• Советские пенсии: как было при Ленине, Сталине, Хрущеве. Какая была пенсия в ссср? добавить свою цену в базу комментарий Первым пособием введенным в ссср было

    По сегодняшним меркам размер пенсии в СССР почти не отличался от тех, что получают .

    СССР во многом сделал весомый вклад в политику современной России. Именно во время существования сверхдержавы было создано всеохватывающее пенсионное обеспечение. Этот исторически важный закон был издан 14 июля 1956 года.

    Согласно ему на заслуженный отдых имели право женщины с двадцатилетнем стажем работы и мужчины с двадцатипятилетней продолжительностью трудовой деятельности.

    При этом завершали свою карьеру люди в том же возрасте, что и : мужчины — в 60 лет, а женщины — в 55.

    Для расчёта пенсионного оклада использовали 2 варианта:

    1. По желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней.
    2. За основу брался оклад человека, получаемый им за год до достижения пенсионного возраста.

    В 1980 году в Советском Союзе значительно выросло количество пенсионеров. Однако, это не помешало государству своевременно оплачивать им пенсию на том же уровне, с учётом инфляции, что и раньше. Средний размер пенсионного оклада в эти годы составил 67 рублей .

    Размер пенсии в 1985 году

    В 1985 году, благодаря инфляции и повышению уровня жизни, пенсия в СССР достигла своего пика, её средняя величина равнялась 72 рублям . При этом колхозники получали значительно меньшую сумму, чем городские жители. Их пенсия в среднем составляла 47 рублей.

    Средняя пенсия

    За весь период существования СССР размер среднего пенсионного обеспечения потерпел существенные изменения. Причиной этому была не только инфляция, но и существенный рост уровня жизни среди советских жителей.

    И, если в начале 1970-х годов средняя пенсия составляла лишь 34 рубля , то к 1986 году, эта сумма возросла до 76 рублей . В целом, пенсионный оклад тех лет вполне соответствует денежной сумме, получаемой и современными пенсионерами.

    Максимальная пенсия

    В СССР максимальная пенсия составляла 120 рублей. На неё могли рассчитывать городские жители, работающие в сферах умственного труда: это инженеры, врачи и учителя. Естественно, её получали люди, проработавшие полный стаж.

    Читайте о том, сколько сейчас получает бывший глава государства и руководитель КПСС в Советском Союзе .

    Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

    Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

    Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

    В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

    Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

    Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

    С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

    В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

    Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

    В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

    В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

    Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

    В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

    Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

    <Для тех, кто хочет узнать больше>

    Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

    Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

    Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

    С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

    Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

    Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

    Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

    Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

    Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

    Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

    Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

    Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты - 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

    На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

    При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

    Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

    Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

    Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

    Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

    В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

    Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

    Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

    Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

    Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

    Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

    Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

    Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

    Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

    В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

    При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

    Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

    Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись. К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы. Возраст значения не имел.

    На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

    Пенсионная реформа в СССР

    Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

    В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

    • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
    • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
    • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

    Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

    Возрастные критерии

    Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

    1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
    2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
    3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
    4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
    5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

    Принципы начисления пенсии

    Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

    Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

    • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
    • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
    • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

    Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

    Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

    Особые категории


    Персональные пенсии

    Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

    Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

    Военные

    Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

    Работники сельского хозяйства

    До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70. При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

    Инвалиды

    Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

    • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
    • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
    • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
    • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

    Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

    Элита

    В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

    Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

    Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

    Когда появилась?

    Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

    В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

    • общие требования пенсионной системы;
    • возрастные критерии и период трудового стажа;
    • порядок выплата пенсии;
    • единый порядок расчета;
    • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.

    Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

    Плюс советской пенсионной системы - все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

    Характеристика пенсионной реформы СССР

    Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

    1. Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени - 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
    2. Пенсию назначали по следующим категориям:
      • по старости;
      • инвалидности;
      • по потере кормильца;
      • за выслугу лет.
    3. Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим - из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры – несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
    4. Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.


    1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
    2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
    3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин :
      • активное старение жителей страны;
      • уменьшение численности работающего населения;
      • распространение системы досрочного оформления пенсии;
      • низкий уровень доходов;
      • падение цены на нефть;
      • сокращение объема производства;
      • дефицит бюджета.
    4. С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
    5. В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд) .

    Стаж работы

    Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

    Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше , а именно:

    • шахтеры;
    • сотрудники горячего цеха;
    • работники текстильной промышленности;
    • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
    • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет - стаж не меньше 20 лет;
    • женщины, воспитывающие инвалидов детства - стаж 20 лет.


    Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

    • достижение соответствующего возраста;
    • общий стаж от 5 лет;
    • стаж перед оформлением пенсионных отчислений - 3 года и выше.

    Средние показатели пенсии

    Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

    Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

    Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

    Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

    Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

    Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

    1. Непрерывный стаж от 15 лет - 10% к пенсии;
    2. Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) - 10%;
    3. Стаж более 25 лет на одном предприятии - 20%.

    Сколько была минимальная пенсия?

    Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

    Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

    • не работающим лицам;
    • не имеющим стаж выше 20 лет;
    • колхозники - большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.

    В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

    По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

    Максимальные критерии пенсионных выплат

    Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей .

    На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

    При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

    Пенсия народных депутатов

    В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.


    В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

    Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта - ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

    К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

    Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

    • возраст 65 лет;
    • наличие российского гражданства;
    • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.

    В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа - высокий размер бюджетных расходов.

    Пенсионные выплаты колхозникам

    В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

    В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

    Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

    Выделим основные особенности:

    • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
    • стаж - от 20лет;
    • минимальные показатели пенсии - 12 рублей;
    • максимальные критерии – 102 рубля;
    • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
    • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
    • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
      • беременные женщины;
      • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
      • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
      • инвалиды.

    Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

    В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

    Закон о пенсии

    Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

    В законе закреплены такие важные моменты, как:

    • максимальный пенсионный возраст;
    • стаж;
    • среднемесячный размер пенсии и прочее.

    Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

    С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

    Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

    Мария Васильевна Тищенко с 1956 по 1991 год (35 лет) отработала бухгалтером на разных столичных предприятиях в транспортной и строительной отраслях, снабжении.

    В 1991 году Мария Васильевна вышла на пенсию при зарплате 312 рублей. Сейчас на календаре 2017 год, и ее пенсия составляет 300 BYN.

    «АиФ» попросил нашу читательницу вспомнить, как начислялась пенсия в СССР.

    Все едины

    14 июля 1956 года в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях». Пенсионный возраст был одинаков во всех союзных республиках: по достижении 55 лет для женщин и 60 лет - для мужчин. Для рабочих и служащих с тяжелыми условиями труда: 55 лет - для мужчин (при стаже не менее 25 лет), 50 лет - для женщин (при стаже не менее 20 лет).

    Для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах: 50 лет - для мужчин (при стаже не менее 20 лет); 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет). Для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет).

    Верхний потолок пенсии был 120 рублей в месяц. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

    Годы и стаж

    Сегодня в Республике Беларусь размер пенсии, в том числе по возрасту (за выслугу лет), зависит от продолжительности общего (страхового) стажа работы и размера получаемой до назначения пенсии заработной платы, на которую начислялись и из которой уплачивались обязательные страховые взносы.

    В СССР пенсия зависела от рабочего стажа и размера зарплаты. Расчет пенсии производился из учета либо средней зарплаты, которую человек получил за год до выхода на заслуженный отдых, либо по его выбору за «пятилетку» из любых 15 лет непрерывной работы. Так, женщина, отработав 20 лет, а мужчина - 25 лет, получали пенсию в размере 55% заработной платы. Если же женщина работала свыше 20 лет, а мужчина - более 25 лет, то за каждый отработанный год к пенсии начислялся еще 1%. То есть чем больше работаешь, тем выше пенсия.

    Но в сумме эти проценты и по первому, и по второму пункту не должны были превышать 75% заработной платы. Получалось, что человек мог работать хоть 50 лет, но на пенсии больше 75% заработной платы не получил бы.

    Также если работник не выработал минимальный стаж, то пенсия ему назначалась пропорционально отработанному времени.

    Кроме того, если у работника была небольшая зарплата за год до выхода на пенсию, но он долго работал, по закону разрешалось оформить пенсию, которая выходила совсем небольшой, но не получать ее 14 месяцев. За это время работник мог найти более высокооплачиваемое место и получать пенсию исходя из зарплаты за этот год. Например, кладовщица на тонкосуконном заводе с зарплатой в 80 рублей могла получить всего 44 рубля пенсии. На 14 месяцев ее переводили на работу с высокой зарплатой и потом по-новому пересчитывали пенсию.

    Также Мария Васильевна уточнила, что для рабочих был установлен потолок - в сумме зарплата и пенсия не могли превышать 300 рублей.

    Помню, рассчитывала зарплату бригаде маляров. Они заработали по 290 рублей. Тогда все считалось вручную. В итоге на 290 рублей зарплаты получалось 10 рублей пенсии.

    Поэтому приходилось выбирать: жить на одну пенсию или подыскивать себе такую работу, чтобы суммарный доход не превышал установленные для них рамки, потому что в случае превышения лимита пенсия автоматически уменьшалась на сумму превышения.

    Страховые взносы

    Особенностью советской системы пенсионных выплат было отсутствие централизованного единого пенсионного фонда.

    Страховые взносы - регулярно уплачиваемые обязательные отчисления от заработной платы и иных подобных доходов - предприятия в советские времена также платили.

    Сегодня из сумм этих взносов финансируются пенсии, больничные листы и другие социальные выплаты. Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется действующим законодательством Республики Беларусь.

    Сейчас организация уплачивает в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) 34% фонда заработной платы, и 1% удерживается от заработной платы работника.

    Но ведь все эти расходы предприятия вкладывают в себестоимость своей продукции. Неудивительно, что цены на белорусские товары такие высокие. И склады завалены… - отметила Мария Васильевна. - В советские времена предприятия отчисляли всего 6,8% страховых взносов. А из заработной платы работников вычитали только профсоюзные взносы. Вот и сопоставьте. И денег хватало на выплаты пенсий. Тогда пенсии выплачивали сами предприятия. Составлялась специальная форма отчета. Из этих средств оплачивались больничные листы, путевки в дома отдыха и санатории, начислялись пенсии. В СССР вопросами труда и социальной защиты занимались профсоюзы. Выигрывало то предприятие, на котором трудились больше молодых: у них денег на все хватало.

    Также мне непонятно, почему молодым матерям декретные платят из страховых взносов. А потом жалуются, что не хватает денег на повышение пенсий! Пусть бы платили из бюджетных средств.

    А где два года?

    Еще один важный момент: в СССР персонифицированного учета не было. Он ведется с 2003 года. ФСЗН может рассказать обо всех периодах начиная с 2003 года, когда наниматель уплачивал за вас страховые взносы, а также о размере заработной платы. До 2003 года можно только узнать, платил ли ваш работодатель взносы в ФСЗН. Персонифицированными они не были. Чтобы получить информацию, нужно обратиться в Фонд социальной защиты населения по месту жительства с паспортом и написать заявление.

    Мария Васильевна считает, что система персонифицированного учета - совсем не на стороне работников.

    С 2016 года при назначении пенсии требуется минимальный стаж с уплатой страховых взносов не менее 15,5 года. Ежегодно страховой стаж будет увеличиваться на полгода. Мне непонятно: почему выбросили 2001 и 2002 годы? Тогда люди ничего не слышали об этих взносах. Получается, что в сумме их стаж - только 14 лет. А где теперь им взять эти два года? Нет минимального страхового стажа — готовься получать социальную пенсию?