• Маршмеллоу тест на отсроченное удовольствие. Зефирный тест — тест маршмеллоу

    Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».

    В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю - например, могут спокойно подождать обещанного.

    Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов» (Marshmellow Test).

    Один зефир сейчас или два, но позже?

    Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном - просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.

    Как вели себя дети?

    Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты. По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя - они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его. Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.

    Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.

    Интерпретация результатов эксперимента и последующих многолетних наблюдений до сих пор вызывает дискуссии в психологическом сообществе. Условия эксперимента построены таким образом, что задействованы оказываются не только механизмы самоконтроля, но и такие механизмы, как доверие авторитету (а вдруг экспериментатор не вернётся через 15 минут?) или способность подчиняться указаниям (а что будет, если я не послушаюсь?). Наверняка какая-то часть детей, участвующих в тесте, съела зефир не только потому, что не могли себя сдержать, но и по другим причинам.

    Летом 2017 года современные психологи во главе с Беттиной Ламм повторили Стэнфордский «зефирный тест». Впервые в этом каноничном эксперименте приняли участие дети, выросшие не в западной культуре - четырёхлетки из этнической группы нсо народа тикар, Камерун.

    Исследователи решили изучить, насколько социокультурные аспекты влияют на прохождение «зефирного теста». Может ли быть, что дети, выросшие в западной культуре, ведут себя иначе, чем дети из традиционных культур?

    В эксперименте принимали участие две группы детей: одна - дети из Германии, растущие в семьях среднего класса, другая - дети, растущие в сельской африканской местности, в домах из глины, без водопровода и электричества.

    Камерунским детям, конечно, предлагали не зефир (они даже не знают, что это такое), а местную мучную сладость «пафф-пафф».

    Угадайте, какие дети справились с ожиданием лучше - немецкие или камерунские?

    Африканские дети однозначно уделали западных: дождаться окончания срока ожидания смогли 30% немецких детей и 70% камерунских. Кроме того, немецкие дети проявляли гораздо больше эмоций при ожидании - они плакали от бессилия, ёрзали, хмурились, сучили ногами и явно нервничали.

    Беттина Ламм

    психолог-исследователь

    Они действительно боролись со временем - играли с пальцами, говорили сами с собой, пытались всячески себя отвлекать от ожидания. Камерунские дети просто сидели и ждали. 10% из них даже заснули.

    Исследователи честно признаются, что явных причин такому медитативному поведению маленьких африканских детей они не нашли. Но одна из возможных гипотез состоит в стиле родительского поведения.

    Камерунские дети очень рано учатся контролировать свои негативные эмоции во-многом благодаря тому, что с первых месяцев жизни у них не возникает необходимости их выражать. Камерунские мамы кормят младенцев даже не по первому требованию, а совсем без требования - ещё до того, как ребёнок попросит и начнёт выражать чувство голода или дискомфорта.

    В этом есть некоторый авторитаризм: матери верят, что они лучше знают, что нужно ребёнку; они не ловят сигналы от ребёнка и даже не ждут их возникновения. Такая модель воспитания продолжает действовать и в последующие годы ребёнка - мамы ожидают от детей послушания и уважения, давая им необходимое тогда, когда считает нужным мама.

    Дети в свою очередь почти не выражают своих личных желаний и всегда готовы подождать, зная, что правила, устанавливаемые мамой и взрослыми, незыблемы.

    Западным мамам не приходит в голову кормить ребёнка тогда, когда он этого не просит, и не кормить тогда, когда он просит. В западной культуре существует либо парадигма «кормления по расписанию» (даже если это неудобно и маме, и младенцу), либо «кормления по первому требованию» (когда в сущности графиком мамы управляет младенец). В первом варианте ключевым недостатком является внешний контролёр - расписание, а не потребности мамы. Во втором варианте контролёром является ребёнок, который пока не способен осознавать свои потребности и нуждается во внешнем контроле.

    Возможно, опыт африканских сельских детей ещё раз напомнит родителям, что твёрдые правила (но не диктатура), последовательность в своих действиях (но не маниакальная дотошность) и ответственность за них - это потенциальная основа для формирования способности к самоконтролю и базового доверия к миру с малых лет.

    Deferred gratification или delayed gratification - это умение ждать, откладывать удовольствие, чтобы получить то, чего хочешь. Это свойство известно под разными именами, в том числе сила воли, самоконтроль или контроль импульсов. Многочисленные исследования показали, что животные не делают этого, так что эта проблема имеет фундаментальное значение для человеческой природы.

    MARSHMALLOW TEST

    Лица детей, настоящие эмоциональные штормы:)

    Так называемый «зефирный тест» отлично иллюстрирует степень эмоционального регулирования, или «контроля состояний». Этот тест предложил Walter Mischel из Колумбийского университета.

    Четырехлетнему ребенку выдаётся маленькая зефиринка. После чего у экспериментатора вдруг возникают срочные дела и ему надо на 20 минут выйти. А ребенку предлагается сделать выбор: «Ты можешь съесть зефир прямо сейчас, но если ты дождешься моего возвращения, я дам тебе не один, а два кусочка». Скрытая камера записывает поведение ребенка. Некоторые дети съедают зефир сразу. Другие сначала пытаются подождать, но не выдерживают и через несколько минут берут зефир. Находятся и такие, которые твердо решили дождаться, они отвлекали себя - кто-то пел, кто-то закрывал глаза, кто-то играл, некоторые даже засыпали, - чтобы избежать искушения.

    «Зефирный тест» выявляет важные свойства интеллектуального развития детей. Наблюдая за теми же детьми в школьном возрасте, мы видим существенное соответствие между ожиданием второго кусочка зефира и академическими успехами. Более того, группа «стоиков» в подростковом возрасте обладает более контролируемым поведением, достигает больших успехов в любых делах, вообще чувствует себя более счастливой, чем те, кто предпочитал «зефир в руке». Когда время подошло к поступлению в университет, дети, которые могли проявлять выдержку (в четырехлетнем возрасте), успешно прошли экзаменационное тестирование, что не обязательно вытекало из их уровня IQ.

    Способность откладывать удовольствие всегда называется в числе признаков эмоционального интеллекта. Это фактор, который оказывает влияние на протяжении всей жизни, будь то процесс обучения, в котором приходится чем-то жертвовать ради академических успехов или продвижения, или ведение долгосрочные деловых переговоров, или напряженные тренировки и жертвы в стремлении к спортивным результатам.

    Эмоциональный интеллект (EQ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 году. Группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Выделяются четыре главных составляющих EQ: самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений.

    Человек, проявляющий данное свойство интеллекта, не стремится получить все «прямо сейчас». В эпоху продуктов быстрого приготовления и развитой сферы услуг многие люди теряют искусство терпения, готовность переносить временные трудности и даже боль с тем, чтобы получить в будущем несравненно большее удовольствие. Нам не придется далеко ходить за примерами. Достаточно взглянуть вокруг, и мы увидим множество коллег и друзей, которым явно не хватает умения контролировать свои импульсы. Однако это черта личности, которой можно научиться. Многие дети достаточно быстро учатся ждать, а умение откладывать удовольствие становится для них привычкой. Мы инстинктивно употребляем распространенную отговорку - «лучше синица в руке, чем журавль в небе», - чтобы оправдать свои сиюминутные решения. Но ожидание - типично человеческая черта, неизвестная у животных. И это лишний раз доказывает важную роль данного аспекта.

    Контроль импульсов, как это прекрасно показано в «зефирном тесте» четырехлетними детьми, является базовым навыком и важнейшим свойством человеческого ума. Это триумф рационального мышления над импульсивными действиями, который невозможно учесть ни в одном тесте на IQ.

    Ученые из Стэнфордского yниверситета (Stanford University), Великобритания, подвели итоги эксперимента с зефиром, задуманного психологом Уолтером Мишелем (Walter Mischel) и проведенного почти 40 лет назад. Об этом сообщает LiveScience .

    Более 600 детей приняли тогда участие в эксперименте. Суть его заключалась в том, что 4-летнему ребенку предлагали зефир и выбор: съесть его сразу или подождать немного и получить две штуки. «Иногда экспериментаторы даже не успевали договорить, а дети уже ели зефир, — говорит нейрофизиолог БиДжей Кейси (BJ Casey), который принимал участие в последующих исследованиях на эту тему. - Другие же 4-летние дети могли ждать, отвернувшись или придумывая себе воображаемых друзей, чтобы отвлечься».

    Как показало дальнейшее наблюдение за группой, дети, которые поддались искушению съесть сладость сразу, часто имели более низкие оценки в школе, более высокий индекс массы тела и немного повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами в дальнейшем.

    Теперь, с появлением новых методов изучения мозговой деятельности, исследователи решили продолжить изучение силы воли у людей из экспериментальной группы. Но для начала им надо было установить, что различия между людьми, евшими зефир, все еще присутствуют. Так как участникам эксперимента сейчас чуть больше 40 лет, зефир и печенье для них уже не так привлекательны, как для 4-леток. Ученым пришлось разработать новый тест импульсного управления.

    В новом исследовании приняли участие 60 добровольцев из экспериментальной группы, показавшие тогда экстремальные значения: либо всё было съедено очень быстро, либо они смогли полностью выдержать испытание. Ученые показывали добровольцам картинки с счастливыми или страшными выражениями лиц, а добровольцам предлагалось нажать кнопку, когда они видели определенных людей, и не нажимать при виде других людей.

    Счастливые лица и стали вторым зефиром. Люди предпочитали счастливые выражения лиц другим и нажимали на кнопки, даже когда были не должны этого делать. Таким образом, психологи сделали вывод, что людям, у которых были проблемы с тем, чтобы держать себя в руках 40 лет назад, до сих пор трудно отказать себе в удовольствии.

    С помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) исследователи выяснили, что процессы обработки информации о вознаграждении происходят в полосатом теле головного мозга. Такие исследования помогут открыть новые способы работы над самоконтролем, помочь в борьбе с ожирением и различными зависимостями.

    Как ранее сообщал «Вокруг света» , одно из исследований показало ранее, что зависимость является первичным расстройством, а не появляется в результате эмоциональных или психиатрических проблем.

    Этот знаменитый эксперимент был впервые проведен психологом Стэндфордского университета Уолтером Мишелом в 60-е годы 20 века.

    Суть эксперимента заключалась буквально в следующем: выяснить, действительно ли умение (или неумение) отложить мгновенное удовольствие ради большего вознаграждения в будущем определяет в буквальном смысле судьбу каждого из нас. Мишел доказал, что дети, которые смогли устоять перед сиюминутным соблазном, в дальнейшем были более успешные в жизни.

    В эксперименте приняли участие 600 детей сотрудников и аспирантов Стэндфордского Университета. Детям предложили кусочек зефира (мармелада) и сказали, что если малыш подождет возвращения экспериментатора и не съест этот зефир, то получит дополнительный кусочек.

    После такой краткой инструкции исследователи уходили из комнаты, оставив ребенка одного, и наблюдали за его поведением из другой комнаты. Отдельного внимания заслуживает описание поведения детей во время ожидания. Кто-то тут же съедал зефир, кто-то пытался переключиться на игрушки или чем-то занять себя, некоторые дети просто закрывали глаза или отворачивались, чтобы не видеть сладость. Некоторые дети начинали петь и даже танцевать, лишь бы переключиться и не думать о сладости.

    Через 30 минут экспериментаторы фиксировали результаты эксперимента. Показательным было то, что только 30% детей отказались от зефира и выдержали испытание, остальные 70% малышей не смогли устоять и на разном временном интервале все-таки съели предложенную сладость.

    Спустя 15 лет Мишел проследил судьбу своих подопечных и выяснил буквально следующее: те дети, которые стойко выдержали испытание и не съели свой зефир, стали более успешными в жизни, они лучше ладят с окружающими, более эффективно справляются со стрессом, и более легко решают свои проблемы в жизни.

    Как показал данный эксперимент, способность по своей воле откладывать вознаграждение является чертой характера, которая связана с нашими будущими достижениями. Приятная новость в том, что данный навык можно тренировать, он не является врожденной привычкой. Скорее, воспитание родителей или самого себя во взрослом возрасте способно изменить наше представление о сиюминутности вознаграждения.

    Обратите внимание, как часто вы идете на поводу у сиюминутного удовольствия, даже не пытаясь проявить терпение и дождаться того, чего мы действительно хотим.

    Через несколько лет зефирный эксперимент был проведен учеными других стран и результаты оказались точно такими же. Одним из ученых, повторивших это исследование, был Филипп Зимбардо. В своей книге «Парадокс времени» (“Time Paradox”) он описал результаты своего эксперимента.

    Исследователи решили изучить, насколько социокультурные аспекты влияют на прохождение «зефирного теста»

    Почему африканские дети проявляют больший уровень самоконтроля, чем дети западного мира

    Наверняка вы замечали детей, нетерпеливо ёрзающих на стульях в очереди, или тех, кто каждые две секунды задаёт вопрос «А долго ещё?».

    В 1960–1970-х годах Стэнфордский психолог Уолтер Мишель вместе с коллегой исследовали интересный вопрос: в каком возрасте дети становятся способны к самоконтролю - например, могут спокойно подождать обещанного.

    Умение сдержать собственное нетерпение и сиюминутное желание получить какой-нибудь результат свидетельствует о способности контролировать своё поведение. Чтобы выяснить, насколько маленькие дети способны к самоконтролю, исследователи провели серию знаменитых «зефирных тестов» (Marshmellow Test).

    Один зефир сейчас или два, но позже?

    Детям от четырёх до шести лет экспериментаторы предлагали такую сделку: ставили перед ними тарелку с одним зефиром-маршмеллоу (на его месте могла быть другая сладость). Прежде чем обрадованный ребёнок хватался за угощение, экспериментатор делал соблазнительное предложение: не есть зефир сейчас, а подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого ведущий эксперимента удалялся, оставив ребёнка наедине с соблазном - просто пустая комната, ребёнок и тарелка. Никаких отвлекающих факторов.

    Как вели себя дети?

    • Одни дети (их меньшинство) хватали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты.
    • По поведению остальных детей было заметно, насколько сложно им даются попытки сдержать себя - они нетерпеливо болтали ногами, нервно теребили одежду и волосы, в сердцах отворачивались от тарелки и закрывали руками глаза, трогали зефир пальцем и нежно поглаживали его.
    • Треть из этих героев смогла достойно выдержать испытание и дождаться двойной порции зефира.

    Это более свежее воспроизведение эксперимента с современными детьми

    Эксперимент на этом не закончился: в течение последующих 40 лет психологи наблюдали за детьми-участниками «зефирного теста» и оценивали их социально-эмоциональные навыки, академическую успеваемость, психологическое и физическое здоровье и другие критерии, которые могли бы свидетельствовать о жизненном благополучии. Выяснилось, что те, кто смогли в детстве продержаться до конца эксперимента и получить два зефира, показывают более высокие результаты и в целом их можно считать более успешными в жизни. Видимо, их способность к самоконтролю сформировалась в нужный возрастной период и позволила им адекватно воспринимать различные жизненные препятствия, удачи и неудачи.

    Интерпретация результатов эксперимента и последующих многолетних наблюдений до сих пор вызывает дискуссии в психологическом сообществе. Условия эксперимента построены таким образом, что задействованы оказываются не только механизмы самоконтроля, но и такие механизмы, как доверие авторитету (а вдруг экспериментатор не вернётся через 15 минут?) или способность подчиняться указаниям (а что будет, если я не послушаюсь?). Наверняка какая-то часть детей, участвующих в тесте, съела зефир не только потому, что не могли себя сдержать, но и по другим причинам.

    Это ещё не всё

    Летом 2017 года современные психологи во главе с Беттиной Ламм повторили Стэнфордский «зефирный тест». Впервые в этом каноничном эксперименте приняли участие дети, выросшие не в западной культуре - четырёхлетки из этнической группы нсо народа тикар, Камерун.

    Исследователи решили изучить, насколько социокультурные аспекты влияют на прохождение «зефирного теста». Может ли быть, что дети, выросшие в западной культуре, ведут себя иначе, чем дети из традиционных культур?

    Типичная германская семья