• Развитие ребенка в 1год 6 месяцев. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

    Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

    Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

    1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
    2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
    3. Сам кушает, используя столовый прибор.
    4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
    5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
    6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
    7. Распознает обозначение частей своего тела.
    8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
    9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
    10. Пытается самостоятельно одеваться.

    Речевое развитие малыша в 1,5 года

    Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

    Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

    На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

    Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

    Физическое развитие ребенка

    Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

    Несколько упражнений этой направленности:

    • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
    • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
    • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

    Кормление ребенка в 1,5 года

    В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

    Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

    Сон малыша

    К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

    Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

    Игры для полуторогодовалого малыша

    Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

    • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
    • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
    • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

    Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


    Отправить

    Тревожные звоночки для родителей:

    1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
    2. К 1,5 годам малыш не ходит.
    3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
    4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
    5. Ходит только на носочках.
    6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

    Эмоциональное развитие ребенка:

    • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
    • без труда переключается из одного предмета на другой
    • радуется и смеется, когда у него что-то получается
    • выражает свое несогласие криком
    • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
    • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

    Уход за малышом

    Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

    Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

    Параметры полуторагодовалого ребенка

    Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

    Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий.

    В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

    Мало-помалу ребенок учится самостоятельности

    Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

    Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

    Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

    Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

    Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.

    Важные изменения в эмоциональной сфере

    Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

    Для этого возраста свойственен феномен «я сам»

    Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.

    Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

    Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.


    В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

    Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

    Научите малыша контролировать свои чувства

    Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.

    Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

    На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

    Физическе развитие ребенка:

    • Не только ходит, но и хорошо бегает.
    • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
    • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
    • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
    • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
    • Может садиться на корточки.
    • Прыгает не только на месте, но и вперед.
    • Способен выбраться из манежика.
    • Открывает дверь в комнату.
    • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
    • Подбрасывает мяч вверх.

    Показатели ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

    График роста и

    И график веса

    Рост

    80.80-81.73 см

    11.400-11.805 кг

    Окружность головы

    Обхват грудной клетки


    Психическое развитие ребенка:

    • Ребенок эмоционален, требователен.
    • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
    • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
    • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
    • Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

    Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

    Для развития речи:

    • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
    • маленькие книжки с потешками.

    Для развития движений:

    • мячи разных размеров;
    • обруч;
    • двигающиеся машины; каталки.
    Для сюжетной игры:
    • куклы;
    • игрушечные животные, птицы;
    • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
    • детская посудка;
    • кукольная одежда;
    • пупсик, ванночка и коляска для него.
    Для развития предметной деятельности:
    • игрушки-матрешки;
    • пирамидка;
    • ленточки;
    • цветные кубики;
    • совки и ведерки, формочки для песка;
    • конструкторы.
    Для знакомства с понятиями формы и цвета

    Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб .

    Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

    Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

    Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

    Физические параметры

    Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

    • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
    • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

    Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

    В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

    Режим сна и бодрствования

    В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

    Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

    Особенности рациона

    В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

    Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

    • завтрак – 8:00;
    • обед – 13:00;
    • полдник – 16:00;
    • ужин – 19:00.

    Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

    Основные правила составления меню:

    1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
    2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
    3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
    4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.


    Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

    Физическое и интеллектуальное развитие

    В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

    • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
    • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
    • многие малыши начинают быстро бегать;
    • кроха умеет присаживаться на корточки;
    • у него получается открывать дверь в комнату;
    • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
    • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

    В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

    • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
    • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
    • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
    • отличать кубик от мячика или кирпичика;
    • находить одинаковые предметы;
    • показывать вещи по просьбе взрослого;
    • ориентироваться в формах и размерах;
    • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).


    В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой – они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

    В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

    • заменять подручными предметами реальные;
    • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
    • изображать «чтение» книги;
    • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
    • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

    Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

    • начинает приучаться к горшку;
    • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
    • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
    • расстраивается, если испачкался.

    Речевые навыки

    В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.

    Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

    В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

    Развивающие игрушки

    Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

    Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

    • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
    • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
    • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
    • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
    • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
    • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

    Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

    Отличие предметов по форме, величине, цвету:

    • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
    • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
    • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
    • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
    • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
    • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
    • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

    Игровые действия:

    Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

    • по показу взрослого,
    • по просьбе взрослого,
    • в самостоятельной игре.

    Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

    Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

    Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

    Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

    Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

    Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

    • по показу,
    • по просьбе взрослого,
    • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

    Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

    Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

    Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

    Интересуется действиями других детей.

    Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

    Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

    Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

    Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

    Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

    Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

    С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

    Речевое развитие ребенка в полтора года

    Понимание речи:

    • Показывает части тела по просьбе взрослого.
    • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
    • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
    • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

    Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

    • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
    • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
    • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
    • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

    Бытовые навыки

    • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
    • Пьет из чашки, почти не проливая.
    • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
    • Спокойно относится к умыванию.

    Физическое развитие

    • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
    • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
    • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
    • Проходит по слегка наклонной доске.
    • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
    • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

    Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

    Особенности возраста

    • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
    • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
    • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
    • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
    • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

    Рост и вес

    По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

    Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

    Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

    Калькулятор роста и веса

    Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

    Рассчитайте календарь прививок

    Укажите дату рождения ребенка

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Режим дня

    Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

    Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

    На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

    Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

    У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

    Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски , копчености, колбасы , жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

    Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Что малыш должен уметь?

    Большинство деток в 1,5 года умеет:

    • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
    • Взбираться на диван.
    • Произносить до 20-40 облегченных слов.
    • Есть ложкой.
    • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
    • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
    • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
    • Указать на предмет, который его заинтересовал.
    • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
    • Подниматься и спускаться по лестнице.
    • Строить башню, используя 2-4 кубика
    • Бросать мяч и толкать его ногой.
    • Пить из чашки.
    • Показывать части тела.
    • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
    • Рисовать мелками и карандашами.
    • Некоторые дети просятся на горшок.

    О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

    Занятия

    1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
    2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
    3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
    4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры . Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
    5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
    6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
    7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
    8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
    9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
    10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
    11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
    12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
    13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
    14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
    15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

    • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
    • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
    • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
    • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
    • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.