• Как снимают передачу мир. «Меньше всего платят в передаче «Пусть говорят»: откровения актера, который давно стал своим на федеральных каналах

    Люди любят трэвел-шоу. Можно, не вылезая из удобного кресла, посмотреть весь мир, побывать, пусть и виртуально, в разных странах. Но слушать простое описание красот и достопримечательностей стало уже не так интересно, как нашим предкам, которые из-за «железного занавеса» жадно ловили всё, что происходит в остальном мире. Поэтому появились неординарные, концептуальные трэвел-шоу. Одной из таких передач является «Орел и решка». Она транслируется на российском телеканале «Пятница!». Но также и на украинском «Интере ». А еще ее с некоторым опозданием показывают на канале «Беларусь 2», в Казахстане, Узбекистане, Молдове, и даже в Израиле и Польше. Но какая страна снимает «Орел и решку», чей это продукт? На первый взгляд кажется, что российский. В параллельном проекте «Орел и решка. Шопинг», запущенном с начала 2014 года, иностранные цены переводятся в рубли. Но если посмотреть ту же серию на украинском канале «Интер», то услышите конвертацию валют в гривни . Одним словом, передача окружена тайной. Но в данной статье мы раскроем некоторые секреты и расскажем о том, как снимают «Орла и решку». Неужели все происходит так, как видит зритель на экране?

    Концепция телепередачи

    «Орел и решка» - это полностью украинский продукт. Граждане этой страны очень любят путешествовать. Поэтому здесь столь популярны концептуальные трэвел-шоу. Лидерами по популярности являются передачи «Мир наизнанку», где ведущий путешествует по не-туристическим маршрутам, и «Орел и решка». Какая же концепция последнего шоу? Заядлые путешественники знают, что каждая страна открывается с парадного входа иностранцу с деньгами и с черного - бюджетному бэкпэкеру. Эту идею и взяли за основу создатели проекта, Елена и Евгений Синельниковы . Каждую страну или город, куда приезжают ведущие шоу, они показывают с двух сторон. Блеск туристических зон Кубы и нищета ее же фавел, элитные рестораны и отели Европы и хостелы, которые снимают студенты - оказывается, на любые достопримечательности можно посмотреть с разных сторон. И иногда случается так, что бюджетный турист сможет увидеть в стране больше интересного, чем тот, кто созерцает мир из окна роскошного лимузина. А почему шоу называется «Орел и решка»? Как снимают передачу? Согласно идее трэвел-шоу, в каждый город отправляются двое ведущих: один - бюджетный, а второй - неограниченный в средствах. Кем быть - решает монетка. Если она упадет орлом вверх, «золотую банковскую карту» получает подкидывающий ее , а если решкой - другой ведущий. Проигравшему достается только сто долларов, за которые он как-то должен просуществовать два дня.

    Сезоны

    Итак, вначале появилась идея шоу. Ее придумали четыре человека. Была быстро снята пилотная серия о Нью-Йорке, которая вышла на экраны в феврале 2011 года. Эта интересная концепция так понравилась украинцам, что стало понятно: проект явно удался, нужно продолжать. А потому ведущие - супруги (на то время) Алан и Жанна Бодоевы - отправились в Лас-Вегас, а затем в Сан-Франциско и Лос-Анджелес. И пока зрители недоумевали, как снимают «Орел и решку» в такие сжатые сроки, группа ведущих с операторами отправилась в Европу. Первым городом на пути съемочной группы на Старом Континенте стала Барселона. Шоу постоянно менялось - от сезона к сезону. Например, на второй год съемок появился спонсор передачи - известный в Украине производитель вина. Его реклама была проведена весьма замысловато: в конце каждой серии «богатый» ведущий прячет в пустой бутылке сто долларов с точным описанием места клада. Нашедшему предлагается прислать фото или видео процесса поиска. Ход с бутылкой стал традицией, и сейчас, уже в пятнадцатом сезоне, она сохраняется. Режиссер постоянно вводит в действие другие идеи. Взять, к примеру, 14-й сезон: «Орел и решка. Перезагрузка». Как снимали его? Ведущие проехались по некоторым городам, где они бывали раньше. Цель проекта - показать, что изменилось в стране за последние годы. Интересны также сезоны «Назад в СССР» и «Рай и ад».

    «Орел и решка»: как снимают передачу. Что видит зритель

    На экране всё происходит гладко, Двое ведущих прибывают в какой-то город и разыгрывают «золотую карту» подкидыванием монетки. На протяжении всех сезонов был только один раз, когда результаты жеребьевки были аннулированы. Это случилось в Тбилиси, когда Алан Бадоев пожертвовал своим выигрышем ради Жанны. Как снимают «Орел и решку» дальше? Ведущие разделяются (каждый со своей съемочной группой) и два дня выходных живут отдельно. Бэкпэкер со своими ста долларами (в некоторых случаях евро) пытается снять дешевое жилье, прокормиться в закусочных, но также и посмотреть самые знаковые достопримечательности. Все траты фиксируются внизу экрана, чтобы зритель имел представление, насколько дорога страна. Другой же ведущий попросту прожигает жизнь. Он арендует автомобиль представительского класса с шофером, снимает самый лучший номер в наиболее дорогой гостинице города, питается в топовых ресторанах, заказывает экскурсии с персональным гидом. Под конец ведущие встречаются, делятся впечатлениями об увиденном. И конечно, прячут бутылку со ста долларами. В результате зритель видит некоторые достопримечательности дважды: глазами богатого и бедного туриста. Иногда выходит так, что бюджетный путешественник глубже окунается в жизнь местного населения, и ему открываются новые интересные грани и нюансы.

    «Орел и решка» за кадром: как снимают программу

    На экране всё выглядит естественно и просто: ведущий ходит по городу, общается с местными людьми, рассказывает и показывает достопримечательности. Однако умные зрители понимают, что за ним ходят: режиссер , оператор и сценарист. На экране один человек, а в реальности - команда из четырех . В какой-то серии ведущая ночует в палатке на леднике. Но где спит технический персонал? У многих зрителей возникают сомнения: а в самом ли деле ведущие ночуют в жутких хостелах или, наоборот, снимают роскошные апартаменты в дорогущих отелях? Может, всё это - постановочные сцены в павильоне на киностудии Довженко? А потом их разбавляют картинками достопримечательностей... Конечно, не всё гладко у передачи «Орел и решка» за кадром. Как снимают операторы общение ведущих с местным населением? Ведь в странах Западной Европы и в мусульманском мире свои понятия о «прайваси ». Режиссер и соавтор шоу Евгений Синельников рассказывает, что в Каире и Индии оператор, продюсер и сценарист даже в тюрьме несколько суток провели. А на Ямайке местное население, верящее, что фото и видео отнимают частичку души, набросилось на съемочную группу с ножами. Конечно, на место прибывает сначала сценарист. Но сами съемки проходят в полном реале.

    Действительно ли ведущие живут в путешествиях так, как показывают на экране?

    Иногда обстановка хостелов, в которых в одной комнате ночуют несколько чужих и порой агрессивных людей, довольно пугающая. Неужели, - думает зритель - ведущий действительно проводит там ночь? Завесу тайны над тем, как снимают «Орел и решку», приподнял главный режиссер Евгений Синельников. Он сообщил, что иногда он жалеет актера или актрису и позволяет им провести ночь в нормальной гостинице. Но эти исключения касаются только городских хостелов. Когда ведущая Регина Тодоренко , надев юбку с колготками, чтобы быть красивой в кадре, пошла ночевать в палатке на ледник, режиссер не стал делать для нее поблажку. В результате зритель увидел синие губы девушки и на ее реплику: «Как же здесь было холодно!», ответил мысленно: «Верю!» Когда ведущий ночует в ските, и в четыре утра его будит буддийский монах - это не снимешь постановочно, сцена полностью реальна. Что касается обладателя «золотой карты», то и тут в некоторых случаях продюсеру удается сэкономить. В основном за счет договоренностей . Мы рекламируем ваш отель/ресторан/экскурсионное бюро, а вы нам - скидку. Но внизу экрана указывается обычная сумма за услуги. Бывает, что люди по некоторым причинам предлагают воспользоваться их шикарным транспортом - вертолетом , «Феррари» с откидывающимся верхом и т. д. Так было, например, в Италии и Грузии. Но в большинстве стран метрдотель говорил: «Мы не интересуемся нашей рекламой в Украине ». И приходилось платить указанную сумму.

    Самые дешевые и наиболее дорогие страны, а также сцены с воздуха

    Зрителей часто интересует вопрос с ценами. В частности, для потенциальных туристов актуально узнать, в каких странах отдохнуть будет дешевле всего. Генеральный продюсер шоу ответила и на эти вопросы. Самым дорогим оказался Лондон. Владелец «золотой карты» потратил в столице Великобритании 53 557 долларов. Правда, пятьдесят тысяч заплатили за номер в отеле, в котором останавливались Элтон Джон, Марлен Дитрих, Мэрилин Моно и Чарли Чаплин. А наиболее дешевым оказался Мадагаскар, где ведущему попросту негде было швыряться деньгами, и он при всей фантазии смог потратить всего 32 доллара. На втором месте по бюджетному отдыху стоит Сингапур. Правда, это относится к ведущему со ста долларами. Если ночевать в палатке в городском парке, в специальном месте для кемпингования , то на еду и музеи за два дня уйдет всего 34 доллара. Некоторые объекты, о которых рассказывают ведущие, зритель иногда видит с высоты птичьего полета . Как реально снимают «Орел и решку»? Для панорамных видов запускают в небо квадрокоптер - дрон с прикрепленной к нему камерой. С ним тоже бывают курьезы . Так, в Роттердаме беспилотник врезался в небоскреб . В результате не только отснятый материал был утерян, но и всю группу полиция задержала на сутки.

    Скандалы, аварии и аресты

    Естественно, в странах мира разный уровень свободы слова. А культурные особенности мусульманских государств не дают в полной мере проводить съемки людей на улице, особенно женщин. Но наиболее трудной для группы оказалась... Беларусь. В кадр постоянно лезли милиционеры, требующие документы. Они запрещали снимать всё, даже парад. Но и местное население при виде нацеленной камеры становилось крайне подозрительным и даже агрессивным. Об аресте всей группы в Роттердаме мы уже упоминали. Пришлось посидеть в тюрьме оператору в Каире, а в Индии он провел трое суток на нарах в кампании с продюсером и режиссером . Чуть не разгорелся международный скандал, когда ведущий Алан Бадоев решил пособирать мандарины на территории посольства США. Андрея Беднякова оштрафовали в Батуми за то, что он рвал цветы с дерева. Не обходится на съемках и без несчастных случаев. Регина Тодоренко на Аляске упала с 7-метровой высоты. К счастью, ведущая отделалась только ссадинами. Вся съемочная группа попала в ДТП в Новой Зеландии, когда ехала в Куинстаун . Как снимали «Орел и решку» в сезоне «Рай и ад», мы расскажем позже. А вот фото своего разбитого лица ведущая Леся Никитюк выложила в социальные сети уже через несколько минут после аварии.

    Концептуальные сезоны

    После четырех лет съемок шоу его создатели решили разнообразить его. Так появился пятый по счету и первый концептуальный сезон. Он назывался «Курортным». Ведь в основном туристов интересуют «раскрученные» места отдыха. Совершив вояж по Абу-Даби , Анталии, Корсике, Дубровнику, Ибице , Криту и прочим курортам, группа открыла вызвавший неоднозначную реакцию у зрителей сезон «Назад в СССР». В Узбекистан попасть не удалось - власти запретили съемочной группе въезд в страну. Примечательно, что для россиян сезон «Назад в СССР» проходил дополнительную редакцию - ведь жители РФ гордятся своим советским прошлым. При этом в Москве, где снимали «Орел и решку», произошла драка между теми, кто хотел найти заветную бутылку из-под вина «Шабо » со ста долларами. выразили бурное негодование из-за реплик ведущего Андрея Беднякова о Душанбе. Потом были концептуальные сезоны: «На краю света», «Неизведанная Европа» и «10-й , Юбилейный». В этом последнем города представляли все ведущие , участвовавшие в передаче ранее. Тогда-то и родилась концепция следующего сезона - «Орел и решка. Кругосветка». Как это снимали, описывает Лена Синельникова. Кругосветное телешоу - это было ее ноу-хау. Вся подготовительная работа уместилась в полгода. Но что было дальше?

    «Кругосветка»

    Решено было в рамках этого сезона показывать те города, которые еще не снимали. Это оказалось трудным - ведь за плечами у творческой группы было уже пять лет насыщенных путешествий. Поэтому утвержденный маршрут напоминал не прямую, а скорее кардиограмму. В некоторые страны не удалось открыть визу, другие были откровенно опасны. В кругосветное путешествие отправилось десять человек: по двое ведущих, операторов, режиссеров , а также редактор, продюсер и сама Лена Синельникова, директор. Десятым был специалист, ответственный за наполнение на сайте программы рубрики «Орел и решка. Кругосветка: как это снимали». В нее вошли разные курьезы , опасные или смешные моменты, вырезанные из основного показа. Причем сложности начались в первый же день - на Группе не позволили произвести на этом месте профессиональную съемку . Поэтому эпизод перехода ведущими символической черты был сделан с помощью айфонов. Не обходилось без курьезов и в дальнейшем. Например, как снимали «Орел и решку» на Гоа ? Тогда вся группа страдала от пищевого отравления. Поэтому даже у обладательницы «золотой карты» Леси на питание ушло 34 доллара за два дня, а у ее коллеги Регины - пять. Кругосветное кинопутешествие длилось с 15 февраля (Антверпен) по 14 ноября 2016 года. В связи с такой долгой командировкой у зрителей возникли вопросы.

    Театр или реальность?

    Удивительно, что ведущие каждую серию были в другом наряде. Это вызвало подозрения. Но одежду (как и европейскую еду в некоторые страны) привозили из Украины . Также зрители заметили, что уже в аэропорту можно предположить, кому при жеребьевке достанется «золотая карта»: будущий бэкпэкер одет просто , по-спортивному. Но в случае жеребьевки все честно. Было только два случая, когда монетку подбрасывали в студии: когда одному из ведущих задержали выдачу визы. Тогда эпизоды снимались не синхронно. Подозрительность зрителей вызвала также магическая способность ведущих «открывать все двери»: куда бы они ни пришли (якобы спонтанно), им всё показывают и везде проводят. Это объясняется тем, как снимают шоу «Орел и решка»: за два-три дня до прибытия ведущих в город приезжает режиссер . А до него еще ведутся переговоры о местах в отелях, заказе авто и т. д. Режиссер определяет маршрут обоих ведущих и локации. Он определяет дешевое и дорогое места трапез, достопримечательности, которые стоит показать. Но это вовсе не значит, что шоу «Орел и решка» полностью постановочное. У ведущих нет прописанных текстов, они выдают эмоции от увиденного непосредственно, они не играют, а живут. Но даже при такой подготовке бывают накладки. Одна из них произошла в Алма-Аты. Режиссер, перед тем как снимали программу «Орел и решка», нашел кафе, в котором его уверили, что оно очень бюджетное. Когда же ведущая со своими уже не полными ста долларами туда пришла и заказала бешбармак, ей выставили счет в 110 $! А в Монте-Карло ведущая с «золотой картой» увлеклась так, что спустила 35 тысяч. Это была сугубо ее инициатива, и такой поступок вызвал гнев продюсера и спонсоров.

    «Рай и ад»

    Программа «Орел и решка» постоянно удивляет зрителей. В феврале этого, 2017 года стартовал новый сезон, который называется «Рай и ад». достаточно проста: показать туристический «фасад» какой-то страны и одновременно закулисье , то, как живут обычные люди. Как оказалось, свой «ад» есть не только в государствах Юго-Восточной Азии, Индии, Латинской Америки или Карибского бассейна, но и в Европе. Об этом красноречиво поведали сюжеты о Швейцарии, Корфу , Новой Зеландии (Куинстаун и Квинсленд ). Но, как это ни удивительно , некоторые туристические страны смогли извлечь и из этого прибыль для себя. Когда снимали «Орел и решку» в Нячанге, излюбленном россиянами курорте Вьетнама, ведущих постоянно сопровождали толпы отдыхающих. А после выхода сюжета многие турагентства предлагают маршрут по достопримечательностям, показанным телепередачей.

    до того как снимали 13 сезон «Орла и решки», родилась идея этого самого последнего сезона. Первый сюжет - о Гонконге - вышел в марте 2017 года. Таким образом, телепередача разделилась на два самостоятельных проекта, со своими ведущими и съемочной группой. Концепция «Перезагрузки» была инспирирована обстоятельствами. За тринадцать отснятых сезонов уже почти не осталось стран, где съемочная группа трэвел-шоу «Орел и решка» еще не побывала. Тогда решено было проехаться по старым местам. Что изменилось в них за прошедшие годы? Оказалось, что время не стоит на месте. И те, кто побывал в какой-то стране несколько лет назад, могут снова туда поехать и получить совершенно новые впечатления.

    «Орел и решка. Новый год» и прочие пародии

    Когда рейтинг популярности зашкаливает, почему бы и не посмеяться над собой? В ноябре-декабре 2016 года группа решила снять новогодний «капустник». Все, кто участвовал в съемках «Кругосветки», собрались в деревянном доме в селе Решкино . Каждый заказал новогоднее желание, которое неожиданно сбылось. Оказалось, что это совсем не то, чего на самом деле хотели участники шоу «Орел и решка». После разных смешных перипетий все возвращается на свои места, и творческая группа вновь отправляется путешествовать по миру.

    Популярность различных реалити-шоу вполне объяснима. Зрителям нравится наблюдать за жизнью обычных людей, поставленных в определенные рамки. Так, программа "Пацанки" на канале "Пятница" во время транслирования держалось на высоких позициях в рейтинге по просмотрам. Такой успех первого сезона натолкнул режиссеров на идею продолжить съемки, в результате вторая часть вышла на экраны телеканала.

    Многих зрителей интересует вопрос: «Где снимали "Пацанок"?» Режиссеры длительное время мастерски скрывали ответ на него, и только бдительность и внимательность некоторых зрителей помогли открыть этот секрет.

    Реалити-шоу снимали в Москве?

    Изначально было задумано ввести поклонников передачи в заблуждение. В первых выпусках кадры монтировались так, чтобы зрители подумали, что шоу снимается в Москве. Автомобили, которые развозили участниц, а также учебный автобус имели скрытые номера.

    Еще общий фон улиц во время каких-либо действий героинь был идентифицирован со столичными районами. Например, в первой серии панорамные съемки охватили небоскребы, которые принадлежат деловому центру столицы "Москва Сити", ВДНХ, Триумфальную арку.

    Но вскоре стало понятно, что съемки проходили в столице, но только не России. Так все-таки, где снимали "Пацанок"? Ответ оказался довольно прост: «В Киеве».

    Как определили зрители, где снимали "Пацанок"?

    Блогеры и внимательные поклонники стали замечать в кадре памятники и здания, которых нет в Москве. Тогда они с помощью интернет-ресурсов идентифицировали эти места. Оказалось, что здания и достопримечательности находятся в Киеве и его пригородах. Было выяснено, где снимали шоу "Пацанки".

    Например, удалось определить, что красивый особняк, в котором жили участницы, находится в историческом месте Киевской области в селе Ходосовка. Сейчас этот дом выставлен на продажу, и в Интернете имеется ролик, где для будущих покупателей указано, что в нем снималась передача "Пацанки".

    Еще одно доказательство - это парк, в котором в первом выпуске встретились участницы. Это место также находится в Киеве - Ботанический сад им. Гришко. Многие преподаватели в шоу - известные личности с Украины.

    После всех этих выясненных фактов можно с уверенностью ответить на вопросы: «Где снимают "Пацанок" и в каком городе?» Практически все действия проходят на Украине в столице и Киевской области.

    Почему выбрали другую страну для съемок?

    Впервые шоу с таким смыслом было запущено в Англии. Оно называлось "Укрощение строптивых". Затем в 2010 году эту идею адаптировали к показу на украинском телевидении на канале 1+1. После успешных выпусков нескольких сезонов снизился, и его прекратили снимать.

    В 2016 году проект решено реанимировать группой "Френдс Продакшен", а в апреле программа появилась на "Новом канале". В этом же году с той же командой проект был запущен в России.

    В связи с тем, что вся база уже готова на Украине и практически все члены съемочной группы были отсюда, то принято решение о съемках здесь. Оно стало выгодно в экономическом плане, так как легче перевести участниц в другую страну, чем всю группу. А также в Киеве съемки происходили по "накатанному" плану.

    “Квартирный вопрос”, “Дачный ответ”, “Фазенда” и “Школа ремонта” - как снимаются эти шоу, кого выбирают на проект, все ли на самом деле так гладко и глянцево, как мы видим на экране?


    Как попасть на передачу

    Многие мечтали попасть на проект о ремонте, чтобы профессионалы (и строители, и дизайнеры) качественно отделали квартиру. По заявлениям как ведущих телепередач, так и простых участников, - ремонт и переделка в квартирах совершенно бесплатные, все предметы интерьера остаются у хозяев квартиры, налоги за ремонт платить не нужно.

    Попасть на подобную передачу можно, оставив заявку на сайте, или написав письмо по адресу проекта.

    Телепередачи о ремонте - это, в первую очередь, красивое шоу, поэтому постарайтесь ярко описать в заявке свои увлечения и хобби. Рассказ о ваших пристрастиях должен быть подробным и красочным, не скупитесь на описания. Ваши хобби должны стать “приманкой” как для режиссера передачи, так и, в конечном счете, для телезрителя. Это должно украсить шоу, быть “телегеничным”.

    Особенно будут интересны те занятия, которыми вы занимаетесь вместе всей семьей. Любое совместное времяпрепровождение опишите в заявке, не забудьте о семейных традициях, семейных праздниках и застольях. Последнее будет особенно актуально для тех соискателей на роль участников “телеремонта”, которые собрались отдать на переделку свою кухню или столовую. Включите в заявку рассказ об истории знакомств своих пап/мам, бабушек/дедушек, романтика и позитивные истории будут приятны телезрителям.

    Примерный срок ожидания ответа от телепередачи - две недели.

    Кастинг и первая съемка

    Если вам повезло, и заявка с вашим рассказом о семье заинтересовала ответственных лиц, вас пригласят на кастинг. Он может быть разным по форме, к вам домой может приехать человек, как для беседы с членами семьи, так и для осмотра “фронта работ”. Будьте гостеприимны и дружелюбны, предложите чай:) Логика такого кастинга проста - если вы делитесь положительными эмоциями в быту, вы поделитесь ими с телезрителями.


    Если после предварительного кастинга к вам пообещал приехать редактор программы, арт-директор и дизайнер - можете считать, что вас утвердили. Автор передачи захочет узнать о вас больше, чтобы составить сценарий. Поэтому не поленитесь показать фотоальбомы, видеозаписи, результаты ваших рукодельных экспериментов и так далее. Арт-директор будет оценивать потенциал вашей квартиры. Дизайнер будет искать вдохновение для новой передачи, ему подробно опишите свои предпочтения в интерьере дома или дачи. Не забудьте также про то, что вас наоборот выводит из себя, ведь создатели передачи надеются увидеть в финале проекта ваше довольное лицо, а не расстроенное. Можете даже подобрать в журналах понравившиеся вам интерьеры и наоборот, отталкивающие, это поможет дизайнеру определиться со стилем, цветом, ключевыми деталями оформления.

    Важный момент в подготовке к реализации проекта дизайнера - утверждение технических нюансов. Любите свежий воздух? Открываете на ночь все окна? Всегда мечтали о камине? Боитесь класть детей на второй ярус двухярусной кровати? Часто бьетесь ногами об углы или плинтуса? Все эти мелкие детали нужно рассказать авторам передачи, они учтут их в ходе ремонта, и вы сможете получить именно то, о чем мечтали.

    От утверждения плана до съемок может пройти огромный срок, может быть, месяц, а может быть, целый год. На время съемок вам придется переехать, заранее продумайте, куда именно, иначе съемки не состоятся.

    Сначала вас снимут в интерьере вашего дома/квартиры, важно, чтобы присутствовали все члены семьи. Съемки могут затянуться на пару дней, смиритесь с тем, что, возможно, придется переснимать некоторые сцены. Стилист поможет вам выбрать одежду, визажист поправит макияж. Когда съемки первого этапа закончатся, вам придется переехать на срок от месяца до двух с половиной. На это время приготовьте для строителей спальные места и минимальный набор посуды. Главное правило этого этапа - не появляться в доме!

    Долгожданный финал


    Финальный этап съемок - момент вашего появления в собственном обновленном доме. Ваша первая реакция - самый трепетный момент для всех, кто работал над этой передачей. Результат ремонта во многом будет зависеть от старания дизайнеров и строителей, но и в большой мере - от того, насколько точно вы донесли свои мечты и желания. Важный совет: поговорив заранее тет-а-тет с прорабом, вы можете предложить заменить, например, проводку или окна в ремонтируемой комнате на ваши деньги, если такая замена не была предусмотрена авторами передачи.

    На Platfor.ma рубрику, в рамках которой выясняем, как разнообразные события и процессы выглядят изнутри. На этот раз долго проработавшая на телевидении в самых разных ипостасях Любовь Цибульская рассказала нам о том, как снимается, монтируется и выжимает из тебя все соки реалити-шоу.

    Фотографія: shutterstock.com/facebook.com

    Вы только что посмотрели 45-минутную телепрограмму. За это время вы трижды зашли в Facebook с телефона, дважды обратились к кому-то из домашних и один раз сходили в туалет. То есть вы наверняка пропустили три монтажные склейки, из-за которых наш режиссер поседел и сгрыз себе все ногти, и точно не услышали отрывок закадрового текста, который я отстаивала с неистовством загнанной самки. И вы точно не заметили, как красиво титры в конце уходили в темный фон. Жаль, потому что мы эти титры делали до 4 утра.

    Я работала редактором в нескольких реалити-шоу, писала сценарии для мокьюментари, была журналистом в новостях и ведущей утреннего прямого эфира. Это все совершенно разные опыты, их мало что объединяет, поэтому рассказать «в общем» не получится. Расскажу о реалити.

    В моем случае речь не идет о «липких и сальных» шоу в стиле «Дома-2», нет. Мы делали социальные проекты, которые из всех форматов больше всего вписываются в формат реалити-шоу. Один из них - программа о настоящих преступниках, которые отсидели в колонии несколько лет, вышли на волю и решили служить силам добра. Мы их перевоспитывали: поселили в красивый большой дом и показывали все возможности успешной законной жизни. Победителем становился наиболее социально адаптируемый участник.

    Съемки - это первая и самая веселая часть создания программы. Вторая - монтаж, то есть боль и слезы всего проекта.

    На съемках все обычно бодры и слегка пьяны от происходящего. Съемочная группа резвится, дружит и влюбляется. Но весь задор и кураж быстро проходят, когда праздник заканчивается и нужно садиться за монтажный стол, чтобы кадр за кадром выстроить из весело снятого хорошую программу.

    Все дело в материале. Если его мало - это плохо. Не хватит, чтобы перекрыть нужный хронометраж. Много - тоже плохо, потому что его должен кто-то отсмотреть. В программе о бывших заключенных на каждый 45-минутный эпизод отводилось около 60 часов видео, включая камеры наблюдения по всему дому. Когда я вспоминаю об этом, мне до сих пор хочется закурить. Курили мы тогда много, этим выражая всю глубину наших творческих терзаний. Я, помнится, даже застала «золотой век», когда на одном украинском канале нам разрешали курить непосредственно в кабинете. Не официально, конечно. Нас было несколько человек в одной комнате, и перегородки между нашими столами состояли из дыма. Подаренный мне тогда цветок в горшке не выдержал интоксикации и быстро умер, даже не попытавшись побороться за жизнь.

    В отношении участников ты как редактор всегда очень необъективен. Во-первых, ты с ними все время в тесном контакте. Во-вторых, твоя задача - вытянуть из них как можно больше эмоций, содрать кожу и желательно вывернуть наизнанку внутренности. Можно не все, но мозг и сердце - обязательно. То есть ты должен вечно околачиваться где-то рядом, как ящерица, которая своим укусом отравила буйвола и только ждет, когда силы его окончательно покинут. Здесь тоже нужно знать, когда вовремя подскочить с оператором и поймать максимально эмоциональный момент. Делай что хочешь - хвали, обманывай, ругай - все, лишь бы заставить героев плакать, драться или каяться.

    В этом вся неоднозначность этой работы. С одной стороны, ты цинично провоцируешь людей оголять свои чувства. Причем не для них же самих, а для картинки. С другой - ты не можешь быть равнодушным, и начинаешь им сопереживать. Согласитесь, довольно сложно хладнокровно смотреть на человека, которого в детстве мама выбросила в лесу, а он потом чудом спасся и полжизни провел в детском доме, где его постоянно били и унижали. А ведь такой у нас была чуть ли не каждая история.

    Вот ты их уже почти любишь, ты за них болеешь, но при этом знаешь, что тебе нужно одно - вероломно вывести их из себя. С некоторыми это получалось легко, но многим нужен был психолог, который раскачивал их изнутри.

    Все дело в материале. Если его мало – это плохо. Не хватит, чтобы перекрыть нужный хронометраж. Много – тоже плохо, потому что его должен кто-то отсмотреть.

    Это были зэки, очень низкая социальная прослойка. Они круглосуточно матерились, «ботали по фене», пускали кружку чифиря по кругу, сидя на корточках, и рассказывали ужасающие подробности своих преступлений. Но вся наша группа по-настоящему ими прониклась. Когда один из них плакал на камеру, рассказывая о несчастной любви, в аппаратной все женщины одновременно достали носовые платки. Это уже потом мы поняли, что исправить их не получится, что большинство снова вернется в прошлую жизнь и, скорее всего, снова сядет, но в момент съемок нам казалось: вот же, вот же человек меняется, ему стыдно, он плачет и просит о помощи, посмотрите!

    Потом следовал монтаж. Каждый эпизод мы делали две недели, после чего еще неделю его переделывали. Мы в исступлении доказывали друг другу необходимость именно такого видеоперехода или именно такого словосочетания в тексте. И, конечно же, мы ссорились. Все со всеми. У нас у всех были свои любимчики, которых мы пытались показать в выгодном свете. Мы могли часами подбирать музыку для 30-секундного куска видео. Наш главный режиссер, не выдержав напряжения, как-то подошел к стене и пробил ее со всей силы кулаком. С другой стороны стены в этот момент сидел сотрудник, который неспешно монтировал свою часть программы. Удар пришелся чуть выше его головы. Он решил, что началось землетрясение. Оставшаяся дырка в гипсокартоне была сигналом всем входящим, что мы тут работаем не на жизнь, а на смерть.

    И если к концу проекта его участники действительно немного очеловечились, они начинали связно выражаться и выглядеть так, что люди не сразу прятали свои часы и кошельки, то мы - наоборот, теряли прежний облик. Мои друзья при встрече с порога предупреждали: «Давай только не о зэках». Мой словарный запас настолько обогатился жаргоном, что мама всерьез вызывала на разговор с попыткой напомнить о двух моих дипломах, ну и вообще - «ты же девочка».

    Я могла за секунду определить в транспорте, сидел человек или нет, наркоман или просто алкоголик, собирается что-то украсть или он в завязке.

    Казалось, эти ценнейшие знания теперь со мной навсегда. Если вдруг что, всегда смогу найти местечко в следственных органах - думала я.

    И когда мы сделали все эпизоды, написали и начитали все тексты, съели тонны фастфуда и выпили пачки успокоительного, программа наконец вышла в эфир. Мы, к счастью, все помирились, но честно признались друг другу, что психологически это был едва ли не самый сложный проект из всех возможных. Казалось бы, вот они — социальные фрики, бери и снимай. Ан нет, степень взаимопроникновения оказалось слишком высокой.

    Конечно, когда у тебя реалити-шоу с юными талантами или со звездами, все выглядит по-другому. Но это был мир отвергнутых, никому до этого не интересных людей, которым вдруг захотели поверить и дать шанс.

    Всем обычно интересно, чем все закончилось. Победитель, конечно, получил работу и даже машину. Последнюю потом успешно разбил. Да, большинство продолжило свой путь по наклонной. Один из них еще год звонил мне с просьбой то просто поговорить, то пополнить телефонный счет. Правда, звонил из СИЗО.

    Сегодня я, к счастью, не помню ни одного блатного выражения. Но опыт - опыт действительно неповторимый. Где бы я еще встретила таких людей? Очень надеюсь, что больше нигде.

    Стать звездой телеэкрана, слышать заветные «Свет, камера, мотор!», раздавать автографы на встречах с фанатами и позировать для папарацци на красной дорожке. У каждого есть шанс поучаствовать в съемках кино, сериала, телепередачи, клипа или рекламы.

    Как попасть в массовку, достойно ли оплачивается труд зрителя и актера массовых сцен и могут ли несколько секунд на заднем плане стать трамплином для актерской карьеры? Мы разобрались в этих вопросах,а заодно и поговорили с постоянными участниками массовых сцен об их работе и впечатлениях.

    На некоторые крупные телепроекты записаться в качестве гостя можно прямо на их официальном сайте. Именно так набирают, например, зрителей для съемок шоу Первого канала «Вечерний Ургант» – http://urgantshow.ru/form (по ссылке вы найдете анкету зрителя, заполнив которую, получите подтверждение и детали о времени съемок по электронной почте).

    А вот использовать для трудоустройства группы в социальных сетях бывалые актеры не рекомендуют:

    «Группы «Массовок и съемок» «ВКонтакте» – им нельзя верить. Приходили предложения, я проходил кастинги, попадая на разные роли (не только массовка), но в большинстве случаев это был «лохотрон», мол: «Извините, вы нам подходите, но вы должны заплатить, чтобы мы вас сняли». «ВКонтакте» искать не имеет никакого смысла, только через киностудии или знающих людей», – рассказывает студент актерского колледжа Данила.

    Естественно, основная масса предложений на всех этих сайтах относится только к москвичам, так как съемки проходят на московских телестудиях или в столичных клубах, а заканчиваются весьма поздно. Меньше, но все же немало предложений для актеров массовки в Санкт-Петербурге, в других городах России съемки проводятся значительно реже и набирают массовку там совсем не часто.

    Оплачивается ли труд актеров массовых сцен?

    Ценники за участие в массовых сценах кино или сериалов варьируются от 600 до 1000 рублей, реже предлагают большие суммы (как правило, больше тысячи платят за исполнение проходной роли с репликой).

    Подзаработать можно и на участие в съемках телепередач – как в качестве гостей на ток-шоу, так и в качестве зрителей в зале. Здесь платят от 150 до 600 рублей, реже предлагают большие суммы. Примерно такие же расценки и за участие в съемках музыкальных клипов, рекламных роликов.

    Для участия в оплачиваемых съемках, как правило, необходимо пройти кастинг как минимум заочный – по фото, а также точно соответствовать всем предъявленным работодателем параметрам (рост, размер одежды и обуви, длина и цвет волос, тип внешности, национальность и так далее).

    Такие кастинги проводятся нечасто, все чаще сейчас ограничиваются просто отбором по фото через электронную почту и интернет-форумы.

    «Требования к массовке не такие высокие, как к эпизодникам и исполнителям главных ролей, но все равно всегда нужно отдаваться на все 100% – вдруг тебя заметят, кому-то из режиссеров понравишься. Хотя некоторые актеры массовки халтурят, так как считают, что это не роль. И при этом такие вот актеры все же ждут грандиозных ролей! Даже если у тебя маленькая роль, надо так сыграть ее, чтобы запомниться всем!» – рассказывает нам Михаил о своем опыте участия в съемках детективных сериалов «Марьина Роща», «След» и других.

    Хотя оплачиваемых вакансий в этой сфере немало, по отзывам всех актеров массовки зарабатывать таким трудом себе на жизнь невероятно тяжело, если даже не сказать, что почти невозможно. Съемочный процесс требует от всех актеров постоянной полной концентрации, длительного ожидания, точного исполнения всех указаний режиссера, а питание и отдых для актеров массовки, как правило, не предусмотрены.

    «Статистам на «Модном приговоре» выдают 500 несчастных рублей за 12 часов съемок. Многие бабушки и дедушки, живущие неподалеку, находились в студии в течение этого времени без нормальной еды именно из-за этих денег», – Диана о съемках передачи «Модный приговор» для Первого канала.

    «Тем, кто отсидел съемку двух программ, заплатили по 300 рублей. На съемках встретила людей, которые только этим и зарабатывают. Они прожженные, в некоторой степени «свои» в Останкине, их знают в лицо организаторы – нелицеприятные тетки, которые собирают народ на съемки и звонят им, чтобы сообщить о времени очередных съемок», – Марина о съемках передачи «Закрытый показ» для Первого канала.

    «За деньги этим заниматься глупо. Только разве что из любви к искусству или стремления к сомнительной славе», – Анастасия о съемках в фильме «Царь».

    «Многие мои знакомые умудряются полностью себя обеспечивать на подобных заработках. Я, правда, не из их числа», – Виктория о съемках в молодежных телесериалах «Клуб», «Папины дочки», «Не родись красивой» и других.

    Массовка: а кто все эти люди и почему они здесь?

    «Тут началось какое-то движение, и организаторы стали собирать колонну людей. Мы с подругой попали в нее. Но тут по колонне пробежал шепоток: «Нас не берут! Эту колонну не берут!». Как-то мгновенно мы с подругой познакомились с двумя другими девочками, схватились за руки и побежали в конец той, движущейся, колонны. Нас почему-то никто не остановил. И мы спокойно прошли. На следующий день в школе нами все восхищались, потому что многие и правда не попали на съемки. И хорошо. Помирали бы там, как мы», – София о съемках фильма «Бой с тенью».

    Кто играет всех этих посетителей ресторанов, зрителей на концертах, безмолвных официантов, почтальонов, таксистов, продавцов, да просто прохожих на улицах? Самые обычные люди, чаще всего студенты, причем не обязательно театральных вузов, и пенсионеры. Для фильмов и сериалов постоянно требуется массовка, а потому попасть на съемочную площадку – задача несложная. Правда, сразу стоит учесть, что, как правило, это занятость на целый день – с самого утра до 10–11 часов вечера, а потому, работая 5/2 полный день или учась на дневном отделении, найти возможность для участия в съемках не так-то просто.

    – А по какому критерию отбирают? – спрашиваю я мужчину в ярко-оранжевой рубашке и синем галстуке.

    – Да кто понравится, кто по цвету подходит. Как декорации, каждому артисту – определенный цвет.

    – Нет, а что делать? Это же работа! Камера смотрит на тебя, ты должен улыбаться, смеяться, веселить их. Ты же для них работаешь! Включают фонограмму, выходит артист, а ты хлопай и улыбайся, а потом кричи: «С Новым годом!» Никому не интересно, что тебе совсем не весело. Ты должен быть смешным для НИХ, иначе – вон!»

    «Когда шла туда впервые, мне был очень интересен сам процесс съемок, поэтому я села в первом ряду и больше наблюдала за работой операторов и осветителей, нежели за тем, о чем говорили режиссер, Ургант и Гудков. Хотя когда Иван появился и как-то неожиданно возник у меня над головой, я чуть не свалилась со стула», – Диана о съемках шоу «Вечерний Ургант» для Первого канала.

    «Ты получаешь ценный опыт работы с камерой: учишься быть естественным, но при этом внимательным, сконцентрированным на поставленной режиссером задаче. Это не так просто, как многим кажется, ко всему этому нужно привыкнуть. Да и много знакомств на съемках я смог завести, полезные связи не помешают!» – Михаил об опыте участия в съемках детективных телесериалов «Марьина Роща», «След» и других.

    «Поскольку я шла на съемки телешоу впервые, мне хотелось развеять для себя некий миф шоу-бизнеса. Посмотреть, как это все снимается, насколько зрительный зал, виденный мной на экране, соответствует реальности на съемочной площадке, насколько люди рядом заинтересованы шоу, насколько живые их реакции. Ну и увидеть Ваню Урганта, конечно. Съемка приятно удивила: и шутки у Вани смешные, и живая музыка от группы «Фрукты» дарит оптимизм, и зрители вокруг искренне радуются», – Анастасия о съемках шоу «Вечерний Ургант» для Первого канала.

    Совпадают ли ожидания с реальностью?

    «Студия выглядит картонной, честно говоря, затянуто и скучновато, хотя героини программы действительно выглядят потрясенными, а Эвелина Хромченко смотрится очень профессионально. Но самое главное разочарование: голосование за лучшую одежду – оно фиктивное», – Диана о съемках шоу «Модный приговор» для Первого канала.

    «У меня от нашего мира кино такой негатив остался, что, не имея профессиональной подготовки, ушла работать гимнасткой в цирк. Лишь бы подальше. Хотя кастинги меня часто интересуют – как средство самопроверки», – Ирина о съемках в фильме «Выше неба».

    «Первое, что бросилось в глаза, когда мы сели на наши места, – это экраны над нашими головами, на которых появлялись указания к действиям: «смех», «аплодисменты», – Татьяна о съемках шоу «Вечерний Ургант» на Первом канале.

    «Сидели мы на каких-то пластмассовых лавках, после которых достаточно сложно разогнуться. Ну и самое главное разочарование – мы шли на «Закрытый показ» в надежде посмотреть хорошее кино, а заодно послушать мнения критиков и людей сведущих. Но не тут-то было. Показали нам заставку кинокомпании. Потом была пауза. И титры. Мол, пора и честь знать, ребятки», – Марина о съемках передачи «Закрытый показ» для Первого канала.

    «Снимаясь в сериалах, я не получаю такого большого удовольствия, как получил бы на съемках полнометражных фильмов. По слухам, в большом кино совсем другая организация, все более серьезно, строго, масштабно, работает очень большая съемочная группа. Я хотел бы погрузиться в эту атмосфера, работа в режиме нон-стоп меня вдохновляет», – Михаил о своем опыте участия в съемках детективных телесериалов «Марьина Роща», «След».

    Что сложного в работе массовки?

    Долгое ожидание, отсутствие нормальной еды, необходимость точно следовать указаниям режиссера. Многих расстраивает и то, что у актеров массовых сцен почти нет возможности пообщаться со знаменитыми партнерами по съемочной площадке.

    «Показали нам только титры, зато три часа философствований гостей и ведущего мы выслушали. Съемки первой программы закончились. Как выяснилось, следом должна была сниматься вторая программа, о чем нас конечно же не предупредили. Мы были злые и голодные, поэтому и подорвались домой…», – Марина о съемках передачи «Закрытый показ» для Первого канала.

    «Иногда тебя привозят на съемку зимой в десять утра, держат до закрытия метро, потом еще несколько часов ты ждешь свой гонорар и никто не думает добавить что-то на такси: «Зачем? Метро же откроется через полтора часа», – Виктория о съемках в молодежных телесериалах «Клуб», «Папины дочки», «Не родись красивой» и других.

    «Для массовки указание сидеть прямо, ногу на ногу не закидывать и хлопать по команде. Ты манекен. У тебя нет особой роли, ты должен быть, но незаметно и так, как нужно режиссеру. Вначале все интересно, вникаешь в процесс, подмечаешь детали. После двух часов уже сложно усидеть так, как нужно», – Ксения о съемках передачи «Давай поженимся!» для Первого канала.

    Отношение к массовке в актерском цехе

    Работа в массовке для многих – отличное начало актерской карьеры. Правда, бывают случаи, когда отношение к актерам массовки у актеров пренебрежительное. С чем это связано? С их собственным поведением.

    «За копейки ходить прохожими, на задних планах стоять – заслуживает уважения. Но есть и такие массовики, которые по невероятной случайности получили маленькие эпизодики и начинают строить из себя звезд», – Ринат, профессиональный актер.

    «Покормили и ладно. Мерзнете ли вы, неуютно ли вам, это никого не волнует. Вы не актеры, вы статисты. Вы легко заменимы и в кадре не важны. Если одна девочка или мальчик ушли или не приехали, то нехватающий народ иногда набирают прямо из мимо проходящих людей – таким можно даже не платить денег», – Вероника, актриса массовых сцен.

    Стать свидетелем того, что осталось за кадром!

    Всем известно, что нередко отснимают десятки дублей одной и той же сцены, добиваясь разных реакций у актеров, подбирая верный свет, создавая верные эмоции… Увидеть все эти эпизоды и узнать, что осталось за кадром, – ещё одна привилегия массовки.

    «Это было в Анапе на съемках «Ералаша». Прозвучало «Камера, мотор, начали!» и ребята – «отдыхающие детского лагеря» стали драться подушками. Пришел директор лагеря, роль которого играл известный артист Анатолий Журавлев. Когда он стал говорить свою реплику, в него полетела подушка и попала на сафит. Софит упал на Журавлева – это не было запланировано. Хотя он никаких серьезных ушибов не получил, съемки на этот день прекратились, так как он отказался дальше сниматься…», – эпизодник Михаил о съемках тележурнала «Ералаш».

    «Приободряли ведущие, особенно Гузеева. Она смешно лажает дубли и переговаривается с режиссером на абсолютно житейские темы, например обсуждает с ним, кто куда в отпуск поедет», – Ксения о съемках передачи «Давай поженимся!» для Первого канала.

    Ступеньки карьерной лестницы актера

    Свою карьеру многие актеры начинают с участия в съемках кино, сериалов и рекламных роликов в качестве массовки. Вот как выглядит вся эта пирамида:

    Массовка – участники режиссируемых массовых сцен, как правило, непрофессиональные актеры.

    Статист – отдельный участник массовки.

    Эпизодник – актер, исполняющий отдельную небольшую роль, возможно с текстом, но его герой не является значимым персонажем фильма или сериала.

    Часто: эпизодников набирают для съемок сериалов. Например, дальние родственники главных и второстепенных героев, появляющиеся лишь в одной серии, – роли эпизодников, официанты в новом ресторане или случайные спутники – эпизодников, любые случайные герои, встретившиеся лишь в одной серии, – эпизодников.

    Герои второго плана – постоянные действующие лица фильма или сериала, которые играют существенную роль в развитии сюжета, неоднократно появляются на экране, обладают кинопрошлым, их образы детально проработаны сценаристами.

    Нередко: звезды первой величины исполняют роли второго плана, ведь зачастую второстепенные герои обладают специфичным характером, их образы яркие и запоминающиеся. За исполнение ролей второго плана присуждают престижные кино-премии, в том числе и «Оскар».

    Главная роль – вершина карьерного роста актера.

    Может ли работа массовкой стать шагом на пути к славе?

    Леонардо Ди Каприо начал свою карьеру, сыграв эпизодические роли в сериалах «Розанна» и «Новые приключения Лесси», а после получил уже более крупную роль в другой мыльной опере – «Санта-Барбара».

    Орландо Блум начал карьеру с эпизодических ролей в телесериале «Несчастный случай». Стоит отметить, что Блум к этому времени имел актерское образование.

    С 15-секундного появления в ленте «Пожарная служба» начала свою карьеру и Джулия Робертс , которая в течение нескольких лет играла крохотные роли в малоизвестных фильмах, прежде чем смогла привлечь к себе внимание продюсеров и добиться ролей по крайней мере второго плана.

    Кира Найтли с детства снималась в качестве массовки, участвовала во множестве ТВ-шоу и получала эпизодические роли в сериалах.

    Сергей Безруков впервые снялся в кино в роли беспризорника в фильме «Похороны Сталина», его фамилия не значится в титрах. Лишь после неоднократного участия в киносъемках в качестве актера массовых сцен Безруков начал получать предложения на исполнение ролей второго плана.

    Кино о кино? Да!

    Историю жизни безработного актера по имени Энди Миллман, который всю жизнь мечтал пробиться в большое кино, но пока лишь добился места в массовке, рассказывает сериал «Массовка» . Всем тем, кто хочет подробнее узнать о жизни актеров массовки и взглянуть на все перипетии этой профессии со стороны, смотреть этот сериал рекомендуется!