнымидействиями. Это значит, что всякая операция первоначально формируется в виде сознательного, подчиненного ясно выделенной цели действия, осуществляющего некоторое звено живой человеческой деятельности - практической, учебной, познавательной и т.д. Лишь полное освоение действия и включение его в состав более сложных целостных действий, в которых оно окончательно отрабатывается, приводит к устранению его избыточных звеньев и к его автоматизации, превращает его в способ выполнения этих действий, т.е. в собственно операцию. В результате такой трансформации исходное действие утрачивает свою зависимость от тех побуждений и целей, с которыми было связано его появление; оно утрачивает и первоначально присущую ему эмоциональную личностную окраску. Непосредственно в самих операциях фиксируются лишь связи и отношения, абстрагированные от конкретно-предметных условий выполнения действия и обобщения. Эти операции становятся полностью безличными, формализуются и могут быть описаны в виде соответствующих алгоритмов, формул, аксиом и т.д. При этом они сами могут становиться предметом дальнейшего анализа и обобщения. Код ифи цируясь, они образуют относительно устойчивые системы знаний - логических, математических.

    Как и другие продукты человеческой деятельности, мыслительные операции отделяются от человека и таким образом приобретают свое объективное существование и развитие. Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, т.е. будто формальная логика является единственной наукой о мышлении и ее законы суть единственные его законы» [Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. - М., 1983. - С. 911.

    Можно ли описанный в этом фрагменте процесс назвать «экстериоризацией»? А «депсихологизацией» деятельности человека? Остается ли у психологов необходимость и дал ьнейшего анализа судеб этих операций? Какие еще законы мышления, помимо формально-логических, вам известны?

    178. «Всякая хорошая психология начинается с...»

    «... Детской психологии». Так П.Я. Гальперин неоднократно говорил на своих лекциях. И действительно, если мы рассмотрим наиболее зрелые психологические концепции ХХ века, то увидим в каждой из них не просто значительное по объему место, отводимое проблематике развитиядетско-

    го мышления и др., но центральный узел всех теоретических построений и экспериментальных исследований. Почему так происходит? Попробуйте доказать или опровергнуть такую точку зрения на примере любой интересуюшей вас концепции. Что теряет изначально психологическая концепция, игнорирующая глубокий анализ детства?

    3 79. Склад головы формируется по языкам...

    «Иной будет удивлен, что я отношу изучение языков к числу вешей бесполезных в воспитании; но он не должен забывать, что я говорю здесь только о занятиях первоначального возраста; что бы там не толковали, я не думаю, чтобы какой-нибудь ребенок - я не говорю о чудесах - мог до 12- или 15-летнего возраста действительно изучить два языка.

    Я согласен, что если б изучение языков состояло только в изучении слов, т.е. образов и звуков, их выражающих, то оно могло бы годиться для детей; но языки, изменяя наименование, переменяют и идеи, ими представляемые. Склад головы формируется по языкам; мысли принимают окраску наречий. Один разум - всеобщ; ум в каждом языке имеет свою особую форму, свое отличие, которое отчасти может быть и причиной, и следствием национальных характеров; догадка моя подтверждается тем, что у всех наций мира язык следует за переменами в нравах и, подобно последним, сохраняется или портится»

    Согласны ли вы с этими взглядами Ж-Ж Руссо? Какова должна быть сегодняшняя позиция системы обучения и воспитания в отношении многоязычия у детей? Какова вообще роль освоения языка в психическом развитии человека?

    180. Толстой против позитивизма.

    «Каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д.... Мы можем сказать про человека, что он чаше бывает добр, чем зол", чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда делим людей. И это неверно. Люди - как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою» 1 Х??. Толстой. Воскресение].

    Если ребёнок постоянно ноет – это очень серьезный признак того, что его не понимают.

    Когда в семье не учитываются его важные психологические потребности, тогда нытье для него становится единственным способом сказать об этом.

    Сегодня я поделюсь с вами 30-ю способами занять ребёнка летом.

    Сохраняйте и пользуйтесь этой маленькой удобной шпаргалкой.

    1.Постройте шалаш дома или в лесу.
    2. Испеките печенье.
    3. Сделайте цветной/фруктовый лед.
    4. Сыграйте в настольные игры.
    5. Запустите воздушного змея.

    Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

    Дети, которым запрещают выражать свои чувства – грызут ногти, кусают губы или язык, ковыряют болячки или кожу вокруг ногтей, заикаются, писаются. У них возникают кожные болезни, нервные тики, астма.

    Из-за болезненных воспоминаний, связанных с воспитанием, многие родители живут с постоянным чувством вины. Бывает, ребёнок уже вырастает, а маму в течение долгих лет преследуют угрызения совести и перед сном в слезах вспоминается всё «плохое», что сделано по отношению к малышу.

    Если вы устали от таких переживаний, считаете себя «плохими родителями» и хотите исправить ошибки воспитания, допущенные в прошлом – эта статья вам обязательно поможет.

    Что такое крик в детско-родительских отношениях? Обычно это желание заставить что-то сделать, крайняя степень бессилия. Давайте разберемся, как прийти к воспитанию без крика.

    Существует множество быстрых способов взять себя в руки в тот момент, когда вы хотите повысить голос: сделать 10 глубоких вдохов, выйти из комнаты, досчитать до 10. Но ситуации однозначно будут повторяться, поэтому гораздо эффективнее найти причины непослушания ребенка, которые чаще всего приводят к крикам.

    Что такое чувство вины, и как часто мы его испытываем? Почему оно порой отравляет жизнь и мешает двигаться дальше? А иногда происходит страшное: это чувство лишает надежды на перемены к лучшему, истончает ресурсы организма и погружает в депрессивное состояние.

    Давайте постараемся разобраться в том, что же такое чувство вины и какова его связь с , а также обсудим как можно уменьшить его влияние на нашу жизнь и взаимоотношение с детьми.

    Конечно, вам хочется быть самым нежным и заботливым родителем для своего ребенка. Чтобы связь между вами была глубокой и нерушимой.

    Но ребенок не слушается, не хочет выполнять просьбы и не делает то, что вы считаете важным или необходимым. Родители в таких случаях прибегают или к установлению жестких правил, или к наказаниям. Возникает конфликт.

    А нужны ли строгие правила и границы детям, если это влечет столько проблем и сложностей? Как же поступать? Давайте попробуем разобраться.

    Ко мне, как к детскому и семейному психологу, часто обращаются взрослые люди, которые не могут строить свою жизнь так, как им хочется.

    – Они чувствуют себя неловко, когда им говорят комплименты и оправдываются: «Да ладно, ничего подобного» .
    – Стесняются лишний раз высказать свое мнение и молчат, хотя им есть, что сказать.
    – Не могут за себя постоять и защитить свои интересы, когда с ними обращаются несправедливо.
    – Позволяют себя обижать, а порой – даже унижать.
    – Не умеют говорить «Нет» .
    – Не могут попросить о помощи и не заботятся о своем душевном и физическом здоровье.

    Вряд ли кто-то из родителей хочет злиться, раздражаться и кричать на своего ребёнка.

    Скорее всего, это случается в тот момент, когда мы не видим другого выхода, не знаем, как повлиять иначе и, в итоге, у нас уже просто заканчивается терпение.

    «Да сил моих больше нет!» – слышали эту фразу? Может быть, даже сами не раз произносили?

    Причин, чтобы испытывать гнев и раздражение, у любого родителя – великое множество. Вряд ли кто-то может похвастаться такой железной выдержкой, которая позволяет всегда сохранять спокойствие и самообладание. Испытывать порой раздражение и гнев – нормально, потому что все мы живые люди.

    Другое дело, что выплескивать это на ребенка – не лучший вариант. Так как же справляться с этими чувствами?

    «Пока не съешь – из-за стола не выйдешь!» – сердито говорит Василисе строгая бабушка. Девочке совершенно не хочется доедать эту противную манную кашу. Она вообще ее не любит. Но бабушка непреклонна. И Вася со вздохом берется за ложку…

    Непослушание – это такое поведение ребёнка, когда он становится неуправляемым, все делает наоборот, капризничает, спорит по любому поводу и упрямится. Почти любая просьба или обращение к ребёнку приводит к скандалу.
    Родители, пытаясь управлять ситуацией, прибегают к наказаниям, а это, в свою очередь, приводит к обидам, потере доверия и еще большему дистанцированию ребёнка.

    «Как перестать кричать на ребёнка? Он по-другому не понимает, он перестал меня слушать!» .

    Я часто слышу от родителей подобные жалобы. Чтобы понять, как не кричать на ребёнка, родителям стоит осознать, что сложившаяся ситуация напрямую зависит от них.

    Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Так или иначе, собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.

    Кроме того, важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

    В совокупности с факторами, определяющими внутренние психические ресурсы малыша, такими как сила и устойчивость нервной системы, врожденные конституциональные особенности, касающиеся силы выраженности влечений, а также прохождением очередных конфликтов развития.

    Десятилетней Ане поручили убраться в ванной. После минимальных усилий она раздражается и говорит: «Почему это я должна убираться, так не честно!»

    Ваня должен помыть посуду. Завтра ему предстоит контрольная, и папе хочется отпустить его, чтобы он успел получше подготовиться.

    Звучит знакомо?

    Поведение детей может создавать у вас чувство вины и неуверенности в вашем стиле воспитания. Есть множество причин, по которым нам хочется уступать детям и разрешать им не делать то, что они должны делать.

    Ох уж эти детские площадки!

    Как много вопросов постоянно возникает у родителей:

    — Что делать, если один ребёнок отнимает игрушку у другого?
    — Что делать, если ребёнок забрал нашу игрушку и не хочет отдавать?
    — А если один ребёнок обсыпает детей песком, а его мама никак не реагирует?
    — Как быть, если чужой взрослый делает замечание моему ребёнку?
    — Как быть, если мой ребёнок задирает и обижает других детей?

    Что происходит, если мы не находимся в хорошем и регулярном контакте со своим ребёнком?

    Я обнаружила, что в этом случае дети чаще капризничают и хулиганят, их самооценка становится ниже и в семье нарастает напряжение. Мой личный «барометр» отсутствия контакта – я начинаю меньше радоваться жизни.

    Бывало ли у вас так, что вы задумывались или прямо спрашивали у ребенка: «Ты меня вообще слушаешь?». У меня так бывало.

    А вы знаете, что умение слушать – это не врожденный навык? Этому навыку надо учить. И как вы думаете, у кого дети научатся слушать? У нас самих!

    Эта статья не будет лёгкой для чтения. Тема эта непростая, и я давно обещала читателям моего сайта написать об этом.

    Даже если ваш ребёнок совсем ещё мал, рано или поздно он будет задавать вам вопросы на эту тему. Надеюсь, что эта статья поможет вам лучше подготовиться к такому разговору.

    В моей многолетней психологической практике мне приходилось прямо во время консультации сообщать детям о том, что кто-то из их родных ушёл из жизни. Это было запрос семьи. Взрослые просто не знали, как рассказать об этом ребёнку.

    Один раз ко мне обратилась мама 7-летней девочки, папа которой умер, не приходя в сознание, в больнице. Мужчину уже похоронили, а девочка продолжала спрашивать: «Когда я пойду навещать папу? Я скучаю по нему». И меня попросили сообщить ребёнку о том, что папы уже нет в живых.


    Сейчас родителям очень сложно сориентироваться, что покупать ребёнку. В магазинах такое огромное количество игрушек на любой вкус, цвет и кошелёк, что голова идёт кругом.

    Эта статья поможет вам подобрать ребёнку такие игрушки, которые будут помогать его психическому развитию до 3 лет, а не тормозить его.

    Все родители иногда теряют терпение.

    Быть родителем – означает выполнять огромную эмоциональную, умственную, а иногда и физическую работу. И далеко не всегда ваши усилия будут оценены, и вы увидите от них моментальную отдачу.