• Как стимулировать ребенка на хорошую учебу. Как мотивировать ребенка к учебе

    «Ученье – свет!» – твердят многие родители своим детям. Однако одних этих слов недостаточно. Чтобы школьник по-настоящему хотел учиться, родители должны помочь ему не только осознать необходимость учёбы, но и понять, что это может быть интересно.

    Почему он не хочет учиться?

    Первый шаг к успеху – осознание масштаба проблемы. Если у ребёнка был сложный день, и он просто не находит в себе сил сделать уроки, это вовсе не означает, что пора «бить в колокола» и читать ему лекцию о том, что его ждёт профессия дворника. Самое важное, что следует сделать в первую очередь – понять, по каким причинам чадо не хочет учиться.


    Самые распространенные из них – следующие:

    Виды мотивации

    Психологи выделяют два вида мотивации: отрицательная и положительная.

    • Отрицательная мотивация к любому виду деятельности предполагает наличие отрицательного стимула. Например, это может быть страх перед наказанием за отказ от занятия этой деятельностью.
    • Положительная (конструктивная) мотивация означает ориентацию на какой-либо положительный стимул.

    Какой же из видов мотивации наиболее эффективен? Чтобы ответить на этот вопрос, сразу проведём ассоциацию с методом «кнута и пряника». Вы, наверное, уже догадались, что кнут – это отрицательная мотивация, а пряник – положительная.

    «Метод кнута» не приемлем ни при какой ситуации, а тем более – по отношению к ребёнку. Даже если, к примеру, угрозы наказания за плохие отметки заставляют ребёнка учиться лучше, то это только внешний результат. Чувство дискомфорта и постоянного страха будут сковывать малыша, и он будет подходить к учёбе формально.

    К примерам отрицательной мотивации также можно отнести:

    • преувеличение родителями важности отметок;
    • позиционирование учёбы как долга;
    • уловки, шантаж и запугивание.

    Конструктивно стимулировать школьника к учёбе тоже нужно правильно, поэтому стоит подробнее остановиться на конкретных приёмах положительной мотивации.

    Как мотивировать ребёнка на учёбу

    Ошибочно полагать, что заинтересовать ребёнка учёбой должен только учитель. Каждый ученик индивидуален, педагог попросту не успеет за урок найти подход к каждому, поэтому школьники должны хотеть учиться, только тогда им будет интересно.

    Какие же приёмы использовать родителям, чтобы повысить интерес их ребёнка к учебной деятельности?


    Главное, что может дать родитель своему чаду, – это любовь и поддержка. Успеха в любом начинании достигнет только ребёнок, окружённый искренней любовью.

    Один папа однажды задал мне серьезный вопрос: «Как можно мотивировать подростка к учебе?» Проблема вполне понятная и, увы, многим знакомая. А вот писать о ней и советы давать довольно сложно. В случае с дошколятами у меня всегда есть уверенность, что получится. Ну, не бывает малышей без познавательной потребности. Требуется всего лишь эту потребность в правильное русло направить. А вот с подростками «легкая артиллерия» не поможет. Да и тяжелая тоже — ругань, шантаж и наказания лишь усугубят ситуацию.

    Что же делать?

    — Помнить, что движущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она нужна и удовлетворение от промежуточных результатов. Подросток должен осознать ценность обучения. Сам. По-настоящему (а не «да-да, пап, я с тобой согласен — только отвяжись!»).

    Разговоры о том, что школа дает необходимые знания, что без образования не найти хорошую работу, что именно сейчас закладывается фундамент будущего — могут иметь смысл, когда подросток готов вас услышать, когда он уже самостоятельно эти вопросы поднимал и их обдумывал. В противном случае, вы просто тратите время (мели, Емеля, твоя неделя — а я тебя не слышу).

    Что же, ничего нельзя придумать? Можно, но стоит забыть о нравоучениях и лобовой атаке. Пойдем обходными путями.

    Самый простой вариант: ваш ребенок имеет некое увлечение, которое, возможно, станет его призванием. При этом его увлечение уже привязано (или легко может быть привязано) к к тому или иному школьному предмету — математике, программированию, английскому, биологии,…. В этом случае стоит подкидывать подростку информацию об интересующих его вещах. Увлекается компьютерами? — расскажите о новейших разработках в этой области. Кто создает программное обеспечение или придумывает компьютерные игрушки, где и в каких компаниях эти люди работают, где можно научиться чему-то интересному и познакомиться с профессионалами. Посмотрите с ребенком видеоролики в YouTube с выступлениями Цукерберга, Джобса (кого уважает ваш отпрыск? ;)) Упомяните, что компании вроде Google и Microsoft ведут «охоту» за талантливыми студентами. Но чтобы в их сети попасть и получить опыт работы в уникальной среде, необходимо быть именно студентом. И, желательно, студентом хорошего ВУЗа. А для того, чтобы в этот ВУЗ поступить… Понимаете, к чему я клоню? 😉

    Обратите внимание: сначала подкидываем интересную ребенку информацию. Не один раз, а в течение некоторого времени. Пусть ребенок почувствует вашу заинтересованность и поддержку. И лишь потом ненавязчиво обсуждаем вопросы, связанные с ВУЗом и учебой.

    Второй вариант: с призванием и даже направлением ребенок пока не определился, но есть у него разные увлечения, из которых можно вытащить кое-что полезное. Если, конечно, подойти к ситуации творчески и с умом 😉 К примеру, ваш ребенок — фанат музыкальной группы. Американской. Предложите ему перевести пару любимых песен. Сложно? — а вот со знанием английского было бы куда проще. И можно было бы общаться на форумах с фанатами из других стран…

    Дочка любит просматривать «луки» звезд? — найдите англоязычный сайт на эту тему…

    Сын постоянно играет на компьютере? Попробуйте показать ему Scratch — программу, с помощью которой можно легко свои собственные игры создавать. Глядишь, чадо программированием увлечется.

    Ваша задача: «привязать» интересы ребенка к тому или иному школьному предмету. Сделать этот предмет полезным инструментом, помогающим подростку.

    Вы скажете: «А как же остальные предметы?». А дело в том, что если ребенок начинает чем-то увлеченно заниматься, английским, к примеру, то и ситуация с учебой в целом нормализуется. Во-первых, подросток получает опыт глубокого изучения определенного предмета, упорной и целенаправленной работы, который потом сможет перенести и в другие области. А во-вторых, его увлеченность поможет ему перейти в категорию «почти определившихся» детей, которую мы обсуждали выше.

    Самая сложная ситуация. Никаких увлечений, хоть сколько-нибудь связанных с учебой, у вашего ребенка не имеется. Ему лишь бы с друзьями гулять, да лодыря гонять. В этом случае частенько трудотерапия помогает. Да-да, я абсолютно серьезно. Один мой знакомый своего загулявшего сына к себе на склад устроил. Чтобы тот летом поработал — 8 часов в день, как положено, и со стандартной (смешной) зарплатой. — Хочешь, сынок, так всю жизнь работать и копейки считать? — Можешь больше не учиться. Осенью сын за ум взялся. Школу закончил и в хороший ВУЗ поступил.

    Идея простая: позволить ребенку не на словах, а на деле почувствовать прелесть низкоквалифицированного труда. А дальше — пусть думает.

    А теперь самое важное. Попробуйте честно самим себе на вопрос ответить: что именно вы хотите от вашего ребенка? Чтобы у него был приличный аттестат? Или чтобы он нашел свое призвание, был по-настоящему увлечен чем-то, мог самостоятельно искать информацию и упорно работать в интересной ему области? Помните, что второй вариант совсем не обязательно будет подразумевать выполнение первого.

    Навигация по записям

    Как мотивировать подростка к учебе : 20 комментариев

    1. RitaR

      Последний совет очень хороший. Надо попробовать! Второй совет еще лучше. Но как мне кажется его не очень легко выполнить. Надо не только своего ребенка досконально знать, но и кругозор обширный иметь (я например понятия не имею что такое Scratch)

    2. Larissa

      Так… Ждем теперь текст о мотивации дошкольников и младших школьников))

    3. Ника

      Как я понимаю советы больше для взрослых подростков подходят — 10-11 классы. А что делать с 7-8-классниками?

      1. Виктор

        Это как раз для 7-8 классников и есть совет.
        Мне кажется, стоит еще упомянуть о школьной среде. Я почти год боролся, чтобы сын перестал считать, что если он учится лучше всех в классе и у него нет троек за четверть, то это и есть потолок. Родителям необходимо узнать про успеваемость в классе и если она поголовно плохая, то можно задуматься и о переводе в другой класс или школу пока не поздно. Причем это возможно и есть самый действенный способ, так как будем смотреть правде в глаза — большинство родителей детьми не занимались и не будут заниматься.

      2. Ирина Рогожкина Автор записи

        7-8-классникам я бы отдельно посоветовала стараться расширять кругозор и пробовать самые разные активности. Если честно, меня не особенно стал бы беспокоить мальчишка, который неважно учится, но при этом активно развивает мозги в своих собственных делах и увлечениях. А вот если таких дел и увлечений не наблюдается, то стоит задуматься.
        Еще один важный момент! Я бы не советовала постоянно при ребенке сокрушаться: «Ох и умен он, и способен, только лентяй, ничего делать не хочет!» Дело в том, что ребенок в такой ситуации попадает в очень удобное положение. Его считают способным и умным. И, поскольку он ничего не делает, то свою «репутацию» риску не подвергает. А вот если бы он-таки захотел начать учиться, то могло бы и не выйти. Вдруг проблемы бы возникли. Стоит ли рисковать… Подростки частенько боятся начать что-то делать из страха, что не выйдет. Куда удобнее считать, что ты очень «крут», просто тебе ничего не надо.

    4. Ирина Рогожкина Автор записи

      Отличный комментарий от Татьяны Лимановны!
      Если он относится к детям среднего школьного возраста (3-7) классы, то я полностью согласна. Проблема в том, что у старшеклассников аргументация вроде «моя обязанность — работать, твоя — хорошо учиться» не всегда срабатывает. Срабатывает обычно в тех случаях, когда у ребенка уже появилась внутренняя мотивация к обучению — интерес к некоторым предметам, желание поступить в ВУЗ,… А вот если мотивации внутренней нет, то надо что-то придумывать.
      И еще насчет «интересно учиться»: Всё правильно — ВСЕ предметы действительно интересны быть не могут. И чем старше становится ребенок, тем больше элементов обязательности и даже принуждения (самопринуждения) должно быть в процессе обучение. Но если говорить о дошкольном возрасте (и, пожалуй, 1 классе), то интерес должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО. Именно он станет фундаментом, на котором потом вырастут способности, умение работать и прочие вещи.

    5. Андрей

      В ВУЗе нет мотивации, так как нет цели. Спросите себя, много ли студентов в ВУЗе знают учебный план? А там рассписано именно то, чему студенты научатся после того, как потратят 5 лучших лет своей жизни, а многие еще и платно. Большинство вплоть до конца пятого курса не понимают, что они будут делать на работе, какие навыки и знания им понадобятся и как они их будут применять. Таким образом ЦЕЛЬ обучения отсутствует полностью, нет ориентира, к которому студенты идут, им не с чем сравнивать, получили они то, что необходимо, или нет. Единственный ориентир это диплом, поэтому на рынке очень много дипломников и очень мало тех, кто реально может что–то делать в своей специальности.

    О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

    Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

    Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

    Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

    Почему не работает внешняя мотивация

    Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

    Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

    Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

    Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

    Что влияет на интерес к учёбе

    Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

    1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
    2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
    3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

    С чего начать

    Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

    1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
    2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
    3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

    Ищем внутреннюю мотивацию

    Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

    1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
    2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
    3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
    4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

    Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

    По материалам книги «Наказание наградой».

    Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? - попробуем разобраться! Ведь когда ребенок сам бежит в музыкалку или сам и вовремя садится за уроки, - это не только экономит родительские нервы, но и позволяет ученику добиваться лучших результатов. На самом деле лучших.

    Когда мозг в восторге

    У нейропсихологов есть своя история о том, откуда берется счастье. Представьте наш мозг: толпы нейронов, снующие между ними химические агенты, кровеносные сосуды и электрические импульсы. Когда человек приступает к какому-то занятию, в коре головного мозга активизируется зона, которая за это занятие отвечает. Скажем, мальчик играет в футбол: он умеет бить по мячу, принимать передачу, он активно и радостно обменивается сигналами с другими игроками, - одним словом, он в своей тарелке. В его мозге активно включается хорошо развитый «футбольный» участок коры, клетки омываются свежей кровью, густо пробегают электрические разряды, выделяются стимулирующие вещества, плетутся новые нейронные связи, все сияет, искрит, пульсирует, как на празднике, - и субъективно это переживается как драйв, счастье и осмысленность.

    А вот другой мальчик: он тоже играет в футбол, но при этом тайно мечтает скорее пойти домой клеить танчики, по мячу он бьет слабо и неловко, игроки шпыняют его за непонятливость, а тренер недовольно морщится. В это время «футбольная» зона коры, конечно, включается и оживает, но сигналы по ней бегут слабые и разрозненные, выделяются стрессовые вещества, а участок коры «про танчики» постоянно пытается перехватить лидерство. И субъективно мальчик переживает это как раздражение, скуку и пустую трату времени. Счастья в этом мало, не говоря уже о смысле: мальчику может казаться, что глупее нет занятия, чем отбирать друг у друга мячик на поле.

    Хорошая новость заключается в том, что даже не слишком любимое занятие заставляет мозг работать и отпускать человеку энергию на действия. А значит у него есть шанс найти в своих делах светлые и вдохновляющие моменты (например, когда удар по мячу будет удаваться все лучше) - стать счастливее и захотеть развиваться дальше. Самые несчастные люди, с точки зрения биохимии мозга, - это скучающие бездельники, которые не знают, чем себя развлечь и как занять. Они лежат или слоняются без дела, ищут хоть какие-то стимулы и развлечения, чтобы победить мучительную скуку. Маленьким детям незнакомо это состояние, но как ни печально, к подростковому возрасту многие девочки и мальчики впадают в апатию и начинают лениться.

    Существует миф, будто у человека есть «волшебная кубышечка» - запас сил, которые можно расходовать, а можно сэкономить - и тогда останется больше энергии «для себя» и «на удовольствия». На самом же деле, говорят ученые, силы приходят к нам, как молоко к кормящей матери: пока мама кормит малыша, у нее есть молоко, но как только младенца отлучают от груди - выработка молока понемногу прекращается. То же самое происходит с количеством энергии, которую мозг отпускает нам для действий: пока мы активны (а лучше всего - делаем дела с удовольствием), у нас есть силы, но как только мы отказываемся от дел - сил и счастья становится все меньше. Конечно же, отдых необходим, и трудоголики страдают не меньше бездельников, впадая в другую крайность. Но все равно именно разнообразная интересная работа головой, телом и душой дает счастье, симпатию к себе и ощущение полноты жизни - когда в течение дня в работу включается весь мозг, искрясь и пульсируя, как новогодняя елка. И как раз это ощущение счастья и драйва может стать отличным стимулом к развитию и мотивацией к учебе.

    Как счастье помогает учебе?

    А теперь зададим коварный вопрос про мальчиков и футбол: кто из героев нашей истории добьется лучших результатов? Кто будет усерднее заниматься и расти над собой? Казалось бы, ответ очевиден, и первый успешный мальчик скоро станет звездой стадионов, а второй отползет к своим танчикам со смесью стыда и облегчения.

    Но здесь на сцену выходит важное слово - проактивность. В основе ее - волевое решение и живой интерес: «Я сам, я хочу, я сделаю, мне надо». Многие мамы нервно замирают, вспоминая кризис трех лет, негативизм и вредное детское «я сам!» по делу и не по делу - но именно так начинает проявлять себя детская воля. И если дать ей окрепнуть, то она приведет к успеху. Когда ребенок незаметно для себя принимает решение: «Я буду заниматься футболом, научусь кататься на скейте, буду играть в театре, мне нравится, хочу, мое», - то он почти победил. Потом у него может смениться интерес, он переключится с театра на уроки вокала (и имеет на это полное право), но именно настойчивость воли и страсть помогают расти и развиваться в выбранном деле.

    Сложность в том, что проактивность включается только изнутри. Мама и папа могут сколько угодно хвалить, обещать подарить планшет и щенка за пятерки в музыкальной школе, но если ребенок не захочет заниматься сам - то результаты его будут средними, а интерес к занятию угаснет очень быстро, даже если у детки есть способности. Но бывает так, что случается странное: однажды ребенок начинает сам получать от своего занятия радость и кайф. Он сам вдруг слышит, что «Кошкин дом» на флейте-пикколо звучит сногсшибательно, он хочет еще, он видит в этом смысл, его самоуважение растет! Он играет «Во поле береза стояла» и просто млеет от своего могущества. Так включается «Я сам, хочу и буду», - и часто это подобно сходу лавины. Так ребенок идет к успеху, к самостоятельности и снимает с родителей мучительную обязанность изо дня в день заставлять чадо заниматься (ну, разве что поддерживать и подогревать).

    Шутка в том, что проактивность включается иногда при загадочных обстоятельствах. Например, наш мальчик-с-танчиками может остаться в футболе из вредности и упорства, или из желания понравиться девочке, или из соперничества с другом, - и постепенно так втянется и научится получать от занятий столько удовольствия и драйва, что станет лучшим. Конечно, родители могут делать попытки помочь ребенку найти свою волшебную стезю: знакомить его с разными интересными темами, показывать захватывающие фильмы, приводить на выставки, на спортивные соревнования, в научные лаборатории... Другими словами - создавать вокруг ребенка богатое, эмоционально и интеллектуально насыщенное поле, чтобы ребенку было за что зацепиться умом и сердцем. Это очень похоже на «танцы с бубном», но иногда срабатывает (хотя часто проактивность включается, скорее, вопреки родительским усилиям).

    Так, например, современный ученый-химик с мировым именем Артем Оганов рассказывает, что интерес к химии у него проснулся в четыре года, когда он «случайно» нашел в шкафу отличную детскую книгу по химии, которую подложила туда мама. Мама предлагала сыновьям разные темы, внимательно следила, на что они живо откликнутся, - и помогала им расти в этом направлении. Мама другого известного «мальчика» - Бориса Гребенщикова старалась показывать ему самые интересные вещи, с которыми сталкивалась сама, - книги, музыку, театральные постановки, занятия в творческих студиях, - и тоже шла вслед за интересами сына.

    Получается, что лучшее, что может сделать родитель, - это обеспечить ребенку разнообразные стимулы, дать ему свободу выбора и внимательно следить за деткой. Если видим, что ребенок включился, с радостью погружается в тему, глаза блестят и шестеренки крутятся, - ура, удача! - поддерживаем и помогаем движению. Рецепт для подавления воли и проактивного начала тоже прост: побольше контролировать ребенка, ходить за ним по пятам и выбирать ему занятия на свой вкус, уныло нудеть об обязанностях и глушить инициативу.

    Как комфорт отбивает желание учиться

    В родительских умах долгие годы живет идеал благополучного и развитого ребенка. Его растили в любви и оберегали от психических травм, помогали развивать разные способности, водили на концерт в ползунках, выбирали лучшую школу, нанимали репетиторов… ГВ по требованию и совместный сон плавно перетекают в английский язык с носителем и тренинги лидерских качеств. При этом психологи говорят, что в подростковом возрасте благополучные детки, с которыми слишком много занимались, нередко впадают в апатию и ничего не хотят. Точно так же как «золотая молодежь» часто имеет диагнозы «депрессия + различные зависимости».

    И здесь еще раз хочется повторить максиму: только собственная активность дает устойчивое ощущение счастья и мотивацию к развитию. Родители порой так сильно хотят дать ребенку хороший старт, что нагружают его ответственностью и очень полезными занятиями, помогают выучить языки, освоить науки, побеждать в олимпиадах, рисовать и играть на музыкальных инструментах. Ребенок занят и пристроен к делу, он успешный и милый, но ему некогда продохнуть, поскучать, посмотреть по сторонам и Самому захотеть чего-то добиться или что-то освоить. Казалось бы, у человека есть все данные для триумфального вхождения во взрослую жизнь, он все умеет, - но не знает, чего хотеть, его глаза не горят, он движется по накатанной и не находит внутри себя стимулов к активным действиям и развитию.

    Само собой, у любого подростка или взрослого человека есть все шансы прислушаться к себе, найти свою точку приложения сил, включить проактивность и счастливо двинуться вперед. Но дадим слово статистике: дети, которых слишком опекали и направляли, так же, как и дети, которыми слишком пренебрегали, - во взрослом возрасте более склонны к девиантному поведению, депрессиям и психическим нарушениям. В то же время дети, которым уделяли среднее количество внимания, во взрослом возрасте гораздо чаще остаются в границах нормы.

    Хочу и надо - меж двух огней

    Получается, что такой простой вопрос: «Как помочь ребенку хорошо учиться?» - на самом деле связан с жизнеполагающими темами про счастье и волю, поиск своего дела, свободу и границы. И как раз тема свободы и границ дает еще несколько важных и конкретных ключей к успеху.

    И в детской, и во взрослой жизни есть два берега: Хочу и Надо. Если высадиться на один из этих берегов и помахать ручкой другому, то можно смело прощаться с покоем и надеждами на счастье. Единственный выход - соединять их мостом. С одной стороны, ребенку необходимо привить ответственность и дисциплину, чтобы он освоил важные для жизни навыки, учился взаимодействовать с людьми, получил аттестат и профессию, в конце концов. И был жив-здоров. С другой стороны, на ребенка нельзя слишком давить, чтобы он не закрылся, не впал в уныние от избытка обязанностей, а мог дышать вполне свободно и выбирать те дела, которые делают его счастливым и значимым.

    Мера дисциплинарных воздействий подбирается индивидуально, с учетом возможностей и привычек каждой семьи: одного ребенка нужно хвалить и подталкивать, другого выслушивать и заманивать, - честная родительская интуиция и любовь пополам с уважением делают свое дело. Но существуют также вполне рабочие методы, которые помогают укрепить самостоятельность, ответственность и удовольствие от учебы, даже если речь идет о нелюбимой алгебре. Конечно, в итоге ребенок не примется целовать учебник, но его знания и уверенность в себе могут заметно подрасти.

    Как помочь ребенку захотеть учиться

    Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба - это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба - это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками - тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

    Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты - это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? - несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп - просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

    Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? - помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? - зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? - зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

    Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» - и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда - это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, - научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

    Замечательный метод справляться с монотонной работой - разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

    Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию - это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба - это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!

    Многие взрослые говорят: «Эх, если бы меня вовремя поддержали родители…» Им не удалось добиться желаемого, поддержку не получили, а собственного стремления оказалось недостаточно. Если бы родители были немного внимательней к ним и вовремя сказали: «Будь смелей! Ты молодец и все будет хорошо!» ─ результат был бы совсем иным. Это и есть мотивация ─ в успехе, на хорошую учёбу, на любые другие достижения. А как мотивировать маленького человека, мы и рассмотрим в данной статье.

    Основные правила мотивации

    Как мотивировать ребёнка? Достаточно соблюдать простые правила. Для их выполнения взрослым придётся несколько перестроиться, что потребует некоторых усилий.

    Возможные ошибки взрослых

    Если ребёнок уверен в том, что сможет достичь успеха, то будет делать все возможное для достижения цели. А когда уверенности в успешном выполнении задания нет, но все получается, то градус счастья огромен. Но если завышаются требования и при всех усилиях результата нет, ребёнок не получает одобрения, мотивация отсутствует. У маленького человека не будет стремления учиться и развиваться ещё и в том случае, если окружающие считают его хорошие результаты чем-то совсем обычным, как будто он никогда не может ошибаться.

    Успехи в школе ─ это результат сформированной мотивации. Выполнение домашних заданий ─ проверка на прочность родителей во многих семьях. Дети не могут себя заставить начать выполнение уроков. Они будут делать что угодно ─ играть, рисовать, смотреть телевизор. Родитель теряет выдержку и доходит до крика и ругани. Школьник чувствует постоянный прессинг и, в конце концов, учиться не хочет. Результатом может стать тотальная неуспеваемость и умственная апатия.

    Основные ошибки

    1. Слишком раннее начало учёбы в школе. Родители с гордостью отмечают, что их ребёнок обладает большим количеством знаний для своего возраста и делают вывод ─ он полностью готов к школе. Но больше важна готовность психологическая. Должен быть сформирован навык делать то, что от него требуют в данный момент, а не то, что ему хочется.
    2. Возраст скелета ребёнка к моменту начала обучения. Рука должна завершить своё формирование. Количество зубов ─ к поступлению в школу у ребёнка 4 передних резца ─ 2 верхних и 2 нижних уже должны смениться. Если биологически малыш ещё не созрел, учиться в школе ему будет тяжело. Слишком быстрая утомляемость и невозможность выполнить требования учителя заставит его невзлюбить школу и все, что с ней связано.
    3. Ребёнка оберегали, и он не посещал детский сад. У него не было возможности научиться уважать чужое мнение, соблюдать ограничения и узнать нормы, необходимые для жизни в коллективе.
    4. Проблемы в семье. Ребёнок, который формируется в постоянно накалённой атмосфере и привык к ней, не будет должным образом реагировать на школьные неурядицы. Его сил на это просто не хватит.
    5. Если в повседневной действительности ребёнок разболтан, не соблюдаются элементарные понятия о режиме дня, ему намного сложнее учиться. Если же в свободное время у него есть некоторое количество дополнительных занятий и мероприятий, он более нацелен на успешную учёбу.
    6. Взрослые, окружающие ребёнка, должны уметь договориться между собой о едином уровне требований к нему.
    7. Недопустимы как жёсткие меры влияния ─ запугивание, избиения, психологическое подавление, так и противоположные - чересчур сильная опека, задаривание.
    8. Способности и возможности ребёнка должны быть справедливо оценены, чтобы не было чрезмерных требований. Не стоит подозревать малыша в лености, для проявлений апатии и лени могут быть серьёзные причины (болезнь, особое психологическое состояние).
    9. Некорректное отношение к ребёнку и результатам его усилий. Это может быть обидное прозвище, сравнение с другим ребёнком, насмешка и т. д.
    10. Огромное число родителей надеяться на то, что их ребёнок будет иметь те интересы, которые были важны и для них в детстве. Особенно если самим не удалось достичь успеха, и они проецируют свои ожидания на ребёнка.

    Формирование мотивации

    Как же практически сформировать у ребёнка желание действовать, как мотивировать ребёнка? В основе лежит создание вокруг ребёнка обстановки, в которой самому захотелось бы чему-то учиться.

    Основные моменты

    • Нужно уточнить, почему мотивации нет ─ может быть, ребёнок учиться хочет, но не получается или это недочёты воспитания.
    • Малыш не умеет мыслить в дальней перспективе. Поэтому он способен рассуждать только о ближайшем будущем. Слова о том, что если ты плохо учишься, то в жизни ничего не добьёшься ─ для него пустой звук.
    • После выяснения причины стараться устранить её. А ошибки воспитательного момента нужно стараться исправить.
    • Если учиться у ребёнка не получается, то преодолевать это нужно вместе, помогать и формировать необходимые умения.
    • Постепенно у ребёнка сформируется необходимое умение слушать и умение слушаться. Но пока этого нет, очень важно, чтобы родители наблюдали и участвовали в процессе учёбы, помогли определить нужную периодичность и последовательность действий, ─ когда сесть за уроки, когда отдохнуть и прочее. Нужно прививать ребёнку самодисциплину.
    • Зона ближайшего развития ─ её надо создавать и поддерживать. Недопустимо выполнять за ребёнка его задачу, если он сможет её выполнить сам.
    • Важнейшая тема ─ как оценивать сделанное задание. Он ведь очень старался и по сравнению с предыдущим заданием достиг заметного успеха. Родители его похвалили. Но преподаватель в школе оценил результат, сравнив его с результатами остальных учеников, и оценка плохая. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно быть в курсе необходимого уровня знаний и умений.

    • Если в семье при увеличении требований к ребёнку ему помогали, поощряли и относились с теплотой, то сформируется мотивация на успех и учиться он будет с удовольствием. Если же к нему относятся жёстко, деспотично или просто безразлично ─ сформируется совсем другой мотив ─ как избежать ситуации, в которой поджидает неудача.
    • То, как ребёнок оценивает себя ─ важнейший момент формирования мотивации к учёбе. Если малыш оценивает свои возможности ниже, чем они есть на самом деле, то будет отсутствовать мотивация к учёбе. Если сформировалась слишком высокая оценка себя, то возникает опасность не замечать своих недочётов в учёбе и не признавать их. Успеваемость в школе не является основополагающей для успеха в жизни. Прежде всего, нужно вырабатывать у ребёнка адекватное восприятие самого себя в позитивном ключе. Важно поощрение ребёнка за его успехи. Поощрение в материальном смысле ─ вопрос спорный и каждый вправе определяться с этим сам. Прекрасный вариант поощрения ─ совместное посещение интересных мест, поездки и путешествия.
    • Сиюминутного успеха быть не может. Важно соблюдать уверенную последовательность в действиях, даже если при этом вы не наблюдаете видимого прогресса.
    • Самоконтроль ─ необходимый навык. Подавляющее число ошибок появляется по невнимательности и ребёнок должен уметь проверять себя, учиться исправлять их. Постепенно вырабатываются многие деловые качества, которые в переходном возрасте помогут сформировать мотивации достижения высоких результатов. Процесс длительный, важно проявить терпение и не дёргать ребёнка зря.
    • Ребёнок обязательно должен поверить в то, что непременно добьётся успеха. И родители, и преподаватели должны его поддержать.
    • Сложный момент в школе ─ переход в средние классы увеличивается нагрузка, незнакомые преподаватели, новые предметы. Нужно постоянно иметь контакт с ребёнком, слушать и слышать его, приходить на помощь при появлении проблем, научить перераспределять своё время и нагрузку.
    • Сдача государственной аттестации ─ страшилка для всех старшеклассников и их родителей. Подавляющее большинство школьников к 16 годам имеют представление о том, чем хотят заниматься. Задача родителей ─ поддержать в выборе и помочь определиться. Необходимо уважительно отнестись к решению подростка, даже если родителям этот выбор не нравится.

    Самый верный способ мотивировать ребёнка, в том числе и на учёбу ─ это сформировать у него ясное осознание того, чем он занимается, в чём смысл всех усилий. Мы, взрослые, думаем, что все лежит на поверхности и значение учёбы бесспорно. Но для ребёнка это не так. И наша задача ─ дать возможность ему самому определиться с будущим и, мотивируя его на успех, помочь в достижении желаемого.