• Как сформировать мотивацию. Как сформировать правильную мотивацию

    Формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию ребенка

    Для того чтобы воздействовать на ребенка в плане формирования учебной мотивации педагогу необходимо знать, что такое мотив, какие существуют виды мотиваций, как помочь ребенку в плане формирования учебной мотивации.

    Мотив (лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

    Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив - это опредмеченная потребность». Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, желание утолить жажду - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

    Структура мотивации обучения

    Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

    социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

    познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

    эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

    коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

    статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

    традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

    утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

    неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

    Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

    Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

    Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

    Нейтральное (безразличное) отношение к учению : характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но ленивом учащимся.

    Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.

    Интерес - один из мотивов обучения

    Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

    1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»

    2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был, как должно направлен»

    3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

    Виды мотиваций: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная, устойчивая и неустойчивая

    · Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное- не получение знаний, а какая-то награда).

    · Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:

    Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

    Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

    Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей;

    Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать плохой отметки и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

    · Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.

    · Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.

    Пример: конструкция - «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция - «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

    Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» -- ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему.

    В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

    Ради достижения желаемой цели старшие дошкольники могут выполнять работу, не вызывающую у них интереса: подметать пол, мыть посуду (чтобы разрешили поиграть, посмотреть кинофильм и т. п.). Это свидетельствует о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний («хочу»), но и на базе осознания необходимости («надо»). Наиболее сильным стимулятором для дошкольника является поощрение, получение награды. Более слабое стимулирующее воздействие оказывает наказание (в общении с детьми - это, в первую очередь, исключение из игры). Еще слабо действует собственное обещание ребенка, что свидетельствует о неустойчивости его мотивационных установок. Поэтому высказывается точка зрения, что требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд невыполненных заверений и клятв подкрепляют формирование таких негативных личностных качеств, как необязательность и беспечность.

    Положительное отношение к обучению создается двумя путями.

    Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка.

    Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

    Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей?

    1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

    2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

    3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

    4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

    5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.

    6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

    7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

    Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное - взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи.

    Таким образом, учебная мотивация складывается у старшего дошкольника при наличии выраженной познавательной потребности и умения трудиться, самым важным в этот период считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Вместе с формированием системы мотивов меняется отношение к окружающему миру взрослым и сверстникам и от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком и в соответствии с этим изменить свое отношение, будет зависеть положительный результат в развитии мотивационной сферы.

    Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

    Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение.

    Способность ребенка к саморазвитию наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, и самым важным путем развития является активная многогранная самореализация.

    Саморазвитие – это необходимое качество личности. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получают достаточно примеров от взрослых и развивают собственные творческие способности. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Один из них – игровой, где реализуется потребность в признании себя как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Период дошкольного детства – период познания себя во внешнем мире. Внутренний мир интенсивно развивается, но ребенку пока очень трудно открыть его, обнаружить пространство и образы, «населяющие» его. Тем не менее, в актах самооценивания ребенок начинает понимать, пусть интуитивно, свою уникальность, неповторимость и отличие от других.

    Процесс детского развития, обусловленный воспитанием взрослых и условиями жизни, характеризуется вместе с тем и своей собственной логикой, побуждается внутренними противоречиями и их разрешением. Важно подчеркнуть и выделить два типа детской активности:

    1. Собственная активность ребенка, полностью определяемая самим малышом, детерминированная его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, ребенок здесь выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова.

    2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым. Он организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

    Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными.

    Таким образом, два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности со взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка со взрослым - носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.

    Педагогические условия, обеспечивающие процесс целостной самореализации дошкольника:

    · Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

    · Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей, обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

    · Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

    · Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

    Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

    Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием.

    Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности.

    Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, "зажигает искру познания", вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника.

    Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.

    Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

    Литература:

    Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990

    Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2,1979

    Чепкасова А.Л. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Программа.-МАОУ СОШ №11.- Томск, 2011

    Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1971

    Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Просвещение, 1971
    Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – м.,2008.

    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2005.

    Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.В. – М., 1978.

    Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика,2005

    15.04.2011 8837 1614

    … Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей ….

    Но горе учителю, который неосторожным своим поведением разрушил это обаяние. Как только нравственное доверие потеряно…, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, … и то, что прежде охотно и радостно делалось – единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждениями.

    Н.А. Добролюбов

    Преподаватель – как фактор мотивации.

    Часто бывает, что замечательные методики и педагогические приемы терпят поражение, современные технические средства не срабатывают из-за того, что отсутствует контакт преподавателя с учащимися. В педагогической технике общения главное – это личность педагога!

    Преподаватель должен помнить:

    · Педагогический подход «сверху вниз» редко приводит к возникновению желания учиться; для этого надо делиться с учащимися информацией, способствующей возникновению мотивации к учебной деятельности;

    · Учитель – «тренер команды», а не хозяин классной комнаты;

    · Нужно личным примером показывать каким должен быть современный образованный человек.

    Общение как специфический вид учебной деятельности в значительной степени определяется мотивацией, а ее отсутствие порождает коммуникативные барьеры. Основным методом преодоления мотивационных барьеров является как можно более тесное связывание материала урока с жизненными потребностями учащихся и создание позитивного образа самого преподавателя.

    Стремление произвести приятное впечатление, понравиться аудитории, это не заигрывание преподавателя с учащимися и не амбициозные притязания педагога, а профессиональная необходимость, служащая цели урока.

    В создании положительного для аудитории имиджа педагога существенную роль играют следующие факторы:

    1. Визуальность, то есть внешняя привлекательность. Она складывается главным образом из манеры поведения преподавателя (мимика, жесты, походка) и манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться косметикой.

    Что касается мимики и жестов, то здесь недопустима ни одна из крайностей. Их отсутствие создает впечатление скованности, «зажатости», неуверенности в себе. В то же время действует обратная зависимость: чем выше профессионализм человека, тем более сдержан он в мимике и жестах. Держитесь естественно: это производит наиболее благоприятное впечатление.

    2. Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока «привязан к тексту», пока от задачи «что сказать» Ú не перейдет к задаче Ú «как сказать», «как оказать влияние на аудиторию». Ну а это предполагает свободное владение материалом своего предмета.

    3. Завоевать расположение аудитории может человек, умеющий улавливать настроение людей, искренне сопереживающий их нуждам. Ученики по едва уловимым признакам четко улавливают реальное отношение к ним. Преподаватель ни в коем случае не должен демонстрировать свое превосходство над аудиторией, это не только не добавит ему уважения, но, напротив, вызовет антипатию, так как всякий человек болезненно воспринимает стремление унизить его и будет стремиться к восстановлению своей значимости путем отыскивания недостатков и промахов у преподавателя.

    4. Язык выступления – визитная карточка педагога. Лаконичность, точность, выразительность языка способствуют удержанию внимания аудитории. Избегайте монотонности, повышайте и понижайте голос. Старайтесь избегать догматически – назидательного тона, не допускайте стилистических, орфоэпических ошибок. Спокойная речь усиливает сосредоточенность слушателей, создает впечатление знающего, уверенного в себе человека. Пространственные рассуждения, многословность наводят скуку.

    5. Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать ученика. Нужно избегать типичных ошибок слушания: перебивать ученика, делать поспешные выводы, поспешные возражения, давать непрошеные советы. Эмоционально поддерживайте ответы учащихся: доброжелательное выражение лица, кивки головой, реплики типа: да, да … я слушаю … и т.п.

    6. По мнению Л.Н. Толстого, ничто так не сближает людей, как хороший, безобидный смех. При установлении межличностных контактов безотказно действует «эффект юмора».

    Конечно, есть объективные причины отсутствия интереса к материалу урока:

    · место проведения занятий (духота, холод или шум и т.д.);

    · естественное утомление внимания (следует понимать о периодах кризиса внимания группы: первый наступает через 15-20 минут после начала урока, второй на 30-35ой минуте);

    · разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту): вследствие этого у ребят появляется резерв времени, во время которого у них возникают посторонние мысли;

    · устойчивость внимания зависит от возраста, эмоционального состояния, культурного уровня и т.п.;

    · объем внимания учащихся ограничен: одновременно он может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов.

    Таким образом, мотивационными приемами преподавателя для создания эмоционального и интеллектуального интереса к своему предмету, уроку являются:

    · организация контакта с группой, диалог с учащимися;

    · расширение позитивно-ориентированных педагогических требований;

    · постановка ярких, притягательных средств взаимодействия;

    · речевые, невербальные средства взаимодействия (живой, образный язык, подвижная мимика, содержательный материал, использование новой, неожиданной информации…).

    «Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но всего больше – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».

    Учебная мотивация: структура и факторы.

    Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

    Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подменный смысл его действий.

    Частный случай мотивации – учебная мотивация.

    Учебная мотивация определяется следующими факторами:

    1. Само образовательное учреждение.

    2. Организация образовательного процесса.

    3. Субъективными особенностями обучающегося (способности, уровень притязаний, самооценка самого учащегося и т.д.).

    4. Педагог, его отношение к учащимся, к делу, характер и т.д.

    5. Спецификой учебного предмета.

    Отсюда можно сделать вывод, что толчком мотивации профессионального обучения является побудительная деятельность педагогов.

    В структуру учебной деятельности входит:

    1. Получение удовольствия от учебной деятельности, интерес;

    2. Вознаграждение за учебную деятельность, мотив учения, эмоции;

    3. Избежание наказания;

    4. Значимость для учащегося непосредственного результата учебной деятельности, смысла деятельности;

    5. Потребность в аффилиации то есть стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой;

    6. Потребность в доминировании то есть принятии себя другими как лидера, самоутверждение.

    Продумывая методы учебной деятельности необходимо учесть, что выделяются пять уровней мотивации:

    1. Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. (У таких ребят есть познавательный мотив, стремление. Учащиеся добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки).

    2. Второй уровень – хорошая мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой).

    3. Третий уровень – положительные отношения к учебному заведению, но привлекает таких ребят внеучебная деятельность. Познавательные мотивы таких ребят сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

    4. Четвертый уровень – низкая мотивация. (Эти ребята предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности).

    5. Пятый уровень – негативное отношение к учебному заведению. (Такие ребята испытывают проблемы в общении с однокурсниками во взаимоотношениях с преподавателями. Место учебы воспринимается ими как враждебная среда).

    Психологи определили и причины спада учебной мотивации:

    1. Наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

    2. Отношение учащихся к преподавателю.

    3. Отношение преподавателя к учащимся.

    4. Личная значимость предмета.

    5. Умственное развитие учащихся.

    6. Продуктивность учебной деятельности.

    7. Непонимание цели знания.

    8. Страх перед учебным заведением.

    Развитие мотивов учения – это психологическая проблема.

    В психологии известно, что развитие мотивов учение идет двумя путями:

    1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

    2. Через саму деятельность учения учащимися, которая должна заинтересовать его.

    Конкретные условия, вызывающие интерес учащихся к учебной деятельности:

    1. Активные методы обучения.
    2. Активная поисковая деятельность учащихся (интересные вопросы, задания).
    3. Проблемные ситуации.
    4. Осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности.
    5. Посильные задания.
    6. Новизна, показ неожиданного в привычном.
    7. Эмоциональная окраска, живое слово учителя.
    8. Самостоятельные творческие работы, задания.

    Система образования должна придти в движение, … чтобы создать возможности для роста и развития опыта.

    Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

    Г.К. Селевка.

    Роль технологий обучения в мотивации

    успешности учащихся.

    Доминирующим мотивом учебной деятельности должны стать мотивы познания предмета. Важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как о результате внутренней потребности учащихся, их интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию их деятельности.

    Успешность решения этой задачи зависит от правильного учета социально-психологических и педагогических факторов.

    Важная роль в этом процессе принадлежит мотивации причин психологического характера, которые побуждают личность к деятельностной активности и могут меняться в зависимости от внешних условий.

    Современные технологии обучения способны значительно повысить мотивацию обучения, настроить учащихся на осуществление учебной деятельности.

    Среди побудительных причин возникновения и практического использования новых педагогических технологий можно выделить следующие:

    · необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

    · осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным;

    · возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия преподавателя и учащегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

    · потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.

    Представление о технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает:

    1. Использование ее специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом;

    2. Свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

    Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

    С. Соловейчик

    Урок как мотивирующая среда.

    В современной педагогической литературе урок рассматривается как:

    · инструмент воспитания и развития личности;

    · основная форма организации УВП;

    · живая, подвижная, постоянно изменяющаяся процессуальная система;

    · более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся;

    · урок – звено в цепи уроков по теме.

    Объединяя все мысли, трактующие понятие «урок» можно сделать вывод, что современный урок – это урок, на котором преподаватель использует все возможности для развития личности учащихся, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, умений и навыков, для формирования ее нравственных основ.

    Общеизвестно, что каждый урок направлен на разрешение триединой задачи:

    · обучающей – осмысление и приобретение системы знаний, умений, навыков;

    · воспитывающей – формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

    · развивающий – развитие у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных способностей, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.

    Мотивационным фоном, побуждающим учащихся к деятельности по достижению обозначенных дидактических задач урока является система методов обучения (основных видов деятельности преподавателя у учащихся, обеспечивающих формирование ЗУНов и необходимых для решения учебно-воспитательных задач).

    Особое значение (основополагающее) в мотивации учебной деятельности приобретают системы методов, такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач.

    Сущность любого метода заключается в организуемом (мотивированном) способе познавательной деятельности учащегося, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

    Мы рассмотрим классификацию методов обучения, составленную по критериям степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внешний и внутренней мотивации обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критериям выбора метода.

    В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

    · объяснительно-иллюстративный метод;

    · репродуктивный метод;

    · метод проблемного изложения;

    · частично-поисковый или эвристический метод;

    · исследовательский метод.

    Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод при котором учащиеся получают знания из лекций, из учебной или справочной литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Самое широкое применение данный метод находит применение для передачи большого массива информации.

    Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

    Метод проблемного обучения – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, преподаватель, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает, способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

    Частично-поисковый или эвристический метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется преподавателем или самими учащимися на основе работы над программами (в т.ч. и компьютерными и учебными пособиями).

    Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, другие источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

    При такой классификации, методы стимулирования и мотивации являются составной частью каждого из вышеназванных методов, что обуславливает необходимость их самостоятельной систематизации.

    Метод – способ упорядоченной взаимодеятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

    Ю.К. Бабанский

    Метод – способ организации познавательной деятельности учащихся.

    Т.А. Ильина

    Классификация мотивирующих

    методов и приемов.

    Любая деятельность будет результативна, если она основана на внутренней мотивации, оптимально сочетающейся с внешне организуемой мотивацией, а также на потребности личности вступать в полноценное общение с другими.

    Таким образом, мотивирующие методы – это способ побуждения учащихся к учебно-познавательной деятельности.

    Можно предложить следующую классификацию методов мотивирующих процесс познания:

    Словесные:

    · похвала,

    · поддержка,

    · поощрение, замечать и анализировать малейшие успехи учащихся.

    Оценка – при оценивании ответов учащихся реализовывать в первую очередь, функцию мотивации, т.е. побудительное воздействие на личность учащегося, а затем функцию соотнесения, т.е. выставление отметки.

    Формирование интереса к учебе:

    · интересные, проблемные факты;

    · связь с жизненным ответом;

    · осознание важности изучаемого предмета для собственной деятельности;

    · новизна, показ неожиданного в привычном;

    · эмоциональная окраска, живое слово преподавателя;

    · творческие работы, задания;

    · активные методы обучения.

    Ощущение успешности в учебной деятельности:

    · понятная формулировка задания;

    · посильность, доступность задания;

    · четкая подача задания;

    · поощрение малейшего успеха;

    · постоянное сравнение собственных успехов учащегося;

    · высказывание превосходящую успех оценку: «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если захочешь, ты легко с этим справишься!» и т.д.

    · постановка учащегося в такую ситуацию, в которой он имел бы успех от прилежания и пережил бы чувство удовлетворения;

    · проявление терпимости к ошибкам;

    · поддержка положительных эмоций и состояния уверенности в себе.

    Проблемное обучение:

    · использование приемов и методов, которые ставят учащихся в проблемную ситуацию, требующую самостоятельности решения;

    · прежде чем излагать материал, ставится проблема, формируется познавательная задача, а затем, рас крывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения.

    Собственная точка зрения:

    · поощрение собственного мнения учащегося;

    · побуждение его отстаивания и доказательства.

    Применение современных технических средств обучения:

    · электронная презентация учебного материала;

    · компьютерные обучающие программы;

    · видеоматериалы.

    Деятельностный подход в обучении:

    · работа в парах, в группах;

    · использование учебного оборудования;

    · освоение современных технологий обучения;

    · обучающие дидактические игры, ролевые игры.

    Помните! Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом – самоутверждение, престижность, успешность, достижения.

    1. Личностные качества преподавателя, высокий уровень общения с учащимися, профессионализм, заинтересованность преподавателя в познании учащимися предмета.
    2. Творчество в учебном процессе, наличие творческих заданий.
    3. Активные формы работы на занятиях.
    4. Требовательность преподавателя в сочетании с психологической поддержкой.
    5. Современный материал.
    6. Социальное партнерство, привлечение специалистов производства.

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? Отсутствие желания и интереса у детей учиться - одна из основных проблем современной педагогики. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других - по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе.

    Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка. Мотивация к обучению заложена в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском эндорфинов, гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно. Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и - слово за слово - разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей… Школьные успехи и неудачи - это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

    Перечислим типичные ошибки родителей

    Ошибка №1. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность - не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста. Ошибка родителей №2. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу. Ошибка родителей №3. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе. Ошибка родителей №4. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок - у него просто не хватает на это энергии. Ошибка родителей №5. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту - дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу. Ошибка родителей №6. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей) Ошибка родителей №7. Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека. Ошибка родителей №8. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.) Ошибка родителей №9. «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая. Ошибка родителей №10. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

    Как же повысить мотивацию ребенка к учебе?

    Здесь нужен целый комплекс мер

    1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться - станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы. 2) Нужно учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения. 3) На начальном этапе для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Особенно в первом классе.

    4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за него то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды). 5) Очень важный момент - оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Во избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага - учителя (родитель хороший - хвалит, учитель плохой - ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться. 6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. 7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости - можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия - самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности. С таким багажом трудно выжить и добиться жизненного успеха. 8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу - явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Лучше всего поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п), при этом ребенок получает радость не только от мероприятия, но и от общения с семьей.

    9) Очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

    10) Очень важен в учебной деятельности навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается - а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

    11) Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но в перспективе все равно будет взлет. Потому что мотивация - это то, что нас движет, это наши крылья.

    Можно выделить группу вопросов, касающихся мотивации ребенка. И родителей, и педагогов интересует вопрос, как сформировать мотивацию учиться, как развивать желание ребенка учиться как можно лучше, как объяснить школьнику зачем нужно учиться.

    Что же такое мотивация и почему она так нужна? Если мы обратимся к словарям, то найдем определение "мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом".

    Почему так важно развивать мотивацию к учебе? Есть известная фраза "Можно подвести коня к водопою, но нельзя заставить его напиться". Так и в обучении. Мы можем привести ребенка в школу, можем дать ему всё необходимое, но , заставить это делать мы не можем.

    Человек любое действие совершает тогда, когда есть в этом потребность, когда есть мотив, желание, необходимость что-то получить. Так и в учебе. Только тогда, когда у ребенка будет необходимость выучить, он выучит. Вот это и есть - стремление учиться. И возникает она тогда, когда у ребенка есть потребность. Причем, эта потребность может быть как внутренней, так и внешней.

    К сожалению, сейчас у многих детей нет желания учиться. У ребенка не развиты познавательные интересы, следовательно, и учиться нет необходимости. Почему так получается?

    Вспомните, какое количество игрушек есть у вашего ребенка. Это множество машинок, конструкторы у мальчиков или разнообразные куклы, домики для кукол, коляски у девочек. Игрушки уже некуда складывать, а мы покупаем все новые и новые. Что в этом плохого и при чем здесь мотивация? Вроде бы прямой зависимости нет, но на самом деле ребенок привык получать все в готовом виде и у него не было необходимости что-то придумывать, делать самому.

    Сейчас многие бабушки говорят, что раньше никаких развивающих курсов не было, но дети учились с интересом. Но ведь и такого количества игрушек не было.

    Детям покупали какие-то игрушки, а то, чего не было, они придумывали сами. Можно было сделать пистолет из сломанной ветки, куколок из цветка или картона, одёжки для куклы мы рисовали и вырезали из бумаги. Была необходимость придумывать и что-то делать самостоятельно. Сейчас этого нет. Даже собирая конструктор, многие дети делают строго по схеме, так как нарисовано и мысли что-то изменить и сделать по-другому у них даже не появляется.

    Изначально мы приучаем ребенка получать всё в готовом виде, что никак не способствует . Ведь в процессе учебы надо не только получать знания, но и самостоятельно искать ответы на вопросы, отрабатывать определенные навыки, трудиться.

    Есть еще другая сторона. Мы можем научить ребенка определенным навыкам, используя какие-то специальные упражнения. Любой музыкант начинается с проигрывания гамм и этюдов. Спортсмен развивает свои способности путем тренировок. К сожалению, специальных упражнений, которые бы формировали мотивацию к учению, просто нет. Многие психологи работали и продолжают работать над этой проблемой, но до сих пор остаётся много неизвестного в вопросе формирования учебной мотивации. Возможно, в скором будущем ученые и найдут ответы на свои вопросы, но нам же надо это сейчас. Нам надо, чтобы наши дети хотели учиться и учились как можно лучше. Как этого добиться?

    Нет таблетки, которая бы развивала учебную мотивацию. Нет упражнений, формирующих мотивацию к учению. Но есть условия, при которых школьная мотивация начнет формироваться. Если в семье родители будут придерживаться определенных правил, учитывать эти условия, то постепенно сформируется учебная мотивация и ребенок поймет для чего он учится. И тогда вопрос "Зачем мне это надо?" отпадет сам собой. Вот эти условия.

    • Дайте ребенку достаточную самостоятельность. Помогайте только тогда, когда ребенок попросил о помощи. Важно обратить внимание, что самостоятельность проявляется в умении ставить перед собой жизненные задачи и решать их. А решить задачу успешно можно, если правильно составить план работы и его соблюдать. Следовательно, нам надо научить ребенка планировать свои действия и соблюдать этот план. Простой пример. Составьте план выполнения домашнего задания и наблюдайте, как ребенок его выполняет. Сначала лучше повесить план на видное место, чтобы ребенок не забывал этапы работы, а потом уберите. И составление плана работы полезно не только в учебной деятельности. Перед тем, как начнете уборку в комнате, распланируйте что и как будете делать и только после этого приступайте к работе. Это можно делать и с дошкольниками.
    • Интересуйтесь не оценками ребенка, а тем, что изучали в школе. Старайтесь показать практическое применение этих знаний. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Почему рубашка промокает, а куртка нет? Почему снег скрипит, а асфальт нет? Нужно ли водителю знать, как посчитать скорость или расстояние? Ставьте перед ребенком необычные задачи. Дети говорят, что не нужно знать таблицу умножения, т.к. есть калькулятор. А если электричество отключат, как будешь считать? А если пойдешь на рынок, где нет калькуляторов, то как посчитаешь, сколько надо заплатить? Когда ребенок понимает, что он учит и зачем, то и обучение идёт легче.
    • Хвалите за ошибки и учите искать пути исправления. В погоне за хорошими отметками мы, сами того не ведая, формируем у детей боязнь ошибиться. И часто маленький школьник не делает работу именно потому, что он боится сделать не так, как надо. Чтобы такого не получилось, нам надо дать понять ребенку, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И не ругать за ошибки, а учить их исправлять. Сделал сын массу ошибок в тетради по математике. От того, что мы его будем ругать, накажем, не пустим гулять ошибок меньше не станет. А вот, если мы разберем эти ошибки, поработаем над ними, то в следующий раз работа будет намного лучше. Принес ошибки ребенок - хорошо, давай подумаем, что сделать, чтобы их исправить.
    • Чаще используйте «пряник». Основной метод воспитания - "метод кнута и пряника". Мы наказываем, если что-то плохо и хвалим, если всё хорошо. К сожалению, на этапе обучения, чаще бывает что-то недостаточно хорошо и, соответственно "кнут" используется больше, чем "пряник". А зачем ребенку стараться, если опять будут ругать? А вот, если вы похвалите ребенка хоть за самую малость, то у него появится желание сделать еще лучше. Поэтому чаще ищите хорошее, то, за что можно похвалить.

    Соблюдая эти условия в своей семье, вы поможете ребенку, сформируете у него учебную мотивацию. И начинать это надо еще до школы, ведь формирование мотивации - процесс длительный. Кроме того, по мнению доктора психологических наук Катерины Поливановой учебная мотивация формируется в начальной школе, а вот в средней и старшей школе работают уже другие мотивы.

    Мотивация и мотивы

    Я как спортивный психолог практически изучаю с каждым спортсменом его личную спортивную мотивацию. Самоисследование - это зажигательная вещь, скажу я вам! Оно часто дает ответы, в чем и какую мотивацию я нашел или как потерял вместе с целью. При возгласе: «Какая-то мотивация у меня есть, но я в ней не уверен», - я понимаю, что мы сейчас составим исследовательский диалог о потребностях, целях и внутренних ресурсах, их рациональном использовании, раскрытии новых. Здесь я вспоминаю выражение Теодора Рузвельта «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты находишься».

    Итак, для создания системы мотивации определяем:

    1. Потребность
    2. Цель, достигнув, которую, мы удовлетворим потребность. Пишется в настоящем времени от первого лица в изъявительном наклонении. Она должна быть реальной (не менее, чем на 50%)! Если она слишком далека от ранних достижений, которыми вы гордитесь, вы начинаете больше тревожиться и потеряете мотивационную силу (возможно, это последующая цель).
    3. Имеющиеся внутренние ресурсы (навыки, личные качества, рефлексии и пр.)
    4. Мотивы: это что-то опредмеченное и содержательное, удовлетворяющее потребность человека.

    Чем мотивированней спортсмен, тем он результативнее. Если цель не зафиксирована или навязана, то личные ресурсы не в системе достижения цели и соответственно всегда может «включиться» в голове «хочу, но не могу… значит не буду», что приведет к дальнейшей потере мотивации и, следовательно, к окончаниям занятий вообще или к полной безрезультативности.

    Важно: цель исходит из собственных желаний и потребностей, и лучше всего ее завизуализировать!

    Пример:

    Представьте молодую девушку, пришедшую впервые в спортивный зал. Тренер, возможно, поинтересуется, что ее привело, чего хочет от занятий. Она хочет «постройнеть к лету и подтянуть мышцы». Такими словами она выражает свою потребность - хорошо выглядеть, но выражает в общих чертах, так как с конкретными видами упражнений и нагрузок еще не знакома. Уточнение «к лету» имеет заданный подсознанием временной интервал. Желание хорошо выглядеть формирует цель, которая для нее измерима (возможно в килограммах или сантиметрах).

    Мудрый тренер поможет с целеполаганием с первого занятия и зафиксирует, например, такую цель: «Я вешу 55 килограммов 1 июня»! Каков ее внутренний ресурс (движущие силы), который она определила в себе для достижения цели и мотивы? Ресурсами могут быть: время (я выделяю 2 часа три раза в неделю), былые занятия спортом (навык системных тренировок), интерес к высоким кардионагрузкам и так далее. А мотивами, например, могут быть: стремление к совершенству (повышение своей самоуверенности), повышение социального статуса (элитный фитнес-клуб) и новые знакомства.

    Принятие мотивации

    Мотивация, даже если она понятная и целенаправленная, должна быть совершенно принята внутри вас. Если вы испытываете малейшее сопротивление в мотивации, его немедленно нужно отпустить. Как это выявить? Вспомните свою цель, мотивы достижения цели и всю систему мотивации, которую к себе намерены применять в соотношении со временем. Если в каком-либо пункте (или временном отрезке) чувствуете хоть небольшое внутренне сопротивление (заставляете себя, лишаете себя, навязываете себе и прочее) или ощущаете неуверенность в своих ресурсах (через месяц у меня сессия/командировка и я не смогу соблюдать график занятий - все сорвется), это нужно обязательно проработать, а именно принять сопротивление и, затем, снять его.

    Мотивация должна быть совершенно принята внутри вас.

    Как снять споротивление? Задайте себе для начала такой вопрос: «Что со мной будет, если я приму сопротивление?» Представьте. И примите это состояние. Да, мы можем принимать разных себя, свои разные ощущения и состояния! Теперь спросите себя: «Могу ли я отпустить сопротивление?» И попытайтесь представить свои ощущения, которые будут сопровождать расставание с ранее принятым. Как только вы почувствовали себя свободным, значит вы справились, и сопротивление отсутствует. Вы понимаете, что ничего не должны, не обязаны кому-то, вопреки своим желаниям, а двигаетесь вперед к цели, не ограничивая себя внутренне, не тормозя собственную мотивацию. То есть, вы не можете отпустить воздушный шарик, если перед этим вы его не приняли в руку! Принимайте и отпускайте! Прорабатывайте и отпускайте от себя и серьезные мысли-«ограничители»:

    1. «Я не могу»,
    2. «Я не умею»,
    3. «Я с этим не справлюсь» и другие.

    Здесь есть важный нюанс! Можно легко потерять цель, а соответственно мотивацию, если ваша цель не гармонична с остальными целями или «запланированы» ресурсные срывы. Ресурсные прорехи, которые всплывают из подсознания, часто можно компенсировать, заменяя их на иные. Признаки того, что ваша мотивация работает без сопротивления, вы ощутите сразу же внутри: вы управляете своим временем, вы отделяете существенное от незначительного, вы контролируете поставленные задачи на пути к цели.

    Проработка демотиваторов

    Наивно полагать, что красиво написанную цель легко воплотить в жизнь. Нет, никто и не предупреждал, что будет просто. И самым каверзным в вопросе мотивации являются демотиваторы. Один из них - это страх. Страх неудачи, невозможности достижения цели, отверженности, которые часто формируются в детстве и проявляются во взрослой жизни условными реакциями на какие-либо внешние факторы. Гиперчувствительность к чужому мнению, критическим комментариям или боязнь совершить ошибку могут реально демотивировать и отодвигать от целей. Способность воспринимать временные трудности или негативные факторы безусловно, не изменяя свою мотивацию - самая выигрышная позиция! И в этом вопросе на помощь может прийти спортивный психолог.

    Cтрах неудачи - один из самых распространенных демотиваторов.

    Подытожим: потребности порождают ведущие к цели желания и мотивы. При их осознавании запускается механизм деятельности на необходимом уровне активности. Вы представляете, как достичь цели и попасть туда, куда вам хочется, обладая теми ресурсами, которые имеете «здесь и сейчас» и вовлекая новые ресурсы. Чем более осознаваемы цели, объективнее оценены возможности и способность ресурсов спортсмена к адаптации (качественной, временной и т. д.), тем сильнее мотивация. Системный подход является помощником в поддержании мотивации. Инициатор создания системы обычно тренер. А кому же мы можем это доверить? Только более компетентному, чем мы сами!