• Что нужно ребенку для подготовки к школе. Домашняя подготовка к школе

    Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

    Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

    Что должен знать будущий первоклассник

    Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

    Счет
    Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

    Письмо
    Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

    Чтение

    В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

    Творчество
    Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

    Окружающий мир
    Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

    Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

    Как научиться быть самостоятельным в школе

    Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

    Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

    Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

    Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

    Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

    Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

    Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

    Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

    Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

    Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

    Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

    Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

    Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

    Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

    Практическая подготовка

    Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

    Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

    Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

    Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

    Видео: подготовка ребенка к школе

    Мнения о том, как правильно подготовить будущего школьника к учебным занятиям в домашних условиях, у родителей расходятся. Одни уверены, что последнее лето перед уроками нужно провести исключительно в отдыхе, другие максимально загружают свое чадо, чтобы оно в будущем не отставало от одноклассников. Только впоследствии оказывается, что некоторые дети становятся «переподготовленными» и им скучно находиться на уроке, другие прекрасно считают и читают, но теряют вещи и совершенно не ориентируются в здании учебного заведения, третьи хорошо читают по-английски, но испытывают трудности в изучении собственного языка или дискомфорт в общении. Продолжать список можно бесконечно, у учителей начальных классов много подобных историй. Как найти золотую середину, чтобы малыш с интересом открыл новый этап в своей жизни?

    Психологическая готовность малыша к школьному процессу

    Психологическая подготовка к школьному процессу малышей является самой важной. Она имеет колоссальное значение, вне зависимости от того, какой тип учебного заведения был выбран:

    1. Улучшение навыков коммуникации с другими детьми, принятия себя в социальной позиции школьника. Приобретенный опыт отражает его личностную зрелость. Психологи рекомендуют возложить данную миссию на профессионалов, работающих в центрах подготовки детей к школьному процессу. Чем раньше родители обратятся к ним, тем более эффективным окажется результат.
    2. Малыш должен понимать, что столкнувшись с трудностями, рядом с ним всегда окажутся родители и учитель, готовые помочь. Вместе можно справиться с любым заданием. Волевая зрелость в процессе подготовки малыша определяется его готовностью к самовыражению, выполнению учебных требований.
    3. Интеллектуальная зрелость очень важна для малыша. Она определяется количественным словарным запасом слов, знаниями об окружающем мире, умением анализировать и выстраивать логическую цепочку. Подготовленный ребенок способен высказывать свои мысли, выполнять задания учителей, свободно общаться на хорошо знакомые ему темы.

    Умения и навыки, которыми должен овладеть будущий школьник

    Ниже представлен перечень общих требований, с которыми должен справлять каждый малыш, которому предстоит переступить школьный порог:

    • указание своего полного имени, своего дня рождения и домашнего адреса;
    • знать буквы, ориентироваться в гласных и согласных, читать короткие тексты (хотя бы по слогам);
    • знать отличия между временами года, уметь описывать их (определяется лексический запас слов);
    • ориентироваться во времени суток;
    • называть основные геометрические фигуры и уметь изображать их;
    • запоминать короткие тексты, уметь пересказать его (определяется дикция, память).

    В подготовку к школе также следует включить следующие навыки:

    • правильного поведения в общественных местах;
    • ухода за собой без помощи взрослых, наведения порядка на рабочем месте;
    • описание того, что изображено на картинке;
    • счета до 20;
    • названия цветовых оттенков;
    • ответов на вопросы: «кто?», «когда?», почему?»;
    • спокойного препровождения времени на уроке в течение 20-25 минут;
    • различий направление «вверх», вниз», «вправо», «влево».

    Подготовка к школьной программе с преподавателем

    Если было принято решение об учебе в специализированном центре для дошкольников, то родителям в выборе организации нужно обратить внимание на следующие моменты:

    1. Опыт учителей, которые задействованы в работе с малышами. Имеет ли развивающий центр лицензию на ведение образовательной деятельности. Количество учеников на занятии, интерьер помещения, наличие вспомогательное учебного материала.
    2. По каким программам и разработана ли система проведения учебных занятий, на какой предмет делается акцент, как долго идут уроки, использует ли учитель индивидуальный подход к каждому ученику – эти вопросы должны заинтересовать в первую очередь. Если центр подготовки детей имеет узконаправленную специализацию, стоит задуматься, нужно ли это.
    3. Наличие занятия, которое нацелено на развитие творческих способностей малыша. Подобные уроки являются обязательной частью подготовки.
    4. Обратить внимание на общую атмосферу в классе: заинтересованы ли дети в учебе, чувствуется ли их вдохновленность и желание узнавать больше.

    Подготовка к школьной программе в домашних условиях

    Конечно, со всеми вышеперечисленными требованиями быстро и профессионально справятся компетентные специалисты в области педагогики. Но что делать тем родителям, которые самостоятельно занимаются с малышом и осуществляют его подготовку к школе? На что обратить внимание:

    1. Подготовленный будущий ученик должен знать все буквы в азбуке. Затем следует постепенно переходить к чтению по слогам. Ребенку на школьных занятиях будет значительно проще, если он заранее освоит чтение. Приобретенный навык отразится в соблюдении правильности последовательности написания букв. Кстати, следует начинать писать печатными буквами, так чадо быстрее освоит письмо. Тренировка рук должна быть регулярной.
    2. Развитие речи и дикции. Предложите малышу после просмотра мультфильма или научной детской передачи пересказать услышанное и увиденное. Не пренебрегайте его мнением, учите его без стеснения высказывать свои мысли. Малыш нуждается в частом общении, он задает многочисленные вопросы, которые на первый взгляд для родителей могут показаться глупыми, но не стоит пренебрегать ответами на них.
    3. Умение считать – важный навык, который должны приобрести к первому классу многие дети. Начинайте с подсчета тарелок на столе, пальчиков, количества книг на полке и так далее. Затем можно купить счетные палочки или продолжать развивать способности с помощью цветных карандашей. Обычную прогулку можно превратить в увлекательное занятие. Можно считать лужи или деревья, называть цвета листьев и размер (большой/маленький) животных, которые встречаются на пути, различать неодушевленные/одушевленные предметы.
    4. Интеллектуальное развитие детей невозможно представить без творчества. Для совершенствования мелкой моторики рук можно создавать всевозможные поделки. В интернете можно найти огромное количество мастер-классов на любой вкус. Лепка из глины и пластилина, работа с ножницами, красками и кисточками также помогает освоить малышу письмо.
    5. Перед тем, как идти в первый класс, малыш обязан усвоить правила поведения, самостоятельности и безопасности в помещении и на улице. Просыпаться и ложиться отдыхать в определенное время, делать уроки ежедневно, по 30 – 40 минут выполнять спортивные упражнения. Родителям нужно научиться отпускать чадо от себя. Пусть это будут почти самостоятельные прогулки во дворе, когда мама или папа со стороны наблюдают за своим малышом, стараются не вмешиваться в возникающие беседы между детьми, особенно в случае небольшого конфликта. Родителям важно не злиться и не выражать свое раздражение, если у будущего школьника что-то не получается. Каждый малыш уникальный и скорость развития у него своя.

    Правильно подготовленному к школьной программе малышу проще и увлекательнее находиться на занятии и принимать в нем непосредственное участие. Поддержка родителей, приятельские отношения с другими учащимися, профессионализм преподавателя и правильная организация учебной программы, применяемая дома или в специализированных учреждениях – все это поможет малышу подготовиться к занятиям в учебном заведении.

    Все родители с нетерпением ожидают того дня, когда их чадо переступит школьный порог, станет самостоятельным и взрослым. А за много месяцев до этого они начинают думать: как готовить ребенка к школе и где лучше это делать?

    Нужно ли готовить ребенка к школе?

    Всех мам и пап условно можно разделить на 2 лагеря. Первые интенсивно занимаются с ребятней, посещают разнообразные курсы, студии и центры для развития малышей.

    При этом они интересуются, с какого возраста начинать это делать и когда нужно начинать активно готовиться. Вторая часть — это те, кто считает подобного рода занятия ненужными и дает детям полную свободу действий, не утруждая их учебой.

    • понимать и воспринимать правила и режим дня;
    • знать буквы (хотя бы часть) и цифры до 10;
    • уметь общаться со сверстниками, строить диалоги;
    • пересказывать услышанное, не бояться высказывать свое мнение, не соглашаться со всем подряд;
    • быть самостоятельным, нести ответственность за свои поступки;
    • быть сильным и выносливым.

    Для гармоничного развития личности нужно достаточно времени уделять малышу дома, а если правильно организовать процесс, то можно самостоятельно добиться нужных результатов. Но перед этим стоит разобраться, с чего начать обучение, по какой программе, и возможно ли это сделать самим?

    Занятия стоит начинать за год или хотя бы за 6 месяцев до 1 сентября, чтобы постепенно приблизиться к нужному уровню знаний. Проходить они должны приблизительно в одно и то же время, а длиться не больше 30 минут, иначе сыну или дочке может попросту стать скучно.
    Перед тем как приступить, маме и папе стоит почитать советы и рекомендации психологов и педагогов, выбрать оптимальную методику и нужные пособия. Отличным вариантом может стать полный курс для подготовки к школе , где систематизирован основной материал, есть красивые рисунки, прописи, интересные истории и стихи, умные задачи и логические ребусы. Благодаря книгам ваш ребенок научится считать от 1 до 10, писать эти цифры, а также познакомится с простыми арифметическими действиями. А чтобы малышу не было скучно, вести его по дороге знаний будут волшебник Геник и профессор Раз-Два-Трис.

    Домашние уроки хорошо проводить в виде игр, легко и непринужденно: искренне отвечать на вопросы чада, не бояться быть смешным или признаться в том, что чего-то не знаете. Закреплять пройденный материал можно на прогулке, считая пешеходов, машины и этажи, называя предметы на задуманную букву или пересказывая услышанные диалоги.

    Самостоятельное обучение дома хорошо тем, что родители могут уделять нужное количество времени ребенку, изучая сложные темы, и возвращаться к упущениям и непонятным моментам.

    Кроме того, стоит помнить о простом правиле: никогда не принуждать будущего школьника к занятиям, не ставить ему высоких и недостижимых целей, не сравнивать его с другими детьми. Вместо этого больше хвалите, чаще гуляйте (физическому развитию также нужно уделять много времени и усилий) и радуйтесь всем успехам ребенка.

    Если вы самостоятельно готовите малыша к школе, то вам нужно помнить, какими основными знаниями о себе и о мире он должен обладать:

    • личные данные (имя и фамилия, адрес дома, сведения о родителях);
    • цвета и оттенки;
    • ориентация в пространстве (верх, низ, право и лево);
    • названия крупных рек, городов, стран, любимых писателей, исполнителей, книг;
    • знания почти обо всех зверях и среде их обитания;
    • умение анализировать информацию, использовать ее для своих целей;
    • знание букв, цифр (умение сосчитать минимум до 10);
    • умение рисовать, делать аппликации и лепить из пластилина.

    Важным аспектом подготовки к первому класу является психологический настрой будущего школьника. Для того чтобы разобраться, насколько малыш готов к посещению занятий, можно посетить детского психолога, который проанализирует знания и возможности вашего чада, даст дельные советы и рекомендации для дальнейшего развития.

    Уделяя время моральному состоянию ребенка, мы обеспечиваем ему легкую адаптацию и социализацию в коллективе. Кроме всего прочего, правильный настрой позволит свободно и непринужденно общаться малышу со сверстниками и педагогами, высказывать свое мнение, находить новых друзей по интересам.

    Чтобы добиться всего перечисленного выше, нужно соблюдать такие правила:

    • много разговаривать с ребенком, делиться с ним мыслями, спрашивать его мнение по разным вопросам;
    • рассказывать о своих школьных годах, о друзьях, праздниках, достижениях;
    • критически, но не остро оценивать работу и возможности ребенка;
    • объяснять, что даже если родители не рядом, то они все равно помнят и беспокоятся о нем — это рассеивает чувство напряжения и тревоги и вселяет уверенность в помощь близких;
    • позволять дома проявлять самостоятельность, давать какие-либо обязанности и поручения, следить за их выполнением.

    Помните, что малыш должен чувствовать поддержку, любовь, безопасность и уверенность в себе для гармоничного развития и обучения.

    Как подготовить к школе ребенка 5 лет?

    Малыш в возрасте 5 лет — наиболее благодатный вариант для обучения, ведь этот человечек имеет сформированное мировоззрение, свое мнение, умеет говорить и даже знает немного букв, пытается считать и красиво рисует. Начинать занятия с пятилетним малышом стоит с объяснения того, зачем нужно ходить в школу, какие преимущества это имеет и как от этого может измениться его жизнь.

    Важным моментом подготовки должен стать режим дня: ранние подъемы, получение знаний, прогулки, физкультура. Физические нагрузки должны стать привычным делом в этот период, ведь они позволяют хорошо развивать мышцы, выносливость, силу, укреплять иммунитет. Еще один важный момент — сбалансированное полезное питание, витамины, овощи, фрукты. Они помогут бороться со стрессом, который может ожидать дитя в первом классе.

    Как подготовить к школе гиперактивного ребенка?


    Гиперактивный ребенок — это маленькая личность, у которой может быть ряд особенных потребностей в процессе обучения и познания мира. Такие ребята не могут долгое время усидеть на одном месте, сосредоточиться на выполнении задания более 10 минут, хотят все узнать и услышать. Чтобы подготовить такого малыша к первому классу, нужно учесть особенности его развития:

    • делить задания на маленькие части, следить за их выполнением, после этого озвучивать другую часть работы;
    • делать маленькие перерывы в течение урока;
    • проводить много времени на улице, играть, бегать, при этом узнавая все новую и новую информацию;
    • следить за питанием и рационом;
    • использовать таймеры, чтобы наглядно объяснять, сколько времени на какую работу нужно использовать.

    Многие считают гиперактивных деток капризными, но это не так. При правильном подходе, внимании и заботе они ведут себя прилежно, неплохо учатся и достигают вершин.

    Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:

    Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»

    Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

    Как правильно подготовить ребёнка к школе.

    Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу.

    С помощью предложенного теста «Готов ли ребёнок идти в школу» родители смогут определить уровень готовности к школе своего ребёнка.Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подска­жет вам темы дальнейших занятий с будущим школьником.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как правильно подготовить ребёнка к школе?

    Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

    Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

    Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

    Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

    Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

    Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

    Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

    Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

    Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

    Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

    лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

    Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

    Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

    Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

    Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

    Предварительный просмотр:

    Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

    НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

    Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

    1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

    2.Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

    3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

    4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

    5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, — то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять.

    И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

    Предварительный просмотр:

    Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?»

    Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.

    Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

    1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать пазлы)?

    2.Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

    3.Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

    4.Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

    5.Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

    6.Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)!

    9.Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

    10.Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

    11.Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

    12.Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

    13.Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

    14.Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

    15.Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

    16.Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

    17.Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

    Оценка результата.

    15 — 17 вопросов, можете считать, что ваги ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

    Если вы утвердительно ответили на 10 — 14 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

    Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

    Предварительный просмотр:

    Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?

    Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

    Ребёнок должен знать:

    Своё имя, отчество, фамилию;

    Свой возраст и дату рождения;

    Свой домашний адрес и номер телефона;

    Название своего города, его главные достопримечательности;

    Название страны, в которой он живёт;

    Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

    Названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

    Названия домашних животных и их детёнышей;

    Названия некоторых диких животных и их детёнышей;

    Названия зимующих и перелётных птиц;

    Названия овощей, фруктов и ягод;

    Названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.

    Ребёнок должен уметь:

    Различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

    Пересказывать русские народные сказки;

    Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

    Полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

    Запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

    Различать гласные и согласные звуки;

    Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

    Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

    Хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);

    Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

    внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

    Сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    Предварительный просмотр:

    Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

    Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

    Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

    Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

    Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.




    Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому именно в игре с помощью игровых заданий и упражнений можно выстроить подготовку детей к школе.

    Дидактические игры для подготовки ребенка к школе

    В какие игры можно играть дома с ребёнком

    Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребёнок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребёнка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков или некоторых иностранных мультфильмов).

    Замечено, что дети, которые постоянно смотрят на яркий, мелькающий экран телевизора (монитора), менее усидчивы, имеют трудности с концентрацией внимания.

    Попробуйте заниматься с ребёнком даже тогда, когда кажется, что сделать это невозможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

    Если вы печёте пироги, предложите ребёнку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.

    Если вы готовите яичницу, предложите ребёнку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.

    Предложите ребёнку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок нужно заштриховать.

    Игры на развитие мелкой моторики

    Если вы варите макароны (рожки), предложите ребёнку сделать бусы из макарон.

    Для развития мелкой моторики также предлагаем выполнять с ребёнком как можно чаще следующие упражнения:

    Штриховать карандашом в различных направлениях;

    Рисовать красками, карандашами;

    Лепить из пластилина, глины;

    Вырезать из бумаги;

    Делать аппликации;

    Рвать бумагу руками;

    Складывать бумагу;

    Складывать мозаику;

    Собирать из конструктора;

    Завязывать шнурки;

    Вязать верёвочные узлы;

    Пришивать пуговицы (предложите ребёнку раскрасить паровоз, а вместо колёс пришить пуговицы);

    Вязать, вышивать.

    Игры на развитие памяти ребёнка

    Попросите ребёнка посмотреть и запомнить, какой была комната до уборки. Пусть ребёнок её нарисует. После уборки ребёнок должен сравнить комнату до уборки и после (найти отличия), а рисунок поможет ему в этом.

    Попросите ребёнка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5—15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

    Для развития памяти также нужно:

    Пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребёнку;

    Рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

    Пересказывать события в мультфильме, которые он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героев что говорил, что делал);

    Смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.

    Игры на развитие внимания ребенка

    Посоревнуйтесь с ребёнком: вы ищете предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву), на кухне, а он — в комнате.

    Делая уборку в комнате или готовя пищу, можно сыграть в такую игру: вы называете любые слова (читаете стихотворение, сказку или поёте песню), а ребёнок должен хлопнуть в ладоши каждый раз, когда встретится слово, начинающееся с буквы «К» («М», «Б» и т. д.).

    Для развития внимания также нужно учить ребёнка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать, слушать и рисовать.

    Задания для ребёнка:

    1. Рассмотри внимательно нарисованную картинку. Пока ты её будешь рассматривать, я буду читать стихотворение. Слушай внимательно.

    Скачет сито по полям,

    А корыто по лугам.

    За лопатою метла

    Вдоль по улице пошла.

    Топоры-то, топоры

    Так и сыплются с горы.

    Испугалася коза,

    Растопырила глаза:

    «Что такое? Почему?

    Ничего я не пойму».

    1. Кто был на горке?

    2. Кто был под горкой?

    3. Что делала девочка в песочнице?

    4. Кто качался на качелях?

    5. Какое время года на картинке?

    6. Какие предметы перечислены в стихотворении?

    7. Кто испугался и растопырил глаза?

    Чем больше ребёнок даст правильных ответов, тем лучше у него развито внимание.

    2. Раскрась картинку. Пока ты будешь её раскрашивать, я буду читать тебе сказку (можно выбрать любую сказку). Слушай внимательно.

    После прочтения сказки задайте ребёнку вопросы по картинке (можно попросить обосновать выбор цветов) и по сказке (как в задании 1).

    1. Кто изображён на картинке?

    2. Какое время суток на картинке?

    3. Из чего сделан парус?

    4. Кто главный герой сказки (и т. п.)?

    Игры на развитие речи ребенка

    Вы называете любое слово (существительное — название предмета, глагол — действие, прилагательное — признак), связанное с тем, что вы делаете в данный момент (например, если гладите бельё — утюг, включать, горячий). Ребёнок должен придумать словосочетание (горячий утюг, выключить утюг и т. п.). Желательно, чтобы он придумал не одно, а несколько словосочетаний.

    Предложите ребёнку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

    . «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог) на заданную тему, а ребёнок должен его продолжить. Например, слова по теме «Кухня»: ду — духовка, ча — чайник и т. д.

    Для развития речи также нужно:

    Чаще просить ребёнка пересказать книгу, мультфильм; рассказать, что он делал вчера, после завтрака и т. д.;

    Игры на развитие мышления ребенка

    . «Скажи слово наоборот». В эту игру можно играть, выполняя любую домашнюю работу: вы называете какое-нибудь слово, обозначающее предмет домашнего обихода, а ребёнок должен назвать то, что получится, если прочитать его наоборот (например: стол — лоте). Затем вы меняетесь ролями. Желательно, чтобы вначале использовались слова, состоящие из 3—4 букв: нож, лес, стул.

    . «Найди предмет». Усложнённый вариант игры «Скажи слово наоборот»: произнесите слово наоборот (например: лутс). Нужно назвать исходное слово и показать предмет, который оно обозначает.

    . «Что общего?» Предложите ребёнку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. Например: что общего между ножом и луком (нож острый, а у лука острый запах); пылесосом и веником и т. д.

    Для развития мышления также нужно:

    Разгадывать ребусы;

    Составлять ребусы;

    Рисовать комиксы;

    Составлять из предложенных слов предложения;

    Составлять из геометрических фигур картинки.

    Задания для ребёнка

    1. Отгадай ребусы.

    (Школа) (Вода)

    2. Нарисуй продолжение комикса.

    3. Нарисуй картинку, используя геометрические фигуры.

    Игры на развитие пространственных представлений у ребенка

    . «Найди предмет». Играть в эту игру можно в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадываете предмет. Ребёнок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперёд, шаг влево, посмотри вниз и т. д.). Затем ребёнок загадывает предмет, а вы его находите, выполняя команды ребёнка.

    . «Найди предмет по плану». Для этой игры необходимо нарисовать план комнаты, в которой вы будете играть. Один из игроков прячет в комнате предмет и указывает его каким-либо условным знаком на плане (например, ставит крестик, как на рисунке). Второй игрок должен, руководствуясь только планом комнаты, найти спрятанный предмет.

    Для развития пространственных представлений также нужно:

    Срисовывать буквы, цифры, картинки;

    Рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

    Играть в игру «Морской бой».

    Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

    . «Любимое-нелюбимое». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит — грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие — сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

    . «Ожившие предметы». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

    Рассмотри лица детей и скажи, что они чувствуют.

    Для развития эмоциональной сферы также нужно:

    При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребёнка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

    Чаще говорить ребёнку о собственном состоянии (например: «Я сегодня очень рада, мне хочется петь и танцевать, будто солнце у меня внутри» и т. д.).

    Игры на развитие воображения ребенка

    Попросите ребёнка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

    Предложите ребёнку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

    Предложите ребёнку перевоплотиться в какой-либо предмет, находящийся в комнате или на кухне (например, в поварёшку), и придумать рассказ про этот предмет («Я — поварёшка, живу на кухне» и т. д.).

    Для развития воображения также нужно:

    Соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

    Мысленно уменьшать-увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

    Придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку, как мяч и т. д.).

    Для повышения самооценки учите ребёнка видеть свои преимущества. Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный, как вы его любите. Избегайте сравнений его с другими детьми; не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т. д.