• Как сшить индийское сари? Сари - традиционная женская одежда в Индии. Что такое сари и как его носить Дорогие сари

    Сари – самая древняя, загадочная и женственная традиционная одежда индуистских богинь и простых индианок . С которой связано много красивых историй и древнеиндийских эпосов. Первые упоминания прослеживаются еще за 3000 лет до н.э. со времен процветания ведической культуры.

    История сари

    Когда царь Пандав со своими братьями проиграли в кости все свое имущество, родню и даже самих себя, он решил отыграться и последней ставкой сделал свою жену красавицу Драупати. Но и на этот раз ему не повезло. Тогда победители силой привели ее на всеобщее обозрение с целью надругаться над ней, раздеть ее перед всеми, тем самым унизив ее и ее мужа.

    Но Бог Кришна внял молитвам женщины и сделал ее сари бесконечным. Сколько враги не пытались размотать ее сари, Драупати оставалась одетой.

    На санскрите сари звучит, как «сати», что означает полосу ткани. На самом деле этот изысканный и в то же время простой наряд состоит из прямоугольной полоски ткани, длина которой колеблется от 4.5 до 9 метров и чуть больше метра шириной, без единого шва.

    Настоящее сари должно быть изготовлено только из натуральных тканей, это мог быть как самый дорогой мисорский шелк, так и простой тонкий хлопок, в зависимости от достатка хозяйки наряда .

    Полотно для сари ткали на специальных станках, наполовину врытых в землю и ткачами были исключительно мужчины.


    На изготовление качественного полотна ручной работы могло уйти до 7 месяцев. Окрас ткани производился только из натуральных ингредиентов, растительного, животного и минерального происхождения. Расцветки сари могли быть самыми разными от пастельных оттенков до самых «буйных» красок и узоров. Некоторые цвета и орнаменты носили особое значение. Так к примеру, невесты надевали красное сари с богатой золотой вышивкой.

    Вдовы должны были носить простое белое индийское сари без каких-либо украшений, а молодые мамы должны были носить желтое сари, в течении семи дней после рождения ребенка.

    Чем украшают сари

    Основными украшениями сари служит окантовка и паллу. Окантовка проходит по нижнему и верхнему краю полотна, где вышивали различные узоры, наносили рисунки красками и полудрагоценными камнями.

    Если женщина хотела сделать акцент на своих драгоценностях, она надевала сари без яркой окантовки.

    Паллу, является самой яркой и красивой частью сари где расположен самый насыщенный узор. Это край одной стороны полотна, который свисает с левого плеча женщины и плавно развивается при ходьбе, придавая грацию ее походке.


    Под сари одевается нижняя одежда: короткая блузочка-топик под названием чоли и нижняя юбка, узкого облегающего фасона, которая называется павада или шайя. По цвету юбка должна совпадать с сари и быть на несколько сантиметров короче, чтобы не бросаться в глаза.

    Чоли также должно сочетаться с цветовой гаммой основного цвета сари или его окантовкой. Шьется чоли по особым выкройкам, плотно облегая фигуру закрывая грудь и плечи обладательницы при этом оставляя открытым живот и часть спины.

    Как носят сари?

    Рассмотрим один из наиболее распространенных вариантов, который носит название ниви. Драпировку сари принято начинать справа налево делая по кругу один оборот.

    1. Возьмите внутренний край сари и заправьте его за пояс нижней юбки, справа налево регулируя при этом длину сари относительно пола.
    2. Оберните свободный край сари со стороны спины равномерно заправляя ткань к поясу нижней юбки.
    3. Далее, начиная с правой стороны сделайте 7-10 складок по 5 или 12 сантиметров, на ваше усмотрение. Складки необходимы для свободы движения. Они должны быть равномерно распределены по длине и ширине.
    4. Собранные вместе складки заложите за юбку. Еще раз оберните сари вокруг себя закрывая спину и грудь, а затем свободный край перекиньте через плечо, образов тем самым паллу.
    5. Если все правильно задрапировали, паллу должно получиться ниже локтя, но не длиннее руки. И в заключительной части, чтобы оно не спадало, его нужно прикрепить к маечке-чоли специальными зажимами или заколками, чтобы не травмировать ткань.

    Готово! Теперь вы владеете одним из способов, как драпировать сари!


    Стирка сари в Индии

    Женщина, одетая в сари одним своим видом настраивает на почтительное отношение к ней, как к лучшей половине человечества, автоматически делая ее более женственнее и привлекательнее, нежели женщины в джинсах или современной одежде.

    Удивительно, что этот самый древний наряд до сих пор независим от веяний моды и большинство индианок до сих пор предпочитают носить сари.

    Наряд, который своим многообразием подчеркивает индивидуальность в каждой женщине, раскрывающий ее подлинную красоту, ее женскую сущность. Попробуйте и вы облачиться в эту магию древнего одеяния. Будьте красивыми и женственными!

    Читайте далее:

    В то время, когда современная мода имеет тенденцию оставлять на женском теле все меньше и меньше одежды, в Индии, как и тысячи лет назад, подавляющее большинство женщин отдает предпочтение сари. Почему же каждый уважающий себя индус желает видеть свою жену, дочь, сестру или мать одетой в сари? Ответ таков, что это совсем не потому, что сари так же как и паранжа скрывает дорогого сердцу человека от чужих глаз. На самом деле, все наоборот - уникальный силуэт сари подчеркивает в каждой женщине ее подлинную красоту, при этом не акцентируя внимания на каких-то недостатках, даже если они есть.


    Са́ри - традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, представляющая собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутого вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика , и нижней юбкой (павада/павадаи на юге, и шайя в восточной Индии). Самый распространенный стиль ношения сари - ниви , когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари (паллу ) на голову, как шаль. В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности.


    Стоит женщине одеть сари, как с ней происходят чудесные превращения. Благодаря своей непостижимо мудрой изысканности и простоте этот наряд способен сделать худых и полных - стройными, лишенных женственности - грациозными, серьезных - приветливыми, а легкомысленных - сдержанными. Перечень этот может быть бесконечным, как и сами качества сари.

    Известно, что на Востоке женщины носят сари с незапамятных времен. Оно было "в моде" там намного раньше чем пять тысяч лет, еще во времена процветания в обширных районах Земли так называемой арийской или ведической культуры, до сих пор привлекающей пристальное внимание вдумчивых исследователей. Несомненно, поскольку мы тоже являемся потомками индоариев, то различные аспекты ведической культуры для нас тоже привлекательны. Само санскритское слово "арий" переводится как "благородный". Вы, наверное, сами замечали, что уже сам божественный вид женщины в сари настраивает на подобающее почтительное и уважительное отношение к прекраснейшей половине человечества. Это факт, что в противоположность этому, западная одежда зачастую вызывает у мужчин желание насиловать женщин, что и нередко случается.

    Сари носили индийские принцессы еще в то время, когда в некоторых регионах мира ходили облачившись в звериные шкуры.
    Кроме эстетических качеств, сари еще и очень практично. Хотя может показаться, что такое большое количество ткани на теле женщины должно причинять ей неудобства (длина цельного куска ткани может колебаться от 4,5м до 9м, а ширина - 1,2м), однако благодаря чоли (коротенькой блузочке, которую носят под сари) часть спины и живота остаются открытыми и это прекрасно предохраняет от жары. Зато в холодное время года три слои ткани внизу тела и верхняя часть сари в виде платка согревают.

    Здесь следует заметить о значительном влиянии восточного стиля одежды на западных людей. Эту же самую блузку чоли, которая на Востоке известна тысячелетиями, ныне западные модельеры взяли на вооружение. А изначальный цвет одежды ведического отреченного монаха - шафрановый - ныне очень популярен в ансамблях западной одежды. Еще в древности люди знали, что наряд человека несет много информации для других: это индикатор этнический, классовый, профессиональный, конфессиональный, половозрастной, это проявление материальной и духовной культуры человека.

    Особая привлекательность сари таится также в необъятном разнообразии цвета и материала - от самого дорогого шелка до самой дешевой хлопчатобумажной ткани. В Индии сари носят около 400 миллионов женщин, причем как индуистки, так и мусульманки. Но вы не сможете найти среди них двух одинаково одетых. Даже самая бедная женщина там имеет несколько дюжин сари, в которых она выглядит как принцесса. И каждый день они надевают другие сари.

    Вы хотите попробовать одеться в сари? Все гениально и просто - этот кусок ткани нигде не соединен и не сшит. Разумеется, чтобы задрапироваться в сари, вы должны знать технику и пару основных секретов, иначе может получиться что-то среднее между тогой римского патриция и коконом жука. В основном, по типу ношения, различают сари "ниви" и "сакача", т.е. сари-юбка и сари-штаны. Мы сегодня будем говорить о наиболее распространенном виде - сари-юбке.

    Интересна и та тенденция, что сейчас европейских девушек в сари часто можно встретить и на улицах западных городов. Особенно "традиционно" носят сари последовательницы Движения Харе Кришна. Да и не только. Например, Анна Шауфуса, манекенщица международного класса, которая в восемнадцать лет стала Мисс Данией. Она - частый гость на страницах и обложках престижных журналов: "Vogue" (Воуг), "Officiel" (Оффишел), "Elle" (Эллэ), "Paris Match" (Пари Мач). Своим естественным нарядом Анна считает именно сари.

    Каждый иностранец, попадающий в Индию, поражается красотой и изяществом индийских женщин. Необычная яркая одежда придает их облику неповторимое очарование и таинственность. Каждая женщина становится похожей на Богиню.

    Разумеется, способов одевания сари в Индии - великое множество. В каждом штате существует своя традиция ношения сари.

    Сари - национальная одежда индийской женщины, представляет собой полотно ткани размером от 4-5 (для девушек) до 7-8 метров (для женщин), богато украшенное прекрасными орнаментами, часто вышитыми золотой или серебряной нитью. Ткань для сари, как правило - хлопок или шелк, берут самого лучшего качества, ручной работы. Ткут его обычно мужчины, и эта ткань пропитывается энергией любви и желания дать счастье той, которая наденет на себя эту волшебную одежду. Разнообразие орнаментов и цветовых гамм говорит о почитании и любви к женщине в Индии.

    В комплект для ношения сари входит еще маленькая кофточка - чоли и нижняя юбка. Сари - это очень удобная одежда, в которой женщина чувствует себя комфортно в условиях жаркого климата Индии. По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.

    Одевание сари - это большое искусство, но, в конечном итоге, любая женщина в состоянии овладеть им. Практика наших поездок показывает, что желание русских женщин приобрести и надеть сари становится одним из первых желаний в Индии.

    Причем выбор сари в индийском магазине - проблема не из легких.Очень уж велик выбор цветов, орнаментов, видов сари.

    Без помощи продавца просто не обойтись.

    В этом разделе показано, как одевать сари в классическом стиле "ниви". Чтобы задрапировать сари, необходимо наличие двух элементов - блузки (blouse) и нижней юбки (petticoat) . Блузка (устаревшее название "чоли") должна быть довольно узкой и короткой, с рукавами или без них. Обычно цвет блузки подбирается под цвет окантовки (бордюра - border) сари или под основной цвет сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию и крепиться без помощи резинки, так как резинка может оттягиваться под тяжестью сари. Лучше всего использовать ленту. Нижняя юбка должна как можно ближе подходить к основному цвету сари.

    Части сари

    В разных местах они имеют разные названия. Например, паллю (хинди) - ачхел (бенгали).

    Техника драпировки:

    1. Оденьте блузку (blouse) и нижнюю юбку (petticoat). 2. Возьмите край сари и, начиная с правого бока, закладывайте его по краю за юбку. Таким образом опишите вокруг талии один круг. Следите за тем, чтобы нижний конец сари касался пола.
    3. Начиная опять же с правой стороны, сделайте 5-7 складок на сари, каждая примерно по 12 см. Выровняйте их по длине и ширине и соберите вместе. Это наиболее ответственный момент в драпировке сари. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. 4. Заложите собранные вместе складки за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону.
    5. Еще раз оберните свободный конец сари вокруг себя. 6. Свободный край сари (паллю) перекиньте на плечо. Чтобы край не спадал, можете приколоть его булавкой к блузке.

    Сари сопровождает женщину всю жизнь, выражая ее настроение, радости и горе. Для различных жизненных ситуаций выбирается особая ткань, по тому, как оно надето, можно судить о социальном и семейном статусе его хозяйки. Есть специальные сари для радостных событий. При рождении ребенка или на свадебные церемонии обычно используют парчу в красном тоне, так как он символизирует энергию, сексуальность и плодовитость.

    Белое сари практически всегда означает траур или аскезу обет отречения принятый женщиной. Различия образа жизни, верования, моральных норм привели к тому, что в каждой части страны имеется свой способ ношения сари. В сельских районах сари делают похожими на короткие брюки, чтобы женщине было удобно выполнять домашнюю работу. У народностей, проживающих на территории центральной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического сари позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.

    Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными. яркими, изысканными и невинными.


    Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.

    Первые упоминания сари появились в индуистской литературе и изобразительном искусстве еще в 3000 г. до н.э. В одной из древних легенд рассказывается: «Говорят, что сари было рождено на ткацком станке волшебного ткача. Он мечтал о женщине. Блеске ее слез. О ее развевающихся волосах. Оттенках ее настроения. Мягкости ее прикосновений. Все это он соткал вместе. Он не мог остановиться. Он соткал много ярдов. И когда он устал, он смеялся, смеялся, смеялся. И его мечты воплотились в прекрасную женскую одежду».


    В индийских легендах ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, а «сутрадхара» (ткач) - создателем или творцом Вселенной. Само слово сари произошло от пракритского слова саттика . На санскрите «сати» означает полоска ткани .

    История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Индской цивилизации которая процветала 2800-1800 годах до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан) и Пакистана (провинции Пенджаб ). Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте - статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.

    Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До XIV века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (I-VI век н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги (саронг), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани - более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари , появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.


    Предметом особого спора является история чоли , и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки указывают много текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.

    До span> в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня, женщины в некоторых сельских областях не носят чоли .

    Как одевать сари?

    Есть десятки способов облачения в сари.

    Ассамский стиль

    Сари состоит из двух частей (мекхела - чхадор).

    Сари, одетое в этом стиле не имеет складок, оно элегантно драпируется по всему телу.

    Вариант интересен тем, что складки находятся сзади, а конец сари довольно маленький и накинут на плечо.

    Гуджаратский стиль

    Сари одевается как и в стиле "ниви", но конец сари находится впереди.

    Девятиярдовое сари драпируется в виде шароваров. Традиционно такие сари одевают на религиозные и свадебные церемонии в южной Индии.

    Жители штата Махараштра в южной Индии носят девятиярдовые сари.

    Наиболее популярный стиль

    Сари одевается как шальвары. Так носят сари мужчины или актеры (танцовщицы), изображающие мужчин.

    Ну и, наконец, способ больше всего интересующий танцоров одисси. Способ одевания сари, традиционный для штата Орисса.







    И немного дополнений:

    В Индии женская одежда имеет множество видов и тесно связана с местной культурой, религией и климатом.

    Традиционной одеждой для женщин Северной и Западной Индии являются сари или гагра-чоли (лехенга-чоли), в то время как женщины в Южной Индии носят сари, а девочки патту-павадай. Сари, сделанное из шёлка, считается наиболее изящным. Мумбаи, раннее известный как Бомбей, - одна из модных столиц Индии. Традиционную одежду, как правило, носят в сельских районах Индии. Женская одежда сари — длинное полотно окрашенной ткани, которое драпируется в простые или причудливые кофточки. Маленькие девочки носят паваду. И сари, и павада очень часто имеют красивые узоры. Бинди - часть женского макияжа. Индо-западная одежда - это сплав западной и индийской субконтинентальной мод. Чуридар, дупатта, кхара-дупатта, гамуча, курта, мундум-нерьятхум и шервани среди прочих.

    В Индии имеются чёткие различия между традиционной мужской и женской одежды. Это особенно видно в сельских местностях, хотя в городах, из-за влияния западной модой, уже нет таких строгих отличий. Девочки до половозрелого возраста носят длинную юбку, называемой ланга (павада в Андхре) и короткую кофточку, именуемой чоли.

    Сари известно под разными именами в разных регионах Индии. В Керале бело сари с золотой полоской известно как каванис (kavanis ) и его носят только по особым случаям. Простое белое сари носится повседневно и называется мунду (mundu ). В Тамилнаде сари называют как пудавай (pudavai ), а в Карнатаке - купсас (kupsas ) .

    Гагра-чоли (лехенга-чоли)

    Гагра-чоли или лехенга-чоли - традиционная одежда женщин Раджастхана и Гуджарата. Пенджабские женщины также носят их и даже используют в некоторых народных танцах. Этот костюм является сочетанием лехенги, облегающего чоли и одхани (odhani ). Лехенга - это форма длинной юбки, которая имеет складки. Обычно лехенга украшена или имеет большие полосы внизу. Чоли - это кофточка, обычно скрытая, которая прилегает к телу и имеет короткие рукава и глубокое декольте.

    Женщины носят разные стили гагра-чоли, начиная от простых хлопковых лехенга-чоли как повседневная одежда и заканчивая традиционной гагрой с зеркальными украшениями, которую обычно носят на празднике для танца гарба или полностью украшенную лехенгу во время брачной церемонии, которую одевает невеста.

    Популярными среди незамужних женщин, кроме сальвара-камиза, также являются гагра-чоли и ланга-одхани.

    Ленга-чоли - может иметь множество вариантов, но неотъемлемой частью этого костюма является юбка (ленга), блузка (чоли, которая может быть короткой или длинной в зависимости от модели) и накидка.



    Сальвар-камиз

    Сальвар-камиз - традиционная одежда женщин Пенджаба, Харьяны, Химачал-Прадеша и Кашмира, ставший наиболее популярным платьем для женщин. Сальвар-камиз состоит из широких брюк (сальвар), который сужен в районе лодыжек и туники (камиз). Его часто неверно называют «Пенджабский костюм» или просто «сальвар» на севере и «чуридар» на юге страны. Женщины в большинстве случаев носят вместе с сальвар-камизом дупатту (dupatta ) или одани (odani ) (вуаль), чтобы покрывать голову или плечи. Покрывание головы и плечей в Индии было введено мусульманами и происходит от Исламской эпохи и старо-персидской культуры. Такое явление обычно для Пакистана и Афганистана. Сальвар-камиз всегда носили с шарфом, который называется дупатта, покрывающий голову и грудь. Материал для дупатты обычно зависит от костюма и, как правило, это хлопок, жоржет, шёлк и шифон. Это платье носит почти каждая девочка-подросток вместо западной одежды. Сальвар-камиз наиболее привычен для северо-западной части Индии. Большинство актрис носят сальвар-камиз в болливудских фильмах.

    сальвар камиз и дупатта


    Чуридар - Камиз с дупаттой

    Одежда для женщин - сари или кальмиз-шаровары:

    Социальный статус женщины отображается браслетами: чем их больше, тем женщина богаче.

    Чуридар-курта

    Чуридар - это вариант сальвара, который свободен до колени и потом подогнан до икр. Сальвар - это мешковатая пижама со складками, которая сужается в районе лодыжек, тогда как в чуридаре от колен собираются складки и заворачиваются у лодыжек. Обычно, длинную курту, которая доходит до колен, носят с чуридаром.


    Простая чуридар-курта Стиль "Анаркали" (Anarkali ) чуридар-курты

    Патту-павадай

    Патту-павадай (на тамильском) или ланга-давани (на языке каннада), или ланга-они (на языке телугу) - традиционное для Южной Индии платье, которое обычно носят маленькие девочки и девочки-подростки. Павада обычно сделана из шёлка и имеет коническую форму, чьи концы свисают до самых пальцев ног. Обычная павада имеет золотую линию в самом её конце на уровне ступней.

    Девочки в Южной Индии часто носят патту-павадай или ланга-давани во время традиционных торжественных церемоний.

    Мундум-нерьятхум




    Патту павадаи (слева), мундум нериятхум (справа)

    Мундум-нерьятхум - наиболее древнейшая форма сари, которая покрывает только нижнюю часть тела, в том числе грудь и живот. Это традиционное платье женщин из Кералы в Южной Индии. Основная традиционная часть - это мунду, или нижняя часть мундум-нерьятхума, который является древней формой сари, называемый «тхуни» (ткань) на языке малаялам, в то время как нерьятху - верхняя часть мунду.

    Мекхела-чадор

    Мекхела-чадор (ассам. মেখেলা চাদৰ) - традиционное платье ассамских женщин всех возрастов. Это платье состоит из трёх главных частей, которые драпируются вокруг всего тела.

    Нижняя часть, обматываемая вокруг талии, называется мекхелой (ассам. মেখেলা). Мекхела имеет форму саронга - очень широкая цилиндрическая ткань, которая скручена в складки, которые подогнаны и подворочены вокруг талии. Складки находятся на правой стороне, как противовес стилю Ниви в сари, чьи складки на левой стороне. Ленты не используются для подвязывания мекхелы вокруг талии, хотя нижняя юбка имеет ленты для подвязки.

    Верхняя часть платья называется чадор (или садор) (ассам. চাদৰ) - очень длинная ткань, один конец которой подворочен к верхней части мекхелы, а остальная часть покрывает верхнюю часть тела. Чадор имеет треугольные складки. Облегающая кофточка надевается поверх груди.

    Третья часть платья называется риха, которая надевается на чадор. Риха - очень узкая. Это традиционное платье ассамских женщин хорошо известно за свои интересные узоры на теле и на краях. Женщины одевают их во время важных религиозных и церемониальных событиях брака. Риха одевается точно также как и чадор и используется как орни.




    Женщины из Тамилнада.

    Каждый, кто хоть раз бывал в Индии или хотя бы смотрел индийские фильмы, конечно, замечал, как красочно одеваются индийские женщины. Разнообразие пёстрых сари безгранично, однако какие-то цвета в одежде встречаются чаще, а какие-то реже. С чем это связано, и есть ли в этом какой-то скрытый смысл?

    Красный цвет очень важен для индуистов. Они используют его для значимых событий, таких как свадебные торжества, рождение ребёнка, всевозможные праздники. Красный — цвет не только парадной одежды; украшения в храмах, наряды статуй особо почитаемых богов, порошок синдур, который жених наносит на пробор невесты, тоже красного цвета. Если женщина умирает раньше своего мужа, её тело облачают в красное сари, чтобы в райских мирах она встретила его как невеста. Также считается, что красный цвет — это цвет богини Шакти, олицетворяющей силу.

    Оранжевый (шафрановый) — это прежде всего цвет огня. Он символизирует чистоту, прошедшую испытание огнём. Также он означает религиозный аскетизм, отказ от мирской жизни в мужской одежде и верность, вечную женственность и тепло домашнего очага — в женской. В старые времена одежду оранжевого цвета носили воины из касты раджпутов.

    Жёлтый — цвет, символизирующий знания и учение, счастье, гармонию, медитацию, силу разума. Это цвет весны, пробуждения ума. Одежду жёлтого цвета носят боги Вишну, Шива и Ганеша, а также служители культов. В некоторых регионах по традиции женщина должна носить жёлтое сари в течение семи дней после родов, так как жёлтый цвет считается очищающим.

    Зелёный символизирует мир и счастье, спокойствие ума. Это цвет природы, успокаивающий и одновременно радующий глаз.

    Синий — цвет силы, мужественности, власти, борьбы со злом. Многие индийские божества имеют одежду или кожу синего цвета. В некоторых регионах одежду синего цвета носят представители низших каст. Такая традиция связана с тем, что добыча синей краски индиго — дело нечистое и неблагодарное, и занимались им только самые бедные люди.

    Белый, согласно философии индуизма, представляет собой смешение основных семи цветов, и поэтому он несёт в себе частичку каждого из них. Он олицетворяет святость, чистоту, мир и знание. Белый — цвет богини знания Сарасвати, которая всегда одета в белое сари и восседает на белом лотосе. Другие известные индийские божества и их служители также имеют различные элементы белого в своих одеяниях. Вдовы в Индии носят простые белые сари как символ верности и аскетизма. Отличие вдовьего сари в том, что оно не имеет никаких украшений и вышивки, также вдова не имеет права носить браслеты, ожерелья и серьги. По-особому к белому цвету относятся на юге Индии. Здесь его воспринимают исключительно положительно и ассоциируют с распускающимся цветком лотоса.

    Особый смысл индийцы придают рисункам и орнаменту на сари. Одни из самых распространённых изображений — манго, рыба и слон. Манго символизирует изобилие и плодородие. Слон тоже олицетворяет плодородие, а ещё власть и воду. Рыба — знак изобилия. Этот рисунок также символизирует сверхъестественные способности. Огромной популярностью пользуются растительные орнаменты.

    В разные времена года и даже в течение всего дня хорошим тоном считается носить разные цвета сари. Например, с утра лучше всего белый цвет или светлые оттенки, а в ночное время — яркие, сочные цвета. В жаркий сезон принято носить зелёные и голубые оттенки, поскольку они визуально создают эффект прохлады. В сезон дождей носят естественные, природные цвета: жёлтый, бледно-зелёный, шафрановый, красновато-оранжевый, розовый.

    Естественное стремление женщины — быть женственной, загадочной и привлекательной. Ни для кого не секрет, что одежда, которую мы носим, способствует развитию определённого умонастроения. А иначе, какой тогда смысл в одежде военного, священника, повара или спортсмена? Так же существует одежда различного предназначения: деловая, повседневная, домашняя, праздничная, униформа и т.д.
    В этой статье мы поговорим об уникальном явлении в истории мировой моды — индийском сари — одежде, проявляющей в женщине подлинную красоту .



    В то время, когда современная мода имеет тенденцию оставлять на женском теле все меньше и меньше одежды, в Индии, как и тысячи лет назад, подавляющее большинство женщин отдаёт предпочтение традиционной одежде индианок — сари. Почему же каждый уважающий себя индус желает видеть свою жену, дочь, сестру или мать одетой в сари? Вовсе не потому, что сари, как и паранджа, скрывает женщину от чужих глаз. На самом же деле уникальность драпировки сари подчёркивает в каждой женщине её подлинную природную красоту , скрывая при этом недостатки фигуры.

    Стоит женщине надеть сари, как с ней происходят чудесные превращения. Благодаря своей непостижимо мудрой изысканности и простоте этот наряд способен сделать худых и полных — стройными, лишённых женственности — грациозными и плавными, серьёзных — приветливыми, а легкомысленных — сдержанными и целомудренными. Перечень этот может быть бесконечным, как и сами качества сари.



    Интересна и та тенденция, что сейчас европейских девушек в сари часто можно встретить и на улицах западных городов, и на подиумах высокой моды. Например, Анна Шауфуса, манекенщица международного класса, которая в восемнадцать лет стала Мисс Данией. Она — частый гость на страницах и обложках престижных журналов: «Vogue», «Officiel», «Elle», «Paris Match». Своим естественным нарядом Анна считает именно сари. Или, например, Мисс Москва Катя Шидловская, победительницу конкурса в 1993 году. Она также отдаёт предпочтение сари, считая, что оно помогает раскрывать красоту души.
    Звезды примеряют сари:

    Традиционное индийское сари

    Pussycat Dolls

    Наоми Кэмпбелл

    Кейт Хадсон и Ева Грин

    Алиса Милано

    Эшли Джад

    Шейла Чандра

    Шанта Апте

    Падма Лакшми

    Сонам Капур

    Грейс Джонс

    Диана Крюгер

    Одри Марне

    Мадонна

    Элизабет Херли

    Айшвария Рай

    Опра Уинфри

    Американские теннисистки Серена и ее сестра Винус Уильямс накануне открытого чемпионата Бангалора по теннису в 2008 году

    Анна Курникова

    Мария Кириленко

    Елена Янкович

    Словацкая теннисистка Даниэла Хантухова

    Таким образом, можно видеть, как практичным признается то, что проверено опытом тысячелетий. Известно, что на Востоке женщины носят сари с незапамятных времён. Оно было «в моде» ещё несколько тысячелетий назад, во времена процветания в обширных районах Земли так называемой арийской или ведической культуры , до сих пор привлекающей пристальное внимание учёных, историков, искателей истины и вдумчивых исследователей.

    Несомненно, поскольку мы тоже являемся потомками ариев, то различные аспекты ведической культуры для нас тоже привлекательны. Само санскритское слово «арий» переводится как «благородный». Вы, наверное, сами замечали, что уже сам божественный вид женщины в сари настраивает на подобающее почтительное и уважительное отношение к прекраснейшей половине человечества . В противоположность этому, западная одежда как правило вызывает у мужчин желание насилия над женщинами, провоцируя на животные инстинкты и недостойное поведение.

    Кроме эстетических качеств, сари ещё и очень практично. Хотя может показаться, что такое большое количество ткани на теле женщины должно причинять ей неудобства (длина цельного куска ткани может колебаться от 4,5 м до 9 м, а ширина — 1,2м), однако благодаря чоли (коротенькой блузочке, которую носят под сари) часть спины и живота остаются открытыми и это прекрасно предохраняет от жары. Зато в холодное время года три слои ткани внизу тела и верхняя часть сари в виде платка согревают.

    Здесь следует заметить о значительном влиянии восточного стиля одежды на западных людей. Эту же самую блузку чоли , которая на Востоке известна тысячелетиями, ныне взяли на вооружение западные модельеры. А изначальный цвет одежды ведического отреченного монаха — шафрановый — ныне очень популярен в ансамблях западной одежды. Ещё в древности люди знали, что наряд человека несёт много информации для других — это этнический, классовый, профессиональный, конфессиональный, возрастной индикатор, это проявление материальной и духовной культуры человека.

    Особая привлекательность сари таится также в необъятном разнообразии цвета, рисунка и материала — от самого дорогого шёлка ручной работы до самой дешёвой хлопчатобумажной или синтетической ткани.

    В Индии сари носят около 400 миллионов женщин, причём как индуистки, так и мусульманки. Но вы не сможете найти среди них двух одинаково одетых. Даже самая бедная женщина там имеет несколько дюжин сари, в которых она выглядит как принцесса. И каждый день они надевают разные сари.

    Самый простой способ заинтриговать мужчину — одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.

    Так что же такое сари?
    Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину. Оно может быть выполнено из сверкающего шёлка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами и вышивкой. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой, расшивают стразами и пайетками. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя спереди складки, а конец (паллу ) перебрасывают через плечо, закрывая грудь по диагонали. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика , и нижней юбкой.

    Если вы решитесь купить сари, то помните — полным женщинам подходят жоржет, шифон и креп. Один из самых дорогих материалов — тяжёлый миссорский шёлк, он великолепно смотрится на фигуре, делая её изящнее и стройнее. Невысокие девушки должны выбирать себе сари без каймы или с неширокой каймой по краям. Тонким худышкам подойдёт органза, накрахмаленная хлопчатобумажная и прозрачные ткани, которые полнят женщину. Узор на сари должен быть достаточно изящным, избегайте больших, тяжёлых изображений.

    Как носить сари. Во время работы желательно собирать и подкалывать булавкой конец сари на плече, чтобы оно не мешало движениям и не отвлекало от выполнения работы. Если вы надели сари на вечеринку, пусть его свободный конец спадает вам на руку — это придаст вашему облику необходимую строгость и изящность. Складки спереди не должны топорщиться, желательно подколоть их булавкой к нижней юбке с внутренней стороны. Вторую булавку (её можно заменить брошью) закрепите на плече.Как надеть сари?
    Одевание сари — это большое искусство, но при достаточном желании любая женщина в состоянии овладеть им.
    Расскажем о классическом стиле ношения сари — "ниви ".

    Чтобы задрапировать сари, необходимо наличие двух элементов — блузки (blouse) и нижней юбки (petticoat). Блузка (устаревшее название "чоли ") должна быть довольно узкой и короткой, с рукавами или без них. Обычно цвет блузки подбирается под цвет окантовки (бордюра — border) сари или под основной цвет сари. Нижняя юбка должна плотно облегать талию и крепиться без помощи резинки, так как резинка может оттягиваться под тяжестью сари. Лучше всего использовать ленту. Нижняя юбка должна как можно ближе подходить к основному цвету сари.
    Части сари. В разных регионах Индии они имеют разные названия. Например, паллю (хинди) — ачхел (бенгали).
    1. Оденьте блузку (blouse) и нижнюю юбку (petticoat).
    2. Возьмите край сари и, начиная с правого бока, закладывайте его по краю за юбку. Таким образом опишите вокруг талии один круг. Следите за тем, чтобы нижний конец сари касался пола.
    3. Начиная опять же с правой стороны, сделайте 5-7 складок на сари, каждая примерно по 12 см. Выровняйте их по длине и ширине и соберите вместе. Это наиболее ответственный момент в драпировке сари. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки.
    4. Заложите собранные вместе складки за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону.
    5. Еще раз оберните свободный конец сари вокруг себя.
    6. Свободный край сари (паллю ) перекиньте на плечо. Чтобы край не спадал, можете приколоть его булавкой к блузке.
    Всё. Одевание сари закончено.
    Главной деталью сари считается его конец, который перекидывается через плечо и при ходьбе красиво развевается. Его принято богато украшать.

    Чоли
    Это короткая, плотно облегающая грудь блузка с застёжкой спереди, которая надевается под сари. Может быть как с длинными, так и с короткими рукавами, различной длины и фасона. Как правило чоли шьётся по индивидуальным меркам из дополнительного отреза, которым снабжено большинство сари. Этот отрез может быть такого же цвета, как сари, а может отличаться от него по цвету и рисунку. Вариантов дизайна и кроя — великое множество!

    Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии, оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.

    В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебряную парчу. Индийская парча представляет собой шёлковую основу с вплетёнными в неё золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.

    Традиционные сари ручной работы ткут на станках, наполовину врытых в землю. Зеленые, желтые, красные, розовые, золотые. Всех красок сари не перечесть! Особым авторитетом среди ткачей пользуются те, кто делает праздничные сари для свадеб и других торжеств.
    Женщина в сари всегда неотразима! В этой одежде она выглядит стройнее и изящнее. Сари — это скромность и чувственность, грация и достоинство. Сари — это гордость Индии. И можно не сомневаться — мода на сари, существующая уже пять тысяч лет, не пройдёт здесь никогда.

    Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжёлое и трудоёмкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определённое время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают нити специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Некоторые краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.

    Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов!

    В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.

    Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари.












    В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно. Женщина, задрапированная в сари, подобна драгоценному божественному дару в изящной упаковке. Надевая сари, женщина облачается в тайну, которую стремились постичь и воспеть поэты всех времён, называя такую женщину Богиней!

    Происхождения и история
    История индийской одежды глубоко уходит корнями в историю Цивилизации долины Инда, которая процветала 2800—1800 до нашей эры на территории современных Индии (Гуджарат, Харьяна и Раджастхан) и Пакистана (провинции Синд и Пенджаб). Самое раннее известное описание сари на индийском субконтиненте — статуя жреца долины Инда, одетого в драпированую ткань.
    Сари является непременным атрибутом одежды индуистских Богинь. Например, на иллюстрациях в сари изображены Радха, Дурга и Лакшми . Также известно множество пуранических историй, связанных с сари.
    По легенде, волшебный ткач, пока создавал свою ткань, думал о прекрасной женщине, о ее грации, о нежных прикосновениях ее рук, о шелковистых ее волосах… Он думал и ткал, и не мог остановиться, пока не соткал длинный отрезок волшебной ткани - женской одежды сари. Эта легенда западному человеку говорит мало, но если вспомнить о том, что для индийцев ткань ассоциируется со Вселенной, а ткач - с создателем, становится все более или менее ясно.
    Несмотря на то, что это женская одежда, ткать сари полагается лишь избранным… мужчинам из касты. А самые дорогие одежды поручают молодым юношам, у которых пальцы еще очень чувствительны.


    Некоторые историки костюма полагают, что мужское дхоти (самая древняя Индийская драпируемая одежда) предшествовало сари. До 14-го века дхоти носилось как мужчинами, так и женщинами. Скульптуры Гандхары (1-6 век н. э.), изображают богинь и танцовщиц, одетых в подобие набедренной повязки, которая свободно ниспадает закрывая ноги, а спереди уложена складками. Выше талии тело остается обнаженным. Из таких письменных источников как «Рамаяна» и «Махабхарата» известно, что ежедневный костюм как мужчин так и женщин состоял из дхоти или лунги (саронг ), драпировавшей ноги, и покрывала, которым закрывали плечи или набрасывали на голову. Сари состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. Только с IV века н. э. формируются некие правила ношения дхоти и сари , появляются элементы отличия между мужской и женской одеждой, а также в костюме начинают выделятся региональные типы. В основе своей сари остается почти неизменным на протяжении многих тысячелетий.

    Предметом особого спора является история чоли и нижней юбки. Некоторые исследователи заявляют, что они были неизвестны вплоть до колонизации Индии британцами, и что эти детали костюма были введены, дабы удовлетворить Викторианские требования скромности. Ранее женщины носили только одно драпируемое полотно и небрежно выставляли грудь. Другие историки приводят множество текстовых и художественных свидетельств существования различных форм нагрудных повязок, платков и покрывал.
    До 20-го века в Южной Индии женщины многих племен носили только сари и оставляли открытой верхнюю часть тела. Даже сегодня женщины в некоторых сельских областях не носят чоли .
    По орнаменту сари можно узнать, из какой провинции происходит и даже к какому роду или религиозному направлению принадлежит его хозяйка.
    По сари можно сказать многое о девушке, которая его носит. Способ, которым пользовалась девушка, чтобы обернуться в ткань, скажет о том, в каком регионе Индии она живет. Ткань сари поможет определить доход ее семьи, а цвет - какой период своей жизни она сейчас проживает.
    И если с первыми двумя пунктами все более или менее понятно, то на последнем остановимся подробнее. Итак, цвет. Белые сари без украшений носят вдовы. Если дама только что родила ребенка, то она должна надеть желтое сари. Этот цвет связан с религией и аскетизмом. Голубое сари никогда не наденет женщина из богатого рода. Это цвет касты шудр (ремесленники, крестьяне). Почему голубой? Потому что добыча цвета индиго связана с особо грязными работами, вот и не хотят пачкаться девушки из хороших семей. Красный цвет - доброе предзнаменование. Именно такое надо носить невестам на свадьбе. А если украсить его орнаментом в виде слонов, манго или рыбы - тогда ждать потомства долго не придется, ведь все это символы плодородия и изобилия. Слон, правда, также олицетворяет власть и силу.









    Неоднократно побывав в Индии, я так и не увидела двух одинаковых сари, они все уникальны, а значит., и каждая женщина в сари - уникальна. Сари бывают разные и для разных случаев. В данной подборке мы представляем очень красивые и дорогие сари. Кстати, богатство материала сари отражает достаток своей хозяйки. По нему можно без ошибки определить не только касту человека, религию и регион, но и место на социальной лестнице.

    Изготовлением сари занимаются исключительно мужчины из касты ткачей. Кто как не мужчина знает, как должна выглядеть женщина?

    Сари состоит не из одной, а из трех частей: коротенькой кофточки-топика, подъюбника и длинного отреза ткани (до 12 метров), один конец которого оборачивается вокруг бедер, другой — перекидывается через плечо. Перекинутый через плечо край ткани, который называется палу или паллав. Умение надеть сари — это целое искусство, ведь обернуть его вокруг тела нужно так, чтобы не потребовались ни заколки, ни застежки.

    На изготовление некоторых нарядов, выполненных из тончайшего хлопка или сверкающего шелка, пышно украшенного узорами и вышитого золотыми нитями, окантовкой или полудрагоценными камнями, иногда уходит шесть месяцев.

    Индианка среднего достатка имеет в своем гардеробе наряды на все случаи жизни, которых обычно насчитывается около сотни, а то и более.

    Сари в Индии имеют широкий диапазон цен — от 600 до 30 тысяч рупий. Хорошее качественное сари никогда не износится и не полиняет, поэтому индийская одежда сари в этой стране часто передается из поколения в поколение.

    Что удивительно, сари носят все замужние женщины,независимо от возраста или комплекции фигуры. Сари удачно подчеркивает достоинства хозяйки и умело скрывает все проблемные зоны. Даже живот можно закрыт хвостом сари.Так что такой наряд носят как худенькие, так и полные женщины.

    Свадебное сари всегда красного цвета, а вот белое сари носит вдова.