• Схема сценария кинофильма. Алгоритм написания сценария

    (Важное пояснение: здесь и дальше я говорю о сценаристе, как о самостоятельной творческой единице. В случаях, когда сценариста нанимает студия, часто автором идеи является продюсер. Также процесс работы меняется во время написания ситкомов или литературных адаптаций.)

    Сначала в общих чертах придумывается сюжет и персонажи. Кто главный герой, в чем заключается конфликт, какой будет развязка фильма и многое другое. Если мы говорим о полнометражном кино, то все это помещается на листе формата А4. Сценарист создает структуру истории, на которую будет опираться дальше. Пусть вас не смущает тот факт, что вся работа на этом этапе помещается лишь на одном листе бумаги. Эта сжатость оправдана: сценаристу нужно понять суть истории, которую он придумывает. Если сценарий будет захватывать в таком формате, то велик шанс, что когда сюжет обрастет деталями, история останется интересной.

    Каждая карточка на доске - один эпизод. Одна линия карточек - один акт. Все что написано на карточке - то, что происходит в этом эпизоде.

    Как мы видим, описания эпизодов достаточно сжаты. Это позволяет не потерять логику повествования и наглядно "видеть" перед собой фильм целиком. На этом этапе сценарий напоминает мозаику: автор может менять эпизоды местами, убирать или добавлять их. До тех пор пока повествование не сложится в то, что задумал сценарист.

    И только после того, как все эпизоды прописаны и расставлены по своим местам, начинается написание сценария. Именно на этом этапе пишутся диалоги, описания и вся литературная составляющая.

    p.s. Часто люди считают что сценарист=писатель. Это не совсем так. Сценарии лишены многого того, что есть в литературе. Например, мыслей героя (закадровый голос не в счет) или красивой описательной части. Там где писатель напишет: за окном кружился пушистый, холодный, как сердце героини, снег. Сценарист просто укажет: шел снег. Описания достойно только то, что важно для развития действия или для раскрытия характера персонажа. Сценарий это не самостоятельное произведение, он не предназначен для посторонних, да и большинству будет совсем не интересно его читать. Сценарий это основа для фильма, план действий для режиссера. Его красота будет видна в действиях актеров, в реакции зрителей на сюжетные повороты снятого фильма.


    В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.

    В общих чертах все сценарии одинаковы - будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.

    С чего начать писать сценарий

    Создание сценария - творческая работа, но киноиндустрия требует формализованного подхода. Продюсерам и режиссерам некогда читать огромные фолианты, поэтому они разработали общепринятую систему «творческой документации», которая позволяет на начальном этапе понять - стоит ли браться за проект. Основные рекомендации по этому поводу содержатся в документах Гильдии сценаристов Америки (Writers Guild of America), которая задает «моду» по всему миру.

    Предложенная схема в общем виде подходит к написанию любых сценариев, за исключением, пожалуй, сериалов, которые требуют особого подхода.

    1 Идея. Вы должны четко понимать, о чем пишете. Фантазия автора не ограничена, но произведению нужен примерный формат - полнометражное кино, мультфильм или что-то другое.


    Кроме того, надо знать конъюнктуру рынка и востребованные форматы различных киностудий и телеканалов, чтобы сразу представлять, кому можно будет продать свою идею.

    2 Логлайн - максимально краткое изложение идеи фильма, сформулированное в одном-двух предложениях. Он должен содержать описание героев, их действий и некоего результата драматургии. Постарайтесь ввести в логлайн какой-то конфликт и продемонстрировать оригинальность сюжета. Вот, например, логлайн, который вы легко узнаете.

    3 Когда общая концепция фильма уложилась в вашей голове, нужно подобрать 3-5 похожих фильмов в том же жанре. Они станут для вас ориентиром, но это не значит, что можно заимствовать из них идеи.

    4 Пора задаться вопросом «Как правильно написать сценарий»? Какой будет завязка, кульминация и развязка сюжета, кто станет главным героем, а кто - второстепенным, что будет основной линией фильма, а какие сцены могут раскрасить «второй слой» истории?


    Это будет структурой вашего сценария - его скелетом и планом работы. Отдельный документ, также предваряющий написание сценария - это характеристика персонажей. Она описывает внешний вид, характер и историю главного героя, а также остальных действующих лиц.

    5 Самое время приниматься за синопсис. С ним можно «продать» сценарий продюсерам. Синопсис - квинтэссенция вашего сценария. В нем должны быть кратко описаны завязка, опорные точки сюжета, кульминация и развязка фильма. Но все карты открывать сразу не стоит - синопсис должен заставить продюсера прочитать ваш сценарий целиком. Объем может составлять от 1000 знаков до двух-трех печатных страниц. С хорошо проработанным синопсисом уже можно приступать к поискам продюсера и режиссера для вашего будущего фильма.

    6 Чтобы более полно презентовать вашу идею, может потребоваться тритмент. По сути, это расширенный синопсис на 10 страницах, последовательно излагающий сюжет без длинных диалогов. Он помогает продюсеру лучше понять, что зритель в итоге увидит на экране.


    В России вместо тритмента распространена сценарная заявка. В ней отражаются ключевые элементы проекта: название, логлайн, целевая аудитория и в произвольной форме излагается основная идея сценария.

    7 Синопсис пришелся по душе продюсеру, инвесторы впечатлились тритментом, в вашем портфеле лежит контракт о намерениях (а еще лучше - объемный задаток в иностранной валюте). Теперь пришла пора первого драфта.


    Не ограничивайте свою фантазию, не следите за объемом и качеством текста. Первый вариант сценария вы пишете исключительно для себя, чтобы перенести на бумагу всю историю от начала и до конца в некотором подобии логического порядка. На этом этапе в сценарий включаются все сцены будущего фильма со всеми диалогами, действиями героев и описанием декораций.

    8 Пора перенести весь получившийся поток сознания в строгие рамки, собственно, сценария. Сперва нужно определиться с форматом записи.

    В русской традиции сценарий выглядит как насыщенная проза с редкими пометками сценариста относительно времени и места действия, декораций и действующих героев. Такой сценарий удобно читать, но снимать кино по нему сегодня мало кто будет.


    В мире принят более стандартизированный и краткий «американский» формат. Он похож на предельно урезанную пьесу, и каждая его сцена пишется по строгим правилам. Помимо двух «классических форм» есть также и специфические формы сценарной записи для рекламных роликов, музыкальных клипов и «немых» фильмов. Всегда лучше уточнить у заказчика, какие именно технические требования он предъявляет к сценарию, чтобы не переделывать работу дважды.

    9 А вот далее начинаются следующие редакторские версии, которых может быть несколько десятков. Во второй редакции нужно определиться, насколько хорошо отражена задуманная вами структура фильма - все ли повороты сюжета учтены, что можно выкинуть без потери смысла. На третьем заходе уделите внимание своим персонажам - может быть, кто-то «выбился из характера», его нужно заменить или вовсе отправить в копилку для следующего проекта.


    В четвертой редакции нужно подвергнуть строгой ревизии диалоги. Проговорите их вслух - похоже ли это на естественную человеческую речь? Наконец, в финале пройдитесь по всем стилистическим, грамматическим и орфографическим ошибкам, чтобы текст было не стыдно показать заказчику.

    10 Поставив после многочисленных редакций последнюю точку, вернитесь в начало - самое время придумать название. Все заголовки, которыми были подписаны предыдущие документы - это всего лишь рабочие варианты. Но только теперь, когда вы полностью раскрыли всю свою идею, прописали весь сюжет и персонажей, можно определиться с финальным названием.

    Сценарий к фильму: образец

    Вот так, к примеру, выглядит образец сценария документального фильма, снятого в 2018 году. Он написан в «американском» формате, который оформляется по строгому стандарту.

    Во-первых, сценарий пишется только шрифтом Courier New и 12-м кеглем - это позволяет уложить каждую страницу примерно в одну минуту экранного времени. Во-вторых, каждая новая сцена начинается с краткого описания места и времени действия в соответствии с общепринятыми сокращениями. А уже после этого идет описание действия в максимально сжатом формате и диалоги персонажей.


    При этом требования разных киностудий могут слегка отличаться, поэтому всегда лучше заранее получить образец приемлемого формата, чтобы в работе ориентироваться на него.

    СЦЕНА 37. ИНТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ ИЗБА - ВЕЧЕР

    Двойная экспозиция: через свиток появляется изображение - ВОЕВОДА держит свиток, на столе рукописи

    ДИКТОР З/К:

    А вверх Амуром рекою гора, а в ней руда серебряная, а от той горы вверх сидят многия люди деревнями, а в деревнях дворов по пятидесяти и по сту и по полутораста, а пашут пашню, и лошадей и всякой животины и мелкой много, и вина

    СЦЕНА 38. ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ - ДЕНЬ

    Ведущий спускается с насыпи к реке Амур

    ВЕДУЩИЙ В/К:

    С берегов Лены русские землепроходцы проникли на Амур и первым был письменный глава Василий Поярков. Он принес важные сведения об Амуре, о его богатствах, о народах, его населяющих. Но чтобы получить эти сведения, ему пришлось пройти через очень суровые испытания

    СЦЕНА 39. АНИМАЦИЯ. КАРТА

    Анимация, графика: Карта, по ней плывёт кораблик казаков, показан маршрут их движения

    ВЕДУЩИЙ З/К:

    Казаки Василия Пояркова перевалили становой хребет и спустились в долину реки Зея, притока Амура, где поставили зимовье


    Обложка: Andraz Lazic

    Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.

    Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…

    Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.

    Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).

    Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).

    Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.

    “Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.

    Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).

    Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.

    Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.

    Итак, начнём.

    1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂 )

    2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).

    3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:

    Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.

    4. У каждого должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).

    5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:

    ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.

    Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).

    Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр . Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.

    Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).

    Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.

    Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.

    Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.

    И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.

    Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.

    *Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.

    Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.

    КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр . Белый втаскивает окровавленное тело Мр . Оранжевого.

    Мр . Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.

    Мр . Белый кладёт его на пол.

    МР. БЕЛЫЙ

    Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?

    МР. ОРАНЖЕВЫЙ

    МР. БЕЛЫЙ

    Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.

    Мр . Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.

    Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:

    1. Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
    2. На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
    3. Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
    4. Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).

    МР. РОЗОВЫЙ

    А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.

    Ты сам не думал об этом?

    Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.

    7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.

    8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.

    *Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.

    9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).

    10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂 ) .

    11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.

    Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.

    Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.

    Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.

    Приятной писанины.

    Сокращения, которые используются в оригинальном форматировании сценария:

    • ИНТ- интерьер (сцена в помещении) ;
    • НАТ — натура (сцена под открытым небом);
    • КРП - крупный план;
    • ЗТМ — затемнение;
    • из ЗТМ — из затемнения;
    • ВПЗ — Вне Поля Зрения;
    • ТЗ – Точка Зрения (сцена глазами одного из персонажей);
    • ПАН — Панорама (Движение камеры на 180 градусов)

    Об основных стандартах оформления — формат сценария фильма

    Сценарий в doc-файле, должен быть отформатирован по правилам форматирования, принятом во всём мире: Голливудский стандарт, «Формат сценария»

    В сценарии не допускается использование жирного шрифта, курсива и подчеркивания. Сценарий пишется только от третьего лица и только в настоящем времени. Пример, «Он стоит и смотрит». Сценарист описывает то, что «видит» камера.

    Текст сценария идёт сразу же после титульной страницы.

    Первая страница - титульный лист

    Тутульная страница не нумеруется. Имеет поля страницы общие с остальными страницами сценария: Верхнее – 2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое – 2,5 см.

    Указывается НАЗВАНИЕ СЦЕНАРИЯ (пишется заглавными буквами). Расположение: 14 строка сверху.Параметры «Абзац»: слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание: по центру.

    Источник экранизации / оригинальный сценарий
    (обычными буквами); отделяется от имени автора одной пустой строкой. «Абзац»: слева – 3,25 см, справа – 3,25 см, выравнивание: по центру

    В левом нижнем углу допускается дать информацию о защите авторских прав и эл.адрес, по которому можно связаться с автором. Контактная информация пишется обычными буквами; располагается: 39 строка сверху. Параметр «Абзац»: слева – 8,25 см, выравнивание по левому краю. При наличии агента указывайте не свои, а его контактные адреса.

    Шаблон разметки

    В программе Word установите шаблон разметки, далее пользуйтесь для вставки блоков кнопкой «Формат по образцу»

    Можно использовать также программу Писарь — она облегчает работу по форматированию сценария. Шрифт: Courier New ; Размер шрифта: 12; Выравнивание: по левому краю ; Поля страницы: Верхнее – 2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое – 2,5 см.

    В меню «Вставка» выберите пункт «Номера страниц» — «Вверху страницы», «Справа» .

    Блоки сценария

    Блок «ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ» : 3,75 см от левого края страницы, 2,5 см от правого края страницы. Блок всегда из трех составляющих: Вид места, Название места, Время действия. Количество пробелов между этими тремя составляющими произвольное (по вашему выбору).

    Вид места обозначается сокращениями ИНТ. или НАТ., а время может обозначаться только словами — УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Между описанием названия места и описанием времени действия можно ставить пробел или тире. Пример.

    НАТ. УЛИЦА — ДЕНЬ

    Блок «Описание действия» : 3,75 см от левого края страницы, 2,5 см от правого края страницы. Блок «Описание действия» всегда предшествует блоку «ИМЯ ГЕРОЯ»: персонаж должен быть представлен зрителю прежде, чем он произнесет свою первую реплику. Описание действия не допустимо в ремарке. Если герой произносит реплики во время действия, то необходимо поставить ремарку (продолжая).

    Блок «ИМЯ ГЕРОЯ» : Слева – 6,75 см (3,75 см + 6,75 см = 10,5 см) «ИМЯ ГЕРОЯ» — всегда пишется ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Блок «ИМЯ ГЕРОЯ» в конце страницы не пишется. На протяжении сценария герой должен именоваться одним и тем же именем: имя героя не может меняться, его реплики должны даваться только под блоком ИМЯ ГЕРОЯ. Имена второстепенных героев, которые идут вторым планом или появляются в эпизодах, обычно обозначаются словами: «МАМА ГЕРОЯ», «ДРУГ ГЕРОЯ», «ДЕВУШКА», «СТАРИК» и т.п.

    В конце страницы блок не пишется.

    Блок «Реплика героя» : Слева – 3,75 см (3,75 см + 3,75 см=7,5см), Справа – 3,75 см (3,75 см + 2,5 см=6,25см) . Блок содержит слова, которые произносит персонаж. Не допустимо в данном блоке выделять имена героев заглавными буквами. В тело блока можно вставлять отдельной строкой ремарку, не отделяя ее пустой строкой. После блока «Реплика героя» может идти блок «ИМЯ ГЕРОЯ» (блоки отделяются пустой строкой). Если «Реплика героя» не вместилась на странице, то в конце страницы нужно написать слово (ДАЛЬШЕ), а на следующей странице снова написать ИМЯ ГЕРОЯ, а в скобках (ПРОД.) — продолжение.

    После чего дописать реплику героя, не разрывая предложения и дописав, как минимум, два предложения диалога. Иной вариант написания, перенести реплику героя целиком на следующую страницу или разбить на абзацы с добавлением описания действия. И помните, кино — это искусство коротких реплик. Через реплики нужно выразить характер героя, либо мысль сюжетной линии.

    Блок «ремарка» : Слева – 5,5 см (5,5 см + 3,75 см=9,25 см), Справа – 4,5 см (4,5 см + 2,5 см=7см). Обязательно пишется в скобках и маленькими буквами. Может разъяснять к кому относится реплика или как произносится реплика. Блок (ремарка) переносится на следующую страницу по правилам блока ИМЯ ГЕРОЯ.

    Блок «ТИТР »:Блок выравнивается по левому краю. В блоке идет та надпись, которая должна быть на экране. Надпись начинается с заглавной буквы, форматируется как ремарка, но без скобок. После блока «Титр:» может после пустой строки идти блок ИМЯ ГЕРОЯ или блок Описание действия, а также блок ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ.

    Блоки отделяются друг от друга пустой строкой.
    Пустые строки между блоками создаются нажатием клавиши ENTER (способ «один пробел»). Несколько табуляций подряд Не допускается.

    Не отделяются друг от друга блоки «ИМЯ ГЕРОЯ»-«Реплика героя». Между блоком «ИМЯ ГЕРОЯ» и «Реплика героя» может стоять блок «(ремарка)». Пустой строкой Не отделяется!

    Экшен — сцены драк, погонь описываются словами в блоке «Описание действия». Этот блок разделяется на абзацы, каждый из которых представляет собой завершенное действие. Такие сцены описываются подробно. Не допускается общее описание на усмотрение постановщика.

    Флэшбаки — воспоминания . Пример оформления:

    ИНТ. ЗДАНИЕ СУДА – ДЕНЬ, ВОСПОМИНАНИЕ

    Келли стоит на ступеньках и говорит в камеру.

    КЕЛЛИ
    …умер около сорока минут назад в Хопкинской Центральной больнице.

    КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

    Если героя не видно , но слышен его голос, то после ГОЛОС ГЕРОЯ пишем (за кадром). Пример.

    Если герой произносит фразу на иностранном языке , достаточно указать на каком языке говорит герой, а саму фразу воспроизводить на русском языке. Или можно кусок диалога сопроводить ПРИМЕЧАНИЕМ. Пример.

    ПРМЕЧАНИЕ: РЕПЛИКИ В ДАННОЙ СЦЕНЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ НА ИСПАНСКОМ ЯЗЫКЕ С РУССКИМИ СУБТИТРАМИ.

    и обязательно отметить конец данной сцены. Пример.

    За месяц проката фильм «Мстители: Война бесконечности» собрал 2 миллиарда долларов и стал четвертым по мировому уровню кассовых сборов, обогнав даже Гарри Поттера. В чем секрет успеха франшизы Marvel? Узнаваемые герои, спецэффекты и, конечно, сценарий. В этой статье мы расскажем, как написать сценарий так, чтобы фильм хотелось посмотреть еще много раз.

    Как писать сценарий к фильму: основные правила и структура

    Главный секрет хорошего сценария – зрителю каждую секунду должно быть интересно, что происходит на экране. Большой бюджет и звездный актерский состав не спасают скучный фильм. Покажите зрителю историю, которую он запомнит и к которой захочет вернуться.

    Подготовка к написанию сценария

    У вас есть отличная идея фильма, но как превратить ее в сценарий? Советуем начать с «мозгового штурма». Запишите все идеи, которые придут вам в голову, какими бы глупыми они не казались. Отфильтруйте слабые и оставьте сильные. Выберите ту, которая кажется наиболее успешной. С ней можно продолжать работать. Попробуйте развить эту идею, сделайте из нее «сценарную историю». Примерно опишите основные события, персонажей, место действия и конфликт.

    Чтобы превратить историю в полноценный сценарий, изучите его тему. Хотите снять документальный фильм о каких-либо событиях? Найдите архивные материалы и людей, которые владеют информацией. Мечтаете снять космические приключения? Узнайте как можно больше о космосе. Для сбора информации подойдут любые источники: от интернета до архивных файлов и интервью со специалистами.

    Структура

    Большинство фильмов, которые мы знаем и любим, сняты по трехактной структуре. Проще говоря, сценарий можно разбить на три акта или части:

    • Экспозиция
    • Кульминация
    • Развязка

    Стандартная длина сценария фильма от 90 до 120 страниц – по минуте экранного времени на каждую страницу. Экспозиция занимает примерно 30 страниц, кульминация – около 60, развязка – 30.

    Рассмотрим, как пишется сценарий, на примере каждого акта.

    Акт первый. Экспозиция

    В первом акте зритель знакомится с экспозицией – протагонистами и антагонистами фильма, их целями, мотивацией и поведением. Важно помнить, что каждый поступок героя должен быть чем-то мотивирован. Объясните, что движет антагонистом и почему его нужно остановить. Это поможет избежать непонимания и сюжетных дыр. В конце акта происходит завязка – ключевое событие, которое побуждает героев к действию.

    Разберемся на примере Мстителей.

    Железный человек с командой, Стражи Галактики и жители Ваканды уже не первый раз появляются на экране, поэтому сценаристам легко ввести зрителей в курс дела. Да, заново описывать всех героев не пришлось, но зрителю, который не смотрел предыдущие фильмы франшизы, будет тяжело ориентироваться в происходящем. Действие происходит в нескольких локациях, каждая из которых показана в первые 15 минут. Мы видим, что события будут происходить не только на Земле, но и в космическом пространстве и в других измерениях. Завязкой становится момент, когда Черный Орден прилетает на Землю за камнем Времени, а Стражи Галактики обнаруживают в открытом космосе Тора, находящегося без сознания.

    Задача сценариста в первом акте – познакомить зрителя с героями, их историями, характером и мотивацией.

    Акт второй. Кульминация

    В втором акте герои сталкиваются с трудностями, которые им необходимо преодолеть. Это самая долгая часть фильма, которая занимает около половины экранного времени и в которой происходят основные действия. При этом, по мере развития сюжета, препятствия становятся тяжелее.

    Во время второго акта происходит переоценка ценностей героев, их мотивации и поведения. В конце второго акта происходит кульминационный момент.

    В «Войне Бесконечности» герои по отдельности стараются спасти мир от угрозы исчезновения половины населения. Тор в поисках нового оружия возрождает погасшую звезду на Нидавеллире, Стражи ищут Камень Реальности, Тони Старк с Человеком-Пауком и Доктором Стренджем летят на Титан встречать Таноса.

    Во втором акте описываются основные события. Герой начинает действовать, развиваться и менять свое поведение. Конец акта – кульминационная точка сценария.

    Акт третий. Развязка

    Третий акт – завершающая часть фильма. Все сюжетные линии подходят к своей логической развязке. В этой части сценария герой решает проблему и проходит все испытания. Концовка сценария должна быть логичной, поддающейся правилам того, что было описано ранее. Напишите такой финал, который вызовет у зрителя эмоции.

    В «Мстителях» развязка начинается в тот момент, когда все герои собираются в Ваканде на битву с Таносом. Ключевой момент – щелчок пальцами. Это логическое завершение всего фильма, результаты которого мы наблюдаем на экране в последние минуты: половина персонажей (и всей планеты) исчезает, оставшаяся половина пребывает в шоке от случившегося, а Танос, выполнивший свое предназначение, наблюдает закат на неизвестной планете.

    Необычным для жанра комиксов является то, что в конце фильма побеждают не протагонисты, а антагонист. Сценаристы намеренно оставили финал открытым. Весь следующий год фанаты будут предлагать свои версии случившегося, строить теории, ждать сиквел и заранее бронировать билеты в кино. Однако, для трехактной структуры такой финал не является редкостью.

    Третий акт – самая динамичная и эмоционально-напряженная часть сценария. Действие приближается к развязке, а события происходят в ускоренном темпе.

    Как писать сценарий к видео для YouTube: заинтересуйте зрителя за минуту

    Чтобы ролик не потерялся среди других на YouTube (или других видеохостингах), он должен выделяться и быть запоминающимся. Прежде всего, определитесь с идеей. О чем будет ролик? Кто главный персонаж? Что будет происходить? Для кого вы снимаете? «Ютуб-аудитория» достаточно придирчива, поэтому не стоит пренебрегать сценарием для видео.

    Начните со вступления. Поприветствуйте зрителя и представьте тему вашего видео. Главная задача вступления – заинтересовать аудиторию и заставить досмотреть ролик до конца.

    Основная часть зависит от формата ролика. Нарисуйте примерную раскадровку вашего видео. Раскадровка – серия иллюстраций ключевых сцен видео, которая еще на этапе планирования позволяет убрать лишнее.

    Нарисуйте временную шкалу – сделайте список из основных событий в хронологическом порядке. Продумайте ключевые моменты, которые хотите прорисовать в раскадровке и решите, насколько она будет подробной. Найдите готовый шаблон или нарисуйте на бумаге последовательность прямоугольных кадров и заполните их эскизами будущих сцен. Возле каждого прямоугольника (кадра) оставьте немного места для комментариев.

    В заключительной части подведите краткий итог, опишите пользу от вашего видео. Задайте зрителю вопрос, чтобы получить обратную связь.

    Как писать сценарий к рекламному ролику: представьте всем свой продукт

    В первой части представьте зрителю героя и его проблему. Задача – как можно точнее передать положительные эмоции от приобретения товара или услуги. Например, в новогодней рекламе iPhone X и AirPods, Apple показывают, как важно делиться радостью с другими и как их техника в этом помогает.

    В основной части покажите, как герой старается решить проблему. Представьте свой продукт и его преимущества. Объясните, почему нужно купить именно ваш продукт, а не аналогичный у другого производителя или продавца.

    В завершающей части покажите эмоции героя от решения его проблемы.

    Делимся советами, которые облегчат написание синопсиса проморолика:

    • Перед тем, как писать сценарий, изучите рынок. Так вы точно будете знать, что интересно потенциальному покупателю.
    • Используйте элемент сравнения. Зритель хочет видеть преимущества того, на что он может потратить деньги.
    • Удивляйте. Покажите, насколько изменится жизнь человека, который получил ваш товар. Яркий пример – знакомая всем реклама «Сникерс» с фразой: «Ты – не ты, когда голоден».

    Сценарий – первый этап работы над видео. Определитесь, в каком жанре вы хотите снимать и проведите «мозговой штурм». Если вы хотите написать сценарий к фильму – разберитесь в трехактной структуре и соберите достаточное количество информации. Для съемки рекламного ролика или Youtube-видео изучите целевую аудиторию – это поможет привлечь как можно больше зрителей. Запомните: чем ответственнее вы подойдете к написанию сценария, тем легче будут последующие съемки.