• Крещение, что оно означает? И всё что с ним связано. Значение и смысл крещения

    Праздник Крещения Господня по-другому называется Богоявление, так как впервые явилась миру Пресвятая Троица именно в этот день — Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял в реке Иордан Крещение, и Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

    Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом: "… пришел Иисус в те дни из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна, а когда выходил из воды, увидел Иоанн тотчас разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

    Sputnik Грузия поинтересовался историей праздника Крещения Господня и какие традиции, обычаи и приметы связаны с ним в православии.

    Крещение Господне

    Христиане празднуют Крещение Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан с древних времен.

    Один из самых первых христианских праздников начали отмечать еще при жизни апостолов - о нем упоминается в апостольских постановлениях и правилах. Крещение Господне и Рождество до IV века были единым праздником, который назывался Богоявление.

    На Богоявление, в первые века христианства, крестили новообращенных — их называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами". Обычай освящать воду в водоемах был уже тогда.

    © photo: Sputnik / Yuri Kaver

    Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено около 377 года в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

    В Крещенский Сочельник пост строгий, и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это первый постный день, по сути, после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

    В некоторых восточных церквях осталось древнее совмещение праздников. К примеру, праздновать Рождество и Крещение Господне в один день — 6 января, продолжают армяне.

    Значение праздника Богоявлени, в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял крещение ради спасения людей, не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

    Традиции

    Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.

    Традиция освящения воды накануне праздника, как полагают, восходит к древнехристианской практике Крещения после утренней службы Богоявления оглашенных.

    Водосвятие в праздник Крещения Господня связано с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к традиционному месту крещения Иисуса Христа, в день Богоявления.

    © photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

    Особые исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой, были замечены еще в древней Церкви.

    И сегодня, после особого молебенного чина, в ходе которого исцеляющая благодать Святого Духа призывается на воду, по традиции, верующие в храме пьют крещенскую воду, умывают ею лицо, заполняют агиасмой свои бутылочки и уносят их домой.

    Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.

    Обычаи и обряды

    В глубокую древность уходят корнями традиции и обряды этого праздника. Завершал праздник Крещения Господня Святки, которые были периодом "без креста" по народному поверью, так как Иисус Христос, родившийся недавно, еще не был крещен.

    В этот день заканчивались также "страшные вечера", во время которых свободно разгуливали потусторонние силы в мире людей. В Крещенский Сочельник считалось, что эта нечисть становилась особенно опасной. Соответственно, многие обряды и традиции в старину проводили с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

    Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно - идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

    Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.

    За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "голодная кутья".

    За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством - в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

    На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

    Чтобы узнать свое будущее, люди в ночь на Крещение прислушивались к скотине, так как верили, что в Крещенский Сочельник у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком.

    Крещенский Сочельник также являлся последним днем, в который проводили святочные гадания - в эту ночь молодежь проводила последние посиделки с гаданиями, играми и песнями.

    По традиции, девушки гадали о суженом, о будущем — в эту ночь для гадания подойдут те же обряды, что и в Сочельник перед Рождеством и Старым Новым годом.

    Другие традиции и обычаи

    В праздник Крещения Господня с утра шли в церковь, где после обедни освящают воду Великим чином. Водосвятие как накануне, так и в день праздника проводится одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

    Затем всей семьей трапезничали - на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги".

    После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники - выпускали белого голубя из клетки.

    Sputnik

    Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

    На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

    На Крещение Господне девушки также пытались узнать свою судьбу — с самого утра в праздник они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым проходил здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что свою вторую половинку они скоро встретят. Ну а если ребенок или пожилой человек — любимого им не встретить в ближайшем будущем.

    Приметы

    В старину люди по крещенским приметам, в том числе и связанным с погодой, пытались узнать, что принесет им наступивший год и какой урожай их ожидает.

    Метель на Крещение Господне — быть урожаю. Если сучья на деревьях погнет снег — будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев указывало, что грибов и ягод летом будет мало.

    Метель также указывала, что на Масленицу будет холодно, а сильные южные ветры — предрекали грозовое лето.

    Плодородие ягнят старики предрекали, если звезды в крещенский вечер блестят и горят.

    Звездное небо в Крещенскую ночь - верная примета того, что ранней будет весна, а лето и осень — очень теплыми и дождливыми.

    Весна может начаться с сильных паводков и разлива рек, если Крещение Господне совпало с полнолунием.

    Спокойный год без каких-либо неприятных потрясений предрекает безветренная погода и ясное небо в праздник Крещения Господня. Эта примета указывает на то, что можно смело начинать что-то новое - строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Соответственно, все взвешенно принятые решения принесут только положительные результаты.

    Большой снежный покров или снегопад является хорошим знаком, что указывало на то, что никаких страшных эпидемий и болезней не предвидится до следующего Крещения Господнего.

    А дождь или очень сильный ветер на Крещение Господне, указывали на то, что наступивший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане.

    В ночь на Крещение на стол ставили серебряную чашу, наполнив ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться, и какое желание успеете прокричать над чашей в тот момент, то и сбудется.

    Девушки собирали в чистом поле крещенский снег и лед, которым обтирали лицо, чтобы оно было белым да румяным.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой - во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

    Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия.

    Патриарх АлексийII призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание или окропление.

    При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова:

    «Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь».

    Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов.

    Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств.

    Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.

    Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

    В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.

    Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем, совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс.31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»).

    Священник совершает миропомазание и затем с крещённым и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим.6:3-11) и Евангелие (Мф.28:16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.
    Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

    • обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
    • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
    • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
    • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
    • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душакаждого человека призвана стать невестой Бога);
    • хождение вокруг купели - символ вечности;
    • пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

    После крещения совершаются

    • Миропомазание,
    • Воцерковление и
    • Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

    Крещение младенцев

    В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей.

    Они несут ответственность за христианскоевоспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию.

    Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского-женщина.

    Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время

    В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры.

    Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф.19:14).

    Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше.

    В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

    До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе, а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца).

    При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола).

    Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один).

    И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне. Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо.

    До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом.

    До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

    Крещение подростков и взрослых

    В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена».

    В крещении детей как правило принимают участие крёстный отец и крёстная мать (крёстные родители, или просто крёстные).

    Хотя для крещения мальчика достаточно крёстного отца, а для девочки - крёстной матери.

    После крещения крёстные между собой и родителями ребёнка называются кумовья.

    Фотогалерея

    Полезная информация

    Крещение в православии

    Символика таинства

    Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу.

    Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу.

    Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя:

    «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…»

    Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос.

    Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

    Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

    03.10.2011

    Всякое религиозное действо суть инициация, посвящение, магическая процедура. В чем оккультная суть христианского крещения? Когда вы дочитаете текст до конца, вы ужаснетесь, но, тем не менее, дочитать стоит.

    Рожденный в семье ребенок незримыми нитями связан со своим Родом, его жизненной силой и мудростью, благодаря чему получает поддержку и покровительство своих Предков и родных Богов на протяжении всей своей жизни. Энергия Родовой любви наполняет глубоким смыслом и содержанием всю жизнь человека, радостью творить на благо Рода.

    Но что происходит, когда еще несмышленого младенца несут в церковь для проведения ритуала крещения? Происходит перекрытие естественных каналов связи с Родом и насильное подключение ребенка к христианскому эгрегору. Насильное потому, что никто не спрашивает ребенка - желает он креститься или нет. Один уже тот факт, что по существующим правилам на крещение ребенка не допускается его мать - самый близкий для него человек, о многом говорит и должен как минимум заставить задуматься. Непонимание же родителями скрытой составляющей данного ритуала приводит к отрезанию ребенка от силы и мудрости Рода, а также делает возможным перенаправление части его жизненной энергии в христианский эгрегор. Вот почему во время крещения дети плачут и кричат, ведь это для них единственная возможность таким образом выразить свой протест.

    Формально, исходя из догматического богословия, крещение трактуется как рождение для «духовной жизни», мол, родившись из утробы, человек родился только для физической жизни, чтобы стать христианином и иметь шанс «войти в царствие небесное», необходимо крещение. С точки зрения христианской церкви, как католической, так и «православной», которая на самом деле является Левославной, некрещеный младенец - «поган».

    Слово-то какое! Только что родился, а уже - «поган»! С точки зрения христианских теологов, все что «разверзается ложесна», все кто зачинаются и рождаются естественным биологическим путем, все это изначально порочно, грязно, гадко, мерзко, в полном соответствии с доктриной о «непорочном зачатии», ибо если только одно зачатие за всю историю человечества было непорочно, стало быть, все остальные зачатия - порочны! То есть все, что рождено должно погибнуть, так как смерть вошла в жизнь через «грехопадение», и единственный шанс спастись и «обрести жисть вечную» - это крещение.

    Собственно говоря, подобные процедуры существовали во многих культурах, и в индуизме, и в различного рода эзотерических орденах, древних мистериях, тайных обществах, существуют они и поныне в традиционных сообществах, так называемых «колыбельных цивилизациях». В индуизме, прошедший обряд посвящения назывался «дваждырожденный» и получал право на изучение Вед и участия в ритуале.

    Значение обряда

    Обряды крещения и Вечери Господней - это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога.

    Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определенным условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Святого Духа. Прежде чем человек обретет дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, "Господь - оправдание наше" (Иер. 23:6).

    Крещение - это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в триединое имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: "Выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому". И для них исполняется обетование: "Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6:17, 18).

    Подготовка ко крещению

    Кандидатов ко крещению необходимо тщательнее готовить. Они нуждаются в более верном наставлении, чем то, что обычно дается им. Тем, кто недавно пришел к истине, нужно разъяснять принципы христианской жизни. Никто не может полагаться на свое исповедание веры как на доказательство того, что он имеет спасительную связь со Христом. Мы не только должны говорить: "Я верю", но и жить в согласии с истиной. Только сообразуя свои слова, манеры и характеры с волей Божьей, мы доказываем, что имеем связь с Ним. Всякий раз, когда кто-либо отрекается от греха, который есть беззаконие, его жизнь приводится в совершенное повиновение и соответствие закону. Это и есть работа Святого Духа. Свет внимательно исследуемого слова, голос совести, воздействие Духа рождают в сердце истинную любовь ко Христу, Который отдал Себя в жертву для искупления человека, его духа, души и тела. Любовь являет себя в послушании. Ясное, отчетливое различие проявится между теми, кто любит Бога и соблюдает Его заповеди, и теми, кто не любит Его и не обращает внимания на Его указания.

    Верные христиане должны с усердным интересом вести убежденные души к точному познанию праведности во Христе Иисусе. Если кто-либо допустит, чтобы стремление к эгоистичным прихотям возобладало в их жизни, то истинным верующим как обязанным дать отчет следует бодрствовать над этими душами. Они не вправе пренебрегать верным, нежным, заботливым наставлением, настолько необходимым для новообращенных, на этом этапе нельзя допускать нерешительных действий. Самый первый опыт обязательно должен быть верным.

    Сатана не хочет, чтобы кто-либо сознавал необходимость полного подчинения Богу. Когда душа отказывается смириться, тогда грех не оставляется; влечения и страсти стремятся к господству; искушения смущают совесть, и истинного обращения не происходит. Если бы все братья и сестры сознавали борьбу, которую каждая душа должна вести с сатанинскими силами, стремящимися опутать, увлечь и обольстить, то они прилагали бы гораздо больше усердного труда ради тех, кто неискушен в вере.

    Эти души, предоставленные сами себе, часто подвергаются искушениям и не сознают их пагубность. Они должны понять, что их преимущество - просить совета. Им следует искать общества людей, способных помочь им. В общении с теми, кто любит и боится Бога, они получат силу.

    Наши беседы с этими душами должны носить духовный, ободряющий характер. Господь замечает столкновения каждой слабой, сомневающейся, борющейся души, и Он поможет всем, кто взывает к Нему. Они увидят перед собой отверстое небо и ангелов Божьих, восходящих и нисходящих по той самой ярко сияющей лестнице, по которой они пытаются взобраться.

    Работа родителей. Родителям, дети которых желают принять крещение, надо потрудиться; им следует верно наставить детей и побудить их исследовать себя. Крещение - это самый священный и важный обряд, и люди должны вполне понимать его значение. Он означает покаяние во грехах и начало новой жизни во Христе Иисусе. Здесь не должно быть неуместной поспешности в принятии таинства. Пусть родители и дети принимают во внимание необходимую цену. Соглашаясь на крещение своих детей, родители дают святой обет самим себе быть верными управителями детей, наставлять их в деле формирования характера. Они обещают с особым интересом оберегать этих овечек стада, чтобы они не бесчестили веру, которую исповедуют.

    Необходимо с самых ранних лет давать детям духовные наставления, причем наставлять следует не в духе осуждения, но в духе радости и счастья. Матерям надо неустанно бодрствовать, чтобы искушения не прокрались к детям в том виде, в каком они не могли бы распознать их. Родители должны оберегать своих детей с помощью мудрых, добрых наставлений. Как лучшие друзья этих неопытных созданий родители обязаны помогать им побеждать, быть победителями. Родителям надо принимать во внимание, что их дорогие дети, старающиеся поступать справедливо, являются маленькими членами Божьей семьи, и им следует быть искренне заинтересованными в том, чтобы помогать детям выравнивать стези на царственном пути послушания. С нежной заинтересованностью родители должны учить день за днем их тому, что значит быть детьми Божьими и как отдавать волю в послушание Ему. Учите детей, что послушание Богу подразумевает послушание родителям. Это должно быть ежедневной, ежечасной работой. Родители, бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, и делайте ваших детей своими соработниками.

    Когда приходит самый счастливый период в жизни детей, когда они всем сердцем любят Иисуса и желают принять крещение, тогда поступайте с ними верно. Прежде чем они совершат обряд крещения, спросите их, является ли главной целью их жизни труд для Бога. Затем расскажите им, с чего следует начинать. Это первые уроки, и они значат очень и очень много. Простыми словами учите детей, как им совершать свое первое служение Богу. Сделайте работу как можно более понятной. Объясните, что значит отдать себя Господу, как делать, пользуясь советом родителей-христиан, именно то, что предписывает Его Слово.

    После добросовестного труда, если вы удовлетворены тем, как ваши дети понимают смысл обращения и крещения и что они уже являются поистине обращенными, пусть они будут крещены. Но, я повторяю, прежде всего приготовьте себя к служению верных пастырей, чтобы направлять стопы неопытных детей на узкий путь послушания. Бог должен действовать через родителей, чтобы они могли подавать своим детям правильный пример в любви, обходительности, христианском смирении и в полной отдаче себя Христу. Если вы даете свое согласие на крещение ваших детей и затем позволяете им поступать по их выбору, не сознавая особого долга хранить их стопы на прямой стезе, значит, вы сами понесете ответственность в том случае, если дети утратят веру, мужество и интерес к истине.

    Работа пастора. Кандидатам, достигшим зрелости, следует понимать свои обязанности лучше, чем их младшим братьям и сестрам; но пастор церкви должен трудиться ради этих душ. У них есть порочные наклонности и привычки? Долг пастора состоит в том, чтобы проводить особые встречи с кандидатами на крещение. Устраивайте с ними библейские чтения, беседуйте и молитесь с ними и ясно излагайте им Божьи требования. Зачитайте им учение Библии об обращении. Покажите, что является плодом обращения, доказательством того, что они любят Бога. Откройте им, что истинное обращение - это перемена в сердце, мыслях и намерениях. Вредные привычки должны быть оставлены. Грехи злоречия, зависти, непослушания должны быть отвергнуты. Необходимо бороться с каждой греховной чертой характера. И тогда верующий сможет осознанно применить к себе обетование: "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7:7).

    Проверка кандидатов

    Собирающиеся креститься не проходят стадию ученичества в той мере, в какой это должно быть. Необходимо выяснить, будут ли кандидаты просто называться адвентистами седьмого дня или они готовы встать на сторону Господа, выйти из мира, отделиться и не прикасаться к нечистому. Перед крещением нужно тщательно расспросить кандидатов об их жизни. Пусть эта беседа будет не холодной и сдержанной, но доброжелательной и нежной; укажите новообращенным на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Доведите до разума кандидатов на крещение требования Евангелия.

    Одним из вопросов, по поводу которого должны быть наставлены недавно пришедшие к вере, является их отношение к одежде. С новообращенными нужно обходиться правильно. Тщеславны ли они в одежде? Лелеют ли они гордость в сердце? Идолопоклонство в одежде - это нравственная болезнь, ее нельзя брать с собой в новую жизнь. В большинстве случаев подчинение евангельским условиям требует решительной перемены в одежде.

    В одежде не должно быть небрежности. Ради Христа, свидетелями Которого мы являемся, нам надо стараться выглядеть как можно лучше. На время служения в скинии Бог определил каждую деталь одежды священников. Нас учат, что Он обращает внимание на одежду тех, кто служит Ему. Весьма определенными являются указания в отношении одежды Аарона, потому что его облачение было символичным. Так и одежда последователей Христа должна быть символичной. Во всем нам надо выглядеть Его представителями. Наш внешний вид во всех отношениях должен быть опрятным, скромным и чистым. Слово Божье не одобряет перемен в одежде, сделанных только в угоду моде, лишь бы мы выглядели по-мирски. Христиане не должны украшать себя роскошными одеяниями или драгоценностями.

    Слова Писания относительно наших платьев и костюмов необходимо внимательно изучать. Нам надо понять то, что Господь небес ценит даже в вопросе одежды. Все, искренне желающие иметь благодать Христову, будут внимать драгоценным словам наставления, вдохновленного Богом. Даже стиль одежды отражает евангельскую истину.

    Кто изучает жизнь Христа и проводит в жизнь Его учение, те уподобятся Христу. Их влияние будет подобно Его влиянию. Они явят здравый характер. Ходя смиренным путем послушания и исполняя волю Божью, они будут оказывать влияние, которое засвидетельствует продвижение дела Божьего и здоровую чистоту Его работы. В этих вполне обращенных душах мир должен видеть свидетельство освящающего воздействия истины на человеческий характер.

    Познание Бога и Иисуса Христа, выраженное в характере, возвышает над всем, что есть на небе и на земле. Это наивысшее образование. Это ключ, открывающий врата небесного града. Бог хочет, чтобы все, облекшиеся во Христа посредством крещения, получили это познание. И долг слуг Божьих - открыть таким душам преимущество их высокого призвания во Христе Иисусе.

    Организация обряда

    Когда есть возможность, крещение лучше совершать в чистом озере или чистой реке. Старайтесь сделать это событие как можно более торжественным. На таком служении всегда присутствуют ангелы Божьи.

    Брат, руководящий обрядом крещения, должен стремиться к тому, чтобы это событие произвело неизгладимое, святое влияние на всех зрителей. Каждый церковный обряд нужно проводить так, чтобы он возвышал и участников, и зрителей. Следует избегать всего банального и дешевого и не допускать того, чтобы происходящее низводилось до уровня заурядного события. Нужно учить наши церкви с большим уважением и почтением относиться к священному богослужению. Поскольку служители совершают обряды, связанные с богопочитанием, они при этом воспитывают и готовят людей. Маленькие дела, которые воспитывают, обучают и дисциплинируют душу для вечности, имеют огромное значение в деле возвышения и освящения церкви.

    В каждой церкви кандидатов на крещение следует обеспечить специальной одеждой. Не следует относить данные расходы к ненужной трате средств. Это одно из положений, требуемых для выполнения предписания: "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).

    Не хорошо, когда одна церковь рассчитывает занять у другой одежду для крещения. Часто случается, что когда возникает необходимость в этой одежде, то ее нигде нельзя найти; некоторые люди, бравшие одежду на время, не возвращают ее. Каждой церкви следует позаботиться о своих нуждах в этом плане и создать специальный фонд. Если вся церковь объединится в данном деле, оно не будет тяжелым бременем.

    Одежды для крещения нужно изготовлять из прочного материала темного цвета, чтобы вода не испортила их, и следует утяжелить их внизу. Они должны быть хорошего фасона, аккуратными, сделанными по утвержденному образцу. Не следует украшать, гофрировать и отделывать их. Все показное, будь то отделка или украшения, является в данном случае совершенно неуместным. Когда кандидаты понимают значение обряда, они не стремятся украшать себя. При всем том не должно быть ничего убогого и непристойного, то есть оскорбительного для Бога. Все, имеющее отношение к этому святому обряду, должно как можно более полно отражать совершенную подготовку.

    Период после крещения

    Обеты, которые мы принимаем во время крещения, включают в себя многое. Во имя Отца, Сына и Святого Духа мы погружаемся в подобие смерти Христовой и восстаем в подобие Его воскресения, дабы жить обновленной жизнью. Наша жизнь должна быть связана с жизнью Христа. Отныне верующий должен помнить, что он посвящен Богу, Христу и Святому Духу. Принимая во внимание эти новые отношения, верующий должен отодвинуть все мирские соображения на задний план. Публично он заявляет, что больше не хочет жить в гордости и самоугождении. Он больше не вправе жить беспечной, равнодушной жизнью. Он заключил завет с Богом. Он умер для мира. Он должен жить для Господа, использовать для Него все доверенные ему способности, никогда не упуская из виду, что он носит Божью печать, является подданным царства Христа и причастником Божественного естества. Он должен предать Богу всего себя и все, что у него есть, используя все свои дарования во славу Его имени.

    Обязательства духовного соглашения, входящие в силу при крещении, являются взаимными. Когда люди с искренним послушанием выполняют все, что от них требуется, они имеют право молиться: "Да будет известно. Господи, что Ты Бог в Израиле". Ваше крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа является гарантией того, что если вы прибегните к Их помощи. Они помогут вам в каждом критическом случае. Господь услышит и ответит на молитвы Своих искренних последователей, носящих иго Христа и учащихся в Его школе кротости и смирению.

    "Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол. 3:1-3).

    "Итак облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны... И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (ст. 12-17).

    Праздник Крещения Господня отмечается Православной церковью 19-го января (при переводе даты на новый стиль). Полное название праздника – Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник наступает сразу после 11-ти дней, отданных Святкам. разделяют два православных праздника – Рождество и Крещение (6 и 19 января соответственно). Праздник называется Крещением в память о библейских событиях крещения Иисуса в реке Иордани (также этот день называется Богоявлением).
    Рождеству предшествует длинный Рождественский Пост (с 28-го ноября по 6-е января), после Рождества – время «светлых вечеров», иначе Святки, когда на столе после долгого перерыва появляется изобилие блюд, 18-го января – вновь строгий пост (правда, очень короткий, это Крещенский сочельник), наконец, 19-го – Богоявление. Что важно и полезно знать о празднике, рассказывает МирСоветов.

    О празднике Крещения Господня

    Из детства многим памятны мультфильмы вроде «Ночь перед рождеством», памятны произведения Николая Гоголя, в которых немало места уделено, собственно, Святкам. Детское восприятие легко выделяет Рождество, идущие за ним полторы недели Святок с колядованием, а вот Крещение памятно немногим. Вероятно, о празднике не остаётся впечатлений у тех, кто живёт вдали от больших водоёмов, где можно зимой пробить знатную крещенскую прорубь, что в больших городах, согласитесь, сделать проблематично…
    Уже Церковный Собор середины 6-го века официально именовал 12 дней между Рождеством и Крещением праздничными. Первоначально праздник Крещения назывался «Епифания», что, собственно, переводится как Явление (другой вариант – «Теофания», иначе Богоявление). Иисус в евангельские времена был крещён в воде Иордани Иоанном Крестителем, из чего вышел обычай – пробивать в этот день прорубь в виде креста и нырять в неё голым (в странах с православным вероисповеданием, где зимой водоёмы замерзают). Также одно из названий праздника – Просвещение.
    Богоявление относится к двунадесятым православным праздникам, выделенным церковью. Двунадесятыми называются 12 самых важных после Пасхи праздников в православной традиции.
    Крещение считается третьим праздником в иерархии православных: важнее Крещения считаются только праздники и .
    Крещение у многих из нас ассоциируется именно с обрядом «крещения», то есть обращения в православное вероисповедание. Многие люди подгадывают день своего обращения к православию именно под этот праздник.
    Крещение у большинства ассоциируется и с так называемыми «крещенскими морозами», когда длительное время стоят очень низкие температуры, но стужа, тем не менее, не сбивает праздничного настроения.
    Отличительной особенностью поведения духовенства в этот день является то, что на праздник оно облачается в ризы белого цвета.
    Во время Святок пост не соблюдается, в день 18-го января отмечается Навечерие Богоявления Господня, иначе Крещенский сочельник. Его мы упоминаем как необходимый элемент, поскольку в вечер Крещенского сочельника делаются необходимые подготовления к празднику Крещения.
    Праздник также принято называть «Светами» или «Святыми светами» (на Иисуса в этот день сошёл Дух Святой, также в этот день на землю является Бог, неся с собой Свет Неприступный – отсюда альтернативное название). Также полное название праздника в Церкви – Богоявление Господне Крещение.
    Всенощное богоявленское бдение включает великое повечерие, литию, утреню и первый час.
    Великое повечерие представляет из себя молитвенный сплав из трёх частей (со вступительными и заключительными молитвами) и совершается вместе с утреней (в великое повечерие читается отдельно от утрени). Исходя из названия, эти молитвы суточного круга произносятся вечером.
    Сама утреня являет собой ранние утренние молитвы. Утреня также состоит из трёх частей, в первой из которых вы испрашиваете благословения на предстоящий день и упоминаете свои грехи (так называемое Шестопсалмие), во второй прославляются святые лица из церковного календаря сегодняшнего дня, в третьей вы читаете хвалебные псалмы Иисусу.
    Лития с греческого переводится как «усердная молитва», она следует сразу за ектенией (ектения является молитвой покаяния). По содержанию лития является молитвой об отвращении стихийных бедствий.
    Молитва первого часа посвящена наступающему дню (в это время как раз восходит солнце – наступает 7-ой час утра).
    Суточный круг молений состоит из 9-ти богослужений: помимо названных это вечерня (за ним следует великое повечерие), полунощница (за ним следует утреня и первый час), молитвы 3-, 6-, 9-го часов и Божественная Литургия.

    Традиции, о которых нужно помнить

    Одна из крещенских традиций называется водоосвящением.
    Водоосвящение – церковная традиция, связанная с очищением святой водой. Официально мероприятие называется Великим водоосвящением, вода, освящённая в церквях 19-го января, считается святой и называется крещенской. Крещенской также считается вода, освящённая в вечер крещенского сочельника. Бывают, конечно, случаи, когда вам не удастся достать святой воды – вы, например, живёте вдали от храмов; говорить о «замене» святой воды тут не приходится, но взять вместо неё можно воду, «подобную святой» – это вода из любого природного источника, почерпнутая в ночь перед Богоявлением.
    Некоторые не придают особого значения тому, куда ставить освящённую воду. По заведённой традиции она ставится в то место, где дома стоят иконы. В холодильник её ставить не стоит, поскольку считается, что святая вода не портится под воздействием внешних факторов.
    Освящение воды происходит в память об евангельских событиях (освящение вод реки Иордан при крещении Иисуса Христа), в церкви оно происходит дважды – в канун праздника, то есть в Крещенский Сочельник, и, собственно, в день Богоявления. При этом символ церкви, Крест Господень, трижды опускается в воду, прежде чем она становится освящённой. Причём существует небольшая особенность: первый раз вода освящается обязательно в помещении церкви, а во второй – по возможности, это происходит у любого источника, к которому есть доступ (однако это правило не является обязательным).

    Крещенский день

    Начинается крещенский день с молитвы, с того, что вы обращаетесь за благословением к Богу. Потом вы умываетесь и принимаетесь за святую воду, если вы заранее озаботились тем, чтобы получить её домой.
    Процесс принятия святой воды не так прост, как кажется на первый взгляд. Её не следует выпивать залпом, конечно же: святая вода поглощается постепенно, большинство пьют её с маленькой ложечки. Питьё воды лучше производить, шепча про себя или творя мысленно молитву.
    Нюанс, связанный с тем, принимаете вы лекарства или нет, играет свою роль: если принимаете, приём придётся осуществить после того, как попьёте святой воды. По сути, после приёма святой воды уже можно возвращаться к «обыденной» жизни: ваши личные дела, ваш завтрак, ваши телефонные звонки родственникам, ваше общение с домашними.
    На самом деле освящённую крещенскую воду можно «разбавлять», целительных свойств это нисколько не уменьшит. Считается, что даже капля освящённой воды, упавшая в стакан с обычной водой, эту воду освящает.
    Освящённой водой следует обрызгать все помещения дома, в котором вы живёте, только тогда вы можете чувствовать себя и свой дом полностью «очищенными».

    Праздничная еда

    Не будем говорить про веселье Святок, когда можно есть абсолютно любую пищу.
    В Крещенский сочельник, согласно посту, разрешается строго ограниченное количество блюд: вам придётся есть постные кушанья на основе мёда, изюма.
    В великое повечерие нужно говеть (то есть подготавливать себя к исповеди и очищению от грехов) до принятия освящённой воды. Есть строго предписано всего один раз – после Божественной Литургии. В пищу идёт сочиво – блюдо из пшеницы, грецкого ореха, мака – всё это на меду.
    Для сочива зёрна пшеницы промываются в воде несколько раз (прежде их растирают ступкой), чтобы совсем избавиться от плевел и ненужных растительных частиц. Далее варится «пшеничная» каша, к которой добавляется мёд по вашему собственному усмотрению. Мак отдельно от зёрен пшеницы размолачивают в блюдце, получая маковое «молочко», к которому опять же добавляется мёд, разбавленный горячей водой. Получившуюся массу смешивают с «пшеничной» кашей (собственно, с сочивом), если продукт на выходе получился слишком густым, разбавляйте его до нужных вам кондиций тёплой водой. Далее следует процедура добавления грецких орехов.
    В сочиво на рисовой основе добавляется изюм.
    На самом деле вопрос крещенской проруби – отдельный вопрос.
    Эта традиция имеет в себе как православный, так и славянский языческий подтекст, подразумевающий всеобщее народное ликование, не выплеснутое целиком в весёлые святочные дни.
    Крестный ход начинается рано утром. Прорубь вырубается во льду ближайшего источника заранее – в форме креста, напоминая и символизируя собой иорданские события двухтысячелетней давности. Крещенская прорубь так и называется – иордань. Купание в ней начинается также рано утром, с молитвами и развевающимися по ветру полотнами православной церкви.
    Обычно перед крещенскими прорубями выстраиваются гигантские очереди, в которых ждут своей минуты люди самых разных возрастов. Можно опускаться в прорубь совсем без одежды, можно – в накидке. После того, как будет пройдена («проплыта») прорубь – вас ждёт тёплая шуба и горячая кухня: зависит от размаха мероприятия. Иногда такие «купания» готовятся за неделю до самого праздника.
    Теперь в местах, где проходят массовые купания, обычно не обходится без дежурства милиции и скорой помощи. Мало ли что может случиться.
    Купание в церковной проруби может проходить как в Крещенский Сочельник, так и в день Богоявления.
    Сама процедура довольно простая как с виду, так и по сути: вы окунаетесь с головой в ледяную воду трижды, шепча или громко произнося «Во имя отца, сына и святого духа. Аминь».
    Так, в России уже долгие столетия проходит праздник Крещения Господня. Сущность его за века нисколько не изменилась, как и отношение к празднику православных людей.