• Вредные привычки у ребенка: разновидности, способы борьбы и профилактика. Детские вредные привычки


    Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий.
    Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

    Вредные привычки, как правило, вырабатываются у малышей в качестве способа успокоения и самопомощи в непривычных жизненных ситуациях, а также указывают на наличие таких комплексов:

    Страхи;
    Неуверенность в собственных силах;
    Застенчивость.

    Существуют привычки, возникающие в утробе матери. Яркий пример - сосание пальцев. Некоторые начинают появляться в момент преодоления определенного возрастного рубежа.

    От некоторых вредных привычек не остается и следа при условии правильного воспитания. Это такие:

    Длительно сохраняющиеся привычки чаще всего указывают на такие проблемы у малыша:

    Низкий уровень самооценки;
    Проблемы в общении.

    Некоторые вредные привычки даже несут опасность для здоровья крохи. К примеру, сосание пальцев приводит к формированию неправильного прикуса, а ковыряния в носу – к ранам и кровотечениям.

    У некоторых малышей появляются так называемые саморазрушающие действия:

    Дергание волос;
    Прикусывание   губ и внутренней стороны щек;
    Отрывание или обгрызание заусениц.

    В этих случаях малышу просто необходима помощь квалифицированного специалиста.

    Агрессивность;
    Присвоение чужих вещей.

    Очень часто дети понимают о вреде своих действий, но не знают, как их побороть. В таких случаях важно оказать помощь малышу в избавлении от таких привычек.

    Чтобы родители могли помочь крохе справиться с его вредными привычками, обязательно стоит выяснить причины их появления. При этом важно понимать, что зачастую вредная привычка - это стратегия выживания малыша в социуме.

    В процессе борьбы с привычками важно не перегибать палку! Если взрослые будут постоянно заострять на них внимание, то значительно увеличится вероятность сохранения их на длительное время. Это связано с тем, что малыш станет понимать, что таким образом он привлекает к себе внимание родителей. Избавиться от таких привычек будет крайне сложно.

    На самом деле, вредные привычки имеются у каждого человека. Разница заключается в том, что взрослые понимают вред таких привычек и стараются от них поскорее избавиться. А малыши в силу возраста еще не в состоянии проанализировать их опасность.

    Виды плохих привычек:

    1. Психологического характера . К ним относят:

    Обгрызание ногтей, губы, кожи на пальчиках, щек;
    Сосание пальцев, одежды, постели, губ;
    Ковыряние в пупке;
    Накручивание волос на пальцы;
    Раскачивание головой;
    Удары головой о различные поверхности.

    2. Подражательного характера. К ним относятся следующие:

    Почему появляются плохие привычки?:

    Основные факторы их развития следующие:

    1. Стрессы;
    2. Беспокойство и переживания малыша;
    3. Малыш страдает от скуки;
    4. Существование вредных привычек у родителей;
    5. Нарушения в состоянии здоровья ребенка, в том числе и психического.

    Плохие привычки у маленьких детей появляются под влиянием стрессовых ситуаций, сильных переживаний и неуверенности в собственных силах. Такими абсолютно простыми действиями кроха стремится успокоиться: сосет пальчики, грызет ногти, ковыряет в носу, дергает себя за уши, накручивает локоны волос себе на палец. Если взрослые начнут замечать такие действия малыша на раннем этапе, тогда избавиться от них будет достаточно просто. Если же привычки стали постоянными, то справиться с ними будет значительно сложнее.

    Причины привычек психологического типа:

    Недостаток внимания к малышу со стороны родителей;
    Недостаток любви со стороны родителей;
    Жесткий тип воспитания;
    Слишком раннее отлучение ребенка от груди.

    С такими привычками очень сложно бороться, поскольку речь идет не о прекращении каких-либо определенных действий, а о коррекции психики малыша. С такой проблемой поможет справиться только специалист.

    Наиболее распространенные вредные привычки у малышей:

    Самыми распространенными привычками являются:

    Сосание пальцев;
    Обгрызание ногтей;
    Онанизм.

    Сосание пальцев:

    Такая привычка в определенной мере - физиологическая потребность крохи. Но со временем она должна ослабевать. Но часто встречаются малыши, у которых такой сосательный рефлекс сохраняется длительное время.
    Внимание взрослых должен привлечь факт сосания пальцев у малыша старше пятилетнего возраста. В этом случае сосание пальцев - это частый признак:

    Излишней тревожности;
    Низкого уровня самооценки;
    Эмоциональных расстройств.

    Продолжительное сосание отрицательно отражается на процессе роста и формирования зубов у ребенка.
    Эффективный способ избавления: перед сном мама располагается около малыша, ласково и спокойно разговаривает с крохой, держит его за руки. Как правило, ребенок быстро успокаивается и засыпает. Такой ежедневный ритуал перед сном поможет вашему малышу стать более уравновешенным.

    Обгрызание ноготков:

    Когда у вашего ребенка прорезываются зубки, он начинает часто держать во рту пальцы. В результате этого у него формируется вредная привычка обгрызать ногтики. Другой причиной такого поведения могут быть частые детские переживания. Обгрызая ноготки, кроха успокаивается.

    Эффективный способ избавления. Обратите внимание на психологический микроклимат в семье. Избавляйте малыша от такой привычки спокойно, демонстрируя любовь и уважение к нему. Родители должны научиться правильно подбирать методы, учитывая особенности ребенка. Можно использовать горький лак, играть в салон красоты. Ребенок, увидев красивые ногти, не решится их грызть. Не следует оставлять без внимания эту привычку, поскольку что она опасна для здоровья. Малыш берет в руки разные предметы, что грозит попаданием бактерий внутрь организма и инфицированием. Помните, что многие заболевания передаются через грязные руки!

    Детский онанизм:

    Когда малыша освобождают от пеленок, он начинает трогать ручками все части своего тела, которые раньше ему были недоступны. Пенис не является исключением.

    Эффективный способ избавления:

    Не оставляйте кроху одного в кроватке, если у него отмечается склонность к мастурбации. Стремитесь уложить его спать уговорами. Если он не хочет засыпать – уложите спать позднее;
    Не разрешайте малышу подолгу сидеть на горшке. Старайтесь предупреждать запоры у ребенка;
    Соблюдайте правила личной гигиены. Это позволит предупредить зуд половых органов;
    Не надевайте на ребенка маленькую по размеру одежду;
    Не укачивайте малыша на коленке у взрослого;
    Больше времени уделяйте общению со своим чадом.

    Как предупредить появление вредных привычек?:

    Естественно, что все мероприятия, направленные на профилактику плохих привычек, должны начинать проводиться в раннем возрасте:

    1. Приучайте малыша к элементарным навыкам этикета;

    2. Формируйте у крохи основные навыки самоорганизации;

    3. Воспитывайте у ребенка целеустремленность и желание поддерживать чистоту;

    4. До рождения ребенка искорените вредные привычки в своей семье.

    Помогаем крохе избавляться от привычек:

    Наиболее распространенные ошибки родителей:

    1. Наказание ребенка за проявление вредной привычки. Это усугубит ситуацию, потому что к имеющейся проблеме прибавиться травма от наказания;

    2. Игнорирование детской вредной привычки приведет к тому, что ребенок не будет знать, что у него есть плохая привычка.

    Не следует ругать ребенка за привычки, поскольку вполне вероятно, что родители сами виноваты в их появлении. Частой причиной привычки является стресс:

    Поступление в дошкольное учреждение;
    Переезд на новое место жительство;
    Потеря близких людей;
    Развод родителей.

    В трудные минуты родители должны поддержать малыша, помочь ему преодолеть сложности. Если этого не произойдет, то малыш найдет замещающий фактор – вредную привычку.

    В случае запретов со стороны родителей ребенок будет переживать дополнительный стресс. Не следует бороться со последствиями стресса, нужно выяснить его причину.

    Что запрещено делать?

    Ругать и наказывать малыша;
    Высмеивать кроху;
    Критиковать малыша;
    Ставить ребенку ультиматумы в случае повторения вредных привычек;
    Злиться;
    Запрещать вредные привычки;
    Постоянно контролировать все действия малыша;
    Наказывать кроху за проявления вредных привычек;
    Бинтовать пальчики и смазывать их неприятными веществами;
    Говорить крохе, будто вы его не любите.

    Такие воспитательные моменты могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе.
    Побороть вредные привычки малыш сможет в любом возрасте. Но наиболее легко этот процесс будет происходить в детстве.
    Если взрослые смогут выбрать правильную положительную стратегию борьбы с привычками, то ребенок постепенно обязательно избавится от них.

    Что нужно делать родителям:

    Проявлять к ребенку заботу и внимание;
    Бороться с привычкой, а не с малышом;
    Поощрять ребенка за победу над вредной привычкой;
    Учить ребенка выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение другими методами;
    Чаще говорить ребенку о его достоинствах, не акцентировать его внимание на вредных действиях;
    Подкреплять свои намерения практическими действиями: грызет ногти - состригайте   их,   слюнявит рукава – надевайте футболку;
    Избавляться от своих, взрослых, вредных привычек;
    Указывать на неэстетичность привычек;
    Предложить альтернативу вредной привычке;
    Поговорить с ребенком о его переживаниях;
    Поощрять ребенка за попытку преодоления вредной привычки;
    Перенаправлять поведение ребенка в конструктивное русло;
    Заинтересовать малыша прекращением вредной привычки;
    При наличии нескольких вредных привычек   делать упор на самую опасную для здоровья;
    Необходимо спокойное, доброжелательное общение с ребенком для выяснения причины возникновения вредных привычек;
    Объяснять ребенку последствия вредных привычек;
    Сделать день ребенка насыщенным разными видами деятельности с целью ограничения времени на вредные привычки;
    Стремиться понять своего ребенка;
    Воспитывать у ребенка уверенность в себе;
    Хвалить ребенка и отвлекать его от плохих мыслей;
    Не ругайте малыша за вредные привычки;
    Проявлять любовь к ребенку;
    Уменьшить интеллектуальную нагрузку ребенка;

    Каждая вредная привычка - это показатель отношений внутри семьи. Как только они появляются у вашего малыша, стоит подумать об отношениях между членами семьи и устранении отрицательных сторон. Создав благоприятный психологический микроклимат в семье, родители с большой вероятностью в самые короткие сроки смогут избавить кроху от его вредных привычек.

    Какие специалисты помогут преодолеть вредные привычки?:

    1. Если ребенок в возрасте старше трех лет сосет палец, стоит проконсультироваться с педиатром насчет применения специальных средств;

    2. При подозрении на наличие тревожности и неврозов у малыша проконсультируйтесь с неврологом и психологом.

    Родители должны быть для своего ребенка примером для подражания. Чаще хвалите малыша за его хорошие поступки, поощряйте каждый его положительный шаг в борьбе с вредной привычкой!


    По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

    Дурные привычки: как они формируются

    Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

    Какие дурные привычки бывают у детей

    Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

    «Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

    Привычка: сосать палец

    Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

    Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

    Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

    Повторяющиеся действия

    Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

    Дурные привычки: как справиться

    Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

    «Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

    Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

    Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

    Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

    Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

    Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

    Чаще всего дети прибегают к таким постоянно повторяющимся действиям во время напряжения, безделья утомления или скуки. Многие привычки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте и сохраняются по мере того, как ребенок достигает школьного возраста, либо же они повторяются вновь через некоторое время. Очень часто дети не осознают своего поведения, поэтому явно не используют эти привычки для того, чтобы проявить непослушание.
    Причины проявления таких привычек до сих пор неизвестны. Природа их возникновения наводит на мысль о том, что такие привычки служат успокаивающим процессом для головного мозга. Интересен тот факт, что даже во взрослом возрасте многие люди прибегают к некоторым из таких успокаивающих способов во время стрессовых ситуаций: они грызут кончик карандаша или ногти, оттягивают мочку уха, накручивают волосы на палец.

    Появление привычек у детей

    Некоторые успокаивающие привычки - например сосание большого пальца и покачивания тела -начинают проявляться в младенческом возрасте и к среднему подростковому возрасту постепенно исчезают. В среднем подростковом возрасте многие дети с привычкой сосать большой палец ограничиваются ею только у себя дома перед сном, во время просмотра телевизора или в периоды сильного расстройства. Зачастую такое поведение сопровождается и другими привычками ранних лет, например сворачиваться калачиком под одеялом.

    По мере взросления ребенка, развития его самообладания и понимания самого себя привычка сосать большой палец, как правило, исчезает - чаще всего это происходит к 6-8 годам. Помимо этого при увеличении давления со стороны сверстников дети стараются усилить контроль за своим поведением.
    Таким же образом для небольшого числа детей среднего подросткового возраста нормальным поведением является укачивание себя перед сном. Они могут сворачиваться калачиком и раскачиваться с такой силой, что кровать начинает шататься из стороны в сторону и даже стукаться о стены - до тех пор, пока ребенок не заснет. Некоторые дети качают головой вперед и назад, время от времени ударяясь о стену.

    Распространенные детские привычки

    Вот некоторые наиболее распространенные успокаивающие привычки, проявляющиеся в среднем подростковом возрасте, которые вызывают беспокойство родителей:

    • сосать большой палец;
    • раскачиваться;
    • биться головой;
    • грызть ногти;
    • отрывать кутикулу;
    • накручивать на палец волосы;
    • мастурбировать.

    Другие дети раскачиваются, сидя на стуле. У родителей такие странные привычки вызывают сильное беспокойство, но дети могут проявлять их каждый вечер перед тем как спокойно отойти ко сну. Ритмичные движения необходимы им для того, чтобы успокоить центральную нервную систему в период перехода от бодрствования ко сну.
    Детские привычки грызть ногти, отрывать кутикулу, накручивать на палец волосы и ковырять в носу также встречаются довольно часто (и действуют не менее раздражающе), появляясь в возрасте от 3 до 6 лет. Такое поведение может сохраняться и в среднем подростковое возрасте, а возможно, и позже. Как и другие успокаивающие привычки, такие проявления являются редуцирующими агентами, «бесполезной тратой времени», и неподвластны осознанию или пониманию ребенком происходящего.
    Периодичность проявления этих привычек может ослабевать и вновь набирать силу, и часто это происходит без очевидной причины и вне зависимости от вмешательства родителей. Некоторые наблюдатели отметили, что ребенок, который грызет ногти Или отрывает кутикулы, зачастую делает- это до появления крови или проявления сильной боли; возможно, это естественное следствие и служит основной причиной окончательного исчезновения привычки. В любом случае такие привычки чаще всего со временем проходят.

    Как избавиться от навязчивых привычек подростков

    Первый шаг к умению справляться с успокаивающе-навязчивыми привычками вашего ребенка - простое игнорирование их. Чаще всего они сами проходят со временем. Если вы привлекаете к ним внимание используя резкие слова, осмеивая или применяя наказания, внутреннее напряжение и осознание того, что привычка должна исчезнуть, увеличиваются, а проявление привычки при этом усиливается. Наказание не является эффективным способом искоренения таких привычек.
    Но и игнорирование их для большинства родителей может представлять трудность. Кроме того, если у матери или отца привычка ребенка вызывает раздражение или огорчение, игнорирование не способствует исчезновению этих чувств. Старайтесь сдерживать свои негативные комментарии и дождаться, пока привычка не пройдет сама собой.
    Если ваш ребенок сосет большой палец или грызет ногти, он может сам захотеть избавиться от привычки и поэтому поддерживать ваши желания собственными стараниями. Попробуйте использовать следующие методики.

    • Если вы заметите, что у ребенка не проявляются признаки успокаивающей привычки на протяжении длительного времени, вознаградите его заранее оговоренным способом.
    • Применяйте средства, находящиеся в свободном доступе, такие как составы с горьким вкусом, которые можно наносить на пальцы рук или кутикулы, чтобы они служили напоминанием для ребенка, когда он начнет грызть или сосать большой палец. У такого подхода относительно низкий уровень успеха, но он достаточно простой и при совместных с ребенком стараниях может оказаться эффективным методом. Узнайте про такие средства у фармацевта.
    • Положительное подкрепление является наиболее эффективным способом изменения поведения. Подчеркивайте и вознаграждайте новое поведение, которое вам хотелось бы видеть. Помощь могут оказать схемы со звездочками и система ежедневных вознаграждений.

    Изменить привычки можно за неделю
    Почти любую привычку можно изменить за одну неделю, если только все взрослые будут последовательны и не забудут подбадривать и хвалить ребенка. Вы хотите, чтобы малыш перестал кусаться или научился спать всю ночь в отдельной кровати? Скорее всего недели на это окажется достаточно - при условии, что вы проявите настойчивость.

    • Будьте последовательны. Все взрослые в доме должны придерживаться одних и тех же правил.
    • Расскажите сказку или прочитайте книжку о том, как герой преодолел вредную привычку.
    • Используйте награды и поощрения - хвалите ребенка, когда он поступает правильно, обнимайте и целуйте его, вручайте специальные наклейки или значки.
    • Вовремя предотвращайте конфликты: если предчувствуете спор или ссору, измените планы.
    • Немедленная реакция. Тот или иной поступок ребенка должен иметь соответствующие последствия (хорошие или плохие).
    • Не обращайте внимания - не стоит тратить силы и нервы из-за незначительных или случайных проступков.
    • Не все сразу. Сосредоточьтесь на одной привычке, которую хотите изменить.
    • Подавайте пример. Ребенок смотрит на вас и берет ваши поступки за образец. Станьте примером достойного поведения, уважения и любви к окружающим.

    Привычка - это поведение, образ действий, склонность, ставшие для ребенка в жизни обычными и постоянными. Однако с привычками не рождаются. Они очень быстро формируются у детей под влиянием воспитания и условий жизни. Это относится и к полезным, и к вредным привычкам. Вредные возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное, систематическое воспитание полезных навыков. Важно отучить от нежелательных привычек, пока они. не стали частью личности ребенка и причиной нелестных ярлыков.

    Как отказаться от вредных привычек
    Вот основные шаги в этом процессе.

    Если привычка становится проблемой . Нужно ли отказываться от той или иной вредной привычки? Должны ли вы вмешаться или просто посмеяться над действиями ребенка? Поскольку положительные привычки выработать у ребенка намного легче, чем отучить от вредных, этим необходимо заниматься с первых лет жизни. Привычка может быть для ребенка способом расслабиться. Особенно это относится к нервным, легковозбудимым детям. Если вы отбираете безопасный способ снятия напряжения, его место может занять другой, менее желательный. Общее правило: если привычка беспокоит ребенка (сосание пальца приводит к тому, что палец меняет форму, инфицируется, искривляются зубы), вызывает насмешки окружающих или приводит к социальной изоляции, пришло время вмешаться. Вот как это делается.
    Определите причину. Какие условия заставляют ребенка дергаться, кусать ногти, дергать себя за волосы, ковырять в носу или скрипеть зубами? Ему скучно, он устал, сердит, возбужден? Заведите дневник привычек, и, насколько это возможно, корректируйте окружающую среду ребенка, чтобы ликвидировать причину. Если появление вредной привычки связано со сменой воспитателя, вероятно, стоит задуматься о его замене. Если шестилетний ребенок сосет палец, когда смотрит телевизор, возможно, вам нужно переключить его внимание, увлечь чем-нибудь интересным (например, предложить прогулку, конструирование, ри^ сование и т. д.).
    Конфликтовать или нет? Это серьезная отрицательная привычка, грозящая физическим или социальным вредом ребенку, или незначительная, которую лучше проигнорировать? Привлекая внимание ребенка к мелочам, можно усугубить привычку или превратить ее в большую проблему. Если это все-таки пустяк, обратите внимание на условия, вызывающие эту привычку, а не на нее саму, так вы предотвратите ее перерастание в отрицательную черту характера. Вовлекайте ребенка в процесс самоконтроля над привычкой. Это его действия, и только он может отказаться от них. Узнайте, докучают ли они ребенку и каким образом.
    Мотивируйте . Если вы решили, что привычку надо устранять, обсудите это с ребенком и вовлеките его в процесс. Продумайте с ним, как лучше искоренить вредную привычку и как будете сотрудничать на этом пути. Предложение поощрения является стимулирующим фактором. Важно понимать, что вредные привычки возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное воспитание полезных навыков.
    Семейные привычки. Как маленькие обезьянки видят, так они и делают. Проанализируйте привычки людей, пользующихся авторитетом у ребенка в семье. Вы грызете ногти, кусаете губы, стучите ногами? Мать привела сына на консультацию, потому что он дергался, делал много лишних движений. Изучив семейную историю, мы поняли, что истоки надо искать в семье. Многие члены семьи вели себя точно так же. Это никогда не считалось большой проблемой и рассматривалось как простая причуда. Поскольку мальчика эта привычка не беспокоила и никто не дразнил его, мы решили, что лучше не акцентировать на ней внимание, чем причинять ребенку лишнее беспокойство.
    Дайте ребенку расслабиться. Для некоторых людей определенные привычки могут быть средством расслабления или временным отвлечением в стрессовой ситуации. Внимательно посмотрите, как действуют стрессы на жизнь вашего ребенка, постарайтесь уменьшить их влияние, насколько это возможно. Как правило, манеры поведения изменяются или приобретают новые черты после переезда, потери родителя, развода или других серьезных перемен в жизни ребенка.
    Предложите замену. Эффективным способом избежать возникновения вредной привычки является предложение альтернативного варианта. Если пальцы ребенка заняты, сжимая мяч, у него не будет возможности сосать их. Научите ребенка немедленно переключаться на безопасную альтернативу, если он оказывается в ситуации, вызывающей вредную привычку, или осознает, что такая ситуация наступает. Например, как только ребенок, имеющий привычку грызть ногти, почувствует, что его руки приближаются ко рту, он должен согнуть пальцы или перебирать ими шарики в кармане. Он может крутить кольцо на пальце или крепко сжимать кулак, а затем расслабляться, тряся рукой. Практически - это альтернативы. Тренировка, тренировка, тренировка: есть желание грызть ногти - сжать пальцы в свернуть кулак или надеть кольцо. Чтобы помочь ребенку запомнить, подберите альтернативе какое-нибудь название, например «замена» или «обход». Спокойно повторяйте ему: «Помни свою замену».

    Фотобанк Лори

    Все малыши, к сожалению, рано или поздно обзаводятся дурными привычками - вспомни себя в их возрасте! Это может быть что угодно - от невинного ковыряния в носу или сосания пальца до злостных капризов или, в более старшем возрасте, - о ужас, .

    Главная причина возникновения дурных привычек - детский инстинкт подражания. Поэтому тщательно, тщательно следи за собой и призывай к тому же всех родственников. Если твой муж постоянно ковыряется в носу или чешет в затылке, не будет ничего странного в том, что обожающий папу отпрыск будет делать то же самое. А если ты запираешься в туалете с номером Cosmo, то рано или поздно обнаружишь дочь на горшке с «Тремя поросятами».

    Главное правило в таких случаях - не наказывать ребенка за то, что ты делаешь сама! Это вызывает в его чуткой душе боль от несправедливости, а особенно сильные характером и упрямые детки будут продолжать «грешить» тебе назло. Объясни ребенку, что то, что он делает, нехорошо, но так же нехорошо и то, что то же самое делаешь ты. Предложи ему: «Давай бороться вместе? Если ты заметишь, что я ковыряюсь в носу, скажи мне об этом, а я скажу тебе, если ты вдруг нечаянно забудешь, что ковыряться некрасиво».

    К сожалению или счастью, ребенок берет пример не только с родителей. Если ты заметила, что ребенок «притащил» какую-то дурную привычку из садика или школы, объясни ему, что такой пример брать не следует. Аргументы: «Ни я, ни папа, ни брат так не делаем!», «Твой любимый мультипликационный герой никогда не подбирает мусор на улице!».

    Кстати о мультгероях: тщательно выбирай примеры для подражания в искусстве. Герои книжек, фильмов, мультяшные персонажи могут сильно помочь тебе в воспитании ребенка, если ты следишь за тем, что он смотрит и читает, и навредить, если он читает и смотрит все без разбора, потому что с ним никто не занимается. То же относится и к интернету: следи за тем, какие сайты посещает ребенок, и установи режим пользования компьютером, ибо игромания - тоже вредная привычка.

    Даже если уговоры помогают плохо, не спеши переходить к карательным мерам, кричать и наказывать ребенка: иногда у его упрямства, капризов есть психологические причины. Если малыш не просится на горшок, в пять лет продолжает сосать пальчик или «патологически» лжив, отведи его к психологу: возможно, эти привычки помогают хрупкому чаду спасаться от страхов, окружающих его в мире, или позволяют создать иллюзию, жизнь в сказке.

    Много сказано о том, что надо отличать ложь от фантазии. Если ребенок без всяких корыстных помыслов часто придумывает истории и выдает их за реальность, он просто творческая личность. Поощряй его: «Давай напишем книжку! Это ведь сказка, так почему бы тебе не рассказать ее сестренке?». Ты должна дать понять сыну или дочке, что ты не поддаешься на обман, но в то же время считаешь его творчество достойным уважения.

    Очень плохо, если родители наказывают ребенка за творческие порывы или излишнюю подвижность: не шлепай малыша, если он разрисовал обои или несколько раз подряд подпрыгнул на новом диване. Лучше запиши его в , купи мольберт и рулон бумаги, занимайся с ним спортом. Если ребенок ломает дорогие игрушки, возможно, он склонен к технике - не покупай ему коллекционные машинки, замени их на пару наборов конструктора.

    Если ребенок часто отбирает у других детей игрушки или даже ворует их, это, безусловно, дурная привычка, и она требует решительных мер. Но задай себе вопрос: а может ли быть, что ты обделяешь ребенка в том, чего ему хочется? Зачастую увлеченные развивающими играми родители так панически боятся Барби, что кончается дело тем, что дочка эту самую Барби крадет. Принципы, конечно, дело серьезное, но каждый ребенок индивидуален, и иногда его воспитание требует внесения корректив в соответствующий принцип. Кстати, детская клептомания, как и мания мелких краж у взрослых, может быть признаком депрессии, тревожности и других психических расстройств. Так что если ты заметила, что твой отпрыск крадет ненужные ему вещи и то, что у него и так есть, запишись к психологу.

    Капризы маленьких детей - не вредная привычка, а попытка «определить границы» родительской приемлемости и терпения. Если ты считаешь, что конфет ребенку давать нельзя ни в коем случае, не поддавайся на его капризы: одна уступка создает у ребенка ощущение, что граница расширена на еще один шаг. Однако и жестко реагировать - бить ребенка, кричать на него - не следует. Правильная позиция с «определителем границ» - доброжелательная, но жесткая. Границы определяет не ребенок, а ты, с учетом его справедливых требований. Не забывай, что ты отвечаешь за ребенка и обязана, в его интересах, запрещать ему то, что ему вредно.

    Тут как раз и возникает вопрос о мастурбации. Ранее эта привычка считалась безусловно вредной и греховной. Современные сексологи, напротив, находят ее нормальной стадией развития детской сексуальности. Если ты обнаружила, что ребенок занимается «этим» (а это может случиться раньше, чем ты думаешь - даже в дошкольном и младшем школьном возрасте!), не спеши ругать и наказывать ребенка: страх в связке с сексом легко приводит к тяжелому неврозу.

    Дай ребенку понять, что то, что он делает, нормально, но не подлежит огласке и демонстрации, подобно другим физиологическим отправлениям. «Все писают, но никто не писает на виду у других, правда? Вот это тоже иногда делают, но об этом никто не должен знать». Таким образом, ребенок поймет, что его привычка условно приемлема, она не влечет наказания, но афишировать ее, говорить о ней на людях не следует. И никто не отменял, разумеется, рецепта наших бабушек: регулярная гигиена и занятия спортом не заставят темпераментного ребенка отказаться от мастурбации, но у нее не будет сил и желания злоупотреблять ею.